При поддержке вооруженной милиции, инвалидов, призреваемых в Инвалидном городке, «митрополит» Иннокентий 14 сентября совершил богослужение в Успенской церкви лавры (…) По заявлению члена обновленческого Синода прот. Письменного, «митрополит» Иннокентий совершал эти богослужения с целью пропаганды...» (ЦДАВО. Ф. 5. Оп. 2. Д. 230. С. 145-148). Газ. «Пролетарская правда» писала о 1-й обновленческой литургии в Киево-Печерской лавре: «В лавре, в Большом Успенском соборе, служил приехавший в Киев митрополит живой церкви Иннокентий, с участием 13 священников и 10 дьяконов, а рядом, в трапезной, служили тихоновцы, во главе с настоятелем лавры, архимандритом Климентом. По адресу представителей живой церкви со стороны кликуш, старух и монашествующих раздавались угрозы и выкрики. Были попытки со стороны кликуш нарушить порядок, но милиция задержала зачинщиков и, таким образом, порядок нарушен не был» (Пролетарская правда. 1924. 211. С. 3). Т. о., деятельность «митрополита» Иннокентия на Киевской обновленческой кафедре фактически началась демонстрацией силы, обеспеченной советскими властями. Уже после его окончательного переезда в Киев началось юридическое оформление обновленчества в Киеве. Первым шагом в этом направлении стало увеличение количественного состава общин, что представляло из себя немалую трудность в условиях, когда большинство верующих считало обновленцев еретиками. К нач. 1925 г. обновленцы имели 9 официально зарегистрированных властями общин в Киеве, 10 - в Киевском округе, 28 - в Шевченковском, 1 - в Белоцерковском, 3 - в Уманском, 48 - в Черкасском, 26 - в Бердичевском, всего по губернии - 125 общин. В целях укрепления «Живой церкви» ОГПУ разными методами старалось привлечь в обновленчество образованное (часто с академическим дипломом) духовенство. Среди киевских обновленцев важные позиции стали занимать священнослужители из др. епархий: свящ. Варшавской епархии Е. Викторовский стал настоятелем Владимирского собора в 1924-1929 гг., из Варшавской же епархии прибыл свящ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

На праздник Преображения Господня, в авг. 1925 г., по благословению митр. Дионисия (Валединского) на месте Манявского Крестовоздвиженского скита состоялись памятные мероприятия по случаю 140-й годовщины со дня ликвидации этой обители австр. властями. Литургию отслужили исполняющий обязанности настоятеля Львовского правосл. прихода иером. Пантелеимон (Рудык) и военный свящ. Стефан Рудык. До 1926 г. самостоятельный правосл. приход существовал только во Львове, откуда священники выезжали для совершения треб. С 1926 г. митр. Дионисий обращался с письмами к патриарху Румынскому Мирону (Кристе) и митр. Буковинскому Нектарию (Котлярчуку) с просьбой поспособствовать тому, чтобы единственный во Львове и всей Галиции правосл. храм св. Георгия, права на который принадлежали Румынской Церкви, был сохранен и можно было открыть при нем постоянный правосл. приход. Для этого, до окончательного решения вопроса о дальнейшей судьбе храма, предлагалось передать его в ведение Варшавской митрополии в той или иной форме: напр., сдать Варшавской митрополии церковные и др. здания в долгосрочную аренду или даже продать на приемлемых условиях. Уже осенью 1926 г. греко-католики сел Тылява и Тростяна Кросненского повята обратились к митр. Варшавскому Дионисию с просьбой принять их в Православие. Просьба была удовлетворена, и в новые правосл. приходы были направлены постоянные священники. Это стало толчком для перехода в Православие ряда сел Лемковщины. Несмотря на различные препятствия, количество православных прихожан быстро росло. Важным фактором в этом процессе были нестроения внутри униатской Церкви, обусловленные попытками введения обязательного целибата для духовенства в Станиславовской и Перемышльской униат. епархиях, а также латинизации и введения нового стиля в богослужение. На сессии Синода в Варшаве 20 окт.- 3 нояб. 1927 г. рассматривались вопросы легализации 9 новых правосл. приходов в Галиции, а также предоставления правосл. священникам Галиции права преподавать Закон Божий в местных школах наравне с римско-католич. и униат. духовенством. В авг. 1928 г. Синод в Варшаве решил создать при митрополии «Общество друзей православия в Галичине», ответственное за дотации правосл. приходам края, им стал руководить прот. Терентий Теодорович.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

