Московская церковь свв. Марфы и Марии при Марфо-Мариинской обители В Москве во имя св. Марфы и Марии освящена маленькая больничная церковь при одноименной обители на Большой Ордынке в Замоскворечье, основанной незадолго до революции св. Елизаветой Федоровной, родной сестрой св. императрицы Александры Федоровны. Обитель, чудом пережившая годы советской власти, отмечает свой престольный праздник в день святых жен-мироносиц. Святые Марфа и Мария, родные сестры св. праведного Лазаря, чудесно воскрешенного Господом, – свидетельницы земной жизни Господа Иисуса Христа. Обе они уверовали до Воскресения Спасителя. Их дом посещал Когда их дом посетил Господь с учениками, Марфа принялась заботиться об угощении гостей, а Мария села у ног Спасителя внимать Его Слову, чем удостоилась Его одобрения. После Воскресения Христова они пережили начавшиеся гонения на Церковь и изгнание праведного Лазаря из Иерусалима. Сестры помогали своему брату в проповеди Евангелия в разных странах и удостоились от Господа мирной кончины. Когда и где это случилось, неизвестно. Освящение обители во имя свв. Марфы и Марии имело символический смысл: обитель предназначалась образно служить домом Лазаря, в котором пребывал Спаситель. Настоятельница часто повторяла мысль, что Марфа тоже проявила любовь к Господу в гостеприимстве и заботе о ближних, посетивших ее дом, и не могла быть осуждена за это Господом, а была лишь наставлена Им от излишней суетности и хлопотливости, затмевающих духовную жажду души. И посвящение обители символизировало духовное единство труда и молитвы: сестры призывались едино воплотить служение Марии в учении и Марфы в заботе о ближнем. Сама идея обители наставляла их быть не от мира сего, но жить и действовать среди мира, чтобы преображать его. Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елизавета Федоровна, недавно причисленная Православной Церковью к лику святых российских новомучениц. Внучка знаменитой английской королевы Виктории и старшая сестра принцессы Алисы Гессенской, последней русской императрицы Александры Федоровны, она родилась 1 ноября 1864 года и получила глубокое христианское воспитание. Родители укореняли в ней любовь к ближнему, страждущему, щедро занимались благотворительностью, и дети посещали вместе с матерью госпитали и приюты. Девочку назвали Елизаветой в честь ее предка, Елизаветы Тюрингенской, которая имела на нее огромное влияние в юности. Позднее, когда св. Елизавета приняла православие в России, она была наречена во крещении Елизаветой в честь св. Елизаветы Праведной, матери св. Иоанна Предтечи.

http://pravoslavie.ru/118.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскресение Лазаря. Ян Пинас. Около 1615 г. Лазарева суббота: мы все воскреснем 5 мин., 18.04.2019 Малой Пасхой и предвестницей Воскресения Христова называют Лазареву субботу. Для нас это действительно так. Ведь мы знаем, чем заканчивается евангельская история. По иному понимался в умах и звучал в сердцах факт воскресения четырехдневного мертвеца современниками Христа. Восхищение и ужас, радость и страх, жизнь и смерть — эти антонимы чувств соседствовали в те минуты, когда из погребальной могилы-пещеры вышел известный в Иудее человек, похороненный, оплаканный и практически для всех уже навеки «прошлый». Это чудо, ставшее своего рода водоразделом между теми, кто утверждал, что их Учитель есть действительно Сын Божий, и теми, для кого Он лишь угроза их духовного господства, и в день нынешний не утеряло своей значимости. Более того, каждый из нас, желает он того или не желает, знает о воскресшем Христе и о воскрешённом Лазаре или остается в неведении христианской истории, обязательно рано или поздно воскликнет, стоя перед родным и любимым умершим человеком: «Проснись! Встань!» Христос победил смерть. Воскрешением праведного Лазаря он предначертал Свое Воскресение и наше с вами предстоящее будущее, но та, которую мы изображаем безобразной старухой с косой, до дня нынешнего «госпожа» и объективная реальность. Именно поэтому воскресение Лазаря — это не только апологетический и исторический факт, который столь часто используют в качестве примера и доказательства, но и событие, которое в корне изменяет отношение к смерти как таковой. Ликование иерусалимской толпы во время Входа Господнего в Иерусалим, то есть на следующий день после восстания Лазаря, это не признание Христа Богом, а всего лишь радость избавления от страха смерти, который, как бы мы от себя его не гнали, все едино в нас присутствует. Да, действительно, перед Христом расстилали пальмовые ветви и кричали ему «Осанна!», как царю, но этого не было бы, не выйди из погребальной пещеры «друг Господень». Логика ликующих иудеев проста и понятна: «Если Он победил смерть, то что и кто может Ему противостоять?!»

http://foma.ru/lazareva-subbota-myi-vse-...

