Албанская диаспора в США образует две епархии в составе Константинопольского Патриархата и Православной Церкви в Америке. Православная Церковь в Польше Титул предстоятеля: Его Блаженство, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши. После войны Советской России с Польшей в 1920 г. к последней отошли обширные территории Западной Белоруссии, Волыни и Виленского края (часть Литвы) с многочисленным православным населением. Кроме того, на территории Польши имелась Варшавская епархия, духовно окормлявшая до Первой мировой войны православное население российских владений в Польше. В 1923 г. Польское правительство потребовало от митрополита Варшавского Георгия (Ярошевского), чтобы Православная Церковь в Польше перестала даже номинально быть связанной с Московским Патриархатом и объявила о своей автокефалии. В 1924 г. Константинопольский Патриархат предоставил ей такую автокефалию, однако Патриарх Московский и всея Руси Тихон ее не признал. Только в 1948 г. Московский Патриархат официально признал автокефалию Православной Церкви в Польше. К этому времени она потеряла подавляющее число своих приходов, монастырей и верующих, поскольку Западная Украина, Волынь и Виленский край тогда уже входили в состав СССР. В настоящее время Православная Церковь в Польше духовно окормляет проживающих в стране православных, главным образом белорусов и украинцев, число которых достигает не менее пятисот тысяч человек. Православная Церковь в Чешских землях и Словакии Титул предстоятеля: Его Блаженство, Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии. История Православной Церкви в Чешских землях и Словакии началась после Первой мировой войны, когда группа чешских старокатоликов (тех, кто откололся от Католической Церкви, не желая признать провозглашенный в 1870 г. догмат о непогрешимости (безошибочности) Папы в вопросах веры) решила соединиться с Православной Церковью. Их деятельность по распространению православия имела некоторый успех, так что в 1921 г. в Чехословакии была образована епархия Сербской Православной Церкви. Кроме того, в это время в стране появилось немало беженцев из России, которые также открыли свои церковные общины. Первый православный епископ-чех святой Горазд (Павлик) , геройски погиб в 1942 г. от рук немецко-фашистских оккупантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Распоряжение митрополита вызвало всеобщее сочувствие, и при горячем сочувствии генерал-губернатора Васильчикова, которого некоторые считают инициатором самого этого дела, быстро ознаменовалось успехом. Вслед за киевской пошла волынско-варшавская епархия с архиепископом Арсением, в следующем же году ставшим преемником Исидора в Киеве. Уже к концу года церковных школ в киевской епархии было, вместо прежних пятнадцати, 151 с более 3.600 учащимися, а в волынской – 893 с 4.000 учащихся. Киевское дело вызвало полное одобрение синода, который обещал со своей стороны всяческую поддержку и высказался, что учреждение сельских школ для распространения грамотности среди крестьянского населения может повести к ожидаемым от них благотворным результатам только в том случае, когда, если не единственными, то главными наставниками и блюстителями их будут сельские священники, на которых сама Церковь возложила священную обязанность наставлять детей в вере и благочестии. После этого вопрос оказывался решённым. Вслед за киевской и волынской епархиями к концу года подсчитали новооткрытые церковные школы и другие епархии. Расцвет начался на юго-западе, во внутренней же России дело шло туго. В 1860 году волынская епархия считала 1.055 школ с 10.100 учащихся, подольская 1.263 с 20.100 учащихся, черниговская 764 с 18.300 учащихся, минская 347 с 4.300 учащихся, литовская 175 с 2.000 учащихся, и в то же время костромская 12 с 244 учащимися, саратовская 3 с 176 учащимися, тульская 1 с 52 учащимися и т. д. В 1861 году обратил на то дело особое своё внимание государь и повелел представлять ему ежемесячные сведения о церковных школах. Духовенство, окрылённое высочайшим вниманием, удвоило старания: за апрель 1862 года числилось во всех епархиях уже 21.328 школ с 370.000 учащихся. Но рядом с этими бесспорными успехами духовенства в деле народного образования, как это ни странно, развивалось противодействие всему делу в светских кругах, в которых тогда получал господство позитивизм. Высказывалось, что приёмы и способы обучения