Линия отрыва Первые пять книг Библии традиционно связывают с именем пророка Моисея. Самая первая из них рассказывает о том, что было задолго до его рождения, – о творении мира и человека, о грехопадении, потопе, вавилонской башне. О праотцах. Заканчивается первая книга Моисеева тем, что голод приводит семью праотца Иакова из Палестины в Египет. Поначалу в Египте все идет сравнительно благополучно, но вопреки видимому благополучию книга Бытия пророчит, что потомки Иакова живут здесь временно, – они вернутся в землю, которую Бог обещал еще праотцу Аврааму. Вторая книга Моисея начинается с того, что семья Иакова разрослась в народ, и этот народ стал подвергаться притеснениям. Скажем прямо, попал в рабское положение. Власти Египта повели особую демографическую политику, что-то среднее между геноцидом и ассимиляцией. Новорожденных еврейских мальчиков убивали, а девочкам позволяли вырастать. Куда они денутся? Замуж за египтян пойдут. Что будет дальше, нетрудно предсказать. Через несколько поколений новый народ растворится в коренном египетском населении. Был народ, и нет народа. Чудом избежал смерти младенец Моисей. Воспитывался в чужом доме. Правда, при дворе, в почете и достатке. Его жизнь складывалась, в общем, успешно. Но Моисея жгла решимость помочь народу. Однажды он с риском для жизни заступился за притесняемых. Но не нашел поддержки у соплеменников, у тех самых людей, за кого заступился. Попытка помочь закончилась для Моисея бегством из Египта, потому что над ним еще раз нависла угроза смерти. Путь назад был закрыт надолго. На этом все могло бы и закончиться. Жизнь Моисея на чужбине шла своим чередом. Он женился, родились дети. И вдруг происходит чудо. Ему явился Бог в неопалимой купине. Божественная сила властно охватила куст языками пламени, но оставила его неповрежденным. Куст горел-горел и не сгорал. Такое сверхъестественное явление неприступной мощи... И одновременно – явление небесной любви, которая не желает испепелять все на своем пути. Из неопалимой купины голос Божий велел Моисею вывести народ в землю обетованную. Как, опять? – Моисей уже силился помочь людям, ничего хорошего из этого не вышло. Да и теперь его не будут слушать. Они спросят: «Кто ты такой? Кто тебя прислал?» В ответ на эти опасения Творец вселенной открывает пророку Свое имя – Яхве. Людям надо сказать, что Моисей пришел от имени Бога Яхве, Которому поклонялись отцы. Это имя означает «Сущий, Существующий». Имя Яхве в греческом переводе («о Он») пишется на нимбе у Христа, поскольку Он – Богочеловек. В греческом тексте Ветхого Завета имя Яхве традиционно передавалось как «Господь» («Кириос»).

http://pravoslavie.ru/55387.html

Тутаев. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты В 1652 году городское купечество приступило к строительству первого каменного шатрового храма во имя Смоленской Божией Матери. Храм встал на месте деревянного мужского монастыря. Но простоял он всего несколько лет и в 1670 году разрушился. Спустя восемь лет приглашенные ярославские мастера возвели здесь новый храм - Воскресенский собор, который по своей красоте и величию не уступил знаменитым творениям ярославского зодчества. Собор славится красотой своих интерьеров, богато декорированных фресками. Его помещения были расписаны около 1680 года артелью ярославских художников. На галереях основное место отведено библейским мотивам - сотворении мира, Адаме и Еве, всемирном потопе и строительстве Ноем ковчега, Вавилонской башне и пр. Среди сюжетов на библейские темы есть и некоторые полулегендарные события из русской истории - крещение Руси, сюжет о Евлогии-каменосечце, повесть о новгородском белом клобуке. Колокольня стоит в некотором отдалении от храма, на высоком береговом спуске за алтарями. Святые ворота, включенные в каменную ограду собора, представляют собой простой объем, прорезанный аркой входа, увенчанный постепенно уменьшающимися вверх ярусами четвериков. На верху последнего из них поставлена совершенно игрушечная по размерам луковичная главка на восьмерике. Собор громаден сам по себе, и даже в Москве трудно найти столь же большой храм, разве что Христа Спасителя – а этот стоит среди деревни. Сколько же зарабатывали купцы, что могли позволить себе столь амбициозное строительство? Собор строился быстро, стало быть, перебоев