Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Страстная неделя в 2024 году 1 мин., 25.03.2024 Страстная неделя в 2024 году начинается 29-го апреля и заканчивается 4 мая. Эта неделя считается наиболее строгой. Но при этом Страстная неделя уже не является частью Великого поста, она отделена от него по смыслу и по структуре богослужений. Для любого христианина это период, без которого невозможно пережить всю глубину Пасхального торжества. Считается, что переходом от Великого поста к Страстной неделе служат два праздника: Лазарева суббота, когда Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря и Вход Господь в Иерусалим. Господь входит в город, где Его предадут на суд, а народ, провозглашавший «Осанна в вышних! Благословен Царь, грядущий во имя Господне!», будет кричать «Распни его, распни!». Церковь завершает пост перед началом Страстной недели, тем самым показывая, что непосредственно Великий пост заканчивается и начинается совершенно новый этап – Страстная неделя, когда христиане вспоминают события последних дней земной жизни Спасителя. Богослужения Страстной недели имеют свой порядок —  великопостное богослужение продолжается до Страстной (Великой) Среды включительно. Последующие дни уже совершаются совершенно особые богослужения. Желательно для любого верующего человека постараться посетить все службы Страстной недели, но такая возможность есть, к сожалению, далеко не у всех. Поэтому Церковь призывает не пропустить хотя бы самые главные богослужения этой недели, которые совершаются в Великий Четверг , Великую Пятницу и Великую Субботу . Присутствуя в храме в эти дни, мы становимся как бы свидетелями самых важных событий, ход которых предопределил и нашу с вами жизнь. Читайте другие публикации о Страстной седмице Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/strastnaya-nedelya-v-2016...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем воскрешение Господом нашим Иисусом Христом праведного Лазаря. Этим чудом незадолго до Своих земных страданий Господь ещё раз показывает ученикам Свою силу и славу, чтобы, когда увидят Его бесславно мучимым, не отчаивались, но верили, что Он способен победить страдания и смерть. Если Он силен воскресить четверодневного мертвеца, то смерть над Ним не имеет никакой власти. Но мы с вами уже это знаем. Знаем, что Господь страдал, умер, воскрес и вознесся во славе. Что же этим чудом Спаситель хочет сказать нам, людям, живущем в XXI веке, ведь мы знаем, что Евангелие обращено ко всем народам и во все времена? Давайте попробуем это понять. Умирает Лазарь. Хотя он и его сестры были друзьями Спасителя, эту семью не обошло стороной испытание. Так и нам, хотя мы и являемся рабами и друзьями Господа, не стоит рассчитывать провести жизнь на земле без трудностей и лишений. Смерть брата, кормильца и опоры – великое горе для сестёр. Для нас это образ испытаний и скорбей в нашей жизни. У кого-то заболели или умерли родственники, у кого-то разлад в семье, трудности на работе, болезнь, горе, или у нас просто кончились душевные силы, и мы стали словно расслабленный, чающий движения воды. Как сёстры были в печали от смерти брата, так и нам подчас бывает очень тяжело и горестно в этой жизни. Святой Лазарь умирает, когда Христа не было рядом. Так и в нашей жизни настают скорби, когда мы в стороне от Бога. Это может случиться по разным причинам: или Господь отходит от нас, чтобы нас испытать и укрепить в борьбе с диаволом, или мы сами отстраняем Его своими грехами и нерадением. Как Марфа устремляется навстречу Христу, с верою и любовью восклицая: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой! (Ин. 11, 21), так и мы припадём к Богу с верою, говоря: Господи! Если бы ты не попустил, не постигла бы нас беда, если бы мы не отступили от Тебя, не случилось бы с нами искушение! Как часто бывает, что после смерти близких или каких-то серьёзных жизненных трудностей люди отходят от Бога, говоря: как же так, за что, по какой причине Ты допустил этому случиться, это несправедливо, Ты не милосердный и любящий, я больше не верю в Тебя.

