Впрочем, некоторые обстоятельства совершения чуда могли дать повод к сомнению в Божественности Спасителя. Действительно, зачем Всеведущему Богу спрашивать иудеев о Лазаре: «где вы положили его» (Ин. 11: 34)? Зачем Всемогущему молиться кому бы то ни было, чтобы сотворить чудо (Ин. 11: 41-42)? В IV веке подобными доводами свою ересь оправдывали аномеи, отрицавшие не только единосущность Отца и Сына, но и само подобие Сына Отцу. Вплоть до нашего времени лукаво спрашивают об этом иудеи и гностики. « Где вы положили его? » (Ин. 11: 34). Иудеи — главные свидетели Действительно, зачем Всеведущему Богу спрашивать, где положили Лазаря: «Чудо странное и преславное, како Создатель всех, еже не неведяше, яко не ведый вопрошаше: где лежит, егоже рыдаете? где погребеся Лазарь, егоже помале из мертвых жива вам воскрешу Аз» ? Ясно, что мнимое неведение Христа здесь не при чём , как пишет о том Златоуст: «Ты говоришь, иудей, что Христос не знал этого, если сказал: ‘где вы положили его?’ Так и Отец не знал в раю, где скрылся Адам, если Он ходил как бы ища его в раю, и говорил: ‘Адам, где ты (Быт. 3: 9)?’ … Что же скажешь, когда услышишь Бога, говорящего Каину: ‘где Авель, брат твой (Быт. 4: 9)?’ … Если то означает неведение, то и это означает неведение» Зачем же тогда Господь спрашивает об этом? По мысли святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, преподобных Андрея Критского и Ефрема Сирина, вопрос «Где вы положили его?», был задан с одной только целью: привести вопрошавших иудеев на место намечавшегося чуда в качестве свидетелей воскрешения: «Конечно, дает сие повод дерзким совопросникам, но яснее солнца, что не имел Он нужды спрашивать. А тем, что сказал ‘Где положили его?’ хотел подтвердить, что Лазарь действительно был погребен. Спросил не о том, ‘где гроб?’, но о том, ‘где положили мертвеца?’. Знал упорство иудеев, с каким отрицали славные дела Его и связал Своим вопросом ‘Где положили умершего?’ Не о том спросил, где положен или погребен Лазарь, но ‘где положили его?’ Покажите Мне это вы сами, неверующие » .

http://pravoslavie.ru/30002.html

Впрочем, некоторые обстоятельства совершения чуда могли дать повод к сомнению в Божественности Спасителя. Действительно, зачем Всеведущему Богу спрашивать иудеев о Лазаре: «где вы положили его» (Ин. 11: 34)? Зачем Всемогущему молиться кому бы то ни было, чтобы сотворить чудо (Ин. 11: 41-42)? В IV веке подобными доводами свою ересь оправдывали аномеи, отрицавшие не только единосущность Отца и Сына, но и само подобие Сына Отцу. Вплоть до нашего времени лукаво спрашивают об этом иудеи и гностики. « Где вы положили его? » (Ин. 11: 34). Иудеи — главные свидетели Действительно, зачем Всеведущему Богу спрашивать, где положили Лазаря: «Чудо странное и преславное, како Создатель всех, еже не неведяше, яко не ведый вопрошаше: где лежит, егоже рыдаете? где погребеся Лазарь, егоже помале из мертвых жива вам воскрешу Ясно, что  мнимое неведение Христа здесь не при чём , как пишет о том Златоуст: «Ты говоришь, иудей, что Христос не знал этого, если сказал: ‘где вы положили его?’ Так и Отец не знал в раю, где скрылся Адам, если Он ходил как бы ища его в раю, и говорил: ‘Адам, где ты (Быт. 3: 9)?’ … Что же скажешь, когда услышишь Бога, говорящего Каину: ‘где Авель, брат твой (Быт. 4: 9)?’ … Если то означает неведение, то и это означает Зачем  же тогда  Господь спрашивает об этом?  По мысли святителей Иоанна Василия Великого, преподобных Андрея Ефрема Сирина, вопрос «Где вы положили его?», был задан с одной только целью: привести вопрошавших иудеев на место намечавшегося чуда в качестве свидетелей воскрешения: «Конечно, дает сие повод дерзким совопросникам, но яснее солнца, что не имел Он нужды спрашивать. А тем, что сказал ‘Где положили его?’ хотел подтвердить, что Лазарь действительно был погребен. Спросил не о том, ‘где гроб?’, но о том, ‘где положили мертвеца?’. Знал упорство иудеев, с каким отрицали славные дела Его и связал Своим вопросом ‘Где положили умершего?’ Не о том спросил, где положен или погребен Лазарь, но ‘где положили его?’  Покажите Мне это вы сами, неверующие Странная молитва.

