Ольга Кузьмина Ржев и митрополит Платон Скачать epub pdf «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) В журнале «Церковные ведомости» (1891 г.) отмечается, что Преосвященный архиепископ Херсонский и Одесский, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Платон, «принадлежал к числу наиболее известных проповедников», кто внес свой яркий и неповторимый след в строительство Российского государства 1 . Действительно, в истории нашего Отечества архиепископ Платон оставил о себе память как о многомерной личности. Это был выдающийся миссионер, страстный распространитель просвещения, крупный ученый и мудрый наставник. Известны около 15 его опубликованных трудов, которые и сегодня являются научной базой современных исследовательских работ. Сын провинциального священника из Ржевского уезда Тверской губернии прошел большой путь от скромного ученика Ржевского духовного училища до великого пастыря мира и народов, лучами блистательного интеллекта и образованности, личной культуры и веры выстроивший вокруг себя пространство высокой нравственности, церковности, такта. И как отмечали его современники, любви к простому народу и редкую мягкую ласковость в обращении к любому собеседнику. Будущий миротворец, общественный деятель и проповедник, Высокопреосвященный Платон родился в посаде Погорелое Городище тогда Ржевского уезда Тверской губернии в семье Иоанна Андреевича Шалюхина (1780–1848), происходившего из старинной династии тверского духовенства. О. Иоанн 2 , выпускник Тверской духовной семинарии, был женат на Прасковье/Параскеве Васильевне (1786–1848), дочери зубцовского священника из небольшого села Красный Холм 3 . Иоанн Андреевич представлял седьмое поколение рода священнослужителей Тверского уезда с. Бурашево, где уже с середины XVII века священником Покровской церкви этого сельского поселения был его пращур Семен Терентьевич (на 1677 г.) 4 . Можно предположить, что именно супружество Иоанна Андреевича стало причиной его переезда на Погорельский посад Ржевского уезда, где он достойно прослужил в Ильинской церкви более сорока лет с 1802 по 1848 годы 5 . С 1806 г. о Иоанн был назначен благочинным округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Организаторами Форума являются Отдел по взаимодействию Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, Совет православных общественных объединений Санкт-Петербурга, Творческое Объединение «Возрождение», Координационный совет патриотических сил Санкт-Петербурга. Место проведения: Выставочный центр «Московские ворота» (здание бывшего ДК им. Капранова), м. Московские ворота, адрес Московский пр., д.97. Время работы: с 11.00 до 20.00 часов. Вход свободный. Программа Форума изобилует тематическими мероприятиями. Форум посвящен святым православным врачам, целителям, бессребреникам. В часовню будут принесены чтимые иконы вмч. и цел. Пантелеймона, прп. Агапита Печерского, свт. Луки Крымского. Книжный салон издательства «Воскресение» представит тематическую подборку изданий на тему «Церковь и медицина». Состоится презентация нового сборника акафистов святым врачам, целебникам, бессребреникам, выпуск которого по благословению священноначалия приурочен к проведению Форума. Издание получило гриф Издательского совета РПЦ. Проект «Здоровье православному человеку» под руководством проф. В.Н.Вишнева реализует цикл общедоступных лекций православных врачей-специалистов разного профиля: кардиолога, невролога, остеопата, гинеколога, фитотерапевта. Все посетители смогут получить консультации специалистов по интересующим вопросам, записаться на прием в медицинские центры города. В программе «Голоса истории» прозвучат уникальные записи голосов свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), свт. Иоанна Шанхайского, архим. Кирилла (Павлова), старца Николая Гурьянова, прп. Паисия Святогорца, прп. Порфирия Кавсокаливита, старца Ефрема Катунакского, архим. Иоанна (Крестьянкина), архим. Алипия (Воронова), старца Адриана Кирсанова. Памяти Святых Царственных страстотерпцев посвящены круглые столы, музыкальные программы, встречи, кинопоказы. 23 января в 14.40 в рамках работы кинолектория показ фильма «Русская Голгофа». Это документально-художественное произведение о трагической судьбе последнего Русского Императора.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/16/so...