Выше Выши только небо Очерк о паломничестве в Свято-Успенскую Вышенскую пустынь к святителю Феофану Затворнику Геннадий Дорофеев I Казанский собор Вышенской обители В этот день владыка Феофан встал раньше обычного, прочитал утренние молитвы, последование ко Святому Причащению. Неспешно, с особым чувством отслужил в своем келейном храме Божественную Литургию , причастился святых Христовых тайн. Всей пищей его были лишь Святые Дары и глоток теплоты. Потом он сел к своему рабочему столу, просмотрел бумаги, особенно внимательно – письма, убедившись, что не осталось неотвеченных. Прошел в свою спальню, затеплил от никогда не угасавшей лампады две свечи, поставил их тут же, на подсвечник. Склонился в земном поклоне перед образом Спасителя, писанным его же рукой, тихо произнес: «В руце твои, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой…» Лег на скромное ложе под палаткой из белой ткани, скрестил руки на груди, глубоко вздохнул и закрыл глаза. Таким его через некоторое время и застал келейник монах Евлампий. Траурный звон монастырского колокола возвестил братии Вышенской пустыни скорбную весть. Впервые за 20 лет наполнилась людьми в черных облачениях келия, куда доселе входили лишь настоятель монастыря архимандрит Аркадий, духовник игумен Тихон да брат Евлампий. Откуда, скрыв в затворе свое человеческое естество, изливал на мир свет Божественной любви и мудрости поистине всероссийский архипастырь. Наверное, это было так. 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня, закончил свой земной путь тезоименитый Богоявлению святитель Феофан, епископ Тамбовский и Шацкий, Затворник Вышенский. Один лишь всеведущий Господь был свидетелем его мирной праведной кончины. Вышенская пустынь. Фото кон. XIX-haч. XX в.      В середине лета я наконец собрался в паломничество к месту упокоения святителя Феофана, куда влекло меня уже не первый год. Разделавшись с неотложными делами, отложив все, какие только можно было отложить, попечения, я назначил день и решился отправиться в путешествие. Но поездка в Свято-Успенскую Вышенскую пустынь не заладилась с самого начала, суета обыденной жизни не отпускала так просто, и выехать из Москвы удалось только к 11 часам утра. А тут уж, как водится, пробки на кольцевой дороге, затор при выезде на Новорязанское шоссе, неспешная езда в плотном потоке машин. Куда же это все именно сегодня устремились? И солнце прямо в лицо, не спасают ни темные очки, ни козырек над лобовым стеклом. Время бежит быстро, а машина – едва-едва… И, конечно же, перманентный ремонт дорог. Почему у нас они начинают проваливаться, едва успев построиться? Вспоминаю всем водителям родные пушкинские строки: «…лет чрез пятьсот дороги, верно, у нас изменятся безмерно…» Вздыхаю: 500 лет от времен Пушкина – это еще так не скоро! Но раз будут тогда дороги, значит, будет и Россия, а Россия без святых, без Православия – невозможна. Сразу приободряюсь от этой мысли и увереннее давлю на педаль газа. Впереди показываются Бронницы.

