Эта последняя работа, то есть, классификация памятников на основании сходства их основных форм и сделана Н. В. Покровским отчасти в самом сочинении, отчасти в обширном введении, в котором, после указания главных задач и метода исследования евангельской иконографии, автор обозревает византийские, русские и западные источники последней и вместе дает обстоятельную и цельную характеристику уцелевших греческих, русских, сирийских и армяно-грузинских кодексов лицевых евангелий, лицевых русских сборников и других важнейших, но мало известных произведений миниатюрной живописи. Чтобы дать наглядное представление читателю о новом исследовании проф. Покровского и предоставить всякому возможность самому судить о содержательности труда его, перечислим здесь одни заглавия отделов книги. Соответственно хронологическому порядку евангельских событий, исследование разделено автором на три части. Первая из них, озаглавленная: «Иконография, детства Иисуса Христа» содержит в себе историю изображений благовещения пресв. Богородицы, посещения праведной Елизаветы, явления ангела Иосифу, путешествия Иосифа и Марии в Вифлеем, рождества Христова, обрезания, сретения Господня, поклонения волхвов, бегства в Египет, возвращение святого семейства из Египта, избиение младенцев Вифлеемских и двенадцатилетнего Иисуса Христа в храме Иерусалимском; вторая часть, озаглавленная: «Общественное служение Иисуса Христа в памятниках иконографии», обнимает собой крещение Иисуса Христа, искушение Его в пустыне, преображение Господне, учение Иисуса Христа и чудеса евангелия; третья часть, озаглавленная: «Конечные события евангельской истории в памятниках иконографии», самая обширная и заключает в себе воскрешение Лазаря, вход Иисуса Христа в Иерусалим, изгнание торговцев из храма, тайную вечерю, омовение ног, молитву Иисуса Христа в саду Гефсиманском, предательство Иуды, суд над Иисусом Христом, бичевание Иисуса Христа, отречение ап. Петра, раскаяние и смерть Иуды, распятие Иисуса Христа, испрошение у Пилата тела Иисусова, снятие тела И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Чудо велие и страшное сотвори Христос Бог наш, Лазаря четверодневнаго от мертвых воздвигнув. Да и нас всех веру в Него, яко Сына Божия, утвердит, бессмертие души и общее всех воскресение уверяя. Мы же, божественное поклонение Сотворшему сие воздающе, ублажим сестры воскрешеннаго Им и воззовем к ним сицевая: Радуйтеся, праведнаго Лазаря сестры, Христа нелицемерно возлюбившия; Радуйтеся, Христом за верность вашу возлюбленныя. Радуйтеся, общее воскресение прежде страстей Христовых в вере узревшия; Радуйтеся, верою вашею и нашу веру укрепляющия. Радуйтеся, ученицы Христовы достославныя; Радуйтеся, лика апостольскаго истинныя причастницы. Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия. Кондак 9 Сыны тьмы, зря умершаго и гласом Божиим от тления восставшаго, в ожесточении сердец не вероваша Христу даже до сего дня, во ослеплении суще. Мы же, сих безумию не прилагающеся, но в общее Воскресение по гласу Сына Божия верующе, Ему, яко Жизнодавцу, велегласно и вседушно возопиим: Аллилуиа! Икос 9 Преславная и страшная в Вифании сотворив, Иисус, прежде шести дней Пасхи, паки прииде в весь сию. И сотвори Ему вечерю, и был Лазарь един от возлежащих с Ним. Вы же, присноблаженныя сестры, Подателю всяческих благодарни суще, Марфа служаше Ему всеусердне, Мария же миро на нозе Его возлия. Сего ради, в радость вашу внити желающе, и мы со умилением зовем вам: Радуйтеся, богомудрыя жены, хвалы и благодарения благодеющему Господу преисполненныя; Радуйся, Марфо трудолюбная, се уже другой раз на вечери Господу послужившая. Радуйся, в благодарном служении сем Господом милостивно приятая; Радуйся, Марие, Сладчайшему Иисусу нозе миром многоценным помазавшая. Радуйся, во обличение Иудиных злохулений похваления Иисусова сподобилася; Радуйся, яко многоценнаго мира на нозе Христовы возлиянием и нас благолепие дому Божия любити и о том прилежати поучаеши. Радуйтеся, Марфо и Марие, образ веры и любви нам показующия. Кондак 10 Марфе и Марии вернии подражающе, кийждо во своем чину, ко Христу Спасу припадем и, просяще от Того исцеления немощей наших и от сна греховнаго воскрешения, благодарными усты воспоим Ему: Аллилуиа! Икос 10

