10.10.2017 Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской духовной миссии (1847—1853). Часть 2 Статья митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована на портале Богослов.RU. Статья митрополита Калужского и Боровского Климента опубликована на портале Богослов.RU. Вниманию читателей предлагается продолжение статьи Служение святителя Феофана Затворника (Вышенского) в Палестине в первом составе Русской духовной миссии (1847—1853 гг.) председателя Издательского совета Московского Патриархата митрополита Калужского и Боровского Климента. В представленной публикации повествуется о том, какие послушания нес во время пребывания на Святой Земле святитель Феофан, тогда еще иеромонах, и с какими трудностями при этом сталкивался. Особый интерес может вызвать описание политической и религиозной ситуации в Палестине того времени, которая накладывала отпечаток на служение святого и всей Духовной миссии. Помимо изучения аскетических творений, во время пребывания на Святой Земле будущий святитель нес священническое служение, а также совершал таинства, в которых нуждались приезжавшие православные паломники. В мемуарах архимандрита Порфирия неоднократно упоминаются богослужения, которые совершал иеромонах Феофан один или соборно с главой миссии и греческим духовенством. Так, 1 августа 1848 года иеромонах Феофан служил воскресную Литургию в Иерусалимском монастыре святой Екатерины «для русских черноризцев» , то есть монашествующих. В том же году 8 ноября, в престольный праздник — собор Архистратига Михаила — в Архангельском монастыре Иерусалима прошло соборное служение Божественной литургии, в котором приняли участие «Блаженнейший владыка [Патриарх Иерусалимский Кирилл], его наместник Мелетий, Газский архиепископ Филимон, архимандрит Порфирий, архимандрит Георгиевского монастыря Анания, иеромонах Феофан и арабский священник Михаил» . По воспоминаниям А.Н. Муравьева, посетившего Палестину зимой 1849-1850 года, духовенство Русской миссии принимало его в Иерусалиме в своей резиденции — «обители Архангелов» , неоднократно служило в храме Воскресения, на Святом Гробе и на Голгофе , сопровождало в Вифлеем, где он имел ранее недоступную ему возможность «слушать Литургию славянскую в вертепе Рождества» . Описывая поездку в Горнюю, «где с евангельской простотой впервые раскрылась миру тайна воплощения», Муравьев упоминает о том, как «русская братия воспела вдохновенную песнь, некогда здесь произнесенную устами Честнейшей Херувим» .

http://new.izdatsovet.ru/news/sluzhenie-...

В.В. Каширина Жизнь, юность и студенчество святителя Феофана, Затворника Вышенского Семья, место и дата рождения Родиной святителя Феофана является Российское Черноземье – плодородные лесостепные территории юго-западной России, имевшие стратегическое значение для Московского царства. Борис Годунов основал в этих местах линию крепостей для защиты от набегов крымских и ногайских татар. К таким военизированным поселениям принадлежал Усть-Чернавский острог (впоследствии город Чернавск или Чернавск-на-Сосне), позволявший русским держать контроль над бродом через медлительную полноводную реку Сосну при впадении в нее мелкого и быстрого притока – Большой Чернавки. Этот брод, как часть Кальмиусского шляха, служил вратами в русские земли для татар во время их опустошительных походов до середины XVII в. 1 В следующем столетии Чернавск утратил значение уездного города, и в 1779 г. за ним официально был закреплен статус села. Ближайшими уездными городами были Елец и Ливны, расположенные в 38 и 28 верстах соответственно. При образовании в 1796 г. Орловск ой губернии село Чернава оказалось в ее границах в составе Елецкого уезда 2 . В XIX в. Чернавск был довольно большим и многолюдным селом на оживленном тракте, соединявшим губернские центры Орел и Воронеж. Через него проходило множество богомольцев, совершавших паломничество в Задонский монастырь. В то время в Чернавске было три действующих храма. Один из них – тот, что располагался на месте упраздненного при Екатерине II Владимирского мужского монастыря – был освящен в честь иконы Божией Матери «Владимирская» 3 . В этом храме служил родитель святителя Феофана – священник Василий Тимофеевич Говоров. Предыдущие поколения предков святителя по мужской линии, как минимум, с первой половины XVIII века 4 проживали в другом уезде, также вошедшим в состав Орловской губернии – Малоархангельском, в селе с двойным названием: Богоявленское или Фошни (Фошня). Многие поколения церковно- и священнослужителей Говоровых служили в этом селе в храме Святого Богоявления. По данным последних исследований, прямая родословная святителя Феофана прослеживается в следующих клириках и причетниках Богоявленского храма: священник Андрей Говоров (1655–1720), дьячок Петр Андреевич Говоров (род. 1687), священник Петр Петрович Говоров (1713–1744), диакон Петр Петрович Говоров (род. 1730) и, наконец, дед святителя – пономарь Тимофей Петрович Говоров (род. 1750) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вел. княгиня знакомилась с историей России, учила рус. язык, брала уроки рисования у академика исторической живописи М. П. Боткина. Совместная жизнь супругов строилась на христ. началах. В духовной жизни на Эллу большое влияние оказывал муж. Как паломники они посетили Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (в сент. 1886) и Св. землю (в сент.