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

Вход Господень в  Иерусалим проходит под знаком двусмысленности. Если у синоптиков (у евангелистов Матфея, Марка и Луки) это событие отмечено как безоговорочно радостное, то у Иоанна — нет. Потому что мы знаем, что в толпе стоят люди, которые будут его выслеживать. Они и Лазаря снова собираются убить. Синоптики смотрят глазами народа, а Иоанн показывает процессы внутренние, не видные людям. Вход в Иерусалим происходит в обстановке встречи царя; это высшая точка публичности в Евангелиях. При этом обратите внимание, что имеется и некоторая конспиративность. Господь посылает учеников за осленком и при этом говорит: «И если кто скажет вам: что вы это делаете? — Отвечайте, что он надобен Господу» (Мк. 11:3). Это пароль и отзыв. Если у человека просто так забирают осла, ведь он на это не согласится! Он скажет: «Мне он тоже нужен! Это мой осел!» Это означает, что, скорее всего, владелец осла предупрежден заранее. И далее мы видим, что на дорогу постилают одежды и пальмовые ветви — это образ въезда императора. Тайны Страстной седмицы: Вход Господень в Иерусалим Праздник в православном богослужении Поскольку совершенно очевидна неразрывная связь между Входом Господним в Иерусалим, чудом воскрешения праведного Лазаря и Страстями Господа, соответствующее празднование в православной литургической традиции является, с одной стороны, началом Страстной седмицы, с другой – наступает после Лазаревой субботы. В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус. Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX–XII столетий. Итак, Божественная литургия начиналась не в Святой Софии, где была утреня, а в храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда патриарх отправлялся верхом на жеребце. В послеиконоборческих византийских монастырских уставах – Студийском и Иерусалимском – богослужение Входа Господня в Иерусалим в целом приняло свой современный вид.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

