Подпишитесь на наш Телеграм 24 октября — 190 лет с того дня, как отошел ко Господу преподобный Зосима (Верховский), удивительнейший, прекраснейший представитель восточнохристианской мистико-аскетической культуры — и посмотрите когда расцветший: последняя треть XVIII — первая треть XIX века, чудовищное время ужесточенных до предела крепостного права, государственных абсолютизмов, секуляризма, взлета атеизма, материализма — в это время этот офицер Преображенского лейб-гвардии полка екатерининского времени (вспомните, чем было в нравственном и политическом смысле это время: «галантный» либертинаж рабовладельческих элит при сверхэксплуатации торгуемого как скот народа), этот дворянин, что он делает? — уходит как древние пустынники из Империи в Пустыню; к кому? — к «мужику», крестьянину, пустынножителю преподобному Василиску (Гаврилову): локальная победа Пустыни над Империей, взрыв, подаривший нам удивительные тексты прп. Зосимы; давайте в качестве начала знакомства с ними посмотрим, какие жанры здесь можно различить. Житие-мемуар Портрет прп. Зосимы «Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским» — жемчужина русской агиографической литературы. Тут не просто житие; это мемуар ученика о своем старце, друга («дружелюбие», «содружество» — важный концепт дискурса Зосимы) о своем друге, с которым они вместе прожили 30 лет. Текст такой богатый, что мы тут вынуждены ограничиться только немногими черточками. И первое: удивительнейшее, прекраснейшее, чистейшее, такое «лесковское» сочетание детскости языка, характеров, коллизий этого текста — с тонкостью, глубиной его мистико-аскетического дискурса. Василий (будущий прп. Василиск) происходил из «экономических крестьян» (секуляризованных, то есть переведенных в юрисдикцию государства, монастырских крестьян: все тут ужасно, в каждом слове), из нищей семьи, был вынужден, как и его братья, просить милостыню. Итак, нищета и к ней вот какой ряд: повинности, розги, паспорт. Братья образуют что-то вроде монастыря в миру («богомолы»): не женятся (младший Василий женится, но вовлекает жену в практики «богомолов», обманывает зятя — аскетические ценности побеждают семейные; в итоге этот брак распадается в пользу пустонножительства), молятся, читают (для чего специально осваивают грамоту) духовную литературу и т.

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

поиск:   разделы   рассылка Василий Никифоров-Волгин Солнце играет Прозаик, журналист, драматург Василий Акимович (Иоакимович) Никифоров родился 24 декабря 1900/6 января 1901 г. в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии. Вскоре после его рождения семья переехала в Нарву. Закончил церковно-приходскую школу при Свято-Владимирском братстве. Был псаломщиком в Спасо-Преображенском соборе (до 1932 г.). С 1923 г. сотрудничал в нарвских газетах. В 1926 – 1927 гг. вместе с С. Рацевичем редактировал " Новый нарвский листок " , пользовался псевдонимом " Волгин " . Изредка публиковался в финляндских, таллиннских, рижских газетах и журналах. Первая премия за рассказ " Земной поклон " на конкурсе молодых авторов, проведенном таллиннским Литературным кружком (1927). С 1927 г. активно участвовал в деятельности нарвского общества " Святогор " , руководил его литературным кружком. Вместе с Л. Аксом редактировал журнал " Полевые цветы " (1930). Премия за рассказ " Архиерей " на литературном конкурсе журнала " Иллюстрированная Россия " (1935). С 1935 г. регулярно печатался в газете " Сегодня " . С середины 1930-х годов в Таллинне, домашний учитель и воспитатель внука генерала Ю. Штуббендорфа. Сборники рассказов " Земля именинница " (1937), " Дорожный посох " (1938). В мае 1941 г. арестован органами НКВД, в августе 1941 г. в Кирове приговорен к расстрелу за книги антисоветского содержания, расстрелян 14 декабря 1941 г. Борьба с пасхальной заутреней была задумана на широкую ногу. В течение всей Страстной недели на видных и оживленных местах города красовались яркие саженные плакаты: " Комсомольская заутреня! Ровно в 12 ч. ночи. Новейшая комедия Антона Изюмова " Христос во фраке " . В главной роли артист Московского театра Александр Ростовцев. Бездна хохота. Каскады остроумия " . До начала спектакля по всем улицам города прошел духовой оркестр для зазыва публики. Впереди оркестра ражий детина в священнической ризе и камилавке нес наподобие церковной хоругви плакат с изображением Христа в цилиндре. По бокам шли комсомольцы с факелами. Город вздрагивал. К театру шла толпа. Над входом горели красными огнями электрические буквы " Христос во фраке " . На всю широкую театральную площадь грохотало радио – из Москвы передавали лекцию " о гнусной роли христианства в истории народов " .