-окт. 1888), после чего вел. княгиня решила перейти в Православие. По законам Российской империи Элла имела право не принимать Православие. 1 янв. 1891 г. она написала отцу: «Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии... Я все время думала, и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь - принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж». Она отметила, что муж никогда не старался принудить ее к выбору правосл. веры, предоставляя это ее совести. «Как было бы просто,- продолжала она,- оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем, притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь?! Я думала, и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия найдена. Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Таин вместе с моим мужем... Я не могу откладывать этого» ( Миллер. 2002. С. 69-70). Во 2-м письме отцу, к-рый не одобрил ее решения, она писала: «...я лгала все это время, оставаясь для всех в моей старой вере... Это было бы невозможным для меня продолжать жить так, как я раньше жила» (Там же. С. 73). По просьбе вел. княгини для ее отца протопр. Иоанн Янышев составил «Пункты различия между православным и протестантским вероучением», на полях текста Элла оставила приписки. «Даже по-славянски,- писала она,- я понимаю почти все, никогда не уча его» (Там же. С. 74). В ответе брату Эрнсту она объясняла свое решение тем, что ее привлекает именно основа веры. «Внешние признаки только напоминают нам о внутреннем,- подробно описывала она свое состояние.- ...Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение» (Там же. С. 77). Кроме англ. кор. Виктории и сестры Виктории Баттенбергской родственники вел. княгини не одобрили ее решения. В письме от 5 янв. 1891 г. цесаревичу Николаю Элла подтвердила свое решение перейти в Православие: «...хочу сделать это к Пасхе, чтобы иметь возможность причаститься на Страстной неделе. Это великий шаг, т. к. для меня начнется новая жизнь, однако я верю, что Господь благословит такое решение» (Мат-лы к житию. 1996. С. 10-11).

http://pravenc.ru/text/189843.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святитель Феофан Затворник Свт. Феофан Затворник. Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии (автор А. Алёшин, 2004 г.) Святитель Феофан Затворник Вышенский В 1856 году был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе , что было обусловлено тем, что он был хорошо знаком с православным Востоком и вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Православная Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Синод , заинтересованные в скорейшем ее прекращении, поручили архимандриту Феофану собрать сведения, касающиеся греко-болгарской распри. 9 марта 1857 года отец Феофан представил отчет, который имел большое значение при обсуждении этого вопроса Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. Своей симпатией к болгарскому народу, сочувствием к его законным требованиям, своим искренним желанием помочь отец Феофан снискал себе большую любовь среди болгар. Озабоченный сложной ситуацией в Болгарской Церкви , архимандрит Феофан не забывал и о благе Константинопольской Церкви. Он близко познакомился с внутренней жизнью константинопольского патриархата, с состоянием синода, положением патриарха, епископов, священников, содержанием церквей и духовенства, и ему открылась бедственная картина. Обо всем этом отец Феофан писал в своем отчете, взывая о помощи к «великодушной» России, которой «не следует оставлять своей матери по вере в этом беспомощном состоянии». Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан заботился и о русских, которые здесь жили, и предложил русскому правительству устроить в Константинополе госпиталь для русских матросов и паломников и просил также устроить «братство с церковью». Во время пребывания за границей отец Феофан еще более укрепил знание греческого языка, которое он применил в последующих трудах. На православном Востоке он собрал много драгоценных жемчужин святоотеческой, главным образом аскетической литературы.

