Эммануиловка. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты В селе Эммануиловка (Засечинка) церковь деревянная, теплая, построена на средства г. Нарышкина в 1860 г., престол во имя преподобного Сергия Радонежского. Дворов 134, душ муж. пола 463, жен. пола 549, великороссы, земледельцы, имеют земли 3 десятины душевого надела, овчинники. Раскольников 1 двор, 12 душ обоего пола, живут в деревне Жданной. В приходе три деревни: Важная, Жданная и Марьинка (Мариновка), реки Выша и Известь. Приход окружен лесами г. Нарышкина. Школа церковно-приходская, смешанная, одноклассная, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1800 года. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Шацкий уезд, стр. 684. Храм Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка построен в 1860 году на средства графа Эммануила Дмитриевича Нарышкина. Вблизи церкви, на берегу пруда, расположен святой источник, для паломников оборудована купальня. В храме Сергия Радонежского ранее почивали мощи святителя Феофана Вышенского Затворника. С приходом Советской власти церковь закрыли, помещение отдали под зернохранилище. В середине 1970-х годов храм Преподобного Сергия Радонежского возвращен верующим. На протяжении 37 лет настоятелем его является протоиерей Георгий Глазунов. В Сергиевском храме находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская Вышенская. 23 октября 2010 года здесь прошли торжества, посвященные 150-летию освящения храма Преподобного Сергия Радонежского. Божественную литургию возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, за богослужением пел хор Троице-Сергиевой Лавры. Село Эммануиловка расположено в 28 км к востоку от города Шацка. Расстояние от села до районного центра Шацк по автодороге - 34 км. Интересны версии происхождения названия села. Первая легенда происходит от местных жителей, которые до сих пор называющих село Мануиловка, и по их мнению буква «э» появилась в его названии в первые годы советской власти. Будто бы малограмотный писарь, оформляя какие-то документы, записал село как Эммануиловка, посчитав, что так благозвучнее. А Мануиловкой село было названо по имени помещика Мануила. Кроме того, вплоть до начала XX в. село Эммануиловка носила также и второе название - Засечинка. Село Засечинка возникло не позднее XVII века в районе бывшей Большой засечной черты, от которой и получило свое название. Вторая версия происхождения названия связана с именем последнего владельца села. В XIX в., вплоть до отмены крепостного права в 1861 г., село принадлежало дворянскому роду Нарышкиных. Его последним владельцем был тайный советник и обер-камергер Эммануил Дмитриевич Нарышкин, в честь которого село и получило свое второе название - Эммануиловка.

http://sobory.ru/article/?object=20344

Быкова Гора. Церковь Феофана Затворника. Церковь. Действует.   Престолы: Феофана Затворника Год постройки:1991. Адрес: Россия, Рязанская область, Шацкий район, д. Быкова Гора Координаты: 54.034579, 42.064643 Проезд:От М5 " Урал " по указателю на Конобеево и далее по главной дороге, асфальт с ямами. Примерно через 10 км - налево по указателю на Быкову Гору, 1 км асфальта Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Наставления свт. Феофана Затворника о молитве и борьбе со страстями, перевод «Добротолюбия», духовные советы и письма о молитве Иисусовой имеют особую ценность для возрождения в нашем Отечестве монашеской жизни. И в этой связи нельзя не упомянуть о Феофановском храме, который в течение шести лет был единственным храмом возобновленного Вышенского монастыря. Паломника, посещающего Вышенское подворье на Быковой горе, нередко пленяет особая красота этого места. На высоком холме, плавно уходящем к реке Цне, белеет скромная церковка с маленькой синей луковкой купола, увенчанного православным крестом. Это – первый храм на Руси, освященный исключительно во имя свт. Феофана, Затворника Вышенского. Именно с этого места, по Промыслу Божию, началось возрождение монашеской жизни на Выше. В 1988 году, когда мощи святителя были принесены в Эммануиловку, в бывшем имении благодетелей монастыря, князей Нарышкиных на Быковой Горе был закрыт туберкулезный госпиталь. Здания к этому времени оказались «сильно запущены». Так говорится на сайте Вышенского монастыря, в статье о начале возрождения обители. Но когда полуразрушенные соборы Вышенской обители вернули Церкви, один из этих домов стал кельей монахини Нонны (Знаменской), посвященной в сан игумении 30 апреля 1990 г. В стенах разоренной обители тогда по-прежнему размещалась Шацкая психиатрическая больница, и первым сестрам во главе с матушкой Нонной пришлось долго жить на Быковой Горе. Но без храма христианину жить нельзя. Поэтому, приведя в порядок помещение, построенное некогда Нарышкиными для питания рабочих, инокини украсили его иконами, и в самом начале 1991 года по благословению Владыки Симона (Новикова) здесь был освящен храм во имя свт. Феофана Затворника.

