Ст. 21. В плену Вавилонском Иудеи находились семьдесят лет, …доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет… В известном законе о субботнем годе было, между прочим, заповедано от Господа Евреям, чтобы в сей год они оставляли свои поля без обработки, дабы сей год был субботою покоя земли 816 ; за нарушение же этого закона, равно как и за прочие преступления, законодатель угрожал Евреям, что придет время, когда враги насильно выведут их из родной земли и уведут в неволю на чужбину; земля же Обетованпая, сделавшись пустынею, будет, как бы, отомщена за насилие, претерпенное ею от алчности и корыстолюбия своих преступных обладателей, и будет удовлетворять себя за субботы свои 817 . Во время семидесятилетнего плена Вавилонского эта угроза Божия исполнилась во всей строгости; ибо запустелая и брошенная земля израильская не засевалась тогда, ни обрабатывалась. По этой-то причине священный составитель книги Паралипоменон, дошедши в своем повествовании до плена Вавилонского, и замечает, что в это горестное время отпраздновала земля Иудейская субботы свои, во все дни запустения она субботствовала. Сим замечанием он хочет поставить на вид непреложность судеб Божиих над народом еврейским, лишившимся милостей Господних за свою нераскаянность. В самом числе семидесяти лет Вавилонского плена блаж. Феодорит открывает некоторое таинственное возмездие за пренебрегаемые субботные годы, в точности соответствующее периоду неправд Израильских во времена царей. Вот его слова: «семьдесят лет жили Иудеи в Вавилоне, рабствуя. От царствования же Саулова до плена считается четыреста девяносто лет; седьмая часть этого есть семьдесят» 818 . Ст. 22. …А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно… , о позволении Иудеям возвратиться на родину. Это место Писания важно в том отношении, что, весьма ясно обозначая время, которое нужно считать окончанием 70-летнего Вавилонского плена, предсказанного пр. Иеремией 819 , оно может, вместе, служить верным руководством и в решении того вопроса, какое именно время нужно полагать началом этого плена. Если воцарение Кира, царя персидского, и, именно, первый год этого царя, есть заключительный предел плена, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии 820 ; то, взявши 70 лет назад от 537 г. до Р. X., когда Кир единовластительно воцарился над всей Азией и выдал указ о возвращении плененных Евреев 821 , получаем 607 год до Р. Христова. Сей год падает на первое переселение Иудеев при Навуходоносоре, случившееся в конце 3 и в начале 4 года Иоакимова царствования (Сей же год был, вместе, и первым годом царя Навуходоносора) 822 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Между тем, Даниил удостоился еще нескольких видений, таинственно предзнаменовавших будущие судьбы иудейского народа и. человечества, и в это же время сподобился великого откровения, в котором седьминами исчислялось самое время, остававшееся до искупления мира его Божественным Спасителем 275 . Во время молитвы Даниилу явился архангел Гавриил (впервые здесь упоминаемый в истории, хотя он был виден Даниилом и раньше – Дан. 9:21 ), и сказал ему: «семьдесят седьмин определено для народа твоего и святого города твоего, чтобы открыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой Святых». В течение этих седьмин (70 х 7 ­­ 490 лет) должно было состояться освобождение народа из плена, восстановление Иерусалима и храма и искупление мира «смертию Христа-Владыки». Предсказание это исполнилось в точности, так как от второго и окончательного указа о восстановлении Иерусалима (в 457 г.) до смерти Христа (в 33 г. по Р.Х.) протекло ровно четыреста девяносто лет. Но вот приблизился и конец плена для иудеев. Кир, закончив свою завоевательную деятельность, принял Вавилон под свое личное управление и приступил к полному преобразованию своего обширного государства. Как мудрый и великодушный царь, он, узнав о всех необычайных знамениях и о том, что древнее пророчество давно уже предназначило его быть освободителем этого народа из плена вавилонского, решил оказать этому народу особенную милость и в первый же год своего царствования издал указ об освобождении иудеев из плена и о построении храма в Иерусалиме. Этот указ гласил следующее: «Так говорит Кир, царь персидский: Все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, да будет Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет» 276 . Это было в 536 году, которым и закончилось семидесятилетие плена вавилонского. Великий пророк Даниил, который уведен был в плен в своей цветущей юности и который так много сделал для славы Божией и блага своего народа во время этого плена, дожил до этого счастливого события, которое, несомненно, и совершилось отчасти по его мудрому совету, данному Киру, и мирно скончался в том же самом году, напутствуя себя словами: «иди к твоему концу и успокоишься, и восстанешь для получения жребия к конце дней».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

“Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня” ( Ис. 45, 1–4 ). Судьба Вавилона Вавилон постигла предсказанная пророками участь: город постепенно падал и пустел, и наконец в полном смысле стал “грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей”, как предсказал пророк Иеремия ( Иер. 51, 37 ). Домашнее задание ПЕРИОД ВОСЬМОЙ – Времена Вавилонского плена Выписать в тетрадь и выучить наизусть пророчество о семидесяти седьминах ( Дан. 9, 24 ). 1 . Внешнее и религиозное состояние иудеев в начале Вавилонского плена. 2 . Пророческая деятельность Иезекииля. 3 . Пророк Даниил. Три вразумления Навуходоносору. Последние видения Даниила. 4 . Падение Вавилона. Пиршество Валтасара. 5 . Манифест об освобождении пленников. Контрольный опрос по периоду Вавилонского плена: 1 . Назовите исторические рамки периода Вавилонского владычества; 2 . Назовите временные рамки периода Вавилонского владычества; 3 . Какие книги Священного Писания рассказывают о периоде Вавилонского владычества; 4 . Кто взял и окончательно разрушил Иерусалим? 5 . Назовите год окончательного взятия и разрушения Иерусалима; 6 . Расскажите о городе Вавилоне; 7 . Что из себя представлял город Вавилон в религиозном плане? 8 . Какова была жизнь Иудеев в религиозном плену (быт и религия)? 9 . Кем был пророк Иезекииль до времен плена? 10 . Где жил пророк Иезекииль в плену? 11 . В чем состояла особенность пророческого служения пророка Иезекииля? 12 . Приведите примеры таинственных символов пророка Иезекииля; 13 . Расскажите о величественном видении пророка Иезекииля поля с иссохшими костями;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Псалом 84 Первый стих ясно указывает на время и повод написания псалма. Это – возвращение евреев из плена вавилонского. В какое же время после плена он написан, точно сказать нельзя. Из того, что в Пс.84:5–8 изображается довольно бедственное положение возвратившихся из плена, а в Пс.84:10–14 выражается уверенность в получении от Бога милости, можно предположить, что написан псалом во время служения пророков Аггея и Захарии, когда евреи испытывали неурожаи за свое небрежение к построению храма и когда вдохновенные речи пророков наполнили их энтузиазмом и решимостью отдаться этому делу, а отсюда возникла и уверенность, что Господни милости не отойдут от них. Благодарение Бога за освобождение от плена, молитва об избавлении от настоящих бедствий и уверенность в получении просимого составляют основное содержание этого, полного толкования, псалма. Ты, Господи, возвратил нас из плена и отвратил лютость гнева (2–4). Восстанови к нам и прежнюю Твою милость и Твое спасение (5–9). На это Господь ответит ниспосланием мира своему народу, если последний «не впадет... в безрассудство», и тогда «милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются», тогда благо и правда утвердятся на земле (9–14). Пс.84:2 .  Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова; Пс.84:3 .  простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его, Пс.84:4 .  отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего. Еврейский народ полон благодарного чувства к Богу за свое освобождение из тяжелого плена. Самый факт возвращения на родину свидетельствует, что Господь «простил» их грехи, не вменяет ( «покрыл») и тех преступлений, какие он делал во время плена. Пребывание евреев в плену, лишение своей земли, их бесправное и необеспеченное экономическое и гражданское состояние свидетельствовали о силе гнева на них со стороны Бога, возвращение же земли и прав самостоятельного народа указывало уже на прекращение этого гнева. Пс.84:5 .  Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Двадцать три года пророчествовал он, убеждая своих соотечественников оставить путь нечестия и возвратиться на путь истины. Во все это время он останавливался то во вратах города, то во вратах храма; являлся всюду, где только собрание народа было значительное, и увещевал их с угрозами и нередко со слезами. Но на все увещания ему отвечали насмешками, ругательствами, покушениями на его жизнь. Тогда в царствование Иоакима, он стал возглашать вслух жителей Иерусалима: «так говорит Господь Бог: вот Я возьму все племена северные и Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и приведу их на эту землю и на все окрестные народы, разорю их и превращу в пустыни вечные. И будут эти народы в рабстве у царя вавилонского семьдесят лет. Когда же окончатся семьдесят лет, Я накажу царя вавилонского и его народ за их беззакония и землю халдейскую превращу в пустыню вечную». Для того чтобы сильнее изобразить предстоявшее иудеям рабство, Иеремия, по повелению Божию, надел на свою шею и несколько времени носил сначала деревянное, а потом железное ярмо. За эти предсказания старейшины иудейские присудили Иеремию к смерти и бросили его в темничный ров, наполненный тиною. Один, богобоязненный эфиоплянин, служивший при царском дворе, нашел средство освободить пророка из рва и таким образом спас ему жизнь. По разрушении Иерусалима Навуходоносор изъявил Иеремии свое уважение и позволил ему жить, где он хочет. Иеремия остался на развалинах Иерусалима трогательно оплакал бедствия своего отечества. Беспорядки, возникшие в земле иудейской, заставили оставшихся в ней иудеев бежать в Египет. С собою они увлекли Иеремию и, по преданию, там побили его камнями. Времена вавилонского владычества § 93. Состояние иудеев во время плена вавилонского Иудеи, выведенные Навуходоносором из земли своей, были рассеяны в различных областях Вавилонского царства и преимущественно по берегам реки Ховар. На чужбине они с горестью воспоминали об Иерусалиме и проклинали виновников своего несчастия. Чувства, наполнявшие душу их во времена плена, сохранились в следующей песне: : На реках вавилонских, там мы сидели и плакали, вспоминая о Сионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

«Восстанови нас, Боже, спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род? Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» (ст. 6–7). Но Господь и прежде уже обещал, и после возвращения из плена, в то время, когда возносились к Нему подобные скорбные молитвы, не переставал чрез рабов своих пророков утешать народ Свой обещаниями даровать ему мир и благоденствие, если только сам он пребудет в верности завету Божию 1405 . Псалмопевец с верою приклоняет слух свой к божественным вещаниям: «Послушаю, что говорит Господь Бог . Он изрекает мир на народ Свой и на святых Своих, только не возвращались бы к безрассудству» (ст. 9) 1406 . И таким образом, внимая обещаниям Божиим, он утешается надеждою на близость помощи божественной и в духе созерцает полноту спасения, которая должна некогда излиться над Сионом. «Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей! Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются. Истина возникнет из земли и правда приникнет с небес. И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой. Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» (ст. 10–14). Вообще, в целом своем составе псалом наш представляет как бы сокращение молитвы возвратившегося из плена Иудейского народа и бывших к нему увещаний и утешений тогдашних пророков Аггея, Захария и Малахии. Правда, за исключением показанного нами общего соответствия его характера и содержания с состоянием тогдашних Иудеев и с сущностью пророческих писаний того времени, мы не можем указать в нем никаких особенных признаков специального отношения ко времени по возвращении из плена Вавилонского; но так как с другой стороны нельзя указать в его содержании и никаких решительно побуждений, по которым бы употребленное в начале его выражение о возвращении плена Иаковлева следовало понимать не в собственном буквальном смысле об освобождении из плена, а как-либо вообще в абстрактном значении избавления от какого-нибудь другого несчастия в более раннее или более позднее время иудейской истории 1407 , то, в связи с таким указанием на после-пленную эпоху, и вообще соответствие его характера и содержания с сею эпохою получает силу доказательства, что он действительно относится ко времени вскоре по возвращении из плена Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Мф.3:3 . Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. «Он – тот»: речь евангелиста, а не Иоанна Крестителя. Евангелист поясняет именно, кто был Иоанн по призванию своему в отношении к Мессии – Царю открывающегося царства. – «Он – тот, о котором сказал Исаия»: глас и пр.: слова заимствованы из книги пророка Исаии ( Ис.40:3 ). В этом месте пророк изображает ближайшим образом возвращение евреев из плена вавилонского под непосредственным водительством самого Бога. Бог представляется как царь – предводитель своего народа (как войска), при возвращении его на родину из плена. Было в обычае и у восточных народов, когда войско под предводительством царя было в походе, посылать вперед вестников – объявлять приближение их, приготовлять им нужное, устранять препятствия на пути, устроять дороги, уравнивать неровности, понижать холмы, возвышать долины и пр. Изображая будущее возвращение иудеев, пророк Исаия употребляет образы, заимствованные от этого обычая: он представляет вестника, который в пустынях, отделяющих Вавилон от Иудеи, возвышая голос свой, повелевает уравнять путь Господу, предводящему народ свой при возвращении из плена вавилонского (полнее это место приведено у Лк.3:4–6 ). В смысле преобразовательном, который истолковывает здесь евангелист, под Господом, предводившим народ свой при возвращении из плена, разумеется Мессия, освободивший человечество из плена греха, проклятия и смерти; под вестником – Иоанн Предтеча, приготовлявший иудеев к принятию Мессии, предвозвещавший пришествие Его и устранявший препятствия к принятию иудеями Царя – Мессии своего. Мф.3:4 . Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. «Одежду из верблюжьего волоса»: это не тот тонкий волос верблюда, из которого ныне делают изящную одежду, а волос длинный, толстый и колючий, из которого в древности делали грубую ткань, из каковой и ныне на Востоке делают одежду, употребляемую бедными классами жителей и монахами. Так пророк Иоанн Креститель «располагал к покаянию и словом, и самим видом своим, ибо носил одежду плачевную. Говорят, что верблюд есть животное среднее между чистым и нечистым: он чист потому, что отрыгает жвачку, и нечист потому, что имеет нераздвоенные копыта. Поскольку же Иоанн приводил к Богу и мнимочистый народ иудейский и нечистый языческий, и был срединой между Ветхим и Новым Заветом, то он и носил одежду из верблюжьих волос» (Феофил.). – «Пояс кожаный»: вместо более или менее ценного пояса, какой употребляли жители Востока, перехватывая им свои длинные и широкие одежды, Иоанн носил простой кожаный пояс, уподобляясь в этом случае прообразовавшему его древнему великому пророку Илии ( 4Цар.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Глава первая Введение Во исполнение пророчеств Иерусалим пал, Храм был сожжен, а иудеи были отведены в плен. Это был промыслительный плен, где Господь очищал и лечил свой народ, и в первую очередь от заразы идолопоклонства, от которой еврейский народ не мог отойти в течение многих веков. Бог прибегает к радикальным средствам: Он выселяет еврейский народ, чтобы в плавильном котле выжечь из него всякую нечистоту. И вот во время плена, когда падает Иерусалим, Господь воздвигает, специально для этой цели, четырех великих пророков – это Исаия, Иеремия, Иезекеиль и Даниил. Из них три пророка были среди евреев во время вавилонского плена. И это не случайно: Господь промыслительно направляет свои силы к тому, чтобы очистить иудейский народ от всякой примеси и нечистоты, которой евреи нахватались от идолопоклонников. Он бросает их в самую сердцевину идолослужения, для того чтобы они там при помощи пророков, будучи изолированы от всех своих священных мест, поняли, чего лишились, чтобы оценили красоту своего Закона, чтобы народ Божий оценил тот дар, который был дан ему Творцом, и прекратил заигрывать с язычеством. Как сказал пророк Иеремия, обращаясь к Моаву: «От юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; от того оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся» ( Иер.48:11 ). Господь говорит, что народ как бы «сгнил» в своем состоянии неподвижности, и Господь, уже видя его раскаяние, начинает его переделывать. Для этого Он и посылает великих пророков, одним из которых являлся Даниил. Если пророк Иеремия предсказывал наступление плена – он был во время захвата Иерусалима в городе, то пророк Даниил жил непосредственно во время всего плена в Вавилоне. Он был взят в плен вавилонянами во время первого же штурма Иерусалима, в 603 году до Рождества Христова. Это случилось за двадцать лет до разрушения Храма. Он был при дворе до первого года персидского царя Кира, когда уже Вавилон закончил свое существование и завершился вавилонский плен евреев. Таким образом, перед глазами пророка Даниила прошла вся история вавилонского плена, он был не просто молчаливым свидетелем, а находился в самой сердцевине событий. Господь его поставил за особый дар мудрости одним из могущественных правителей Вавилона. Пленение Даниила и его друзей

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

