Нижний Новгород. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1696 и 1697. В 1866 позакомарная кровля заменена четырёхскатной. Год утраты:1930 (снесена) Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, восточнее памятника К. Минину Координаты: 56.32717, 44.00729 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На территории современного сквера раньше стояла церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая и дала название главной площади Нижнего. В 1378 году на месте современного памятника Минину перед Дмитровской башней по велению великого князя Дмитрия Константиновича была построена церковь во имя его ангела, святого великомученика Димитрия Солунского. Церковь многократно страдала во время набегов неприятеля и от пожаров, но всегда восстанавливалась. Церковь была небогатая: сотная грамота Нижнего Новгорода 1621 года насчитывала в ней всего пять икон. К концу XVII века она была близка к разрушению. В приходе Димитровской церкви родился в 1659 году будущий митрополит Казанский и Свияжский Тихон (Воинов), возле церкви были похоронены его родители, умершие в 1660 году от морового поветрия. Став архимандритом, Тихон осуществил свою мечту построить новую церковь на могиле родителей. 8 октября 1697 года, будучи уже в сане митрополита Сарского и Подонского, он освятил новую каменную церковь и дал ей название Благовещенского собора в память Нижегородского Благовещенского монастыря, где он в юности принял монашество. Главный престол был во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, предельные — Димитрия Солунского (южный) и трех вселенских святителей (северный). Митрополит до самой смерти помогал собору: в 1723 году собор владел четырьмя лавками, амбаром и пятью пожнями за Волгой, полученными от него, не считая колокола в 100 пудов и прочей церковной утвари. Благодаря этому собор приобрёл значительность, стал называться Благовещенским сороком и имел в заведывании 8 церквей. Со временем собор лишился земель и угодий и утратил былое величие.

http://sobory.ru/article/?object=28326

Протоиерей Виктор Потапов: " Наша Церковь не намерена отступать от избранного курса " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_30454.html 09 июня 2006 Николай Бобринский Протоиерей Виктор Потапов: " Наша Церковь не намерена отступать от избранного курса " Источник:  http://we.sretenie.ru/stats/vpotapov.html " Мы в России и Зарубежье " IV Всезарубежный Собор, на котором обсуждался вопрос восстановления общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, завершился месяц назад. Но его итоги до сих пор вызывают споры, противоречащие друг другу толкования. Мало сказано также и о том, как проходил Собор, в каком духе делегаты участвовали в прениях и принимали решения. Прокомментировать результаты Собора и дальнейшее развитие процесса примирения двух Церквей редакция журнала " Мы в России и Зарубежье " попросила протоиерея Виктора Потапова, настоятеля Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне и председателя редакционной коллегии по изданию деяний IV Всезарубежного Собора. Отец Виктор, как Вы считаете, достиг ли Всезарубежный Собор своей цели? Да, он, безусловно, достиг своей цели. Многие ожидали, что Собор назначит какие-то сроки для полного восстановления евхаристического общения между двумя разделенными Церквами – Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью. IV Всезарубежный Собор носил консультативный характер и не был в праве что-либо решать, его делегаты высказывали свои взгляды, мнения, сформулировали резолюции, в которых недвусмысленно заявлено, что мы чаем евхаристическое общение с Церковью на родине. Мы скорее ожидали сроков от Архиерейского Собора, который заседал сразу после окончания Всезарубежного Собора. Архиерейский Собор принял и утвердил резолюции Всезарубежного Собора, но сроки тоже не назначил, чтобы дать возможность комиссиям двух Церквей по диалогу завершить свою работу. Архиерейский Собор, хотя в принципе и одобрил нормализацию отношений, постановил, чтобы комиссии еще раз встретились и выработали окончательный текст Акта о каноническом общении. Несмотря на то, что сроки не названы, сотрудничество наших Церквей в прямом смысле этого слова уже началось, т.к. архиепископ Марк по благословению Архиерейского Собора принимает участие в разбирательстве дела в Сурожской епархии. Как Вы знаете, там правящий архиерей Василий (Сергиевский – прим. ред.) решил весьма необычным образом порвать общение с Московским Патриархатом и перейти во Вселенский Патриархат. Наши архиереи согласились с инициативой Святейшего Патриарха Алексия II назначить владыку Марка в комиссию по разбирательству этого дела. Так что я думаю, что огорчаться тому, что не были назначены сроки, не следует. Вопрос принципиально решен, и нам остается терпеливо ожидать, когда, наконец, будет восстановлено полное евхаристическое общение.