http://pravoslavie.ru/76710.html

Знаменский собор (Борисоглебск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы - кафедральный собор Борисоглебской епархии Воронежской Митрополии. Содержание История [ править править код ] В августе 1860года государственные крестьяне пригородных слобод г. Борисоглебска Станичной и Приворотной обратились в Тамбовскую Духовную Консисторию и Тамбовскую Палату Государственных Имуществ с ходатайством о постройке в их слободе каменной церкви. В своем прошении они писали, что: «…будучи прихожанами имеющихся только в г. Борисоглебске двух церквей, лишаются возможности в праздничные дни слушать Богослужения по тесноте в этих церквах от жителей города, находясь постоянно вне церкви…», вследствие чего просят разрешения на постройку собственного храма в их слободе, обязуясь изыскать для этого необходимые средства. Первоначально постройка храма планировалась в центре города (против городского тюремного замка ) т.к. в это время слободы Станичная и Приворотная ещё не были объединены . Планировалось строительство двухпрестольного храма во имя иконы Знамение Пресвятой Богородицы и Алексия Человека Божия. Разрешение на строительство новой церкви от светских властей и Священного Синода было получено , но вследствиеобъяденения пригородских слобод место его постройки было изменено, изменились также название и количество престолов. Особым и весьма важным духовным фактором начальной истории Знаменского храма г. Борисоглебска является то, что рассматривал поданные прошения и другие документы,а так же давал Епархиальное благословение на строительство Знаменского храма Тамбовский епископ Феофан (Говоров) занимавший Тамбовскую кафедру в 1859-1863г.г. Владыка Феофан прославился своей высокодуховной подвижнической жизнью и ныне известен всему православному миру как Святитель Феофан Вышенский затворник (Память 10 января, 16 июня). Знаменский трехпрестольный храм (Центральный престол-иконы Знамение Пресвятой Богородицы, южный престол –Усекновения главы Иоанна Предтечи, северный –в честь Казанской иконы Божией Матери) был освящён в Станичной слободе г. Борисоглебска по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия (Шаповаленко) в 1869 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Знаменский_соб...

Иерусалим - Русское подворье. Храмовый комплекс Русской Духовной миссии Московского патриархата. Русское подворье /// Епархия неизвестна Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1860 и 1889. Архитектор:Мартин Эппингер (и др.) Ссылки:   Адрес: Иерусалим, Яффская дорога, улицы Хешин, Мунбаз, Грузенберг, Невиим (Пророков), Элени ха-Малька (Царицы Елены), площади Сафра и Москвы (собственно, площадка перед западным фасадом Свято-Троицкого собора). Координаты: 31.78258, 35.22237 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Русские паломники посещали Иерусалим начиная с XI века. Сохранились замечательные описания их паломничеств (некоторые из них в наше время опубликованы в Книге хожений, М., Сов. Россия, 1984). В конце прошлого века и в начале нашего, XX века, путешествия русских паломников во Святую Землю стараниями Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Императорского православного Палестинского общества стали доступны любому верующему человеку. Ежегодно тысячи богомольцев отправлялись в Палестину. В 1847 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви с целью укрепления связей между Русской и Иерусалимской Церквами, желая поддержать Православие в Святой Земле и помочь в духовном окормлении русских паломников учредил в Иерусалиме Русскую Духовную Миссию. Первым Начальником Миссии был назначен известный богослов, знаток христианского Востока, архимандрит, впоследствии епископ, Порфирий (Успенский). В состав Миссии входил бакалавр Петербургской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров), впоследствии прославленный в лике святых Затворник Вышенский, известный духовный писатель. По прибытии в Иерусалим Русская Духовная Миссия обосновалась в Старом Городе, в Архангельском монастыре. В результате деятельности Миссии при Иерусалимской Патриархии открылась типография, в которой печатались на арабском языке богослужебные книги, а в Иерусалиме, Лидде, Рамле и Яффе были организованы школы для подготовки пастырей из местного населения. Много было сделано и для улучшения условий пребывания в Святой Земле паломников.

