Кондак, гл. 3. Святая твоя память вселенную веселит, созывающи верныя вся в пречестный храм твой: идеже ныне радостью совокупльшеся, поем в песнех и светлостех; сего ради Платоне вопием ти: языческаго нашествия избави град твой святе. Св. мучч. Рмана, – по М.В.С. и Х.М.: и отрока Варла. Во время гонений на христиан при Максимиане, св. Роман, диакон Кесарийской церкви, живя в Антиохии, встретил однажды одного из мучителей, Асклипиада, шедшего с толпой народа на праздник, и начал убеждать всех последовать Христу и оставить идолов. Мучитель приказал схватить св. Романа и предать мучениям. Св. исповедника повесили обнаженным на древе, били железными прутьями, терзали острыми железными когтями; но он и среди этих страшным мучений не переставал проповедовать Христа. Увидав в народе отрока Варула, св. Роман сказал Асклипиаду, что сей отрок, хотя и мал, но разумнее мучителя, так как знает истинного Бога. Тогда мучитель, обратившись к отроку, спросил его, кого он почитает Богом. «Иисуса Христа, потому что Он истинный Бог, а ваши боги – бесы», смело ответил отрок мучителю и стал мужественно обличать всю тщету идолослужения. Юный исповедник Христов говорил многое и так разумно, что привел в изумление слушавших. Озлобленный мучитель подвергнул св. отрока тяжким истязаниям, приказав бить его крепкими прутьями. Св. отрок мужественно переносил жестокие биения, но, томимый жаждой и истекая кровью, просил только у окружающих несколько воды, чтобы утолить жажду. Мать св. отрока, находясь в среде окружающего место мучения народа, упрекнула сына в малодушии и убеждала его терпеть все ради Господа и венца мученического. Св. Варул после этого перестал просить об утолении жажды и переносил все последующие мучения безмолвно. Разгневанный терпением св. отрока, Асклипиад приказал отсечь ему голову. После этого св. Роман, брошенный в горящий костер, чудесно оставался невредим среди пламени, безбоязненно укоряя мучителей и прославляя Господа. Тогда ему отрезали язык, бросили с забитыми в колодку ногами в темницу и там, спустя долгое время, затянув на его шее веревку, повесили, в 303 г. В церковной службе хотя и воспевается мученический подвиг св. Варула, но по имени сей св. отрок не называется. См. 19 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мученики Роман и отрок Варул пострадали в Антиохии при Максимиане, в начале IV века. Первый был диаконом в Кесарии. Когда Максимиан воздвиг гонение на христиан, то Роман, встретив епарха Асклипиада, идущего на идольский праздник с толпой народа, начал убеждать всех оставить идолов и обратиться ко Христу. Епарх приказал мучить его. Св. Роман, увидя во время мучений отрока Варула, сказал епарху: «Этот отрок, хотя и мал, но разумнее тебя, ибо знает истинного Бога». Тогда Асклипиад спросил отрока: «Кого он почитает Богом?» – «Иисуса Христа», – отвечал отрок. «Почему же ты Его почитаешь?» – «Потому, что Он истинный Бог, а ваши боги – бесы». Правитель приказал сначала сечь отрока розгами, а затем умертвить. Мать взяла на руки своего сына и быстрыми шагами устремилась на место казни, уговаривая его не бояться смерти, потому что, умерши, он пойдете ко Христу и ангелам. Романа же задушили. Мученик Закхей был диаконом, а Алфей – чтецом и проповедником в Гадаринской церкви. В правление Диоклетиана, по случаю двадцатипятилетия его царствования, в 303 г. были освобождены величайшие преступники, как было в обычае у римлян, а на христиане, наоборот, было открыто жестокоегонение. В это время сильно мучили и затем обезглавили святых Закхея и Алфея в Кесарии Палестинской. 19-е число Св. пророк Авдий до призвания к своему служению занимал должность домоправителя при дворе царя израильского Ахава. И среди всеобщего развращения он сохранил себя в благочестии. Когда Иезавель, жена Ахава, начала гнать служителей Бога истинного, то Авдий скрыл в пещерах сто таковых мужей и кормил их там во все время бывшего тогда голода. Когда пророк Илия свел с неба огонь на жертву, тогда как не могли сделать этого жрецы идола Ваала, Авдий радовался силе Божией и посрамлению идолопоклонников. Он был послан преемником Ахава, Охозией, привести к себе Илию, и – не то, что его предшественники, попаленные огнем за гордость – смиренно просил Илию к царю, и с этого времени оставил царскую службу, последовал за св. пророком и сам получил дар пророчества. Скончался св. пророк в Самарии. Он оставил после себя книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Афанасий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Афанасия Тавенская , прп. (9/22 октября) Афиноген Пидахфойский , Севастийский, еп., сщмч. (16/29 июля) Африкан Петрийский (Африканский), мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Аффоний