http://pravoslavie.ru/111900.html

Воскрешение Лазаря — это пример не только праведной жизни, но и святой смерти. Прп. Неофит Затворник обращается к Богоматери в день Ее Успения как к Той, Чья душа готова вступить в удел бессмертия по примеру святого Лазаря: «И тотчас приказывает душе как ее Творец Бог: Тебе говорю, душа пречистая, изыди!.. Мирно и искренне отделившись от святого тела, ­выйди!..» 36 Воскрешение Лазаря — это величайшее из чудес Ветхого и Нового Завета. В качестве предварительных выводов можно отметить следующее: • Эпизод воскрешения Лазаря стал одним из ключевых в евангельской истории. • Основной контекст для понимания события — христологический. • В описании воскресения Лазаря присутствует тонкая диалектика: с одной стороны, подчеркивается неравенство этого события воскресению Спасителя и грядущему воскрешению всех как дару, а с другой стороны, —  огромная близость. Описание воскрешения Лазаря в свете описания воскресения Христова подчеркивает теснейшую внутреннюю взаимосвязь этих событий. • Ин. 11, 43 является ключевым стихом описания. • Духовный смысл воскресения — преодоление греховной смерти. Аскетические интерпретации воскрешения Лазаря позволяют смело интегрировать данный эпизод в аскетическую и мистическую литературу православия. • Многогранные экзегезы стиха не противоречат друг другу и самому главному общему смыслу: вере в ключевой догмат православиявоскресение Спасителя. • Таинственная форма наречия-глагола подчеркивает живой, непосредственный характер призыва Спасителя, обращавшегося к мертвому как к живому. Изучение многосмысловой лексемы, занимавшее древних грамматиков, могло бы стать интересной темой для современных филологов, занимающихся вопросами экзегезы и богословия. В любом случае именно это слово стало связующей нитью данной краткой статьи.    ПРИМЕЧАНИЯ 1 Василий Великий, свт. Гомилия о благодарении//PG. 31, 228:30–33. Здесь и далее все библиографические ссылки на святых отцов приведены по веб-ресурсу: TLG on-line. 2 «Лазарь, изыди вон. И вышел четверодневный. Ты прокаженных очищаешь, мертвых воздвигаешь, расслабленного укрепляешь, слепых исцеляешь, разбойников спасаешь, блудницу делаешь целомудренней, чем дева, и ей ничего не отвечаешь. Что нового? Что странного? Что удивительного?» ( Иоанн Златоуст, свт. О Хананеянке [Dub.]//PG. 52, 454:30–35).

http://e-vestnik.ru/analytics/gryadi_von...