Кондак, глас тойже Неописанное Слово Отчее,/из Тебе, Богородице, описася воплощаемь:/и осквернившийся образ в древнее вообразив,/Божественною добротою смеси./Но исповедающе спасение,/делом и словом сие воображаем. Собор преподобных отец Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (Во 2-ю неделю Великого поста) Тропарь, глас 2 Егда снидосте во гробы/и самех себе заключисте,/тогда, страсти умертвивше плотския,/спогребостеся Христу, Богоноснии,/и диавольския в подземных разрушисте ограды,/сего ради ангели венцы с Небес вам подают. Кондак, глас 8 Отцы всечестнии, личе Богокрасный,/чудес многих источницы, миро источающий,/сокровища краснобогатная Господня, в земли сокровенная,/не престайте, молим вы, о нас молитися ко Господу, да зовем вам:/радуйтеся, всему миру светильницы. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) Тропарь Божией Матери, глас 8 Повеленное тайно прием в разуме,/в крове Иосифове, тщанием предста безплотный,/глаголя Неискусобрачней:/Приклонивый схождением Небеса/вмещается неизменно весь в Тя,/Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак,/ужасаюся звати Тебе:/радуйся, Невесто Неневестная. Кондак, глас тойже Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/но яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/радуйся, Невесто Неневестная. Величание Достойно есть величати Тя,/Богородице,/честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим. Воскрешение праведного ЛазаряЛазареву субботу) Тропарь, глас 1 Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще,/Тебе, Победителю смерти, вопием:/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне. Кондак, глас 2 Всех Радость Христос,/Истина, Свет, Живот/и мира Воскресение,/сущим на земли явися Своею благостию/и бысть образ Воскресения,/всем подая Божественное оставление. Празднество Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ее, именуемой «Живоносный Источник» (V). (В пяток Светлой седмицы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чему же поучают нас ветви нынешние?.. Они изображают для нас высокие истины христианства. Без солнца ветвь голая и как бы мертва, хотя в ней все есть, что явится летом. Есть, но не может обнаружиться во вне, ибо для этого потребна сила тепла. Так и с душою нашей. В ней, так как она есть образ Божий, есть способность ко всему доброму и святому. Но само по себе, в естественном состоянии человека все это мертво и безжизненно. Потребен свет Христов, необходима теплота благодати Духа Божия. При их только действии, под их только осенением человек-грешник оживает от грехов и страстей для новой жизни в Боге». 6 Святой праведный Иоанн Кронштадтский Слово в Лазареву Субботу «Мы все должны будем оставить здешний краткий век, перейти в вечность, явиться к святому и праведному Судии и Творцу всех Богу и дать отчет о своей жизни. Как и с чем мы явимся? Какой суд и приговор Его услышим на всю вечность? Вот о чем мы должны чаще размышлять, о чем заботиться. О, помышляйте все об этой будущей судьбе и готовьте дела свои благие, плоды свои духовные, да не явится никто бесплодным деревом. Христос словом Лазаря воскресил из мертвых – значит, тем же словом Господним и мертвые все воскреснут… Кончилась Четыредесятница, или Великий пост. Приспел праздник воскрешения Христом праведного Лазаря из мертвых в показание воскресения Христова из мертвых и будущего всеобщего воскресения. В будущем для всех воскресении начнется новая жизнь вечная для праведных и покаявшихся, а для грешников неверующих и нераскаянных – мука вечная, как объявил о том Сам Христос. Слово Его не мимо идет. Праведный Лазарь после воскресения жил несколько лет, был архиереем и скончался в глубокой старости. Готовиться нужно всем к будущей жизни. Человек сотворен для жизни бесконечной, только грех ввел в мир смерть и жизнь краткую, полную болезни и скорбей; но Агнец Божий взял на Себя грех мира – Христос победил смерть. Слава будущему общему воскресению людей. Никто да не смеет помрачить славы этого всемирного события» 7 Протоиерей Валентин Амфитеатров Проповедь в Вербное воскресение «Гул народных масс встретил Иисуса восклицаниями: „Осанна!“ Старики и дети, женщины и мужчины с пальмами в руках слили в одно целое свои голоса.

http://foma.ru/7-propovedey-v-lazarevu-s...

Вспомним, чем измеряется духовная жизнь? Она измеряется степенью приближенности человека к Богу. Преподобный Петр Дамаскин говорил, что первым признаком постепенного выздоровления души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской. Если мы возьмем любую вещь, посмотрим на нее в полумраке, она покажется нам безупречной, но как только вынесем ее на свет, то заметим на ней царапины, трещины, повреждения. Чем ярче будет свет, тем больше недостатков мы увидим. Так же и в духовной жизни: по мере приближения к Богу — источнику неземного света — мы будем видеть не достоинства, а собственные недостатки. Существует три возможных варианта духовного развития человека. В первом случае он правильно движется к Богу, все больше и больше замечает свои прегрешения, раскаивается в них. Такой человек защищен смирением от прелести — состояния «обманчивой святости», самообольщения. Он видит свои страсти и искренне считает себя грешником. Потому Господь и наделял святых даром чудотворения, пророчества и исцеления. Богу известно, что видение греховности, которое они имеют, защитит их от прелести. Такие люди могли без вреда для души творить чудеса, получать откровения от Господа. Во втором случае человек не стремится быть с Богом, либо хочет этого только на словах. Он не видит собственной греховности, напротив — тайно считает себя праведником. Значит, человек находится в прелести, опасном состоянии самообмана. Есть еще третий вариант, средний, когда в духовном плане человек топчется на месте, ему хочется приблизиться к Богу, но греховные привычки его перебарывают. Человек умом понимает, что раз не видит своих грехов, значит, не движется к Господу. Для него это является поводом для сокрушения и защитой от прелести. В эти дни, предшествующие крестным страданиям Господа, мы вспоминаем события воскрешения праведного Лазаря и входа Господня в Иерусалим. До праздника Воскресения Христова осталось совсем немного времени. Важно принести Спасителю труды, совершенные во время поста, с чистым сердцем, освященным умом, быть далекими от ропота.