народа духовенством не рациональны и предъявлялось требование отнять дело народного образования из рук духовенства и передать его всецело в министерство народного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Распоряжение митрополита вызвало всеобщее сочувствие, и при горячем сочувствии генерал-губернатора Васильчикова, которого некоторые считают инициатором самого этого дела, быстро ознаменовалось успехом. Вслед за киевской пошла волынско-варшавская епархия с архиепископом Арсением, в следующем же году ставшим преемником Исидора в Киеве. Уже к концу года церковных школ в киевской епархии было, вместо прежних пятнадцати, 151 с более 3.600 учащимися, а в волынской – 893 с 4.000 учащихся. Киевское дело вызвало полное одобрение синода, который обещал с своей стороны всяческую поддержку и высказался, что учреждение сельских школ для распространения грамотности среди крестьянского населения может повести к ожидаемым от них благотворным результатам только в том случае, когда, если не единственными, то главными наставниками и блюстителями их будут сельские священники, на которых сама Церковь возложила священную обязанность наставлять детей в вере и благочестии. После этого вопрос оказывался решенным. Вслед за киевскою и волынскою епархиями к концу года подсчитали новооткрытые церковные школы и другие епархии. Расцвет начался на юго-западе, во внутренней же Россия дело шло туго. В 1860 году волынская епархия считала 1.055 школ с 10.100 учащихся, подольская 1.263 с 20.100 учащихся, черниговская 764 с 13.300 учащихся, минская 347 с 4.300 учащихся, литовская 175 с 2.000 учащихся, и в то же время костромская 12 с 244 учащимися, саратовская 3 с 176 учащимися, тульская 1 с 52 учащимися и т. д. В 1861 году обратил на то дело особое свое внимание государь и повелел представлять ему ежемесячные сведения о церковных школах. Духовенство, окрыленное высочайшим вниманием, удвоило старания: за апрель 1862 года числилось во всех епархиях уже 21.328 школ с 370.000 учащихся. Но рядом с этими бесспорными успехами духовенства в деле народного образования, как это ни странно, развивалось противодействие всему делу в светских кругах, в которых тогда получал господство позитивизм. Высказывалось, что приемы и способы обучения народа духовенством не рациональны и предявлялось требование отнять дело народного образования из рук духовенства и передать его всецело в министерство народного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сарайская см. Крутицкая Севская Севской десятины жилые данные церкви: Материалы для истории церквей Орловской епархии. 1628–1746. М., 1904. Т. 1. См. также Орловская . Смоленская Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 1864. Редков Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Т. 1. Таврическая Гермоген (Добронравов), еп. Таврическая епархия. Псков, 1887. Тамбовская Хитров Г. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Харьковская Историко-статистическое описание Харьковской епархии. М.; Харьков, 1852–1859. 5 кн. Холмская Корженевский И. История Холмско-Варшавской епархии со времени учреждения архиепископской кафедры в Варшаве до 1876 года. Варшава, 1881. Модест (Стрельбицкий), еп. Холмская православная епархия. Варшава, 1886. Черниговская Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1870–1873. 7 кн. (предисл. архиеп. Филарета (Гумилевского). Завьялов А. О браке и брачном разводе. М., 1892. Загоровский М. В. Разбор и описание дел православного духовного правления//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. 1902. Т. 4. Загоровский П. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884. Знаменский П. В. Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства//Прав. соб. 1863. Ч. 3. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого//Там же. 1872–1873; то же. Казань, 1873. Ивановский И. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб., 1883; 1900. Извлечения... за... год (см. библиогр. к Введению Б). Исполятов П. Консистория//ПБЭ. Т. 12. Ст. 834–843. Исторические сведения об епархиях в России с утверждения православного христианства в России и до нашего времени. М., 1881. Калашников (см. библиогр. к Введению Б). Книга о должностях пресвитеров приходских. СПб., 1775; 1798. Корольков К. Об открытии и закрытии епархий Русской Церкви. К., 1876. Кузнецов Н. Д. К вопросу о церковном имуществе (см. библиогр. к § 10).

