Глава 9 1–2. Размышления пророка Даниила в первый год правления Дария Мидянина об исполнении пророчества Иеремии об окончании Вавилонского плена. 3–19. Молитва Даниила за народ еврейский и за Иерусалим. 20–23. Явление Ангела Гавриила. 24–27. Откровение о 70-и седьминах. Дан.9:1 . В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который по­ставлен был царем над цар­с­т­во­м Халдейским, Дан.9:2 . в первый год цар­с­т­во­вания его я, Даниил, сообраз­ил по книгам число лет, о котором было слово Го­с­по­дне к Иеремии про­року, что семьдесят лет исполнят­ся над опустоше­нием Иерусалима. Первый год правления Дария Мидянина (538–537 г. до Р. X.) был вместе с тем и годом падения Вавилонской империи ( Дан 5.30–31 ). И так как последнее событие поставлено у пророка Иеремии в прямую связь с окончанием семидесятилетнего вавилонского плена ( Иер.25:9–12 ), то предсказание Иеремии и обратило теперь на себя особенное внимание Даниила (синодальное «сообразил» евр. «биноти» – «обратил внимание»). Он подолгу останавливался на нем своей мыслью. Вавилон пал; 70 лет плена подходят к концу, а между тем народ еврейский находится еще в рабстве. Что же это значит? Как видно из ( Дан.9:15–19 ) Даниил не сомневается ни в истинности предсказания Иеремии, ни в том, что настало время его выполнения. Его мучит и тревожит мысль, не замедляется ли исполнение пророчества греховностью народа. И так как она имела достаточные основания ( Дан.9:16, 18 ), то размышления над пророчеством Иеремии и привели Даниила к молитве о прощении народа и просьбе отвратить тяготеющий над Иерусалимом гнев ( Дан.9:16, 20 ). Дан.9:3 . И обратил я лице мое к Го­с­по­ду Богу с молитвою и моле­нием, в по­сте и вретище и пепле. Дан.9:4 . И молил­ся я Го­с­по­ду Богу моему, и исповедовал­ся и сказал: «Молю Тебя, Го­с­по­ди Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюда­ю­щим по­веле­ния Тво­и! Дан.9:5 . Согрешили мы, по­ступали беззакон­но, дей­с­т­во­вали нечестиво, упор­с­т­во­вали и отступили от заповедей Тво­их и от по­становле­ний Тво­их;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Среди такого положения дел естественно рождался вопрос о продолжении постов, установленных в память несчастий вавилонского плена, и так как храм был прежде восстановляем, чем город, то прежде всего и рождался вопрос о продолжении поста, установленного именно в память разрушения храма и соблюдавшегося в десятый день пятого месяца. И вот в четвертый год Дария, царя персидского, значит два года спустя после возобновления строения храма и за два года до окончательной отделки его, и именно в то время, когда храм вчерне по всей вероятности был уже окончен, возвратившиеся из плена жители Вефиля города отправляют в Иерусалим посольство, во главе которого стояли Шарецер и Регем – Мелех, отправляют с той целью, чтобы «помолиться перед лицеем Иеговы» о том, чтобы Господь продолжил начатое Им излияние милостей Своему народу, чтобы Он помог благоуспешно окончить воссоздание места жилища Своего на земле, среди общества Своего, чтобы привел в исполнение Свои, изреченные устами пророков обетования о прославлении Израиля. Другая цель посольства состояла в том, «чтобы спросить у священников, которые в доме Иеговы воинств, и у пророков: сетовать ли мне в пятом месяце и держать ли пост, как я это делал в продолжении столь многих годов?». В следствие этого посольства, в четвертый год царя Дария, в четвертый день девятого месяца, т.е. месяца Хислева, когда совершилось это посольство, «было слово Иеговы к Захарии». В этом слове, обращенном ко всему народу, так как дело касалось всего народа, на молитву и на вопрос о посте дает ответ Сам Бог , говорит, что пост важен для самого народа, а для Бога все равно: постится ли народ или не постится. «Когда вы постились», говорит Бог через пророка ко всему народу и священникам, «и сетовали в пятый и седьмой месяц и правда, вот уже семьдесят лет, то для Меня ли вы постились? И когда вы едите и когда вы пьете, то е вы ли едите, не вы ли пьете?» Высказав это, Бог затем объясняет: какой пост есть пост истинный, богоугодный, действительно приносящий пользу человеку? Истинный, богоугодный пост состоит собственно не в воздержании от пищи и пития, но в том, чтобы внимать слову Божию и жить по нему, как об этом «Он (Иегова) проповедовал народу и через прежних пророков», еще до плена вавилонского, «когда Иерусалим был неселен», когда окружали его города его, города области иудейской, находившиеся в большей или меньшей зависимости от Иерусалима, когда принадлежащие к царству Иудейскому области: южная часть и низменность (при Средиземном море, на ю.