Видение получает большую определенность; к общей картине прибавлены новые черты. Роль Израиля указана более точным образом: «Израиль должен быть прежде рассеян, потом он будет собран, сделается сильным народом, народом, господствующим над всеми другими народами, – народом, среди которого будет царствовать Иегова, но Его столицею уже не будет Иерусалим; эта столица хотя и будет находиться в Сионской стране, но из укрепленного города будет перенесена среди полей, к башне стад, у Вифлеема; потому что для царства мира, нужна мирная и сельская столица (6–7). Эта вторая часть пророчества еще не исполнилась; но возвращение из плена Вавилонского служит верным залогом того, что Иудеи, рассеянные в настоящее время по всей земле, будут некогда соединены снова, и рождение Иисуса Христа около башни стада, дает нам возможность предугадывать, что Вифлеем будет, может быть, местом Его пребывания во время его видимого царства. ( Апок.19 ). Пророк прекращает здесь на время описание будущего: виновный, с которым он судится от имени Иеговы, может теперь понять, что суды Бога не уничтожают Его обетований, и Михей обращает к нему слова, состоящие всецело из сменяющихся взаимно угроз и утешений: «Так как таково слава, которую Бог предназначает тебе, то почему же ты вопиешь так сильно теперь при вести о несчастиях, ожидающих тебя, и почему ты говоришь: Бог не есть уже мой царь, Он не есть уже мой вождь? Ты наверно будешь уведен пленником в Вавилон; но не бойся, чтобы Бог оставил тебя, Он искупит тебя. Народы восстают против тебя и радуются твоей гибели, но это ты, дочь Сиона, которая будешь истреблять и попирать их ( Апок.19:20 ). Тем не менее, остерегайся злоупотреблять этими обетованиями, которые даны для отдаленных времен; теперь ты будешь осаждена и взята, и твой князь будет бить тростью Божией 81 (IV, 9–14; или 9–13 и V, 1). Пророк возвращается к описанию будущих времен; он говорит о возвышении Израиля, о его отношениях к язычникам, о мирных свойствах его царства и о его столице. Эта картина еще не полна; в ней недостаток главного лица, царя, и того, кем совершено будет все то, что заключает в себе эта картина. «Этот царь родится не на бесплодных горах города закона, но на плодоносных полях, соседних с ним, около башни стад, в плодоносном доме хлеба жизни. Начало Его от всей вечности; Он есть сам Бог; но Он есть также человек, потому что люди Его братья (V, 3). Он сам предаст Израильтян их врагам, до той поры, пока придет обратно, и Он сам призовет их из рассеяния и соединит с язычниками, которые обратятся. Он будет царствовать, как царствует Всевечный, – и Он же установит тот мир, который должен царствовать на всей земле ибо Он будет Сам миром. Это Он, наконец, совершит над Ассуром, и над всеми врагами Божьими, как и над врагами Своего народа те суды, которые наполняют надеждою и гордостью сердце Израиля ныне виновного и наказанного (V, 1–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

- Потому что за это время с ними работали, как и в любой стране. - Мне кажется, всё происходило из-за того, что Советский период корни-то отпилил, и все стало как перекати  - поле. С ними легче работать, у них нет исторической памяти, нет семейной памяти. - Абсолютно верно. Я сам учился в школе с 4-го класса там и университет закончил. Учителя старались говорить и учить нас говорить, что мы советские. А что такое советские, когда Советский Союз пал? Кто ты тогда? Вот и получилось, что мы все украинцы. - Но в национальных республиках ещё, кроме советских, пропагандировали, что ты ещё украинец, казах, узбек, грузин. - Да, особенно в тех республиках. Но на Украине, на западном берегу -  да, очень активно. В Киеве так говорили. В Харькове тоже говорили: украинец. Получилось никто. Харьков  -  русский город. А если нет Советского Союза, какой же ты советский?   Я 5 лет работаю в Югославии. Там развивалась идея: ты -  югослав. - Как и советский. - Да. Каждый год всё писали: югослав, их число увеличилось на 50 тысяч. А потом, когда началась война, где эти югославы? Они исчезли, все стали сербами, хорватами, словенцами. Это все, Михаил Борисович, богоборчество. Всё, что мы устраивали – это  изобретение народов. Господь решил  его  отменить. - А мы стали творить народы, создавать общую нацию. Один раз создали  уже.  На Вавилонской башне.   Вот,  Он разделил, Ему это не понравилось. А мы сами своих же людей направили на неправильный путь. - Их переделали, переформатировали. - Конечно, легко. Мы лишили их корней. А теперь мы удивляемся: как вы там, на Украине? Да вот же результат наших последних ста лет. Столетие этого безобразия, которое прошло в 17-м году. Вот он, результат. - Частично эти проблемы характерны для современной России. Мы эти годы, после 91-го, тоже все не можем решить, какую страну мы строим. Какой вектор выбрать, чему учить детей? Все время мы пытаемся какие-то варианты европейского духа сюда пересадить -  и они не дают плодов. - Но, знаете, поразительно другое. Ведь мы же видим, что там, в Европе, к чему всё это идет.   Потеряли связь со своими корнями, с верой. С верой нет связи, поэтому и хватаем то, что там проваливается и сюда внедряется.