http://pravoslavie.ru/130183.html

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Церковь Святой Троицы, признают искусствоведы, по стилистике принадлежит некоторым формам модерна. Романский стиль причудливо переплетается с архитектурой древнерусских храмов: шлемовидный купол гармонически сочетается с устремлённой ввысь колокольней. Образцом как для плана, так и для фасада послужили новгородские церкви Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного и Спаса Преображения на Нередице, а также северные деревянные церкви, в частности, в Муромском Свято-Успенском монастыре, что расположился на берегу Онежского озера. В.Д. Поленов постарался создать цельный и завершённый художественный образ с правильным сочетанием довольно ограниченных объёмов здания. И ему это удалось. " На мой взгляд, в Свято-Троицком храме вера пересекается с высочайшим искусством, а не с показным артистизмом, - говорит нынешний настоятель о. Димитрий, - Василий Дмитриевич, когда строил - по просьбе крестьян и для крестьян - не стал делать искривлённых стен в духе Пикассо, а собрал в своём творении очень важные для христиан символы. Здесь и мотивы иерусалимского храма в честь равноапостольной святой Елены, и северные мотивы храмов псковской и новгородской земель. Всё это он пропустил через своё художественное видение, но не внёс ничего лишнего или своевольного ни в архитектуру храма, ни в последовавшую жизнь прихода " . С востока храм окружает полукруглая, слегка вытянутая апсида с двумя оконцами. Она немного " выбивается " из общей стилистики здания, все крыши которого - двускатные и крыты красной черепицей. Крыша апсиды, как и главы куполов, покрыта медными пластинами. Столпообразная шатровая колокольня расположена сбоку от главного здания, с северной стороны. Прототипом её послужила колокольня храма Воскресения Христова в Тарусе. На верхний ярус к звоннице ведёт открытая лестница. На первом этаже находится ризница, где хранится церковная утварь. С северной стороны - два окна, объединённых полукруглым карнизом. Круглый барабан храма прорезан четырьмя окнами, вписанными в простые полукружья карнизов. Главный купол и купол колокольни покрыты медными пластинами. Поначалу они ярко сверкали на солнце, но со временем медь потемнела. Завершают главы кресты из жёлтого металла на шарообразных основаниях. Оконные проёмы декорированы широкими лопатками и каменными наличниками. Все окна выполнены в одной стилистике.