http://drevo-info.ru/articles/4056.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Выше Выши только небо Очерк о паломничестве в Свято-Успенскую Вышенскую пустынь к святителю Феофану Затворнику 24.01.2015 547 Время на чтение 18 минут I Казанский собор Вышенской обители В этот день владыка Феофан встал раньше обычного, прочитал утренние молитвы, последование ко Святому Причащению. Неспешно, с особым чувством отслужил в своем келейном храме Божественную Литургию , причастился святых Христовых тайн. Всей пищей его были лишь Святые Дары и глоток теплоты. Потом он сел к своему рабочему столу, просмотрел бумаги, особенно внимательно - письма, убедившись, что не осталось неотвеченных. Прошел в свою спальню, затеплил от никогда не угасавшей лампады две свечи, поставил их тут же, на подсвечник. Склонился в земном поклоне перед образом Спасителя, писанным его же рукой, тихо произнес: «В руце твои, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой...» Лег на скромное ложе под палаткой из белой ткани, скрестил руки на груди, глубоко вздохнул и закрыл глаза. Таким его через некоторое время и застал келейник монах Евлампий. Траурный звон монастырского колокола возвестил братии Вышенской пустыни скорбную весть. Впервые за 20 лет наполнилась людьми в черных облачениях келия, куда доселе входили лишь настоятель монастыря архимандрит Аркадий, духовник игумен Тихон да брат Евлампий. Откуда, скрыв в затворе свое человеческое естество, изливал на мир свет Божественной любви и мудрости поистине всероссийский архипастырь. Наверное, это было так. 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня, закончил свой земной путь тезоименитый Богоявлению святитель Феофан, епископ Тамбовский и Шацкий, Затворник Вышенский. Один лишь всеведущий Господь был свидетелем его мирной праведной кончины. Вышенская пустынь. Фото кон. XIX-haч. XX в. В середине лета я наконец собрался в паломничество к месту упокоения святителя Феофана, куда влекло меня уже не первый год. Разделавшись с неотложными делами, отложив все, какие только можно было отложить, попечения, я назначил день и решился отправиться в путешествие.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Келейник свт. Феофана Затворника и афонский подвижник схииеродиакон Лазарь (Деминский) Келейник свт. Феофана Затворника и афонский подвижник схииеродиакон Лазарь (Деминский).   День памяти – 26 августа   Он был ближайшим учеником и келейником свт. Феофана Затворника Вышенского, лично переписывал многие его произведения и помогал святителю в подготовке к изданию его книг. Схииеродиакон Лазарь (в миру Александр Ильич Деминский) родился в 1830 году в Рязанской губернии. С юных лет он мечтал посвятить свою жизнь служению Богу и поступить в монастырь. В 1866 году Александр Ильич поступил в Вышенскую пустынь, где вскоре стал келейником святителя Феофана (Говорова), находившегося здесь в затворе. Именно им он был пострижен в мантию с именем Аполлос и рукоположен в иеродиакона. Он лично переписывал многие произведения святителя и помогал ему в подготовке к изданию его книг. Святитель знал о внутренней тяге отца Аполлоса к безмолвной жизни и о тайном желании его подвизаться на Афоне. В 1873 году святитель Феофан Затворник благословил своего любимого ученика и келейника отца Аполлоса на отшельническую жизнь на Святой Горе. Отец Аполлос немедля выехал на Афон и поселился там в заброшенной каливе около Крестовоздвиженской келлии, в которой в полном затворе подвизался 10 лет. Все это время Иисусова молитва была его утешением. А его едой был дикий лук, грецкие орехи и сухари. Огород он не разводил. Да и негде было, так как его калива находилась в скалистой местности.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=42&iid=2...

