Завет с Ноем говорит, что жизнь человеческая берется не с земли, не снизу, она идет от Бога, а Бог обитает на небесах, Бог на небе, там источник жизни. Люди говорят – «мы построим башню, возьмем небо штурмом, для того чтобы наша жизнь была в наших руках, если она на небесах, мы ее там и достанем, мы сделаем себе имя». Имя – это сущность того, кто носит имя. Мы с вами уже говорили об этом. Это не просто условное название, это суть, сущность. И если мы  сделаем себе имя  – это значит, что мы будем сами владеть своим существованием. Тот же самый греховный порыв – я сам, я – главный, я буду делать по-своему. Это понятно, это духовный смысл того, что здесь написано, но стоит ли за этим какое-нибудь реальное событие? Похоже, что какой-то смысл здесь есть, какое-то реальное событие есть. Мы знаем, что Вавилон, точнее Междуречье, потому что в те времена еще не Вавилон, Вавилон был гораздо позже в этих местах. Междуречье – это как бы колыбель цивилизации, первая известная в истории империя человеческая родилась там, в Междуречье. Что такое империя? Империя – это когда люди собраны вместе и насильственно удерживаются вместе некой центральной силой, вот это есть суть всякой империи. Некой центральной государственной властью удерживаются люди единым, скорее, не народом, а что-то другое, собранием людей. Важно, что основано это сборище людей на насилии. Мы знаем, как это в истории всегда происходит. Это насилие – чтобы удерживать людей, которых становится все больше и больше – должно все время расти. И давление внутри этого сообщества человеков все время растет. И, рано или поздно, это все взрывается, и взрыв –это вроде национально-освободительного движения. Похоже, нечто вроде этого произошло в Междуречье. В какой-то момент люди, наевшиеся насилия досыта, взрываются, и взрываются так, что вся эта империя разлетается в разные места осколками. И именно это, по-видимому, описано в мифе о Вавилонской башне – разделение языков. Люди, доселе единые, собранные все вместе в одно, разделяются на разные народы. «Языки» и «народы» – это по Библии одно и то же. И эти народы перестают понимать друг друга. Эти народы сохраняют какое-то взаимопонимание внутри, но друг друга не понимают, а не понимают, значит враждуют. Здесь описана первая катастрофа, которых мы знаем по истории очень много, а при крахе последней империи мы с вами все присутствовали. И мы видим, что механизм ее взрыва точно такой же. И все, что в этом мифе о Вавилонской башне, брать ли это со стороны духовной, как штурм небес, или брать ее со стороны событийной, как распад первой империи, во всех случаях это показывает нам, что грех в человеке продолжает действовать. Грех заставляет человечество искать своего собственного существования, основанного на насилии, а не на любви, потому что все помышления человека греховны, и это насилие приводит к созданию империи, которая затем взрывается.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Древние люди, говорится здесь, в своем злочестии и неуважении к богам задумали построить высочайшую башню ( τρσιν λβατον), которая ныне зовется Вавилоном. Но когда они довели ее до высоты, близкой к небу, боги бурей низвергли эту постройку. Этим руинам и дано имя Вавилона. Вместе с тем произошло смешение языков у людей, до того времени говоривших одной речью. Потом открылась война Сатурна с Титаном 1482 . Правда ученые, как Ренан и другие, до последнего времени скептически относились к этому сказанию, не находя подтверждения ему в памятниках Вавилона и Ассирии, и объясняли его влиянием на Бероза еврейских сказаний. Недостоверность Берозова свидетельства о существовании в Вавилоне такого предания основывали, по преимуществу, на том, что такое же сказание передается в так называемой «халдейской сивилле», которая по всей вероятности еврейского происхождения. Возникал вопрос, не взято ли и Берозом это известие из той же сивиллы, на которую ссылается Иосиф Флавий? 