Иконоборческий собор 754 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Насколько упорно император Константин был сосредоточен на созыве этого собора видно из того, что он буквально бросил на произвол судьбы Италию, которую пядь за пядью захватывали лангобарды. Риму грозила оккупация. Папа Стефан II умолял Константина исполнить обещание и послать в Италию войска и искусных генералов, чтобы остановить наступление короля Астольфа. Но Константин отказал, всецело занятый своим иконоборческим безумием. Тогда папа вынужден был обратиться к королю франков Пипину, просить его помощи и венчать его царским венцом. Так потом и вышло. Франкские короли отняли y лангобардов Италию и подарили ее папе. Так родилась светская власть папы. Еретическое безумие византийских царей само гнало от себя прочь римскую церковь. Собору был отведен дворец Иериа на другом берегу Босфора, между Хрисополем и Халкидоном. Замышлялся он, как вселенский. Но ни Рим, ни Александрия, ни Антиохия, ни Иерусалим на нем не были представлены. Всего собралось 338 епископов (!). Патриарх Анастасий перед тем умер. Председателем собора был Феодосий Ефесский, незаконный сын императора Тиверия III Апсимара (698-705 гг.). Столпами собора были: митрополит Антиохии Писидийской Василий Трикокав и митрополит Перги Памфилийской Сисиний Пастилла. Заседания продолжались с 10 февраля по 8 августа. 8 августа собор перешел во Влахернский храм в Константинополе. Император в преемники Анастасию избрал монаха Константина, епископа Силлейского из Пергской митрополии, и сам возвел его на патриарший престол. 27 августа на ипподроме провозглашен был и орос собора, и анафема защитникам икон: Герману Константинопольскому, св. Иоанну Дамаскину и Георгию Кипрскому. A императора Константина отцы собора величали 13-м апостолом и возглашали: «Днесь спасение миру бысть, ибо ты, царь, искупил нас от идолов!» Ряд мыслей и формул ороса таков: «Под личиной христианства диавол ввел поклонение идолам, убедив своими лжемудрованиями христиан не отпадать от твари, но поклоняться ей, чтить ее и почитать тварь Богом под именем Христа. Ввиду этого император собрал собор, чтобы исследовать Писание ο соблазнительных обычаях делать изображения, отвлекающие человеческий ум от высокого и угодного Богу служения к земному и вещественному почитанию твари, и по Божию указанию изречь то, что будет определено епископами.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435383/

К сожалению, царь, возможно, боясь, что избранный в это время новый патриарх окажется врагом обрядовых новшеств, не решился немедленно созвать собор, который должен был бы избрать преемника Никону, а в последующие годы уже сам Никон стал сожалеть, что отказался от власти и начал подумывать о своем возвращении на патриарший престол. В феврале 1660 года собор наконец был созван, но тогда Никон заявил представителям царя, что хотя он и соглашается на избрание своего преемника, но категорически настаивает на том, чтобы этот преемник был поставлен с его, Никона, благословения, а сам он оставляет за собой сан патриарха. Тем не менее собор вынес решение избрать нового патриарха, не запрашивая благословения Никона, а его самого лишить сана московского патриарха за безответственное оставление святительского Положение неожиданно осложнилось, когда это решение было опротестовано старым и верным сотрудником Никона, старцем Епифанием Славинецким, который неофициально играл роль адвоката своего бывшего покровителя. Ссылаясь на решения вселенских и поместных соборов, Славинецкий отметил, что лишение Никона сана патриарха не соответствует канонической практике православной Действительно, положение было крайне неясно. В истории русской церкви таких случаев еще не бывало, а на Востоке уходивший на покой или вынужденный оставить свой престол патриарх часто сохранял свой сан. Но в данном случае, зная натуру властного и беспокойного Никона, можно было опасаться, что оставление за ним сана патриарха может создать большие трудности и умалит авторитет его преемника. Поэтому, не зная в точности, как следовало бы поступить в согласии с каноническими правилами, царь и собор отсрочили окончательное решение и постановили созвать общеправославный собор с участием восточных патриархов, а пока что оставить во главе церковного окормления все того же нерешительного Питирима Крутицкого. Начались долгие переговоры с восточными патриархами, которые только в 1666—1667 годах привели к созыву такого собора. Это решение обратиться к арбитражу восточных греческих патриархов оказалось чревато тяжелыми последствиями для русской церкви, так как заранее исключало возможность вернуться к старому русскому обряду или по крайней мере найти какое-нибудь компромиссное решение, которое было бы приемлемо для сторонников старого обряда.