http://religare.ru/2_30454_1_21.html

Скачать epub pdf Фотия патриарха Констянтина града послание учително о седмих соборех, и о православной вере, и какову подобает быти князю. Содержание Собор, первыи, на злочестивого Ариа Собор вторыи на духоборца Македония Собор, 3-й. на богоненавистного Нестория Собор, 4-й. на злочастного Евтихия Собор пятыи, на Оригена и иже тая мудрствующих злославных Собор, шестыи, на единоволных, Пира Сергия, и прочих единомудрствующих еретиков Собор, седмыи. на иконоборцев Начало наказания О совете О зависти О еже како поставляти начальников Яко достоит князю о всех промышляти Еже не подобает клятися Яко зло есть еже поношати благодати О ярости О целомудрии князей О пияньстве князей Яко не подобает словесы досаждати подвластным     Пресветлейшему и обозрителному и возлюбленному духовному нашему сыну Михаилу от Бога князю Болгарскому радоватися Иные убо благодати пресветлейшии и возлюбленныи наш сыне, малы и привременны, имже приносятся пользы дают елицы же обесчествуют сия, лучшю душю соделовают, от прелести убо очищающе и страстей. зарею же и светлостия добродетелей истины осиявающе. и сия убо благодати суть яко воистину велика приобретения и безсмертна. безсмертней и боговидней вещи подающе души, и некрадомое той и небесное снискающи богатьство, от них же честнейшая и прочих первенствующая благодать, еже к Богу есть не заблудное и спасителное руковождение его же первое и едино дарует чистые и непорочные веры нам християном учение и тайное наказание. сие же бо многообразные прелести человека избавляющее, и чистым души зрением чистейшей доброте службы чисте взирати сподобляет. имже ко премирному существу, и всех вине Содетелю возводится. и того единовидное и пребожественное Божество, яко же есть человеку мощно взираем. таковые убо благодати и дара смыслену твою душю обретшу достойну, желати тя добродетелей благочестия известихомся любезным даром, и велелепным учреждением. в нем же непорочные и пречистые нашея веры священное и богомудре вчинивше учение, святых и вселенских седмих соборов, аки забрала некая и ограждения сущих божественного сего и православного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Юхнов. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Карта и ближайшие объекты Казанский собор в г. Юхнове был построен в 1804 г. Он каменный, с пятью главами, трех престольный: главный –– в честь Казанской иконы Божией Матери (был освящен в 1815 г.), в южном приделе –– в честь Покрова Пресвятой Богородицы и северном –– в честь святителя Николая Чудотворца. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно. К 100 – летнему юбилею храма был построен каменный притвор, который соединил храм с колокольней. Тогда же на колокольне были установлены часы. По окончании войны с Наполеоном предводитель юхновского дворянства С.Я.Храповицкий пожертвовал в храм Казанскую икону Божией Матери в золоченом серебряном окладе, которая сопутствовала Юхновскому народному ополчению в 1812 г. Эта икона была помещена за правым клиросом и под ней, в память об избавлении города, было установлено древко штандарта, полученного в бою 19 января 1813 г. у французского драгунского полка полковником С.Храповицким. В 1864 г. при соборе было открыто Женское церковное училище. Ежегодно в собор приносилась из Юхновского Казанского мужского монастыря чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. К собору были приписаны тюремный храм в честь Илии Пророка и храм в честь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитриевский) на городском кладбище, к которому с 1882 г. ежегодно в день престольного праздника 28 июля от собора стал совершаться крестный ход и в церковной ограде совершалась вселенская панихида. Казанский собор был закрыт в 1930 г. Протоиерей Павел Заболотский был расстрелян органами ЧК 18 сентября 1918 г. у опушки леса, на северной окраине города. Священник Александр Митрофанов 7 сентября 1930 г. тройкой ПП ОГПУ Западной области был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Второй священник собора, о. Сергий Соколов после закрытия собора перешел служить в Одигитриевский храм. В 1937 г. он был арестован и расстрелян 8 января 1938 г. по приговору тройки УНКВД Смоленской области. После закрытия Казанский собор стал использоваться под зерносклад. В 1935 г. была разобрана часть кирпичной кладки колокольни Казанского собора и сброшены колокола. Во время Великой Отечественной войны пятиглавый купол Казанского собора был разбит, и полностью разрушена колокольня. Своды были пробиты в нескольких местах, крыша храма полностью сгорела, выгорел храм и изнутри. К востоку и югу от храма было устроено немецкое кладбище. В 1950-е гг. храм переходит в ведение Юхновского райпо. В 1954 г. верующие г. Юхнова ходатайствовали перед Святейшим Патриархом Алексием I об открытии храма, но это не дало никаких результатов из-за сопротивления гражданской власти. В 60-70-е гг. XX в. с южной и восточной сторон храма были построены склады.

