Москва. Кремль. Церковь Лазаря Четверодневного. Лазаревская церковь; Лазаря Праведного Воскрешения церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Храм возведен княгиней Евдокией Дмитриевной в период 1393-1394 гг. на месте, где ранее находилась деревянная церковь Воскрешения Лазаря, во имя церкви Рождества Богородицы, Лазаревский придел был сохранен (Дворцовая ул.). Церковь Лазаря Четверодневного имеет уникальную роспись, великолепные иконы, которые, по преданию, назывались «зело чудною». В 1395 г. церковь была расписана Семеном Черным и Феофаном Греком. В XVI в. церковь была разрушена, но по указу князя Василия Иоанновича она осталась внизу. В 1514 г. зодчий Алевиз надстраивает другой храм, носящий название Рождества Богородицы, что на Сенях, а церковь под ним переименована в Воскрешение Лазаря. По некоторым сведениям, примерно в конце XVII века Лазаревская церковь была замурована, и только в 1842 г. храм нашли при возведении Большого Дворца. Император Николай Павлович распорядился восстановить церковь в первозданном виде. Работы проводились под руководством арх. П.А. Герасимов и худ. Ф.Г. Солнцева. С 1923 по 1928 гг. реставрацией церкви занимались Н.Н. Померанцев и Д.П. Сухов, в период 1949-1952 гг. проведена капитальная реставрация храма. В настоящий момент доступ к церкви Лазаря Праведного Воскрешения закрыт и прохода нет. Лазаревская церковь представляет собой одно из древнейших построек не только Кремля, но и Москвы. http://www.apartment.ru/Article/48792932.html В архитектурном комплексе Большого Кремлевского дворца с западной стороны Теремов сохраняется один из самых древних памятников Кремля и Москвы — церковь Лазаря, относящаяся к концу XIV в. Первоначально церковь Лазаря была деревянной и примыкала к княжескому дворцу как домовая церковь. В 1392— 1393 гг. рядом с ней была построена белокаменная церковь во имя Рождества Богородицы, и церковь Лазаря стала ее приделом. В 1395 г., как свидетельствует Воскресенская летопись, церковь Рождества Богородицы была расписана художниками Феофаном Греком и Семионом Черным. После того, как в 1514 г. зодчий Алевиз построил над ней новую кирпичную церковь, нижняя стала называться церковью Лазаря, а новая — Рождества Богородицы. В XVII в. церковь Рождества была вновь перестроена и в таком виде сохранилась до наших дней. Эти церкви снаружи увенчаны одним куполом, который хорошо виден со стороны Оружейной палаты.

http://sobory.ru/article/?object=23547

Скачать epub pdf Память святого праведного Лазаря Четверодневного Память 17 октября Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения ( Иоан. 11:3 .). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом ( Иоан. 11:11 .), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе 6750 . После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь ( Иоан.12:1–2 ). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря ( Иоан.12:9–11 .). Более о Лазаре из Евангелия нам ничего неизвестно. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипре 6751 , где подобно апостолам много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался. В IX веке по рождестве Христовом св. мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии 6752 , где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на коем было написано: «Лазарь четверодневный, друг Христов». Честное сокровище сие было вынуто из земли и положено в серебряную раку, а при императоре Византийском Льве Мудром перенесено в Константинополь, и положено в храме во имя праведного Лазаря, построенном еще императором Василием Македонянином. Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому: Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Воскрешение Лазаря — предвестник всеобщего воскресения мёртвых 4 апреля. ПРАВМИР. Лазарева суббота — суббота шестой седмицы Великого поста. В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря, которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим . О воскрешении Лазаря повествует только Иоанн Богослов: Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. (Ин. 11:1-5) Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин. 11:15). На дороге Он был встречен Марфой, которая на Его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27). По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи, видящие это, говорили: «Смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. (Ин. 11:41-43) После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Господь повелел развязать его. Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса как в Мессию, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин. 11:53).

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-vosk...