http://radonezh.ru/analytics/vse-zavisit...

Напротив, для о. Александра в Библии, главным образом в Ветхом Завете, далеко не все достоверно. Повествования исторического характера якобы переплетаются с легендами и мифами. Отец протоиерей в принципе не отрицает, что в основе библейских повествований лежат реальные сказания богодухновенного характера - откровения пророков. Но он считает, что впоследствии, с течением времени, эти первоначальные рассказы «обрастали» разными вымыслами - наподобие народных былин. Задачу своих комментариев отец Александр видит в том, чтобы выяснить «историческую основу» Библии, отделив ее от «фантастического» элемента. Во что превращается библейская история при таком «отделении», покажем на примере небольшого фрагмента «научных комментариев» отца Александра. Согласно его разъяснениям, первые 11 глав Книги Бытия - о творении мира и человека, о грехопадении, о всемирном потопе и Вавилонской башне - всего лишь легенды, переработка (и притом позднейшая, времен Вавилонского плена, 6 в. до н.э.) древне-вавилонских мифов. Адам и Ева - это, оказывается, не конкретные личности, а лишь собирательные образы, также, как и «допотопные» патриархи - Сиф, Енох и т.п. (Быт. 4-5). И вообще, достоверная библейская история, по мнению отца Александра, начинается только с Авраама. Правда, и в ней, как считает отец протоиерей, историческая действительность переплетена с легендами. Так, в истории трех патриархов-родоначальников еврейского народа - Авраама, Исаака и Иакова, занимающей большую часть Книги Бытия, достоверно будто бы лишь то, что было 2 волны миграции из Месопотамии в Палестину: при Аврааме и при Иакове. Исаак при таком «объяснении» Библии вообще перестает быть реальным историческим лицом. В библейских чудесах отец Александр отказывается видеть что-либо сверхъестественное: казни египетские у него - лишь обычные стихийные бедствия, небесная манна - продукт вполне земного происхождения, клейкая смола с кустарника «тамариск», которую и в наши дни собирают синайские бедуины и продают доверчивым туристам. И так далее. Чудесный переход через Красное море у о. Александра превращается в рискованное путешествие по болоту. Ангел Господень, в одну ночь истребивший 185 тысяч человек сирийского войска, - это, оказывается, всего лишь эпидемия, подкосившая доблестных воинов. И вообще, все что написано о чудесах в Библии - это, по толкованию отца протоиерея, лишь налет «поэтической традиции древности», и отец Александр спешит этот налет снять.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/11/...