с финансами не было. Помимо этого, собор обнесет каменной стеной с красивыми воротами, а рядом стоит чуть накренившаяся, украшенная каменным узорочьем, колокольня. На месте собора, вероятно, с начала 16-го века стояла деревянная, с пятью куполами, церковь Бориса и Глеба, давшая название всей слободе. В 1652 году ее заменили на каменную шатровую церковь с трапезной и двумя приделами того же имени. Но построили ее некачественно, и уже в 1670 году шатровые верхи “расселись”. Сразу же принимается решение о реконструкции церкви, которая вылилась в масштабную перестройку. В итоге в 1678 году появился Воскресенский собор, включивший в себя храм Бориса и Глеба (и физически, и в качестве придела). Надпись об освящении прежнего Борисоглебского собора, говорят, сохранилась где-то на стене, но мы ее не видели. В соборе есть и Петропавловский придел, который заменил собой одноименную обветшавшую деревянную церковь, стоявшую где-то поблизости (вероятно, именно на месте Петропавловской церкви ныне – крошечная “столбовая” часовенка. Одновременно с собором появились и колокольня, и святые ворота. Собор строили ярославские зодчие, их имена сохранились в источниках. Разрешение на строительство дал сам всемогущий митрополит Иона Сысоевич, отстроивший себе еще более грандиозную резиденцию в Ростове.

http://sobory.ru/article/?object=00221

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Паломничество Ланселота «Паломничество Ланселота» — продолжение фантастического романа «Путь Кассандры», действие которого происходит в недалеком будущем. Европейские государства после экологической катастрофы объединились под властью президента, называющего себя «Спасителем и Мессией». Планетянин Ланс отправляется в паломничество на далекий остров Иерусалим, чтобы получить исцеление от «Мессии». Исцеление страждущих происходит в главной резиденции — новой Вавилонской башне. Следуя за героями книги, мы по-иному начинаем понимать известные, но так и не узнанные по-настоящему любовь, веру, добро… Паломничество Ланселота  Юлия Вознесенская  «Паломничество Ланселота» — продолжение фантастического романа «Путь Кассандры», действие которого происходит в недалеком будущем. Европейские государства после экологической катастрофы объединились под властью президента, называющего себя «Спасителем и Мессией». Планетянин Ланс отправляется в паломничество на далекий остров Иерусалим, чтобы получить исцеление от «Мессии». Исцеление страждущих происходит в главной резиденции — новой Вавилонской башне. Следуя за героями книги, мы по-иному начинаем понимать известные, но так и не узнанные по-настоящему любовь, веру, добро… Посвящается моим сыновьям Андрею и Адриану-Артуру Окуловым «… Ты был кротчайшим и учтивейшим мужем, когда-либо садившимся за стол вместе с дамами, а для смертельного врага — суровейшим противником, когда-либо сжимавшим в руке копье». Мэлори, «Смерть Артура», слово сэра Эктора о сэре Ланселоте «Если мы не сможем рождать Ланселотов, общество распадется на жестоких и ничтожных (о тех, кто сочетает жестокость с ничтожеством, говорить не буду)». К. С. Льюис «Куда пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в преисподнюю — там Ты. Возьму ли крылья зари и преселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя». Пс.138, 7-10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вавилонская башня Калужской области Органы власти и центральные СМИ продолжают насаждать антирусскую «культуру» 21.07.2022 6210 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива автора Неоднократно в прежние годы писал о «замечательной традиции» нетрадиционных «культурных» «деятелей» проводить в Калужской области фестивали т.