http://sobory.ru/article/?object=06059

Казанский кафедральный собор (Волгоград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) — православный храм в Волгограде, является кафедральным собором Волгоградской и Камышинской епархии Русской православной церкви Содержание История [ править править код ] С тех пор как в 1579 году девочка Матрёна Онучина обнаружила Казанскую икону Богородицы в сгоревшей избе и будущий российский патриарх Ермоген (а тогда ещё священник Ермолай) пронёс её на своих руках в крестном ходе по городу, этот образ стал одним из наиболее почитаемых у православных. Дважды отмечается её память в храмах: 8/21 июля и 22 октября/4 ноября. С неё было сделано много списков, который тоже стали чудотворными: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская. И хотя сама икона в 1904 году бесследно исчезла, она по-прежнему незримо защищает нашу землю от бед, приносит помощь всем молящимся. Первая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строится внутри Царицынской крепости ещё в начале XVIII века, но просуществовала она недолго — вероятно, сгорела. В 1709 году умирает один из её священников Пётр Димитриев, и другой иерей Фёдор Дмитриев с прихожанами просят астраханского митрополита Сампсона посвятить им в попы дьякона Алексея Игнатьева. На сегодняшнем месте расположения Казанского собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части». Современники отмечали, что кладбище в то время было не окопано и не огорожено, но что отсюда открывался самый лучший вид на город. Новый Казанский храм появляется в нашем городе в конце XIX века. Его закладка состоялась в 1896 году, а освящена церковь была 23 августа 1899 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым). Огромную роль в возведении храма сыграл протоиерей Иоанн Никольский, автор же проекта остаётся неизвестным. Строилась церковь на средства прихожан. Каменный храм имеет форму креста, он сооружался в так называемом псевдорусском стиле. Как отмечают искусствоведы, декор его элементов стилизован под древнерусские формы. В 1904 году к основному помещению церкви пристраивается трапезная с колокольней.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_кафе...

От расположившейся в центре Македонии материковой части Халкидик в Эгейское море Творец бросил три полуострова-«пальца». Западная Кассандра — скопление молодежных курортов, пристанище любящих вольный морской ветер серферов. Центральная Ситония, еще несколько десятков лет назад сплошь покрытая рыбацкими деревушками, теперь превратилась в облюбованное немецкими, сербскими и русскими отпускниками место для спокойного семейного отдыха. Восточный Афон, отделенный от Ситонии заливом Святой горы, — удел Пресвятой Богородицы, единственное в мире монашеское государство и один из центров мирового Православия. Перед празднованием тысячелетнего присутствия русских на этой земле корреспондент «Журнала Московской Патриархии» совершил краткое паломничество в Пантелеимонов монастырь, которое, впрочем, едва не затянулось. Дмитрий Анохин 12 мая 2017 г. 17:59 Сегодня, на Радоницу, в Музее русской иконы состоялась официальная презентация двух приуроченных к 1000-летнему юбилею русского присутствия на Святой Горе масштабных издательских проектов, анонсированных «ЦВ» в феврале. Заведующий библиотекой и архивом монах Ермолай (Чежия) рассказал о первых увидевших свет полутора десятках из 25 томов уникальной энциклопедической серии «Русский Афон XIX - XX веков», издающейся по благословению настоятеля Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) и под общей редакцией духовника и первого эпитропа обители иеромонаха Макария (Макиенко). Дмитрий Анохин 10 мая 2016 г. 20:16 Двести один год назад — 10 (22) января 1815 года — в семье сельского священника Василия Говорова родился мальчик, нареченный Георгием. Ему суждено было стать одним из самых заметных и глубоких русских богословов XIX века, духовными очами прозревшего страшную пучину уготованных Родине бед и потрясений. Сегодня наследие святителя Феофана Затворника постепенно оживает. Возрождается из небытия Вышенская обитель, где пребывал он в затворе и где мирно почил на праздник Крещения Господня в 1894 году: возобновлена монашеская жизнь, реставрируются храмы. В помещении его бывшей келии открыт мемориальный музей. На престижных площадках ежегодно с большим успехом проходят Феофановские чтения — всероссийский форум богословов и историков Церкви. Завершена работа над первым томом Полного собрания творений Феофана Затворника, которое готовится под эгидой Издательского совета.

