695 См. нашу статью о взаимных отношениях между духовными училищами и семинариями. Богосл. Вестн. 1904, IV. 696 Русским Ведомостям (23 янв.) об аресте священника с. Тарабановой валуйского уезда о. Иоанна Мерецкого сообщают следующее. О. Иоанн пользуется уважением не только среди своих прихожан, но его знали в уезде, на благочиннических, уездных и губернских епархиальных съездах как человека, всегда отстаивающего интересы низших в говорящего „правду“ открыто. Когда в с. Тарабанову явился пристав с казаками для ареста, то прихожане ударили в набат, собралась толпа в несколько сот человек и заявила, что она не отпустит своего пастыря. Только благодаря самому о. И. Мерецкому арест обошелся мирно. На другой день в Валуйках уже начали ходить слухи, что крестьяне трех солений, – Тарабановой, Ураевой и Саловки, – придут освобождать своего батюшку. Действительно, около полудня в город явились крестьяне до 2-х тысяч с хоругвями и пением „Спаси, Господи, люди твоя“ и направилась к тюрьме, к ним присоединились городские любопытные, из пригородных слобод и т. п. Помощник исправника, боясь разгрома тюрьмы и не имея в распоряжении защиты (казаки куда-то были высланы из города), стал по очереди выпускать арестованных. Первым был выпущен о. Иоанн Мерецкий; его радостно приветствовали. Он просил действовать не насилием, а просьбами. Затем стали выпускать других арестованных в последние дни, и появление их среди присутствующих вызывало радостные крики „ура“. Затем толпа уже в несколько тысяч отправилась с хоругвями и пением „Спаси, Господи, люди твоя“ и „Боже, царя храни“ на городскую площадь. Здесь о. Иоанн, получив ризы и иконы из городского собора, отслужил молебен; вел хор городских певчих, собравшихся по своему почину и предложивших свои услуги. После молебна происходил митинг, в часть арестованных затем разошлась, но о. Мерецкий остался на площади; его окружала толпа, мирно стоявшая с хоругвями. Вдруг появились казаки, приготовились стрелять, но ограничились нагайками... Свящ. Мерецкий вновь арестован.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Метрики храма в архиве Консистории начинаются с 1782 года. По переписи 1732 года, в Дуванке 214 душ мужских, а в 1749 году здесь было прихожан 32 двора; последнее вследствие моровой язвы 1738 года и нападения татар 1736 года. В 1770 году 380 муж., 327 жен. В 1790 году прихожан 1450 муж., 1380 жен.; жителей Дуванки 486 муж., 460 жен., а по генеральному межеванию земли помещичьей 1589 десятин пашни, 5853 десятин сенокоса и 39 десятин дровяного леса. В 1810 году прихожан 1622 душ муж., 1636 жен.; в 1830 году 1037 муж., 1007 жен.; в 1850 году 903 муж., 941 жен. душ. СЛОБОДА ЮРЬЕВКА Юрьевка – на речке Жеребце, в 62 верстах от Купянска. В межевой выписи 1705 года ноября 15 дня сказано: «Полковой писарь Изюмского полка Юрий Семенович Райзелион – Сошальский писал в челобитной, поданной на имя Государя, что он в прошлое время на Его Великого Государя службах в Крымских и Польских походах на баталиях был, – а угодий ему еще не дано; между тем он на пустых землях, лежащих по обоим берегам реки Жеребца до Валуйской дороги и Донского Юрта Сухарева на Боровой долине, построил хутор для скотоводства, а сохранять хутор от Татар некому»; потому просил отмежевать для него пустопорожние земли по реке Жеребцу, до земли Мелобродских казаков и дозволить населять ее неслужащими вольными Черкасами. Согласно с этой просьбою, земля отмежевана для просителя и дозволено ему, в полковой Канцелярии Полковником Феодором Шидловским, населять ее. Эта межевая выпись прописана в указе Царском, от 6 января 1706 года, который оканчивается так: «и они бы, крестьяне, которые на той земле ныне живут и впредь учнут жити, его, писаря Юрия Райзелион-Сошальского, и жены его и детей во всем слушали бы, пашню пахали и сено косили и всякую работу работали бы». Вот начало населения нынешней Юрьевки, называвшейся в прежнее время, по речке, Жеребцом. По смерти Георгия Сошальского, который, как видно по собственно ручной его латинской схоластической Логике, получил образование в каком-то высшем учебном заведении, вероятно в Краковской академии, Юрьевское имение перешло к сыну его, сотнику Изюмского полка Александру, в малолетстве которого, неизвестно с достоверностью по какому случаю, половина этой дачи отошла в чужой род Захаржевич-Капустянских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Предоставляя противникам нашим клеветать на нас и поносить нас, мы стремимся