1483 Не вдаваясь в спорный и трудно разрешимый вопрос о влиянии евреев на халдеев в эпоху Бероза 1484 , мы можем заметить на это, что ныне в самых памятниках Вавилона находят подтверждение этому сказанию и следы уцелевших, хотя неясных, преданий об этом событии, очень близких к библейскому рассказу, если не совершенно тождественных с ним. Во времена Геродота в Вавилоне существовал знаменитый храм Бэла, возвышавшийся над всей местностью и устроенный этажами, на верхнем из которых, как после увидим подробнее, помещалось самое святилище бога 1485 . Храм этот назывался; «вечный дом». Он был построен в честь семи главных планетных богов, и с его башни производились астрономические наблюдения. Руины его остаются доныне, привлекая к себе внимание путешественников. Известный в библейской истории Навуходоносор, или, как он называется в надписях, Набу-кудурри-усур возобновил этот храм и украсил. Уже это одно обстоятельство, само по себе, вызывает на сопоставление библейского сказания о вавилонской башне с известиями об этой древней священной башне в столице Халдеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Империи, построенные на власти меча. И в этих империях существовал такой оборот, такое выражение: сделать людей другого города или страны говорящими на одном языке. Это вовсе не означало, что они действительно говорили на одном языке. Но это означало, что они, потеряв свою родину, становились просто анонимными подданными царя. Причем ассирийские, вавилонские и другие завоеватели очень часто устраивали массовые депортации. С какой целью? Чтобы перемешать население, чтобы погасить национальные очаги сопротивления, чтобы вообще национальную культуру убить, чтобы люди были все одинаковые, — чтобы они были «люди одного языка». И вот эту модель, жестокую, но, увы, всем хорошо знакомую, мы находим в сказании о Вавилонской башне. Там сказано: «И был у них один язык и одно наречие». Собранные люди. Чем собранные? Любовью? Нет. Братством? Нет. Сотрудничеством? Тоже нет. Они собраны силой. И для того, чтобы не рассеяться по земле (в нашем переводе сказано не совсем точно), они говорят: «Построим башню до неба, чтобы не рассеяться». Пусть всегда этот огромный монумент, этот гигантский дворец, поднимающийся к облакам, указывает на гордость завоевателей, величие человека. Величие очень спорное и сомнительное, но надо представить себе, когда это писалось. Имелась в виду плоская равнина Месопотамии. Вот на этой плоской равнине, где легко потеряться и заблудиться, поднимается многоступенчатый столп, башня. Столпотворение. Вот таким образом люди, мол, не потеряются. О, наш век знает много таких Вавилонских башен! А дальше неожиданный поворот. Когда стали строить уже витки к небу, Бог сошел посмотреть, что они там делают. Священный автор совсем не думал, что Богу нужны были какие–то ступеньки, что Он должен был смотреть чуть ли не в подзорную трубу на них. Нет, это образ. Но крайне выразительный. Ведь только мы думали о гигантской башне, которая поднимается до неба. И, надо сказать, что для цивилизации примитивной, которая была, скажем, 3–4 тысячи лет назад, девяностометровая Вавилонская башня — это очень высоко. Так вот она и навеяла этот образ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Таблица 1 Этаж Длина, м. Ширина, м. Высота, м. Название планеты Венера Черный Сатурн Ярко-красный Меркурий Оранжевый Юпитер Серебристый Золотой Солнце Южная Месопотамия никогда не была богата полезными ископаемыми. Аллювиальные почвы [аллювий (от лат. alluvio – нанос) – отложения постоянных и временных водных потоков, состоящие из обломочного материала различной степени окатанности и сортировки (галечник, гравий, песок, суглинок, глина). – Авт.] равнины лишены были твёрдых каменистых пород, пригодных для построек. Поэтому население вынуждено было заменять камни кирпичом, а известь – земляной смолой, которую добывали в окрестностях Вавилона ( Быт.11:3 ). Предшественники Навуходоносора употребляли для своих построек обожжённый на солнце кирпич-сырец, который под воздействием ветра и непогоды довольно быстро выветривался и разрушался. Навуходоносор же стал применять для строительства настоящий кирпич и ставил на нём своё клеймо. Даже самые большие здания его времени (в том числе и реконструированная им Вавилонская башня) строились из таких кирпичей. Для связки помимо земляной смолы применялся ещё специальный цемент. С 11 февраля по 7 июня 1913 года в Вавилоне Робертом Кольдевеем (1855–1925) был раскопан хорошо сохранившийся кирпичный фундамент башни – четырёхугольник со сторонами 91,5 метра и остатки трёх лестниц. Роберт Кольдевей – немецкий археолог, архитектор и искусствовед, посвятивший 18 лет своей жизни (с 1899 по 1917) раскопкам и разгадкам тайн Вавилона. Считается, что на сооружение Вавилонской башни было израсходовано 85 млн. кирпичей с.8]. И хотя она не входит в список «Семи чудес света», её вполне можно было бы сравнить с египетскими пирамидами. Побывавший в Вавилоне греческий историк Геродот (между 490 и 480 – ок. 425 до Р.