http://sobory.ru/article/?object=09859

Вселенский Патриарх ожидавшую церковной независимости Украину оставил не солоно хлебавши Священник Георгий (Размадзе) Источник: «Грузия и мир»      Начатая годы назад Вселенским Патриархом Варфоломеем под диктовку и указке «либеральных» сил Запада религиозная деструкция, которая. была направлена, якобы, на восстановление исторической справедливости (имеется в виду присвоение украинской церкви независимости), а на самом деле на большой раскол всего Православного христианского мира, достигла кульминации. «Объединяющий собор», состоявшийся 15 декабря в Киеве, в соборе Святой Софии, торжественно объявил о создании «единого церковного тела» Украины, утвердил устав нового управления и выбрал первого иерарха. Словом, собор, на котором председательствовал специальный представитель Варфоломея, оказался довольно продуктивным. Как заявил Порошенко после собора, Украина причастилась к более высокой степени духовной, а ее руководство — политической независимости. Что касается назначенного Варфоломеем настоятеля, «Митрополита Киевского и всея Украины» — так был определен титул кормчего новой «автокефальной» церкви, то эта честь выпала молодому священнослужителю, фавориту Филарета, 39-летнему Митрополиту Переяславска и Белоцерковска Епифану. По данным украинской медиа, 6 января именно он должен отправиться в Стамбул, где Вселенский Патриарх передаст ему томос автокефалии. Однако, пока этот процесс состоится, Патриархия России зря времени не теряет и уже с официальным заявлением призывает весь Православный мир, в соответствии с каноническими нормами, объединиться вокруг правильной и справедливой позиции… Как могут развиваться события в будущем вслед за передачей украинской церкви томоса, и какую позицию займет окончательно Патриархия Грузии, которая пока что молчит? С «Грузией и миром» беседует настоятель Авчальской церкви Святой Мученицы Кетеван, отец Георгий (Размадзе). — Несмотря на ряд противоречий, Вселенский Патриарх продолжает своевольничать. «Объединяющий собор», проведенный 15 декабря в Киеве, выбрал первого иерарха и утвердил новый устав управления. Что все это значит, прежде всего, для Русской Церкви, а затем для всего Православного мира?

http://pravoslavie.ru/118270.html

Закрыть Патриарх Варфоломей никак не угомонится Глава Фанара заявил, что оспаривание роли «Вселенского» Патриархата приносит нестабильность и рушит единство Православия 10.11.2020 1150 Время на чтение 6 минут «Вселенский патриархат был и остается Первым Престолом в Православной Церкви!» - вновь заявил Архондонис 8 ноября 2020 года. И ещё из «Варфоломея» того же дня: «Константинопольская Церковь была благословлена Богом как хранительница предания апостолов и отцов. На основе этого предания, решений Вселенских соборов, святых и священных канонов и неприкосновенной церковной практики, Вселенский патриархат был и остается Первым Престолом Православной Церкви, который даровал автокефалию всем младшим Поместным Церквям, включая Православную Церковь Украины . Оспаривание роли Великой Церкви Христа приносит нестабильность и рушит единство Православия». Даже если и соглашаться с Архондонисом в его, мягко говоря, заблуждениях по истории Церкви, то все это выглядит, как нашкодивший папаша явился к дитятке предпенсионного возраста заявить свои претензии на жилье и требовать алименты на его содержание, потому что он, видите ли, отец-зачаточник! Папа, мама сама вырастила дитя, угомонись! Если серьезно, то Второй Вселенский Собор записал в Канон первенство Чести, а не власти, и Четвертый Вселенский Собор закрепил это решение. Аминь. Дух Святой дважды подтвердил безошибочность принятого решения, чтоб в грядущие века не сходили с ума новоявленные приправославные папы, как Архондонис. Напоминаем духовно невежественным совратившимся грекам, американцам и их сторонникам правила Второго Вселенского Собора: Правило 2 «Областные епископы да не простирают своея власти на церкви за пределами своея области, и да не смешивают церквей: но, по правилам, александрийский епископ да управляет церквами токмо египетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ антиохийской церкви, правилами никейскими признанных; также епископы области асийския да начальствуют токмо в Асии; епископы понтийские да имеют в своем ведении дела токмо понтийския области, фракийские токмо Фракии. Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своея области для рукоположения, или какого-либо другаго церковнаго распоряжения. При сохранении же вышеписаннаго правила о церковных областях, явно есть, яко дела каждыя области благоучреждати будет собор тоя же области, как определено в Никеи. Церкви же Божии, у иноплеменных народов, долженствуют быти правимы, по соблюдавшемуся доныне обыкновению отцев».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/10/pa...