25 янв. 1875 г. и 30 апр. 1879 г. Синод издал указы о том, чтобы из воссоединенных церквей были изъяты униатские книги и переданы в Синодальную б-ку в С.-Петербурге, в процессе передачи многое было утрачено. Согласно синодальному постановлению от 1 мая 1875 г., перешедшие из унии в Православие церкви присоединились к Варшавской и Новогеоргиевской епархии, которая получила название Холмская и Варшавская, при этом главная кафедра осталась в Варшаве. Управление воссоединенными приходами было поручено епископу Люблинскому, викарию Холмско-Варшавской епархии. В тот же день им был назначен возглавлявший движение за возвращение холмских униатов в Православие бывш. администратор Холмской униат. епархии вдовый прот. Маркелл Попель. 8 июня 1875 г. он был хиротонисан во епископа с сохранением имени. Местом пребывания викария был назначен Холм. В ведении епископа Люблинского находились Холмская ДС, основанная в 1760 г. униатами и перешедшая из унии в Православие Холмская епархиальная школа причетников (преобразована в 1882 в Холмское ДУ). После возвращения униатов в Православие к уже существовавшим в Варшавской епархии 2 благочинническим округам прибавились 12 новых, к-рые были подчинены Люблинскому архиерею. Он получил широкие полномочия по управлению воссоединенной с Православием частью Холмско-Варшавской епархии. Ему подчинялось Холмское духовное правление, ведавшее делами бывш. униатских приходов. Членов правления избирал викарий и утверждал епархиальный архиерей. Ряд общин Л. в., находившихся в Сувалкской губ., а также бывш. униат. варшавская Успенская ц. (соборный храм бывш. мон-ря василиан) были переподчинены епархиальному архиерею. Позже обе части Холмско-Варшавской епархии (старые и воссоединенные приходы) были объединены, вся епархия разделена на 19 благочиннических округов (впосл. их число и состав неоднократно изменялись). Собор в честь Воздвижения Креста Господня в Люблине. 1873-1875 гг. Фотография. Нач. XX в. Собор в честь Воздвижения Креста Господня в Люблине. 1873-1875 гг.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

К 1917 г. общее число мужских и женских монастырей оценивалось в 1256 обителей с. 429]. По состоянию на 1917 г. имеется следующая статистика по монастырям мужским и женским в Российской империи табл. 10, с. 553]: всего монастырей – 1256, в том числе, женских – 550. При этом приводится такая их градация: – собственно монастырей (мужских/женских) – 816/370; – пустыней (мужских/женских) – 88/14; – скитов и киновий (мужских/женских) – 79/16; – женских общин – 137; (Всего монастырей – 1120/537). – архиерейских домов и подворий (мужских/женских) – 136/13. В 1917 г. наибольшее число монастырей приходилось на шесть епархий (см. табл. 4). Таблица 4 Епархии, имеющие наибольшее число православных обителей (на 1917 г.) п/п Наименование епархии Всего монастырей [ед.], в том числе: мужских женских Московская Новгородская Владимирская Нижегородская Тверская Тамбовская Источник: данные с. 208–212] Наименьшее количество монастырей приходилось на Азиатскую и Северо-Западную части империи. Туркестанская, Екатеринославская, Рижская, Владивостокская и Якутская епархии имели по одному мужскому монастырю, а Варшавская епархия таковых не имела. По одному женскому монастырю имели Варшавская, Гродненская, Благовещенская, Владивостокская и Иркутская епархии, в Якутской епархии женских монастырей не было с. 209,211]. На рис. 28 приведено количество храмов при мужских и женских монастырях (см. Приложение «О церквах (Ведомость на с. 109). На конец 1865 г. таких храмов было 809 ед., на конец 1870 г. из стало уже 900, а к началу 1915 г. храмов в монастырях РПЦ насчитывалось уже 2020. Таким образом, число монастырских храмов выросло за 50 лет в 2,5 раза, то есть, в среднем прибавлялось по 24 церкви в год. Рис. 28. Число церквей при мужских и женских монастырях, ед. Источник: составлено автором по данным Рис. 29. Общее число, число каменных и деревянных храмов, строившихся в православных монастырях Российской Империи, ед. Источник: составлено автором по данным Более детально данные о числе построенных в православных монастырях храмах приводится в Приложении «О церквах построенных (Ведомость (см. с. 120) и на рис. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Ординарный профессор юридического факультета Варшавского (Донского) университета, протоиерей с 1920 г., настоятель Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Павел Владимирович Верховский, относящийся к категории «личности второго плана» в истории, как ученый сыграл значительную роль в развитии истории русского церковного права, а как общественный и церковный деятель – в истории Русской церкви начала XX в. Во многом благодаря его деятельности на Юго-Восточном русском церковном соборе в Ставрополе была учреждена самостоятельная Ростовская и Таганрогская епархия, в организации которой П.В. Верховский принимал непосредственное участие. Арест в 1921 г. по сфальсифицированному делу князя Ухтомского («Армия спасения»), отказ от возвращения к священнослужению, работа в органах ВЦСПС и еще одна ссылка стали причиной забвения П.В. Верховского. Только с 1990-х гг. ученые обращаются к его личности. Несмотря на предпринятые попытки воссоздания биографии и определения роли П.В. Верховского в истории Донского региона первой трети XX в., проблемы осмысления творческого наследия и уточнения биографических сведений, касающихся ученого, продолжают оставаться актуальными, поскольку введение в научный оборот новых источников и выявление разрозненных сочинений П.В. Верховского позволяют осветить неизвестные страницы его жизненного пути и проанализировать творческое наследие ученого и протоиерея. Историография поставленной проблемы скудна. Личности Павла Владимировича Верховского посвящены исследования С.В. Римского К.П. Краковского Н.А. Решетовой В.С. Сидорова Ю.А. Бириковой При этом ни в одной из перечисленных работ не анализируется творческое наследие выдающегося ученого и общественного деятеля. Выявление ранее неизвестных и не введенных в научный оборот архивных источников, содержащих сведения о жизни и деятельности П.В. Верховского, и собирание значительного числа его работ определили цель настоящей статьи, которая заключается в освещении неизвестных страниц биографии ученого и анализе его творческого наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Участники фестиваля Тольяттинской епархии «12 праздников для души — защитникам Отечества посвящается!» поздравили военнослужащих с Днем защитника Отечества 25 февраля 2024 г. 17:44 22 февраля 2024 года состоялись концерты фестиваля Тольяттинской епархии в поддержку участников и ветеранов специальной военной операции и членов их семей. Фестиваль приурочен к пятилетию образования епархии. Взрослые и детские творческие коллективы и индивидуальные исполнители подготовили концертные номера, посвященные празднику Сретения Господня и Дню защитника Отечества. В клубах воинской части Росгвардии и гвардейской Варшавско-Берлинской Краснознаменной орденов Жукова, Кутузова и Суворова воинской части прозвучали песни и стихи в исполнении хоров и солистов, были показаны хореографические номера. Концерты посетил епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор. Перед началом концертов архиерей приветствовал со сцены военнослужащих. Владыка обращался в том числе к участникам СВО на передовой и в госпиталях: запись концерта вместе с обращениями горожан будет передана в войсковые части и волонтерские организации для распространения среди военнослужащих. Концерт в воинской части Росгвардии был закрытый — только для личного состава. На второй концерт, прошедший в 3-й отдельной гвардейской Варшавско-Берлинской Краснознаменной орденов Жукова, Кутузова и Суворова воинской части, вход был свободным. Духовенство и миряне, в том числе воспитанники воскресных школ и детских епархиальных образовательных центров, учащиеся близлежащих школ, пришедшие на концерт, стали участниками фестиваля в поддержку военнослужащих и членов их семей. В концертах приняли участие 173 ребенка, 14 педагогов. Были исполнены 22 песенных (из них 16 хоровых и 6 сольных) номера, 1 хореографический, прочитаны 3 стихотворения, представлены две постановки. Концерты прошли в рамках фестиваля, организованного в поддержку участников СВО. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, поддержан Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и Министерством культуры Самарской области. Тольяттинская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Как Переяславский архиерей он управлял храмами на территории Переяславского, Корсунского и Богуславского полков. Местопребывание еп. Кирилла, лишенного возможности находиться в Луцкой епархии, постоянно менялось. В 1711 г. он находился в мест. Унин (ныне с. Тетеревское Киевской обл.), в 1713 г.- в с. Микуличи под Киевом, в 1721 г.