http://sedmitza.ru/lib/text/439538/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИОНСКИЙ II СОБОР (7 мая - 17 июля 1274), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Григорием X (1271-1276); в католической традиции признается XIV вселенским Собором. Подготовка Л. С. 31 марта 1272 г. папа Григорий X разослал письма влиятельным светским правителям и крупным церковным деятелям Зап. Европы, в т. ч. франц. кор. Филиппу III Смелому (1270-1285) и англ. кор. Генриху III (1216-1272). Папа призвал собраться 1 мая 1274 г. на Собор в городе, название которого первоначально хранилось в тайне (in loco quem licet ad presens subticeamus ex causa, competenti tamen tempore vobis curabimus intimare - Martin. 1905. N 1542-1545). Аналогичное письмо было направлено 1 апр. 1272 г. лат. патриарху Иерусалима, находившемуся тогда в Риме (Ibid. N 1546). В посланиях папа обозначил повестку предстоящего Собора: 1) объединение Константинопольской Православной Церкви с Римско-католической Церковью; 2) отвоевание Св. земли; 3) церковная реформа, необходимость к-рой была вызвана падением нравов среди клира и мирян. Хотя о необходимости церковной реформы традиционно говорилось в папских документах о созыве Соборов, по всей видимости, реформирование Церкви действительно входило в намерения Григория X. 11 марта 1273 г. он обратился к предстоятелям неск. крупных диоцезов, в т. ч. к архиепископу Сантьяго-де-Компостела, с просьбой узнать мнение клириков и мирян о том, какие общественные пороки необходимо устранить (Ibid. N 1561-1562). 13 апр. 1273 г. понтифик сообщил делегатам из Франции, Англии, Шотландии, Норвегии, Польши, Испании, Венгрии, Германии и итал. гос-в, что Собор состоится в имперском г. Лион (Les registres de Grégoire X. 1960. P. 108; Martin. 1905. N 1563). Выбор этого города папа объяснил тем, что в нем было «проще собрать князей и прелатов» (ut principum et praelatorum eorumdem facilius habere possimus praesentiam). 24 окт. 1272 г. папа Григорий X сообщил о созыве Собора визант. имп. Михаилу VIII Палеологу (1261-1282) и предложил ему прибыть в Лион либо направить туда апокрисиариев. 25 окт. аналогичное письмо было составлено для патриарха К-польского Иосифа I Галисиота (1267-1275, 1282-1283) ( Martin. 1905. N 1553-1554).

http://pravenc.ru/text/2110520.html

Митрополит Волоколамский Иларион: " Уния была и остается спецпроектом Римско-Католической Церкви, направленным на обращение православных в католичество " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104086.html 04 апреля 2014 Митрополит Волоколамский Иларион: " Уния была и остается спецпроектом Римско-Католической Церкви, направленным на обращение православных в католичество " Источник:  https://mospat.ru/ru/2014/04/04/news100434/ Русская Православная Церковь В интервью газете National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о значении намеченного на 2016 год Всеправославного Собора, о ситуации на Украине, а также о православно-католических отношениях на современном этапе. –Насколько важным для Православной Церкви является намеченный на 2016 год Всеправославный Собор? Нужно ли его рассматривать как нечто похожее на Второй Ватиканский Собор в истории Католической Церкви? – Важность Всеправославного Собора в том, что после эпохи Вселенских Соборов это будет первый Собор, на котором будут представлены все общепризнанные на сегодня Православные Церкви. За прошедшие 12 с лишним столетий созывались соборы разного уровня, включавшие представителей разных Церквей, но этот будет первым общеправославным Собором за данный период. Этот Собор – плод многолетней работы Поместных Церквей, длившейся более 50 лет. Сравнивать его со Вторым Ватиканским Собором едва ли стоит: повестки дня очень сильно отличаются. Кроме того, мы не ожидаем от Всеправославного Собора никаких реформ, которые бы существенным образом повлияли на жизнь Православия. – Патриарх Кирилл сказал, что Всеправославный Собор должен затронуть такие вопросы, как изгнание христиан из ближневосточного и североафриканского региона, культ потребления, разрушение основ нравственности и семьи, клонирование и суррогатное материнство. Насколько важны эти вопросы для Вас, и хотели бы Вы, чтобы и другие темы, например, единство с Католической Церковью, были включены в повестку Собора?

