Археологи сообщают нам также и о том, что во многих древних городах Месопотамии были открыты развалины многоэтажных башен–храмов. В вавилонских глиняных табличках для обозначения этих башен используется слово «зиккурат». Такие башни входили в состав языческих храмовых комплексов. На верху зиккурата обычно был алтарь. Исследователи полагают, что эти высокие башни представляют собой позднейшие имитации той самой, первой, вавилонской башни, или ее модификацию. 38 Одной из них был вавилонский зиккурат, который, как свидетельствует археология, впервые был сооружен в весьма отдаленном прошлом, неоднократно подвергался разрушению и перестраивался. К примеру, после смерти вавилонского царя Хаммурапи хетты попытались сравнять с землей руины разрушенного ими огромного здания (ок. 1600 г. до Р. X.). Позже царь Навуходоносор II (VI в. до Р. X.) заново его отстроил. Руины большого зиккурата имеются и вблизи развалин древнего Вавилона. Эта башня, которую арабы называют Бирс Нимруд, имела более 700 футов в высоту (210 м). Ее описание есть у греческого историка Геродота 39 (ок. 450 г.). Вот что у него сказано: «В середине... храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в одну стадию (184, 97 м. – Прим. ред.). На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе» (I, 181–182) Аналогичную башню археологи раскопали в городе Уре. В ее развалинах были обнаружены кирпичи, изготовленные вручную не одну тысячу лет назад. На кирпичах были начертаны довольно разборчиво два имени: имя одного из первых строителей башни царя 3-й династии Ура Ур–Намму (XXI в. до Р. X.) и имя вавилонского царя Набонида (правил 556–539 гг. до Р. X.). Набонид заново воздвиг эту башню, построив ее из обожженных кирпичей с использованием скрепляющего раствора. 40

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Выше мы говорили о том, как можно рассказать о Вавилонской башне маленьким детям. А вот рассказ об этом же для подростков: «Глава 11-я, книги Бытия, где рассказывается история Вавилонской башни, находится, ребята, в противоречии с 10-й главой, о которой мы говорили раньше. В чем противоречие, кто заметил? Смотрите: 10-я глава многообразие племен и соответственно наречий на планете объясняет как один из аспектов замысла Божия о мире, как элемент красоты, разнообразности , мира… 11-я глава иначе. Здесь сказано, что люди первоначально говорили на одном языке и что после строительства Вавилонской башни, желая людей за эту башню наказать, Бог смешивает их языки. Действительно, две главы говорят, как кажется, о разном. Это потому, что, как доказали современные библеисты, эти главы принадлежат к совершенно разным литературным жанрам. Глава 10-я, как, кстати, и 1-я, относится к тому слою библейского повествования, который называются Жреческим (или Священническим) кодексом. Этот боговдохновенный автор, предположительно священник Иерусалимского храма, интересуется творением. Он описывает творение ради него самого. Это творение – прекрасно! Именно к нему следует обращаться, чтобы иметь представление о народах и языках , рассматриваемых как аспекты творения. Глава 11-я, (как, кстати, и 2-я и 3-я) принадлежит перу другого автора (вернее, другой священной традиции). Ученые называют этот слой повествования традицией Ягвиста (Бога здесь называют преимущественно – Ягве, что значит Сущий ). Эта традиция рассматривает Бога и Его святой народ в противопоставлении всему иноверному, языческому, бесовскому. Обе богословские традиции боговдохновенны и это даже замечательно, что на одну и ту же тему мы можем взглянуть под несколько разным углом зрения. Вспомним, о чем мы говорили раньше, мы с вами, ребята, уже встречались с таким полярным истолкованием одного и того же факта. Вот пример: рассказ о драме грехопадения, т.е. трагедии отпадения первых людей от Бога. Событие грехопадения описывается не как историческое повествование, но как притча, как символ.

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-govorit...