В память трогательного евангельского события воскрешения Лазаря празднества и торжественные богослужения приурочиваются к Вифании (по-арабски Лазариа), отстояшей от Иерусалима на три часа пути, где и доселе сохраняется в своем, почти нетронутом временем, первоначальном виде, глубокая погребальная пещера Лазаря, с крутым спуском в нее, в 24 ступени, со входом, обложенным квадратными камнями. Внутри этой пещеры с боку, близ стены, противоположной входу, устроен каменный престол, на котором в этот день служат католики праздничную мессу. Влево от входа небольшой спуск, в пять или шесть ступеней вниз, ведет в другую небольшую пещерку, где имеется каменное, иссеченное в скале, ложе, на которомъ лежало тело повитого погребальными пеленами четверодневного Лазаря, прикрывавшуюся тяжелым монолитным камнем ( Иоан. 9:38 ). Над пещерою показывают остатки дома Лазаря, жившего здесь вместе с своими сестрами Марфою и Мариею. Здесь, по преданию, св. царица Елена, мать св. Константина, устроила великолепный храм (grandisbasilica), а церковь иерусалимская установила сюда с первых веков своего существования торжественную всенародную литанию в Лазареву субботу и совершение в нем праздничного богослужения в память воспоминаемого события 91 . Позднее, около IX в. храм этот подвергся разрушению, и греческое богослужение в день Лазаревой субботы было перенесено в самую пещеру 92 . Со времени крестоносцев, нужно полагать, владение алтарем в пещере пр. Лазаря перешло к латинянам, которые и доселе удерживают за собою это право 93 . Богослужения в субботу Лазареву на вершине Елеона, близ места вознесения, в палатке представляло для клириков Сионской церкви и многочисленных богомольцев, собирающихся сюда на молитву, весьма много серьезных неудобств. В силу своих небольших размеров, палатка- церковь может вместить в себе лишь клириков, почетнейших посетителей и в самом крайнем случае 50 паломников, остальные же богомольцы должны стоять во время богослужения на дворе под открытым небом. Погода иерусалимская в это время года не может, однако же, считаться благоприятною для совершения таких богослужений на открытом месте: то бушует на вершине Елеона сильный холодный ветер, срывающий верх палатки, то нередко идет такой проливной дождь, что является даже опасение за возможность довести благополучно до конца начатую архиерейскую литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Воскрешение Лазаря — это пример не только праведной жизни, но и святой смерти. Прп. Неофит Затворник обращается к Богоматери в день Ее Успения как к Той, Чья душа готова вступить в удел бессмертия по примеру святого Лазаря: «И тотчас приказывает душе как ее Творец Бог: Тебе говорю, душа пречистая, изыди!.. Мирно и искренне отделившись от святого тела, выйди!..» 36 Воскрешение Лазаря — это величайшее из чудес Ветхого и Нового Завета. В качестве предварительных выводов можно отметить следующее: 1 Василий Великий, свт. Гомилия о благодарении//PG. 31, 228:30-33. Здесь и далее все библиографические ссылки на святых отцов приведены по веб-ресурсу: TLG on-line. 2 «Лазарь, изыди вон. И вышел четверодневный. Ты прокаженных очищаешь, мертвых воздвигаешь, расслабленного укрепляешь, слепых исцеляешь, разбойников спасаешь, блудницу делаешь целомудренней, чем дева, и ей ничего не отвечаешь. Что нового? Что странного? Что удивительного?» (Иоанн Златоуст, свт. О Хананеянке [Dub.]//PG. 52, 454:30-35). 3 Варфоломей Эдесский. Обличение Агарянина. 25:13-17. 4 Формально форму δερο и аналогичную форму множественного числа δετε не следует переводить отдельной глагольной формой. Λζαρε, δερο ξω — это строгое повеление (Лазарь, наружу!). Аналогично призыв Δετε προσκυνσωμεν κα προσπσωμεν τ βασιλε μν Θε должен переводиться: «Поклонимся и припадем к Царю нашему Богу!» В этимологическом византийском лексиконе указывается, что это наречие или глагольная форма в повелительном наклонении (Etymologicum Gudianum (λιον — ζεια). 348:5-11). Также и в другом лексиконе указывается на то, что «наречия не принимают числа», тем самым подразумевая глагольную форму (Etymologicum magnum Kallierges. P. 259:5-10). Еще в одном этимологическом словаре указывается на глагольное происхождение наречия от глагола «бежать» θω (Etymologicum Symeonis (Γ-Ε). 150:1-7). 5 Иоанн Златоуст, свт. На четверодневного Лазаря//PG. 50. Col. 643:40-45. 6 Там же. Col. 643:59-61. 7 Феодор Студит, прп. Великое оглашение. 116. P. 860:5-6.

http://patriarchia.ru/db/text/5801964.ht...