В праздник Входа Господня в Иерусалим митрополит Астанайский Александр совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе г. Алма-Аты 9 апреля 2023 г. 16:09 9 апреля 2023 года, в Неделю ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Вознесенском кафедральном соборе г. Алма-Аты. Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Вениамин (Рудый) , избранный епископом Талгарским, викарием Астанайской епархии ; архимандрит Иоанн (Сазонов), духовник Астанайской епархии ; протоиерей Александр Суворов, руководитель отдела по связям с общественностью Казахстанского митрополичьего округа ; игумен Филипп (Моисеев), член Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта ; протоиерей Евгений Иванов, руководитель информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа; иерей Андрей Шкляр, заместитель ключаря Вознесенского собора; иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель личного секретариата митрополита Александра; иерей Георгий Сидоров, руководитель административного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита Александра; протодиакон Роман Головин; протодиакон Владимир Сыровацкий; иеродиакон Софония (Мазуренко); диакон Александр Пивень. Для молитвенного поклонения верующим была изнесена икона с изображением чуда воскрешения Спасителем праведного Лазаря Четверодневного с частью его гробницы из Вифании. В соборе присутствовали президент общественного фонда «Апостол» Г.Г. Сосновский, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, ктиторы епархии, казачество, учащиеся воскресной школы, прихожане кафедрального собора. Богослужебные песнопения исполняли хор Казахстанского митрополичьего округа (регент — заслуженный деятель искусств России О. Овчинников, хормейстер — В. Дударева) и хор Вознесенского собора (регент — Н. Зубревич). Владыка Александр совершил молитву о восстановлении мира, чтомую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Мужской монастырь Входа Господня в Иерусалим (Виффагия) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… На территории монастыря Входа Господня в Иерусалим в Виффагии находится сень над камнем, с которого, по преданию, Христос воссел на осленка. От этого монастыря в Вербное воскресенье начинают крестный ход, повторяющий путь Спасителя в Иерусалим. Принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Виффагия (ивр. " бейт паги " — " дом смокв " ) — небольшое селение на склоне Елеонской горы, примыкающее к Вифании. Ныне часть Иерусалима. Из Виффагии было начато торжественное шествие Господа Иисуса Христа в Иерусалим. В Виффагию апостолы привели Спасителю ослицу и осленка. В ее окрестностях Христос проклял неплодную смоковницу. Окрестности Виффагии были покрыты фиговыми деревьями (смоковницами), плоды которых созревают ранее других, это и дало название селению. В описаниях Святой земли IV—VIII вв. не говорится о каких-либо церковных строениях на месте Виффагии. Епифаний Монах (IX в.) упоминает о многовековой маслине в Виффагии, ветви которой паломники срезали на праздник Входа Господня в Иерусалим. C IX в. появляются свидетельства паломников о камне, с которого Спаситель воссел на осла (большой кусок мрамора, согласно монаху Бернарду). В «Хождении на Святую Землю» русского игумена Даниила (XII в.) также упоминается о «столпе». Большой монолитный камень в форме правильного куба с остатками живописи нашли во время раскопок в районе современной Джабаль ат-Тур или Кафр ат-Тур. Сохранившийся фрагмент латинской надписи на одной из сторон содержит название «Виффагия». Камень, получивший название Виффагийская стела, в XII в. был покрыт фресками с 4 сторон: встреча Иисуса Христа с Марфой и Марией, Воскрешение праведного Лазаря, 2 апостола, ведущие в Виффагию ослицу и осленка, «Вход Господень в Иерусалим». Росписями также была покрыта верхняя сторона камня. С одной из сторон в стеле имеется небольшая ниша непонятного назначения. Католики считают виффагийскую стелу именно тем камнем, с которого Господь воссел на осленка, однако она слишком большая для этого. Сейчас стела находится слева от алтаря в храме францисканского монастыря на Елеонской горе и окружена декоративной железной решеткой.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