з.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Несомненно, под влиянием Даниила, действовавшего чрез своего высокого покровителя, Дария Мидянина, Кир получил возможность ближе познакомиться с судьбой иудейского народа, и тут, между прочим, он узнал о всех необычайных знамениях и чудесах, совершенных Богом этого народа. При этом до его сведения было доведено, что славные пророки этого народа давно уже предрекали в своих боговдохновенных речах о том, что ему именно предназначено быть освободителем иудейского народа из плена вавилонского. Это так поразило его, что он решил действительно исполнить это предназначение, тем более, что исполнение его как раз совпадало и с его чисто политическими соображениями. Так как Кир, покончив с завоеванием востока, предполагал на время заняться внутренним устройством своей монархии, и поэтому ему нужно было найти обеспечение против возможных враждебных действий со стороны Египта, то для него необходимо было, чтобы на границе, отделяющей его монархию от Египта, жил какой-нибудь дружественный ему народ, который мог бы служить для него опорой против Египта. И этой именно цели наиболее мог содействовать народ иудейский, который, будучи облагодетельствован царем Персидской монархии и возвратившись на свое старое пепелище, с его вековечной святыней, конечно не только из благодарности к своему освободителю, но и из привязанности к своей земле, мог служить надежной опорой для персидских царей. И вот, под влиянием всех этих как внешних, так и внутренних побуждений, Кир, в первый же год своего царствования в Вавилоне, издал знаменитый указ об освобождении иудеев из плена и о построении храма в Иерусалиме. Этот знаменитый указ гласил следующее: «так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, который в Иерусалиме. А все оставшиеся, во всех местах, где бы кто ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром, и золотом, и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» ( 1Ездр. 1:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Здесь очевидным образом соединены два текста из ВЗ. Первый из них – Мал 3:1 : «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». Кого именно имел в виду пророк, не вполне понятно, но далее в той же книге мы находим сходное выражение: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» ( Мал 4:5 , в МТ – Мал 3:23 ). Отсюда мы видим, во-первых, на каком основании Иоанна считали своего рода новым пророком Илией (ср. Мф 11:14 ), и почему вообще Илия играл такую важную роль в мессианских ожиданиях народа ( Мф 17:11–12 ; Мк 6:15 ; 9и др.). Во-вторых, мы замечаем, что у Малахии речь идет о наступлении Дня Господнего, т. е. окончательной победы Господа над злом в этом мире и установлении его Царства в Иерусалиме и Израиле. Евангелист, таким образом, связывает явление Христа именно с этими представлениями. Второй текст – Ис 40:3 , причем Марк явно приводит его в греческом варианте LXX: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Действительно, НЗ авторы, писавшие по-гречески, обычно приводили греческий текст ВЗ цитат в версии LXX, а здесь, к тому же, слова Исайи прекрасно подходят к Иоанну, жившему и проповедовавшему в пустыне. В МТ слова «в пустыне» относятся уже к самому изречению пророка: «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Но о чем говорит Исайя? Несомненно, об исходе израильтян из вавилонского плена. Эти слова стоят в самом начале 40-й главы, открывающей вторую часть книги, посвященную скорому освобождению народа и восстановлению Иерусалима. Этот путь будет тем самым путем, по которому народ под водительством Господа вернется в Обетованную Землю. Смена контекста? Безусловно, Исайя (или Второисайя, как иногда называют автора этой части книги) говорит не о том же самом, о чем говорит Марк. Но в то же время такое сопоставление неслучайно: исход из вавилонского плена был одним из важнейших событий в истории спасения и не менее важным событием стало явление Христа, выводящего людей из плена греха и смерти. Таким образом, цитата из пророка в Евангелии – не просто переосмысление тех же самых слов, но проведение глубоких внутренних параллелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