н. «новой культуры» и «современной архитектуры и искусства». Эта практика осуществляется с 2006 года. И что примечательно – организаторы «фестиваля» имеют прямой доступ к центральным информационным агентствам и электронным СМИ страны, видать их адепты находятся и там, в руководстве этих медиа. Иначе чем можно объяснить, что сюжеты об этих уродливых мероприятий «новой культуры» показывают на всю страны в эфирах, например, Первого канала телевидения? В материале 2017 года ««Дело Марата Гельмана живо» или «бусы для папуасов»» отмечал, что усилиями центральных СМИ пытаются сделать из уродливого явления какое-то событие, рассказывая о деревне Никола-Ленивец Дзержинского района Калужской области, из которой большой друг Марата Гельмана, «основатель ленд-арта» Николай Полисский последние лет десять (теперь уже – лет пятнадцать) пытается сделать «Нью-Васюки», только не «шахматного мира», а «мира новой культуры». Созданные «работы» самого «мастера» выполнены то ли в неоязыческом, то ли в оккультном, то ли в модернистском, то ли в «ленд-артовском» стиле, то ли без определения такового вообще. Нагромождения, короче, называемые «архитектурой» и «искусством». И все остальные «экспонаты» и инсталляции иных авторов в таком же духе. Кроме этого, «эффективный менеджер» Владислав Сурков, уступающий в «эффективности» разве что только Чубайсу, популярно объяснял в 2013 году, когда хотели навязать Калуге т.н. «Дом новой культуры», почему именно Калуга выбрана «пилотным проектом» данной авантюры (о самой культурной диверсии рассказывал в материале 2013 года «ДНК-проект» ). В частности, потому что здесь работает талантливый и тонкий художник Николай Полисский. Насчет «тонкого художника» получилось очень смешно для настоящих художников и ценителей истинного искусства. «Художник» от слова «худо» Полисский преподносится как «отец-основатель российского ленд-арта». Именно он был ведущим «оформителем» и «скульптором» «произведений искусств» в Перми, когда там орудовал «бандит от псевдокультуры» Марат Гельман.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/21/va...

Ф. Вигуру (католик) Глава V. – Этнографическая таблица Бытия и Вавилонская башня 1189 Разделение главы X глава Бытия сообщает нам о происхождении главных народов, которые населяли Палестину и страны, известные во времена Моисея. История башни Вавилонской тесно примыкает к этнографической таблице. Мы изучим в первом отделе самую этнографическую таблицу, и во втором – повествование о вавилонской башне. Отдел I. – Этнографическая таблица Ее важность. – Представляет ли она полный список всех народов земли? – Откуда происходят народы, о которых она не упоминает? – Имена, какие она заключает, суть ли имена людей или народов?·– Резюме этнографической таблицы. Важность этнографической таблицы кн. Бытия Этнографическая таблица, содержащаяся в X главе кн. Бытия, представляет „самый древний, самый драгоценный и самый полный документ о распределении народов в мире глубокой древности“. 1190 1 . „Вот почему она является еще и в настоящее время как бы шпилем всех этнологических этюдов не только для ученых, признающих божественность Библии, но также и для тех, которые ее отрицают. Это документ самый древний, потому что он восходит, без всякого сомнения, по крайней мере, к эпохе Моисея, т. е. к XV столетию до P. X·, и между светскими памятниками, содержащими описания народов, неизвестно до сих пор ни одного, который бы восходил к столь глубокой древности. Моисеева таблица, впрочем, в действительности гораздо древнее Моисея. Автор Бытия должен был составить ее при посредстве письменных записей и некоторых уже древних преданий, тщательно сохраненных расою Евера (вернейшею хранительницей генеалогий, даже между восточными) и унесенных Авраамом, когда он вышел из Халдеи. Доказательство этому мы находим: 1) в географическом расположении народов, исчисленных в таблице, которая имеет центром не Египет или Палестину, но Халдею; 2) в том факте, что распределение народов, какое она обозначает, было уже изменено во многих важных пунктах во времена Моисея, как показывают это египетские памятники, не говоря уже здесь о других; 3) в упоминании известного числа городов, обозначенных цветущими и которые были, однако, в упадке или даже в разрушении задолго до Моисея. 1191 Таблица, изображенная Моисеем, представляла, следовательно, состояние мира много более древнего, и текст, который она нам сохранила в X главе Бытия, должен быть копиею оригинальных текстов, гораздо более древних.