- в Радомысле (ныне Радомышль), уже в пределах Речи Посполитой. По Прутскому договору 1711 г. и Адрианопольскому договору 1713 г. царь Петр I передал почти всю юж. часть Киевщины (кроме Киева и окрестностей) Польше. В 1711 г. эта территория подверглась сильному разорению татар. войск и казаков - сторонников Ф. С. Орлика (вассал султана). Несмотря на это, правосл. церковная жизнь на Правобережье продолжалась. По благословению еп. Кирилла (Шумлянского) не позднее 1718 г. был возобновлен Маньковский Преображенский мон-рь, настоятелем к-рого стал игум. Арсений (Беляшевский) (в 1766 обитель в Маньковке упоминается как «филиальный монастырек» основанного в том же году униат. уманского Рождество-Богородичного муж. мон-ря). Игум. Арсений заложил Успенский храм в соседнем с. Иваньки и Рождество-Богородичный храм в близлежащем мест. Лукашовка. В 1-й пол. XVIII в. правосл. храмы открылись во внутренних районах Польши: Торуне и Люблине. В кон. XVII в. при русском посольстве в Варшаве появились священники в юрисдикции Киевского митрополита. В 1711 г. по рекомендации еп. Кирилла (Шумлянского) капелланом при русском посольстве в Варшаве стал свящ. Авраамий Скорута из Чуднова. Так начала действовать Варшавская правосл. капеллания в ведении Киевской митрополии, просуществовавшая до 1793 г. При иером. Сильвестре (Каховском) Варшавская капеллания была влиятельным церковным учреждением. В 20-х гг. XVIII в., вскоре после перехода юж. части Киевщины под польскую власть, здесь началась экспансия униатства. Уже в 1724 г. как настоятель запустелого вслед. татар. набегов каневского Успенского мон-ря упоминается униат. архим. Феодосий Рудницкий, к-рому униат. митр. Лев Кишка поручил восстановить обитель.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОГЕОРГИЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Варшавско-Привислинской епархии (см. Варшавская епархия ), существовало в 1912-1917 гг. Названо по Новогеоргиевской крепости (ныне Модлин, Польша) - фортификационному центру в Варшавской губ., в 2 верстах от к-рого, в дер. Гура, находилась загородная резиденция Варшавских епископов с храмом Успения Пресв. Богородицы. В обязанность Новогеоргиевских викариев, в частности, входило управление данной резиденцией и ее имениями (Варшавский епарх. листок. 1915. 15. С. 187). В Новогеоргиевской крепости действовал большой военный Георгиевский собор, находившийся в ведении военного духовенства, вне епархиальной юрисдикции; к собору были приписаны еще 3 храма в крепости. Создание Н. в. стало возможным после того, как в 1912 г. был освящен Александра Невского собор в Варшаве , ставший кафедрой для Варшавского архиеп. Николая (Зиорова). Варшавский Свято-Троицкий собор стал кафедральным для Новогеоргиевского епископа; при соборе действовало Варшавское Троицкое миссионерское братство. По ходатайству архиеп. Николая Высочайшим указом от 5 дек. 1912 г. в качестве кандидата на Новогеоргиевскую кафедру был утвержден настоятель Троицкого собора прот. Павел Каллистов, после пострига в монашество с именем Иоасаф хиротонисанный 9 дек. во епископа в С.-Петербурге. 20 дек. 1912 г. еп. Иоасаф (Каллистов) вернулся в Варшаву. В связи с приближением линии фронта Варшавский архиеп. Николай 27 июня 1915 г. переехал в Петроград на Преображенское подворье. 5 июля 1915 г. Варшаву покинули еп. Иоасаф, были эвакуированы консистория и духовные учебные заведения. Предписывалось эвакуировать также 35 одноклассных церковных школ и второклассную жен. школу с педагогическими курсами, действовавшую при единственной обители епархии - Теолинском Преображенском женском мон-ре в фольварке Юзефатово Августовского у. Сувалкской губ. (обитель переведена в Красногорский (Золотоношский) в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь (в то время мужской, ныне женский)). Все организационно-финансовые вопросы, связанные с переездом епархиальных учреждений и поддержкой в эвакуации епархиального духовенства, решал еп. Иоасаф. Он поселился в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре в Москве, там же в 1915 г. разместилось Варшавское епархиальное попечительство о бедных на время военных действий, имевшее отд-ния в Москве и Петрограде. Попечительство, которое возглавили еп. Иоасаф и свящ. Василий Мысына, отвечало за распределение пожертвований среди всех эвакуированных в Россию представителей Варшавской епархии. При Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре в 1915 г. разместились Варшавская консистория, правление Варшавского ДУ, а также Варшавский епархиальный училищный совет. В Москву также эвакуировали редакцию «Варшавского епархиального листка».