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Воскрешение Лазаря – это пример не только праведной жизни, но и святой смерти. Прп. Неофит Затворник обращается к Богоматери в день Ее Успения как к Той, Чья душа готова вступить в удел бессмертия по примеру святого Лазаря: «И тотчас приказывает душе как ее Творец Бог: Тебе говорю, душа пречистая, изыди!.. Мирно и искренне отделившись от святого тела, выйди!..» 36 Воскрешение Лазаря – это величайшее из чудес Ветхого и Нового Завета. В качестве предварительных выводов можно отметить следующее: Эпизод воскрешения Лазаря стал одним из ключевых в евангельской истории. Основной контекст для понимания события – христологический. В описании воскресения Лазаря присутствует тонкая диалектика: с одной стороны, подчеркивается неравенство этого события воскресению Спасителя и грядущему воскрешению всех как дару, а с другой стороны, – огромная близость. Описание воскрешения Лазаря в свете описания воскресения Христова подчеркивает теснейшую внутреннюю взаимосвязь этих событий. Ин. 11:43 ключевым стихом описания. Духовный смысл воскресения – преодоление греховной смерти. Аскетические интерпретации воскрешения Лазаря позволяют смело интегрировать данный эпизод в аскетическую и мистическую литературу православия. Многогранные экзегезы стиха не противоречат друг другу и самому главному общему смыслу: вере в ключевой догмат православиявоскресение Спасителя. Таинственная форма наречия-глагола подчеркивает живой, непосредственный характер призыва Спасителя, обращавшегося к мертвому как к живому. Изучение многосмысловой лексемы, занимавшее древних грамматиков, могло бы стать интересной темой для современных филологов, занимающихся вопросами экзегезы и богословия. В любом случае именно это слово стало связующей нитью данной краткой статьи. 2 «Лазарь, изыди вон. И вышел четверодневный. Ты прокаженных очищаешь, мертвых воздвигаешь, расслабленного укрепляешь, слепых исцеляешь, разбойников спасаешь, блудницу делаешь целомудренней, чем дева, и ей ничего не отвечаешь. Что нового? Что странного? Что удивительного?» ( Иоанн Златоуст , свт. О Хананеянке [Dub.]//PG. 52, 454:30–35).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Поскольку совершенно очевидна неразрывная связь между Входом Господним в Иерусалим, чудом воскрешения праведного Лазаря и Страстями Господа, соответствующее празднование в православной литургической традиции является, с одной стороны, началом Страстной седмицы, с другой – наступает после Лазаревой субботы. В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус. Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX-XII столетий. Итак, Божественная Литургия начиналась не в Св. Софии, где была утреня, а в храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда Патриарх отправлялся верхом на жеребце. В послеиконоборческих византийских монастырских Уставах – Студийском и Иерусалимском – богослужение Входа Господня в Иерусалим в целом приняло свой современный вид. Рассматриваемый праздник включен в цикл Постной Триоди. Одной из его отличительных особенностей является отсутствие предпразднства и отдания. Хотя их функционально-литургической заменой можно считать шестую седмицу Великого Поста (особенно Лазареву субботу). Итак, согласно Уставу общий формуляр празднования Входа Господня в Иерусалим таков. Предписывается всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, великого чтения, утрени и 1-го часа. Бдение предваряется малой вечерней и трапезой. Исхождение из монастыря, символизирующее известное шествие, совершается после часов. На Литургии положены праздничные антифоны. Отдельно надо указать на следующий факт: при строгом запрете на вкушение рыбы Великим Постом, на праздник Входа Господня в Иерусалим она дозволяется. В русской богослужебной практике XVI-XVII вв. на протяжении длительного времени (вплоть до начала XVIII столетия) значительную роль играл чин шествия на осляти в Неделю ваий. Оно представляло собой усложнение предписанного Уставом праздничного крестного хода, во время которого Патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле или (обычно) на наряженной лошади.