Прославление святителя Луки 24–25 мая 1996 года в Симферопольской и Крымской епархии произошло поистине историческое событие: состоялось торжество прославления святителя Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). 24 мая Высокопреосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский, Высокопреосвященнейший Василий, архиепископ Кировоградский и Александрийский, Высокопреосвященнейший Илларион, архиепископ Херсонский и Таврический, Преосвященнейший Николай, епископ Ивано-Франковский и Коломыйский, и Преосвященнейший Антоний, епископ Хмельницкий и Шепетовский, встретили Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. Встретить дорогого гостя прибыли также председатель Верховного Совета Автономной Республики Крым Е.В. Супрунюк, председатель Симферопольского городского Совета В.Ф. Ермак, духовенство и миряне. Торжественная встреча Первосвятителя, Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины состоялась в 17 часов в кафедральном Свято-Троицком соборе. Началось всенощное бдение. Храм был полон молящихся, на торжества прибыли священнослужители и из других епархий Украины. Всенощное бдение возглавил Блаженнейший Владимир. В субботу в 9.30 состоялась встреча Первосвятителя и облачение. Божественную Литургию служили: Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский, Высокопреосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский, Высокопреосвященнейший Василий, архиепископ Кировоградский и Александрийский, Высокопреосвященнейший Илларион, архиепископ Херсонский и Таврический, Преосвященнейший Николай, епископ Ивано-Франковский и Коломыйский, Преосвященнейший Антоний, епископ Хмельницкий и Шепетовский, Преосвященнейший Питирим, епископ Николаевский и Вознесенский. Возглас: «Благословенно Царство...» произнес архимандрит Павел, наместник Киево-Печерской лавры. Посреди храма покоились мощи святителя Луки, украшенные живыми цветами. Кафедральный собор не мог вместить молящихся, и многие стояли в ограде церковной. Для них шла трансляция богослужения из собора через репродукторы, расположенные вне храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Святой Лука (Войно-Ясенецкий): вся жизнь – истечение любви Приближается ко мне супружеская пара и сквозь рыдания объясняет, что у них очень серьезно болен ребенок, и они молились святому Луке. В тот вечер накануне приезда отец увидел святого Луку во сне. 12 ноября, 2011 Приближается ко мне супружеская пара и сквозь рыдания объясняет, что у них очень серьезно болен ребенок, и они молились святому Луке. В тот вечер накануне приезда отец увидел святого Луку во сне. В Афинах 11-12 ноября 2011 года проходит Вторая международная научно-практическая конференция « Святитель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий) . Величина и значение его научно-человеческой деятельности. Пятьдесят лет со дня праведной кончины». Святой Лука В Организационный комитет входят Митрополит Фивский и Левадийский Георгий, Архимандрит Нектарий (Антонопулос), игумен монастыря Преображения Господня-Сагмата, профессор хирургии Георгий Папагеоргиу, хирург Григорий Лакиотис. Архимандрит Нектарий (Антонопулос) летом этого года принял участие в духовно-научных конференциях, прошедших в подмосковном городе Железнодорожном и в Симферополе и посвященных 50-летию со дня преставления Святителя Луки. Его имя для всех греков неразрывно связано с именем Святителя Луки, который является небесным покровителем православного детского лагеря, руководит которым о. Нектарий. – Ваше Высокопреподобие, благодаря Вашим трудам в Греции очень почитают Святителя Луку. Когда Вы узнали об этом святом и что он для Вас значит? – Церковь, Тело Христово, по праву названная «училищем святости и благочестия», до конца дней мира не престанет являть своих святых «во всякое время и на всяком месте», даже в наш материалистический век, который гордо провозгласил «смерть Бога». В лике святых, которые были явлены в наши дни, просиял и Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский, профессор топографической анатомии и хирургии. Его удивительный облик, священное величие, мученическая жизнь, высокая научная эрудиция потрясают, вызывают восхищение и божественное утешение. И не случаен тот факт, что Святитель Лука в очень короткий срок стал широко известен, горячо любим и почитаем повсюду. Свт. Лука принадлежит не какой-то далёкой эпохе. Это наш святой, святой нашего времени.

http://pravmir.ru/svyatitel-luka-kak-tiv...