ВО-ВТОРЫХ: Пророк Илия обратился ко Господу со словами остался я один ( Рим. 11, 3 ). Послушайте, каков был Божественный ответ : Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом ( Рим. 11, 4 ). К тому же следует знать, что во время Илии и Иеремии Царство уже разделилось, и одно называлось Иудейским, другое Израильским ( 3Цар. 12 ). Царство Израильское во время царствования Иеровоама вскоре отпало от истинной веры и поклонилось идолам. И в том идолослужении оно пребывало вплоть до Вавилонского пленения, о котором мы и читаем в 4 Книге Царств, в главе 17, где написано: И поступали сыны Израилевы по всем грехам Иеровоама, какие он делал, не отставали от них, доколе не отверг Господь Израиля от лица Своего ( 4Цар. 17, 22–23 ). Иначе же было в царстве Иудейском, в которой некоторые цари были благоверными, такие как Аса. Иосафат, Иоафан, Езекия, Иосия и другие. Некоторые же были нечестивыми: Ахаз, Манассия, Амон. Однако в Соломоновом храме всегда приносилась жертва, по Закону Моисея, вплоть до Вавилонского плена, о чем можно прочесть из Второй Книги Маккавеев (в главе 1). Когда отцы наши отведены были в Персию, тогда благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно ( 2Мак. 1, 19 ). Здесь Писание говорит об огне, посылаемом свыше, который священники употребляли в ежедневных жертвах. Этот огонь хранился в Соломоновом храме вплоть до Вавилонского плена. А если говорите, что синагога во времена Христова изменится, то это верно. Ибо прежде она была благоверной, веруя в будущего Мессию, то есть во Христа. Когда же Он пришел, то она не захотела в Него веровать и поэтому со своими жертвами и чиноправлением была отвергнута, вместо нее и пришла Церковь Христова. Прообразом первой была раба Агарь, второй же свободная Сара. Если синагога была отвергнута, то Невеста Христова пребывает доселе, Христом, Женихом своим, любима, по слову Павла: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь ( Еф. 5, 25 ). И еще: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5, 31–32 ). Сюда же относится синагога, имеющая тень будущего: Церковь же содержит свет, который есть Христос ( Евр. 10 ; Ин. 1 ). Но тень уходит, когда приходит свет. Так и синагоге довелось уйти со своими Моисеевыми жертвами, уступив место пришедшей Церкви со Христом. Впоследствии синагога существовала ради рабов, Церковь же ради сынов. Но рабы принимают временное воздаяние от своих господ и отпускаются, сыновья же получат вечное наследие, о чем говорит Апостол: Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной ( Гал. 4, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В это тревожное время пророк Иеремия делает всё, чтобы расстроить безумные планы царя Иудеи выступить против Вавилона. Вновь и вновь предсказывает он, что вавилоняне одержат верх над евреями не только благодаря военному превосходству, но и потому, что Бог посылает их, чтобы наказать Иудею, что не следует возлагать большую надежду на помощь Египта, а потому не нужно дразнить вавилонского колосса. Но не послушались самонадеянные евреи человека Божия. Иеремия заплатил несоразмерно тяжёлую цену за свою оппозицию: его обвинили в измене, разжигании пораженческих настроений, жестоко избили и посадили в тюрьму. Но это не остановило пророка. Он остался непоколебим и продолжал свою деятельность во имя спасения родины. Весть о восстании очень быстро достигла Вавилона. И хотя жившие там переселенцы не теряли надежду на скорое возвращение из плена, тем не менее они с большим скептицизмом отнеслись к безумным планам Седекии выступить против Навуходоносора. Находившийся в их среде прогрессивный мыслитель Иезекииль, объяснявший постигшее иудеев бедствие и плен как справедливую кару Бога за их прошлые и настоящие беззакония, выступил с беспрецедентным заявлением: «Он (т.е. Седекия) презрел клятву, чтобы нарушить союз... он не уцелеет... (Седекия) послал послов в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Будет ли ему успех?.. С великою силою и с многочисленным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне... Посему так говорит Господь Бог: живу Я! Клятву мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову... Он умрёт в Вавилоне» (17:15–19). Когда царь Седекия и фараон Априй перестали скрывать свои намерения по отношению к Вавилонии, Навуходоносор решил, что пришла пора действий и без промедления выступил на подавление восстания. Его армия, состоявшая из пехоты, конницы, боевых колесниц, подвижных башен, таранов и осадных машин значительно превосходила объединённые