Дань человеческому горю отдал Господь пречистыми Своими слезами у гроба праведного Лазаря. Наступил миг явления силы Божией. Отнимите камень , – повелел Господь ( Ин.11:39 ). Услышав это, фарисеи возроптали: «Кощунство! Неуважение к праху!» – но остальные не посмели ослушаться Чудотворца из Назарета и начали снимать тяжелый камень с гробовой пещеры. Дохнуло жутким запахом тления, запахом смерти. Тут Марфа вновь поддалась лукавому сомнению: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе ( Ин.11:39 ). И вновь Сын Божий смирил ее неверие: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? ( Ин.11:40 ). И над растерянной, недоумевающей толпой скорбящих зазвучала исполненная неземного величия молитва Сына Божия: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня ( Ин.11:41–42 ). Эта молитва прозвучала еще до совершения чуда воскрешения. Божественный Сын заранее благодарил Небесного Отца, зная, что по одному слову Его воскреснет мертвец, – ибо где предел Всемогуществу Творца, единым словом воззвавшего из небытия к бытию все мироздание? И так – простыми, обыденными словами – повелел Сын Божий: Лазарь! иди вон ( Ин.11:43 ). Неописуемый ужас охватил народ, когда Лазарь вышел из гробницы, обвитый погребальными пеленами. Люди шарахались в разные стороны, уступая дорогу воскресшему мертвецу, – многим казалось, что они видят призрак. Но нет: это был живой человек, живой Лазарь, с таким же добрым и светлым лицом, с которого в тот миг понемногу сходило выражение страдания. Постепенно люди начали приходить в себя от страха – подходили к Лазарю трогали его, заговаривали с ним, слышали его смущенные ответы и наконец убедились в свершении невероятного чуда. Тогда вместо скорби наступило ликование, взоры всех обратились к Спасителю, и многие из… видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него ( Ин.11:45 ). Чудо воскрешения Лазаря совершилось, когда мир еще не был искуплен Пречистой Кровью Спасителя, еще лежал во тьме ветхозаветного «субботства». Но в субботу воскрешения Лазаря уже содрогнулось мрачное царство сатаны, начинавшее терять своих пленников, предчувствовавшее свое поражение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ад, возвратив из преисподней умершего, начал вопить: Кто это голосом Своим вызывает мертвецов из гроба, как бы спящих? Кто это преступает древнее повеление о смерти? Кто это так легко отнимает у меня мою добычу? Вижу, что из рук моих ускользает держава господства моего над земнородными!»

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Единство воли Отца и Сына «Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11: 41-42). Прежде чем уразуметь, для кого была сотворена эта молитва и была ли она нужна для воскрешения Лазаря, зададимся вопросом,  унизило ли Сына Его молитвенное обращение к Отцу?  Еретики-аномеи считали, что да, унизило: «Как молившийся может быть подобным принимающему молитву? Один молится, а другой принимает молитву», равно как и служащий меньше того, кому служит. Однако Христос, пришедший «не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45), собственноручно умыл ноги двенадцати апостолам, в числе которых был и Иуда: «и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего» (Ин. 13: 10-11). Но, очевидно, Христос выше и Апостолов и, тем более, предателя-Иуды, а значит, и молитва Его ко Отцу никак не умалила Его Божественного достоинства. Аномеи усматривали в молитве Иисуса источник чудес, Им совершённых: «Если бы Он не помолился, то и не воскресил бы Лазаря». Однако,  Христос творил многие чудеса, никому не молясь . Святитель Иоанн Златоуст перечисляет: «Как же другое Он без молитвы совершал, говоря, например: тебе говорю, демон, ‘выйди из него’ (Мк. 9: 25), и еще: ‘хочу, очистись’ (Мк. 1: 41), также: ‘возьми постель твою и ходи’ (Ин. 5: 8), и: ‘прощаются тебе грехи твои’ (Мф. 9: 2), и говоря морю: ‘умолкни, перестань’ (Мк. 4: Спросим и ещё,  воскрес ли Лазарь после этой молитвы?  — Очевидно, нет: «Когда совершилась молитва, то мертвый не воскрес; а когда Он сказал: ‘Лазарь, иди вон!’, тогда мертвый воскрес. О ад! Совершилась молитва, и ты не освобождаешь мертвого? — Нет, говорит ад. Почему? — Потому, что мне не дано повеления. Я — страж, удерживающий здесь виновного; если не получаю повеления, то и не отпускаю; молитва же была не для меня, а для присутствовавших неверных; не получая повеления, я не отпускаю виновного; ожидаю голоса, чтобы освободить

