10) В подтверждение сего Авва разсказал следующий случай, слышанный им от некиих. Некогда один торговец камнями сел на корабль с детьми своими, имея с собою множество драгоценных камней и маргаритов, которые надеялся выгодно продать в той стране, куда направлялся. Случилось ему по смотрению Божию особенно полюбить одного отрока, прислуживавшаго ему на корабле; и он утешал его, как и сам утешался им и давал ему есть тоже, что сам ел. В один день слышит отрок сей, как корабельщики шепчутся между собою и прислушавшись узнает, что они порешили торговца того бросить в море из–за камней его драгоценных. Это очень его опечалило. Когда потом с лицем печальным пришел он к тому торговцу камнями, чтобы по обычаю послужить ему, тот спросил его: чего ты ныне так печален? Ничего, ответил отрок, не смея сказать истину. Тот опять спросил: есть что–то у тебя, скажи мне по правде, что такое? Отрок зарыдал и сказал ему: так и так умыслили против тебя корабельщики. Точно так? спросил купец. Да, ответил отрок, — так они положили между собою. Тогда купец призвал детей своих и сказал: что ни скажу вам сделайте то, не упираясь. Потом разостлав полотно сказал им: принесите сюда ящики. Они принесли. И он начал выкладать камни. Выложив же все проговорил он: такова жизнь! Из–за этих вещей я подвергаюсь опасности быть брошенным в море и спустя немного умереть, ничего не взявши с собою. Затем приказал детям: выбросьте все это в море; и они вместе с словом его тотчас выбросили все в море. Изумились корабельщики и разорился умысел их злой. Кончив этот разсказ, блаженяый Авва Зосима прибавил: видите куда вдруг устремился помысл его; как тотчас сделался он любомудрым, — и в словах и в делах? И это для сохранения сей кратковременной жизни. И справедливо поступил, разсуждая, что если умрет, какая ему польза от камней сих. А мы и малой потери, или лишения не хотим равнодушно перенесть заповеди ради Христовой. Но если уже не можем не печалиться, то следует печалиться о погибели причинившаго нам вред, а не о потере имущества, ибо тот, онеправдовавший, себя изверг из царствия: так как неправедницы царствия Божия не наследуют (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Беседа 41. Евангелие от Матфея, глава 12, 15–30. «Избранный Отрок. Исцеление бесноватого, слепого и глухого» Рассмотрим две темы: «Избранный Отрок» и «Исцеление бесноватого, слепого и глухого». И мы читаем следующие стихи: Мф.12:15–16 . «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Зная козни их, зная, что они желают погубить Спасителя своего, Он удалился оттуда, чтобы отнять у фарисеев случай совершить нечестивое против Него дело» . Народ последовал во множестве за Иисусом, потому что видели исцеление сухорукого. Толпа всегда бурно реагирует на чудеса. Истинными последователями Господа Иисуса Христа остаются Его апостолы и те немногие из уверовавших, которые искали для себя наставления в вере и новой жизни – в Боге и с Богом. Блаженный Феофилакт дает на данный отрывок следующее толкование: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили: Он всеми способами старался уврачевать их» . Здесь говорится о том, что, удаляясь с места совершения чуда, Он проявлял заботу и о фарисеях. Так Феофилакт и пишет: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили» , – то есть чтобы Его хвалили в глазах завистников Его. Он понимает, что прославление Его за чудо исцеления сухорукого вызовет боль в сердцах завистливых фарисеев и ввергнет их и в большее озлобление. И чтобы читающие Евангелие не удивились сему, блаженный Феофилакт Болгарский прибавляет и следующие слова: «Он всеми способами старался уврачевать их» . Видите, как Свою заботу об исцелении рода человеческого Он распространяет и на врагов Своих! Вот пример подлинного человеколюбия! А так ли мы поступаем