Что-же говорит на самом деле Дah. IX, 2 ? – Я Даниил, сообразил по книгам ( ) число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. Совершенно правильно рассуждает Генгстенберг, что, опираясь исключительно на филологию, под гассефарим’ должно разуметь только одно из более или менее богатых частных собраний священных книг, из которых после плена Вавилонского был составлен полный канон Ветхого Завета, потому что, по словам Эвальда, член стоит часто (в евр. языке) при таких предметах, которые из контекста понятны для слушателя как определенные в роде 95 . Из контекста-же следует, что речь идет о книгах, между которыми в одной нашлось выражение о числе лет плена. Совершенно верно, далее, что несостоятельно мнение, принадлежащее скорее рационалистам 96 , будто понятие гасефарим’ равно понятию готового заключенного канона: определенный член не дает этого понятия; между тем, и в позднейшем словоупотреблении гасефарим’ нигде не употребляется в смысле термина для обозначения канона; таковым скорее можно назвать гаккетувим 97 . Но с другой стороны, будет слишком искусственным приемом и насилием для текста видеть вместе с Геверником в трактуемом гасефарим’ указание специально только на XXIX (см. ст. 10-й о 70-и годах плена) и XXV (ср. 11. 25 ст.) главы пророчеств Иеремии. «Лучше, говорит он, разуметь здесь список XXIX гл. пр. Иеремии, который не только называется в 29 стихе (ср. ст. 1-й) выразительно , но в качестве письма, адресованного ко всему народу в Вавилоне, очень прилично может быть обозначен как (с членом) " 98 . Против Геверника, очевидно увлекшагося полемикой 99 , должно возразить, что в Uep. XXIX, 29 письмо называется , а не ; а XXV глава пр. Иеремии, содержание которой письмо Иеремии XXIX-й главы могло предполагать известным для пленников (как справедливо замечает Геверник), вовсе не называется и ; это просто слово ( ) к Иеремии от Бога (XX, 1): посему соединять обе главы под именем совершенно произвольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Но тот ли именно этот Кир, о котором предсказывалось в пророчестве или нужно было ожидать еще и другого? Подобные же затруднения могли встречаться и в пророчестве Иеремии. Там было два места, в которых делалось указание на семидесятилетие плена. В одном месте Даниил читал: „и вся земля эта будет пустыней и ужасом; и народы сии будут служить царю вавилонскому семьдесят лет” ( Иер.25:11–13 ); а в другом месте этого пророка содержались следующие высокоободрительные слова: „так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас, и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие“ ( Иер.29:10 ). Но в каком из этих двух пророчеств определялось время окончания плена? Нужно ли было считать семидесятилетие с того пункта, который указан в первом или во втором из этих пророчеств? С четвертого года царствования Иоакима, или со времени плена Иехонии? Кроме этих двух мест, пророк Даниил мог обратить внимание также и на третье важное место. Было ли разрушение Иерусалима такой эпохой в истории Израиля, которая имела одинаковую важность с отведением народа иерусалимского в плен? Если так, то не могло ли быть и другого пункта, с которого можно было считать семидесятилетие? Весьма возможно, что подобные же мысли занимали и ум Даниила, когда он предавался чтению пророческих книг. Не зная, как разрешить встречающееся затруднение, Даниил обращался с молитвой к Богу и во время одной из этих молитв удостоился видения, которое открывало ему не только ближайшую судьбу народа, но и его отдаленную судьбу, когда должно было исполниться чаянье не только сынов Израиля, но и всего человечества. Его молитва была пламенна, и в ней он искренно исповедовал грехи целого народа, который всею своею предшествующей жизнью заслужил понесенное им тяжкое наказание. Но так как милосердие Божие беспредельно, то Даниил и обратился с молитвой к Богу милосердому, и плачевным состоянием города и храма, где от лет древних призывалось имя Иеговы, умоляет милостиво воззреть на пустыни святого города и поступить с народом Иудейским по безмерному Своему милосердию ( Дан.9:1–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