143 . Рассказать о пророке Иеремии; 144 . При каком царе Вавилонском происходит завоевание Иерусалима? 145 . Кто захватывает Иерусалим? 146 . В каком году происходит падение Иерусалима? 147 . Рассказать о падении Иерусалима. Лекция 8 Времена Вавилонского владычества Времена Вавилонского владычества продолжаются от событий окончательного взятия и разрушения Новоходоносором Иерусалима (597 г. до Р.Х.) до указа царя Персидского Кира (536 г. до Р.Х.), то есть продолжался 61 год. Восьмой период нашей истории относится ко временам Вавилонского владычества. О временах Вавилонского владычества рассказывает книга пророка Даниила, а так же другие пророческие книги. Период восьмой – Вавилонское владычество (607–537 гг. до Р.Х.) Краткая историческая справка – Вавилон Страна, в которую иудеи были уведены в плен, представляла обширную низменную равнину, заключенными между Евфратом и Тигром. Вавилон был столицей одноименного царства, величайший и богатейший город на земле. Город имел роскошные и величественные многочисленные храмы и дворцы. Главный дворец вавилонских царей имел знаменитые висячие сады. Он был вдвое больше всего Иерусалима, а главный храм, посвященный Бэлу 293 , представлял собою исполинскую башню, напоминая иудеям о древней вавилонской башне, которую во гневе Своем разрушил Бог. Любопытное замечание делает Келлер. “Вавилон был не только торговым, но и религиозным центром. Об этом свидетельствует одна древняя надпись, гласящая, что “В общей сложности есть в Вавилоне 53 храма верховных богов, 55 храмов Мардука, 300 молелен для земных богов, 600 – для небесных богов, 180 алтарей богини Иштар, 180 – богов Нергала и Адада, и 12 алтарей, посвященных различным другим божествам”. “Немецким археологам, – пишет Варнер Келлер в своей книге “Библия как историческая книга”, – пришлось убрать более 35 тысяч кубометров обломков, чтобы обнажить часть храма Мардука на Евфрате, заново отстроенного при Навуходоносоре. Вместе со вспомогательными строениями этот храм располагался на участке размерами примено 450 на 540 метров. Напротив храма высился зиккурат, святилице Мардука в виде башни”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Стоит заметить, что в рукописях Септуагинты список народов в Быт 10 отчасти отличен от масоретского, и общее число народов получается чуть больше, чем семьдесят. Возможно, чтения Септуагинты первоначальнее масоретских, а масоретский текст представляет собой как раз результат редактуры «списка народов» с целью свести число народов к семидесяти. Тема «семидесяти народов мира» и их «семидесяти языков» продолжается в раввинистической письменности. Иерусалимский таргум пересказывает Быт 11:7-8 (рассказ о Вавилонской башне и о происхождении языков) следующим образом: «Сказал Господь семидесяти ангелам, стоящим пред Ним: теперь сойдем и смешаем их языки, чтобы они не понимали друг друга. И открылось слово Господа против этого города, а с ним семьдесят ангелов сообразно семидесяти народам, и у каждого из них – язык этого народа и начертание его письма, в руке. И Господь рассеял оттуда людей по лицу всей земли, так что получилось семьдесят языков». В ряде других текстов также присутствует в раввинистической письменности представление о «семидесяти народах мира». Представление о том, что у каждого народа есть свой ангел, засвидетельствовано, напр. в Дан 10:18-21. Образ семьдесяти ангелов, предстоящих Богу в таргуме, может, по мнению ряда исследователей, восходить к архаическому западносемитскому представлению о семидесяти божествах в свите верховного Бога. Такое представление зафикировано уже в Угарите. Замечательно, что проходят столетия, тысячелетия, а какие-то концепии передаются из культуры в культуру. А если смотреть не вверх по реке истории – а вниз по реке истории, то можно вспомнить про  семьдесят апостолов Христа в евангелии от Луки (в некоторых рукописях их, как и переводчиков в Послании Аристея – семьдесят два). В «двухтомнике» Лука-Деяния тема миссии к язычникам занимает намного более важное место, чем в других евангелиях; не поэтому ли в нем наряду с двенадцатью апостолами, число которых соотносится с числом племен Израиля, появляются «иные» семьдесят (или семьдесят два) апостола, число которых соотносится, во-первых, с числом народов ойкумены и, во-вторых, с числом переводчиков греческой Библии?

http://pravmir.ru/mihail-seleznev-russka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Антоний (Паканич): Пытаясь избавить человечество от проблем, новоявленные «мессии» создают новые проблемы Об Илоне Маске, Билле Гейтсе, спасении человечества и Вавилонской башне 09.02.2021 824 Источник: Правосланая жизнь В последние годы мировая пресса все чаще пестрит сенсационными заголовками, связанными с очередной инициативой очередного миллиардера по «осчастливливанию мира». То Илон Маск собирается колонизировать Марс, то он готов чипировать население земли. Или вот Билл Гейтс, который регулярно потрясает всех новыми идеями: то он беспокоится о тотальном вакцинировании населения планеты от всех болезней, то пытается спасти эту самую планету от глобального потепления путем распыления в атмосфере особых веществ, тормозящих солнечное тепло, то надеется избавиться от ураганов путем охлаждения океана, то борется с малярийными комарами при помощи специального излучения… Современные медиа устроены так, что не всегда можно сразу понять, насколько серьезно то, что нам преподносят все эти броские заголовки. Но одно отрицать нельзя: нынешние властители умов и миллиардов порой чувствуют себя всемогущими мессиями, призванными спасти этот гибнущий мир. Однако ещё труднее понять, насколько все эти идеи планетарного масштаба действительно диктуются человеколюбием или же это всего лишь очередной способ получить ещё больше денег. Но один факт всё-таки приходится признать. Это опьянение собственными возможностями и всепоглащающее чувство всемогущества, которым обуреваемы новые «мессии». Кажется, ушли в прошлое те времена, когда люди были уверены в науке как в новом «Спасителе», который бы избавил человечество от всех бед. Разумеется, наука решила множество самых острых проблем (победила эпидемии, избавилась от многих болезней, облегчила труд и быт человека), но, решая эти проблемы, она параллельно создавала и новые: чудовищной силы оружие, способное уничтожить весь мир, загрязнение окружающей среды и т. д. И это все при том, что для огромного числа жителей Земли так до сих пор и не решена проблема бедности, болезней, голода. Опять же, на смену, казалось бы, навсегда побежденным бедствиям, как чума или оспа, пришли новые более страшные болезни.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/mitrop...