с врагами нашими, желаем ли мы им блага, духовного исцеления, молимся ли мы за них, благословляем ли их? И мы читаем далее: Мф.17–18 . «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В нападении Аммонитян, в союзе с Сирийцами а затем Идумеев Давид справедливо признает проявление великого гнева Божия на свой народ. «Боже, говорит он, Ты отринула нас, – мы стали как бы чужими у Тебя; Ты низложил нас, – ибо одолели нас враги – союзники; Ты разгневался на нас, – потому что народ потерпел страшные бедствия от врагов, как бы от землетрясения; но Ты и ущедрил нас, – нам грешным, достойным погибели, Ты, однако, послал свою милость – избавление (ст. 6–7). «Ты потряс землю и смутил ее», – по действию гнева своего, Ты произвел как бы землетрясение, когда смутилась – всколыхалась – поверхность земли, как волнуется в бурю поверхность моря. «Исцели разрушение её, ибо она всколебалась», – восстанови в целости все повреждения, какие произошли от землетрясения. – «Ты показал людям своим жестокое», – дал испытать народу своему многие жестокости при нападении врагов – союзников с разных сторон (– убийства, пожары, грабежи). «Ты напоил нас вином умиления», – как бы взяв чашу с своей трапезы, Ты напоил нас вином до опянения, при чем человек, ослабевая шатается и падает без чувств, т. е. Твой сильный гнев потряс нас, лишил сознания и чувств, ибо Ты навел на нась жестокие бедствия войны, как бы землетрясение, со всеми его разрушениями. 6–7. Дал ecu боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя. В то время, как одних страхом Господь довел до исступления, другим, говорит Давид, он дал возможность спастись во время. – «Боящимся Тебе и, следовательно, надеющимся на Тебя, Ты, Господи, дал знаменье, чтобы они могли убежать от лука, иначе говоря – предупредил об опасности, так что они могли избежать поражения стрелами из лука неприятелей. Вероятно, таким знамением было особое откровение самому Давиду, как царю и пророку (ст. 8 и сл.). Подобное обстоятельство было в личной жизни самого Давида. Когда злой и подозрительный Саул «решился убить Давида», то Ионафане, сын Саула и друг Давида, по предварительному с ним соглашению, «вышел в поле, во время, которое назначил Давиду, и малый отрок с ним. И сказал он отроку: беги, ищи стрелы, которые я пускаю; отрок побежал, а он пустил стрелы так, что они летели дальше отрока. И побежал отрок туда, куда Ионафан пускал стрелы, и закричал Ионафан вслед отроку, и сказал: смотри, стрела впереди тебя... Отрок же не знал ничего; только Ионафан и Давид знали, в чем дело», т. е., это означало, что Саул решил погубить Давида. И вот, получив это знамение, Давид во время спасся от лука Саула, и пришел в город Номву ( 1Цар.20 ). Подобным образом Давид, а с ним и народ, получил указания, предваряющие его об опасности. О сем теперь Давид и молить Господа: «Ты, Господи, дал нам знамение, чтобы возлюбленные Твои, боящиеся Тебя, избавились от смертельного страха (ст. 5): спаси же их десницею Твоею, на которую они и надеятся (ст. 13–14); и услышь меня», заканчивает Давид, именно – в этой молитве в о спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

(В эти дни к святому пророку Елисею, жившему на Кармильской горе, собирались люди для славословия Божия и поучения). Жена же отвечала, что хотя ныне не суббота, ни новомесячие, но она должна идти, – и с поспешностью отправилась к святому. Когда она приближалась к Кармильской горе, человек Божий, провидя ее приход, сказал своему слуге Гиезию: – Это та Сонамитянка. Беги навстречу ей и спроси: Здорова ли ты? Здоров ли муж? Здоров ли сын твой?» Она сказала встретившему ее Гиезию: – Здоровы. Но когда она пришла к святому на гору, то припала к его ногам. Гиезий хотел было ее отстранить от него, но Елисей сказал: – Оставь ее, ибо душа ее ныне