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Наука и религия Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — уникальная личность: епископ, хирург и ученный с мировым именем, которому пришлось жить в годы советских гонений. Вся новоевропейская культура внушала людям мысль, что наука и религия несовместимы. В СССР за отрицание этого «догмата» можно было лишиться свободы, если не жизни. Поэтому свидетельство (греческое слово, переводимое на русский как «мученичество», буквально значит «свидетельство») святителя Луки, епископа и ученного, особо красноречиво. Книга «Наука и религия» примыкает к другому подобному труду святителя — «Дух, душа, тело». В ней святитель доказывает, что несовместимость науки и религии в сущности — недоразумение. Святитель Лука вскрывает суть науки и религии, много размышляет о христианском гуманизме, о Христе — как идеале человеческого; о мучениках и свидетельствах исторического бытия Христа; о взглядах художников, писателей, ученных и философов на Христианство и Библию. Наука и религия Предисловие На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой природы. И не в том ли кризис образованного человека, что у него «ум с сердцем не в ладу»? Не эта ли односторонняя «умственность» разъединила в России интеллигенцию и народ? И уже одно то, что в настоящее время под флагом науки, которая будто бы давно опровергла религию, преподносятся народу атеизм и антихристианство, заставляет нас глубоко обдумать и основательно решить вопрос: противоречит ли наука религии? 1. Что такое наука? Еще Сократ учил, что для обеспечения правильных выводов мы должны уметь определять понятия. Поэтому постараемся дать точные определения обоих рассматриваемых нами понятий — и тогда сравним их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Проповеди Собрание проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Эти проповеди произносились св. Лукой Крымским в годы гонений и естественно ни о какой публикации речи идти не могло. Однако сами прихожане стенографировали проповеди святители и не смотря на огромную опасность, печатали их и распространяли в самиздате. Предисловие История книги, которую вы, дорогой читатель, держите в руках, не похожа на историю большинства книг, издававшихся прежде и издающихся ныне. Ее автор, тогда архиепископ Симферопольский и Крымский, а ныне святитель Лука, не готовил к печати свои проповеди, прочитанные с архиерейской кафедры в 1949–1952 годах. Ведь в годы официального атеизма об издании оригинальных богословских произведений, тем более апологетического (защищающего веру от безбожия) характера опасно было и мечтать. Безоглядным подвигом архиепископа было уже то, что он обращался к своей пастве с таким смелым устным словом Божией правды. Но его благодарные слушатели не могли мириться с тем, что это бесценное слово будет храниться лишь в их сердцах. Они захотели, чтобы оно проникло в души как можно большего числа людей, сквозь тернии, сквозь пространство и время. И Бог дал им такую возможность. Как и при распространении книги святителя Луки «Дух, душа и тело», верующие стали сподвижниками своего любимого архипастыря, осуществив «самиздат». Но в этом случае они не просто размножили написанный текст. Они из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год стенографировали (тогда ведь магнитофон был величайшей редкостью), перепечатывали проповеди на пишущей машинке. И это было рискованно, так как все машинки были зарегистрированы под номерами в НКВД. Они переплетали эти листочки на домашних переплетных станках с такой любовью и таким тщанием, каких никогда не удостаивалось ни одно из официальных изданий ни тех, ни последующих времен. На переплете дошедшего до нас одного из томов такого «самиздата» даже оттиснут святой Крест. И это тоже грозило суровой карой в богоборческие времена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Спешите идти за Христом! «Спешите идти за Христом!» — сборник проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), произнесенных им в Симферополе в 1946-1948 гг. «Возлюби Господа всем сердцем, истреби остаток любви к миру, не оглядывайся, не вспоминай о прошлой жизни, когда мало думал о Боге, думал, как получше, повеселее прожить. О жизни прежней забудь и не забудь отречься от дел прежней жизни. Никогда не говори: сегодня поживу так, как прежде, займусь тем, чем прежде, а завтра всё это оставлю. Если так думать, за Господом не пойдешь. И завтра скажешь