На выставке-форуме «Радость Слова» в подмосковном Одинцово прошла конференция «Подвижники благочестия. Духовное наследие» 18 апреля 2022 г. 10:13 16 апреля 2022 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло центральное мероприятие выставки-форума «Радость Слова» в г. Одинцово Московской области. В день памяти Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного в Георгиевском соборе г. Одинцово состоялось торжественное богослужение и принесение ковчега с частицей мощей преподобного Амвросия Оптинского. Божественную литургию совершил руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Одинцовский и Красногорский Фома . Его Преосвященству сослужили духовник Одинцовской епархии протоиерей Валериан Кречетов, заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров) и духовенство епархии. По окончании Литургии перед святыней был совершен молебен. Затем в верхнем храме Георгиевского собора прошла конференция «Подвижники благочестия. Духовное наследие». В качестве почетных гостей в форуме приняли участие протоиерей Валериан Кречетов, иеромонах Макарий (Комогоров) и писатель-лауреат Патриаршей литературной премии В.Ю. Малягин. Перед конференцией состоялось награждение победителей и призеров Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Модератором мероприятий традиционно выступил ведущий специалист Издательского Совета, куратор выставки-форума «Радость Слова» священник Андрей Степанов. С приветственным словом к участникам и слушателям конференции обратился епископ Одинцовский Фома. Иеромонах Макарий (Комогоров) выступил с докладом «Значение духовного наследия прп. Амвросия Оптинского для современных христиан». В своем выступлении он привел множество примеров изречений преподобного Амвросия и обратил внимание слушателей на объединяющий их смысл — простота и упование на Бога ведут нас к вечной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5918079.ht...

О Благовещении Пресвятой Богородицы и о Входе Господнем в Иерусалим Духовные наставления приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова) Источник: Журнал " Покров "      Через благодатное благовещение архангела мир от нечестия обращается к благочестию. О неизреченная радость! О невыразимое чудо! Радость, ибо сегодня предвечный Бог отверзает недра Свои и дарует нам Единородного Сына Своего; Сын воплощается содействием Всесвятаго Духа, Дух нисходит на Деву, и Дева безсеменно зачинает. Чудо, ибо бессмертное соединяется со смертным. Величественное и трогательное зрелище небесной радости, духовного восторга представляла назаретская горница Пресвятой Девы Марии в минуту ангельского благовестия о рождении от Девы Спасителя мира… Гавриил полон восторга, неудержимого восторга. Он и изливает наполняющий его душу восторг в пламенных, утешительных словах: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). …Сердце Приснодевы было исполнено внутреннего восторга при архангельском благовестии о рождении от Нее Спасителя мира. И восторг этот открылся при первом же поводе к обнаружению его – при встрече Марии с праведною Елисаветою. … «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:46–48). Такую священную радость испытывала Пресвятая Дева в минуту благовещения архангела. И нас всех к этой радости призывает воспоминаемое ныне всерадостное событие. Благовещение, икона Ивана Максимова 1670 год      …Господь наш Иисус Христос, во исполнение пророчества о Нем как о Царе кротком и праведном, за шесть дней до Своей смерти, после чудесного воскрешения Лазаря являет Себя иудейскому народу в последний раз, заявляет решительно, что Он есть воистину Тот Мессия и Царь, Которого они ждут. Вступал в Иерусалим Царь праведный, не только Сам в Себе праведный, но и несущий с Собою правду вечную для всего человечества, несущий для него оправдание от терзающего его греха. Вступал Царь кроткий, Который не только Сам кроткий, но Который грядет научить людей кротости, установить в человечестве мир, царство мира и кротости, Который привлечет к Себе людей кротостью, смирением и любовью. В Иерусалим входил Царь спасающий – Спаситель мира, грядущий искупить людей от тяжких наказаний за грехи, освободить их от царствующего в мире зла.

http://pravoslavie.ru/102481.html

Спасо-Вифанский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вифанский мужской монастырь был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 года митрополитом) и священно-архимандритом Троцкой Сергиевой лавры Платоном Левшиным, как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». Содержание История [ править править код ] В трех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры , на юго-восточной окраине Сергиева Посада расположен Спасо-Вифанский монастырь. Этот знаменитый монастырь был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 г. митрополитом) и священноархимандритом Лавры Платоном Левшиным , как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783–1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ раннехристианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями. Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения». «Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Вифански...