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Только визит в Польшу Антиохийского Патриарха Феофана, рукоположившего здесь в 1620 г. в митрополиты Иова Борецкого (1620–1631), восстановил православную иерархию в Польше. В 1632 г. благодаря трудам нового митрополита Петра Могилы (1632–1647), выдающегося богослова и литургиста, основавшего в Киеве высшее православное учебное заведение — Коллегию, на всей территории Польши удалось восстановить легальный статус Православной Церкви. После воссоединения Украины, составлявшей восточные области Польши, с Россией в 1654 г., в 1686 г. Киевская митрополия вошла в состав Русской Церкви. Православные на территории Польши и Беларуси оказались в униатском и католическом окружении. Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над православием, и к концу XVII b. большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Храмы продолжали насильственно закрываться, богослужения совершались в частных домах. Со второго десятилетия XVIII b. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не изменил бедственного положения православных и польский сейм 1788–1792 г., провозгласивший религиозную свободу. Главными очагами Православия продолжали оставаться немногочисленные монастыри. В конце XVIII b. в Польшу проникают греческие православные купцы, которые поселяются здесь и стремятся поддержать Православие. Но правительство не разрешало им устраивать храмы, а поэтому богослужение совершалось в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции. 12.1.3. Православие на присоединенных к России польских землях (XIX — начало XX в.в.) В 1795 г. в результате третьего раздела Польши восточная ее часть входит в состав Российской империи. Началось возрождение Православия, латинская пропаганда и притеснения православных прекратились. С 1793 г. православные приходы в Польше были объединены в Минскую епархию. Начинается свободное возвращение христиан из унии в Православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 г. в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии. В 1839 г. Полоцкий собор ликвидировал унию на территории Польши и Беларуси. В 1840 г. в Варшаве учреждается самостоятельная епархия, а в 1875 г., после присоединения униатов Холмщины, епархия стала называться Холмско-Варшавской. В 1905 г. Холмщина была выделена в самостоятельную епархию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Митрополит Варсонофий выразил соболезнование в связи с кончиной протоиерея Николая Шорохова февраля 2023 " Родившись в послевоенном Ленинграде, почивший в сложное время безбожных гонений посвятил себя церковному служению, поступив в духовные школы родного города, - сказано в обращении. - Многие годы новопреставленный был псаломщиком на приходах северной столицы, после чего сподобился благодати священства от рук приснопамятного митрополита Антония (Мельникова) " . " Пастырское служение он ревностно совершал почти сорок лет. За это время потрудился во многих петербургских храмах, исполняя различные послушания - был штатным клириком, ключарем и настоятелем, - отметил правящий архиерей. - Последние годы отец Николай служил в Усть-Ижоре, где его заботами развивалась приходская жизнь Владимирского храма. Как многоопытный и мудрый пастырь, он стремился своей жизнью проповедовать Слово Божие, быть примером в любви ко Господу и людям " . +++ Настоятель Князь-Владимирского храма в Усть-Ижоре протоиерей Николай Шорохов отошел ко Господу 13 февраля на 78-м году жизни после инсульта. Будущий священник родился в 1945 году в семье ленинградских служащих. Трудовой путь начал еще подростком. После вечерней школы выбрал путь служения Богу, окончил семинарию и духовную академию, несколько лет был их преподавателем. В 1982 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием был рукоположен во диакона, а через три года им же - во священника. Служил в Николо-Богоявленском соборе , был настоятелем Троице-Измайловского собора и храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала , одновременно нес послушание благочинного Адмиралтейского округа . С 2003 года служил в Колпинском благочинии - сначала в храме святого Александра Невского Усть-Ижоры , затем в качестве настоятеля в храме равноапостольного князя Владимира того же поселка. Одновременно отец Николай окормлял студентов и преподавателей Университета путей сообщения, будучи настоятелем вузовского храма святого Александра Невского . Служение