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подробности изображения этого события свидетельствуют, что оно описано очевидцем. В результате этого чуда произошло обычное разделение между Иудеями: многие уверовали, но другие пошли к фарисеям, злейшим врагам Господа, очевидно, с недобрыми чувствами и намерениями, дабы рассказать им о происшедшем. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы. Именно после чуда воскресения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса. А святой Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство. Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоанн Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, — говорит св. Златоуст, — Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью. Смысл праздника Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьезной подготовкой —  Великим постом . Последняя, 6 седмица Великого поста имеет особое название — «седмица ваий». Все дни ее от понедельника до пятницы имеют такое определение: «понедельник ваий», «вторник ваий» и т.д. Эта седмица по своему устроению, по содержанию богослужения оказывается устремленной к Неделе ваий, или к тому празднику, который мы привычно называем  «Входом Господним в Иерусалим».

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-istor...

Память преподобной Марии Египетской празднуется в воскресный день - в неделю 5-ю Великого поста. Шестая седмица. Неделя 6-я: Цветоносная (15-21 апреля) «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...» - поется на службе вечером в пятницу шестой седмицы - в канун Лазаревой субботы - дня воспоминания о воскрешении Господом праведного Лазаря, три дня пролежавшего во гробе. В этом году Лазарева суббота отмечается 20 апреля. В церковном календаре этот праздник совершается накануне Входа Господня в Иерусалим, тогда как исторически воскрешение Лазаря произошло не за день, а раньше. И это в очередной раз подчеркивает, насколько спрессовано великопостное время и время Страстной седмицы, сколь многое может прожить каждый христианин за эти немногие дни. В субботу и воскресенье шестой седмицы ослабляется пост: в субботу разрешается вкушение рыбной икры, в воскресенье - рыбы. Празднование Входа Господня в Иерусалим (21 апреля) именуется также Неделей ваий, Вербным воскресеньем, Цветоносной неделей. И ваии(пальмовые ветви), и побеги вербы, и цветы - всё это имеет отношение к торжественной встрече народом Спасителя - Мессии, въезжающего на ослике во врата Святого града. Это событие является одним из главных в последние дни жизни Господа Иисуса Христа, оно подробно описано всеми четырьмя евангелистами. Торжественное прибытие Царя Христа в Иерусалим было осуществлением ветхозаветных пророчеств и предваряло Его Страдания, Смерть и Воскресение. Словарь Великого поста Великое повечерие - богослужение, которое совершается вечером с понедельника по пятницу во все седмицы Великого поста, за исключением четверга и пятницы пятой седмицы и кануна праздника Благовещения. Через молитвы Великого повечерия Церковь располагает нас к покаянию: мысль о наступившем конце земного дня соединяется в сознании молящегося с неизбежным окончанием земной жизни. Последование Великого повечерия состоит из псалмов, пророческих стихов из Книги пророка Исайи, молитвословий и канона. Помимо всего прочего, в последовании Великого повечерия содержатся молитвы об избавлении от ночных страхов и внезапной смерти.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/40_d...