Тамбов. Церковь Лазаря Четверодневного. Бывшая домовая церковь при Городской богадельне Карта и ближайшие объекты Формы проявления милосердия в дореволюционном Тамбове были многообразными. Одна из них выразилась в организации городской богадельни и открытии при ней домовой церкви во имя праведного Лазаря. Церковь была построена в 1872 году на совместные средства общественности и почетных граждан города Н.М. Носова и М.С. Ашуркова. Это была непритязательная в архитектурном отношении церковь, представляющая собой здание, завершенное двумя плоскими куполами. Церковный алтарь выходил на Дворцовую улицу(ныне ул. Советская, 122). В церковной описи, составленной в декабре 1918 года,указывалось, что " купол храма расписан картинами из новозаветной истории с четырьмя евангелистами; в куполе шестнадцать рам " . Росписи храма осуществлялись масляными красками. Иконостас Лазаревской церкви был деревянным, простой столярной работы. Храмовой иконой являлась икона " Воскрешение Лазаря " . Церковь и богадельня содержались на проценты с капитала, положенного Н.М. Носовым в Тамбовский городской банк на вечные времена, а также на добровольные пожертвования жителей губернии. Из книги В.Кученковой " Святыни Тамбовской Епархии " Издательский отдел Московского Патриархата 1993 год Церковь во имя святого праведного Лазаря Четверодневного находится в городе Тамбов по улице Советская, дом 122. Принадлежит Тамбовской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархат). Лазаревская церковь, получившая свое название по имени человека, воскресшего по появлению Иисуса Христа на четвертые сутки после своей кончины, основана в 1864 году как домовая церковь с храмовой иконой " Воскрешение Лазаря " и размещалась в городской богадельне для призрения тяжело больных и сирот. Четыре каменных здания для богадельни были выстроены известным тамбовским купцом и благотворителем А.М. Носовым в 1869-1872 годах. Однокупольный храм в стиле классицизма, парадный фасад которого украшен пилястрами и треугольным фронтоном, по внешнему виду и внутреннему убранству был довольно скромным. До наступления советской власти богадельня и храм содержались на проценты с капитала, разумно вложенного купцом Носовым в городской банк на вечные времена. С приходом советской власти в разное время в богадельне размещались дом престарелых, госпиталь, аптека и т. д. В 1990-х годах здание возвращено верующим.

http://sobory.ru/article/?object=10326

Arhiva Chivotul cu moatele sfântului dreptului Lazr, cel înviat a patra zi, a fost adus la Moscova 11 iunie 2012 22:53 Вечером 11 июня 2012 года в московском аэропорту Внуково-3 состоялась встреча ковчега с мощами святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Святыня  была передана  в дар Русской Православной Церкви в храме св. Лазаря в Ларнаке в заключительный день  официального визита  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в пределы  Кипрской Православной Церкви . Ковчег с мощами Его Святейшеству вручил митрополит Китийский Хризостом. По прибытии в Москву Святейший Владыка вынес святыню из самолета. Предстоятеля Русской Церкви встречали первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве  архиепископ Истринский Арсений , столичное и подмосковное духовенство. Ковчег с мощами святого праведного Лазаря сопровождает делегация Кипрской Церкви во главе с митрополитами Китийским Хризостомом и Тамасосским и Оринийским Исаией. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом: «Мы вернулись с Кипра, который называют островом святых, с великой радостью. Среди множества угодников Божиих, пребывающих на Кипре, есть одно имя, известное всем, кто читал Евангелие. Это имя Лазаря, друга Спасителя, — того самого Лазаря Четверодневного, который был воскрешен Господом и Спасителем в преддверии Его страданий. Затем Лазарь стал епископом на Кипре — его мощи и гробница находятся на территории Китийской епархии, это хорошо известный многим город Ларнака. Я хотел бы выразить особую благодарность Преосвященному владыке Китийскому Хризостому за тот удивительный прием, который он сегодня оказал всей делегации Русской Православной Церкви. Мы были встречены в древнем храме, на месте погребения Лазаря Четверодневного, множеством верующего народа. Состоялось торжественное молебное пение, после которого в дар Русской Православной Церкви Преосвященный митрополит Хризостом передал этот ковчег с большой частицей мощей святого Лазаря Четверодневного. Мощи будут находиться в храмах города Москвы, а затем мы намереваемся дать возможность людям, живущим в других городах, поклониться этой великой святыне. Мощи будут путешествовать по просторам Святой Руси, по странам, входящим в каноническую юрисдикцию Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2309351...

