Итак, открывая Себя самого, и показывая, что в Него должно веровать и без чудес, Он сказал здесь тоже, что говорил Филиппу: " разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам " (Иоан.14:10,11). " На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его " (Иоан.4:51-53). Видишь ли, как открылось чудо? Не просто, не обыкновенным образом отрок избавился от опасности, но вдруг, так что, очевидно, это произошло не естественным порядком, а силою Христовою. Отрок, находясь при самых дверях смерти, как выражал это и сам отец, сказав: " приди, пока не умер сын мой " , – вдруг освободился от болезни, что возбудило внимание и домашних слуг. Вероятно они вышли на встречу не для того только, чтобы возвестить но и потому, что пришествие Иисуса считали уже излишним: они ведь знали, что господин их пошел к Иисусу, почему и встретились с господином на том же пути. Тогда-то человек этот, освободившись от страха, преклоняется наконец к вере; но желая показать, что это было следствием его путешествия, он заботится и о том, как бы не сочли его труда излишним; поэтому-то все тщательно хочет разузнать. " И уверовал сам и весь дом его " . Доказательства (чуда) не подлежали уже никакому сомнению. Хотя слуги его не присутствовали там, не слышали беседы Христовой, не знали даже времени (когда она была), однако, узнав от господина своего, что это было в то самое время, (когда исцелен отрок), имели уже несомненное доказательство силы Христовой: поэтому и они уверовали. Чему же из этого мы научаемся? Не ожидать чудес, не искать залогов Божией силы. Я вижу, что и ныне многие тогда только делаются более благочестивыми, когда или в страданиях сына, или в болезни жены получат некоторое утешение. А надобно, и не получая утешения, всегда равно благодарить и славить Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Книга семнадцатая Сколько таинств заключает в священных писаниях семнадцатое число, до которого теперь достигла книга толкований на Исаию, это я желал бы рассмотреть в немногих словах, девственница Христова Евстохия. Но так как я не могу обо всем говорить во всех местах, то напомню вкратце о том, что псалом, надписывающийся этим числом, есть [псалом] отрока Господня Давида, и что он пел слова песни, в день, в который Господь избавил его от руки всех врагов его и от руки Саула, и сказал: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя (ст. 1), и прочее. Отрок же Господень – тот, которому Отец говорит у Исаии: велие Tu есть, еже назватися Тебе Отроком Моим ( Ис. 49:6 ). И в другом месте: „вот Отрок мой, которого Я избрал, и возлюбленный Мой, которому благоволит душа Моя» ( Ис. 42 ). Этот Отрок, в переводе означающий крепкий рукою, в день, в который Господь избавил его от руки Саула, на нашем языке называющегося испрошенный или преисподний, и от всех врагов Его, кричавших против Него: распни, распни Его ( Лук. 23:22 ), когда, как победитель, восшел к Отцу в червленных ризах от Босры ( Ис. 63 ), то между прочими словами, свойственными торжествующему, сказал: избавиши Мя от пререкания людей, поставиши Мя во главу языков, людие, их же не ведех, работаша Ми, в слух уха послушаша Мя ( Пс. 17:44–45 ). И затем о народе иудейском: сынове чуждии солгали Мне и охромоша от стезь своих (Там же ст. 46), который и Илия говорил: доколе храмлете на обе плесне ( 3Цар. 18:21 ). Наконец, этот псалом, – что трудно найти в других, содержится в истории как Самуила, так Дней. От единичного числа возвышаясь путем приращения до седьмеричного, он доходит до двадцать восьмого псалма, который также называется в надписании Давидовым, на окончание скинии, когда повелевается ангелам: Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни ( Пс. 28:1 ), и воспеваются все таинства спасительного учения и Церкви: глас Господен на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих, глас Господень в крепости (Там же ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Когда ему исполнилось тринадцать лет, Феофил опять пришел к преподобному отцу Стефану. Святой увидав его, сказал: — Зачем ты, чадо, пришел ко мне? Отрок отвечал: — Ты позвал