Еще только собираясь в монастырь, преподобный поехал в Кронштадт к святому праведному Иоанну, но, не улучив личной встречи с ним, оставил краткую записку: «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал», - и уже на следующий день почувствовал, что кругом него «гудит адское пламя», которое продолжало гудеть непрестанно вплоть до генеральной исповеди уже на Афоне. Но и вскоре после исповеди это ощущение снова возобновилось, когда налетела буря помыслов, да и впоследствии состояния мрачной богооставленности и мучительства от бесов погружали в темную бездну: «За гордость мою Господь попустил врагу дважды сотворить брань с моею душою так, что душа моя стояла во аде». Этот опыт стояния во аде оказался, по-видимому, для преподобного Силуана не менее важным, чем опыт явлений Божественных, чем познание явившегося Христа Духом Святым, чем тихое вразумление от Божией Матери. Говоря о других монахах, но не исключая из их числа и себя самого, преподобный пишет: «Есть монахи, которые знают Бога, знают и Божию Матерь, и святых ангелов, и рай, но они знают также и бесов и адские муки - и знают они это по опыту». Сила и глубина этого опытного ведения адских мук помогала ему держать там свой ум и мысль, эту «быстропарящую и бесстыдную птицу» (по слову святого Исаака Сирина), цепляющуюся за свою значимость и выводящую в область мирских рассуждений. Вспомним и еще об одном человеке, который имел опыт пребывания во тьме адской, - это святой праведный Лазарь Четверодневный, брат святых Марфы и Марии, воскрешенный Господом. Священное Предание гласит, что после того, как Лазарь вкусил горечи ада, он не вкушал ничего, кроме сладкого, и никогда не улыбался. Хотя рацион старца Силуана, крайне воздержного в пище, был совсем иной, чем у святого Лазаря, в отношении смеха они близки: по свидетельству отца Софрония (Сахарова) «старец никогда не смеялся до звука, никогда не говорил двусмысленно, не насмехался и даже не подшучивал над людьми. На обычно серьезно-спокойном лице его иногда намечалась едва уловимая улыбка, не раскрывавшая губ, если только при этом он не произносил слова». Аскетическое удаление от смеха вовсе не означает напускной суровости или жесткости характера, наоборот, старец Силуан в общении с людьми являл удивительную мягкость, редкую уступчивость и послушание. Да и о милостивом Господе нашем Иисусе Христе нигде нет в Евангелии упоминания, чтобы Он смеялся, но есть упоминание о том, как Он прослезился. «Давай душе подвиг по силе ее»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Изборск Труворово городище Словенские ключи Городищенское озеро Поездка на Талабские острова возможна только в сезон навигации. Путешествие на катере по Псковскому озеру до острова Талабск (Залит) занимает около 30 минут. На острове паломники посещают храм святителя Николая Чудотворца, в котором служил старец Николай Гурьянов, домик, в котором он жил и нес свой молитвенный подвиг, принимал посетителей, в несчетном количестве стекавшихся к нему за духовным советом. На местном кладбище у могилы старца можно помолиться на заупокойной литии. Остров Залит Дом старца Николая Гурьянова на острове Залит Свято-Никольский храм острова Залит У могилы старца Николая Гурьянова на острове Залит Вы можете выбрать подходящий для вас срок пребывания в обители и на Псковщине – от двух дней до недели и более. Старцы особенно рекомендовали помолиться в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого Поста. Напоминаем наиболее важные ближайшие даты церковного календаря на 2022 год: 7-13 марта: Первая седмица Великого Поста 12-13 марта: Неделя первая – Торжество Православия 17 марта: 100-летие со дня рождения архимандрита Адриана (Кирсанова). 19-20 марта: Неделя вторая – святителя Григория Паламы 26-27 марта: Неделя третья – Крестопоклонная 1 апреля: память преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских чудотворцев 2-3 апреля: Неделя четвертая – преподобного Иоанна Лествичника 7 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы. 9-10 апреля: Неделя пятая – преподобной Марии Египетской 11 апреля: память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских чудотворцев 11 апреля: день Рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 16 апреля: Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря 16-17 апреля: Неделя шестая – Вход Господня в Иерусалим 18-24 апреля: Страстная седмица и Светлое Христово Воскресенье 25 апреля – 1 мая: Светлая седмица 30 апреля – 1 мая: Антипасха Заявки на паломнические поездки, уточнение их сроков и деталей спрашивайте у администраторов Паломнического центра. Контакты: istoriya-1473@mail.ru , +7 (911) 360-11-77.