http://religare.ru/2_104086_1_21.html

Митрополит Иларион: Уния была и остается спецпроектом Римско-Католической Церкви, направленным на обращение православных в католичество Мы не теряем надежду на то, что отношения между православными и католиками нормализуются 4 апреля, 2014 Мы не теряем надежду на то, что отношения между православными и католиками нормализуются В интервью газете National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о значении намеченного на 2016 год Всеправославного Собора, о ситуации на Украине, а также о православно-католических отношениях на современном этапе. –Насколько важным для Православной Церкви является намеченный на 2016 год Всеправославный Собор? Нужно ли его рассматривать как нечто похожее на Второй Ватиканский Собор в истории Католической Церкви? – Важность Всеправославного Собора в том, что после эпохи Вселенских Соборов это будет первый Собор, на котором будут представлены все общепризнанные на сегодня Православные Церкви. За прошедшие 12 с лишним столетий созывались соборы разного уровня, включавшие представителей разных Церквей, но этот будет первым общеправославным Собором за данный период. Этот Собор – плод многолетней работы Поместных Церквей, длившейся более 50 лет. Сравнивать его со Вторым Ватиканским Собором едва ли стоит: повестки дня очень сильно отличаются. Кроме того, мы не ожидаем от Всеправославного Собора никаких реформ, которые бы существенным образом повлияли на жизнь Православия. – Патриарх Кирилл сказал, что Всеправославный Собор должен затронуть такие вопросы, как изгнание христиан из ближневосточного и североафриканского региона, культ потребления, разрушение основ нравственности и семьи, клонирование и суррогатное материнство. Насколько важны эти вопросы для Вас, и хотели бы Вы, чтобы и другие темы, например, единство с Католической Церковью, были включены в повестку Собора? – Эти слова Святейшего Патриарха Кирилла отражают позицию Русской Православной Церкви, в соответствии с которой повестку дня Всеправославного Собора необходимо дополнить актуальными для современного общества темами, требующими реакции со стороны мирового Православия. Кроме того, есть перечень из десяти тем, документы по которым готовились Поместными Церквами в течение многих лет подготовительной предсоборной работы. По восьми из них уже достигнуто единомыслие всех Поместных Церквей, и они, пройдя некоторую финальную доработку, будут вынесены на решение Собора. Среди них есть и тема отношения Православной Церкви к продолжению диалогов с другими христианскими конфессиями, включая католичество.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-uni...

Михаил Соллогуб: Доказывать право собственности на собор в Ницце следует не нам, а российскому государству РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_28392.html 14 апреля 2006 Михаил Соллогуб: Доказывать право собственности на собор в Ницце следует не нам, а российскому государству Источник:  http://www.blagovest-info.ru/ Благовест-Инфо 6 апреля суд г. Ниццы фактически отменил свое прежнее разрешение провести опись имущества внутри Свято-Николаевского православного собора. Судья заявил, что в настоящий момент он не компетентен решить вопрос о том, кто же является собственником участка земли, на котором построен собор, – российское государство или местный приход, относящийся к юрисдикции Вселенского патриархата. На вопросы о сути имущественного спора вокруг собора в Ницце отвечает секретарь Совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Вселенский патриархат), вице-президент Русского студенческого христианского движения (РСХД), профессор Сорбонны Михаил Соллогуб. – Почему приходская русская православная ассоциация Ниццы не допустила в Свято-Николаевский собор судебного исполнителя для проведения инвентаризации и оспорила соответствующее решение суда? – Судебный пристав явился в храм на основании заявления российского государства, которое считает себя собственником территории, а значит и построенного на ней церковного здания, а мы этого не признаем, считая, что собственником является местная религиозная ассоциация. А если мы не признаем право собственности РФ, то не видим никаких оснований для того, чтобы позволить ей проводить опись имущества в храме. – Не являются ли ваши действия неподчинением суду? – Надо правильно понимать, что судебный пристав явился в храм не на основании решения суда, а по предписанию председателя суда, к которому обратился российский консул, заявив о праве собственности РФ на данную недвижимость и попросив провести в храме опись имущества. Именно это предписание председателя суда, не рассмотревшего дела по сути, и оспаривала местная приходская ассоциация.