священника отмечено высокими церковными наградами. ИА " Вода живая " , 13.02.23 Поделиться Упоминания в новостях 15 августа 2021 14 ноября 2020 14 ноября 2020 23 октября 2020 1 сентября 2023 22 августа 2023 29 июля 2023 10 июня 2023 6 мая 2023 28 февраля 2023 31 января 2023 28 апреля 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Русским императорам посвящена экспозиция в Сестрорецке июля 2021 Русским императорам Александру II, Александру III и Николаю II посвящена экспозиция, установленная 6 июля в центре Сестрорецка у духовно-просветительского центра. " Мы были рады недавнему открытию в Гатчине при участии главы государства памятника царю-миротворцу Александру Третьему и решили показать в фотографиях это событие, - рассказал руководитель ДПЦ архимандрит Гавриил (Коневиченко) . - Хотелось также напомнить горожанам и гостям города о том, как были увековечены в бронзе и всенародной памяти царь-реформатор Александр Второй и царь-мученик Николай Второй. На снимках есть и наши казаки, участники открытия скульптурной композиции у храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала и народного молитвенного стояния у собора " Спас-на-Крови " . Так родилась экспозиция, посвященная трем венценосцам " . Экспозиция в центре Сестрорецка адресована каждому прохожему и носит миссионерский характер. По мнению отца Гавриила, открытие в Гатчине памятника царю-миротворцу - знаковое событие. В России перестали ставить памятники Ленину, Дзержинскому и другим разрушителям многовекового православного государства. Пришло время установки монументов русским императорам, что возвращает народ к памяти о погибшей великой империи. Это начало полного разворота общественного сознания. В какой России жили наши предки? Почему мы потеряли мощную царскую державу? Невозможно не задуматься об этом, посмотрев экспозицию и прочитав пояснительные стенды. В их создании участвовали прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери , у которых появилась возможность разместить на экспозиции храмовую икону " Рождение святого государя Николая II " . Эта композиция - тоже раздумье о России, о связи времен, уходящих в вечность. На ней изображены императрица Мария Федоровна, держащая на руках сына Николая с вензелем на пеленах. Августейшие дед и отец находятся рядом, здесь же - праведный Иоанн Кронштадтский, духовник императора Александра III, а выше - Церковь Небесная: благословляющий Господь и ангел последнего русского государя, праведный Иов Многострадальный. ИА " Вода живая " , 06.07.21 Поделиться Упоминания в новостях 25 апреля 2024 31 марта 2024 13 марта 2024 28 февраля 2024 7 февраля 2024 4 апреля 2024 24 марта 2024 14 марта 2024 9 марта 2024 30 ноября 2023 23 ноября 2023 3 октября 2023 17 сентября 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Шли годы, и все тревожнее становилось в мире. Во Франции вспыхнула революция. Императрица Екатерина Алексеевна выпустила манифест с осуждением. Слишком вольного содержания французские книги выбрасывались и сжигались. – А мы тут французский язык учим! – На французском не только безбожники сочиняли. Следом за Францией возбудилась Польша. Заговорили о варшавских инсургентах, о Тадеуше Костюшко. Совсем недавно мы подписали мир с Турцией; так теперь с поляками воевать приходилось. И вновь Суворов – он взял Варшаву, покончил с восстанием. В итоге Речь Посполитая исчезла с театра истории. Русская императрица, некогда переписывавшаяся с Вольтером, не на шутку взялась искоренять лишнюю вольность. В России введена духовная и светская цензура. Книги могли отныне выходить только после их освидетельствования ведомством митрополита Платона. 6 ноября 1796 года Екатерина II скончалась. Завершилось первое из пяти царствований, в которые суждено было прожить Василию Дроздову. Началось недолгое правление императора Павла. Поначалу возмущались – что он делает?! Зачем освободил вольнодумцев Новикова и Радищева? Зачем освободил польских повстанцев? Не приведет ли это к тому, что и у нас будет Франция? Но вскоре стали хвалить нового царя: увеличил жалованье духовенству, по всей стране пошло награждение священников и монахов орденами, наперсными крестами, митрами. Вышел указ, освобождающий духовенство от повинностей по содержанию полиции и отбыванию караулов. Ассигнование на духовные школы увеличилось вдвое, и вскоре Коломенская семинария стала получать подпитку. Но 16 октября 1799 года Святейший синод представил царю