Ис.64:10 . Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен. Ис.64:11 . Дом освяще­ния нашего и славы нашей, где отцы наши про­славляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоцен­ности наши раз­граблены. «Города святыни Твоей сделались пустыней... Иерусалим опустошен. Дом освящения и славы нашей... сожжен». В подкрепление своей усиленной просьбы о помиловании Израиль указывает на свой тяжелый политический и религиозный кризис, когда все, некогда цветущие города его, превратились в развалины и пустыни, когда разграблена самая столица его теократического царства – г. Иерусалим, когда сожжен даже и ветхозаветный храм – этот высший центр национального объединения и религиозного освящения еврейского народа. Описание это, по справедливому замечанию Dillmann, близко напоминает содержание кн. Плач Иеремии и отчасти – Псалма 78. А это все имеет непосредственное отношение к бедствиям вавилонского плена. Отсюда мы думаем, что и пророк Исаия говорит здесь, прежде всего, об этом, ближайшем к нему или даже и вовсе современном ему событии; а затем уже пророчески-прообразовательно он намекает и на будущее окончательное разрушение Иерусалима римлянами, как думают многие из святых отцов (блаженный Иероним и святой Кирилл Александрийский ). Показание это важно для установки хронологии данной главы: ясно, что она не могла быть написана после вавилонского плена (как думают рационалисты), ибо тогда Иерусалим и храм снова были восстановлены. Ис.64:12 . После этого будешь ли еще удержи­ваться, Го­с­по­ди, будешь ли молчать и карать нас без меры?: «Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?» Заключительный вопль молитвы, очень близкий к заключительным словам кн. Плача: «неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» ( Плч.5:22 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Исаии. 4-424 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Согласно с этим откровением, по выходе повеления царя Артаксеркса Долгорукого о восстановлении Иерусалима, в первые семь семилетий устроился город Иерусалим. По прошествии следующих 62-х семилетий, то есть через 483 года после выхода повеления царя Артаксеркса Долгорукого, пострадал и умер Иисус Христос и тем отменил ветхозаветные жертвы. Все 70-е семилетие употреблено было на утверждение Нового Завета. Затем вскоре последовало разрушение Иерусалима римлянами 505 . Иудеи под властью персов. Освобождение иудеев из плена вавилонского и возвращение в свою землю (4972 год от сотворения мира, 537 год до Рождества Христова) 506 Когда исполнились предсказанные Иеремиею 70 лет плена вавилонского, обладателем большей части азиатских царств, известных в то время, стал Кир, царь персидский. В первый же год единодержавия его Господь возбудил дух его, и он позволил иудеям возвратиться в свою землю и построить храм Господень в Иерусалиме, и отдал им сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма 507 . Более 42000 человек иудеев и израильтян возвратились в свое отечество под предводительством потомка Давида, Зоровавеля 508 и первосвященника Иисуса. Придя в Иудею, они поселились в прежних городах своих, оставаясь под властью царей персидских. Но многие из иудеев и израильтян остались на плодородных землях в стране своих победителей ( 2Пар. 36:20–23 ; 1Ездр. 1, 2; 2 Ездры 2:1–15). Построение второго храма в Иерусалиме. Пророки Аггей и Захария Возвратившись в отечество, иудеи сначала устроили на прежнем месте жертвенник для приношения жертв Богу, а во второй год после возвращения в Иерусалим, при пении псалмов и звуках музыки, положили основание храма Господня. Самаряне, желая приносить жертвы в храме Иерусалимском, предложили иудеям строить храм вместе с ними. Но иудеи, боясь, чтобы самаряне не ввели в богослужение чего-либо незаконного, сказали им: «Мы одни будем строить храм Господу, как повелел нам Кир, царь персидский». Оскорбившись отказом, самаряне стали препятствовать иудеям строить храм и донесли царю персидскому (одному из преемников Кира), что иудеи строят крепостные стены, и когда построят, то не будут покорны ему. По указу царя построение храма было остановлено. Когда