в чистоте совести, по мере сил наших, служить к устроению Церкви Божией. С этой целью назначаем на 2(15) ноября сего 1927 г. общее собрание Архипастырей, пастырей и пасомых староцерковников, проживающих на территории СССР, дабы общими силами и общим советом найти лучшие пути и средства к общему спасению и благоустроению нашей Православной Патриаршей Церкви. На съезд приглашаются прежде всего все православные епископы, кроме того, от епархии и полусамостоятельных викариатств приглашаются по два депутата от клира и по два от мирян, избранных на епархиальных и викариальных собраниях. От отдельных групп приходов, равно от отдельных общин, избираются по одному депутату от клира и по одному от мирян. Доводя о сем до общего сведения верующих о сем, просим вас вместе со св. апостолом Павлом: вместите нас, мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти ( 2Кор.7:2 ). Тем же, которые сомневаются в нас, скажем с тем же св. апостолом: испытывайте самих себя, в вере ли вы... о нас же, надеюсь, вы знаете, что мы то, чем быть должны ( 2Кор.13:5–6 ). 29 апреля (12 мая) 1927 г. Донской монастырь. Смиренный Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский, ныне Свердловский и Ирбитский. Смиренный Константин [Булычев], архиепископ бывший Могилевский. Смиренный Митрофан [Симашкевич], митрополит Донской и Новочеркасский. Смиренный Виссарион [Зорин], епископ Ульяновский и Корсунский. Смиренный Тихон [Русинов], епископ Сталинградский. Смиренный Борис [Рукин], епископ Можайский. Смиренный Иннокентий [Бусыгин], епископ Каменский. Смиренный Митрофан [Русинов], епископ Валуйский, управляющий Воронежской епархией. Смиренный Августин, епископ Луганский и Сумский. Смиренный Смарагд [Яблоков], епископ Скопинский. Смиренный Анатолий, епископ Ибрессинский. Смиренный Иоанникий [Соколовский], архиепископ Днепропетровский. Смиренный епископ Николай [Судзиловский], бывший Белыничский. Смиренный Феофан [Прокопович], епископ Майкопский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А давати им велели то Государское жалованье в монастырь и в церковь воск из Государския казны на Валуйке из валуйских таможенных доходов. И о том Государеве жалованье, о денежной руге и о воску, на Валуйку к Ивану Познякову они, боярин и воеводы писали, чтоб он Иван то денежное жалованье и воск в Святогорский монастырь с прежнею дачею давал по пятнадцати рублев да в церковь на свечи воску по пуду погодно. А в Царев-Борисов гор. к приказному человеку к Андрею Маслову они, боярин и воеводы, писали же, чтоб он Святогорскаго монастыря землю и рыбныя ловли и сеножати и лес и всякия угодья от Царева-Борисова и от Маяцкаго от земли и всяких угодий с старожильцы размежевал и межи и грани и всякие признаки учинил прямо в правду, не норовя никому, чтоб меж Святогорским монастырем и Царева-Борисова города и Маяцкими жители впредь челобитья и спору ни о чем не было. И в нынешнем 174 (1665 г.) нояб. в 6 числе писал к ним, боярину и воеводам, из Царева-Борисова гор. приказный человек Андрей Маслов и прислал межевыя книги за своею рукою и сторонних людей, которые с ним на межеванье были, руками. И они, боярин и воеводы, те межевыя книги послали к Вел. Государю к Москве с строителем Гавриилом. А в книгах, за приписью дьяка Герасима Головнина, написано: нынешняго 174 (1666) году по Государеву Цареву и В. К. Алексее Михайловича указу и по памяти из Белгорода боярина и воеводы кн. Бориса Александровича с товарищи, за приписью дьяка Степана Федорова, велено ехать Андрею Маслову, взяв с собою Цареборисова города жителей Святогорскаго монастыря к урочищам, что которыя урочища к Святогорскому монастырю с Нагайской стороны от Клиновой поляны до Крымской стороны от малаго затонца вверх по Донцу до урочищ, до Студенецкаго устья по обе стороны вновь даны, а приехав в те урочища велено ему от Маяка гор. и Цареборисова гор. к Святогорскому монастырю всякия угодья отмежевать и на межах столбы поставить и грани насечь и всякие признаки учинить и описать в книге подлинно...» Далее описываются со всею подробностью межевые знаки и урочища.