К сожалению, турецкое правительство не разрешило научной экспедиции осуществить свои планы. 8. Предание армянского народа гласит, что недалеко от древней столицы Армении Нахичевани (что в переводе буквально значит «стоянка Ноя»), в долине реки Аракса похоронена жена Ноя. Могила ее с незапамятной древности свято почитается. Насколько достоверно это предание, трудно сказать. Вавилонская башня. 9. Во всех древних городах на берегах Тигра и Евфрата возводились странные по форме сооружения огромной высоты. Они складывались из кубических или округлых глыб, нагроможденных друг на друга ярусами, сужающимися кверху, наподобие ступенчатых пирамид. На срезанной верхушке обычно находился небольшой языческий храм, посвященный местному божеству. К нему вела трехмаршевая каменная лестница. Во время религиозных праздников по лестнице под хоровое пение и звуки музыкальных инструментов проходила процессия жрецов в белых одеждах. Самая знаменитая из этих пирамид, называемых зикку-ратами, находилась в великолепной столице страны — Вавилоне. Археологи раскопали ее фундамент и нижнюю часть стен. Сейчас точно известно, каков был ее архитектурный облик, потому что помимо ее описаний на клинописных табличках найдено ее изображение. Зиккурат состоял из семи ярусов, в основании он был 90Х90 м, а высота его достигала также 90 м. Возник вопрос: не является ли вавилонская пирамида идентичной библейской Вавилонской башне? Известный французский ученый Андре Парро посвятил этой проблеме целую книгу и на основании ряда доказательств пришел к убеждению, что положительный ответ на этот вопрос не вызывает ни малейших сомнений. В 1976 году иракское правительство решило восстановить Вавилонскую башню с тем, чтобы приезжающие сюда туристы могли увидеть ее во всем ее величии. Ур Халдейский. 10. Город Ур долгое время не был известен историкам, о его существовании мы знали только из Библии. Но вот пришло время, когда ученые еще раз доказали, что Библия все-таки права. В 1923–1929 гг. англо-американская археологическая экспедиция под руководством известного ученого Чарльза Леонарда Вулли раскопала в нижнем течении Евфрата древний Ур Халдейский — родину патриарха Авраама и сделала это открытие достоянием всего мира. Под красными склонами громадной башни лежал целый город, купающийся в ярком солнце, пробужденный от своего многовекового сна благодаря терпеливым и упорным трудам археологов. Вулли и его помощники были вне себя от радости, так как перед ними находился Ур — «Ур Халдейский», о котором говорит Библия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Следовательно, отношение человечества к «Вавилонской башне» оказывается своеобразным духовным стержнем мировой истории послепотопного времени, а мера насыщенности отдельных народов тайно- знаниями, происходящими от Вавилонского столпотворения, и степень близости к идее «Вавилона» – одним из важных показателей духовного состояния народов и способности их к принятию Христа и Евангелия. Но вот вопрос: почему вавилонские тайнознания (назовем их так) на протяжении веков были (и во многом по сей день остаются) именно тайными даже в недрах народов, исповедующих языческие религии, не говоря уже о христианских, так что «посвященным» приходится эти тайнознания хранить в секрете от «профанов»? Люди, как сотворенные Богом, и в глубине души, иногда подсознательно, таящие памятование об этом, не могут быстро и непосредственно перейти к восстанию против Бога и к поклонению Его врагу – диа- волу, что является главным и непременным условием надежды на успех Вавилонского столпотворения. «Бесстрашными» могли в этом смысле быть лишь отдельные, исключительные люди, свободная воля которых особенно тяготела к поклонению диаволу – Люциферу. Из таких людей и создавались касты, братства, общества «посвященных», с презрением взиравших на «профанов». В среде «посвященных» хранились вавилонские тайнознания, разрабатывались и средства постепенного приведения человечества к «идее Вавилона» в будущем... Для нас важно выяснить, что представляло собою духовное состояние Русской земли дохристианского периода с точки зрения развития национальных языческих верований и отношения к вавилонским тайнознаниям. Языческие идолы Древней Руси В нашей начальной летописи есть удивительное повествование о сознательном исследовании при князе Владимире различных религий с целью выбрать истинную. Этот рассказ будет в дальнейшем предметом нашего особого внимания. Теперь же мы хотим сказать, что это «испытание вер» не могло произойти вдруг. Ему должен был предшествовать длительный, глубокий и обширный процесс поиска правды, совершавшийся в