Персидский , мч. (2/15 ноября) Ахила Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (4/17 января; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Боголен Черноярский , отрок, прп. (24 июля/6 августа) Борис (в крещении Михаил), блгв. царь, равноап. (2/15 мая) Борис (в крещении Роман) страстотерпец, блгв. князь (2/15 мая; 24 июля/6 августа) Вавила Антиохийский , еп., сщмч. (4/17 сентября) Вакх Римлянин , мч. (7/20 октября) Варахиил , архангел (8/21 ноября) Варвара Алапаевская (Яковлева), инокиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Варвара Илиопольская , вмц. (4/17 декабря) Варлаам Антиохиец , Кесарийский, старец, мч. (19 ноября/2 декабря) Варлаам Индийский , иерей, пустынник (19 ноября/2 декабря) Варлаам Керетский , Архангельский, иеромонах (6/19 ноября; 15/28 января) Варлаам Печерский , прп., игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 19 ноября/2 декабря) Варлаам Пинежский , Важский, Шенкурский, прп. (19 июня/2 июля) Варлаам Хутынский , прп. (6/19 ноября; в 1-ю пятницу Петрова поста) Варнава (Иосия), ап. от 70-ти, еп. Медиоланский, Кипрский, сщмч. (4/17 января ап.]; 11/24 июня) Варнава Ветлужский , прп. (11/24 июня) Варсонофий , еп. Тверской (11/24 апреля; 4/17 октября) Варул Антиохийский , отрок, мч. (18 ноября/1 декабря) Варфоломей (Нафанаил), ап. из 12-ти, (22 апреля/5 мая; 11/24 июня; 30 июня/13 июля ап.]; 25 августа/7 сентября) Василид Критский , мч. (23 декабря/5 января) Василий Амасийский , еп., сщмч. (26 апреля/9 мая; 30 апреля/13 мая) Василий Анкирский , пресвитер, сщмч. (22 марта/4 апреля) Василий Великий , Кесарийский (Каппадокийский), архиеп., Вселенский учитель (1/14 января; 30 января/12 февраля свт.]) Василий Всеволодович Ярославский , блгв. князь (3/16 июля; 8/21 июня; 23 мая/5 июня [Ростов.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Старец со слезами молил соотечественного ему мученика Платона о помощи в этой беде. И вот является сыну его всадник на коне и велит юноше садиться. Юноша узнал в нем мученика, потому что часто видал его таким на иконе; юноша сел на коня; святой, доставив его отцу, сделался невидим» 281 . В Константинополе был храм св. Платона, построенный императором Анастасием I (491–518) и возобновленный императором Юстинианом. Святого мученика Романа и отрока Варула Роман, родом из одного села в Кесарии Палестинской, I исправлявший должность заклинателя и диакона, в бытность свою в Антиохии, не смотря на бывшее в то время (в 303 г.) гонение на христиан, открыто увещевал отпадших к раскаянию. За это был взят и предан истязаниям. Повешенный на дереве и раздираемый железными гвоздями, он мужественно переносил страдание. Множество народа присутствовало при этом зрелище казни, между прочими стоял и семилетний отрок Варул. Мученик Роман, указывая на него, с укоризною сказал судье: «это дитя разумнее тебя... хотя ему и немного лет, но рожденное от христиан оно знает истинного Бога, а ты дожил до старости и, как язычник, не знаешь Его»... Удивленный судья, подозвав к себе Варула, спросил его: «какого ты почитаешь Бога?» – «Бога – Христа почитаю», – отвечал отрок. – «Но что лучше, – спросил еще судия, – одного ли бога почитать, или многих?» – «Лучше почитать одного Бога, Иисуса Христа». – »Чем же лучше наших богов ваш Бог – Христос?» – продолжал спрашивать язычник. – «Тем лучше, что Он один – истинный Бог, Который создал нас всех, а ваши боги – демоны и не создали ничего»... И много еще дал подобных разумных ответов малолетный, в душу которого, очевидно, мать почти с молоком поспешила перелить свои христианские верования... Это дитя, подавшее голос за Христа, было осуждено на смертную казнь. Тогда выступила из толпы мать его (имя которой осталось неизвестным) и, взяв на руки своего сына, стала уговаривать его не бояться смерти... И лаская, и обнимая его, она сама понесла его на место казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Святой мученик Роман Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью. Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения. Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: «Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам». Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его. Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама прислонила голову сына на плаху, а после казни погребла его († 303). Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но, и лишенный языка, святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению († 303). Источник: Сайт calendar.rop.ru Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2016-12-07. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Роман Кесарийский, Антиохийский, мч. " .