...Оживут ли кости сии? Вернется ли слава Ягве народу Божию? Ряд пророчеств говорит о имеющей возвратиться славе Ягве. Осуществилось ли это при возвращении иудеев из Вавилонского плена? Вошла ли слава Ягве в храм Зоровавеля? Или должно было ожидать еще чего-то иного? Как, когда слава Ягве воссияет над всеми народами? Ожил ли? Оживет ли первенец Божий, Израиль? Вот тезисные ответы на эти вопросы, а в дальнейшем рассмотрим подробнее некоторые пророческие тексты. Положение 1. Храм Зоровавеля, воздвигнутый иудеями в Иерусалиме после Вавилонского пленения, не достиг не только внешней красоты храма Соломонова, но, главное, в него уже никогда не вернулись основные святыни – ковчег Завета и святые скрижали. Новый храм, в отличие от первого, так и не стал их хранилищем. А слава Ягве обитала над каппорет (крышкой, очистилищем) ковчега. Теперь ей обитать было не над чем – как первый раз выпущенная Ноева голубица не нашла себе сухого места над гибельными водами потопа. В пустой, без ковчега со скрижалями, храм слава Ягве не вернулась. Святое Святых храма Зоровавеля было пусто 18 . Ковчег со скрижалями искали сразу же, когда их спрятал пророк Иеремия, но не нашли. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место... ( 2Мак. 2:7–8 ). При возвращении иудеев из Вавилонского плена ковчег так и оставался ненайденным. Пророчество Иеремии о возвращении иудеев из семидесятилетнего плена сбылось, а о возвращении ковчега – нет. Слава же Ягве и облако по словам Иеремии вернутся только вместе с ковчегом. Значит, тогда, при Зоровавеле, не вернулись. Несмотря на отсутствие ковчега Завета и славы Ягве над ним, храм Зоровавеля был освящен. И совершили сыны Израилевы, священники и левиты, и прочие возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью ( 1Езд. 6:16 ). Так что дом сей стал все-таки домом Божиим. Как при Моисее и Соломоне, этот храм был освящен. Но, в отличие от скинии и храма Соломонова, о схождении славы Ягве и облака здесь ни слова! Так что не случайно при закладке Зоровавелева храма радостные восклицания одних перемежались громким плачем других – стариков, видевших первый храм Соломонов ( 1Езд. 3:11–13 ). И связано это было, не только с внешним видом первого и второго храмов, а с тем, что второй храм, хотя и будет освящен, но где слава Ягве?!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Соф.2:6 . И будет Крит пажить стадам, и ограда овцам. С Евр.: «и будет приморская страна пастушьим овчарником и загоном для скота». И будет Крит 36 , т. е. приморская страна, где жили Филистимляне, и часть их Критяне или Крефеи, после опустошешя Халдеями и другими врагами, будет местом пастбища для стад и загонов (ограда 37 ) для овец, т. е. там населенных городов и селений не будет, а будет пустое место, на коем будут пастись стада. Соф.2:7 . И будет уже морское оставшим дому Иудина: на них пожируют в домех Аскалоних, к вечеру витати имут от лица сынов Иудиных: яко присети их Господь Бог их, и возврати плен их. С Евр.: «и достанется этот край остаткам дома Иудина; и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать; ибо Господь Бог их посетит и возвратит плен их». Т. е. приморская Филистимская земля в последствии достанется Евреям, оставшимся после Вавилонского плена. Св. пр. Авдий (ст. 9) также предсказывал, что Евреи наследуют земли Филистимския, что и исполнилось при Маккавеях. Один из них, Ионафан, овладел лучшими городами Филистимлян Иамниею, Аккароном, Азотом и Аскалоном; Газа была взята Симоном Маккавеем ( 1Мак. 5:65,68 ; 2Мак. 10:16,32 ; сн. Зах. 9:5–7 ). На них пожируют 38 ), т. е. после Вавилонского плена, заняв приморские Филистимские места, Иудеи будут пасти на них свои стада, или сами будут жить. Засим пророк присовокупляет, что Иудеи, заняв Филистимский город Аскалон, будут находить себе вечерний отдых в домах сего города, оставленных владельцами. Слов: от лица сынов Иудиных 39 ) нет в Еврейском тексте; может быть, они присоединены 70 толковниками для пояснения, что именно Иудеи займут жилища Асколанитян. Пророк далее показывает и причину, почему произойдет такая перемена, что Иудеи займут места врагов своих, – потому, что присети их Господь, т. е. Господь Бог посетит народ Свой милостию, простит, помилует, возвратит плен 40 их, возвратит Иудеев из Вавилонского плена, а врагов их – Филистимлян накажет. Тогда Иудеи и воспользуются жилищами Асколанитян – при Маккавеях. Пророк, предсказав Иудеям плен Вавилонский, теперь предсказывает и возвращение из сего плена, их благосостояние после сего возвращения. Этим предсказанием, конечно, пророк имел в виду утешить Иудеев, покрайней мере, тех из них, которые еще верили, надеялись, были покорны Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010