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  Нравственный порядок и человеческая культура Роман Вершилло   Культура, в широком смысле этого слова, создана человеком для взаимопонимания. И здесь безразлично, выражается ли культура в словах или в зданиях, машинах, произведениях искусства или математических формулах. Все, что создано человеком, вызвано к жизни его стремлением быть понятым другими людьми. Основанием же культуры являются способности данные человеку Богом, а не просто волевое устремление автономного разумного существа. По этой причине культура никогда не бывает в нравственном смысле независимой от Богоустановленного порядка в мироздании. Бог есть Мир наш, и Он дарует тварным существам то, что они, оставаясь каждое самим собой, находятся в общении друг с другом. Культура представляет собой непрерывную речь, и мы слышим ее в науках и в искусствах, в философии и в богословии. Эта речь тяготеет к тому, чтобы быть общепонятной не по своему предмету, а по своему коду. Так, не все понимают написанное Платоном, но всякий человек принципиально способен понять. Если говорить кратко, культура стремится достичь понятности в порядке. Тем не менее, как свидетельствует история человеческих заблуждений, постоянно предпринимаются попытки достичь понятности в беспорядке, то есть во внеморальном смысле. Образец такой понятности в беспорядке предлагает нам библейское повествование о Вавилонской башне. Но повелением Божиим был разрушен единый код строителей башни. Итак, мы имеем в человеческой истории, во-первых, культуру, как развитие Богоданных способностей, возделывание вверенного человеку участка, и, во-вторых, разрушение культуры, как нарушение нравственного порядка в человеке и в мире. И культура и антикультура стремятся к достижению единого общепонятного кода. ___________________________ Насколько можно заметить, современное человечество воспринимает беспорядок как нечто более красочное, чем нравственный порядок. С христианской же точки зрения, современная жизнь, при всем ее кажущемся многообразии, представляет собой пустыню в самом прямом смысле слова. Эта разровненность достигнута в результате мировых катаклизмов: социальных и технологических революций, переворотов в области средств массовой информации, в экономической жизни. Эта невиданная ранее выглаженность выражается в самом главном: глобальном единообразии кода.

http://moral.ru/Nravstv_por.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Антоний (Паканич): Пытаясь избавить человечество от проблем, новоявленные «мессии» создают новые проблемы Об Илоне Маске, Билле Гейтсе, спасении человечества и Вавилонской башне 09.02.2021 824 Источник: Правосланая жизнь В последние годы мировая пресса все чаще пестрит сенсационными заголовками, связанными с очередной инициативой очередного миллиардера по «осчастливливанию мира». То Илон Маск собирается колонизировать Марс, то он готов чипировать население земли. Или вот Билл Гейтс, который регулярно потрясает всех новыми идеями: то он беспокоится о тотальном вакцинировании населения планеты от всех болезней, то пытается спасти эту самую планету от глобального потепления путем распыления в атмосфере особых веществ, тормозящих солнечное тепло, то надеется избавиться от ураганов путем охлаждения океана, то борется с малярийными комарами при помощи специального излучения… Современные медиа устроены так, что не всегда можно сразу понять, насколько серьезно то, что нам преподносят все эти броские заголовки. Но одно отрицать нельзя: нынешние властители умов и миллиардов порой чувствуют себя всемогущими мессиями, призванными спасти этот гибнущий мир. Однако ещё труднее понять, насколько все эти идеи планетарного масштаба действительно диктуются человеколюбием или же это всего лишь очередной способ получить ещё больше денег. Но один факт всё-таки приходится признать. Это опьянение собственными возможностями и всепоглащающее чувство всемогущества, которым обуреваемы новые «мессии». Кажется, ушли в прошлое те времена, когда люди были уверены в науке как в новом «Спасителе», который бы избавил человечество от всех бед. Разумеется, наука решила множество самых острых проблем (победила эпидемии, избавилась от многих болезней, облегчила труд и быт человека), но, решая эти проблемы, она параллельно создавала и новые: чудовищной силы оружие, способное уничтожить весь мир, загрязнение окружающей среды и т. д. И это все при том, что для огромного числа жителей Земли так до сих пор и не решена проблема бедности, болезней, голода. Опять же, на смену, казалось бы, навсегда побежденным бедствиям, как чума или оспа, пришли новые более страшные болезни.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/mitrop...