http://sobory.ru/article/?object=01115

И тут ты уже никуда не спрячешься. Вот Христос в освященных Дарах движется по храму, а правильнее сказать - приближается к каждому из присутствующих, и ответить на это движение страшно, а не ответить - еще страшнее. Особые дни В течение Великого поста есть дни, выделяющиеся особыми богослужениями, на которых христиане стремятся непременно побывать. В первую очередь это, конечно, Крестопоклонная неделя - третье воскресенье Великого поста (23 марта), когда торжественно выносится на середину храма украшенный крест Христов для поклонения и укрепления постящихся христиан. Служба этого дня и накануне Всенощное бдение посвящаются воспоминанию Страданий Христовых как напоминание почти посреди поста о том, к чему мы движемся, что Страстная неделя будет венчать Великий пост. Завершение 3-й Седмицы поста - это уже и время, когда христиане устают от напряжения телесного и духовного. Поклонение Кресту укрепляет силы уставших и побуждает к постному труду успевших расслабиться и подзабыть о первоначальной ревности и тех обещаниях, которые мы давали Богу на 1-й Седмице Великого поста. Очень ожидаемая служба - Мариино стояние (2 апреля), в среду вечером на 5-й Седмице Великого поста. Такое неформальное название это богослужение получило по необычной для привычного хода службы вставке чтения жития преподобной Марии Египетской. Повествование о жизни этой удивительной святой убеждает нас в том, что никакое, даже самое низкое, падение не является препятствием для покаяния в истинном смысле - решительной ненависти к ранее соделанным грехам. Мариино стояние - это еще и одна из самых продолжительных служб, поскольку на ней полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Таким образом, для тех, кто упустил его на 1-й Седмице, это шанс все-таки услышать величайшее богослужебное последование христианской Церкви. На последней шестой неделе Поста, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), совершается воспоминание воскрешения праведного Лазаря, называется этот день Лазарева суббота (12 апреля). Пост закончился, одежды священников на один день меняются с темных на светлые. И радость этого праздника ощущается христианами через особое чувство, которое можно было бы назвать предвкушением. Накануне Лазаревой субботы, в пятницу вечером частично поются воскресные песнопения, и хотя впереди еще главная седмица поста, Страстная, но мы уже, как когда-то древние иудеи, понимаем, Кто к нам пришел... Воскресить из мертвых четверодневного, уже смердящего покойника может только Бог. Это еще не окончательная победа над смертью, но твердое уверение в том, что последний наш враг скоро будет повержен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Надо сказать, что способность воскрешения из мертвых была дарована очень немногим святым. Впервые его совершил Иисус Христос, воскресив своего друга Лазаря. После этого воскрешения случались не часто, а уж двойное воскрешение в истории христианства вообще является большой редкостью. Однако церковь чтит Спиридона не только как чудотворца, но и как человека, прославившегося необыкновенной мудростью. Однажды, еще до скитальческой жизни, к нему пришел крестьянин и, сетуя на неурожай, попросил немного зерна на посев. Спиридон предложил ему зайти в сарай и самому взять необходимую меру. «Разве ты не пойдешь со мной и не посмотришь, сколько я у тебя беру, чтобы потом знать, сколько требовать с меня обратно?» — спросил крестьянин. «Я просто знаю, что ты возьмешь столько, сколько тебе требуется, а отдашь столько, сколько сможешь», — спокойно ответил Спиридон. Проситель был очень удивлен ответом святого, но когда зашел в сарай, то просто физически не смог взять больше, чем действительно требовалось, — лишнее зерно высыпалось у него из рук. Совершив множество чудес, святой Спиридон умер 12 декабря в возрасте 78 лет. Этот день — по новому стилю 25 декабря — и является основным праздником для тех, кто хочет почтить память преподобного Спиридона, епископа Тримифийского. Чудеса после смерти Узнав о праведной и святой жизни епископа Спиридона, один из византийских императоров приказал выкопать его тело и поместить в усыпальнице храма Святой Софии в Константинополе. Когда останки Спиридона извлекли из могилы, удивлению присутствующих не было предела. Несмотря на то что тело пролежало в земле много десятков лет, оно совершенно не изменилось — словно святой старец был похоронен вчера. У него были целы зубы и волосы, отлично сохранилась кожа, можно было без труда распознать черты лица. Когда мощи были помещены в Константинополе в специальную раку, обнаружилось, что святой продолжает совершать чудеса. Множество паломников, помолившись перед ракой и прикоснувшись к мощам, получили исцеление.

http://pravmir.ru/chudo-cvyatogo-spirido...

Под фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения Святого Праведного Лазаря. Церковь эта имела крестообразную форму и низкие каменные своды. Ее площадь составляла около 11 кв. м. В центральной алтарной части, площадью 2,5 кв. м, на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями. Рядом находились два помещения для хранения монастырской казны и драгоценной утвари. Во время сильной грозы 24 июня 1891 г. в пять часов вечера Богоявленский собор был сожжен ударом молнии и более не восстанавливался, удалось спасти только монастырскую ризницу. В 1620 году Патриарх Иерусалимский Феофан, пребывавший в то время в Киеве, благословил основать в Орше православный монастырь. Землю, на которой предполагалось построить обитель, предоставил православный магнат Богдан Стеткевич-Завирский. На его же имя была выдана и королевская разрешительная грамота. Спустя несколько лет на окраине Орши, при устье речки Кутеинки, вырос монастырь. Местность была лесистой, и поэтому недостатка в строительных материалах не ощущалось. Из дерева возводили кельи, тын, служебные помещения. Даже соборный храм монастыря, освящённый в 1635 году митрополитом Петром Могилой, был рубленым. Вот уже более ста лет не существует этот уникальный памятник деревянного зодчества - в 1891 году Богоявленский собор Кутеинского монастыря сгорел от удара молнии, - но до сих пор можно встретить упоминания о нём в литературе, посвящённой архитектуре Белоруссии. От былого ансамбля Оршанского монастыря осталась Свято-Духовская церковь - прекрасный образчик белорусского барокко. Её ярусный фасад, декорированный арками, напоминает фасад Свято-Никольского храма Могилёва (конечно, в сильно уменьшенном виде). Значение Кутеинского монастыря в XVII веке было огромным. С самого начала его опекали православные братства - Могилёвское и Оршанское, - а руководил его обустройством иеромонах (впоследствии игумен) Иоиль (Труцевич), один из активнейших членов Могилёвского братства.

http://sobory.ru/article/?object=17668

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010