В отличие от своих братьев и сестер, Анна Федоровна не стремилась к светскому образу жизни. Она так и не вышла замуж. Жизнь ее протекала поочередно в деревне и в тамбовской квартире. Знакомство Анны Федоровны с епископом Феофаном состоялось в августе-сентябре 1860 г. во время его архипастырской поездки по приходам, пострадавшим от опустошительных пожаров. С этого времени ведет свое начало многолетняя переписка преосвященного владыки и его духовной дочери. Следуя наставлениям святителя, Анна Федоровна совершала паломнические поездки к святыням разных монастырей и городов. Неоднократно она посещала и Успенский Вышенский монастырь, где пребывал ее духовный наставник. Однажды Анна Федоровна сама попробовала жить в Тамбовском Вознесенском женском монастыре и провела в обители около восьми месяцев. По совету или благословению епископа Феофана она посещала монастыри Тамбовской епархии: Трегуляев Предтеченский 827 , Богородице-Знаменский Сухотинский 828 , Оржевский 829 . Неоднократно ездила она также к святыням Воронежской епархии. В 1871 г. она посетила Киев. Несколько раз она посещала Святую Землю 830 . Постепенно ушли из жизни ее братья и сестры, и Анна Федоровна осталась одна с малолетней племянницей Варей на руках. В конце концов, она продала приходящее в упадок имение и поселилась в Тамбове. Некоторое время жила в Задонском скиту 831 . Письма позволяют заглянуть в круг общения Анны Федоровны. Среди общих знакомых, ее и епископа Феофана, были Вера Алексеевна Колобова, сестра тамбовского полицмейстера, Юлия Николаевна Курдюмова, тамбовская помещица, многие духовные лица. В первых письмах к своей почитательнице епископ Феофан часто приглашал ее посетить Вышенскую обитель. «Выша не прочь видеть Вас» 832 , – писал святитель. Анна Федоровна встречалась с ним на Выше примерно дважды в год. Затем, став затворником, Феофан уже не приглашал, а, наоборот, отговаривал женщину, как и других своих посетителей, от стремления к личной встрече с ним. Это стало для Анны Федоровны подлинным несчастьем. 3 марта 1873 г., приехав на Вышу, она проявила такую настойчивость, что чуть было не стала причиной прекращения едва начавшегося затвора. В этот день ей передают от владыки Феофана письмо с такими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Важным результатом этих трудов стало посещение афонского Пантелеимонова монастыря для изучения и копирования архива святителя Феофана, хранящегося в обители. Поездка состоялась в октябре 2011 года, и материалы экспедиции явились богатым источником для исследовательской деятельности и составления текста летописи. Одновременно изучались другие архивы на предмет как автографов святителя, так и официальных сведений о нем. И здесь исследовательскую группу ждало немало находок. Выяснилось, например, что Архив внешней политики Российской империи содержит материалы о служении будущего святителя в Константинополе настоятелем храма при российском посольстве в Османской империи. Архивы Владимирской и Тамбовской областей позволили содержательно представить в летописи архипастырскую и административную деятельность святителя Феофана как правящего епископа. Помимо архивов летопись пополнялась из опубликованных источников. Мы воспользовались биографическими исследованиями, наиболее полное из которых — труд архимандрита Георгия (Тертышникова, † 1998) «Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника». Наряду с биографическими очерками ценную информацию о святителе Феофане содержат мемуары его современников. К ним относится, например, дневник епископа Чигиринского Порфирия (Успенского) «Книга бытия моего». Он написан в бытность архимандрита Порфирия начальником первой духовной миссии в Иерусалиме, в составе которой был будущий святитель. В произведении епископа Порфирия отражены многие детали и обстоятельства служения иеромонаха Феофана в Палестине, его переводческие труды и контакты с самыми разными людьми: дипломатами, представителями разных стран и вероисповеданий, православными паломниками и местными жителями. В дневнике подробно прописаны маршруты передвижения членов миссии по Ближнему Востоку, их исследовательская работа, а также совместное с иеромонахом Феофаном возвращение со Святой Земли в Россию через страны Средиземноморья и Европы. Не менее скрупулезно в ходе работы над летописью изучались все воспоминания родственников и духовных чад Вышенского Затворника.

http://e-vestnik.ru/interviews/svyatitel...