Х.) оставил потомкам её описание: «В середине храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней – ещё башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведёт наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин» [Геродот I, 181].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

И вот, под руководством Нимрода началась поистине всемирная стройка. Позднее многие тираны пытались подражать этому первому «штурму небес», но никому не удалось достигнуть такого охвата человечества, какое удалось сыну Хуша. И удастся это только в конце времен при правлении антихриста. Недаром выражение «сделать себе имя», встречающееся и в вавилонских текстах, подчеркивает жажду личной славы, эгоистического утверждения собственного «я». Среди надписей, оставленных воинственными аккадскими владыками, часто встречается выражение «сделать людьми одного языка». Это своеобразная формула подчинения, покорения народа, включения его в огромную империю. Итак, строительство шло полным ходом. Энтузиазм переполнял строителей. Одни лепили кирпичи, другие обжигали их, третьи добывали асфальт. А главным архитектором этого мирового проекта был Нимрод, получавший указания от мира падших ангелов. Надо заметить, Писание упоминает о том, что город и башня были не в одном месте. Таким образом, нельзя отождествлять с Вавилонской башней капище Этеменаки. Скорее, все-таки речь идет о великой башне Борсиппы, находящейся в десятке километров от Вавилона. Эта башня имела семь ступеней, поднимающихся вверх, соответствующих планетам небесной сферы, окрашена она была семью красками: черной, белой, пурпурно-красной, синей, ярко-красной, серебристой и золотистой, – т. е. в цвета семи планет, включая Солнце и Луну. Золотой шпиль башни был обращен к солнцу, серебряный – к луне и т. д. Таким образом, начинающаяся от шпилей башни из Борсиппы небесная сфера и находящиеся на ней планеты обозначали уже обычную для нас сегодня семидневную неделю. И сейчас остатки этой башни возвышаются над равниной на 46 метров. Сообщения об этой великой стройке дошли до нас из преданий многих народов Земли. Об этой великой башне шумеры поют так в своем гимне: Цветущее капище, Экур, храм лазурный, из праха вознес он, Как гору высокую, на чистом месте его возвел… В Абзу могучее капище поставили тебе! В глуби горы, в темной кумирне чтить тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

По крайней мере, так назвал Шамполлион один из находящихся здесь бюстов с подписью: Иудамелех. Картина, к которой принадлежит этот бюст, представляет победоносный поход на Израильскую землю первого царя XXII династии Сусакима ( 3Цар.14:25 ). Впрочем, самый храм Карнакский построен фараонами XX династии веком раньше, чем храм Соломонов. 3 . Далее, храму Соломона исследователи давали вид ассирийского храма. Из новейших сочинений особенно сильно проводится соотношение иерусалимского храма с ассиро-вавилонскими в сочинении Сэйса: Assyria, its Priests and People, 1885. Пунктами соотношения указываются: террасовидное расположение храмов, разделение внешнего двора, внутреннего двора и святилища, деревянная обкладка каменных стен, жертвенник всесожжении и бассейн для омовений, называвшийся, как в Иерусалиме так и в Ассирии, морем, jam. Другой из новейших исследователей, Пайллу (Monographic du Temple de Salomon, 1885, стр. 226), между ассирийскими памятниками нашел основание для трёхэтажных построек и колоннад, которыми он окружил дворы Соломонова храма в своей реставрации (см. выше). Но для того, чтобы устанавливать сходство храмов, нужно