http://religare.ru/2_28392_1_21.html

Мониторинг СМИ Краткая справка об истории Поместных Соборов Русской Православной Церкви 22.01.2009 12:52 Согласно Уставу Русской церкви, Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, в количестве и порядке, определяемых Архиерейским Собором. Поместный Собор, в частности, утверждает постановления Архиерейского Собора, относящиеся к вероучению и каноническому устройству, канонизирует святых, избирает патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания, определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством, выражает в необходимых случаях озабоченность проблемами современности. Поместный Собор как канонический термин обозначает Собор поместной Церкви (тем самым подразумевается его противопоставление Вселенскому Собору). Однако более распространено восприятие Поместного Собора как Собора широкого состава, в который входят не только епископы, как в случае с Архиерейским Собором, но также клир и миряне. Исходя из этого, более распространенного, значения, можно сказать, что в истории Русской церкви было всего пять Поместных Соборов, и все они проходили в XX веке: в 1917-1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годах. Все Соборы (за исключением Архиерейских Соборов), которые проводились прежде, были скорее прообразом этих Поместных Соборов. В то же время важно иметь в виду, что единая модель участия клириков и мирян в Поместных Соборах XX века отсутствовала. Соборы на Руси созывались, начиная с Крещения Руси в 988 году. Однако о Соборах Киевского периода исторической науке почти ничего не известно. Более подробные сведения начинают поступать, начиная с периода татаро-монгольского ига и Московской Руси. Выборов на т.н. Поместные Соборы, которые проводятся в XX веке, до этого не проводилось. Существовала традиция (жесткой регламентации не было) приглашать на Собор видных московских священников (обычно их представляли настоятели кремлевских соборов и церквей), настоятелей крупных монастырей Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов. Кроме того, присутствовал царь со своей свитой. Подписи под деяниями Соборов ставили обычно только епископы, что придавало им качество скорее Архиерейских Соборов. Великие князья и цари сами указывали предметы соборных рассуждений, они же нередко публиковали соборные постановления от своего собственного лица.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Подготовка к VII Вселенскому собору А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Для выбора нового патриарха было организовано Ириной большое общественное собрание в Мангаврском дворце. Нужна была предварительная проверка общественного настроения для нахождение твердой почвы. Невольно создается впечатление, что все роли на этом собрании были заранее распределены. На вопрос императрицы ο кандидате в патриархи раздались дружные крики: асикрит Тарасий! Παντες αμοφρονως ειπον: μη εναι αλλον, ει μη Ταρασιον τον ασηκρητην «И мы, — сказала Ирина, — уже обращались мыслью к его кандидатуре, но он сам не желает патриаршества. Пусть он сам объяснится.» Тарасий выступил с обширной речью. Β ней он описал трудное положение церкви из-за разрыва с Западом и анафем, произнесенных со всех сторон на византийскую церковь. «Если защитники православия — императоры (т.е. Ирина и Константин VI) повелят внять моей справедливой просьбе ο созвании вселенского собора, то уступлю и я и исполню их повеление и приму ваш выбор. Если же не так, я считаю невозможным это сделать, чтобы не подпасть анафеме и не быть осужденным в день праведного Судии всех, когда не выручат меня ни императоры, ни иереи, ни начальники, ни толпы народа.» Подавляющее большинство приветствовало Тарасия и его мысль ο вселенском соборе. Но из военной среды не могли не раздаться и возражения. «Птенцы гнезда Копронимова» заявили, что собор излишен. Вселенский собор уже был при Константине V, и церковь на нем уже выразила свое суждение об иконах. Тарасий возразил, что собор 754 г. был созван в условиях стесненной свободы суждений, ибо иконы уже были низвержены со времени Льва Исавра. A кроме того, разве истину может связывать какое бы то ни было предшествующее суждение? Оппозиция была приглушена волей большинства, и Тарасий из светского состояния был быстро проведен по степеням священства и в Рождество 784 г. поставлен в патриархи. Β своей синодике Тарасий по обычаю свидетельствует свое православие. Между прочим упоминает и свою анафему на папу Гонория и делает обстоятельную ссылку на 82-е правило «Пято-шестого» собора 692 г.: «В некоторых начертаниях святых икон встречается фигура агнца. Мы хотим, чтобы Христос изображался в своем человеческом образе.» Это было веским аргументом вселенского признания церковью икон в VII в. Тарасий далее отвергал «все то, что было выдумано и напутано (т.е. в 754 г.).» B заключение патриархи приглашались послать своих представителей на вселенский собор.