меня, отец честный, и я, оставив родителей, пришел к тебе. Преподобный сказал: — Когда же, чадо, я звал тебя, и что говорил тебе? И сказал отрок: — Когда я был в своем городе, ты, отец, явился ко мне и, взглянув на меня, сказал мне: Феофил! ты удалился от Господа, говорящего: «возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Эти слова тронули мое сердце, и я пошел за тобой до самых ворот монастыря; когда дошли сюда, ты стал для меня невидим, а я нашел ворота запертыми, и ныне, святой отец, не отвращай лица своего от меня, желающего спастись. Преподобный удивился словам Феофила, зная, что он не выходил никуда из своей келлии и, благодаря Бога за такое чудесное призвание незлобивого отрока, взял его к себе, чтобы научить страху Божию, иноческому житию, службе и подвигу поста. По прошествии трех лет, когда отрок хорошо научился всем иноческим подвигам от доброго наставника, преподобный Стефан призвал игумена из лавры и отдал ему послушного и кроткого отрока для пострижения. Игумен, взяв его, привез в лавру, где и совершил над ним пострижение. Феофил, приняв пострижение, сделался опытным иноком, украшенным всякими добродетелями, живя среди братии как ангел и будучи всем полезным. Родители, не зная, где находится возлюбленный их сын, сильно скорбели о нем и постоянно искали его всюду, желая найти того, кто ради любви к Богу скрылся от всех знакомых и втайне служил Господу среди добрых подвижников. Чрез несколько лет родители узнали, наконец, где находится сын их, пришли в лавру и с плачем умоляли игумена показать им сына. Игумен долго не соглашался показать им Феофила, но тронутый усердными просьбами, скорбью и горькими слезами, сжалился над ними. Когда родители увидали своего сына в иноческой одежде, то вместо радости начали еще сильнее рыдать. Они пробыли в лавре несколько дней, присматриваясь к жизни святых отцов и внимая полезным им беседам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мф.12:17-18. Яко да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: се, Отрок Мой, Егоже изволих…да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал,…    Это говорит от лица — Бога Отца: вот Сын Мой Единородный, «Егоже изволих», т.е. которого и предпочел всем. Так как в Иисусе Христе два естества, то слова: «Отрок Мой» — указывают на Божество, а — «Егоже изволих» — на человечество. Подобный же смысл имеют и последующие слова. Мф.12:18. Возлюбленный Мой, Наньже благоволи душа Моя…Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя.     «Возлюбленный Мой» — сказано о Божестве, а «Наньже благоволи душа Моя» — о человечестве. Он — Возлюбленный, как Единородный; к Нему (Отец) благоволил, так как был доволен Им, или — так как чрез Него Он пожелал блага, т.е. спасения людей.    И во время крещения Иисуса Христа Отец ниспослал свыше такой же голос, говоря: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 3:17); и там мы дали подобное же объяснение, но читай и это, чтобы яснее уразуметь. «Наньже благоволи душа Моя» — то же самое что: «о Немже благоволих». Много в таком же роде человекообразного Священное Писание Ветхого Завета говорит о Боге, по тупоумию евреев, но все это должно понимать богоприлично. Мф.12:18. Положу дух Мой на Нем…Положу дух Мой на Него,    О вочеловечившемся Сыне сказал это, как будто о человеке, преуспевающем от посещения Всесвятого Духа; как и Лука — сказал о Нем: «Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем» (Лк. 2:40).Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Мф.12:18. И суд языком возвестит.и возвестит народам суд;    Судом называет евангельский закон, который Спаситель возвестил народам чрез апостолов; или же Свой праведный суд, по которому Он принял язычников, когда иудеи отвергли Его. Это действительно — праведный суд, чтобы творение рук Его не погибло в конец. Мф.12:19. Не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа Его.