http://sobory.ru/article/?object=06941

Архив Пн В Русской духовной миссии в Иерусалиме почтили память ее небесного покровителя 24 января 2024 г. 13:39 В 2024 году исполнилось 130 лет со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского, бывшего клириком Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1847-1854 годах. 23 января, в день памяти святителя, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Вассиан (Змеев) в Храме Гроба Господня принял участие в служении ночной Божественной литургии, которую возглавил архиепископ Герасский Феофан ( Иерусалимский Патриархат ). Его Высокопреосвященству также сослужили клирик Покровского храма при Московской духовной академии иеромонах Филофей (Артюшин) и клирик Миссии диакон Макарий Петухов. Божественную литургию в Русской духовной миссии в Иерусалиме в день памяти святителя Феофана возглавил игумен Никон (Головко) в сослужении паломников в священном сане, сообщает пресс-служба РДМ . По окончании богослужения игумен Никон произнес проповедь, посвященную памяти святого. Иеромонах Феофан (Говоров), будущий святитель и затворник, был назначен в первый штат Русской духовной миссии 21 августа 1847 года. В Иерусалиме отец Феофан обучился иконописи, изучил греческий, французский и арабский языки, основательно занимался еврейским языком. В монастырских библиотеках христианского Востока он ознакомился с древним подвижническим опытом восточных монастырей, с памятниками аскетической письменности прошлых веков; занимался переводом творений святых отцов греческого Добротолюбия. Труды отца Феофана не остались незамеченными: 5 мая 1851 года он был пожалован кабинетным золотым наперсным крестом, а 14 февраля 1852 года определением Святейшего Синода был утвержден в звании «корреспондента конференции Киевской духовной академии». 3 мая 1854 года ввиду начавшейся Крымской войны иерусалимская Миссия была отозвана. Прожив долгую и насыщенную жизнь и оставив целый корпус богословских трудов, святитель Феофан мирно скончался в своей келье в Вышенском монастыре в 1894 году. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/6096663.ht...