Возвратившись летом 1921 г. из Петрограда в Варшаву, о. Терентий стал участником сложных событий, связанных с организацией Православной церкви в Польше. Почти сразу же ему довелось соприкоснуться с русскими в Варшаве, где в эмигрантской среде со временем сложилось множество различных сообществ, включая и партийно-политические. Подобным сообществом было, например, республиканско-демократическое, издававшее в Варшаве одну из крупнейших газет всего русского зарубежья – «За Свободу», с которой активно сотрудничал о. Терентий Теодорович. Газета имела специальный отдел церковной жизни, в ней постоянно публиковались такие известные литераторы, как А.В. Амфитеатров, «русские варшавяне» М.П. Арцыбашев и Д.В. Философов, редактировавшие газету, К.Д. Бальмонт, И. Северянин и многие другие, в том числе и те, кого мы только сейчас начинаем по настоящему открывать, среди них – «полесский петербуржец» А.А. Кондратьев. Литературное наследие самого о. Терентия Теодоровича значительно – он автор книг, статей, очерков; в 1935 г. вышел в свет трехтомник его избранного. Он являет собой редкий тип церковного писателя, публициста. Родился Терентий Теодорович 10 апреля 1867 г. в с. Вербичне Ковельского уезда в семье потомственного сельского священника Павла Теодоровича. «Сына Волыни», как называл себя будущий протопресвитер, с детства «окружала высоко религиозная» атмосфера. Он рано знакомится с церковнославянской грамотой, читает в церкви; после домашней подготовки поступает в 1876 г. в расположенное неподалеку Мелецкое духовное училище, а затем, в 1881 г., в Волынскую духовную семинарию, находившуюся в г. Кременце. «Хотелось учиться дальше» - и в 1887 г., сразу же после окончания семинарии, Т. Теодорович «поступает волонтером» в Московскую духовную академию. «Но вот приближается конец всего Академического курса... Написано кандидатское сочинение... на тему: «Иоанн Вышенский и его время». Приближается так желанный отъезд на родную Волынь». Годы, проведенные Т. Теодоровичем в академии, дали ему многое. Почти через полвека, в Варшаве, он напишет: «Я не знал России, живя на окраине ее. Не знал великорусского народа, соприкасаясь с ним лишь в литературе и в тех отдельных, немногих его представителях, попадавших на Волынь. За годы академии – я узнал русского человека – лицом к лицу, в лице своих товарищей и, как рекой, плывущего в Святыню Лавры русского Паломника; я узнал сердцевину страны – Москву. И тогда-то я духом полюбил русский народ, его душу, высоко взлетающую и падающую в дебри, благочестивую и способную топтать все святое, всепрощающую, но при случае мстящую без пощады; народ и страну всяких возможностей, и все же в конце концов - страну, народ лучших надежд и упований - даже теперь, во дни ее страшного падения...».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Возможно, с этого момента исследование духовного наследия святителя Феофана Затворника стало рефреном всей его научно-­богословской деятельности. Не случайно именно тогда иеромонах Георгий начал собирать материалы для канонизации Вышенского подвижника, которая состоялась в 1988 году. Накануне прославления честные мощи святителя Феофана были перенесены из Лавры в храм преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка недалеко от Выши. В 1973 году отец Георгий защитил кандидатскую диссертацию в МДА, тему также посвятил любимому святому: «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника». Выпускнику предложили остаться при Академии в качестве преподавателя и профессорского стипендиата на кафедре истории Русской Церкви. А Совет МДА поручил вести вначале историю Русской Православной Церкви и общую историю, а в дальнейшем догматическое богословие, катехизис и гомилетику. Через год отец Георгий под руководством профессора МДА протоиерея А.Д. Остапова (†1975) написал стипендиатский отчет «Церковно-исторический материал в трудах историка Н. М. Карамзина». Преподаватель, проповедник, публицист Как и у каждого подвижника, которому выпало жить в безбожную советскую эпоху, у отца Георгия было свое испытание веры. Осенью 1985 года по решению Совета по делам религий СССР, который неустанно контролировал Русскую Православную Церковь, его уволили из состава профессорско-преподавательской корпорации, отчислили из числа братии и выселили из Лавры. С этого момента в жизни отца Георгия началось нелегкое время скитаний. Изгнанника принял архиепископ Владимирский и Суздальский Серапион (Фадеев, впоследствии митрополит Тульский и Белевский; †1999), предоставил ему место экскурсовода паломнического центра и, позже, возможность служить в воскресные и праздничные дни. Однако надолго расстаться с любимой Лаврой отец Георгий не мог. Жил он тогда в разных местах, на разных квартирах: в Посаде, Струнино, Москве. Нелегким испытанием стали для него продолжительные поездки во Владимир — дорога занимала не менее четырех часов.

http://radonezh.ru/2023/01/24/ieromonah-...