http://pravenc.ru/text/2577807.html

В нач. июля 1941 г. Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) признал власть митр. Дионисия. Заняв ставшую вакантной после отъезда архиеп. Николая (Ярушевича) Луцкую кафедру, Поликарп 10 июля 1941 г. издал воззвание, в котором объявил себя единственным правящим епископом на территории всего бывш. Волынского воеводства (несмотря на то что на Волыни был другой, старший по хиротонии архиерей - еп. Камень-Каширский и 1-й викарий Волынской епархии Антоний (Марценко)) и сообщил, что в связи с арестом архиеп. Алексия (Громадского) принимает на себя руководство церковной жизнью в бывш. Ровенском, Дубенском и Кременецком повятах. Еп. Поликарп потребовал восстановить распределение приходов по благочиниям в том виде, в каком оно существовало в бывшей Польше, выдвинул требование, чтобы единственным богослужебным языком для всех приходов Волыни был украинский. 3 авг. 1941 г. еп. Поликарп опубликовал открытое письмо архиеп. Алексию, в котором предлагал выйти из юрисдикции Московской Патриархии и присоединиться к Варшавской митрополии. Вернувшись в Кременец, архиеп. Алексий (Громадский) осудил самочиние еп. Поликарпа и вмешательство митр. Дионисия в жизнь Волынской епархии. В письме митр. Дионисию от 2 авг. 1941 г. архиеп. Алексий заявил о нежелании подчиняться Варшавской митрополии. Об этом архиеп. Алексий в тот же день написал Холмско-Подляшскому архиеп. Илариону (Огиенко). С аналогичным заявлением Кременецкий архиерей выступил на следующий день на встрече в Кременце с делегатом от петлюровского правительства в Варшаве Ю. Муликом-Луциком, представлявшим митр. Дионисия (Валединского). Архиеп. Алексий (Громадский) созвал 18 авг. 1941 г. архиерейский Собор в Почаеве («Областной Собор епископов православной Церкви на Украине»), который провозгласил автономный статус правосл. Церкви на Украине в юрисдикции Московской Патриархии; архиеп. Алексий, как старейший по хиротонии архиерей Украины, получил права обл. митрополита. Деянием 1 Собора архиеп. Алексию (Громадскому) был возвращен титул «архиепископ Волынский и Кременецкий» с правом управления православными приходами на территории всего бывш.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Поликарпа «администратором» Польской Церкви «на освобожденных от большевиков украинских землях» и об образовании «Временной администратуры на освобожденных украинских землях» во главе с Поликарпом. В указе не упоминается Украинская Церковь, о чем в открытом письме митр. Дионисию от 2 мая 1942 г. писал Иларион (Огиенко), требуя придания «Временной администратуре» статуса автокефальной Украинской Церкви, независимой от Варшавской митрополии. На этот шаг митр. Дионисий не пошел. По сути автокефалистская «Луцкая митрополия» Поликарпа в 1941-1944 гг. являлась самоуправляемой частью Варшавской митрополии и никакой реальной автокефалии не имела, а название «Украинская автокефальная православная церковь» сторонникам Поликарпа понадобилось для того, чтобы включить в свои ряды остатки автокефалистского «липковского» духовенства в центральных и вост. областях Украины (термин «Украинская автокефальная православная церковь», введенный сторонниками Липковского, для своей самоидентификации сторонники Поликарпа впервые официально использовали на Пинском соборе в февр. 1942). На Пинском соборе УАПЦ Поликарп при помощи Пинского и Полесского архиеп. Александра (Иноземцева) начал рукополагать «епископов». Первыми были поставлены Никанор (Абрамович) и Игорь (Губа) из волынского духовенства. Архим. Платон (Артемюк) по решению Киевского собора УАПЦ был «хиротонисан» 1 авг. 1942 г. во «епископа Заславского и Ровенского» (с 25 авг. «епископ Ровенский и Кременецкий»). В помощь Платону для правосл. чехов Волыни 13 сент. 1942 г. Поликарп поставил во «епископа Дубенского и викария Ровенско-Кременецкой епархии» архим. Вячеслава (Лисицкого). Из-за запрета нем. властей не состоялся запланированный в Луцке на нач. окт. 1942 г. собор епископов-автокефалистов. Вместо него в окт. 1942 г. прошел согласованный с властями съезд клириков УАПЦ, принявший несколько важных решений, в частности проект объединения автокефалистов и автономистов. Не соответствует действительности утверждение автокефалистского историка Власовского о том, что мн.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010