http://pravicon.com/info-3279

Еще более посрамленный не только разумом, но и терпением дитяти, епарх приказал отсечь ему голову. Тогда благочестивая матерь его взяла его в свои объятия и сама понесла на место казни. Дорогой она с матерней любовью и нежностью убеждала его не страшиться смерти, напротив, радоваться, что он идет к Господу Иисусу Христу узреть Его Божественную славу и будет жить с Ним вечно в неизреченной радости, ликуя со святыми Его Ангелами. Не дивно после сего, что это святое дитя не только не боязненно, но охотно и с радостью преклонило свою голову под меч палача. Особенно поучительно для нас в этом сказании то, что отрок Варул, – так называлося это дитя, – мученик, не был приготовляем каким-либо особым образом к такому испытанию в вере. Он взят был внезапно из числа подобных ему детей, и однако же оказался не только совершенным в познании Христа Господа, но и готовым страдать и умереть за святое и поклоняемое имя Его. В этом-то истинно христианском воспитании детей и состоит истинная любовь родительская к детям; потому что только такое воспитание делает истинно счастливыми не только детей, а и самих родителей. Несчастны те родители, которые, не напитав детей своих с самого юного возраста млеком слова Божия и учения христианского, не оживотворив сердца их любовью к Господу Иисусу Христу, не укоренив в душе их спасительного страха Божия, принуждены бывают плакать потом об их умственном и нравственном развращении (из «Полн. собр. проп.» Димитрия, арх. Херс. и Одес. т. II). II. Св. мученики, пострадавшие за Иисуса Христа в юношеском возрасте : а) Св. великомученик Георгий. Св. великомученик Георгий жил в начале IV века. Он родился от богатых и знатных христианских родителей. Его прекрасное образование, красивая наружность и телесная крепость скоро обратили внимание римского императора Диоклитиана. При помощи императора, лично знавшего его и уважавшего его за мужество, Георгий скоро достиг видного места по службе. Но, занимая важную должность при царском войске, Георгий, воспитанный в благочестии христианском, не мог быть счастлив при царе-язычнике и гонителе христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Биемой же сущей мученице, отроча взирающи к ней, плакаше, и ис-торгашеся от рук держащих его, еже тещи к матери. Игемон же, видя красно сущее отроча, повеле к себе принести, и прием , посади на коленах своих, и утешаше тое, да не плачет, и поглаждаше главу детищу, и лобызаше ее, и любезныя к нему глаголы вещаше. Детище же, изимаше себе от рук его, и главою от игемона уклоняшеся, не дая себе поглаждати, ниже лобызати устам того скверным, к матери же взирая, и детски плача, взываше: «Христианин есмь, пусти мя к матери!» – и драше лице игемону ногтьми своими, отрекаяся руками от него. Исполнився же страсти игемон, верже отроча о пол и ногою пхну в ребра, низвергая его долу от высокого седалища своего. Отроча же, по степенем каменным низпадая, и главою о степенным острым углы приражаяся и сокрушаяся, все тое место наполни кровью и предаде святую и непорочную свою душу в руце Божии. Тако венчася мученичеством отрок Кирик. Матерь же его, блаженная Иулитта, внегда узре любезное свое чадо, пред судилищем лежащее в крови мертво, радости исполнися и благодаряще о нем Господа. По многих же муках, и сама усечена бысть... (Июля в 15 день). Егда святый мученик Роман повешен бысть и различными орудии биен, и ногтьми железными стружем, стояше тамо не далече некое христианское отроча именем Варул. На неже воззрев мученик, рече к мучителю: «Отроча сие малое, разумнейшее есть паче тебе старого, аще и малолетно есть, обаче весть истинного Бога; ты же, исполнен сый лет, не познаваеши Его». Епарх же, призвав к себе отроча, вопроси е: «Коего Бога чтиши?» Отроча же отвеща: «Христа чту». Паки вопроси епарх: «Что есть лучше: единого ли Бога чтити или многих?» Отвеща отроча: «Лучше чтити единого Бога Иисуса Христа». Паки епарх рече: «Чим лучший Христос паче всех богов?» Младенец же отвеща: «Тем лучший Христос, яко истинный есть Бог, и Той созда всех нас; ваши же бози бесове суть, и не создаша никогоже». И ина многа той младенец глаголаше, аки бы был богослов премудрый, Дух бо Святый в нем действуя, совершаше из уст его хвалу, яко да посрамит идолопоклонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Роман диакон. Фреска (ок. 1318 г.), монастырь Грачаница, Косово, Сербия Роман Кесарийский, Антиохийский (+ 303 ), диакон , священномученик Память 18 ноября Служил диаконом в храме Кесарии Палестинской . Во время одного из гонений на христиан переселился в Антиохию , где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью. Когда префект Антиохии Асклипиад, язычник , задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться на небесах в Церкви торжествующей. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения. Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: " Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам " . Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его. Сщмч. Роман диакон. Фреска (ок. 1350 г.), храм Христа Пантократора, монастырь Дечаны, Косово, Сербия Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но и лишённый языка святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению (+ 303 ).