ВЫСОТЫ термин, использованный в рус. Синодальном переводе ВЗ для передачи смысла евр. слова, обозначающего преимущественно место для отправления культа ВЫСОЦКИЙ ЧИН 7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря 85-104 104-106 106-108 ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ наряду со Свящ. Синодом коллегиальный орган высшего управления РПЦ, учрежденный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 109-111 ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец 111-112 112-113 113-115 «ВЫШЕНСКИЙ ПАЛОМНИК» правосл. журнал, выпускаемый братством во имя свт. Феофана Затворника совместно с МДА. Издается в Рязани с 18 июня 1996 г. 119-120 115-119 120-122 122-124 124-126 126-133 ВЭРАТЕК жен. мон-рь в Ясской архиепископии (Митрополия Молдовы и Буковины) Румынской Православной Церкви 133-134 134-135 135-137 137-139 139-142 142-143 143-144 144-146 ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у. 146-147 147-148 148-164 164-165 ВЯЧЕСЛАВ Иванович Закедский (1879 - 1918) свящ., сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЯЧЕСЛАВ Сергеевич Занков (1892-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 165-166 ВЯЧЕСЛАВ Александрович Инфантов (1883-1938), свящ., сщмч. (пам. 1 и 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ Луканин († 1918) диак., сщмч. (пам. 3 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 166-168 168-169 170-171 171-172 ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель

http://pravenc.ru/vol/x.html

Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Рязань Святыни Рязанской области [ править править код ] Рязань . Кафедральный Успенский собор Рязанского кремля: мощи свт. Василий (XIII в.), Мелетий и Гавриил (XIX в.) Рязанские, «Феодотьевская» икона Божией Матери. Скорбященский храм: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лазаревский храм на Лазаревском кладбище: блаж. Василий Кадомский (XIX в.) (часть мощей). Свято-Троицкий монастырь: свт. Мисаил (XVII в.) и Феодорит (XIX в.) Рязанские. Никольский храм в Ямской Слободе (подворье Иоанно-Богословского монастыря): блаж. Любовь Рязанская (ХХ в.). Касимов . Троицкий храм: мощи свящ. исп. Сергий Правдолюбов (Касимовский) (ХХ в.). Никольский храм: иконы Божией Матери «Касимовская-Казанская» и «Всех скорбящих Радость – Митинская». Сынтул, пос , Касимовского района. Покровский храм: мощи свящ. исп. Александр Орлов (ХХ в.). Срезеново село Шиловского района. Казанский храм: мощи преп. исп. Анна Срезневская (ХХ в.), икона Божией Матери «Споручница грешных – Срезневская». Поощупово село Рыбновского района. Иоанно-Богословский монастырь: оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная», икона Апостола Иоанна Богослова. Солотча , пос. (20 км. к северу от Рязани). Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь: благ. кн. Олег Рязанский (XIV в.), «Казанская» икона Божией Матери. Кадом . Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» женский монастырь: икона Божией Матери «Милостивая». Выша , село Шацкого района. Свято-Успенский Вышенский женский монастырь: мощи свт. Феофан Затворник (XIX в.). Эммануиловка , дер (2 км. от Выши). Сергиевский храм: «Вышенская-Казанская» икона Божией Матери. Польное Ялтуново село Шацкого района. Кладбище: чтимые могилы стариц Анны, Анисии, Матроны и Агафии Петриных и блаж. Василия, Евдокии и Андрея (не канонизированы).

http://azbyka.ru/palomnik/Рязанская_обла...