поколениях русских людей, часто неосознанно, путем отбора – принятия одних религиозных представлений и обычаев и отказа от других. Окончательный «выбор веры» при князе Владимире является кульминацией, завершением этого процесса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Греческое предание сохранило воспоминание об азиатском происхождении Иафета, так как оно называло Иафета мужем Азии. 1207 Отдел II. – Вавилонская башня Сооружение Вавилонской башни. – Все ли люди, жившие в эпоху ее сооружения, были собраны на равнину, где она была воздвигнута? – Язык, на котором говорили люди строившие башню, был ли языком первоначальным, а язык первоначальный был ли одним и тем же с языком еврейским? – Смешение языков было ли мгновенным или скорее медленным и прогрессивным? Сооружение Вавилонской башни После потопа люди, чтобы составить себе имя, начали строить город и башню в Сеннаарской равнине, т. е. в Вавилонии ( Быт.11:3–4 1208 ). Все заставляет думать, что башня была начата на месте теперешнего Бирс Нимруда. 1209 Она осталась неоконченною, и мы не знаем, какой высоты она достигла. Если судить по позднейшим подобным памятникам этой страны, то план строителей должен был заключаться в том, чтобы возвести здание в семь этажей, возвышающихся друг на друге в виде уступов. 1210 Материалами были кирпичи вместо камней; асфальт служил цементом. Бог смешал язык людей, трудившихся над этою надменною работой, и они рассеялись отсюда по всем странам. 75-–Ассирио-халдейская башня в семь этажей Вопросы для разрешения в сказании о Вавилонской башне Моисеево сказание о построении Вавилонской башни, по причине его краткости, представляется покрытым неясностью, которую нелегко рассеять. Спрашивали: 1) все ли люди, тогда жившие, собраны были па Сеннаарской равнине; 2) язык, на котором они говорили, был ли языком первоначальным и этот последний язык есть ли еврейский; 3) смешение языков было ли мгновенным, или изменение языка произошло постепенно? – Все рационалисты представляют, что сказание XI главы кн. Бытия есть миф, а не исторический факт, Отвечая на вышеисчисленные вопросы, мы изучим реальность события, разсказанного Моисеем. I. Все ли люди, тогда жившие, были собраны на Сеннаарской долине в момент сооружения Вавилонской башни? Этому вообще верят; однако возможно, что только раса Сима, с частью расы Хама ( Быт.10:10 ), трудилась над Вавилонскою башней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

26 Наконец, мы встречаемся с характерною попыткою Люкена раскрыть назначение вавилонской башни уяснением цели существования всех других известных истории башне-образных построек. Цели этих строений указываются, думает Люкен, самою формою башен. Все башни, полагает Люкен, имели форму 3-х или 4-х сторонней пирамиды, усеченной наверху. Эти пирамиды и были, по мнению Люкена, символическим образом райской горы, память о которой всегда жила в народных преданиях. Согласно этим преданиям, рай у народов представлялся в виде высокой горы, расположенной в центре земли, видимой отовсюду, со всех частей горизонта, и имевшей у себя наверху площадку, где и помещалось жилище богов и душ умерших. Всем умершим народы, далее, желали лишь блаженного, райского состояния. Вот почему с надгробными памятниками у них и соединялась мысль о посмертном состоянии душ умерших: надгробные памятники своею пирамидально-усеченною формою должны были напоминать живущим о том райском месте, где пребывают души усопших. Что же касается вавилонской башни, то она могла быть, по мнению Люкена, во 1-х, символическим образом «горы потопа». В этом случае Люкен ссылается на Иос. Флавия, который говорит, что, строя башню, люди хотели предостеречь себя от потопа. Во 2-х, она могла быть и образом «райской горой», которая, по народным преданиям, лежала в одной местности с «горою потопа», и куда люди хотели проникнуть по свидетельству Берозовской сивиллы. Наконец, она могла быть и могильным памятником, или даже храмом над могилою первого обожествленного человека 27 . Обращаясь к оценке этих мнений, должно сказать, что ни одно из них не может быть признано правым и основательным. Библия указывает только на одну прямую цель устройства башни в городе – на создание имени т. е. славы столпостроителям и на другую косвенную – предотвращение рассеяния народов ( Быт.11:4 ). Спрашивается, как же башня могла создать славу стоителям и как она могла способствовать объединению народов на одной пространственной территории? Для уяснения всего этого, строение башни необходимо ставить в тесную связь с постройкою самого города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-vavi...