доклад о состоянии дел в Коломенской епархии, из которого следовало, что епархия приведена в полный упадок. Синод отметил недостачу и подмены в ризнице, низкий уровень подготовки священнослужителей, плохую работу консистории и семинарии. Однако более существенными являлись изменение социально-экономического положения города и совмещение границ епархий с границами губерний. Коломна не вписывалась в принятую норму пребывания епископа в губернском городе. К тому же епархия владела частями нескольких губерний, и в этом усмотрели большие неудобства. В итоге Павел I принял решение о ликвидации епархиального центра в Коломне и переводе последнего архиерея Мефодия (Смирнова) в Тулу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

СЕКЦИИ ЕПАРХИАЛЬНОГО ОТДЕЛА октября 2005 Секции отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии на Шестых Покровских Чтениях... МОСКОВСКИЙПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯЕПАРХИЯ ОТДЕЛРЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Версия для печати - скачать - 27Кб 10-14октября 2005 года будутпроходить VINOKPOBCKUE ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ “ Диалоготечественных светской и церковной образовательныхтрадиций” врамках которых состоится: 10октября 14.00.-18.00. - Совет помощников благочинных по образовательнойдеятельности и директоров Воскресных школ. (Ведущие- прот. Александр Зелененко, председатель отдела религиозногообразования и духовного просвещения СПб епархии, Гольцова З.А., методист отдела) 1.О работе отдела религиозного образования и духовного просвещения. 2.Опыт работы духовно-просветительского центра. 3.Работа с молодежью на приходе. 4.Организация летнего отдыха. 18.00.-21.00. - Встреча выпускников Свято-Иоанновскихбогословско-педагогических курсов 19.00.-21.00. - Лекция из цикла " Православие и русская культура " : Художественная литература о тайне человека. (Россия и Запад) Лекцию читаетБолтовская Людмила Николаевна, кандидат филологических наук, доценткафедры зарубежной литературы РГПУ им. Герцена Адрес: м. Пл. Александра Невского, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Епархиальное Управление, Отдел религиозного образования и духовного просвещения, Бирюзовый зал и ком.186, т/ф. 710-35-73 12 октября 16.00.-21.00. - Секция церковных библиотекарей: " Православные библиотеки в контексте времени " (Ведущие - священник Георгий Пименов, клирик и зав. библиотекой церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала, Фунтикова С.П., профессор МГУКиИ, г.Москва) Адрес: м. Василеостровская, наб. Лейтенанта Шмидта, д.27 Успенское подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге, библиотека, т. 323-71-61 Поделиться 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=175...

ОСВЯЩЕНИЕ КРЕСТОВ В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА У ВАРШАВСКОГО ВОКЗАЛА сентября 2004 18 сентября 2004 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил торжественное освящение накупольных крестов в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала. 18 сентября 2004 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил торжественное освящение накупольных крестов в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала . Затем кресты были водружены на купола храма. После освящения Владыка произнес слово, в котором сердечно поблагодарил всех, оказавших посильную помощь и принимавших непосредственное участие в изготовлении крестов. " Мы стали свидетелями исторического события. Эти кресты будут направлять наши молитвы к Богу " , - сказал митрополит. Медалью св. апостола Петра был награжден Каракаев Б.Н., генеральный директор Холдинг-компании ЭЛВО, депутат областного собрания Псковской области. Архиерейскими грамотами " в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви " были награждены Моисеенков А.Н., мастер цеха нестандартного оборудования ЗАО ЗЭТО, руководивший изготовлением крестов, и Крылова Т.М., управляющая филиалом Промсвязьбанка. Настоятель храма, архимандрит Сергий (Стуров), выразил благодарность митрополиту Владимиру за личное участие в освящении и преподнес Владыке серебряную медаль в память этого события и совместной молитвы. Подъем крестов на купола храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Соб.инф. Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 25 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=170...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010