Источники и литература Арсений (Жадановский) , еп. Воспоминания. М., 1995. Брылеев Павел, свящ. Тульская епархия в Великую Отечественную войну//Тульские епархиальные ведомости. 2006. 13 (63). Вениамин (Федченков) , митр. Записки епископа. СПб., 2002. Вениамин (Федченков) , митр. Зосимова пустынь. – Божьи люди. М., 1991. Воспоминания о старце Иннокентии (Орешкине) Серафимы Сергеевны Спиридоновой. Рукопись. Гаврилин А. В. Уголовные дела православных священников как источник изучения сталинских репрессий на территории Латвии// Церковь и время. 2010. 3 (52). Дамаскин (Орловский), игум. Романова С. Н. Архивные исследования в деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. – Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. М., 2005. Дионисий (Шишигин), архим. «Былое пролетает...»: Патриарх Пимен и его время. М., 2010. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых//Вышенский паломник. 2001. 1 (11). Зосимовский патерик: Жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни/Сост. и авт. вступ. ст. монах Аристоклий. Б. м.: Зосимова пустынь, 2012. Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. Иларион (Алфеев) , митр. Подвиг мучеников – живой опыт Церкви//Журнал Московской Патриархии. 2013. 12. К Свету. 1994. 14. Косик О. В. Зосимовские старцы о церковных разделениях конца 1920-х гг.//Материалы XXII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2012. Красносельские мученицы. К истории Алексиевского монастыря. М., 2011. Кречетов Валериан , прот. Мария и Марфа. Проповеди. Воспоминания. В 2 т. Т. 1. М.: Храм Державной иконы Божией Матери, 2006. Мазырин Александр, свящ. Наследники новомучеников//Журнал Московской Патриархии. 2011. 11. Мельник В. И. Дивеевские судьбы брата и сестры Мантуровых. М., 2013. Преподобный Алексий, старец Зосимовой пустыни/Сост. С. И. Четверухин. СТСЛ, 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Русский Афон 26.09.2017 По всей видимости, о. Пантелеимон отправился на Афон после встречи в Одессе с иеросхимонахом Сергием (Весниным), который в письмах называет его своим близким другом. «Много у меня остается здесь милых и добрых друзей 21.09.2017 Схиигумен Кассиан (в миру Константин Тимофеевич Корепанов) был мещанином из города Бирска Уфимской губернии. Имя матери Евдокия. Родился в 1867 году. Был женат, имел дочь, которая впоследствии стала монахиней. После смерти жены принял решение стать монахом и с этой целью отправился на Святую Гору Афон. 01.09.2017 Схимонах Геннадий был родом из Вологодской губернии, из крестьян. На Святую Гору он прибыл вместе с иеросхимонахом Сергием (Весниным) после его паломничества ко Гробу Господню в Иерусалим. Вот как вспоминает о нем в своих письмах Святогорец: «Когда Григорий прибыл в Руссик в первый раз (таковым было мирское имя вологжанина), то наша жизнь ему чрезвычайно понравилась. 01.09.2017 Огромное духовное влияние имел о. Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние на его мировоззрение. 26.08.2017 Он был ближайшим учеником и келейником свт. Феофана Затворника Вышенского, лично переписывал многие его произведения и помогал святителю в подготовке к изданию его книг. Схииеродиакон Лазарь (в миру Александр Ильич Деминский) родился в 1830 году в Рязанской губернии. С юных лет он мечтал посвятить свою жизнь служению Богу и поступить в монастырь. 25.08.2017 Афонский старец Тимофей (Швецов) учил: " Кроме умной молитвы, невозможно нам победить страсти, и очистить свое сердце, и соединиться с Богом. Умная молитва есть начало и источник всем добродетелям 25.08.2017 Схиархимандрит Прокопий (Дендрин) был ученым монахом и богословом, чрезвычайным ревнителем православия. Он имел хорошее богословское образование и знал несколько языков, в том числе греческий, русский, болгарский.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=42&pid=9

29 июня, в день памяти святителя Феофана , в Успенский Вышенский монастырь почтить память вышенского подвижника собирается много паломников. Справедливо говорят, что те, кто хотя бы однажды побывал на Выше, возвращаются сюда еще раз. Недаром святитель Феофан, когда впервые посетил Вышу, почувствовал здесь такую благодать, что через несколько лет вернулся сюда, чтобы стать молитвенником за весь православный мир, восприяв на себя великий подвиг затвора. Святитель Феофан Затворник. Фотография      Святитель Феофан принадлежит к святым, которые по-настоящему открываются только в наше время. В советские годы его творения не издавались, поэтому круг людей, знающих и почитающих святителя, не был широким. Благодаря трудам архимандрита Георгия (Тертышникова), который начал собирать и изучать духовное наследие Феофана Затворника, удалось подготовить материалы для его канонизации. И в 1988 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви состоялось прославление святого. Святитель Феофан, находясь в затворе, с глубоким вниманием следил за всеми событиями, которые происходили в России и в мире. Основой сохранения государственности он считал православную веру и неленостную службу своему Отечеству. Либералы, как и сегодня, провозглашали «веру в человека», «свободу», требовали «равенства и братства», устраивали митинги и шествия, всячески расшатывая государство Читая высказывания святителя Феофана о современном ему обществе, образовании, воспитании, поневоле удивляешься, насколько актуально и злободневно звучат его слова для современного человека. Святитель жил в те времена, когда в обществе широко распространялись идеи вольнодумства и либерализма. Либералы, как и сегодня, провозглашали «веру в человека», «свободу», требовали «равенства и братства», устраивали митинги и шествия, всячески расшатывая государство. Процесс деградации общества начинается, как правило, с разрушения образования. Как и сто лет назад, у нас часто примеряют «костюмы, сшитые на западный манер», становясь иванами, не помнящими своего родства:

http://pravoslavie.ru/80307.html

     Дни памяти святителя Феофана Затворника Вышенского: 19 января – преставление; 23 января – рождение; 29 июня – перенесение мощей. В обширном наследии святителя Феофана сохранились 19 писем к афонскому иеромонаху отцу Арсению (Минину), написанные в 1870-е гг. Об отце Арсении известно, что родился он в 1823 г. в Мамадышском уезде Казанской губернии в благочестивой купеческой семье. При крещении был наречен Александром. В возрасте 33 лет отправился паломником в Иерусалим. Тогда же посетил и Святую Гору. Увиденное так пленило Александра Ивановича Минина, что он остался на Афоне. Первые послушания проходил на кухне; впоследствии его перевели в канцелярию. Вскоре афонские старцы благословили отца Арсения на сбор пожертвований для Пантелеимонова монастыря, и в августе 1862 г. он отправился в Россию. Взял с собою Крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Живоносного Гроба Господня, часть мощей святого Пантелеимона и многих других угодников Божиих. В напутствие ему была дана чудотворная Тихвинская икона Царицы Небесной. За четыре года отец Арсений объехал почти всю Россию. Энергичный и деятельный, он все силы отдавал новому послушанию. И Господь вознаграждал его труды. Привезенные с Афона святыни прославились по всей России; в Москве их поместили в Богоявленском монастыре, в специально построенной Афонской часовне. Много притекало к ним богомольцев, и большие пожертвования шли на святой Афон. Это побудило отца Арсения рекомендовать старцам Руссика открыть постоянное подворье в Москве. Уже после его смерти, в начале 1880-х гг., на Никольской улице возвели внушительную по размерам и красоте убранства новую часовню великомученика и целителя Пантелеимона, куда торжественно перенесли афонские святыни. Иеромонах Арсении (Минин)      Отец Арсений также стоял у истоков издательской деятельности Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря; основал периодическое издание Руссика «Душеполезные размышления» (позднее – «Душеполезный собеседник»). Он много писал, преимущественно духовно-нравственные наставления, поучительные письма: «Беседа о молитве», «Единое на потребу», «Афонские современные подвижники»; из святоотеческих творений составлял назидательные книги и брошюры («Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям»). В 1872 г. вышел его «Путеводитель в Святый град Иерусалим к Гробу Господню и прочим святым местам Востока и на Синай. С воспоминанием страстей Христовых и прочих знаменательных событий, совершившихся на святых местах».

http://pravoslavie.ru/100339.html

Архив Пн В Вышенском монастыре торжественно отметили 20-летие перенесения мощей святителя Феофана Затворника 30 июня 2022 г. 13:49 29 июня 2022 года в Успенском Вышенском женском монастыре Скопинской епархии (Шацкий район Рязанской области) прошли торжества по случаю 20-летия перенесения в обитель из села Эммануиловка мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского. Божественную литургию в Успенском соборе монастыря возглавил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Павла , управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия , митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа , митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия , митрополита Рязанского и Михайловского Марка , митрополита Саранского и Мордовского Зиновия , митрополита Владивостокского и Приморского Владимира , епископа Краснослободского и Темниковского Климента , епископа Скопинского и Шацкого Питирима , епископа Волжского и Сернурского Феофана , епископа Касимовского и Сасовского Василия , епископа Луховицкого Евфимия и многочисленного духовенства. За Литургией молились настоятельница обители игумения Вера (Ровчан) с насельницами монастыря, духовенство, монашествующие и многочисленные паломники. Богослужебные песнопения исполнили мужской хор Московской духовной академии , хор Христорождественского кафедрального собора г. Рязани и хор Свято-Троицкого собора г. Моршанска. По окончании Литургии был совершен молебен с крестным ходом со святыми мощами святителя Феофана Затворника. С приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Было также зачитано поздравление полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголева. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк огласил приветствие врио губернатора Рязанской области П.В. Малкова. Епископ Скопинский и Шацкий Питирим передал присутствующим слова поздравления губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова.

http://patriarchia.ru/db/text/5940970.ht...