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Врачи не могли оказать ему помощи, и опытнейший из них в г. Вильне Свида объявил болезнь неизлечимою при ее многосложности. Кроме сего Георгий никак не мог быть внесен в церковь ; при взгляде на иконы трепетал и дрожал, а тем более не мог слышать церковное пение и участвовать при Богослужении. Даже если завидит на улице из дому иконы в процессиях, то в большом испуге скрывался от них в дом с криком и плачем. Так болезнен был он до 15 августа 1881 года, когда ему было около 5-ти лет. Родители Георгия решили обратиться, для исцеления его, за Божественною помощью, к Чудотворной иконе Сурдегской Божией Матери. Георгий привезен был в Сурдеги 14 августа 1881 года и приведен был 15 августа к ранней литургии в теплую церковь , в которой без всякого страха и смущения, к великому удивлению своих родителей, простоял до конца Богослужения впереди против царских дверей и с большим вниманием следил за совершением Богослужения и удостоен был Святого Причащения. И с этого времени Георгий настолько полюбил церковь, что в Антолептах лишь только ударит колокол к литургии, как он, одевшись, спешит в церковь и, тщательно став на одном месте впереди в церкви, простоит до конца Богослужения, как-бы оно ни было продолжительно. Со времени возвращения его из Сурдег все признаки неизлечимой многосложной его болезни стали уничтожаться, и он через полгода стал совершенно здоровым. Все, знавшие его болезнь, крайне удивлялись его выздоровлению. Сии сведения извлечены из формального донесения отца его священника Александра Спасского, которое напечатано, по распоряжению епархиального начальства, в «Литовских Епархиальных ведомостях» в июне 1883 года. От иконы святителя Николая в Валуйском монастыре Валуйского уезда, Воронежской губернии, слободы Федоровки крестьянина Саввы Куликова и жены его Марфы дочь девица Матрона 17 лет, по сказанию родителей, была слаба здоровьем во весь великий пост 1885 года и праздник Пасхи; в воскресный же день недели Фоминой Матрона, по мирскому пагубному обычаю, отлучившись из дому вечером, возвратилась домой поздно ночью, жалуясь на сильную боль головную и к утру подверглась такой тяжкой болезни, что рвала на себе одежду и кричала странным голосом, – что продолжалось в течении семи недель, больная не принимала никакой пищи и не имела сна, а если давали ей воды, то она исходила обратно носом и ртом; с больною родители обращались к земским врачам, от которых она никакого облегчения не получила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Такова прошлая слава Валуйского чудотворного образа святителя. Описание внешнего вида его мы находим в монастырской описи 1800 года. «Явленная и чудотворная икона святителя Николая над правым клиросом (за клиросом) в серебряной позлащенной ризе, в резном позлащенном и расписанным штуками украшенном киоте». Кроме того, образ был увешан множеством разных привесок, золотых и серебряных, – свидетельство многих дивных знамений, бывших от образа, верою народной в силу святителя. В 1926 году монастырь был закрыт официально. С 1935 года территория монастыря занята детской воспитательной колонией МВД. Верующие надеются, что под этими сводами когда-нибудь вновь зазвучат молитвы и церковные песнопения Успенская Святогорская пустынь Святогорская Успенская лавра (Свято-Успенская Святогорская Лавра) – право славный монастырь Украинской Право слав ной Церкви в Святогорске (Донецкая область). До 1918 года – Святогорская Успенская пустынь, за штатная, общежительная Харьковской епархии. Эту пустынь называют «Святые Горы» потому, что она раскинулась частью по горам, частью у подножия их. Но почему это «святые»? Мы знаем святую гору Афон, называем так еще холмы «матери городов русских» – Киева, и понимаем эти названия. Почему же еще и местность этой обители и самую обитель называем «Святыми Горами», «Святогорскими»? Потому что и эти горы, и эта местность, и эта обитель прославились так же, как и названные святые места; потому что это место освящено особой милостью Всеблагого Создателя. И прежде всего – освятил Творец эту обитель и ее местность дивными красотами природы. «Святые Горы» – две горы, обе меловые. Одна, вся покрытая густым лесом, растет постепенно, отступая немного назад, другая, с голой меловой вершиной, отвесно возвышается над струями Донца из-за тенистых рощ у ее подножия. Своими причудливыми остроконечными скалами, своей белизной она необычайно живописно рисуется на темно-зеленом фоне покрытой лесом другой горы и соседних холмов. А внизу этого узора белого и зеленого цветов, окаймляя его, протекает быстрый и ясный, прозрачный, как хрусталь, Донец, темно-голубой от отражающегося в нем жаркого южного неба, сверкающий и отливающий всеми цветами радуги под лучами знойного украинского солнца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