Рукопись в монастыре св. Саввы, что близ Иерусалима, 10 книги часть 2-я, глава 2-я, стран. 734 и след. Название Вселенский в первый раз дано было римскому папе на халкидонском соборе не отцами сего собора, а некоторыми обиженными, в их прошении к нему. Но этот собор не только не признал сего титула, но и вовсе умолчал о нём. Как требование Ювеналия, патриарха иерусалимского, предложенное этому собору, будто есть древний обычай патриарху антиохийскому судиться у иерусалимского, оставлено было им без удовлетворения: так не было подтверждено им и оглашение александрийцев, что папа есть архиепископ и патриарх вселенский. Посему этот собор в послании своем к папе именовал его только архиепископом Рима, но не более. Что касается до константинопольского патриарха, то название «Вселенский» в первый раз дано было ему на соборе, бывшем при Иоанне Каппадоке, не случайными людьми, какие прозвали так папу, но отцами, посланными от апостольских престолов антиохийского и иерусалимского, и пребывающим тогда в Константинополе синодом. Во второй раз папа римский назван был вселенским, в бытность папы Агапита в Константинополе, архимандритами и некоторыми монахами, вопиявшими против Севира и сущих с ним еретиков. А константинопольский архиепископ, со времени упомянутого собора при Каппадоке, уже не переставал удерживать это проименование. Посему преемники его: Епифаний, Анфим, Мина и Евтихий, в неарах и эдиктах Иустиниана великого названы патриархами вселенскими. В третий раз это название дано было римскому папе на шестом вселенском соборе царем Константином, но – не исключительно ему одному; ибо сей государь писал к нему в так называемой Сакре: «святейшему и блаженнейшему архиепископу старого Рима и вселенскому папе Агафону»: – но в тоже время писал и к константинопольскому в Сакре же: «Георгию святейшему и блаженнейшему архиепископу нового Рима и вселенскому патриарху» – Так писал самодержец. Но Собор, в послании своем к Агафону, не назвал его вселенским, а только: – «святейшим и блаженнейшим папою старого Рима».

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Западные источники и сборники церковного права эпохи вселенских соборов Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Каноны западного происхождения. Западные латиноязычные Церкви в эпоху Вселенских Соборов хранили единство веры с Восточной Церковью, и поэтому большая часть канонов, которые принимались на Востоке, признавалась и на Западе, В свою очередь, некоторые из правил западного происхождения вошли в канонический корпус Вселенской Церкви. Это относится к канонам Сардикийского и Карфагенского Соборов. Собор в Сардикии (ныне София) состоялся на границе между западной и восточной половинами империи. Традиционно, основываясь на данных историков Сократа и Созомена, Собор датировали 347 годом. Этот год указан в «Пидалионе» и «Книге правил.» Но исследователи XIX века (Манси, Гефеле, кардинал Питра, кардинал Гергенретер), опираясь на новонайденные источники, пришли к выводу, что Сардикийский Собор состоялся в 343 или 344 году. Эту датировку усвоили православные канонисты Н. С. Суворов, А. С. Павлов, епископ Никодим (Милаш). Зонара писал об этом Соборе: «Сардикийский Собор был в царствование Констанция, сына Константина Великого. Он, приставши к ереси ариан, употреблял усилия к извращению догматов и определений Первого собора (подразумевается Никейский. - В. Ц.). Узнав о сем из донесения тогдашнего папы, брат его Констант, владычествовавший в старом Риме, письмом угрожал брату войною, если он не перестанет волновать Церковь и колебать православную веру. А тот отвечал брату письмом, что он ищет точности в вере и имеет попечение о том, чтобы сия точность была утверждена и чтобы имела силу та вера, которая будет ими исследована. Посему по повелению сказанных братьев и императоров, в Сардике, которая ныне называется Триадицею, собрались епископы в числе 341, которые, рассудив о Никейских догматах, подтвердили их и изложили определение, коим утверждается святый символ Никейских Отцев и определяется, что он должен иметь силу и пребывать неизменным, а мудрствующие несогласно с ним отлучаются и предаются анафеме. Отцы сего Сардикийского Собора изложили и правила, относящиеся к церковному устроению.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432362/