Именно в период своего служения на Святой Земле святитель Феофан получил редкую для своего времени возможность изучать письменные источники древних христианских аскетов в подлинниках и ранних списках. Получив доступ к оригиналам святоотеческих наставлений, он не только укреплял свой личный опыт подвижника, но и обогатил всю отечественную духовную традицию, раскрыв перед своими современниками понимание христианской жизни как устремления к Богу. Данный период жизни святителя Феофана можно восстановить по многочисленным официальным документам из крупнейших российских архивохранилищ: Российского государственного исторического архива (РГИА) и Архива внешней политики Российской Империи (АВПРИ). Много сведений об этом времени дают опубликованные мемуары первого главы Русской духовной миссии архимандрита Порфирия (Успенского) и неофициальная переписка святителя Феофана, которая сосредоточена в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки (НИОР РГБ), Центрального исторического Архива Москвы (ЦИАМ), Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН), Архива Русской духовной миссии в Иерусалиме (АРДМ) и других. Хранящиеся в архивах сведения помогают выяснить ряд биографических фактов и понять мотивы отдельных поступков и решений святителя Феофана, связанных с его пребыванием на Святой Земле. В первую очередь, это два письма святителя, написанные из Иерусалима в 1851 году: А.Н. Муравьеву от 9 апреля и тогда еще иеромонаху Антонину (Капустину) от 20 июня . Основной массив документов, связанных с копированием и переводом греческих рукописей святителем Феофаном на Ближнем Востоке, хранится на Афоне в архиве и библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря (АРПМА и БРПМА). В отличие от других заграничных миссий Русская духовная миссия в Иерусалиме действовала на канонической территории Иерусалимской Православной Церкви и выполняла функции посольства или дипломатического представительства. При ее создании в 1847 году преследовались три основные цели: упрочение связей с поместными православными Церквами Востока, организация пребывания на Святой Земле паломников из России и решение различных проблем, связанных с нахождением на территории иностранного государства граждан России. Кроме того, присутствие русской миссии в Палестине, куда исторически стремятся попасть представители многих христианских церквей и нехристианских вероисповеданий, должно было укрепить там позицию Православия.

http://bogoslov.ru/article/5552309

Интересно отметить, что другие расположенные к аскетизму люди, с которыми святитель Феофан так или иначе общался и был близок, в разное время посещали Святую Гору. Одним из них был духовный писатель и духовник Вышенской обители – игумен Тихон (Ципляковский), который провел на Афоне три года и в 1871 г. возвратился на Вышу. Также, ещё находясь в Русской духовной миссии в Иерусалиме, святитель познакомился с будущим игуменом Пантелеимонова монастыря архимандритом Макарием (Сушкиным), когда тот, будучи мирянином, совершал паломничество по святым местам. Об этом епископ Феофан упоминал в одном из поздних писем: «Письмо с Афона – предоброе. Там не пресекается мудрость духовная. О. арх. Макарий – сын богача – купца московского или с.-петербургского... Поехал Богу помолиться, был в Иерусалиме, когда и я там жил, был на Синае, заехал на Афон, и заболел очень тяжко». Однако сам святитель ни в 1850-х, ни в последующие годы, хотя о желании побывать на Афоне неоднократно говорил в своих письмах, но сам на Афоне все-таки не был, а природу желания посетить Афон считал искушением. Систематическая переписка с монахами Святой Горы началась почти двадцатью годами позже, когда епископ Феофан удалился в Вышенский монастырь на покой. Начало многолетнему письменному общению с афонитами было положено, можно считать, в 1868 году 1 , когда постоянным адресатом святителя стал иеромонах Арсений (Минин) . Знакомство с ним, по-видимому, заочное, состоялось немногим ранее, в период служения епископа Феофана на Владимирской кафедре. Их переписка продолжалась до кончины иеромонаха Арсения. В своих письмах святитель назвал его «святым человеком». Сотрудничество с Русским Пантелеимоновым монастыре наиболее ярко выразилось в сфере издательской деятельности. Достаточно упомянуть тот факт, что из 135 сочинений епископа Феофана, вышедших до 1917 года, 50 принадлежало этому монастырю и не более 15 – его племяннику А. Г. Говорову. Иными словами, монастырское издательство опубликовало более трети трудов Вышенского затворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