[Книга удалена по требованию правообладателя] Два величайших мастера фэнтези, два друга и два христианина — Толкин и Льюис — были недовольны современной им научной фантастикой. Они решили реабилитировать жанр. Толкин взял на себя путешествия во времени (и то ли не написал такой опус, то ли он неизвестен), а Льюис — космические путешествия. Так был создан роман «За пределы безмолвной планеты». Доктор Рэнсом попадает на Марс и с удивлением узнает, что Вселенная полна жизни, а самое главное, что его родная планета, Земля, считается у жителей Марса «безмолвной», не участвующей в общем хоре космоса. «За пределами безмолвной планеты» — увлекательный роман, обманчиво «легкий», но, как всегда у Льюиса, полный глубоких прозрений о мире и людях. «Переландра» — второй роман Космической трилогии Клайва С. Льюиса, может быть лучший. По масштабу замысла «Переландру» можно сравнить с романом «Лев, Колдунья и платяной шкаф»: здесь Льюис дает аллегорию, ни больше ни меньше как творения мира. Рэнсом попадает в прекрасный мир Венеры (собственно, Переландры), нетронутый грехом, и встречает венерианскую Еву. Третий герой романа — само зло, искуситель… Повторится ли на Венере история грехопадения? «Мерзейшая мощь» — третий том Космической трилогии Клайва С. Льюиса. Пожалуй, «Мерзейшую мощь» можно назвать аллегорией борьбы Церкви воинствующей. На этот раз действие романа разворачивается на Земле. Финальная битва добра и зла. Кроме текста здесь представлены две аудиоверсии «Космической трилогии» Льюиса: в чтении Олега Исаева (портал «Предание») и Валерия Глебова (радио «София»). — [Книга удалена по требованию правообладателя] Лекция Марии Штейнман о «Космической трилогии» Группа Вконтакте Facebook группа Мерзейшая мощь В последней книге Космической Трилогии Клайва Льюиса д-р Рэнсом сталкивается с противостоянием науки и этики. Посвящается Дж.Мак-Нилу Посвящается Дж.Мак-Нилу «Навис покров мерзейшей мощи, Подобно тьме угрюмой ночи…» Сэр Дэвид Линсдей. Строки о вавилонской башне из поэмы «Беседа»

http://predanie.ru/book/186799-merzeysha...