не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;    Ради этих слов привел все пророчество. Будучи долготерпеливым и незлобивым, Он не спорил против возражающих, и не вопил, когда Ему наносили обиды. Он учил не на площадях, как ищущие людской славы, но в храме, в синагогах иудейских, в пустынях, на горах и прибрежьях. Затем предсказывает также бессилие тех, которые злоумышляли против этого всемогущего Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мы знаем только, что Отрок Иисус любил заниматься словом Божиим и не только читал оное Сам, но беседовал о нем и с другими. Это можно видеть особенно из того, что повествует об отрочестве Иисуса Христа евангелист Лука. Каждый год родители Иисуса ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. По случаю этого же праздника пришли туда с Иисусом, когда Ему было двенадцать лет от роду. По окончании праздничных дней, возвращаясь домой, они не заметили, что Отрок остался в Иерусалиме, но полагали, что Он идет с другими путешественниками. Однако же, прошедши целый день, наконец они стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не нашедши, пошли за Ним назад в Иерусалим. Здесь они искали Его три дня, наконец нашли Его в храме сидящим среди учителей, которых Он слушал и вопрошал. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. Увидев Иисуса, Мария подошла к Нему и сказала: «Сын! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Но Он отвечал: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Этими словами выражалось, что Он для того родился на земле, чтобы жить и действовать по воле Отца Своего Небесного. Но они не поняли слов, которые Он сказал им. После сего Божественный Отрок пошел с ними в Назарет и был в повиновении у них, преуспевая в премудрости и возрастая в любви у Бога и человеков. 6. Крещение Иисуса Христа от Иоанна и искушение от диавола Иоанн, Предтеча Христов, вел жизнь самую строгую, постническую и уединенную. Одежда его была из верблюжьего волоса, в пищу он употреблял саранчу и дикий мед, жилищем его была пустыня. Когда Бог повелел ему явиться народу израильскому проповедником покаяния, Иоанн пошел на берег Иордана и по всем окрестностям его стал взывать к народу: «Покайтесь! Приблизилось Царствие Небесное». Тогда стали выходить к нему люди из Иерусалима и из окрестностей Иордана и крестились от него, исповедуя грехи свои. Многие думали, что он, может быть, и есть Мессия, но Иоанн говорил им: «Я крещу вас водою для покаяния, Идущий же за мною крепче меня; я недостоин Ему и сапоги понести.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Наименованием кривизн или неровного пути пророк обозначает неровность характера или непостоянство веры, то оживающей и возвышающейся над уровнем обыкновенных понятий, то упадающей и как бы умирающей по подобию волнения морского. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа ( Иаков. 1:7 ). Ибо шаткость убеждений будет отнимать животворную силу у добрых его поступков, не допустит их обратиться в навыки добродетели. Для таковых людей пришествие и учение Христово предмет теории, источник раздоров и пустых и бесплодных противоречий. Под именем острых утесов или стремнин разумеется то состояние высокомерной и гордой души, в котором она делается коварною и зложелательною; каковы напр. были книжники и фарисеи. А под именем ровного и гладкого пути разумеется смиренное и точное следование обетованиям и пророчествам или твердая и благопослушливая вера, терпеливая и всегда готовая принять даруемую благодать. Таким только и открылась слава Господня в смиренном Иисусе; такие только и нашли Божие спасение в Церкви Христовой. Из вышеизложенного очевидно, что предсказанный Исаиею глас вопиющего потребует исправления нравственного. По сей-то причине у Евангелистов проповедь Предтечи называется проповедию покаяния ( Мф 3:2 ; Мк 1:4 ; Лк 3:3 ). h11 2) О кротком отроке Господнем В переводе Семидесяти и в нашем, Славянском оно начинается так: Вот, Отрок Мой, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя ( Ис 42:1 ). В Еврейском тексте предсказываемая личность наименована отроком и избранным, указывая этим на Мессию. Сказав, что он первый дал Сиону и Иерусалиму благовестника (Исаию) о грядущем Спасителе, тогда как у других народов нет таких предсказателей ( Ис 41:27–29 326 ), Господь изображает возвещаемого