П.А. Смирнов Глава III. Служба в заграничных миссиях Преосв. Феофан сердечно любил и глубоко был предан важному делу христианского воспитания, но не мог всецело посвятить себя и навсегда остаться на этом поприще. Так как учебная служба у него всегда соединялась с административными и хозяйственными заботами и хлопотами, к которым никогда не лежала его душа, то он нередко тяготился ею. Дух его стремился в более сродную ему область молитвенного общения с Богом и иноческого жития. Тогдашнее настроение святителя (служил в Академии) ярко сказалось в одном из писем в следующих словах: «Занятия по должности до тошноты прискучили и отвлекают от храма. Там – рай: пришел в церковь , и не шел бы оттуда» 33 . Скоро представился случай к удовлетворению нравственной потребности инока. В половине 1847 г. русское правительство отправляло в Иерусалим духовное посольство, имевшее своей задачей чрез ознакомление с действительным положением православия на востоке подготовить почву для учреждения постоянной русской миссии в Палестине. Начальником посольства был назначен известный ученый археолог архимандрит Порфирий, а в члены ее был избран, согласно своему желанию, бакалавр С.– Петербургской академии иеромонах Феофан. Можно представить себе восторженную радость молодого инока при осуществлении мысли посетить и насладиться пребыванием в священных местах Палестины! Он возлагал большие надежды на свое путешествие и не ошибся. Миссия, имея постоянное жительство в Иерусалиме, с целью ознакомления и поклонения святыням посетила все священные места востока – Палестины, Египта, Сирии и др., везде удовлетворяя духовные нужды многочисленных русских паломников, защищая и поддерживая их от инославной пропаганды. Иеромонах Феофан ревностно исполнял возложенные на него официальные обязанности, но вместе с тем тут же успел много сделать и лично для себя. Он интересовался главным образом древними христианскими обителями иночества, а при обозрении их особенное внимание сосредотачивал на изучении жизни подвижников и памятников древней аскетической письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Святой подвиг Псково-Печерских старцев – назидательный пример Жития во Христе (По книге: «У пещер Богом зданных») Да послужат жизнеописания псковских подвижников назидательным примером того, как следует нам жить «по Христу», сообразуя с Ним и с Его Вечной Истиной все наши дела, устремления и надежды 203 Надо постепенно в Царствие Небесное идти, и тебе надо ещё потрудиться над собой. Кто бежит бегом туда, то его тащат назад. Он – пустой. Чего там такому делать? А ты потихоньку – и дойдёшь туда, только не спеши 204 Что в жизни достойно удивления? Человек добрый между злыми 205 Введение Узреть Бога ( Мф. 5, 8 ) – это не значит увидеть или уразуметь существо Божие. Оно непостижимо – и даже предстоящие у Престола Божия Херувимы и Серафимы закрывают свои лица. Это значит – увидеть славу Божию, нерукотворный свет. Узреть сие удостаиваются немногие – великие подвижники веры и благочестия. К ним и относятся Псково-Печерские старцы, истинные Божии люди. Псковская земля на протяжении веков взрастила многих и многих святых – славных святителей, преподобных отшельников, блаженных юродивых, благоверных князей, великих праведников, проходивших свой земной путь как в монастыре, так и в миру. Это было. Это, слава Богу, и есть, о чём свидетельствует и сообщение о них в изданной Московским Сретенским монастырём в 2000 году книге «У пещер Богом зданных», и живая добрая сегодняшняя весть о них. «На протяжении половины тысячелетия, – свидетельствует братский духовник девяностолетний старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , – Псково-Печерская обитель была и остаётся духовной святыней, куда стекались и стекаются паломники со всех концов России, где каждая верующая душа находила и находит путь к покаянию и утешению» (489) 206 . Промысл Божий так устроил, что псковская обитель, по праву именуемая «Домом молитвы», стала в лихие годы истории Русской Православной Церкви местом приюта иноков, изгонявшихся из закрываемых атеистическими властями монастырей: из Оптиной, Глинской, Вышенской пустыней, из монастырей Украины и Молдавии. В конце пятидесятых годов XX века сюда прибыли старцы и Ново-Валаамского монастыря из Финляндии. Здесь они и завершили свой земной путь 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Сортировать по Исключить новости Первого проректора Московской Духовной Академии, магистра богословия архимандрита Макария (Веретенникова) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 23 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 2000 1 1996 186. Макарий, архим. Макариевские чтения: наши интервью. Для нас и потомков//Новая жизнь (Можайск). 