И здесь просматривается явная связь с притчей о Вавилонской башне. Мы говорим «с притчей», хотя из всех притч Пролога эта более всего напоминает реальное историческое свидетельство. Впрочем, историзма здесь действительно больше, чем в притче о Каине и Авеле, основанной, как уже говорилось, на близнечном мифе, или в притче о Ное, основанной на древнем, полулегендарном предании о некой геологической катастрофе. В данном случае совсем не трудно определить, какое именно историческое событие лежит в основе притчи. Оно, очевидно, связано с первым появлением семитских племён в Месопотамии, которое относится приблизительно к XXII в. В это время в южной части указанного региона появляется семитское государство – Аккад, и семиты – недавние кочевники впервые сталкиваются здесь с высокоразвитой шумерской цивилизацией, к семитскому миру никакого отношения не имевшей. Именно там, в шумерских городах, предки евреев впервые увидели гигантские ступенчатые храмы – зиккураты, напоминавшие отчасти первые египетские пирамиды. Главный зиккурат Ура – столицы Шумерской конфедерации – носил название этеменанки, букв. «основание земли и неба», с чем, по-видимому, и связано предание, на котором основана притча. Позже на территории конфедерации возникло новое, основанное семитами, государство – Вавилония, столица которого – Вавилон – была основана неподалёку от Ура. Надо заметить, что зиккурат этот разрушался не однажды, но всякий раз восстанавливался вместе с городом, и во время Вавилонского плена, когда Вавилония переживала последний в своей бурной истории экономический и политический расцвет, он стоял на старом месте, где первые читатели Пролога могли его видеть во всём великолепии. Важно в притче и то, что аллюзии, связанные с величием и мощью создателей зиккурата, связываются у автора с представлением о сильном, централизованном государстве ( Быт.11:1 ; выражение «один народ и один у всех язык» не еврейское, это калька с аккадского, языка древнего Вавилона, и означало оно «одно государство и один правитель», так же, как выражение «сделать к-л. одним языком» означало «подчинить к-л. единой власти», а «смешать язык» – «разрушить единовластие»). Исторически такая связь вполне оправданна, т.к. само существование вавилонского государства трудно представить себе вне контекста непрерывной, никогда не прекращающейся стройки: гигантские сооружения и – в особенности – система каналов требовали постоянного обновления, без которого они быстро приходили в упадок. С другой стороны, и сами эти постройки и каналы были бы (как, кстати, и в Египте) совершенно немыслимы, если бы не сильное централизованное государство, административный аппарат которого был постоянно озабочен организацией строительных работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

К сожалению, турецкое правительство не разрешило научной экспедиции осуществить свои планы. 8. Предание армянского народа гласит, что недалеко от древней столицы Армении Нахичевани (что в переводе буквально значит «стоянка Ноя»), в долине реки Аракса похоронена жена Ноя. Могила ее с незапамятной древности свято почитается. Насколько достоверно это предание, трудно сказать. Вавилонская башня  9. Во всех древних городах на берегах Тигра и Евфрата возводились странные по форме сооружения огромной высоты. Они складывались из кубических или округлых глыб, нагроможденных друг на друга ярусами, сужающимися кверху, наподобие ступенчатых пирамид. На срезанной верхушке обычно находился небольшой языческий храм, посвященный местному божеству. К нему вела трехмаршевая каменная лестница. Во время религиозных праздников по лестнице под хоровое пение и звуки музыкальных инструментов проходила процессия жрецов в белых одеждах. Самая знаменитая из этих пирамид, называемых зикку-ратами, находилась в великолепной столице страны — Вавилоне. Археологи раскопали ее фундамент и нижнюю часть стен. Сейчас точно известно, каков был ее архитектурный облик, потому что помимо ее описаний на клинописных табличках найдено ее изображение. Зиккурат состоял из семи ярусов, в основании он был 90Х90 м, а высота его достигала также 90 м. Возник вопрос: не является ли вавилонская пирамида идентичной библейской Вавилонской башне? Известный французский ученый Андре Парро посвятил этой проблеме целую книгу и на основании ряда доказательств пришел к убеждению, что положительный ответ на этот вопрос не вызывает ни малейших сомнений. В 1976 году иракское правительство решило восстановить Вавилонскую башню с тем, чтобы приезжающие сюда туристы могли увидеть ее во всем ее величии. Ур Халдейский  10. Город Ур долгое время не был известен историкам, о его существовании мы знали только из Библии. Но вот пришло время, когда ученые еще раз доказали, что Библия все-таки права. В 1923–1929 гг. англо-американская археологическая экспедиция под руководством известного ученого Чарльза Леонарда Вулли раскопала в нижнем течении Евфрата древний Ур Халдейский — родину патриарха Авраама и сделала это открытие достоянием всего мира. Под красными склонами громадной башни лежал целый город, купающийся в ярком солнце, пробужденный от своего многовекового сна благодаря терпеливым и упорным трудам археологов. Вулли и его помощники были вне себя от радости, так как перед ними находился Ур — «Ур Халдейский», о котором говорит Библия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