то же. Представишь себе и завтра картины покинутой гобой жизни, и завтра отложишь жизнь новую на завтра. А совесть будет напоминать: оставь сейчас, сейчас же оставь. И будет совесть твердить свое, напоминать одно и то же. Если не слушаться голоса совести, то он замолчит совсем, и то, что откладывал на завтра, останется отложенным навсегда. Не будет забыто то, что должно быть забыто. Правильно сказано, что оглядывающийся назад не будет надежен для Царствия Божия. Кто возложил руку свою на плуг, не должен оглядываться. Нужно смотреть только вперед; вперед, всегда вперед и, вознеся сердце свое к Богу, идти за Христом. Спешите, спешите — спешите идти за Христом. Жизнь коротка, — и потому спешите идти за Христом.» Спешите идти за Христом Печаль яже по Бозе и печаль мирская 1946 г. Печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а мира печаль смерть соделовает» (2 Кор. 7, 10). Это глубокие-глубокие слова святого апостола Павла из его Второго послания к Коринфянам. Нужно вникнуть в эти слова: что такое печаль яже по Бозе и что такое печаль мирская? Печаль ради Бога — это то настроение, с которым жили все святые, это прежде всего тяжкая-тяжкая скорбь о своих собственных грехах. Это также непрерывная скорбь о том, что мы видим в мире: что люди нечестивые, не верующие во Христа, живут так, как научает их жить сатана; они и знать не хотят пути Христова. Печаль по Бозе — печаль о той неправде, о воровстве, убийстве, разврате, лжи — страшной лжи, всё пропитывающей лжи, среди которой жили и живут люди всех исков. Печаль по Бозе — печаль об участи наших детей, нашей молодежи, которая не знает ничего о Боге, которая живет без Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Памяти протоиерея Виктора Шиповальникова Протоиерей Виктор Шиповальников 27 декабря 2007 года отошел ко Господу один из старейших и уважаемых клириков Русской Православной Церкви, усердный служитель у Престола Божьего протоиерей Виктор Шиповальников. Отец Виктор родился 28 января (ст.ст.) 1915 г . в г. Архангельске, в благочестивой христианской семье. Отец — Шиповальников Георгий Алексеевич, моряк-механик, умер в 1938 г., мать — домашняя хозяйка, погибла в блокаду в Ленинграде в 1942 г. В 1930 г . окончил в г. Архангельске школу 2-й ступени. По 1936 г. получал высшее техническое образование, окончив ВТУЗ в г. Ленинграде. Одновременно работал на заводе «Марти» мастером и инженером. С малых лет Виктор полюбил храм и богослужение, с 7 лет начал прислуживать в алтаре. Архангельский край при советской власти был превращен в место всесоюзной ссылки. На всю жизнь юный Виктор запомнил, как в алтаре церкви св. Иоанна Рыльского ему доводилось прислуживать ссыльным архиереям. В 20-е, 30-е годы архангельскую ссылку прошли митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Иларион (Троицкий), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)… Промысл Божий готовил исповеднический путь и юному Виктору. По окончании школы Виктор уезжает учиться в Ленинград, где в 1936 г. заканчивает Ленинградский техникум холодильной промышленности. В Ленинграде он знакомится с митрополитом Николаем (Ярушевичем), в то время епископом Петергофским. С группой верующих молодых людей Виктор посещает его богослужения, бывает у владыки дома, обращается за советом, как к духовному отцу. В 1939 г . Виктора призывают в армию. В 1941-м война застала его в Кишиневе. Вместе с отступающими частями Советской армии Виктор оказался в оккупированной Одессе. Чудом ему удалось бежать из плена. Дорога, по которой пленных вели в лагеря, проходила мимо кладбищенской церкви. Виктор перекрестился и прыгнул в канаву. Конвой ничего не заметил. Когда опасность миновала, Виктор дошел до храма, где его спрятали жившие при церкви монахини. Хозяевами в Одессе стали румыны. Они начали открывать церкви, организовали в Одессе двухгодичную семинарию. В 1941 г . Виктор поступил в Одесскую духовную семинарию, которую в 1943 г. успешно окончил. В том же году Виктор вступил в брак с девицей Марией Борисовной Александровой: в то время она училась на дирижерско-хоровом отделении Одесского музыкального училища, пела в хоре известного церковного дирижера профессора Пигрова, выпускника Придворной певческой капеллы. Венчание совершил священник Федор Флоря. Матушка Мария на протяжении всего многотрудного священнического пути отца Виктора была ему верной спутницей и помощницей.