Спасителя так: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова ( Ис 42:1–4 ). Святой Евангелист Матфей, указав, что после многочисленных и постоянно совершаемых исцелений Господь скрывался от народа и запрещал делать известным Его местонахождение, говорит: да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя… Не воспрекословит, ни возопиет и проч. ( Мф 12:17–21 ). Следовательно нет сомнения, что пророк Исаия здесь говорит об Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Но современные исследователи, в том числе протоиерей Александр Мень, считают, что это наименование нужно относить именно ко Второисаие. Что означает слово «отрок»? Это либо слуга, либо – приближенный, близкий человек: приближенные к царю назывались его отроками. У Исаии (или Второисаии) нет, конечно, идеи Троицы; он не может представить себе такого, что Отрок Ягве, Отрасль от корня – это воплотившийся Бог, рожденный, несотворенный Сын Божий. Но это личность, близкая к Богу, для Исаии, безусловно. Отсюда этот образ: «Я держу Тебя за руку». Рука означает непосредственную связь. Слова «к которому благоволит душа Моя», «избранный Мой» подчеркивают особую близость Отрока Богу. Слова о трости, уже надломленной, и о льне (льняном фитиле), не горящем уже, а лишь едва курящемся, говорят о том, что в Его действиях не будет даже минимального насилия, принуждения. А еще здесь есть и тот смысл, что Мессия будет внимательным и чутким к духовной немощи людей. Далее сказано, что Отрок принесет истинную справедливость (суд) и что на Его закон будут уповать острова (4) – имеются в виду греческие острова, античный, языческий мир. Господь поставит Своего Отрока в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы (6, 7). В 42-й главе не выражена еще тема искупительных страданий Отрока, но в дальнейших главах она усиливается и в 53 главе достигает своей кульминации: эта глава – вершина мессианских пророчеств Ветхого Завета. Исаия описывает все так, будто он наблюдал суд над Спасителем, слышал крики «Распни!», стоял у Креста. Он говорит о том презрении, которое претерпит Муж скорбей от людей (3), и о принятии Им на Себя грехов людей (4–6), о безропотности Его незаслуженных страданий (7). Там же говорится об Иосифе Аримафейском, который похоронит Распятого в принадлежащем ему гробе: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (9). Там же говорится, что по принесении жертвы умилостивления Он узрит потомство долговечное (10) –под потомством следует понимать Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но Спаситель не имел такого образования, какое было у книжников — наиболее мудрых людей в израильском народе, которые день и ночь упражнялись в изучении и истолковании Священного Писания. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Здесь — повторяю — говорится о том, как люди смотрели на Иисуса с внешней стороны. «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его» (ст. 41–43). Здесь проявляется человечество Спасителя: как мальчик, как отрок, Он мог заблудиться. Своему человеческому естеству Он давал свободу действовать так, как оно действует у всех людей. Отсюда и мы должны научиться некоторому смирению, мы, желающие откровений по самым пустяковым случаям: уволиться нам с работы или остаться на прежнем месте, поехать ли в Троице-Сергиеву Лавру, в Серафимо-Дивееву пустынь или к родственникам. Но мы видим, что Иисус заблудился, и это говорит только о том, что был Он точно такой же человек, как и все мы. В этом происшествии нет ничего ни плохого, ни хорошего: просто проявилась человеческая ограниченность, которая проявлялась и в Божией Матери. Будучи необыкновенной Праведницей, «Честнейшей Херувим», как мы Ее воспеваем, Она, тем не менее, не могла найти Отрока Иисуса на протяжении нескольких дней. «Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его» (ст. 43–45). В этом выразилась человеческая ограниченность Божией Матери. Как говорил преподобный старец Силуан, грехов у Нее не было, Она никогда не согрешила даже в помыслах, но у Нее были безгрешные человеческие ошибки, связанные просто с ограниченностью человека.