http://pravoslavie.ru/144697.html

Все верно говорит Ирина о уважении Богом нашей свободы. Но нужно понимать, что Божественная Любовь проявляется и в том, что Бог не спасает нас помимо нашей воли, ибо для праведного Божественная Любовь- это блаженство, а для греха и порока огнь испепеляющий и лишение этой Любви тоже ад. И к сожалению мы слишком часто себя и лишаем этой благодати. Если я довел свою душу до того, что добро, любовь, радость вызывают во мне ненависть и злобу, то я сам себя в геену и ввергнул:( и кто в этом виноват? никто, я сам и виноват:( и душа уже в этом мире находится в аду и страдает:( о Боже помоги мне покаяться прежде смертного часа) научи мое сердце любви) напои благодатью) защити меня Господи и помилуй))) Александр Б 23 апреля 2016, 12:34 Молитвами праведного Лазаря Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй и спаси раба Твоего пастыря нашего Андрея за неустанный труд его во имя Твое. Аминь. Ирина 22 апреля 2016, 14:30 Раньше я часто задавалась вопросом: как же Господь Всемогущий, сшедший на землю для спасения грешников, не может спасти всех? Этот вопрос кажется риторическим, но если кто-то спасается. а кто-то - нет, значит, есть люди, которые погибают ! А как же всемогущество Божие? Но потом я поняла: чтобы Господь спас человека, человек должен сам захотеть, чтобы его спасли. Быть может, не совсем по теме, но на ум пришло высказывание В.В. Путина на " прямой линии " : " Если кто-то решил утонуть, спасти его невозможно " . По существу, очень верное замечание. Господь дает выбор каждому человеку, не действует против воли. Нам это даже понять сложно, как Господь уважает нашу свободу воли и наш выбор (говорю о себе). Я бы, кажется, всех " затащила " в Царствие Небесное! А как же по-другому? Там же - рай, вечное блаженство! А Господь - не так. Он дает нам выбор. И это сложно. Фаина 22 апреля 2016, 07:46 Господи, спаси ребенка моего Андрея! Помоги ему, изюавь его от зла, даруй стремление к учебе, полезной для ближних, будь с ним всегда, оберегай его, изюави от болезней, молю тебя, грешная раба твоя Фаина.

http://pravoslavie.ru/52763.html

Православная Церковь , по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания с Лазарева воскрешения, послужившего началом решительного восстания Иудейского совета для погубления Спасителя и даже Лазаря. Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времён христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ Иконийский, св. Иоанн Златоустый , бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесённые ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешённый из мёртвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В VII веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне поемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин предали Церкви также каноны на день Лазарева воскрешения, ныне поемые Церковью. В конце IX века император Византийский, Лев Философ, перенесши мощи св. праведного Лазаря от Кипра в Константинополь, составил на день воскрешения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью. По гласу Церкви воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел, между прочим, показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем своём воскресении, всех – в общем воскресении мёртвых, – грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно в лице своём Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и человечество. Как Бог всеведущий, Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлён об этом. Господь приходит в Вифанию; Марфа и Мария, сёстры умершего Лазаря, и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы Ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, яко елика аще просити от Бога, даст Тебе Бог . Ей, Господи: аз веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый. Тоже произносит и Мария, падши к ногам Спасителя. Равно и другие Иудеи говорят об Нём между собой: виждь, како любляше Его; не можаше ли Сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнодавцем. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфы: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки. Наконец, как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы ко Отцу Небесному всемогущим словом Своим воскрешает Лазаря на четвёртый день по смерти его. «Тебе, Владыко, всех Царю, вся возможна, говорит Церковь : глас Твой разрушил адово царствие, и слово власти Твоея восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное прообразование пакибытия».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010