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

Поэтому, когда в ближайшие дни мы будем рассматривать вопрос о духовном общении с Церковью в России, давайте конструктивно обсуждать прошлое, а не осуждать его по грешному естеству нашему. Критикам, дерзающим, не вникая по существу в действительность, не прочитав официальные документы, не ознакомившимся, например, с актом покаяния, произнесенном нынешним Патриархом Московским и всея Руси Алексием II сразу после того, как сменилась власть в России, ленящихся (скажем честно) потрудиться и просмотреть изобилие наглядных доказательств о том, что в России на наших глазах происходит чудо, а не что иное, я посоветую воспользоваться этой возможностью, посмотреть самим, прочесть, вдохнуть и осязать, что произошло и происходит с Церковью в России, которую Всемогущий Господь Бог соизволил воскресить, аки Лазаря Четверодневного. Видно, как и разлагающийся Лазарь был достоин подобного великого Божиего снисхождения, так и Церковь Русская, со всеми ужасами, которые пришлось ей претерпеть, удостоилась такой великой Милости Божией. Как же можем мы, верующие в воскрешение Лазаря Господом, сомневаться в воскрешении во плоти Церкви Русской? Свидетельство об этом поразительном чуде фиксируется ежечасно и ежеминутно вокруг нас, о нем свидетельствуем мы – архипастыри, являющиеся преемниками святых апостолов по каноническому праву, а вместе с нами еще и тысячи профессиональных обозревателей, исследователей, богословов, педагогов, деятелей науки и искусства. Ведь не просто кому-то вдруг эта мысль пришла в голову, но в точности так же, как и во дни первого пришествия Господа нашего Иисуса Христа, весть о происшедшем чуде поразила одновременно множество свидетелей, обратив многих к Богу и тем самым распространяя сам факт чуда дальше, глубже, порождая множество новых чудес. Именно так бывает всегда, когда задействована благодатная сила Духа Святого. Воскресший Христос, снизошедший до немощей святаго апостола Фомы, нуждающегося в дополнительных доказательствах, воскресший Христос, смерть победивший и ад пленивший, воскресший Христос, воскресивший Лазаря и даровавший слепому от рождения дар видеть и исповедовать Христа, воскресший Христос, исцелявший и прощавший расслабленных, мытарей, блудниц, праздных юношей, детей, даже язычников и даже разбойника, покаявшегося в час смертный на кресте, воскресший Христос, обличавший и наставлявший книжников и фарисеев, воскресший Христос, облагодетельствовавший из них дружбой своей Иосифа Аримафейскаго и Никодима Праведного, воскресший Христос да победит и в каждом из нас всякую немощь, грех, соблазн, вражду, непонимание и дух гордыни, и да ниспослет нам всем, избранным здесь на Соборе сем, но вместе с нами и всем тем, кто о нас молится и с нами соподвизается в эти ответственнейшие дни, и да поможет нам здесь и впредь, повсюду, последуя Ему, подчиняясь Ему Единому, Непобедимому нашему Господу, Искупителю, Творцу, Царю и Судие, совершить Его святую, всеблагую Божественную волю, Ему же всякая слава подобает.