силы союзников. Одна за другой переходили в руки вавилонского владыки крепости и города Иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Даниилу относительно окончания времени плена вавилонского, так как откровение Божие, данное чрез прор. Иеремию относительно предела «времен и сроков», хотя обозначало точно самое время в количестве его лет, однако не дало точного указания ни на начало, ни на конец счисления лет: «Земля эта, – сказал Господь чрез прор. Иеремию народу Иудейскому, – будет пустынею ужасом; народы сии (т. е. окрестные для Иудеев и сами они) будут служить царю вавилонскому семьдесят лет. И будет, когда исполнится семьдесят лет, накажу царя вавилонского и тот народ, – говорит Господь, – за их нечестие, и землю халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» ( Иер.25:11–12 ). «Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас, и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие» ( Иер.29:10 ). Вот – это-то событие – возвращение иудеев из вавилонского плена, и составляло предмет «желаний» и воздыханий молитвенных к Господу-Богу пр. Даниила; это же событие в его, так сказать, предстоящем исполнении, составляло главным образом предмет слова «Ангела Божия» пр. Даниилу. Разбирая смысл слов «Ангела Божия», мы прежде всего находим, что судьба еврейского народа в среде языческих народов составляла предмет особых попечений «Ангелов Божиих» – как тех, которым вверено было Богом ближайшее смотрение за народом еврейским, так и тех, ближайшему смотрению которых вверены были языческие народы: те и другие из «Ангелов Божиих» одинаково знали, что «спасение от Иудеев» ( Ин.4:22 ), и что «свет к просвещению язычников» должен воссиять и имел воссиять от Иудеев ( Лк.2:32 ), хранивших в себе источник Божественного света – истинную веру Божию в Богооткровенном «слове Божием» ( Рим.3:1–2 ). Несомненна также и та истина, что все «Ангелы Божии» одинаково проникнуты во всем их каждого существе ревнованием о славе Божией и, по любви их к Богу и к человекам, равно пламенели усердием –служить славе Божией и спасению всех человеков –иудеев и язычников ( Лк.15:10 ): однако они не одинаково обнимали и не одинаково понимали в своем личном ведении «многоразличную премудрость Божию, соделавшуюся известною им» уже «чрез Церковь » только Христову ( Еф.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Все эти черты как нельзя более соответствуют состоянию иудеев после вавилонского плена, когда самое строгое внимание было обращаемо на соблюдение внешних постановлений закона (что привело к возникновению асидейства и фарисейства) и когда было установлено много новых праздников и постов, которые сделались предметом особенной заботливости 88 . К послепленному и единственно только к этому времени можно относить и слова Иудифи: «не было в родах наших и нет в настоящее время ни колена, ни племени, ни народа, ни города у нас, которые кланялись бы богам рукотворенным, как было в прежние дни, за что отцы наши преданы были мечу и расхищению, и пали великим падением пред нашими врагами» ( Иудиф.8:18–19 ). Ни по смерти Амасии или Иеровоама II, ни в пленение Манассии, ни в последующее затем время до вавилонского плена иудеи не могли сказать о себе, что не только сами они, но и их предки были свободны от идолослужения и поклонялись одному только истинному Богу. Такая приверженность иудеев к религии Иеговы явилась только после великого падения их отцов пред войсками могущественного вавилонского завоевателя, когда в иудейском народе живо было воспоминание о своих предках, преданных за отступление от истинной религии мечу и расхищению. В допленный период не было в Иудее и первосвященника Иоакима (по греческому тексту) или Елиакима (по Вульгате), – по крайней мере, имени его нет в списках допленных первосвященников ( 1Пар.6:3–15 , 50–53, 1Ездр.7:1–5 ), Иос. Флавия Древн. иуд. X, 8, 6; оно встречается только после разрушения Иерусалима вавилонянами [( Вар.1:7 , Неем.12:10, 12, 26 ), Иос. Флавия Древн. XI, 5, 1]. Поэтому одни из исследователей Св. Писания, относивших содержание книги Иудифь к допленному времени, вынуждены были предположить пропуск в первосвященнических списках или название Иоакима другим именем, иные отожествляли его с Елиакимом, сыном Хелкиевым, упоминаемым в ( Ис.22:20–24 ) и ( 4Цар.18:18, 26, 37 ), хотя вовсе нет указаний на то, чтобы он был когда-либо первосвященником; некоторые же видели в нём известного Хелкию, который был