В настоящей главе излагается утешительная речь пророка, обращенная к израильтянам (1–22 стт.), иудеям (23–26 стт.), к тем и другим (стт. 27–40) о спасении их от ассирийско-вавилонского плена, о возвращении к обетованной земле и благоугодной жизни в ней. Но полное и окончательное блаженство для израильтян и иудеев, по мысли пророка, наступит тогда, когда Господь заключит с ним Новый Завет , вечный, духовный и вселенский, который завершит действие Ветхого Завета и заменит его. Стт. 15–16. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (ст. 15). Пророчество это рассматривается как типологическое и как мессианское. 1 . Рахиль – жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина, праматерь колен Ефремова, Манассии и Вениаминова. В речи пророка она названа матерью всех израильтян, так как колено ефремово было самое многочисленное из северных племен, почему и северное царство часто называлось Ефремовым. Рахиль была погребена около Вифлеема, в колене Иудином, на юге от Иерусалима, а Рама находилась в колене Вениаминовом, на севере от Иерусалима. Чтобы нагляднее изобразить те бедствия, которые пришлось испытать израильтянам во время ассирийского плена, пророк представляет родоначальницу их Рахиль как бы ожившей и огласившей таким сильным рыданием Вифлеем, что плач ее был слышен в Раме. Возвещая от имени Божия возвращение израильтян из плена, пророк призывает Рахиль удержать голос свой от плача: «Так говорит Господь; удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой,– говорит Господь, -и возвратятся они из земли неприятельской» (16). Подобно всякой матери, заботящейся о детях своих, полагающей много труда и старания в деле их воспитания, но забывающей все свои лишения при виде взрослых и благоденствующих детей, Рахиль должна позабыть свое великое горе, связанное с лишением и разлукой с детьми и должна утешиться, так как они благополучно возвратятся на родину и снова будут благоденствовать. Таков исторический смысл пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

2Пар.36:22 .  А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: 2Пар.36:23 .  так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет. Эти заключительные стихи 2 Паралипоменон дословно читаются в начале 1-ой книги Ездры ( 1Ездр.1:1–3 ); там и настоящее место этих стихов (проф. Олесницкий, «Государственная летопись царей Иудейских», с. 431). Но заключающееся здесь известие о времени возвращения из плена вавилонского (1-й год правления Кира Персидского, ср. И. Флавий, «Иудейские Древности», т. XI, 1, 1) важно и для правильного понимания книг Паралипоменон в двух отношениях. Во-первых, здесь дано точное указание окончания плена: 1-й год царствования Кира, 537-й или 536-й г. до Р.Х, следовательно, дана возможность точного определения и начала пленения 607–606 гг., т.е., по принятой хронологии – 4-й год царствования Иоакима, когда произошло первое переселение партии иудеев в Вавилон (( Иер.25:1 ) и далее) или первый год царствования Навуходоносора. Таким образом, точно намечаются границы семидесятилетнего (ст. 21) пленения иудеев и исключается то предположение некоторых толкователей, по которому начало 70-летнего плена нужно считать с окончательного разрушения Иерусалима в 589 г., а конец его признавать в указе Дария Гистаспа 520 г. о восстановлении Иерусалимского храма ( 1Ездр.4:24 ). Во-вторых, по замечанию блаженного Феодорита, «конец самой книги (2 Паралипоменон) показывает, что это (содержание кн. Паралипоменон) священный историк собрал ( σνγ γαγε) из многих пророческих книг спустя долгое время, поскольку здесь упомянуто о царе персидском Кире и возвращении пленных (иудеев)» («Quaestiones in II Paralipomenon. Partologia Graece», T. LXXX, Col. 855,858) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потребовались ещё два указа. Первый указ царя Артаксеркса Лонгимана/Долгорукого/(465–424 гг. до н.э.), данный священнику Ездре в седьмой год его царствования – в 458 г. до н.э. – о восстановлении Иудеи, как национальной провинции Персидской монархии ( 1Ездр. 7:8–14,21 ). И второй указ этого царя, данный им виночерпию Неемии, в двадцатый год своего единодержавия, то есть в 445 г. до н.