1996 август 17. — С. 2. 187. Он же. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. — С. 304. 188. Он же. Московский Митрополит Макарий//Первый Проректор Московской Духовной Академии архимандрит Макарий (Веретен­ников). М., 1996. — С. 24–26. 189. Он же. Заметки по русской агиологии//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1996. 2/3 (9/10). — С. 257–267. 190. В “Зеркало” заглянул… архимандрит Макарий. В генах русского человека заложено Православие//Зеркало (Вологда). 1996 октября 3. 198. — С. 11, 13. 191. “Я говорю об ответственности каждого”. Беседа с архимандритом Макарием (Веретенниковым)//Благовестник. Вологодская епархиальная газета. 1996. 5 (20). — С. 3. 192. Makari Archimandrit . Bischof Guri von Rjasan (1554–1562). Aus der Geschichte der russischen Hierarchie des 16. Jahrhunderts//Stimme der Orthodoxie. 1996. 3. — S. 60–61. 193. Макарий архим. Первый образ в иконографии русских святых//Православие и русская народная культура. Кн. 6. М., 1996. — С. 5–21. 194. Он же. Митрополит Макарий и его святые современники//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1996. 4(11). — С. 158–172. 195. Он же. Ростовский архиепископ Никандр//Русь. Литературно-исторический журнал. 1996. 5. — С. 28–32. 196. Он же. Всероссийский Митрополит Макарий и его святые современники//Вышенский паломник. Православный журнал религиозного объединения — братства “Благотворитель” во имя святителя Феофа­на Затворника Вышенского. Рязань. 1996. Сентябрь — Ноябрь. — С. 56–60. 197. Он же. Митрополит Макарий — выдающийся книжник Древней Руси (традиции и особенности)//Там же. — С. 61–65.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

Эммануиловка. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты В селе Эммануиловка (Засечинка) церковь деревянная, теплая, построена на средства г. Нарышкина в 1860 г., престол во имя преподобного Сергия Радонежского. Дворов 134, душ муж. пола 463, жен. пола 549, великороссы, земледельцы, имеют земли 3 десятины душевого надела, овчинники. Раскольников 1 двор, 12 душ обоего пола, живут в деревне Жданной. В приходе три деревни: Важная, Жданная и Марьинка (Мариновка), реки Выша и Известь. Приход окружен лесами г. Нарышкина. Школа церковно-приходская, смешанная, одноклассная, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1800 года. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Шацкий уезд, стр. 684. Храм Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка построен в 1860 году на средства графа Эммануила Дмитриевича Нарышкина. Вблизи церкви, на берегу пруда, расположен святой источник, для паломников оборудована купальня. В храме Сергия Радонежского ранее почивали мощи святителя Феофана Вышенского Затворника. С приходом Советской власти церковь закрыли, помещение отдали под зернохранилище. В середине 1970-х годов храм Преподобного Сергия Радонежского возвращен верующим. На протяжении 37 лет настоятелем его является протоиерей Георгий Глазунов. В Сергиевском храме находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская Вышенская. 23 октября 2010 года здесь прошли торжества, посвященные 150-летию освящения храма Преподобного Сергия Радонежского. Божественную литургию возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, за богослужением пел хор Троице-Сергиевой Лавры. Село Эммануиловка расположено в 28 км к востоку от города Шацка. Расстояние от села до районного центра Шацк по автодороге - 34 км. Интересны версии происхождения названия села. Первая легенда происходит от местных жителей, которые до сих пор называющих село Мануиловка, и по их мнению буква «э» появилась в его названии в первые годы советской власти. Будто бы малограмотный писарь, оформляя какие-то документы, записал село как Эммануиловка, посчитав, что так благозвучнее. А Мануиловкой село было названо по имени помещика Мануила. Кроме того, вплоть до начала XX в. село Эммануиловка носила также и второе название - Засечинка. Село Засечинка возникло не позднее XVII века в районе бывшей Большой засечной черты, от которой и получило свое название. Вторая версия происхождения названия связана с именем последнего владельца села. В XIX в., вплоть до отмены крепостного права в 1861 г., село принадлежало дворянскому роду Нарышкиных. Его последним владельцем был тайный советник и обер-камергер Эммануил Дмитриевич Нарышкин, в честь которого село и получило свое второе название - Эммануиловка.

http://sobory.ru/article/?object=20344

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010