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Двенадцатилетний Отрок 13.01.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Слово на праздник Обрезания Господня Сегодня Церковь вводит нас в сокровенность отношений Христа со Своим Небесным Отцом. Неслучайно за литургией читается Евангелие о том, как после праздника Пасхи Христос остается в Иерусалиме в Храме с учителями Закона, которые дивятся Его разуму и ответам. Самое главное здесь — это тайна Его любви по отношению к Богу Отцу. После трех дней поиска Его находят, и Матерь Его говорит Ему: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Это говорит Христос. Он — во всем человек, Отрок, и Он — со Своим Отцом. «Но они не поняли, — говорится в Евангелии, — сказанных Им слов». Они еще не могут этого вместить. У Христа богочеловеческое сознание, благодаря которому Он живет в постоянном общении со Своим Отцом. «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Христу двенадцать лет, Он свидетельствует о Своей независимости от Матери и праведного Иосифа и о Своем послушании им. Потому что далее мы слышим: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них». Но чтобы сокрыть Свое совершенно особое служение, Он отсутствует в течение трех дней, и Матерь Его и праведный Иосиф не могут это понять. Мы приглашаемся проникнуть в эти отношения сокровенности, бесконечной взаимной любви между Отцом Небесным и Христом. «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему», — вот откровение Христово, которое мы должны услышать. Это чрезвычайное свидетельство проходит через все Евангелие. Христос всегда со Своим Отцом, Он не может не быть с Ним. Мы должны узнать, что тайна нашей жизни в том, чтобы быть со Христом в тайне Бога Отца, содержащей всю любовь, которая есть в Нем. В течение всех этих событий «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем».

http://moral.ru/двенадцатилетний-отрок/

Отрок же, будучи разумным, сказал: — Неужели, отче мой, ты уходишь от меня, оставляя меня сиротою? Что я буду делать без тебя? Увы мне, бедному! Горе мне, сироте, что лишаюсь я тебя, добрый отец мой! Феодора же, утешая его, сказала: — Ведь, я говорил тебе, чтобы ты не называл себя сиротою, потому что ты имеешь Бога хранителем твоим, пекущимся о тебе: Он будет для тебя отцом и матерью, учителем и наставником, покровителем и руководителем ко спасению. После сего Феодора встала и со слезами начала молиться, говоря: — Боже, ведый грехи мои и покаяние! Ты знаешь печаль сердца моего, — знаешь, как я непрестанно сокрушалась о том, что прогневала Тебя, Господи! Ты знаешь труды мои, коими я смиряла грешное тело мое, — за то, что дерзнула сделать беззаконие и огорчить благость Твою, Ты знаешь печаль души моей, знаешь, что душа моя, с того времени, как я сознала грех свой, во всё время не переставала сетовать и горько скорбеть о том, что прогневала Тебя. Итак, услыши ныне стенание мое, вонми молитве моей, виждь, как воск, тающее сердце мое, испытай его, воззри на слезы мои и помилуй окаянную душу мою! Остави беззакония мои, прости грехи мои, не помяни злых дел моих: «По милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» (Пс.24:7). Приими покаяние мое, приими молитву и рыдание мое, приими же и душу мою! Так она долго молилась, и не всё можно было расслышать из того, что она говорила, — слышны были только плач ее и биение в перси. Плакал вместе с нею и отрок, рыдая о сиротстве своем. Она снова утешала его и опять молилась. Наконец, она с радостью сказала: — Благодарю Тебя, премилосердного Творца моего, что Ты услышал и помиловал меня и избавил душу мою от смерти и очи мои от слез. Произнеся и другие благодарственные слова и возвеселившись духом, Феодора умолкла. Можно было подумать, что она предала душу свою святую в руки Господа своего, ибо уже более не слышно было ее слов, только слышно было, как плакал отрок. В тот час стали благовестить к утрене. Иноки слышавшие всё, что говорила Феодора, пошли к игумену и всё рассказали ему. Игумен же, выслушав рассказ их, начал со слезами говорить:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010