э. ( Неем. 2:1 ). Этот последний указ следует считать началом отсчёта Данииловых седмин. Иначе незачем было и давать его. Но этот указ был очень нужен. Из библейской книги Неемии известно, что Неемия, благочестивый иудей из знатного рода, служил виночерпием при дворе Персидского царя Артаксеркса в Сузех, престольном городе. К нему пришёл Ханани, один из его братьев, и рассказал о бедственном положении возвратившихся из плена, говоря: «Оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнём» ( Неем. 1:3 ). Услышав эти слова, благочестивый Неемия заплакал, несколько дней постился и, припав пред Господом, горячо молился о своём народе. И Господь внял его молитве. Неемия стал просить царя отпустить его на родину отцов своих и дать письмо, то есть указ. И благоугодно было царю отпустить его и дать ему указ. И было это в 20-й год царя Артаксеркса, ибо, по слову самого Неемии: «благодеющая рука Бога моего была со мною» ( Неем. 2:8 ). По указу он был назначен областеначальником Иерусалима. Ясно виден промысел Божий! Таким образом, понадобился ещё один указ царя, и доказательством необходимости его служит сама книга Неемии, описывающая бедственное положение иудеев в Иерусалиме после возвращения их из вавилонского плена и историю построения ворот и стен города. Неемия, придя в Иерусалим и имея царский указ, сказал: «Вы видите бедствие, в каком мы находимся? Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; построим стену Иерусалима и не будем впредь в таком уничижении. И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего» ( Неем. 2:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Стт.21–32. Незаконность лжепророков. Продолжая обличение, Иеремия разоблачает их ложную, пустую и незаконную миссию (23–24). Господь не посылал их и не говорил им. Они проповедуют свои собственные иллюзии, «обман своего сердца», ложные сны. Ложь не может быть откровением Яхве, если даже пророк называет Его имя. Пророк, родственный Ваалу, не имеет чести у Яхве. Сны лжепророков надо ясно отличать от слова Божия, как мякину от зерна (28). Истинное слово Господне подобно огню и молоту, разбивающему камень (29). Стт.33–40. О вечном поношении и бесславии, ожидающем лжепророков. Иер.31 . Пророчество о спасении и о Новом Завете В настоящей главе излагается утешительная речь пророка, обращённая к израильтянам (стт.1–22) и иудеям (стт.23–26), к тем и другим (стт.27–40) о спасении их от ассирийско-вавилонского плена, возвращении к обетованной земле и благополучной жизни в ней. Но полное и окончательное блаженство для израильтян и иудеев, по мысли пророка, наступит тогда, когда Господь заключит с ними Новый Завет, вечный, духовный и вселенский, который завершит и заменит Ветхий Завет . Стт.15–16. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (ст.15). Рахиль – жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина, праматерь колен Ефремова, Манассии и Вениаминова. В речи пророка она названа матерью всех израильтян, так как колено Ефремово, самое многочисленное из северных племён, и по имени этого колена всё 10-ти коленное северное царство называлось Ефремовым. Рахиль была погребена около Вифлеема, в колене Иудином, на юг от Иерусалима, а Рама находилась в колене Вениаминовом, на север от Иерусалима. Чтобы нагляднее изобразить те бедствия, каким подвергались израильтяне во время ассирийского плена, пророк представляет родоначальницу их Рахиль как бы ожившей и огласившей таким сильным рыданием Вифлеем, что плач её был слышен в Раме. Возвещая от имени Божия возвращение израильтян из плена всему еврейскому народу, пророк призывает Рахиль удержать голос свой от плача: «Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слёз, ибо есть награда за труд твой, – говорит Господь, – и возвратятся они из земли неприятельской» (ст.16). Подобно всякой матери, заботящейся о детях своих, полагающей много труда и старания в деле их воспитания, но забывающей все свои лишения при виде взрослых и благоденствующих детей, Рахиль должна позабыть своё великое горе от лишения своих потомков и утешиться, так как они благополучно возвратятся на родину и снова будут