http://drevo-info.ru/articles/13671204.h...

Отрок Варул - так назывался этот дивнопрекрасный дитя-мученик - не был приготовляем каким-либо особым образом к такому испытанию в вере. Он взят был внезапно из числа подобных ему детей и, однако же, оказался не только совершенным в познании Христа Господа, но и готовым страдать и умереть за святое и поклоняемое имя Его. В этом-то истинно христианском воспитании детей и состоит истинная любовь родительская к детям; потому что только такое воспитание делает истинно счастливыми не только детей, а и самих родителей. Несчастны те родители, которые, не напитав детей своих с самого юного возраста млеком слова Божия и учения христианского, не оживотворив сердца их любовию к Господу Иисусу Христу, не укоренив в душе их спасительного страха Божия, принуждены бывают плакать потом об их умственном и нравственном развращении. Они и здесь, на земле, приемлют достойную мзду за свое небрежение; что же ожидает их за гробом? Помните ль, с какою любовию и благостию принимал Господь Иисус Христос приходящих к Нему детей: объемь их, возложь руце на них, благословляше их (Мк. 10, 16). Так драгоценна в очах Божиих омытая кровию Христовою душа дитяти христианина! Кто бережет ее для Царствия Божия, тот окажет драгоценнейшую услугу Господу Иисусу Христу. " Оставите детей и не браните им приходити ко Мне: таковых бо есть Царствие Божие " ... Возлюбленные во Христе Иисусе, Господе нашем, братия и сестры! Запечатлеем эти уроки в наших сердцах и будем молить Господа, да подаст Он Свою небесную помощь следовать им, дабы не лишиться нам жизни вечной и не погубить для нее своим небрежением наших детей. Аминь». Во второй проповеди 21 ноября отец Гавриил сказал: «Воспоминая вход Богоотроковицы в храм Божий, и мы должны стараться как можно чаще с благоговением посещать церковь Божию, так как присутствие в ней при Божественных службах есть одно из главных средств для нашего освящения. Молитва, принесенная в храме, имеет особенную силу и благодатные последствия, и если молящийся иногда и не так усердно возносит свои мольбы к Господу, то молитвою священнослужителей и верующих они подкрепляются.

http://drevo-info.ru/articles/4039.html

Мученик Платон Анкирский. Этот святой страдалец начала IV столетия принял страшные пытки и мученический венец за проповедь Слова Божия и верность Христу и Его Церкви в Анкире в Галатии. Это произошло либо в 302 году от Рождества Христова при императоре-язычнике Диоклитиане (Диоклетиане), царствовавшем в Римской империи в 284–305 годах от Рождества Христова, и его соправителе Максимиане. Либо чуть позже, при их преемнике Галерии в 306 году. Мученик Платон Анкирский. Фото: www.pravoslavie.ru Мученик Роман диакон и отрок Варул. Святой Роман совершал диаконское служение в христианском храме Кесарии Палестинской. Во время антицерковных гонений он переселился в Антиохию, где своим примером укреплял христиан в вере, горячо проповедовал Слово Божие и обличал идолопоклонников. Отец Роман был казнён в 303 году от Рождества Христова вместе с отроком-христианином Варулом и его матерью, имя которой Житие не сохранило. Мученики Закхей, диакон Гадаринский, и Алфей, чтец Кесарийский. Эти страдальцы за Христа и Его Церковь погибли в годы диоклетиановских гонений начала IV века от Рождества Христова. Они были казнены за призывы к людям не осквернять себя жертвами, приносимыми языческим идолам. Это произошло в 303 году от Рождества Христова. Священноисповедник Николай Виноградов, пресвитер. Священнослужитель Русской Церкви, протоиерей, немало пострадавший за верность Христу в период советских богоборческих гонений, но избежавший мученического венца и почивший в 1948 году. Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: " Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья! " Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/02/svet_b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010