руководствоваться не отдельными пунктами, имеющими между собою нечто общее, но цельным видом и характером храма. Вот как описывается ассирийский храм у Геродота (1:181): «Это – правильный четыреугольник двух стадий с каждой стороны 126 . Посредине его возвышается массивная башня одной стадии в длину и ширину, на этой башне возвышается вторая, на второй третья и т. д., так что всех башен, восемь. Каждая верхняя башня уже нижней, так что совокупность башен имеет вид высокой ступенчатой пирамиды. В самой верхней башне святилище, и в нем большая постель, богато украшенная, пред которою стоит золотой стол. Внизу в этом храме есть другое святилище, где большая статуя представляет сидящего Зевса. При этой статуе также большой золотой стол и трон. Вне этого святилища стоит золотой жертвенник и еще другой жертвенник, на котором закаляются жертвы». Напоминает ли это описание чем либо храм иерусалимский? Может быть, нам укажут на то, что длину и ширину башни храма Геродот определяет мерою одной стадии, точно так же, как Иосиф Флавий определяет размеры площади иерусалимского храма? Но и у Геродота и у Иосифа мера одной стадии длины и ширины не могла быть точною мерою, потому что греческая стадия не была на столько распространена ни в Палестине, ни в Вавилоне, и не имела такого священного значения, чтобы применительно к ней определялись размеры святилища его строителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Бог Израилев бесконечно выше того, какими представляли своих богов вавилоняне. В повествовании о Вавилонской башне, безусловно, идёт полемическая перекличка с эпосом “Энума Элиш”, в котором говорится о башне «“высотою с Апсу”, то есть с бога неба Башня высотой с верховного вавилонского бога при всей её огромности для Ягве оказалась столь незначительна, что Ему пришлось “сойти”, чтобы её рассмотреть; здесь — элемент еврейской анти-вавилонской сатиры. Башня “равна Апсу” — первобогу вавилонской теогонии — но Ягве неизмеримо выше» 31 . С точки зрения сегодняшней библеистики даже сопоставление библейского Откровения с космогоническими моделями современной астрофизики просто бессмысленно. Библейский Шестоднев — это не учебник “божественной” физики, а как минимум — метафизическое описание бытия; это — богословие, а ещё точнее — Откровение Бога о Самом Себе. В отличие от атеистов православные богословы и религиозные философы XX в. в большинстве своём не усматривали никакой угрозы вере в Бога Творца со стороны эволюционной гипотезы 32 . Среди учёных, придерживающихся эволюционной теории, есть не только верующие христиане, но даже православные священнослужители 33 . Учёному, будь он верующим или неверующим, не обойтись без моделирования природных процессов. В этом отношении эволюционная модель, как и другие научные концепции — вне идеологии. Идеология начинается тогда, когда верующие учёные прозревают в ней инструмент творческой воли Божией, в то время как неверующие, напротив, — доказательство того, что Бога нет. В чём мы, верующие, сами виноваты Здесь надо всё же признать, что мы, верующие, порой сами виноваты в том, что люди, со школы привыкшие доверять науке, скорее готовы принять атеистическое “научное” мировоззрение, чем христианство. Это происходит тогда, когда в борьбе с “научным атеизмом” заодно нами отвергаются и те модели и концепции, которые выстроены в рамках новоевропейского научного метода и сами по себе нейтральны в идеологическом отношении. Речь здесь пойдет прежде всего о движении креационистов, которое возникло в 70-е годы XX столетия в Америке среди протестантских фундаменталистов 34 . Вопреки всем научным теориям, креационисты настаивают на том, что библейские дни творения следует понимать буквально, то есть как 24 часа, а также что мир и всё живое в нём были сотворены Богом 7500 лет назад “в готовом виде” такими, какими мы их застали. Подобный подход к Библии действительно превращается в вычитывание из неё натурфилософского “откровения”. Любопытно, что здесь крайний буквализм креационистов даёт тот же результат, что и чрезмерное доверие науке либеральных богословов. В обоих прочтениях не Бог, а тварный мир становится главным предметом библейского Откровения.