скорбит; Господь же утаил от меня об ее печали и не открыл мне. Женщина сказала: – Просила ли я сына у господина моего? Не сам ли ты, господин мой, испросил его мне у Бога? Не говорила ли я: не дай мне обмануться? И вот сын мой ныне умер. Человек Божий умилился над ней и, дав свой посох Гиезию, велел ему скорее идти и возложить этот посох на умершего отрока. Мать же умершего отрока не удовольствовалась этим и, припав к святому пророку, говорила ему: «Жив Господь, и жива душа твоя, я не отстану от тебя». Тогда святой Елисей встал и пошел вместе с ней. Гиезий же, прибыв ранее его, положил посох на лице отрока, но отрок не обнаруживал признаков жизни. Тогда Гиезий возвратился и, встретив человека Божия, сказал ему, что отрок не воскрес. Наконец, прибыл в город сам святой пророк Елисей и, войдя в дом женщины, прошел в горницу. Здесь на его постели лежал умерший отрок. Святой Елисей затворил двери и, помолившись Господу, простерся над отроком, приникнув своими устами к его устам, и своими глазами к его глазам, и положив руки свои на его руки, и свои колена на его колена, и дышал на него, – и тело отрока стало согреваться. Пророк встал, походил по комнате и опять простерся над отроком. Так было до семи раз, после чего отрок открыл глаза. Елисей позвал Гиезия и велел ему призвать мать отрока. Когда она вошла, Елисей сказал ей: – Возьми сына твоего!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Возвращаясь к основной мысли речи «о воплощении Христа» в простого человека, имеющего общение с премудростью, «Катехизис» продолжает рассуждение на эту тему и опять извращением текста книги Премудрости Соломоновой. Ни с того, ни с сего, как говорят, прописывает: «чрез псе», чрез мудрость, догадывайся, читатель! – я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня». А так как общение с премудростью возможно для всякого человека, то и «христом» может быть всякий человек. Это еретики дальше и доказывают тоже текстом книги премудрости Соломоновой – Прем.8:19–20 : «Я был отрок даровитый и душу получил добрую, притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое». К слову: «вору всякая епанча по плечам», – и нашим еретикам «Нового израиля», всякое слово, без разбора, идет за «чистую монету». Оставляя в стороне то обстоятельство, что книга Премудрости Соломоновой – не каноническая книга, т. е. не боговдохновенная, – нельзя не заметить, что в употреблении ими стихов 19 и 20, 8 гл. книги Премудрости Соломоновой, оправдывается слово древней мудрости: Similis similibus gaudet – подобный подобного ищет. Ясно, что писатель книги был знаком с философскими греческими учебниками и с греческими обычаями, почему в писании его отразилось влияние этого знакомства; – оказался он не чужд и заблуждений философии своего времени, и в свою книгу внес мнение о предсуществовании душ. Написал: Я был отрок даровитый и душу получил чистую, притом, будучи добрым, и вошел и в тело чистое. Для хлыста, для «Нового израиля», – это – золотое место в писании. Но, увы! Оно стоит одиноко, как заблуждение ума человеческого, ищущего мудрости вне света Премудрости Божией. Но к Христу Господу Спасителю нашему, если о нем только говорят еретики, это слово заблуждения никак уже отнесено быть не может. Отец небесный, устами св. пророка Исаии, именует Сына Своего – Отрок Мой… Но – уже в будущем воплощении Его и вочеловечении, нашего ради спасения, как можно усматривать и в слове пророчества, а особенно в Евангельском свидетельстве о исполнении пророчества на Христе Спасителе: «Да сбудется реченное чрез пророка Исаию», который говорит: «Се отрок Мой, которого Я избрал, Возлюбленный мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него и возвестит народам суд. Ни воспрекословит, ни возопиет и никто не услышит на улицах голоса Его. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы. И на имя Его будут уповать народы» (Мф.12:18–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Гнев Божий, он бесстрастен, и, как говорит Златоуст, не человекообразен. Свят. Иоанн Златоуст , пишет: « О гневе или ярости Божией мы должны разуметь не человекообразно, то есть не по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения; именно под этим можем понимать, что Он есть Судия и Отмститель за все, что не правильно делается ». Итак, Господь повелевает: « приведите его ко Мне сюда », и отрока тотчас подводят, а учитывая страх бесов, подтаскивают к Господу. И далее мы читаем: Мф.17:18 . «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час». Здесь возникает сразу несколько вопросов: 1)    Кому запретил Господь? 2)    Кто виновен в бесновании отрока? Блаж. Иероним Стридонский , предполагает, что возможно во всем виноват и сам отрок. Св. Иероним, пишет: « Не страдавший, а демон должен был подвергнуться запрещению. Впрочем, может быть и то, что Он запретил отроку, и [вследствие этого] вышел из него демон, так как страдавший отрок был угнетаем демоном вследствие своих грехов ». О ужас! Оказывается, и в отрочестве можно совершить такое, что соделает согрешившего бесноватым. Блаж. Феофилакт Болгарский соглашается с тем, что виноват во всем мальчик. Он пишет: « Кому? (т. е. кому запрещает – О.С.) Лунатику. Из этого же видно, что он (т. е. сам отрок – О.С.) , будучи неверующим, сам, благодаря своему неверию, дал возможность войти в него демону ». Страшные комментарии предлагают нам святые отцы! Но! Впрочем, а не является ли беснование, – Божием попущением, – чтобы избавить бесноватого от личной ответственности за свои поступки. Вить даже по мирским законам одержимые, безумные и сумасшедшие не отвечают за свои деяния по закону. Преп. Иоанн Кассиан пишет: « Бесноватые, когда бывают схвачены нечистыми духами, говорят и делают то, чего не знают, предаваемы «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». – Здесь св. Кассиан цитирует 1-е Послание к Коринфянам, 5-ю главу, 5-й стих. Подобные мысли о бесноватости мы встречаем и у свят. Иоанна Златоуста , наставляя одержимого духом верующего, которого дьявол прямо во время церковной службы повергал на землю, утешал его мыслью, что виноват не тот, кто упал, а тот, кто толкнул, т. е. дьявол.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Два сына Первосвященника Илия не знали Господа, ни обязанностей жреческих; жадностью и развратом оскорбляли они Бога и людей, нагло требуя себе участка жертв, прежде их приношения, и оскорбляя жен, приходивших к дверям скинии. Услышав о столь тяжком грехе, тщетно увещевал их престарелый Илий: «если кто согрешит в отношении людей, говорил он, еще можно о нем помолиться Богу; если же кто согрешит против Бога, кто помолится?» Но они не слушались голоса родительского, стремясь к погибели; тогда человек Божий пришел к Илию и, от имени Господа, предрек ему гибель его дома, за преступление детей, которых предпочел славе Божьей, допустив их осквернять святыню. Он предсказал смерть обоих, Офни и Финееса, отвержение его рода, и избрание иного верного священника, который будет по сердцу Господу и станет ходить всегда пред лицом Его. Отрок Самуил продолжал служить Богу в присутствии Илия; редко было тогда слово Господне и не было видений. Однажды Илий, очи коего уже отягчились от старости, спал на одре своем, прежде угашения светильника, и Самуил спал в скинии. Господь воззвал его: «Самуил, Самуил!»; «я здесь», отвечал отрок, и поспешил к Илию, думая, что зовет Первосвященник, но Илий не звал его и отпустил опять отрока ко сну; трижды повторялся голос и трижды вставал Самуил, обращаясь к Первосвященнику, ибо еще не испытал откровений Божьих. Наконец Илий уразумел, что от Господа