http://pravoslavie.ru/5060.html

поиск:   разделы   рассылка Епископ Егорьевский Тихон: " Наша задача – сделать историю актуальной " Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата Епископ Егорьевский Тихон – наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, автор и руководитель проекта экспозиций " Россия – моя история " дал интервью порталу " Православие и современность " . – Уже трижды в Манеже прошли интерактивные выставки проекта " Моя история " . Они пользуются огромным успехом, однако высказывается и критика. Выставка " От великих потрясений к Великой Победе " , прошедшая в ноябре 2015 года, вызвала шум в соцсетях. В одном из разделов была размещена цитата святителя Луки, которая на самом деле ему не принадлежит, и более того – люди увидели в этом попытку реабилитации сталинизма. Есть ощущение, что сегодня тема отношения к советскому прошлому буквально раскалывает общество. Как, по Вашему мнению, можно преодолеть этот раскол? – Да, как вы выразились, " шум был " , это действительно так. Что касается " оправдания " сталинизма – на этой выставке его увидели те, кто хотел увидеть. Они не заметили при этом самую большую по размеру на выставке тематическую экспозицию, посвященную подвигу новомучеников, экспозицию, посвященную ГУЛАГу – ничего этого критики почему-то не увидели. Но действительно, были и наши ошибки, за что мы уже приносили извинения. Представленная в одном из залов цитата святителя Луки (Войно-Ясенецкого), касающаяся Сталина, широко известна, она многократно приводится в различных публикациях, но все же, как выяснилось, не находит документального подтверждения. Нам обратили внимание на это, мы проверили, убедились, что это действительно так и сразу эту цитату сняли. Все остальное – просто навешивание ярлыков, иначе не скажешь. В отношении общества к Сталину сегодня зачастую превалируют крайние позиции. Мы помним, кто стал победителем интернет-голосования " Имя России " , которое проводилось несколько лет назад, – Иосиф Сталин. Но мы совершенно не являемся его апологетами. Можно отдавать ему должное как государственному деятелю, и при этом говорить о том насилии и преступлениях, которые творились в стране. Разве в этом есть что-то пререкаемое? Есть историческая правда. Скоро будет открыта эта часть экспозиции в Историческом парке на ВДНХ, и непредвзятые зрители сами смогут убедиться: представлен объективный рассказ о том трагическом времени.

http://religare.ru/2_108581.html

поиск:   разделы   рассылка Мария Городова Убитый священник не противопоставлял себя Церкви Источник:  Российская газета Пятого августа около восьми часов вечера в своем доме в Пскове был найден мертвым священник Павел Адельгейм. По предварительной версии, 75-летний батюшка стал жертвой душевнобольного. " РГ " связалась с иереем Сергием Ивановым – настоятелем храма Святых Жен-мироносиц г. Пскова, где много лет служил отец Павел Адельгейм. Отец Сергий, примите наши соболезнования! Как все произошло? Иерей Сергий: Для нас это огромная потеря. Скорбим. Чувствуется утрата священника, который всю свою жизнь отдал Богу, Церкви и людям. Вчера вечером, когда матушка Вера – жена отца Павла мне позвонила, сообщив о случившемся, я сразу приехал к ним в дом. И в момент смерти отец Павел выполнял свое служение. Все произошло во время беседы отца Павла с этим человеком. Именно во время беседы все случилось. Отец Павел читал в этот момент ему о святом Луке Войно-Ясенецком, о святом, слова святого, это была проповедь человеку, и у этого несчастного произошла вспышка гнева. Я не могу сказать, что подвигло его на этот шаг. Это был знакомый отца Павла. Но я лично этого человека не знал. У нас, священников, у каждого, есть своя паства, чада духовные, люди, которых мы окормляем. И это был такой человек. Это был болящий? Иерей Сергий: Со стороны, заочно, трудно сказать. Факт в том, что у несчастного, который убил о. Павла в тот момент случился приступ агрессии, помутнение. Может быть, беснование? Иерей Сергий: Когда все произошло, этот человек не стал никуда убегать. Он выскочил на улицу и бегал возле дома. Никуда не убегал, не прятался, а бегал и кричал, что он убийца, что сотворил страшное, что он убил. И потом, когда приехала полиция, вот он и себя еще два раза ранил. Как будто извне в него было вмешательство. Бывают бесноватые люди, люди, в которых живет бес. Это встречается не так часто в повседневной жизни, но мы, священники, с таким встречаемся чаще. Мы это видим. Эти проявления есть. И такое проявление случилось рядом с отцом Павлом. Господь его так забрал, не каждого священника Господь так забирает. Но для отца Павла, как он жил, служа Богу и людям, так и Господь его мучеником забрал. Путь отца Павла, как мы сейчас видим, крестный путь, был путем служения Богу, Церкви, людям. И Господь его к Себе призвал через мученическую кончину.