Время царствования Рим-Сина нужно отнести приблизительно к концу XVI или началу XV века до Р. Хр.; Дунги же жил и царствовал гораздо раньше. И в их времена уже город Ерех и его святилище Еана находились в развалинах, – следовательно, нужно заключать, построены они были гораздо раньше. А Ерех, припомним, – это один из древнейших городов на территории вавилонской, по времени основания близко стоящий к самому Вавилону 41 . В параллель только что указанным местам, упомянем еще об одной из клинообразных надписей Навуходоносора II, где он упоминает о «древнейших культурных формах» Ереха, а затем замечает, что «на древнем закладном камне Еаны он заложил новый фундамент» 42 . Может быть, конечно, происхождение «древнейших культурных форм» Ереха или «древнего закладного камня» Еаны, как эта «древность» представлялась Навуходоносору, не восходит ранее, напр., Дунги или Рим-Сина; но при всем том – понятие «древности» есть понятие достаточно растяжимое, а для нашей цели упоминание о «древности» еще и знаменательно. Далее, в надписях Набоннида, царя вавилонского, упоминается о «возвышающейся уступами башне в Уре, построенной древним царем Уруком» 43 . Урук или Ургур, отец Дунги 44 , царствовал приблизительно в конце XXI или начале XX века до Р. Хр. Следовательно, в его время, приблизительно около 2000 г. до Р. Хр., город Ур не только вообще существовал, но, можно сказать, давно существовал. А Ур принадлежит тоже к числу древнейших городов в земле вавилонской 45 , и основание его нельзя слишком отодвигать от времени основания самого Вавилона. Упомянем еще о двух местах из летописей того же Набоннида. В одном из них читаем: «мне, Набонниду, царю, своему почитателю, повелел Самас восстановить Ибарру и, как было в прежнее время, сделать этот храм его любимым местопребыванием... Был открыт закладной камень храма...; здесь я увидел именную надпись Гаммураби, древнего царя, который за 700 лет до Бурнабуриаса построил для Самаса Ибарру и башню на древнем основании»... 46 . В другом месте содержится следующая запись; «для Самаса, судии неба и земли, Ибарру, его храм, находящийся в Сиппаре, который (храм) построил прежде меня бывший царь Навуходоносор и которого древний закладной камень он искал, но не нашел, – этот храм он восстановил, но чрез 45 лет стены его упали...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

К этому неповиновению воле Господа Бога они присоединили еще предположение о злом умысле Божества, которое будто побуждает их к расселению, чтобы тем легче справиться с ними. К такому дерзкому ослушанию относительно Господа Бога побудил их Нимрод, внук Хама, сына Ноева, человек отважный и отличавшийся огромной физической силой. Он убедил их не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиной своего благополучия собственную свою доблесть. Спустя немного времени Нимрод стал домогаться верховной власти, будучи убежден, что люди только в том случае перестанут бояться Бога и отпадут от него, если согласятся жить под властной защитой его, Нимрода. При этом он хвастливо заявлял, что защитит их от Господа Бога, если бы Тот вновь захотел наслать на землю потоп. Он советовал им построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить за гибель предков. Толпа единодушно выразила желание последовать предложениям Нимрода и стала считать повиновение Господу Богу позорным рабством. И·вот они начали строить башню, не щадя рвения и усилий...» 78 . Видели мы, что с именем Нимрода связывают начало Вавилона персидские историографы, отожествляя его, впрочем, с именем одного из древнейших персидских царей. В Персии и других странах Востока есть немало преданий о вавилонской башне, соединяющихся с именем Нимрода; турки багдадские даже развалины этой башни называют «Ески Нимрод», т. е. древний Нимрод 79 . В юго-западной части самого Вавилона находятся остатки башни, в древности носившей название «Изида»; теперь они называются «Бирс Нимруд», т. е. башня Нимрода 80 . Основания, много говорящие в пользу деятельного участия Нимрода в обстоятельствах, предварявших и сопровождавших собою основание Вавилона. И такое предположение о Нимроде занимает заметное место в богословской литературе. Этого древнего деятеля представляют монархом, подчинившим своей власти послепотопное человечество, научавшим его безбожию и нечестию, – отличительным качествам его самого, Нимрода, – и убедившим предпринять постройку столпа высотою до неба 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