В «Сторожевой Башне» за 1 октября 2011 года (стр. 26) говорилось: «Многие историки и археологи сходятся во мнении, что Иерусалим был разрушен в 586 или 587 году до н. э. Почему тогда Свидетели Иеговы говорят, что это произошло в 607 году до н. э.? На чем основано это мнение? Такой вопрос задал один наш читатель». Однако такой вопрос задавал далеко не «один читатель», а сотни тысяч, и те из них, кто делал это наиболее настойчиво, уже давно изгнаны. В статье повторена все та же псевдонаучная теория о «70 годах вавилонского плена», которая не имеет к исторической хронологии никакого отношения 53 . Статья обращает внимание, что взгляды ученых основаны на устаревших, не заслуживающих доверия источниках. Совершенно игнорируется тот факт, что сотни современных ученых, основываясь на последних достижениях науки и компьютерных технологиях, проводили независимые и объективные исследования вопросов датировки, и подтверждали точность светской хронологии. При этом 607 год до н. э. не озвучен ни одним из них. Получается, что весь научный мир может смело получать «неуд», поскольку Общество Сторожевой Башни в лице Рассела – автора пророческих дат – явилось единственным источником безошибочного знания. Но проблема в том, что Рассел, кто более 130 лет назад скопировал у адвентистов расчеты, был настолько исторически подкован, что даже не ведал об отсутствии между двумя эрами нулевого года. В статье из «Сторожевой Башни» за 1 ноября 2011 года (стр. 22) приводятся подробности, призванные в очередной раз «научно» обосновать легитимность 607 года до н. э. Однако, как заметили сами авторы, ни один из процитированных в статье ученых не поддерживает их теории, а использованные в материале аргументы не выдерживают критики. Например, говорится о клинописной табличке VAT 4956, относящейся к 37-му году правления вавилонского царя Навуходоносора. По описанным в табличке положениям Луны делается следующий вывод: «Очевидно, что большая часть астрономических данных, приведенных в таблице VAT 4956, указывает на 588 год до н.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svidetel...

Ф. Вигуру (католик) Глава V. – Этнографическая таблица Бытия и Вавилонская башня 1189 Разделение главы X глава Бытия сообщает нам о происхождении главных народов, которые населяли Палестину и страны, известные во времена Моисея. История башни Вавилонской тесно примыкает к этнографической таблице. Мы изучим в первом отделе самую этнографическую таблицу, и во втором – повествование о вавилонской башне. Отдел I. – Этнографическая таблица Ее важность. – Представляет ли она полный список всех народов земли? – Откуда происходят народы, о которых она не упоминает? – Имена, какие она заключает, суть ли имена людей или народов?·– Резюме этнографической таблицы. Важность этнографической таблицы кн. Бытия Этнографическая таблица, содержащаяся в X главе кн. Бытия, представляет „самый древний, самый драгоценный и самый полный документ о распределении народов в мире глубокой древности“. 1190 1 . „Вот почему она является еще и в настоящее время как бы шпилем всех этнологических этюдов не только для ученых, признающих божественность Библии, но также и для тех, которые ее отрицают. Это документ самый древний, потому что он восходит, без всякого сомнения, по крайней мере, к эпохе Моисея, т. е. к XV столетию до P. X·, и между светскими памятниками, содержащими описания народов, неизвестно до сих пор ни одного, который бы восходил к столь глубокой древности. Моисеева таблица, впрочем, в действительности гораздо древнее Моисея. Автор Бытия должен был составить ее при посредстве письменных записей и некоторых уже древних преданий, тщательно сохраненных расою Евера (вернейшею хранительницей генеалогий, даже между восточными) и унесенных Авраамом, когда он вышел из Халдеи. Доказательство этому мы находим: 1) в географическом расположении народов, исчисленных в таблице, которая имеет центром не Египет или Палестину, но Халдею; 2) в том факте, что распределение народов, какое она обозначает, было уже изменено во многих важных пунктах во времена Моисея, как показывают это египетские памятники, не говоря уже здесь о других; 3) в упоминании известного числа городов, обозначенных цветущими и которые были, однако, в упадке или даже в разрушении задолго до Моисея. 1191 Таблица, изображенная Моисеем, представляла, следовательно, состояние мира много более древнего, и текст, который она нам сохранила в X главе Бытия, должен быть копиею оригинальных текстов, гораздо более древних.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010