Период восьмой. Времена вавилонского плена XLVII. Внешнее и религиозное состояние иудеев. Пророческая деятельность Иезекииля. Пророк Даниил Страна, в которую иудеи были уведены в плен, представляла обширную низменную равнину, заключенную между реками Евфратом и Тигром. Тут вместо родных живописных гор пленники видели пред собою необозримые поля, пересеченные искусственными каналами, среди которых высились исполинские башни необъятных городов. Вавилон, столица царства, в это время представлял собою величайший и богатейший город на земле и блистал роскошью и величием многочисленных храмов и дворцов, пред которыми в немом изумлении останавливались пленники. Главный дворец вавилонских царей с его знаменитыми висячими садами был вдвое больше всего Иерусалима, а главный храм, посвященный Бэлу (халдейскому богу солнца), представлял собою исполинскую семиэтажную башню, вершина которой как бы доходила до небес, напоминая иудеям о древней вавилонской башне, которую во гневе Своем разрушил Бог . Для пленных народов в Вавилоне отводились особые кварталы, где они и поселялись. Особый квартал был отведен и для иудеев, хотя большая часть их была расселена и по другим городам, также на отведенных им участках земли. Состояние иудеев в вавилонском плену было несколько похожим на состояние их предков в Египте. Простая масса народа, несомненно, употреблялась на полевые и другие тяжелые работы: их заставляли рыть и исправлять многочисленные каналы, строить укрепления и исполнять черную работу при возведении тех многочисленных построек, которыми Навуходоносор украшал свою гордую столицу. Но все эти работы, однако же, не были особенно обременительны и не имели характера каторжного или рабского труда, как это было в Египте. Вавилонское правительство относилось к пленникам с некоторым человеколюбием и предоставляло им полную свободу во внутренней жизни, так что они управлялись своими собственными старейшинами, строили себе дома, разводили виноградники, вообще, кроме некоторых исключительных случаев, пользовались свободою религиозной совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вавилон В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Название «Вавилон» [евр. Бавель] впервые встречается в связи с образованием царства Нимрода ( Быт. 10:10 ), а затем упоминается в рассказе о строительстве башни ( Быт. 11:9 ). При этом название города связывается со значением «смешивать», «рассеивать». Еврейское слово бавель и греч.лат. Бабилон восходят к вавил. баб-или, которое, в свою очередь, является переводом шумер. названия кадингир-ра, что означает «врата Бога». В ВЗ, уже в рассказе о строительстве башни, В. становится олицетворением могуществ. силы, противной Богу. Вавил. башня – предостерегающий символ человеч. гордыни, следствием которой стало смешение языков и рассеяние народов. Согл. вавил. преданию, город был основан богом Мардуком и разрушен царем Саргоном ок. 2350 г. до Р.Х. И хотя в результате археол. раскопок не было получено доказат-в существования на месте В. города до 1800 г. до Р.Х., из вавил. преданий следует, что на этом месте все же находился свящ. город. В тексте, датируемом учеными приблизит. 2250 г. до Р.Х., описывается восстановление в В. башни-храма (зиккурата). В этой эпопее, которой было дано название «строительство Вавилонской башни», говорится о башне (мигдоле), которая должна была стать символом города и исповедуемой в нем религии. Из Быт. 11 можно сделать вывод, что ни сама башня, ни город не были достроены и что башня представляла собой ступенчатый храм, многоэтажный зиккурат. Впервые подобное строение было воздвигнуто в Вавилонии в нач. III тысячел. до Р.Х. на сооруженной рядом с главным храмом низкой платформе, на которой находилась целла божества. Согл. Шарр-кали-шарри, следующие упоминания о вавил. зиккурате связаны с его восстановлением царем Асархаддоном (681–669 гг. до Р.Х.). Шумерское название зиккурата – «Этеменанки» («Дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка которого достигает неба»). Он был соединен с храмом Мардука. Это строение сильно пострадало при нашествии Синаххериба (библ. Сеннахирима) в 689 г. до Р.Х. и во время войны 652–648 гг. до Р.Х., но затем было восстановлено Навуходоносором II (604–562 гг. до Р.Х.). Оно было обнаружено Р.Кольдевеем в 1890 г. Это строение описано Геродотом, видевшим его около 460 г. до Р.Х. Нижний этаж здания имел в основании квадрат 90 х 90 м и выс. 33 м. Далее располагались еще пять этажей выс. от 6 до 18 м, площадь каждого из которых последовательно уменьшалась. На самом верху башни находилось святилище, в которое, как считалось, спускался с небес бог. Вавил. зиккурат был разрушен Ксерксом в 472 г. до Р.Х. Александр Македонский не успел восстановить его. В наст. время на месте некогда величественного здания находится котлован. Неизвестно, являются ли башня, упомянутая в гл. 11 Быт, и башня, описанная Геродотом, одним и тем же строением. Хотя в библ. рассказе, обнаруживающем все признаки историч. достоверности, говорится о башне как о здании, которого больше не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010