царем персидским стал Дарий (сын Гистаспа), пророки Аггей и Захария побудили иудеев снова приступить к построению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Сравнение глаза твои голубицы , которым Ягве хвалит и восхищается Своею Невестою, означают, по Мидрашу, что благочестивые израильтяне в посещениях своих храма в праздники и во многих других отношениях уподобляются голубям. Дочь Сиона, высоко ценя благость Божию и милосердие, ответно славит Господа: О, ты прекрасен, Возлюбленный мой, и любезен! Говоря о Невесте, Жених уточняет: искренняя (ближняя) моя прекрасна. Говоря, что Жених (брат мой) прекрасен, Невеста ничего не уточняет, восхваляя его. Мидраш объясняет это тем, что у Ягве (Возлюбленного) кроме Израиля («ближняя») есть и иные народы («дальние»), а у Израиля (Невесты) нет иного Бога, и только Его, Ягве, одного считает достойным любви. 1:15–16 Одр наш со осенением, преклади дому нашего кедрови, доски наша кипарисныя. 1:15–16 И ложе у нас – зелень; кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы. И ложе у нас – зелень – плодородие обетованной Святой Земли. Соглядатаи Моисея доложили ему: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее» ( Чис. 13:28 ). Виноградную кисть, которую они принесли, чтобы показать плодородие Обетованной Земли, пришлось нести вдвоем на шесте. Особое плодородие земли было дано израильскому народу и по его возвращении из вавилонского плена. Ягве говорит Своему народу: «Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей (одр наш со осенением Всевышнего), и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их» ( Иез. 34:26–27 ). «Я буду росою для Израиля», – говорит Ягве, – «он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана» ( Ос. 14:6–7 ). Кровли домов наших – кедры, потолки наши – кипарисы – это о построении Иерусалимского храма и дворца царя Соломона, так как именно из этих деревьев они были построены. Указывается здесь и на восстановление храма иудеями по их возвращении из вавилонского плена. Храм – священное пристанище израильского народа и благодатное обиталище Ягве, поэтому и Жених, и Невеста называют дом нашим , там они вместе обитают, там ложе их, там упокоивалась душа благочестивого израильтянина в Боге своем. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Заключенный колодезь, запечатанный источник – это символ супружеской любви и ласки жены, которой пользуется один муж и никакой более мужчина, как сказано в Прит. 5:15–18 : «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей». «Аз Господь Бог твой и да не будут тебе бози инии разве Мене», – гласит первая Заповедь. Вся любовь к Богу Израиля должна быть всецело отдана Ягве и никакому богу иному. После вавилонского плена оно так и стало. Израиль навсегда отвратился от богов чужих, прилепившись любовью своею к Единому Богу Ягве. В ст. 13 слово «сад» (παρδεισος) иное, чем в ст. 12 (κπος). Παρδεισος – это рай. Кстати, буквально в переводе с персидского, откуда это слово взято, оно означает «ограждение» (Umzeunung). Опять обе отраженные в 12-м стихе мысли – замкнутость и райское блаженство, плодоношение, радость. После вавилонского плена этими райскими плодами, рассадниками (летораслями), далее столь красочно означенными как гранатовые яблоки, киперы, нард, шафран, аир, корица , древа Ливанские, мирра, алой, ароматы означается истинное богопочитание и богослужение иудеев и в особенности их «чаяние утехи Израилевой». Ароматами пророчеств о Мессии жила благочестивая душа иудея, лишенная прежнего блеска земного царства, но замкнувшаяся в саде души своей на Возлюбленном своем и в ожидании Его. Садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана . Сей сад святых Израиля имел свой источник , подобно тому, как четыре реки в свое время орошали Эдемский сад. Этот источник – колодезь живых вод , к которому припадали жаждущие, который орошал сей чудный сад. Этот источник – это пророчества о Мессии, о грядущем Спасителе. От колодезя Священного Писания текли потоки живых вод мессианских пророчеств и орошали души ветхозаветных праведников, напояли чающих утехи Израилевой. 