http://pravmir.ru/nauka-vrag-ili-drug-ve...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Исследователи считают, что они как никогда близки к доказательству существования библейской Вавилонской башни 14.11.2021 Новое археологическое открытие может подтвердить библейское повествование о Вавилонской башне . Считается, что при его строительстве использовался кирпич, обнаруженный в ходе археологических раскопок в современном Ираке , сообщает издание Alemeia. Мы знаем о Вавилонской башне из 11 главы Книги Бытия, в которой рассказывается о ее строительстве и о гневе Бога на самонадеянные усилия человечества достичь небес. В конце концов, Бог разрушил башню и рассеял ее строителей, а затем лишил их общего языка, чтобы предотвратить возможный сговор по поводу другого подобного сооружения. Некоторые историки считают, что башню, которая описана в Библии, приказал построить Вавилонский царь Навуходоносор II , хотя произошло это во времена, гораздо более поздние, чем описано в Библии. Согласно документальному фильму Смитсоновского института, археологами найден кирпич, который был заказан царем Навуходоносором. На нем было написано имя царя — на штампе, который, должно быть, был нанесен при изготовлении. Кроме того, было обнаружено, что на нем все еще присутствует древний раствор — битум, название которого упоминается в библейских повествованиях. Навуходоносор вторгся в Иудею и взял приступом Иерусалим в 586 году до нашей эры. Он захватил в плен искусных еврейских ремесленников и мастеров и заставил их работать на своей стройке. Доктор Ирвинг Финкель из Британского музея отмечает: «Когда вы смотрите на первые главы Библии, становится ясно, что некоторые из них взяты из собственных записей иудеев, а некоторые из них включают рассказы, с которыми они, должно быть, впервые столкнулись в Вавилоне, которые были настолько мощными, что (и это поразительно) авторы, философы, работавшие над еврейскими текстами, включили их, чтобы рассказать свою собственную историю».