http://religare.ru/2_79505.html

«Прагматик, твердо стоящий на земле, с сердцем, устремленным к Богу» Памяти Саввы Ямщикова 27 июля 2009 года девять дней с кончины Саввы Васильевича Ямщикова – патриота, борца за сохранение нашей исторической памяти, народных традиций, бессмертного искусства. Публикуемое ниже интервью (2005 года), одно из немногих (Савва Васильевич не любил давать интервью), – дань нашего к нему уважения и памяти. Становление – Савва Васильевич, уже само ваше редчайшее имя предполагает мой первый вопрос: каковы ваши корни? – Мои предки по материнской линии – из крестьян Калужской и Брянской губерний. Дед, Василий Андреевич, как и многие тогда, был раскулачен, хотя никогда не прибегал к услугам наемных рабочих, и сослан на 15 лет в то самое Шушенское. Здесь он и умер, так и не свидевшись с женой и шестерыми детьми. Пережить те страшные времена, помноженные на военное лихолетье, нашей семье помогла только вера в Бога. Бабушка, Екатерина Ивановна, строго соблюдала традиции и каноны старообрядчества. С малых лет запомнил я праздничные службы в храме на Преображенской заставе, чин и порядок в котором помогали поддерживать чудом избежавшие страшной участи многочисленных сталинских жертв наши близкие и дальние родственники. – Ваше детство пришлось на военные годы. Что запомнилось? – Что запомнилось? Немало. Жили мы с мамой, Александрой Васильевной (мой отец, Василий Андреевич Ямщиков, умер в 1944 году), в железнодорожных бараках на Павелецкой набережной, напротив Новоспасского монастыря. Мама работала на транспорте, а я, пятилетний пацан, вставал чуть свет, чтобы на маневровой станции украсть ведро угля: надо было топить барак, где мы жили, – дров-то тогда не было. Запомнилось бесконечное стояние в километровых очередях за хлебом… Номерки, написанные химическим карандашом на моей ладошке… Радость от найденных картофелин, утерянных при разгрузке вагона… Но вот что удивляет до сих пор: таких «оборзелых» людей, как сейчас, тогда не было. Даже и в этих нескончаемых очередях взрослые старались пропустить детишек без очереди! Такой черствости, равнодушия и хамства не было ни в военное, ни в послевоенное время. Те суровые годы воспитывали и меня, и моих сверстников, научили серьезному и честному отношению к окружающим.

http://pravoslavie.ru/31310.html

Свято-Димитриевский храм в пос. Ромодан. История основания церкви в Ромодане тесно связана со строительством в конце XIX века железной дороги в этом поселке. Дело в том, что до того, как Ромодан стал железнодорожным узлом на перекрестке линий Киев–Полтава–Харьков и Кременчуг–Бахмач, это поселение не было большим, и его население посещало Свято-Преображенский храм в селе Шарковщина, что в 7 километрах. И в конце 70-х годов XIX века Ромодан стал значительно разрастаться, и количество дворов в нем быстро достигло двух тысяч. Потребность в местном храме становится явной. Поэтому в 1877 году на средства железной дороги здесь возводится первая, деревянная, церковь, помещение которой сохранилось до 20-х годов XX века. Ее здание было удлиненное в плане, высокое, но не очень большое (со временем она была служебным помещением). Быстро выяснилось, что эта церковь не может удовлетворить потребностей прихожан. Понимая это, местная вдова генерала от инфантерии Екатерина Семеновна Белявцева выделяет землю под церковь и церковноприходскую школу вблизи собственного жилья и выступает главным инициатором строительства новой, уже каменной, церкви. Благочестивая меценатка также закрепляет за будущим храмом и название – Свято-Димитриевский. Вероятно, это связано с именем Небесного покровителя Его Императорского Высочества Великого князя Димитрия Романова, собственника конного завода в с. Дубровка Миргородского уезда. Возможно, князь был в близких отношениях с семейством Белявцевых, людьми влиятельным на Полтавщине. Уместно отметить, что госпожа Белявцева имела в Ромодане немного земли, но под строительство подарила значительный и самый лучший участок своих владений. Основателями новой церкви стали князь Виктор Мещерский, мещанин Василий Кривонос (первый староста храма), благодетели Василий Клоповский, Илья Мирошниченко и др. Значительную помощь в строительстве и содержании церкви оказали местный землевладелец Павел Врагов и торговец Иван Бегма. Но больше всех заботилось о храме дворянское семейство Каховских: Николай Каховский, управляющий у помещиков Белявских, жил напротив церкви и после Василия Кривоноса много лет служил в ней старостой. Усилиями этих людей и началось земная жизнь Свято-Димитриевского храма.