4:16 Восстани, севере, и гряди, юже, и повей во вертограде моем, и да потекут ароматы мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Однако в период вавилонского плена самаряне, как отмечено выше, не были еще чистыми монотеистами. Процесс объединения самарян в одну религиозную общину и окончательного утверждения у них иудейской религии закончился только три столетия спустя после поселения самарян на израильской территории. Решительное влияние в этом случае имели события, происшедшая после возвращения из вавилонского плена иудеев. Писатель 1 Ездр. сообщает, что с самого начала новой жизни иудейской общины она должна была считаться с нерасположением самарян. Уже в год возвращения, (537), когда пленники строили жертвенник, они „были в страхе, от иноземных народов 387 (3:3), под которыми, без сомнения, прежде всего должно разуметь ближайших соседей иудеев – самарян. Писатель не объясняет, чем собственно вызывался этот страх. Но, по связи с последующим (4:5–6), замечание его, по-видимому, должно быть понято в том смысле, что самаряне отнеслись к иудеям, во всяком случае, с недоброжелательством, а может быть, прямо угрожали даже насилием. В 536 г. иудеи приступили к постройке храма, и это послужило уже поводом к открытому выступлению самарян, в качестве врагов Иуды и Вениамина. Сведения об этом важном факте в истории самарян сообщает писатель 1 Ездр. в 4:1–5: „И пришли они», рассказывает он, „к Зоровавелю и к главам поколений 388 и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему и Ему приносим 389 жертвы от дней Асардана, царя сирийского, который привел нас сюда» ( 1Ездр. 4:2 ). Руководители иудейской общины отвергли это предложение. „И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский”. Такой отказ раздражил самарян, и они стали врагами иудейской общины. „И стал народ земли той», замечает писатель 1 Ездры, „ослаблять руки народа иудейского и препятствовать ему в строении. И подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского“ (4:4–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Иоил. 2:27 . И уведите, яко посреде Израиля Аз есмь, и Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене: и не посрамятся ктому людие Мои во век. С Евр.: «И познаете, что Я среди Израиля, и Я Иегова, Бог ваш, и нет другого; и вечно не постыдится народ Мой». «И уведите», т. е. «из самаго опыта дазнаете, что прилагая о вас попечение, Я соизволяю обитать с вами» (Бл. Феод.); дознаете вместе, что «Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене», что все идолы, коим вы покланялись, все божества язычников – ничто, что Аз един Бог . В этой истине Евреи горьким опытом окончательно убедились уже в плену, и после плена Вавилонского, тогда только, говоря вообще, получили они полное отвращение к идолослужению. Иоил. 2:28 . И будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят. С Евр.: «И после того, Я излию Дух Мой на всю плоть, и будут пророками сыны ваши, и дщери ваши; старцам вашим сны будут сниться, юноши ваши будут видеть видения». Иоил. 2:29 . Ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего. С Евр.: «Даже на рабов и рабынь в те дни излию Дух Мой». «И будет по сих», т. е. «по возвращении их из (Вавилонского) плена и познании истины», – гов. бл. Феод. Так как св. ап. Петр, в собрании народа, всё это пророчество (ст. 28–32) прямо отнес к сошествиию Св. Духа на св. апостолов и учеников Христовых, сказав, что это именно событие предсказано пророком Иоилем ( Деян. 2:16–21 ), то и мы должны относить к сему великому событию. Но не напрасно св. апостол вместо: «и будет по сих» употребил: «и будет в последния дни» ( Деян. 28:17 ), т. е. во дни явления и царства Христова, давая сим разуметь, что обетование об излиянии Св. Духа должно относить и к последующим дарованиям Св. Духа «ко всем дальним (т. е. верующим во все времена), кого ни призовет Господь Бог наш», как поясняет далее сам св. апостол ( Деян. 2:39 ). «Излию». Говорит это Сын Божий, Господь Иисус Христос , Который «приняв от Отца обещанного Святаго Духа, (поясняет тот же св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Основанием для такого устройства и ношения филактерий служили