А еще мы знаем, что слово «массовая» в соединении со словом «культура» означают что угодно, только не культуру. Здесь тоже умножение товарной массы неумолимо связывается с потерей качества и переходом в антикачество, в мир перевертышей. И хоть все слова эти не новость, все-таки для осмысления реальности произносить их нужно. Ведь эпоха наша – эпоха массового потребления. В этой эпохе (как и в любой другой) нельзя просто жить. Ее понять надо. Всего сегодня нужно много: услуг, товаров, развлечений, новостей, телеканалов, одежды в шкафу, дисконтных карт в бумажнике. А раз всего много, то и качество этого разнообразия падает. Товары широкого потребления не зря сокращают в названии и произносят, как «ширпотреб». А вот наконец теперь отметим, что все сказанное касается не только товаров и услуг, властей и банкнот, но и слов. Эпохе товарного изобилия с кажущейся логической неизбежностью соответствует эпоха свободы слова. Вроде бы все хорошо с точки зрения освобождения личности и приближения к счастью. Много хлеба, много масла, много радиостанций в FM диапазоне. Это ли не рай или его подобие? Но эпоха свободы слова есть неизбежно эпоха умножения слов. А эпоха умножения слов есть эпоха их обесценивания (см. выше). А обесценивание слова, это — угроза тотального слома межличностной и внутриобщественной коммуникации. Кто не понял, пусть прочтет эпилог «Преступления и наказания» с видениями Раскольникова. Неумение понимать друг друга приводит к всеобщему пожару и каннибализму. Если все говорят, но никто никого толком не слушает; если все говорят не для того чтобы быть понятыми и не потому, что есть что сказать, а чтобы самовыразиться, то к чему мы придем, как не к новому прочтению текста о Вавилонской башне? На раскладках в газетных киосках – куча печатной продукции, но читать может быть нечего. Как героиня Любови Орловой в фильме «Волга, Волга», плавая посреди реки, просила воды, так и обыватель, погруженный в море слов, может не иметь пищи для ума и сердца. «Все есть, но ничего нет», — вот, как называется наша эпоха.

http://pravmir.ru/chitajte-xoroshie-knig...

Таков явный смысл преданий о вавилонской башне. Её строили люди, чтобы не рассеяться; и только учёным, никогда не выходящим из своих учёных темниц, могла прийти в голову мысль принять эту башню за путеуказательный маяк в пустыне. Спросите у Калмыка или у американского Сиуса, нужны ли маяки тому, кто видит солнце днём, а звезды ночью! Хоть бы с русским казаком побеседовали учёные! Не благословен был труд строителей в равнине сеннаарской. Условный союз и условная община невозможны при внутреннем разладе убеждений. Попытка искусственного соединения кончилась, как должна была кончиться, раздором. То, что должно было скрепить слабеющие узы дружбы между племенами, разорвало их навсегда. Давно хладеющее чувство братства заменилось явной и прямой ненавистью; загорелась вражда народов и перешла в тяжкое наследство, от которого человечество откажется только тогда, когда единство убеждения возобновит общий внутренний союз. Невозможно определить прямых поводов к раздору. Много было причин к нему: или в споре о первенстве родов, или в разногласии вер. Как бы то ни было, памятник которым люди думали прославить имя своё и увековечить свидетельство о древнем союзе своём, остался недоконченным. Место его теперь обозначено громадными холмами кирпичей, которые мало-помалу исчезают в глубине при-евфратских болот. Народы расселились по лицу всей земли, забывая друг про друга или вспоминая друг о друге только для взаимной ненависти, и каждая семья, преданная своему личному произволу, окончательно исказила общее достояние: единство слова, некогда выражавшее единство мысли. Эпоха строения вавилонского определяется в предании рождением Фалека, следовательно, относится к половине IV-ro тысячелетия до Р.Х. Колено, к которому принадлежала семья израильская, носило тогда имя Эвера, своего коленоначальника: имя, сделавшееся впоследствии бытовым названием Авраама и его потомков. Кончилось светлое и святое младенчество человеческого рода; кончились взаимные сношения и развитие просвещения синтетического и вселенская жизнь мысли. Об этом раннем периоде остались предания и сказки. Мир в своих грустных воспоминаниях, и веря, и не веря ему, назвал его Золотым Веком. Начались века борьбы, века героические.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010