Москва. Кремль. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях (Воскрешения Лазаря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца. Была построена на территории Кремля в 1393-1394 годах на месте древней деревянной церкви Воскрешения Лазаря праведного. Основательницей церкви стала княгиня Евдокия Дмитриевна, вдова Дмитрия Донского. Новая церковь была освящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. После того как храм был достроен, в 1395 году его стены расписали знаменитые живописцы Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. Рождественская церковь находилась на женской половине Кремля и являлась домовой церковью великих княгинь. Во время пожара 1479 года верх церкви обрушился, его пришлось восстанавливать. Когда в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин строил в Кремле новый каменный дворец для великого князя, то заодно была перестроена и церковь Рождества Богородицы на Сенях. Старое здание было использовано как подклет с приделом св. Лазаря, а над ним надстроили главный престол. Дворец и церковь соединяли переходы с сенями, поэтому храм именовали «что у Государя на сенях» или «Богородицы на сенях». В конце 17 века при царе Феодоре Иоанновиче храм опять перестраивали. К нему добавили трапезную над проездом с Кормового на Сытный дворец. Как выглядела Рождественская церковь, построенная Алевизом Фрязиным, точно неизвестно. Более-менее отчетливое ее изображение сохранилось только на чертеже, выполненном в начале 17 века. На нем церковь представлена с тремя главами и апсидами, а также с двумя приделами. Во время правления царя Федора Алексеевича, в 1681-1684 годах церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была практически полностью перестроена. Новая церковь была одноглавой, с запада располагалась трапезная. Лазаревский придел упразднили, и в 18 веке его стали использовать в качестве склада. Лишь в 1832 году, когда на территории Кремля начали строить Большой Кремлевский дворец, в подклете вновь был освящен придел во имя св. Лазаря. В последующем церковь Рождества Богородицы на Сенях реставрировали в 1923-1928 годах и в 1949-1952 годах. До нашего времени сохранилось древнее белокаменное четырехапсидное здание с главным порталом, а также достроенные позже элементы храма. Архитектурная композиция храма гармонично сочетает черты владимиро-суздальской и раннемосковской школ. В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нем нет, доступ в него отсутствует.

http://sobory.ru/article/?object=06886

В Лазареву субботу епископ Выборгский и Приозерский Игнатий освятил Великим чином храм во имя святого Лазаря Четверодневного во Всеволожском благочинии апреля 2016 Храм был полон прихожан и гостей. За богослужением молились строители и жертвователи, руководители предприятий, помогавшие в строительстве храма; представители администрации Всеволожского района. Правящему архиерею сослужили благочинный Всеволожского округа протоиерей Роман Гуцу, благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов, протоиерей Владимир Данкович, протоиерей Валериан Жиряков, иерей Дионисий Бунцев. Диаконский чин возглавил протодиакон Евгений Олейников. При освящении храма Преосвященнейший Игнатий возглавил крестный ход с мощами святого Фомы Зографского. В своем слове по окончании Божественной литургии владыка Игнатий, поздравив всех присутствующих с освящением нового храма, обратился к пастве с архипастырским словом. В первую очередь, он сердечно поблагодарил благочинного Всеволожского округа протоиерея Романа Гуцу за труды по окормлению благочестивой паствы в вверенном округе и трудах по созиданию храма в честь праведного Лазаря на Всеволожском кладбище: " Освятив здесь храм на кладбище, мы явили торжество веры Христовой. Несмотря ни на какие попытки противников веры растоптать то великое наследие, которое принес на нашу землю князь Владимир, вера торжествует и будет торжествовать. Ведь фундаментом веры является Сам Христос " . Владыка Игнатий рассказал о воскрешении праведного Лазаря, раскрыл глубокий евангельский смысл этого чуда, сотворенного Словом Господним: " Современный человек стремиться в своей жизни к достижению целей, стремиться улучшить свою благочестивую жизнь, построить дом, создать крепкую семью, подкрепить ее материальным достатком. Но в погоне за всем этим часто происходит забытие виновника устроения всей человеческой жизни, подмена ценностей, смена ориентиров. Забывается Бог. И он поставляется не в центре своей жизни, а где-то на ее окраине. А может, вообще изгоняется из жизни.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших 20 апреля. ПРАВМИР. Церковь празднует Лазареву субботу. В этот день вспоминается, как Христос воскресил своего друга Лазаря. Это воскрешение совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Лазарь был другом Христа и жил в Вифании со своими сестрами Марфой и Марией. Господь часто навещал это семейство. Когда Лазарь тяжело заболел, сестры послали сообщить об этом Христу, в надежде. что Господь поспешит поскорее исцелить Своего друга. Но Господь не только не поспешил, но и задержался на два дня, сказав, что “эта болезнь не к смерти, но к славе Божией”. Когда Христос и Его ученики приблизились к Вифании, оказалось, что Лазарь уже 4 дня как находится во гробе. Марфа поспешила ко Господу и со скорбью сказала: “Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”. Подходя к Гробнице, Христос заплакал, так как очень любил Своего друга. Он приблизился к пещере, где покоился Лазарь, и велел отвалить камень. Когда камень убрали, Христос возвел глаза к небу и сказал: “Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня”, желая показать, что творит чудеса в силу полного единства с Богом-Отцом. После этого Он громко позвал: “Лазарь! иди вон”. И Лазарь, труп которого уже разлагался и издавал смрад, связанный по рукам и ногам погребальными пеленами, сам вышел из пещеры и предстал перед изумленной толпой. “Развяжите его, – сказал Христос, – пусть идет”. Весть о чудесном воскрешении быстро разнеслась по Иудее, многие люди тут же уверовали во Христа и на следующий день при входе Господа в Иерусалим встречали Его как Царя. Однако некоторые затаили злобу и поспешили сообщить о случившемся синедриону. Именно после воскрешения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса Лазареву субботу, Неделю Ваий (Вербное воскресенье) и Страстную Седмицу нужно отличать от Великого поста. Эти дни — и есть цель подготовки, цель поста в Святую Четыредесятницу. С Лазаревой субботы мы начинаем участвовать в событиях, предшествующих Воскресению Христову.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-laza...

Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним. В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Святая Мария Клеопова Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви, была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. Святая Иоанна Мироносица Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении. Праведные сестры Марфа и Мария Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-nede...

Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты В 1553 году посетил Толгский монастырь и получил исцеление от его чудотворной святыни царь Иван Грозный. Он совершал паломничество в северные земли: «ездил в Кирилов монастырь, и бе в то время болен ногама, и ехаша ис Кирилова в судех по реке по Волге, и приехаша ко Пречистой Богородице з желанием исцеле от болезни своея и бысть здрав, и поиде в путь свой радуюся». Благодарный монарх «образ чудотворный велми повеле украсити от серебра и злата и бисера и камения многоценна. По сем церковь не малу на хвалу Богу каменну повеле соградити и обитель ту честну учинити. Даде же и вкладу ту не мало» Кроме того, царь Иван Васильевич преподнес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась в обители как местночтимая святыня в построенной деревянной церкви. Каменная Спасская церковь с больничными палатами была возведена в начале XVIII века на месте деревянной, в память о принесенной в дар монастырю Иваном Грозным иконе Спаса Нерукотворного. В трапезной храма устроили придел во имя праведного Лазаря, упраздненный в 1793 году, но через пять лет возобновленный на средства графа Александра Ивановича Остермана уже во имя святителя Дмитрия Ростовского. Стены храма были украшены живописью. Т.А.Рутман «Храмы и святыни Ярославля», 2-е изд., 2008 г. Построен в конце XVII — начале XVIII века. Престол: главный — в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Деревянный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя был построен в середине XVI века после посещения монастыря Иоанном Грозным. В числе подарков, сделанных царем в благодарность за исцеление у Толгской иконы, был Нерукотворный Образ Спасителя. Эта икона стала святыней монастыря и почиталась как чудотворная. Небольшой, одноэтажный каменный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя поставили в 1710-х годах. В убранстве его фасадов использовали лепнину и скульптурные элементы. Купол храма увенчан девятью главами: одной большой и восьмью маленькими. Первоначально на южной стороне храма был устроен придел в честь Воскрешения праведного Лазаря. В 1793 году он был упразднен по ветхости, а в 1798 году усердием графа А. И. Остермана возобновлен и освящен в честь святителя Димитрия Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=05722

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010