http://religare.ru/2_102011.html

поиск:   разделы   рассылка Светлана Галанинская С амвона и с Парнаса " Кому из нас не знаком прихожанин-неофит, у которого в семье и на работе проблемы, а он желает, вместо того чтоб трудиться и решать их, бросить супруга и удалиться в " тихую гавань " монастыря " Есть священники, имеющие вторую профессию в запасе, но преданные первой и главной – церковному служению. Но вот провинциальный священник, который был бы еще и известным в столицах поэтом – это уже редкость. Таков о. Сергий Круглов, автор нескольких поэтических сборников, служащий в Спасском соборе Минусинска. О том, как уживаются в нем две его ипостаси, он рассказал нашему порталу. – В повести Юрия Коваля " Самая легкая лодка в мире " был такой персонаж – милиционер-художник. Так вот по его речи всегда можно было легко определить, кто сейчас говорит. Иногда он начинал фразу как художник, а заканчивал как милиционер. Иерейское служение, конечно, имеет мало общего с полицейской службой. И все-таки. Не ощущаете внутреннего раздвоения между священником и поэтом? – Человек создан Богом – единым, цельным. Грех внес в человека мучительную шизофрению, разбил его: на жизнь и смерть, земное и небесное, на душу и тело, на разум и чувства, на множество осколков... Ис-целить, снова сделать человека целостным, спасти от тления и смертного раздробления, пришел Бог на землю, Сам став человеком. Потому все важное, что есть в человеке от Бога, не противоречит одно другому. Так и мое служение в Церкви, и способность к поэтическому слову, данная от Бога – никакого диссонанса между ними нет. – История знает много случаев служения в сане " без отрыва " от творчества. Например, Антонио Вивальди и Джордж Беркли мы гораздо лучше знаем как композитора и философа, чем как священника и епископа... – Список коллег в этом отношении можно продолжить – от Джона Донна до о. Томаса Мертона и архиепископа Иоанна Шаховского, замечательных поэтов. Прекрасные поэты есть среди моих нынешних товарищей – священников – о.Константин Кравцов из Москвы, о.Виктор Теплицкий из Красноярска. Это если вести речь только о стихотворцах. А сколько священников совмещали и совмещают служение и, например, научные изыскания, занятия медициной, преподавание. Вспомним врача-святителя Луку Войно-Ясенецкого, ученых протоиереев Глеба Каледу и Леонида Цыпина, иконописца архимандрита Зинона Теодора, музыкальное творчество митрополита Илариона Алфеева, и многих других. Меня радует в этих людях именно их органичность, непедалирование различия их ипостасей.

http://religare.ru/2_96901.html

поиск:   разделы   рассылка Трехлетнее приключение в тюрьме Источник:  Пресс-служба Свято-Петровского братства Протоиерей Павел Адельгейм, лично знавший многих исповедников веры и сам пострадавший за веру от советской власти, встретился 9 февраля 2010 года с жителями Санкт-Петербурга в музее А.А. Ахматовой. Многие неизвестные прежде фрагменты биографии, например, рассказ о. Павла о том, как он нашел во внутренней тюрьме КГБ среди конфиската Святые Дары, которыми он мог причащаться в течение всего срока пребывания в лагере, вызвали массу вопросов и живой отклик среди пришедших – на встрече присутствовало более 150-ти человек. Такой же интерес вызвал рассказ об особой связи о. Павла с А.А. Ахматовой – не имея реального повода для обвинения, власти додумались обвинить о. Павла в том, что обнаруженные у него перепечатки " антисоветских " произведений М.Волошина, А.А Ахматовой, А.И. Солженицына и других, он только приписывает известным советским поэтам и писателям, а на самом деле написал их все сам. Сама встреча, организованная Свято-Петровским малым православным братством, называлась " Господа " ташкентцы " . История ссыльного духовенства " . С одной стороны она была приурочена к музейной выставке " Азийский дом " , название которой цитирует строчку из стихотворения Анны Ахматовой, воспринявшей Ташкент времен эвакуации как второй дом для себя. С другой стороны, именно там начал свое священническое служение о. Павел и встретил там многих новомучеников и исповедников российских, память которых православная церковь отмечала 7 февраля. О. Павел рассказал о том, что в советское время в Средней Азии возникла совершенно особая микрокультура. Туда было сослано очень много людей из Ленинграда, Москвы, из других городов России: не только духовенство, но интеллигенция и крестьянство, сохранившие церковные традиции. Там жили митр. Арсений (Стадницкий), один из трех кандидатов на патриарший престол в 1917 г., и еще один участник Поместного собора 1917-18 гг., четырежды сидевший в советское время митр. Никандр (Феноменов); будущий митр. Гурий (Егоров), один из основателей и руководителей Санкт-Петербургского Александро-Невского братства, и свт. Лука (Войно-Ясенецкий), дважды возглавлявший ташкентскую кафедру. Среди многочисленных священников и мирян встречались последователи свв. Алексея и Сергия Мечевых, св. Иоанна Кронштадтского, те, кто хорошо знал митр. Вениамина (Казанского) и др.

http://religare.ru/2_72903.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010