был голос, и сказал отроку: «возвратись и спи, чадо; если же кто опять призовет тебя, ответствуй: говори, Господи, слышит раб твой.» Опять позвал Бог Самуила; отозвался отрок и услышал страшное слово: «вот, Я сделаю во Израиле такие дела, от которых зазвенит в ушах слышавших; воздвигну на Илия все сказанное о доме его, начну и окончу; отмщу за неправды сыновей его, которых богохульства не наказал он, и никогда не очистится, жертвами и фимиамом, неправда дома Илиева!» До утра спал Самуил и, встав рано, отворил двери храма Господня, но боялся сказать слышанное Первосвященнику. Сам Илий спросил его, заклиная не утаить ни единого слова, и отрок повторил ему все слова Божьи. «Господь да сотворит угодное ему,» смиренно отвечал старец. С тех пор, Самуил возвеличен был пред лицом Божьим; ни одно слово его не падало праздным на землю, и весь Израиль, от Дана до Вирсавии, от конца и до конца земли, уразумел, что в сонме его восстал Пророк, верный Господу, который является ему в видениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Жена же отвечала, что хотя ныне не суббота, ни новомесячие, но она должна идти, — и с поспешностью отправилась к святому. Когда она приближалась к Кармильской горе, человек Божий, провидя ее приход, сказал своему слуге Гиезию: — Это та Сонамитянка. Беги навстречу ей и спроси: «Здорова ли ты? Здоров ли муж? Здоров ли сын твой?» Она сказала встретившему ее Гиезию: — Здоровы. Но когда она пришла к святому на гору, то припала к его ногам. Гиезий хотел было ее отстранить от него, но Елиссей сказал: — Оставь ее, ибо душа ее ныне скорбит; Господь же утаил от меня об ее печали и не открыл мне. Женщина сказала: — Просила ли я сына у господина моего? Не сам ли ты, господин мой, испросил его мне у Бога? Не говорила ли я: не дай мне обмануться? И вот сын мой ныне умер. Человек Божий умилился над ней и, дав свой посох Гиезию, велел ему скорее идти и возложить этот посох на умершего отрока. Мать же умершего отрока не удовольствовалась этим и, припав к святому пророку, говорила ему: «Жив Господь, и жива душа твоя, я не отстану от тебя». Тогда святой Елиссей встал и пошел вместе с ней. Гиезий же, прибыв ранее его, положил посох на лице отрока, но отрок не обнаруживал признаков жизни. Тогда Гиезий возвратился и, встретив человека Божия, сказал ему, что отрок не воскрес. Наконец, прибыл в город сам святой пророк Елиссей и, войдя в дом женщины, прошел в горницу. Здесь на его постели лежал умерший отрок. Святой Елиссей затворил двери и, помолившись Господу, простерся над отроком, приникнув своими устами к его устам, и своими глазами к его глазам, и положив руки свои на его руки, и свои колена на его колена, и дышал на него, — и тело отрока стало согреваться. Пророк встал, походил по комнате и опять простерся над отроком. Так было до семи раз, после чего отрок открыл глаза. Елиссей позвал Гиезия и велел ему призвать мать отрока. Когда она вошла, Елиссей сказал ей: — Возьми сына твоего! Женщина припала к ногам человека Божия, и, взяв живого сына своего, радуясь, воздавала хвалу Богу [ 13 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Женщины и дети могли оставаться дома, но благочестивые израильтянки все-таки посещали Иерусалим. Такова была и Мария. Она вместе с Иосифом ходила ежегодно на самый большой праздник – Пасху. О праздновании Пасхи см. комментарии к Мф.26:2 . Сына Своего, однако, по-видимому, Она доселе еще не брала с Собою. Лк.2:42 .  И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Лк.2:43 .  Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, Лк.2:44 .  но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми Лк.2:45 .  и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. «Двенадцати лет». С этих пор еврейские мальчики обыкновенно начинали обучаться закону, приучаться к присутствованию при богослужении, к соблюдению постов и т.