Особенно много указов Святейшего Синода приходится на царствование Николая I, они касались не только частных случаев, но также принципиальных вопросов церковного управления  . в) С XVIII в. в епархиях появляются викарии епископов  . Впрочем, первый викарий известен уже в 1685–1690 гг. в Новгородской епархии с титулом Корельского и Ладожского. С 1700 г. викарий, в качестве коадъютора Киевского митрополита, действует в Переяславле, а с 1707 г. — в Иркутске, который принадлежал к Тобольской епархии. Впоследствии викарии назначались от случая к случаю в различных епархиях. В 1865 г. Святейший Синод получил высочайшее разрешение открывать викариатства везде, где на это есть средства. К 1917 г. имелось уже 70 викариев. Ректорами духовных академий, в XIX в. по традиции, а с выходом Устава 1911 г. — в силу закона, назначались викарные архиереи, которые были титулярными епископами, т. е. не имели епархий  . Викарии находились в личном распоряжении епископа, которому и подчинялись. Последний давал им поручения по собственному усмотрению, так как никаких предписаний относительно компетенции викариев не было, в редких случаях обязанности викария оговаривались Святейшим Синодом при назначении  . Только в немногих епархиях викарии имели твердо установленные обязанности. Так, Велико–Устюжский викарий Вологодской епархии окормлял определенную часть епархии и имел самостоятельное духовное правление. Епископ Сарапульский в качестве викария Вятского епископа также управлял частью епархии, имея собственное духовное правление. В епархии Холмской и Варшавской (до учреждения в 1905 г. Люблинской епархии) в Холме имел резиденцию викарий Варшавского епископа с собственным духовным правлением. Таким образом, в трех епархиях вопреки каноническим правилам было по два самостоятельных епископа  . г) Епархия Святейшего Синода, так называемая Синодальная область, а также Киевская епархия в XVIII в. и Грузинский экзархат в XIX–XX вв. отличались некоторыми особенностями в управлении. Синодальная область возникла из Патриаршей области.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Смоленская Историко–статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 1864. Редков Н. Историко–статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Т. 1. Таврическая Гермоген (Добронравов), еп. Таврическая епархия. Псков, 1887. Тамбовская Хитров Г. Историко–статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Харьковская Историко–статистическое описание Харьковской епархии. М.; Харьков, 1852–1859. 5 кн. Холмская Корженевский И. История Холмско–Варшавской епархии со времени учреждения архиепископской кафедры в Варшаве до 1876 года. Варшава, 1881. Модест (Стрельбицкий), еп. Холмская православная епархия. Варшава, 1886. Черниговская Историко–статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1870–1873. 7 кн. (предисл. архиеп. Филарета (Гумилевского). Завьялов А. О браке и брачном разводе. М., 1892. Загоровский М. В. Разбор и описание дел православного духовного правления//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. 1902. Т. 4. Загоровский П. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884. Знаменский П. В. Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства//Прав. соб. 1863. Ч. 3. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого//Там же. 1872–1873; то же. Казань, 1873. Ивановский И. Обозрение церковно–гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб., 1883; 1900. Извлечения… за… год (см. библиогр. к Введению Б). Исполятов П. Консистория//ПБЭ. Т. 12. Ст. 834–843. Исторические сведения об епархиях в России с утверждения православного христианства в России и до нашего времени. М., 1881. Калашников (см. библиогр. к Введению Б). Книга о должностях пресвитеров приходских. СПб., 1775; 1798. Корольков К. Об открытии и закрытии епархий Русской Церкви. К., 1876. Кузнецов Н. Д. К вопросу о церковном имуществе (см. библиогр. к § 10). Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности: По архивным документам. Харьков, 1902. Луканин А. Хронологический указатель (см. библиогр. к Введению Б).