http://e-vestnik.ru/tags/xix_vek_886/

Паломничество как страсть – или способ поиска Бога? Метаморфозы сознания, духовные катастрофы и личные тайны православных 23 января, 2016 Метаморфозы сознания, духовные катастрофы и личные тайны православных 23 января – день памяти святителя Феофана Затворника. Преосвященный Феофан (Говоров) – один из самых влиятельных духовных писателей XIX века. Всю свою ученость святитель посвятил служению Церкви в качестве аскета-затворника, проведя более 20 лет в полном затворе в Вышенской пустыни. Святитель Феофан Затворник оставил обширное духовное литературное наследие: многочисленные труды о христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод «Добротолюбия»), глубочайшие толкования Священного Писания, существенно обогатившие русскую библеистику. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV столетия – золотого века Византии. Затворничество – уход от соблазнов мира, испокон веков приветствовалось в православном монашестве и считалось по праву путем избранных. Противоположностью затвору по способу поиска путей к Богу можно считать паломничество. Есть мнение, что паломничество, как и крестные ходы, полезно, в первую очередь, для укрепления в вере новоначальных членов Церкви. Однако нередко бывает, что паломнические поездки на десятилетия становятся для людей стилем жизни. При этом мнения православных разделились принципиально. Одни считают, что без посещения святых мест полноценная жизнь христианина невозможна. Другие же полагают, что незачем ездить, тратить время и деньги, когда Бог и благодать – повсюду. О том, могут ли путешествия к святыням стать страстью, и каким должно быть правильное отношение к паломничеству – протоиерей Александр Монич , руководитель информационного отдела Мукачевской православной епархии. «В паломничестве главное – увидеть живого Бога» Протоиерей Александр Монич Святитель Григорий Нисский в письме «О тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим» пишет: «Ибо перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить».

http://pravmir.ru/palomnichestvo-kak-str...

Патриарх Иерусалимский Феофил выразил соболезнования по случаю кончины клирика Русской духовной миссии в Иерусалиме игумена Феофана (Краснова) 28 марта 2008 г. 12:52 25 марта в тель-авивском Медицинском центре скончался клирик Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Феофан (Краснов) — многолетний труженик Горненского женского монастыря. Причиной смерти отца Феофана стало тяжелое и редкое заболевание легких, с которым не справились самые лучшие врачи израильской столичной клиники. Отец Феофан был широко известен многим русскоязычным православным в Святой Земле и многочисленным русским паломникам как благоговейный и трудолюбивый священнослужитель, чуткий и смиренный духовник, человек самоотверженный, жизнерадостный и отзывчивый. По случаю кончины игумена Феофана соболезнование выразил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины Феофил III , иерархи Иерусалимской Церкви и члены Святогробского братства. Свое глубокое сочувствие выразил и иерарх Русской Зарубежной Церкви архиепископ Берлинский и Германский Марк . В своем соболезновании владыка, в частности, сказал: « Я понимаю, какая огромная потеря это для Вас и для всех монашествующих в Святой Земле. Для меня эта потеря также очень серьезная, потому что я в отце Феофане только что приобрел духовника для себя. Очень жалею, что я лишен этого утешения. Я знаю, что наши сестры очень любили и уважали отца Феофана. Они, как и я, будут усердно молиться об упокоении его души». Отпевание игумена Феофана (Краснова) было совершено в храме Горненского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери 27 марта. На богослужении, которое совершил начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев) в сослужении членов миссии, молились многочисленные прихожане и члены Святогробского братства. Погребен отец Феофан на кладбище Горненской обители. Игумен Феофан (Краснов Петр Николаевич) родился в дер. Малые Убеи Дрожжановского р-на Татарской АССР. С детства воспитанный в православной вере, о. Феофан в юности окормлялся у архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в Псково-Печерском монастыре. Решив оставить мир, в 1978 г. он поступает в Свято-Духов монастырь г. Вильнюса. После окончания ленинградских духовных школ в 1987 г. будущий игумен несет послушание в московском Свято-Даниловом монастыре , где 5 января 1989 г. принимает иноческий постриг с именем святого мученика Закхея (память 18 ноября). В монашеский чин его постригают 22 марта того же года с именем святителя Феофана, затворника Вышенского.

http://patriarchia.ru/db/text/386652.htm...