Боголюбский женский монастырь (Сарсы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Основан в 1896 году. В 1940-е годы здания монастырского комплекса были окончательно разрушены. С 1 июля 2014 года обитель восстанавливается. Содержание История [ править править код ] В селе Сарсах Пермской губернии Красноуфимского уезда в 1896 году по благословению святителя Феофана Затворника Вышенского, архимандритом Зосимой (Рашиным) была основан женский мессионерский монастырь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1900 году в монастыре проживали 90 насельниц. Сестры жили в полном послушании, в единодушии и любви, как одна большая семья. Монастырские труды – послушания – сестры несли соответственно своим способностям, душевным и телесным силам. В монастырских мастерских насельницы занимались ткачеством, рукоделием, переплетным делом, писали иконы и вышивали. В 1913 году игумения Маргарита ослабела здоровьем и практически отошла от дел и в 1914 году была назначена игуменией обители монахиня Антония (Выголова). В обители проживало на тот момент около 200 сестер. Посвящение монахини Питиримы в игумению В период октябрьского переворота 1917 года и гражданской войны 1920 года жизнь в монастыре складывалась непросто. Беззащитные насельницы безмолвно терпели бесцеремонные вторжения на территорию обители представителей обеих противоборствующих сторон: то " белых " , то " красных " , постоянно нарушавших молитвенную тишину и покой. С установлением советской власти в уезде хозяйством и всем монастырским имуществом завладела сельскохозяйственная коммуна. Захваченные монастырские земли урожая не принесли, начался голод. Сестры со скорбью покидали разоренный монастырь. В 1940-е годы здания монастырского комплекса были окончательно разрушены, на месте некогда многолюдной обители виднелись одни руины. Монастырская гора, на которой ранее возвышалась обитель, осталась единственным молчаливым свидетелем и повествователем грозных событий. 1 июля 2014 года по благословению Митрополита Кирилла Екатеринбургского и Верхотурского монашеская жизнь возобновилась на этом историческом месте. На приходе храма в честь иконы Божией Матери " Боголюбской " , находящемся на территории разрушенной обители, была создана монашеская община.

http://azbyka.ru/palomnik/Боголюбский_же...

В Тамбове состоялись торжества в честь Собора Тамбовских святых 12 августа 2017 г. 10:06 10 августа 2017 года, в день памяти святителя Питирима, епископа Тамбовского, праздник Собора Тамбовских святых, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , епископы Уваровский и Кирсановский Игнатий , Мичуринский и Моршанский Гермоген , Арцизский Виктор совершили Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова. За богослужением молились глава администрации города Тамбова С.А. Чеботарев, первый заместитель председателя Тамбовской областной Думы В.Н. Карев, заместитель главы администрации области Н.Г. Астафьева, настоятельница Вознесенского женского монастыря города Тамбова игумения Тавифа (Ковылова), настоятельница Сухотинского Знаменского монастыря игумения Нонна (Тютикова), насельницы обителей, прихожане кафедрального собора и храмов Тамбовской митрополии , паломники. По окончании Литургии был совершен праздничный молебен и крестный ходом по территории Спасо-Преображенского собора. По завершении богослужения с приветственным словом в адрес архипастырей Тамбовской митрополии от лица духовенства обратился протоиерей Петр Лукин. От имени законодательной власти с днем памяти святителя земли Тамбовской Питирима архипастырей, духовенство и верующих поздравил заместитель председателя Тамбовской областной Думы В.Н. Карев. Заместитель главы администрации Тамбовской области Н.Г. Астафьева от имени губернатора поздравила участников торжеств с праздником всех святых Тамбовской земли и выразила благодарность митрополиту Феодосию за труды по духовному окормлению тамбовчан, попечение о духовном просвещении подрастающего поколения и укреплении православных традиций в Тамбовской области. Глава города Тамбова С.А. Чеботарев в своем поздравительном слове напомнил о том, что свет Православия, пролитый святителем Питиримом на Тамбовской земле, дал в дальнейшем удивительный сонм святых, которые прославили Тамбовский край. Среди них Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник Вышенский, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие. Сегодня по их молитвам возрождается церковная жизнь и православные духовные традиции. С.А. Чеботарев выразил глубокую благодарность митрополиту Феодосию за активное сотрудничество с администрацией города Тамбова в духовно-просветительской деятельности, а также сердечно приветствовал двух архипастырей земли Тамбовской и епископа Виктора, представителя Украинской Православной Церкви .

http://patriarchia.ru/db/text/4979967.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010