п. «По окончании дней праздника» – выражение, прибавленное в русском переводе. Знатоки иудейских древностей утверждают, что только в первые два дня праздника Пасхи необходимо было лично присутствовать в храме всем богомольцам. С третьим днем начинались так называемые полусвятые дни, когда можно было возвращаться домой. Таким установлением многие, несомненно, пользовались. Поэтому Иосиф и Мария могли уйти из Иерусалима на третий день праздника. И «учители» обыкновенно вступали в беседы с богомольцами именно только в эти остающиеся полупраздничные дни, когда им нечего было делать в храме и не было занятий в храмовом синедрионе (Эдершейм, с. 312). «Остался Отрок Иисус в Иерусалиме». Неудержимое стремление к божественному могуче заявило о себе в душе Христа во время первого посещения Им Иерусалима и побудило Его снова вернуться в храм, когда родители пошли было с Ним домой. «И не заметили». Может быть, караван богомольцев, в котором шли Иосиф с Марией был настолько велик, что нельзя было сразу заметить отсутствия Иисуса. Вероятно, что в этом караване были родственники Марии и Иосифа, и отрок Иисус мог сначала пойти с какими-нибудь родственниками, у которых также были дети – отроки Его возраста, что было дозволено Его родителями. Но потом незаметно Отрок вернулся в Иерусалим, в храм. «Дневной путь» – выражение неопределенное. По всей вероятности, караван богомольцев в течение дня проходил небольшое пространство. Остановка, конечно, была сделана с наступлением ночи, так как теперь собрались в одно место все отставшие спутники Иосифа и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Неофит Никейский, мч. - житие Страдание святого мученика Неофита В городе вифинском Никее1 жил муж, по имени Феодул, имевший супругу Флоренцию. Оба они были богобоязненные христиане и благоговейно соблюдали заповеди Божьи. У них родился сын, которого они назвали Неофитом. Просветив его святым крещением, они воспитывали его по-христиански. По мере того, как отрок возрастал годами и разумом и, приближаясь к десятилетнему возрасту, начал учиться в школе, в него вселилась благодать Божья, из уст младенцев хвалу Христу совершающая (ср. Пс. 8:3; Мф.21:16.), ибо Святой " дух дышит, где хочет " (Иоан.3:8): отрок стал чудотворцем. У него был такой обычай: когда дети были отпускаемы из училища по домам своим, блаженный отрок Неофит брал с собою домой беднейших детей, своих сверстников, и разделял между ними ту пищу, которую получал от родителей своих на обед, - а сам оставался голодным. Затем он шел к восточным воротам города, начертывал там своим перстом крест и, поклоняясь ему, молился Христу Богу, распятому за нас на кресте. Сотоварищи же его, насытившись от обеда его, приходили к нему, в то время, как он молился у восточных ворот. Там был в стене камень. Ударяя в этот камень рукою, блаженный Неофит изводил для своих сотоварищей воду, как из источника, - и они пили. Это делал Святой отрок во все дни, питал своих сверстников обедом и чудесно напаяя водою, изводимою из камня. При этом он запрещал им говорить кому-либо об этом и они не рассказывали. Таким образом, никто не знал в этом году о чудотворениях его, ни даже родители его, а только те беднейшие отроки. На следующий год матери Неофита Флоренции, исполненной особенной любви к Богу, было открыто Богом в сонном видении, что сын ее изводит воду из камня, подобно Моисею, и напаяет жаждущих отроков. Она же, восстав от сна, молилась Богу, чтобы Он открыл ей в подробностях все о сыне ее Неофите. И вот прилетел с небесной высоты белый голубь, блистающий несказанным светом. Сев на постели Неофита, голубь обратился к нему с человеческою речью:

http://pravicon.com/info-3009

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010