http://pravoslavie.ru/17307.html

30 марта 1856 года Крымская война закончилась крайне невыгодным для России Парижским мирным договором. В середине мая 1856 г. перевозки больных и раненых из Симферополя прекратились. Большинство раненых, помещенных в лазаретах и госпиталях города Екатеринослава и губернии, выздоровели и возвратились в строй. Но многие нашли свой последний приют в Екатеринославе на правом берегу Днепра. Низкий уровень тогдашней медицины, нехватка врачей и фельдшеров, медикаментов, обслуживающего персонала, некачественная пища, почти полное отсутствие и несоблюдение правил санитарии и гигиены вели к вспышкам тифа и других инфекционных заболеваний и высокой смертности. Каждый четвертый пациент госпиталей умирал. Следовательно, можно говорить вероятнее всего лишь о 5-6 тысячах погребенных на берегу Днепра русских солдат, матросов, офицеров, а также погибших из союзного экспедиционного корпуса. Но и эти цифры поражают — ведь это практически все взрослое население целого губернского города Екатеринослава того времени. Новое кладбище назвали Севастопольским. Мемориальный храм праведного Лазаре Четверодневного Через несколько лет после окончания Крымской войны екатеринославцы увековечили память погибших героев. В 1863 году на кладбище была построена небольшая каменная часовня. Но вскоре, уже в октябре того же года, в Екатеринославе побывал с визитом император Александр и по его личному приказу часовня была перестроена и освящена в честь святого праведного Лазаря Четверодневного. Строительство церкви было осуществлено на средства Екатеринославского вице-губернатора Николая Барановича и на добровольные пожертвования жителей города. Свято-Лазаревский храм был сельского типа и архитектурно не выделялся среди других величественных храмовых построек губернского города. Он насчитывал только один купол-колокольню над входом и три псевдокупола. На южной стене храма располагалась историческая надпись: «Сей храм Воскрешения Лазаря сооружен бывшим Екатеринославским вице-губернатором, статским советником Николаем Барановичем средствами добровольных приношений во Славу Святого Имени Божия и воспоминание подвигов защитников города Севастополя, в 1854–1856 годах почивших в здешних военно-временных госпиталях от ран и болезней и погребенных в значительном числе на этом кладбище». Вторая надпись гласила, что «3 октября 1863 года Его Императорское высочество Государь Наследник Николай Александрович, почтив набожным вниманием могилы, изволил осматривать церковь, в то время вчерне лишь отстроенную».

http://pravoslavie.ru/36866.html

В глобализирующемся мировом пространстве трансгуманизм является, прежде всего, идеологией элит, которым необходимо популяризовать свое мировоззрение, создать на него общественный запрос и заручиться поддержкой масс. Дэвид Рокфеллер, например, перенес семь пересадок (!) сердца. Бессмертия один из богатейших людей не достиг, но до 102 лет дожил. В США есть определенная мода на бессмертие, об этом свидетельствуют многочисленные голливудские фильмы (а как, по-вашему, сформировать общественный запрос, как не через массовую культуру?). Контракты на крионирование после смерти подписали знаменитые американцы: Пэрис Хилтон, Ларри Кинг, Бритни Спирс. Святые отцы, священники, Писание Воскрешение праведного Лазаря На самом-то деле в идее трансгуманизма нет ничего необычного: все старо, как само человечество. Диавол вновь лукаво предлагает людям уподобиться Богу и стать совершенными, но с полной автономией и независимостью от Творца. По тому же рецепту, которым однажды воспользовался Денница. Его участь нам известна. Господь в Свое Первое пришествие Крестным подвигом и смертью, а затем Воскресением преобразил падшее человечество и открыл людям путь к вечной жизни. Речь, конечно, не о «таблетке бессмертия», выкованной людской самонадеянностью, а о свободном пути веры, покаяния и самоочищения. Из Священного Писания и житий святых нам известны случаи воскресения мертвецов. Христос воскресил праведного Лазаря , девушку и мальчика; пророки и апостолы вымаливали умерших; святые, например Варлаам Хутынский, также сподоблялись такого дара. Эти примеры говорят, во-первых, о единичных случаях подобных чудес, очевидно призванных явить величие Божие, а во-вторых, воскрешенные впоследствии доживали свою «вторую жизнь» и умирали, как и все люди. Постчеловек с оцифрованным сознанием – идеальный слуга и работник Всеобщее воскресение мертвых произойдет «во мгновение ока» (1 Кор. 15: 52) во время Второго пришествия Спасителя. Физические тела всех живших людей восстановятся для того, чтобы предстать на Суд Творца.

http://pravoslavie.ru/115311.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010