http://sobory.ru/article/?object=20027

Скачать epub pdf Ничто не предвещало петербуржцу, студенту исторического факультета в миру Всеволоду Александровичу Кривошеину, четвертому сыну министра при императоре Николае II., оказаться на Афоне, стать автором всемирно известных святоотеческих и теологических трудов (о пр. Симеоне Новом Богослове , Св. Григории Паламе , о молитве и многих других). Более того, когда Всеволод в 1919 году вступил в Белую армию к Дроздовцам, он скорее помышлял о военной карьере, по примеру своих братьев – Василия, Олега, Игоря и Кирилла. Он не был особенно религиозен, но всю гражданскую войну проносил нательную иконку св.Варвары, которая сберегла его от шальной пули и высветила будущий горний Афонский свет. Именно Афон, куда он поехал паломником в 1925 и остался послушником, сделал владыку Василия таким, каким он был: смиренным монахом, ведущим скромную жизнь, сохраняя при этом свободу мысли и слова. Человек глубокой эрудиции, полиглот, несмотря на все сложности, с которыми ему пришлось столкнуться в Церкви, именно правда и любовь заставила владыку Василия всю жизнь оставаться верным Московскому Патриархату. Как всякий пожилой человек, а тем более монах, он готовился к смерти и заранее написал завещание. В нём он подробно описывает, как он желает распорядиться своим монашеским скромным имуществом, и главным богатством – библиотекой – в 1500 томов, которую он завещает Ленинградской духовной академии. А начинается это «Завещание» со слов: « Я, нижеподписавшийся, Василий Кривошеин , архиепископ Брюссельский и Бельгийский, Православной Русской Церкви в Бельгии, Московского Патриархата, бельгийский гражданин, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, объявляю своим завещанием, что после моей кончины и архиерейского отпевания тело моё должно быть похоронено в склепе 582/50 купленном на моё имя на брюссельском кладбище Иксель». Этому желанию не суждено было сбыться именно потому, что дольний поднебесный путь, был проложен иначе для Владыки…он был отпет в храме, где был крещён и упокоился в городе на Неве, в котором родился. 12 сентября 1985г. он был приглашён совершить Божественную литургию по случаю празднования памяти св. Благоверного князя Александра Невского в Спасо-Преображенский собор. Именно здесь, ровно 85 лет назад над ним было совершено Таинство Святого Крещения. После литургии ему стало плохо и уже 24 сентября 1985 года, на Серафимовском кладбище его тело было предано земле. Из разговора двух старушек на кладбище: « Кого же хоронят?» – « Святого человека, который за границей жил. За ту святость Бог его и привёл на Родине умереть».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

«Христианину остается скорбеть и терпеть» 22 сентября/5 октября Церковь вспоминает священномученика Вениамина (в мире Воскресенского Василия Константиновича), епископа Романовского (позже Тутаевского), викария Ярославской епархии. Епископ Вениамин был одним из тех архипастырей, которые были возведены в этот высокий сан в первые годы советской власти и, совсем недолго послужив Церкви, остаток дней своих провели и окончили в заключении. Этот ярославский викарий, сегодня не очень известный, в 1920-х годах снискавший большой авторитет в епархии и за ее пределами, оказал заметное влияние на церковную ориентацию широкого круга мирян и клириков. Епископ Вениамин был призван к архипастырскому служению в 50-летнем возрасте, когда б о льшая часть его деятельной жизни была уже позади. Силы свои он отдал делу образования, в течение многих лет служа преподавателем последовательно Кутаисской, Тифлисской, Вятской, Вологодской и Ярославской семинарий, потом общеобразовательной школы 1-й и 2-й ступеней. Наделенный большими музыкальными способностями, в Тифлисском императорском музыкальном училище (теперь – Тифлисская консерватория) он дополнил богословское образование высшим музыкальным по классу теории музыки. В дальнейшем на протяжении всех лет преподавания Василий Константинович занимался с церковными хорами воспитанников учебных заведений. Одним из основных принципов церковного пения он полагал соответствие религиозному настроению молящихся и был благоговейным ценителем церковно-певческих традиций, считая, что «местные напевы – священное достояние местного церковного предания» . Ярославский период его трудов начался в 1911 году. И вскоре Василий Константинович стал одним из самых активных деятелей духовного просвещения Ярославской епархии. Его душевно-нравственный уровень был так высок, что вызывал удивление и уважение членов учебной корпорации Ярославской семинарии. В 1915 году он был приглашен в число сотрудников Проповеднического кружка, основанного архиепископом Ярославским и Ростовским Агафангелом (Преображенским). Известность и авторитет Василия Константиновича Воскресенского были очень велики. В 1919 году ярославским епархиальным собранием духовенства и мирян он был избран кандидатом в члены нового состава Епархиального совета.