Суббота 6-й седмицы Великого поста. Воскрешение праведного Лазаря Всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Ин. 11, 27 Лазарь был еврей и фарисей, сын Симона фарисея (Мф. 26, 6), родом из Вифании. Господь часто во время своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин. 11, 3, 5, 11). Лазарь умер, но Господь воскресил его, придя на четвертый день после его смерти. Услышав о воскресении Лазаря, Иудейские первосвященники говорили об Иисусе Христе: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом (Ин. 11, 47-48). Воскрешение праведного Лазаря Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11, 49-50). С того дня они решили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. 11, 53). Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. 12, 10). Лазарь удалился на остров Кипр, где в последствии он поставлен был от Апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь после воскрешения 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он в Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря из Кипра в Константинополь. Протоиерей Г.С. Дебольский, «Дни богослужения Православной Церкви» т.2 Тропарь праздника Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. «Прежде Твоих страданий, желая убедить всех в общем воскресении, Ты из мертвых воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа в руках своих знамя победы, вопием Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне». ( Осанна в вышних – спасение с небес.)

http://pravoslavie.ru/1685.html

Воскрешение праведного Лазаря Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:08 мин. Размер 7.4 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы воспоминаем воскрешение праведного Лазаря. Это чудо должно было убедить иудеев древности, что воскреснет Иисус Христос. А нас это чудо должно убедить, что будет и всеобщее воскресение из мертвых. Как минимум три чуда воскресения из мертвых явил Христос Своим ученикам. Он воскресил сына Наинской вдовы, имя которой так и осталось никому не известным, Он воскресил дочь Иаира, который был начальником синагоги в Капернауме, и, наконец, Он воскресил Лазаря из Вифании, которого любил и называл Своим другом (см.: Ин. 11: 3, 11). В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же небедным. Судя по тому, что у него были слуги (см.: Ин. 11: 3), его сестра мазала ноги Спасителя дорогим маслом (см.: Ин. 12: 3), после смерти его положили в отдельную гробницу и его оплакивало множество иудеев (см.: Ин. 11: 31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком. Он жил всего в трех километрах от Иерусалима. Христос неоднократно обедал в доме Лазаря с множеством Своих учеников (см.: Лк. 10: 38–41; Ин. 11). Никто не сомневался в том, что если бы Лазарь внезапно заболел, то Иисус бы ему помог (см.: Ин. 11: 21). Однако однажды Христос отказался это сделать. Лазарь умер и три полных дня провел во гробе. На четвертый день смерти к нему пришел Иисус. Сегодняшнее Евангельское чтение убеждает нас в том, что смерть была настоящей. Тело Лазаря разлагалось и смердело. Однако то же Евангелие свидетельствует, что и воскресение Лазаря было настоящим. Апостол Иоанн, очевидец событий, в деталях описал, как это происходило. Иисус подошел к месту захоронения, подождал, пока придут родственники и друзья умершего. Вопреки возражениям окружающих Он приказал отвалить камень от входа в погребальную пещеру. После Его молитвы умерший вышел из гробницы, обвязанный пеленами по рукам и ногам. При этом пелены мешали ему ходить, а на главе был погребальный платок (см.: Ин. 11: 44).

http://pravoslavie.ru/69910.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖОТТО ди Бондоне [итал. Giotto di Bondone] (1266/67 (?), Колле-ди-Веспиньяно, близ Флоренции - 8.01.1337, Флоренция), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы. Воскрешение св. Лазаря. Роспись Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе. Между 1304 и 1310 гг. Воскрешение св. Лазаря. Роспись Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе. Между 1304 и 1310 гг. Современники высоко оценивали творчество Д. и его вклад в формирование национального языка изобразительного искусства, сравнивая его с новаторством Данте в области итал. лит. языка. Влияние творчества Д. заметно в искусстве готических мастеров Юж. Франции, Испании, Швейцарии и Германии. По утверждению Ч. Ченнини (XIV в.), Д. перевел «искусство живописи с греческого пути на латинский», придав ему совр. характер, т. е. выработал новые принципы религ. искусства, отличные от преобладавшего в XII-XIII вв. греко-визант. стиля. В идейную основу творчества Д. легло богословие истории блж. Августина , согласно к-рому история есть проявление Божественного Промысла, а история Церкви и жизнь святых - воплощение Града Небесного на земле, а также религ. обновление, связанное с деятельностью св. Франциска Ассизского и его последователей. Его искусство отразило новое отношение к личности, не как к вместилищу греха, а как к отражению Божественной мудрости. Земной путь Христа и Девы Марии, жизнь подвижников веры, святых и мучеников, изображенные с «документальной» точностью, стали зримым воплощением праведной жизни, наставлением и нравственным примером. Искусство Д. характеризуется эмпирическим реализмом, присущим готике, и интересом к опыту античных и раннехрист. мастеров. Последний позволил ему достичь художественно убедительного синтеза историзма, реалистической достоверности и идеализации образов, позволявшего в равной степени выражать в божественном земное, а в земном - божественное.

http://pravenc.ru/text/171859.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010