Свято-Покровский женский монастырь (Шаморга) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 17 июля 2002 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II благословил открытие Свято-Покровского женского монастыря . Содержание История [ править править код ] Старинное село Шаморга расположено в живописном месте Шацкого района Рязанской области на левом берегу реки Цны. С незапамятных времен им владели представители знатного рода Нарышкиных. Этот край всегда отличала неброская красота его черноземных просторов, лесов, чистейших родников и рек, богатых рыбой. В историко-статистическом описании Тамбовской епархии за 1911 год говорится: " в с. Шаморга в 1856 году на средства прихожан и с помощью Э.Д. Нарышкина построен православный храм. Престолов З: главный - во имя Богоявления Господня, придельные - в честь святого великомученика Георгия и святых мучеников Флора и Лавра. Здание каменное, крытое железом, с такой же колокольней. Трапезная часть храма отапливается, а главный храм холодный " . Из архивного фонда Тамбовской духовной консистории за 1916 год узнаем, что причт имел 2 дома. В одном из них располагалась церковно-приходская школа, постороенная в 1875 году тщанием архимандрита Аркадия, настоятеля Вышенской пустыни. Во времена богоборчества весь причт был изгнан, и богослужения прекратились. Последним священником храма был протоиерей Василий (Яковлев). Его арестовали в 1939 году. Закрытый Богоявленский храм в течение многих десятилетий ветшал, разрушался и разорялся. Одно время в нем размещался зерновой склад. К началу третьего тысячелетия храм являл собой печальное зрелище: сильно разрушенный, с пустыми глазницами окон, без крыши, полов и дверей, испещренный надписями, заваленный битым кирпичом и мусором - казалось, безбожники сделали все, чтобы храм не возродился никогда. Надежда на новую жизнь пришла в 2002 году с основанием в Шаморге Свято - Покровского женского монастыря. Семь первых насельниц, приехавших сюда из Москвы и Подмосковья, взялись за возрождение на этом месте духовной жизни. С помощью Божией им вскоре удалось приспособить под храм одно из зданий, где зазвучали молитвы.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Успенский Вышенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский Вышенский монастырь — женский (ранее мужской) монастырь в Рязанской области. Основан в XVI—XVII веках. Монастырь был закрыт советской властью в 1920-х гг., возвращен Церкви в 1990 году. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан предположительно в XVI—XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы). Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место. Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность. Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев). Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игуменство в 1800—1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями. Святитель Феофан Затворник жил в монастыре в 1866—1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня. В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Выше...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преемство Апостольского предания и верность ему Православной Церкви Разложение протестантства. 16/29 июня - Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002) 28.06.2018 740 Время на чтение 4 минуты Ниже мы публикуем одно из писем святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: В 8-ми вып. Вып. V . - [Репр. изд.] - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. - С. 94-98) подготовил А. Д. Каплин. + + + Особенное мне удовольствие доставляет ваше откровенное изложение своих недоумений. С удовольствием же берусь и сказать вам слово-другое. Вы пишете: «в письме не ясно мне, кто эти православные, которые собирались между собой и установляли порядок верования? Какой они имели авторитет? Кто они такие были?» Я писал только об Апостолах, как установителях порядков веры, жизни, управления, таинств, и всего, что есть в Церкви. Апостолы вполне организовали Церковь во всех частях церковной спасительной жизни. И все это введено ими в жизнь христиан, и как жизнь и дело передавалось из рода в род. Пастыри и учители после Апостолов суть только блюстители Апостольских преданий и учреждений. У каждого Апостола было по нескольку ближайших учеников, с ними неразлучно бывших и усвоивших во всех частях Апостольскую премудрость. Эти их ближайшие ученики были их преемниками в управлении церквей и в блюдении всего Апостолами преданного. В церквах Палестинских, в Антиохии, в Тарсе, в Ефесе, Смирне, в Колоссах, в Филиппах, в Солуни, в Коринфе, в Афинах, в Александрии, в Риме, и во всех прочих местах, где были Апостолы, после них остались пастырями их ближайшие ученики. - Это мужи Апостольские . Никому в голову не придет подумать, чтобы кто-нибудь из сих учеников позволил себе отступить от Апостольских постановлений. Они и на деле оказывались верны им. Мужи Апостольские, по примеру и заповеди Апостольской, правя церковию, в тоже время воспитывали при себе таких мужей, которые бы после них могли занять место их, и продолжать блюсти Апостольские учения и порядки.

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/19/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010