http://pravoslavie.ru/4489.html

Чкаловск. Храмовый комплекс. Церкви Вознесения Господня и Анастасии Узорешительницы. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:не позже 1797. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Чкаловск, прибрежная часть акватории Горьковского водохранилища Координаты: 56.759899, 43.267678 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Город Чкаловск возник в XII веке и назывался тогда Василёва Слобода в честь своего основателя, князя Василия Юрьевича, сына Юрия Долгорукого. Основанием создания поселения послужило то, что оно служило запасным пунктом обороны для Городца. Когда Юрий Долгорукий отвоевал у черемисов городок Малый Китеж, он переименовал его в Городец Радилов и посадил там воеводой своего сына Василия Юрьевича. Город стал центром притяжения для окрестного марийского населения, причем в последующем именно марийцы и их обрусевшие потомки составили основную часть горожан. Василий в свою очередь, чтобы иметь запасной пункт обороны от набегов угорских народов, построил на правом берегу крепость, которую назвали Василёва Слобода. В XIV—XVII веках Василёва Слобода принадлежала князьям Шуйским и была их родовой вотчиной. Её последним хозяином из рода Шуйских был царь Василий IV Иванович. С 1610 по 1764 год Василёва Слобода была владением московского Вознесенского монастыря, после слобода стала государственным экономическим селом. В 1950-е годы в связи со строительством Горьковской ГЭС большая часть Чкаловска попала в зону затопления. Пришлось перенести большую часть домов, на новом месте был отстроен и судостроительный завод.  Источник: http://chkalovsk.narod.ru/about.html   Вознесенская церковь, каменная (1755):, престолы: главный Вознесения Господня, приделы: правый Благовещения Пресвятой Богородицы., левый. св. Николая Чудотворца. 2-ая церковь при ней, каменная (1797), теплая, влмч. Анастасии. Земли 19 д.-дом. цер.-, в приходе 8 деревень, православных 278 м. 344 ж., раскольников 53 м. 60 ж. Иерей Афан. Ник. Преображенский, 49 л., ок. семинарию, в приходе с 1895 г., законоучитель, имеет скуфью (1896). Псаломщик И. П. Громов, 24 л., из 4 кл. д. уч., в приходе с 1902 г. Церковный староста Г. В. Наумов (1902).

http://sobory.ru/article/?object=22344

1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф.9:16–17; Мк.2:21–22 и Лк.5:36–39) Однажды приступили к Иисусу Христу фарисеи с учениками Иоанна Предтечи и Крестителя глаголюще: почто мы и фарисеи постимся много, ученицы же твои не постятся ( Мф.9:14 ; Мк.2:18 )? Вопрошавшие указывали на то, что они содержат посты. Ученики Иоанна подражали своему учителю, который был великим постником. Фарисеи соблюдали посты, которые наблюдались и всеми евреями. Кроме этого, они имели посты обетные. Фарисей, вошедший в храм с мытарем помолиться, указывал Богу на то, что он постится два раза в неделю ( Лк.18:12 ). Словом, вопрошавшие Спасителя говорили правду. Иное дело, каков по качеству был пост учеников Иоанновых и фарисеев? Первые постились так, как и словом и примером своей жизни научил их Креститель Господень. Он был назорей т.е. Богу посвященный. Он не пил вина и никакого опьяняющего напитка. Еще при благовестии о рождении, Ангел Божий сказал его отцу, священнику Захарии, что «он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера» ( Лк.1:15 ). Видно, братие, велика добродетель в очах Божиих трезвость. Блаженны те, которые трезвятся. Пьянство же есть величайшее зло и тяжкий грех пред Господом. Так и слово Божие говорит: «горе тем, которые храбры пить вино» ( Ис. 5:11,22 ), и в другом месте – «пьяницы царствия Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). С величайшею и самою строгою трезвостью Иоанн Предтеча соединял воздержание в пище. Он, как известно, жил в пустыне и питался акридами и диким медом, пищею бедняков. А одежду он имел из верблюжьего волоса. Кожаный пояс опоясывал чресла его. Так бедно и скромно жил великий Пророк, о котором сам Спаситель сказал: не восста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя ( Мф.11:2 ). По учителю судите об учениках. Сам строгий постник, он учил посту и воздержанию и своих учеников. Может быть, они усилили обычный свой пост с того времени, когда Иоанн Креститель посажен был Иродом под стражу. Постились и фарисеи. Но как? Спаситель о посте их вот что говорил: «Они, постясь, принимают на себя, мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» ( Мф.6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