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Делегация епархии приняла участие в возложении венков на Пискаревском мемориале мая 2018 Священнослужители возложили венок к монументу Матери-Родины, пропели пасхальный тропарь. Протодиакон Андрей Левин возгласил " Вечную память " героически погибшим защитникам блокадного города. В церемонии приняли участие губернатор Георгий Полтавченко , члены правительства города, полпред президента России в СЗФО Александр Беглов, делегация Заксобрания во главе со спикером Вячеславом Макаровым , представители правительства Ленобласти, депутаты Госдумы, члены Конституционного Суда, представители силовых структур, учебных заведений, генконсульств, общественных организаций, молодежных патриотических объединений. Почтить память погибших на крупнейшее в мире братское захоронение жертв войны пришли тысячи петербуржцев, среди них были ветераны войны, жители блокадного города и их родственники. Как рассказал корреспонденту ИА " Вода живая " настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала архимандрит Исидор (Минаев) , он родом из Орла, первого освобожденного областного города, который даже называется " городом первого салюта " . У него воевал дед, фронтовой шофер, он рассказывал о войне. Отец Исидор напомнил, что во все времена Церковь призывала к защите Отечества. В годы войны в храмах собирались пожертвования, на которые были основаны танковая колонна и подразделение спецавиации.   " Любить свою страну значит любить все народы, которые ее населяют. Национализм происходит от того, что человек недовольство жизнью объясняет не собственной ленью, необразованностью или агрессией, с которой не может справиться, а ищет виноватых среди других народов. Любовь к Отечеству - внутреннее чувство, а национализм - психическое расстройство " , - подчеркнул священник.   В годы войны Пискаревское кладбище стало местом массовых захоронений. Мемориал был открыт 9 мая 1960 года. Здесь находится 186 братских могил, в которых покоится около полумиллиона воинов и жителей города. Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней и ночей с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года. За массовый героизм и мужество жителей Ленинграду было присвоено звание города-героя. ИА " Вода живая " , 08.05.18 Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=141...

в) С XVIII в. в епархиях появляются викарии Впрочем, первый викарий известен уже в 1685–1690 гг. в Новгородской епархии с титулом Корельского и Ладожского. С 1700 г. викарий, в качестве коадъютора Киевского митрополита, действует в Переяславле, а с 1707 г.— в Иркутске, который принадлежал к Тобольской епархии. Впоследствии викарии назначались от случая к случаю в различных епархиях. В 1865 г. Святейший Синод получил высочайшее разрешение открывать викариатства везде, где на это есть средства. К 1917 г. имелось уже 70 викариев. Ректорами духовных академий, в XIX в. по традиции, а с выходом Устава 1911 г.— в силу закона, назначались викарные архиереи, которые были титулярными епископами, т. е. не имели Викарии находились в личном распоряжении епископа, которому и подчинялись. Последний давал им поручения по собственному усмотрению, так как никаких предписаний относительно компетенции викариев не было, в редких случаях обязанности викария оговаривались Святейшим Синодом при Только в немногих епархиях викарии имели твердо установленные обязанности. Так, Велико-Устюжский викарий Вологодской епархии окормлял определенную часть епархии и имел самостоятельное духовное правление. Епископ Сарапульский в качестве викария Вятского епископа также управлял частью епархии, имея собственное духовное правление. В епархии Холмской и Варшавской (до учреждения в 1905 г. Люблинской епархии) в Холме имел резиденцию викарий Варшавского епископа с собственным духовным правлением. Таким образом, в трех епархиях вопреки каноническим правилам было по два самостоятельных г) Епархия Святейшего Синода, так называемая Синодальная область, а также Киевская епархия в XVIII в. и Грузинский экзархат в XIX–XX вв. отличались некоторыми особенностями в управлении. Синодальная область возникла из Патриаршей области. В 1701 г. патриарший дом и духовное управление населением области были переданы местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Стефану Яворскому, а прочие отрасли управления, прежде всего хозяйственные дела, оказались в ведении восстановленного Монастырского приказа.