в храмах В. е. наряду с произведениями рус. иконописцев находились и укр. иконы: согласно описи Семилуцкого Преображенского мон-ря (1724), в одной из церквей хранился образ преподобных Антония и Феодосия Печерских «черкасского письма». По-прежнему привозили иконы из Московских земель: ок. 1702-1706 гг. в Акатов мон-рь архим. Никанор (ученик Патриарха Никона, в 1686-1698 архим. Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня мон-ря) передал икону Божией Матери «Троеручица», вероятно список с одноименной иконы Новоиерусалимского мон-ря (полученной с Афона в 1663), впосл. почитаемую как чудотворная. Оживлению художественной жизни способствовали строительство морского флота, приезды царя Петра I, основание новых городов (Тавров, Павловск) и завоевание Азова. Во 2-й пол. 90-х гг. XVII в. в Воронеж и Азов «для корабельного и бригантирного дела» («прописки судов») посылались многочисленные живописцы и «ученики живописного письма», к-рые могли выполнять и др. работы ( Молева Н. , Белютин Э. Живописных дел мастера: Канцелярия от строений и рус. живопись 1-й пол. XVIII в. М., 1965. С. 190, 193, 195, 207, 217, 231, 241; Словарь... С. 77, 92, 121, 137, 171, 247, 275, 413). Иконы и богослужебные предметы в нек-рых церквах В. е. считались вкладами царя, напр. Владимирская, Смоленская и Иверская иконы Божией Матери в валуйском Владимирском соборе (1699, перестроен в 1756), по преданию построенном на деньги и по рисунку имп. Петра I; икона ап. Иоанна Богослова в Вознесенской ц. в с. Аношкине Коротоякского у. как пожалование царя первым поселенцам. В Петропавловской ц. в Таврове Воронежского у., сменившей деревянные Преображенский собор и Петропавловскую ц. петровского времени, сохранялись облачения, книги и иконы, в т. ч. образ апостолов Петра и Павла, держащих в руках церковь, с изображением в клеймах мученичества 12 апостолов. Местное предание относит к эпохе Петра I прославление одной из наиболее почитаемых в Воронеже чудотворных икон - Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из Богословской ц.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Это обстоятельство наряду с пограничным положением В. е., политическими, церковными и экономическими связями региона долгое время определяло своеобразие местной культуры. Панорама Воронежа с видом на Успенскую церковь. Фотография. Нач. ХХ в. Панорама Воронежа с видом на Успенскую церковь. Фотография. Нач. ХХ в. Первые храмы, согласно сведениям дозорных и писцовых книг кон. XVI-XVII в., были деревянными, преобладали небольшие постройки клетского типа. Вскоре после основания Воронежа был возведен деревянный Благовещенский собор, неск. раз перестраивавшийся в том же материале в кон. XVI - 1-й пол. XVII в., тогда же сложились ансамбли самых крупных мон-рей: Успенского, Акатова и Покровского жен. в Воронеже, валуйского в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Пристанского , елецкого Троицкого и елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение», задонского Богородице-Рождественского, Борщёвского Троицкого, Богородицкого в с. Карачун, Семилуцкого Преображенского, Толшевского. Обители создавали местные жители, донские казаки (Борщёвский мон-рь), монахи из др. мест. Напр., задонский Богородице-Рождественский мон-рь на левом берегу Дона основали в 10-х гг. XVII в. иноки московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря . Церкви возводили прихожане, духовные лица и представители местной администрации: в Воронеже воевода М. А. Вельяминов построил Троицкую (Ильинскую) ц. (1642-1645). Близость к границам и связь с культурой центральных областей отражали наименования древнейших храмов В. е.: вероятно, в память о соборе г. Ряжска (Рязанская обл.), откуда происходили первые жители Воронежа, собор был посвящен Благовещению Пресв. Богородицы. Существовали престолы в честь почитаемых праздников и святых: Успения и Покрова Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, вмц. Параскевы Пятницы, вмч. Никиты, прор. Илии, мучеников Флора и Лавра, святых Космы и Дамиана, Казанской иконы Божией Матери, а также арх. Михаила, в связи с воинским аспектом почитания к-рого появились церкви в старых селах Воронежского у.