При Тамбовском епископе Феофане Затворнике Вышенском (1859-1863 гг.) в день памяти святителя Питирима в ограде собора освящалась трапеза для его почитателей. Только через 90 лет после закладки Спасо-Преображенский собор был полностью достроен. Отделка интерьера верхнего храма завершилась в 1801 году. В 1812 году перед собором была воздвигнута 4-х ярусная колокольня, разрушенная в советское время. После канонизации преподобного Серафима Саровского, которая прошла в Тамбовской епархии в 1903 году, жители Тамбовского края стали ожидать канонизации и святителя Питирима. Известно, что и преподобный Серафим почитал святителя Питирима и благословлял всех, кто собирался в Тамбов поклониться тамбовскому святителю. Немалую роль в канонизации святителя Питирима сыграл архиепископ Кирилл (Смирнов, 1863-1937), ныне прославленный как священномученик. В 1910-1918 гг. архиепископ Кирилл возглавлял Тамбовскую епархию. 13 июня 1913 года доклад Святейшего Синода «о признании в лике Святых почившего Питирима, епископа Тамбовского, и о торжественном прославлении святителя 28 июля 1914 года — в день памяти его, о составлении ему особой службы и об объявлении о сем во всенародное известие от Святейшего Синода» был представлен на Высочайшее благоусмотрение. На представленном докладе 28 июня 1913 года Его Императорское Величество Николай II собственноручно начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления». 25 и 26 июля 1914 года начались «торжества по случаю прославления святителя Питирима и изнесения из земли честных его мощей». В эти дни из всех уездов Тамбовской губернии стали прибывать многочисленные Крестные ходы в город Тамбов на Соборную площадь, где при общенародном пении совершались панихиды по святителю Питириму. После революционных событий мощи святителя Питирима находились в запасниках Тамбовского областного краеведческого музея, расположенного в Преображенском кафедральном соборе. Собственно о монастырях Тамбовской епархии можно сказать, что в начале XX века Тамбовская епархия занимала шестое место в России по числу монастырей. К 1911 году в крае существовало 11 мужских и 12 женских монастырей и 4 женских общины. В 1913 году в историко-статистических описаниях Тамбовской епархии секретарь Тамбовской консистории А. Е. Андриевский упоминает уже 30 монастырей. Для сравнения: в 1894 году их насчитывалось только 21 (9 мужских, 11 женских монастырей и одна женская община).

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

Семья, место и дата рождения Родиной святителя Феофана является Российское Черноземье — плодородные лесостепные земли в 410 км (385 верст) к югу от Москвы, имевшие стратегическое значение для Московского царства. Борис Годунов основал в этих местах линию крепостей для защиты от набегов крымских и ногайских татар. К таким пограничным поселениям принадлежал Усть-Чернавский острог (впоследствии город Чернавск или Чернавск-на-Сосне, в настоящее время село Чернава ), позволявший русским держать контроль над бродом через медлительную полноводную реку Сосну при впадении в нее мелкого и быстрого притока — Большой Чернавки. Этот брод, как часть Кальмиусского шляха, служил вратами в русские земли для татар во время их опустошительных походов до середины XVII beka. В XVIII столетии Чернавск утратил значение уездного города, и в 1779 году за ним официально был закреплен статус села. Ближайшими уездными городами были Елец и Ливны, расположенные в 38 и 28 верстах соответственно . При образовании в 1796 году Орловской губернии село Чернава оказалось в ее границах и входило в Елецкий уезд . В XIX beke Чернавск был довольно большим и многолюдным селом на оживленном тракте, соединявшем губернские центры Орел и Воронеж. Через него проходило множество богомольцев, совершавших паломничество в Задонский монастырь. В то время в Чернавске было три действующих храма. Один из них — тот, что располагался на месте упраздненного при Ekamepuhe II Владимирского мужского монастыря — был освящен в честь иконы Божией Матери «Владимирская» . В этом храме служил отец святителя Феофана — священник Василий Тимофеевич Говоров. Предыдущие поколения предков святителя по мужской линии, как минимум, с первой половины XVIII beka проживали в другом уезде, также вошедшем в состав Орловской губернии — Малоархангельском, в селе с двойным названием: Богоявленское или Фошни (Фошня). Многие поколения церковно- и священнослужителей Говоровых служили в этом селе в храме Святого Богоявления. По данным последних исследований, прямая родословная святителя Феофана прослеживается в следующих клириках и причетниках Богоявленского храма: священник Андрей Говоров (1655—1720), дьячок Петр Андреевич Говоров (род. 1687), священник Петр Петрович Говоров (1713—1744), диакон Петр Петрович Говоров (род. 1730) и, наконец, дед святителя — пономарь Тимофей Петрович Говоров (род. 1750) .

http://bogoslov.ru/article/5033762

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010