благоденствовать. Таково значение рассматриваемого пророчества Иеремии (стт.15–16) в ближайшем историческом смысле, в приложении к еврейскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Еще замечательнее дальнейшее пророческое видение ст. 13: „И если еще останется десятая часть на ней и возвратится и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее“. И в главах VIII, 7–8 и X, 5–34, признаваемых принадлежащими древнему пророку Исаии, – разве Исаия не предсказывал, что „царь Ассирии пойдет по Иудее“, но за самовосхваление и гордость будет унижен и Господь скажет народу: „не бойся Ассура.... еще немного и ярость Моя обратится на него.... и поднимет Господь Саваоф бич на него“. Не забудем (см. указ. времени в VII, 1), что это произнесено во дни Ахаза, отца Езекии, когда Ассирия была державой дружественной Иудее, когда царь Ассирии шел на защиту Ахаза, против соединенных сил Израиля и Дамаска 198 . И 39-я глава считается принадлежащею пророку Исаии, но разве в 7 стихе не предсказано, что сыновья Езекии будут евнухами во дворце царя Вавилонского? Говоря вообще о пророческом даре, мы не знаем, какое различие может быть указано между пророчеством, которое сбывается через три года или через двадцать пять лет и пророчеством, которое сбывается через 150 или 200 лет 199 . Именно с этой точки зрения мы и смотрим на близкие по исполнению и дальния видения и пророчества. Нельзя не остановиться на мысли, что пророчество о Кире, высказанное за 170 лет до появления этого царя в истории, и находившееся в руках пленных Иудеев не могло не потрясти глубоко народ, когда оно начало исполняться. Мы не раз имели случай упоминать о том, что плен Вавилонский совершенно пересоздал народ. До плена он всегда имел склонность к идолослужению; во время плена он как бы опомнился; одно только горе наполнило его душу; он понял, что он потерял и почему он это потерял; и мы уже во время плена (см. в особ. Иезекииля) не находим среди пленных ни малейшего намека на идолослужение 200 , которое никогда более не появлялось среди народа. В это же время начинается деятельное изучение закона и пророков среди книжников плененного народа. К этому времени относим мы и первоначальное составление канона священных книг, которые были уже собраны ко времени Ездры, и к которым, во времена этого последнего, были только добавлены (как полагают) книги Паралипоменон 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ягве Бог Саваоф имя Ему». – б) 5:8: «Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? Ягве имя Ему». – в) 9:5–6: «Ибо Ягве Бог Саваоф коснется земли и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская. Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские и изливает их по лицу земли, Ягве имя Ему». 6) Обвинение против Израиля (9:7–10). 7) Мессианское обетование о восстановлении скинии Давидовой падшей, а также о даровании земле чудесного плодородия, о возвращении народа из плена, о ниспослании мира и безопасности (9:11–15). Б. Авторство и вопрос о единстве: Что касается значительной части содержащихся в книге пророчеств, а также описаний видений, то в их отношении авторство Амоса никогда под сомнение не ставилось, Записи пророчеств и видений были собраны и приведены в порядок редактором, принадлежащим к кругу учеников и последователей пророка. Этот же редактор вставил в книгу биографический рассказ о столкновении пророка со священником Амасией в Вефиле, что несколько нарушило первоначальный порядок сборника. В настоящее время еще ставится под сомнение авторство Амоса в отношении пророчества об Иудее (2:4–5), отличающегося по своему стилю от прочих элементов книги. Ставится оно также под вопрос и в отношении гимнов (4:13, 5:8–9, 9:5–6), из-за того что они касаются темы творения вселенной, тогда как в остальных частях книги нигде о творении не говорится. И, наконец, ставится также под вопрос подлинность 9:11–15, т.е. мессианского финала книги. Причиной сомнения является упоминание о падшем, т.е. об уже не царствующем доме Давида и о возвращении из плена. На этих основаниях критика относит составление этого текста к эпохе Вавилонского плена, т. е. после 586 года. Однако оригинальный текст говорит не о павшей, а о расшатанной или потрясенной скинии Давида, которая, т.