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ «ЗА УСЕРДИЕ ВО БЛАГО ОТЕЧЕСТВА» января 2004 15 января 2004 года в здании Епархиального управления консультант генерального директора издательского дома «Экономическая газета» Сергей Анатольевич Белобородов и его помощник Виктор Георгиевич Кириченко вручили митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру орден «За усердие во благо Отечества». 15 января 2004 года в здании Епархиального управления консультант генерального директора издательского дома " Экономическая газета " Сергей Анатольевич Белобородов и его помощник Виктор Георгиевич Кириченко вручили митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру орден " За усердие во благо Отечества " . Орден является общественной наградой Российской Федерации, с инициативой учреждения которой выступил в прошлом году издательский дом " Экономическая газета " . Учредителями стали несколько крупных организаций (Администрация Президента РФ, издательский дом " Экономическая газета " , Клуб православных предпринимателей и др.). Первым орденом был награжден Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, вторым - президент РФ В. В. Путин. Митрополит Владимир награжден этим орденом за " существенную пользу, принесенную России на ниве социально-экономической, культурной, общественной и благотворительной деятельности " и в честь 300-летия Санкт-Петербурга. Владыка Владимир стал вторым после Святейшего Патриарха архиереем Русской Православной Церкви, который удостоен этой награды. Присутствовавший на встрече с митрополитом настоятель церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала архимандрит Сергий (Стуров) отметил, что награда " выражает полноту церковного служения митрополита " , которое проявляется в различных областях, включая культурную и общественную жизнь нашей страны. Соб.инф. Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=186...

Василию и настаивал на подчинении Белостокской епархии непосредственно Московскому патриарху. В письме патриарху Алексию I от 5 февр. 1946 г. Винцукевич указывал, что Белостокская епархия полностью разгромлена, почти все приходы перешли в ПАПЦ. В кон. февр. 1946 г. Винцукевич со своими сторонниками без согласования с Патриархией переехал в Брестскую обл., после чего большинство белорус. духовенства в Белостокском воеводстве под рук. префекта бельской гимназии свящ. Константина Байко признали власть Варшавского митр. Дионисия (Валединского). Переезд Винцукевича был вызван угрозой ареста клирика польск. властями. В нач. 1946 г. белостокский воевода С. Дыбовский писал, что Варшавская духовная консистория ПАПЦ требует привлечь прот. Н. Винцукевича к уголовной ответственности за самовольное присвоение церковной власти и учиненную смуту. В Польше остался соратник Винцукевича, заместитель управляющего делами Белостокской епархии прот. Василий Ивасенко, который 30 марта 1946 г. обратился к архиеп. Василию с просьбой взять под защиту оставшиеся в РПЦ приходы: Рождество-Богородичный в Бельск-Подляски, где настоятелем после отъезда Винцукевича стал Ивасенко, и храм в с. Грудек Белостокского окр., где служил свящ. Владимир Гарустович. К июню 1946 г. Ивасенко переехал в Брест, все приходы Белостокской епархии оказались в ПАПЦ. Чесноков в письме Карпову в апр. 1946 г. возложил ответственность за неудачу в «белостокском деле» на архиеп. Василия и на своего предшественника Лобанова: «Эта неудача была вызвана тем, что бывший уполномоченный и архиепископ доверили управление вновь созданной Белостокской епархией непроверенным и сомнительным людям, оказавшимся бывшими конфидентами немецких оккупантов» (ГАРФ. Ф. Р-6992. Оп. 1. Д. 105. Л. 70-71). В действительности же причина состояла в двурушничестве представителей местного духовенства, которые, присоединившись к РПЦ, тайно вели переговоры о возвращении в юрисдикцию Варшавской митрополии, желая остаться в Польше в условиях, когда в 1945-1946 гг.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Состоялась игра на знание Священного Писания марта 2019 В состав жюри вошли председатель епархиального молодежного отдела протоиерей Константин Головатский , настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ протоиерей Димитрий Симонов , настоятель храма великомученика Димитрия Солунского и преподобной Марии Египетской в Пушкине иерей Александр Антонов и организатор интеллектуальных турниров Олег Войденов. Разработал вопросы и провел игру клирик Благовещенского храма диакон Леонид Поляков .   " Идея подобных турниров зародилась в Белоруссии. Отличие данной игры от похожих " Что? Где? Когда? " и " Брэйн-ринга " - в подготовке. Готовясь к игре, молодые люди прочитают Священное Писание, в их памяти отложатся ассоциации. Большое значение имеют комментарии священников и других игроков " , - отметил он. Участвовали 11 команд молодежных общин при храмах. Игра была посвящена Книге Бытия и состояла из пяти категорий: " Мудрость " , где нужно просто ответить на вопрос, " Благоизбрание " - вопросы с вариантами ответов, " Изображения изящные " - вопросы по картинам на священные сюжеты, " Великая тайна " - вопросы в форме загадок и " Премудрость " - так называемые " сложные вопросы " . В перерыве состоялся интерактив: команды получали дополнительные баллы, если без слов показывали своим игрокам заданную ведущим библейскую фразу.   Алина Новак из Князь-Владимирского собора рассказала корреспонденту ИА " Вода живая " , что их команда решила проверить знания на более высоком, городском уровне. Подготовиться нужно было по пятидесяти главам Книги Бытия. Каждый член команды читал главу, ребята пересказывали ее друг другу - это еще больше их объединило.   Библейский атлас за первое место получила команда храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала . Второе место разделили команды " Тесло " ( Чесменская церковь ) и " Кинония II " (храм Благовещения на Пискаревке). Третье место досталось команде " Кинония I " (храм Благовещения на Пискаревке). ИА " Вода живая " , 31.03.19 Поделиться Упоминания в новостях 29 февраля 2024 21 февраля 2024 17 декабря 2023 4 ноября 2023 28 июля 2023 21 апреля 2024 17 апреля 2024 9 апреля 2024 9 апреля 2024 1 апреля 2024 10 марта 2024 27 февраля 2024 25 февраля 2024 24 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 15 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 11 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минской . Число православных стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Матери-Церкви. В некоторых местах, например в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило весьма быстро и спокойно. «За помощью Божией по Брацлавской губернии, — докладывал в январе 1796 года Святейшему Синоду местный епископ Иоанникий, — церкви все числом 1090 истекшего 1795 года декабря в последних числах к Православию присоединением окончены», т. е. в три или даже в два месяца, — поясняет это донесение М. Коялович, — присоединилось вновь к Православию более полумиллиона униатов. О затруднениях при воссоединении в Брацлавской губернии не было и речи» . В 1834 году в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (с воссоединением холмских униатов) Холмско-Варшавского. Святейший Синод назначал на новую кафедру лучших архипастырей, как, например: Антония Рафальского (из Почаевских архимандритов, умер митрополитом Петербургским); Арсения Москвина (впоследствии был митрополитом Киевским); Иоанникия Горского, при котором в 1875 году воссоединились холмские униаты; Леонтия Лебединского, укрепившего Православие среди воссоединенных (умер митрополитом Московским, похоронен под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры); Иеронима Экземплярского. При последнем в 1905 году Холмская епархия была выделена в самостоятельную, первым архипастырем на ней был Евлогий Георгиевский, впоследствии ставший митрополитом Парижским (1946) и др. 4. Польская Православная Церковь в первой половине XX в.: стремление польского правительства оторвать епархии Польши от Москвы; объявление «автокефалии»; отношение к этому акту заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, а также Православных Церквей Сербской и Болгарской; ревиндикация православных храмов; объединение православных перед опасностью наступления католицизма; полонизация Церкви; учреждение должности апокрисария Вселенского Патриарха при Варшавском Митрополите; движение «по возвращению православных к вере отцов»; преследование православных на Холмщине и на Подляшье; протест Собора православных епископов; декрет «Об отношении государства к Польской Православной Церкви»; кульминация полонизации Православной Церкви в последние годы перед Второй мировой войной

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