увещания, какими сопровождалось дарование указанных выше заповедей, выписанных на кусочках пергамента, вложенных в филактерии. Увещание это в книге Второзакония читается так: „И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей). И внуши их детям твоим, говори об них сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих“ ( Втор. 6: 6–9 ). То же самое сказано дважды и в 13 главе книги Исход (Стт. 9 и 16). Конечно, это предписание значило только то, что евреи должны свято хранить в своей памяти и сознании, и что для каждого еврея все события Исхода и законы, связанные с этим событием, должны быть ясны, живы, как бы осязательны в такой же степени, в какой ясен и осязателен был бы знак на руке или повязка на глазах (Ср. Притчи 3: 3 ). Но евреи поняли эти предписания буквально и носили филактерии с древнейших времен. Во всяком случае, это вошло у них в обычай после Вавилонского плена. Книжники времен Иисуса Христа несомненно строго соблюдали обычай носить филактерии, и потому, отвечая на вопрос книжника: „Какая заповедь большая в законе“, Господь указал ему только на то изречение, которое написано было в тефилине, который он носил на себе. Эти филактерии на лицевой своей части имеют изображение буквы шин, начальной в имени Божием Шаддэй, чтобы каждый, видя имя Божие, помнил Господа своего. Они пользуются таким уважением у иудеев, что уронивший их случайно на пол обязан поститься целый день. Происхождение филактерий Иудеи относят ко временам Моисея. Когда Господь проходил мимо него, Моисей увидел задняя Божия и всю славу Его, а вместе с тем и узел ремней головного хранилища; посему Моисей установил, чтобы каждый еврей носил филактерий. Но всего вероятнее, что филактерии своим происхождением обязаны фанатической ревности фарисеев о законе после вавилонского плена. Спенсер, соглашаясь с этим объяснением, добавляет, что книжники ввели ношение филактерий еще с целью противодействовать ношению суеверных амулетов, которые употреблялись Халдеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Соф.3:19,20 . Се Аз сотворю в тебе, тебе ради, глаголет Господь, во время оно: и спасу утисненную, и отриновенную прииму, и положу я в похваление, и имениты по всей земли. (Ст. 20). И постыдятся во время оно, егда добро вам сотворю, и во время, е да прииму вы: зане дам вы имениты, и в похваление во всех людех земли, внегда возвращати Ми пленение ваше пред вами, глаголет Господь. С Евр: «вот Я стесню всех притеснителей твоих в то время, и спасу храмлющее и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их; (Ст. 20) в то время Я приведу вас; и тогда же соберу вас; ибо сделаю вась знаменитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш пред глазами вашими, говорит Господь». Пророк заканчиваете свою речь о счастливой будущности Церкви Божией. Можно согласиться с бл. Феодоритом и некоторыми толковниками, что сказанное у Св. пророка относится к восстановлению Церкви Иудейской после плена Вавилонского. Действительно, пред самым пленом Евреи были стеснены врагам, отринуты Богом, были обессилены неприятелями, как бы хромали от слабости, были рассеяны и разогнаны по разным странам. 10 колен Израильских были отведены в плен за Евфрат и поселены в разных местах, Иудеи отведены были в плен в Вавилонию, много их убежало в Египет и другия сопредельные страны, некоторые были перепроданы, как невольники, за море, язычнникам, жившим в далеких землях. Но вот время наказания Евреев кончилось. Бог дал знамение язычникам ( Ис. 11:11,12, 66:18–20 ), и Евреи были отпущены ими в свое отечество от четырех ветров земли, со всех сторон. Тогда они успокоились, обстроились, создали храм, восстановили царство, даже прославились между соседственными народами победами Маккавеев. Все это, конечно, совершилось, когда произошло возвращение пленения, т. е. когда возвратились в свое отечество пленные Евреи. Но снова скажем с бл. Феодоритом, что точного исполнения сего пророчества должно искать в Церкви Христовой, тем более, что здесь говорится о прославлении (похвалении) во всех людях земли, чего нельзя сказать о Евреях после возвращения их из Вавилонского плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Таким образом дерево считалось символом человеческой жизни ( Исх. 65:22 ), и с течением времени, среди различных народов, деревья сделались даже предметом особого богопоклонения. Так это было и с израильтянами в период монархии; у ассириян дерево считалось эмблемой бога Ассура, и изображения священного дерева найдены были на саркофагах, относящихся ко времени гораздо более позднему, чем время Даниила. Во времена плена вавилонского, дерево по-видимому считалось символом Ассирийской монархии. Иезекииль, в своем пророчестве о падении Египта, в качестве образа для Ассирии в дни ее наибольшего могущества в особенности избирал кедр. «Вот, – говорит он: – Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и тенистою листвой, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна поднимала его; реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревам полевым!.. Оттого высота его перевысила все дерева полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длинными от множества вод, когда он разрастался. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы его» ( Иез. 31:3–6 ). Трудно читать это место, не поражаясь сходством его с виденным Навуходоносором сном. Так как сравнение народов с деревами было не неизвестно вавилонянам, то это самое уже давало некоторую нить к пониманию значения сновидения, и еще более обнаруживало жалкую неспособность мудрецов проникать в тайны духовного мира. Во-вторых, нужно заметить, что царь видел дерево во время его произрастания. Нужно помнить общее правило, что основой каждого обыкновенного сновидения служит, по большей части, какая-нибудь подробность, взятая из нашей обыденной жизни, которая в особенности занимает наш ум в течение дня, воспроизводится ночью, случайно облекаясь в какую-либо весьма фантастическую форму. То же самое, по-видимому, было и с Навуходоносором. Во время бодрствования он постоянно занят был мыслью о возрастании его монархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Другой рассказ изображает пред нами чрезвычайно интересную картину жизни иудеев в самом Вавилонии. Это именно история Сусанны. В Вавилонии, в первые годы плена, жил один набожный человек, по имени Иоаким. Он был женат на Сусанне, дочери Хелкии, очень красивой и богобоязненной женщине. Родители ее были праведные, и воспитали свою дочь в строгих правилах закона Моисеева. Иоаким был очень богат, и, пользуясь благосклонным отношением к богатым и знатным людям со стороны вавилонского правительства, старавшегося чрез них успешнее действовать и на остальной иудейский народ, с целью заставить его привязаться к своему новому отечеству, он обзавелся в Вавилонии домом с великолепным садом, и его дом был местом собрания для иудеев, так как Иоаким пользовался у них необычайным почетом. Вавилонское правительство предоставляло иудеем полное внутреннее самоуправление, так что они управлялись своими собственными судьями из старейшин, которых обыкновенно в самом Вавилонии выбиралось по двое. Старейшины-судьи часто бывали в доме Иоакима, в котором было у них как бы своего рода судебное присутствие, и там к ним приходили для судебного разбирательства все, имевшие спорные дела. Когда народ уходил после полудня, то Сусанна обыкновенно отправлялась в сад своего мужа для прогулки. Оба старейшины ежедневно видели, как она уходила в сад и прогуливалась там, и в них зародилась преступная похоть к ней. «И извратили они ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах. Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своем». Разжигаемые похотью, они прилежно сторожили каждый день, чтобы увидеть ее, и, обманывая друг друга, говорили: «пойдем домой, потому что час обеда». Вышедши из дома Иоакима, они расходились друг от друга как бы по своим домам, а на самом деле, воротившись, приходили на то же самое место, где, к удивлению, и встречали друг друга. При такой невольной встрече, они допытывались друг у друга о причине этого возвращения, признались в похоти своей, и тогда вместе назначили время, когда бы им можно было застигнуть Сусанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010