о., еще может мыслиться стоящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Конечно, это то царство, в которое позовёт Иисус Христос праведников на втором Своём пришествии, когда скажет: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:34 ). Но чтобы войти в это царство славы, необходимо вступить в преддверие его, в царство благодати. Это царство есть святая Церковь Православная, Самим Господом на земле основанная. Будь послушным сыном Церкви Православной и незаметно для тебя самого придёт к тебе царство Божие, внидет благодать Христова в сердце твоё, очистит тебя, обновит, сделает чадом Божиим, и внидешь в живот вечный и получишь царство небесное. Понятно, что для вступления в Церковь Христову необходимо покаяние, которого и требовал Предтеча Христов от своих слушателей. Но не о таком царствии мечтали Иудеи. Они думали, что Христос освободит их от ига Римлян, что с Его пришествием воскреснут все мёртвые, будет суд, причём враги их будут истреблены, а сами Иудеи будут великим народом, которому покорятся все народы земные. Питая такие надежды, они, конечно, не понимали проповеди Иоанна как должно, но хорошо было уже и то, что его проповедь о царстве Божием пробудила в них желание ближе узнать, что им нужно делать, чтобы войти в него. Эта пустынная проповедь Иоанна невольно напоминала Иудеям древнее пророчество о Предтече Христовом, ибо, как объясняет Евангелист, ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ; (Исии 40:3), то есть приготовьте путь для грядущего Господа. Пророк говорит о возвращении Иудеев из плена Вавилонского: Сам Бог, как Царь, ведёт народ Свой в родную его землю. Впереди народа спешит вестник, повелевающий приготовить всё нужное, уравнять и исправить пути. Но это возвращение Иудеев из плена было только прообразом к возвращению Христом всего рода человеческого из плена греха, проклятия и смерти. А тот вестник – только прообраз Предтечи Христова, Иоанна. Уготовьте пути, как бы говорит Иоанн, будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Евангелия, правыми сделайте стези, то есть понимайте закон ветхозаветный не по букве его, которая убивает, а по духу, внутреннему духовному смыслу, который животворит.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

    Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.     Толкование на это зачало см. в проповедях «О правильной вере» (Неделя 1-я Великого Поста) и «О вере в грядущее воздаяние» (Неделя перед Рождеством). Прочтите толкования:         Профессор А.П. Лопухин.Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в первую неделю по Пятидесятнице(Апостольское чтение) Позднейшее время ( Евр.11: 32–40). Евр.11:33 .   которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, Евр.11:34 .   угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; «Видишь ли, что апостол не свидетельствует здесь об их славной жизни? Не в этом здесь преимущественно состоит и вопрос, а раскрывается вера. Именно спрашивается: верою ли они совершали все?  " Верою " , говорит он,  «победиша царствия», бывшие при Гедеоне.  «Содеяша правду». Кто? Те же самые. Или правдою он называет здесь человеколюбие.  «Получиша обетования». Думаю, что это сказал он о Давиде. Какие же обетования получил он? Те, которые заключались в словах, что семя его сядет на престоле его ( Пс 131:11).  «Заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча». Смотри, как находились в смертной опасности – Даниил, окруженный львами, три отрока, бывшие в печи, Авраам, Исаак и Иаков – в различных искушениях, и однако не отчаивались (Злат.). –  «Избегали острия меча…» Думаю, говорит Златоуст, что и это сказал он также о трех отроках. –  «Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих…» Здесь он разумеет обстоятельства исхода из плена Вавилонского. –  " От немощи "  – т. е. от плена (Злат.). Когда обстоятельства Иудеев находились в отчаянном положении, когда они нисколько не отличались от мертвых костей, тогда и произошло возвращение их (из плена).

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010