первосвященником будто бы не только во времена Иосии, но даже в царствование Амона и Манассии, и который у Иос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Прежде, нежели наследники царя Вавилонского получат власть и восстанут против соседних народов, Господь, всемогущий царь народа Еврейского, восстанет против Вавилона и наведет на него свои войска (что, по-еврейски Саваоф, правильнее – Цеваот) и разрушит Вавилон, но как разрушит! Прежде страшное, славное и лестное имя Вавилона всем было известно, всеми произносилось с особым значением; впоследствии оно будет истреблено и забвено как позорное название проклятого города. Некогда Вавилон желал «создать себе имя» ( Быт.11:4 ); впоследствии из народа Вавилонского не останется никого, кто бы сохранил на себе его имя. Господь определил истребить «детей и внуков», от которых могло бы размножиться население, как размножился род человеческий после потопа и имел размножиться народ Израильский после плена Вавилонского. 23. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. (И положу Вавилона пуста, яко вогнездитися ежем, и будет ни во чтоже: и положу и брения пропасть в пагубу). Вавилон, был местом присутствия многочисленных войск, вооруженных острыми копьями; а впоследствии он будет местом обитания ежей, вооруженных колючей щетиной. Окрестности Вавилона, орошаемые многоводной рекой Евфратом и несколькими каналами, представляли один необъятный роскошный сад: впоследствии они обратятся в гнилое болото, в котором погрязнет вся прежняя роскошная обстановка. Город был переполнен идолами, народом, товарами... Истребительным действием Своих сильнейших войск Господь истребит все в Вавилоне и так очистит его, как метлою очищают двор, при чем не заметно будет ничего даже и случайно остающегося. 24–25. С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. (Сия глаголет Господь Саваоф: якоже глаголах, тако будет, и якоже совещах, тако пребудет, еже погубити Ассириан на земли моей и на горах моих: и будут в попрание, и отъимется от них ярем их, от рамен их отъимется).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Прежнее и новое 2 части кн. пр. Исайи Одним из главных предметов пророчеств второй части кн. Исайи является освобождение евреев из вавилонского плена. Дело недалекого будущего (50:4), созерцаемое пророком в качестве события совершающегося (49:18; 52:8 – 9; 60: 4), оно казалось его современникам настолько сомнительным, что они не допускали возможности избавления и не доверяли предсказанию о нем. В виду этого для приближения своего пророчества к сознанию слушателей пророку пришлось устранять препятствующие его усвоению сомнения. По понятиям современников пророка, освобождение из плена невозможно в виду забвения, оставления Богом своего народа и несокрушимого могущества вавилонян. «Путь мой сокрыт от Господа, говорили они, и дело мое забыто у Бога моего» (40:27); «оставил меня Господь, и Бог забыл меня» (49:14). «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?» (49:24) 1 . В противовес подобным заявлениям пророк указывает на ручающуюся за избавление нерасторжимость завета Ягве с народом и на не допускающую возможности забвения любовь Божию. «Где разводное письмо» вашей матери, с которым Я отпустил ее?» спрашивает Господь, или которому из Моих заимодавцев Я продал Вас?» (50:1). «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостию восприму тебя» (54:7). «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего»? Но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя. Вот Я начертал тебя на дланях Моих, стены твои всегда предо Мною. Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя» (49:15–17). Не может служить препятствием к освобождению и могущество вавилонян, так как избавителем Израиля является всемогущий Господь: «да! и плененные будут отняты, и добыча тиранна будет избавлена, потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу» (49:25). Считая освобождение из плена невозможным, современники пророка не доверяли и предсказанию о нем (43:19). Отрицательное отношение к последнему поддерживалось их языческим образом мыслей, глубокою уверенностью в истинности языческих богов, но не Ягве (гл. 40 и д). В виду этого, чтобы рассеять недоверие современников к своим предсказаниям, пророк доказывает истинность Ягве и ложность языческих богов. Выяснению данного положения посвящен между прочим отдел 41:21 – 42:9.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010