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Михаила в Хонех в Воронеже (1765-1768, перестроен в 30-х гг. XIX в., снесен в 50-х гг. XX в.), возведенный по заказу свт. Тихона Задонского мон. Мелхиседеком: низкий, вытянутый с запада на восток храм с декоративной главкой, по типу родственный зимним соборам 2-й пол. XVIII в., Входоиерусалимскому в Новгороде и Богоявленскому в Смоленске. Редкий памятник елизаветинского барокко с элементами рококо, по проекту близкий кругу Б. Ф. Растрелли,- Покровская ц. (1767) в с. Репец Задонского у. (ныне Задонский р-н Липецкой обл.) в составе частично сохранившегося ансамбля усадьбы бригадира И. О. Кожина, к востоку от главного дома (кон. XVIII в.). Это вытянутый по поперечной оси четверик, к к-рому с запада и востока примыкают полукружия притвора с 2 приделами и алтаря (расширены во 2-й пол. XIX в.), внутри 8 пилонов, выступающих из стен четверика, поддерживают восьмерик с большими и малыми гранями, купол утрачен. Не сохранилась скульптура, обильно украшавшая фасады, напр. белокаменные статуи вмч. Георгия, побивающего змия, и арх. Михаила, держащего на цепи диавола, в декорированных лепниной нишах по сторонам порталов. Уцелели замковые камни 4 окон восьмерика с изображениями херувимов, фрагменты внутреннего декора: рокайльные картуши, карнизы, пилястры, колонны в форме деревьев с обрубленными сучьями. Согласно описанию 80-х гг. XIX в. и фотографии интерьера притвора 10-х гг. XX в., внутреннее убранство включало витые колонны, белокаменные статуи святых, резные иконостасы и надпрестольную сень; в приделе вмч. Иоанна Воина находилась гробница храмоздателя. На одной оси с церковью, за усадебным домом, стояла 4-ярусная колокольня с колоннами, согласно местному преданию «заклятая» свт. Тихоном Задонским. Для деревянного зодчества XVIII в. (прежде всего в юго-зап. уездах с большим процентом укр. населения: Бирюченском, Валуйском, Острогожском и Богучарском) под влиянием укр. традиции каменного строительства стал характерен тип храма с 3 или 5 высокими башнями и фигурными кровлями, о чем свидетельствуют утраченные, но известные по дореволюционной лит-ре церковь Битюцкого мон-ря (после упразднения обители перевезена в с.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КСЕНОФОНТ (Бондаренко Константин Андреевич; 13.05.1886, слобода Никитовка Валуйского у. Воронежской губ.- 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), иером. Из крестьянской семьи. Окончил Копано-Никитовское народное уч-ще. 21 янв. 1910 г. поступил в Троице-Сергиеву лавру . 28 мая 1916 г. был зачислен послушником, а 15 июня того же года пострижен в монашество с именем Ксенофонт. Состоял келейником наместника лавры прмч. архим. Кронида (Любимова) . В 1918 г. был рукоположен во диакона. После закрытия лавры в 1920 г. К. остался в ней в качестве слесаря при Комиссии по охране памятников искусства и старины. В 1924 г. он переехал в Ленинград (ныне С.-Петербург) и работал на разных заводах механиком. В 1926 г. вернулся в Москву, был рукоположен во иерея. Служил священником в разных храмах Московской епархии, в 1932 г.- в храме с. Михайловского Звенигородского р-на Московской обл. Когда К. вновь возвратился в Москву из опасения преследований со стороны властей, он был направлен в храм с. Конькова (ныне в черте Москвы), где прослужил ок. года. Затем в 1933 г. во избежание ареста был направлен на служение в храм с. Алексеевского Солнечногорского р-на Московской обл. 12 марта 1935 г. К. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 31 марта того же года приговорен особым совещанием при НКВД к 3 годам ИТЛ. Был отправлен в Темлаг на ст. Потьма (ныне Куйбышевской железной дороги). В авг. 1937 г. К. вернулся из заключения и поселился в г. Александрове Ивановской обл. (ныне Владимирской обл.), ему, как отбывшему срок, было запрещено жить ближе 101 км от Москвы. Несмотря на то что ему также был запрещен въезд на территорию Московской обл., он несколько раз посещал своего духовного отца архим. Кронида в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). Впервые после заключения К. встретился с ним 19 сент. 1937 г. Последний же его визит совпал с арестом архим. Кронида 20 нояб. того же года. Застав в доме К., сотрудники НКВД сначала попросили его расписаться в ордере на обыск в качестве свидетеля, а затем, уведя архимандрита и его келейника, арестовали и К. Все арестованные монахи были заключены в Таганскую тюрьму в Москве. На допросе К. отверг все обвинения в антисоветской деятельности и в принадлежности к контрреволюционной монархической монашеской группе. Был казнен на полигоне Бутово по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 7 дек. 1937 г.

http://pravenc.ru/text/2462141.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010