http://sedmitza.ru/lib/text/435401/

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: " Уния была и остается спецпроектом Римско-Католической Церкви, направленным на обращение православных в католичество " Источник:  Русская Православная Церковь В интервью газете National Catholic Register председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о значении намеченного на 2016 год Всеправославного Собора, о ситуации на Украине, а также о православно-католических отношениях на современном этапе. –Насколько важным для Православной Церкви является намеченный на 2016 год Всеправославный Собор? Нужно ли его рассматривать как нечто похожее на Второй Ватиканский Собор в истории Католической Церкви? – Важность Всеправославного Собора в том, что после эпохи Вселенских Соборов это будет первый Собор, на котором будут представлены все общепризнанные на сегодня Православные Церкви. За прошедшие 12 с лишним столетий созывались соборы разного уровня, включавшие представителей разных Церквей, но этот будет первым общеправославным Собором за данный период. Этот Собор – плод многолетней работы Поместных Церквей, длившейся более 50 лет. Сравнивать его со Вторым Ватиканским Собором едва ли стоит: повестки дня очень сильно отличаются. Кроме того, мы не ожидаем от Всеправославного Собора никаких реформ, которые бы существенным образом повлияли на жизнь Православия. – Патриарх Кирилл сказал, что Всеправославный Собор должен затронуть такие вопросы, как изгнание христиан из ближневосточного и североафриканского региона, культ потребления, разрушение основ нравственности и семьи, клонирование и суррогатное материнство. Насколько важны эти вопросы для Вас, и хотели бы Вы, чтобы и другие темы, например, единство с Католической Церковью, были включены в повестку Собора? – Эти слова Святейшего Патриарха Кирилла отражают позицию Русской Православной Церкви, в соответствии с которой повестку дня Всеправославного Собора необходимо дополнить актуальными для современного общества темами, требующими реакции со стороны мирового Православия. Кроме того, есть перечень из десяти тем, документы по которым готовились Поместными Церквами в течение многих лет подготовительной предсоборной работы. По восьми из них уже достигнуто единомыслие всех Поместных Церквей, и они, пройдя некоторую финальную доработку, будут вынесены на решение Собора. Среди них есть и тема отношения Православной Церкви к продолжению диалогов с другими христианскими конфессиями, включая католичество.

http://religare.ru/2_104086.html

Принят Поместным Собором Русской Православной Церкви 8 июня 1988 года 1. Общие положения 1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Православной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. 2. Входящие в Русскую Православную Церковь экзархаты, епархии, благочиния, приходы и монастыри, а также миссии, представительства и подворья, находящиеся в СССР и за границей, канонически составляют Московский Патриархат. " Московский Патриархат " - другое официальное наименование Русской Православной Церкви. Примечание: " Московской Патриархией " именуется совокупность учреждений, находящихся по непосредственным ведением Патриарха. 3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на территории Союза Советских Социалистических Республик, а также на добровольно входящих в нее православных, живущих за границей. 4. Русская Православная Церковь осуществляет свою деятельность на основе: а) Священного Писания и Священного Предания; б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; в) постановлений своих Поместных Соборов; г) настоящего Устава, при уважении и соблюдении государственных законов. 5. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом. 6. Епархиальным органом церковной власти и управления является: правящий архиерей с Епархиальным собранием и Епархиальным советом. 7. Органом приходского управления является настоятель с Приходским собранием и Приходским советом. 8. Правами церковных судов обладают: Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод и Епархиальные советы. 9. Московская Патриархия, синодальные учреждения, епархии, приходы, монастыри, духовные школы и заграничные учреждения обладают гражданской правоспособностью. II. Поместный Собор 1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, исполнительная и судебная - принадлежит Поместному Собору.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1356...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010