2. Притча о званных на вечерю (Лк.14:16–24; зач. 76) Человек некий сотвори вечерю велию и зва многи ( Лк.14:16 ). Кто это человек некоторый? – Бог Отец. Хотя Бог есть Дух, но в свящ. откровении Он и представляется нам часто человекообразно и вот даже именуется человеком. Конечно, дух ни плоти, ни костей, ни форм не имеет. Но, по снисхождении к человеку, Сам Бог Свои совершеннейшие свойства благоволил обозначить доступными и ясными для человека формами. Так Бог приписывает Себе руки, очи, сердце и др. Не думайте, что Бог Дух может иметь таковые члены. Значит, под ними только нужно разуметь свойства Божии. Руки означают всемогущество Бога, очи – всеведение, сердце – благость и любовь Его к тварям. Мы часто говорим: десница Всевышнего хранит человека. Толкуй это так: Господь, по Своему благому всемогуществу, сохраняет и спасает человека от бед. Вот и в притче Господь наш Иисус Христос Своего единосущного Отца назвал человеком. Но по действию сего человека мы сейчас приметим, что не человек это делает. Он устрояет великую вечерю и зовет многих. Нередкое явление составляют званные вечери. Как будто и нет ничего в этом достойного удивления. Да для притчи и требовался образ близко знакомый слушателям. Но раскройте покров приточный. Что же будет означать велия вечеря? Царство Божие от начала мира предопределенное или святая Церковь . Велико это царство и необычайно. Царем в нем Сам Бог . Члены его суть тьмы ангелов и спасающиеся люди ( Евр.12:22–24 ). Да и уготована эта вечеря на все времена. Она уже открылась в раю для безгрешных прародителей. Преслушание праотцев лишило их блаженства на вечери Божией до времени. Вход был закрыт. Но неложно было слово Бога о том счастливом времени, когда настанет год вечери. Во весь ветхозаветный период времени вечеря как бы уготовлялась. Избранный Богом народ еврейский получал звание на вечерю. Приходили посланники Божии и возвещали людям о сем. Прошли тысячи лет после печального события падения прародителей. Когда исполнилось предопределенное время, явился на землю Бог Сын во плоти, Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

2. Притча о растущем семени (Мк.4:26–29) Спаситель, поучая слушателей притчами, разными чертами изображал Царство Божие. И глаголаше: тако есть и Царствие Божие, якоже человек вметает семя в землю. «И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю ( Мк.4:26 ). Царство Божие, о котором благовествовал Господь Иисус Христос, есть Церковь Его. А Церковь Святая, как мы уже говорили, есть общество людей, которые соединены между собою верою в Бога и Господа Иисуса Христа и Святого Духа, Божиим законом, священным начальством и таинствами. Господь Иисус Христос есть Глава и Царь ее, а она есть духовное тело Его. Дух Святой живет и действует в Церкви, сообщая верующим членам ее освящение и дух Христов, и соединение с Ним. Как общество людей, соединенное со Христом, Главою, Святая Церковь одною стороною обнимает небо, а другою землю. Обе стороны соединены во Христе. Земная половина Церкви, неразрывная с небесною, великое дело совершает на земле. Ей поручено уловлять людей во спасение их. Со времени греха прародителей дух злобы получил свободный доступ к ним и потомкам их и некоторую власть над ними. Как противник Бога, он и старается увлекать людей на свою сторону. И погиб бы совсем род человеческий, если бы не пощадил Его Господь Бог. Он благоволил даровать людям Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. А сей, Спас наш, явившись на землю, как Богочеловек, основал Церковь Свою, поставил в ней священноначальников, даровал ей благодать Святого Духа и определил ее действия на земле да скончания веков. Не насилием, не войнами открылось Божие Царство на земле, а кротким призывом к покаянию. Тем, которые откликаются на призыв, даруются великие благодеяния, духовные дары: всыновление, освящение и оправдание пред Богом. Чада гнева Божия становятся чадами любви, наследниками вечных благ. Грешные, нечистые омываются и освящаются. Слуги сатаны переходят на служение Богу. Христос воцаряется в душе верующего члена Церкви Святой. Сей Царь и направляет волю его. Он уже чувствует, что в душе его живет Христос, и нет для него иного господина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010