Состоялся крестный ход трезвенников июля 2016 Молитвенное шествие приурочено ко дню памяти " апостола трезвости " царской России, священника Воскресенского храма Александра Рождественского . Его возглавили клирики этого храма протоиереи Михаил Погиблов и Георгий Пименов . Более ста человек собралось, чтобы почтить память основателя трезвеннического движения. Процессию сопровождали добровольцы епархиального отдела по делам молодежи епархии. Верующие молились мученику Вонифатию, преподобному Сергию Радонежскому, святителю Николаю, преподобномучченику Андрею, святому Александру Невскому, блаженной Ксении Петербургской, праведному Иоанну Кронштадскому, священномученику Философу Орнатскому, преподобному Серафиму Вырицкому. Шествие завершилось молебном совместно с клириком храма святого Андрея Критского  иереем Дионисием Сизовым . " Крестные ходы объединяют людей, трезвящихся во Христе. Слава Богу, в городе сейчас совершается много крестных ходов - нормальная форма православной жизни возрождается! " - отметил протоиерей Георгий Пименов. Протоиерей Михаил Погиблов поблагодарил участников акции и пожелал, чтобы Господь дал им силы достойно нести свой крест. " Тогда отступят беззакония и немощи, которыми Он испытывает нас по мере возрастания " . Священник Александр Рождественский (11 октября 1872 - 5 июля 1905) - пастырь, народный печальник, создатель Александро-Невского общества трезвости, издатель книг, газет, журналов ( " Отдых христианина " , " Трезвая жизнь " , " Воскресный благовест " , " Жертвы пьянства " , " Беседа старого и юного трезвенника " и другие). Был организатором бесед, чтений, литературных вечеров, паломничеств, крестных ходов. В 23 года стал клириком храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, откуда ежегодно совершался крестный ход в 20 верст до Троице-Сергиевой пустыни. Положил немало трудов на вооцерковление, целостное развитие личности людей, которые твердо решали изменить жизнь, стать лучше, помогая им. ИА " Вода живая " , 17.07.16 Поделиться 29 мая 2022 27 мая 2022 19 мая 2022 11 сентября 2021 23 мая 2021 27 сентября 2023 12 сентября 2023 12 сентября 2023 11 сентября 2023 7 сентября 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Волынец). Таким образом, шко­ле придавалась и миссионерская функция. По имеющимся сведениям, только за один 1897 год в Гродненской губернии были открыты: Белостокская женская гимназия, три училища Министерства Народного Просвещения, шесть церковно-приходских школ и 70 школ грамоты. К строительству указанных и других храмов, к устройству церковно-приходских школ, так или иначе (своим благословением, заботами, а иногда и материальной помощью) причастен был и правящий архиерей архиепископ Иероним. В историю Литовской епархии владыка Иероним вошел ещё и тем, что положил начало практике служения в Великом Посту т.н. «Пассий» – бого­служебного чина в память страстей Господних, соединённого с произнесением соответствую­щей проповеди. При архиепископе Иерониме было полное взаимопонимание со светскими властями, не было трений и с другими испове­даниями. «Снисходительное отношение к ино­верцам, глубокое уважение к чужим религиям, веротерпимость никогда не оставляли владыку Иеронима, а это было так необходимо на запад­ных окраинах со смешанным населением» (40). И, тем не менее, 27 февраля 1898 г. импе­ратор Николай I утвердил доклад Святейшего Синода «о бытии Высокопреосвященному Архи­епископу Литовскому и Виленскому Иерониму, архиепископом Холмским и Варшавским». Было ли это назначение вызвано нуждами указанной епархии или следствием придворных интриг (как на это указывают некоторые авторы), но для Литовской епархии и самого архиепископа оно было нежданным негаданным. По воспо­минаниям современников. Владыка уезжал «со скорбью в сердце, со слезами на глазах». С этими чувствами провожала его в целом и Литовская епархия. Вскоре, а именно 27 марта 1898 г., епархия встречала уже нового архипастыря. Им, согласно решению Синода и высочайшему повелению Государя Императора от 7 марта 1898 г., стал епископ Курский и Белгородский ЮВЕНАЛИЙ (Половцев) , возведённый при назначении на новую кафедру в сан архиепископа. Если о его предшественнике могли сказать «это архиерей – не монах, а аристократ», то про нового архи­пастыря подобного сказать было невозможно, хотя и был он выходцем из семьи, занимавшей в петербургском светском обществе довольно высокое положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010