Предисловие к первому изданию Признанные восточным и западным христианством, семь вселенских соборов обнимают период времени от 325 г. до 787 г. христианской эры; но в интересах исторического исследования по вопросу, составляющему предмет предлагаемой монографии, необходимо расширить этап период почти до начала X в. Во второй половине IX столетия составлялись церковные соборы на востоке при таком же участии запада в этих соборах, какое принимал этот последний в соборах вселенских 325–787 гг., хотя вторая половина IX в. является исследователю уже со всеми признаками разрыва и взаимного отчуждения между восточным и западным христианством. Соборы IX столетия сами называли себя вселенскими и были признаны таковыми, – собор 869 года на западе, где за ним и установилось навсегда это признание, – соборы 861 и 879 гг. на востоке, где им не удалось удержать за собою навсегда авторитет вселенских соборов. Однако, и по взгляду современных греков, собор 861 г. (двукратный) и собор 879 г. (собор в церкви св. Софии) стоят рядом с вселенскими соборами, не входя, правда, в седмеричное число их и не нарушая этого седмеричного числа, но в тоже время перевешивая своим авторитетом авторитет поместных соборов, хотя каноны этих последних утверждены соборами вселенскими и признаны были ими как бы за свои собственные каноны. Этот взгляд красноречиво высказался в афинском издании канонического сборника: Σνταγμα των θεων κα ερν καννων, " Ρλλ. κ. Πτλ., A­ θνησιν, 1854, издатели которого поместили каноны соборов IX в. в том же томе, в котором изложены каноны соборов вселенских, а не в конце следующего тома, где должна бы была отвести им место хронология. Взгляд издателей канонического сборника и даже взгляд современной греческой церкви, если бы первые были верными выразителями последнего, на соборы IX в. не должен быть, конечно, смешиваем с общеправославным взглядом. Но и в канонических сборниках других православных церквей постановления двух соборов IX в. заняли место в ряду канонов, которыми должна руководиться церковная жизнь, а с самым словом: «канон» в обыденном словоупотреблении соединяется понятие о церковном законодательстве, выработавшемся и установленном в период вселенских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В.В. Симонов Глава 4. Христологический вызов и первое разделение Церкви (несторианство – монофизитство и монофелитство – иконоборчество) После изучения данной главы студент должен: знать • содержание учения Нестория и основные этапы и методы его преодоления Церковью; • содержание монофизитского и монофелитского учений, основные этапы и методы их преодоления Церковью; • смысл иконоборческой политики и основные этапы ее преодоления; • причины возникновения «неортодоксальных» церквей Востока; • особенности христианизации Британских островов; уметь • дать историко-критический анализ политики администрации Византийской империи по отношению к несторианству, монофизитству и монофелитству, иконопочитанию; • проанализировать и оценить церковно-организационные последствия несторианства и монофизитства; владеть • навыками сравнительно-исторического и историко-критического анализа христологических учений. § 1. Несторианство. III Вселенский собор (431 год) 1. Возвышение кафедры Константинополя. Дело Иоанна Златоуста Торжество никейской ортодоксии после 380 г. еще более укрепило авторитет двух главных кафедр древнехристианской церкви – Рима и Александрии, предстоятели которых находились в центре борьбы с арианами за Никейский Символ веры . Между тем в число важнейших церковных центров стремилась войти и бурно растущая молодая столица Империи. Именно в Константинополе состоялся собор 381 г., покончивший с арианством на Востоке. Этот же собор сделал первый шаг на пути церковного возвышения «Нового Рима». З-е правило (канон) Константинопольского собора ставит кафедру Константинополя на почетное второе место: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после римского епископа, потому что этот город есть Новый Рим». Ни в Риме, ни в Александрии долго не признавали этого правила. Более того, оспаривался и статус Константинопольского собора 381 г., на котором не было ни одного представителя Запада, как Вселенского собора. Только в V в. этот собор стал повсеместно считаться Вторым Вселенским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010