http://drevo-info.ru/news/27489.html

Храм каждого бога отличался особым цветом, так что величественная башня представляла собою ряд цветов: черный, белый, фиолетовый, голубой, красный, серебряный и золотой. Подобный план постройки не был неизвестен в древности, и в Хорсабаде напр. есть подобная же башня, от которой остаются следы четырех уступов. По описанию Геродота, башня Бирс-Нимруд стояла в ограде в 1200 квадр. футов и сама по себе имела в основе 606 кв. футов, а по свидетельству Страбона, – вышиной она была в одну стадию. Для подъема на вершину башни сделана была витая дорога кругом ее сторон, с местами для отдыха на середине пути, причем в самой верхней башне находился просторный храм с великолепно-меблированным помещением, в котором стояла кровать и рядом с ней золотой стол, приготовленный для Небо – того бога, которому посвящено было все здание. На кровати в этой комнате по ночам всегда спала жрица. В храме, на самом нижнем уступе, было золотое изображение Бела на золотом троне перед золотым столом, стоявшим на золотом полу; и другая золотая статуя бога в 24 фута вышиной стояла в храмовой ограде, пока обе они не увезены были Ксерксом. Сомнения главным образом возбуждаются тем обстоятельством, что подобное описание находится в видимом противоречии с более скромными размерами той великой башни, возобновленной Навуходоносором, которая, по-видимому, была тем же самым храмом Бела. В двух надписях рассказывается о том, что этот царь исправил и закончил «храм семи светил или планет земли», название, которое как раз соответствует описании башни Борзиппа, как она действительно и называется. Дотоле она оставалась неоконченною с незапамятной древности, – каковое обстоятельство служит поразительным подтверждением известного библейского повествования о недоконченной постройке вавилонской башни. Навуходоносор однако же говорит следующее в сделанной им надписи на башне: «один древний царь построил храм семи светил земли, башню Борзиппу вышиною в 84 фута, – но он не окончил ее, и много дней прошло с того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вавилон В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Название «Вавилон» [евр. Бавель] впервые встречается в связи с образованием царства Нимрода ( Быт. 10:10 ), а затем упоминается в рассказе о строительстве башни ( Быт. 11:9 ). При этом название города связывается со значением «смешивать», «рассеивать». Еврейское слово бавель и греч.лат. Бабилон восходят к вавил. баб-или, которое, в свою очередь, является переводом шумер. названия кадингир-ра, что означает «врата Бога». В ВЗ, уже в рассказе о строительстве башни, В. становится олицетворением могуществ. силы, противной Богу. Вавил. башня – предостерегающий символ человеч. гордыни, следствием которой стало смешение языков и рассеяние народов. Согл. вавил. преданию, город был основан богом Мардуком и разрушен царем Саргоном ок. 2350 г. до Р.Х. И хотя в результате археол. раскопок не было получено доказат-в существования на месте В. города до 1800 г. до Р.Х., из вавил. преданий следует, что на этом месте все же находился свящ. город. В тексте, датируемом учеными приблизит. 2250 г. до Р.Х., описывается восстановление в В. башни-храма (зиккурата). В этой эпопее, которой было дано название «строительство Вавилонской башни», говорится о башне (мигдоле), которая должна была стать символом города и исповедуемой в нем религии. Из Быт. 11 можно сделать вывод, что ни сама башня, ни город не были достроены и что башня представляла собой ступенчатый храм, многоэтажный зиккурат. Впервые подобное строение было воздвигнуто в Вавилонии в нач. III тысячел. до Р.Х. на сооруженной рядом с главным храмом низкой платформе, на которой находилась целла божества. Согл. Шарр-кали-шарри, следующие упоминания о вавил. зиккурате связаны с его восстановлением царем Асархаддоном (681–669 гг. до Р.Х.). Шумерское название зиккурата – «Этеменанки» («Дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка которого достигает неба»). Он был соединен с храмом Мардука. Это строение сильно пострадало при нашествии Синаххериба (библ. Сеннахирима) в 689 г. до Р.Х. и во время войны 652–648 гг. до Р.Х., но затем было восстановлено Навуходоносором II (604–562 гг. до Р.Х.). Оно было обнаружено Р.Кольдевеем в 1890 г. Это строение описано Геродотом, видевшим его около 460 г. до Р.Х. Нижний этаж здания имел в основании квадрат 90 х 90 м и выс. 33 м. Далее располагались еще пять этажей выс. от 6 до 18 м, площадь каждого из которых последовательно уменьшалась. На самом верху башни находилось святилище, в которое, как считалось, спускался с небес бог. Вавил. зиккурат был разрушен Ксерксом в 472 г. до Р.Х. Александр Македонский не успел восстановить его. В наст. время на месте некогда величественного здания находится котлован. Неизвестно, являются ли башня, упомянутая в гл. 11 Быт, и башня, описанная Геродотом, одним и тем же строением. Хотя в библ. рассказе, обнаруживающем все признаки историч. достоверности, говорится о башне как о здании, которого больше не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010