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Фото из архива М.Д.Прозоровской ЖМП 6 июнь 2016 /  10 июня 2016 г. 14:50 Жизнь по евангельскому времени В Москву из Симферополя, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в Донской монастырь принесены мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. В Москве святыня будет находиться до 22 мая. Два года назад в «Журнале Московской Патриархии» было опубликовано интервью с близкой родственницей святителя Луки, Майей Дмитриевной Прозоровской (здравству.щей и сегодня, на днях ей исполнилось 88 лет), которое до сих пор не потеряло своей актуальности. Предлагаем его вашему вниманию. Шнурки для ботинок — Майя Дмитриевна, какое у вас самое яркое впечатление осталось о святителе Луке? — Владыка пригласил нас с мамой в Крым в 1946 году, после его перевода с Тамбовской кафедры. Когда мы приехали к нему под вечер, он стоял у письменного стола, а за его спиной было окно, и его освящали лучи заходящего солнца... Такой красивый, высокий, статный, с белоснежными волосами и легкой кружевной бородой. Сколько уже  лет прошло с того момента, но эта встреча до сих пор остается самым ярким впечатлением. На многих фотографиях святитель Лука выглядит строгим, даже суровым, поэтому сложился стереотип, что таким он был и в жизни. Да, наверное, в отношении к своим обязанностям, в своем главном служении так и было. Но в моей памяти осталась картинка, когда на даче в Алуште он сидит на веранде, увитой виноградом, в белом подряснике — весь светлый, благостный. Вот таким он и был для нас. Незабываемое впечатление оставили в памяти и его службы в храме. Запомнилось, что он очень любил цветы. И не пышные букеты, а анютины глазки, ландыши, незабудки. Говорил мне: «Марусенька (имя Майя не признавал), посмотри: цветы — это же Божьи создания. Какая тонкость, какая красота в них». И мне так греет душу, что возле музея святителя в Троицком монастыре посажены скромные цветы, которые как будто специально для него так красиво цветут. Он с большой теплотой и нежностью относился к детям. У нас есть книга, подаренная моему сыну, где святитель написал: «Правнуку моему Володе, пока еще Чижику».

http://e-vestnik.ru/church/svyatitel_luk...

Епископ Ялтинский Нестор ЖМП 3 март 2010 /  12 апреля 2021 г. 17:30 Епископ Ялтинский Нестор: «Святитель Лука шел навстречу своим страхам» На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает церковный историк, соавтор-составитель сборника «Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961».  PDF-bepcuя.   — Ваше Преосвященство, ваше служение неразрывно связано с Крымским полуостровом. Знали ли что-то в обществе об архиепископе Луке (Войно-Ясенецком) на излете советской эпохи, помнили ли его церковные люди? — Первую книгу об этом человеке, систематизирующую его жизнь и труды, написал светский историк Марк Покровский. Он был диссидентом, впоследствии эмигрировал на Запад. Я читал эту работу еще в самиздате. В стене забвения архиепископа Луки она, конечно, проделала изрядную брешь, но не была лишена изъянов. Верующие же люди, особенно в Крыму, владыку Луку, разумеется, помнили, ведь он пребывал на кафедре полтора десятка лет. Но свидетельства эти передавались из уст в уста и понемногу приобретали характер легенд. — Вы подробно изучали биографию святителя, работали с громадным корпусом сопутствовавших его жизни архивных документов. Что поразило вас больше всего? — Я видел его первое уголовное дело — среднеазиатское. Там очень много... человеческого! Например, в череде допросов присутствует момент, когда после колоссального давления на подследственного и, видимо, после избиений он отвечает: «Да, хорошо, завтра я дам показания о своей контрреволюционной деятельности». Допрос на этом завершается, заключенного возвращают в камеру. Далее происходит непонятное: ровно двадцать дней ни одного допроса, через три недели дело передают другому следователю — и святитель твердо заявляет ему: никаких показаний, от своих прежних слов отказываюсь, потому что они были произнесены под давлением. Тут рождается святитель Лука, которого мы знаем: четкий, ясный, точно знающий собственные права и готовый сражаться за свое исповедание и за каждый сантиметр своего внутреннего пространства.

http://e-vestnik.ru/history/episkop_yalt...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь как житие: о фильме «Излечить страх» 11.06.2020 587 Время на чтение 6 минут Картина «Излечить страх» о святителе Луке (Войно-Ясенецком) снималась пять лет (вечность по нынешним временам) и стала совместным проектом творческого коллектива трех стран: Украины , Белоруссии и России. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, авторам удалось рассказать о святости как явлении, не перепутав его с понятием о сверхчеловеке, а архимандрит Тихон (Шевкунов) убежден, что это житие исповедника, выраженное средствами кинематографа. Памятник свт. Луке (Войно-Ясенецкому) возле архиерейского дома, где он жил в Красноярске (неподалеку находится еще и музей святого, в годы войны там был госпиталь). Сейчас в бывшем архиерейском доме - храм Иоанна Предтечи. Фото автора С первых минут «Излечить страх» обрушивает на зрителя поток трагических фактов и нечистот человеческой души, выплеснувшийся на улицы Ташкента в 1917 году. На примере маленького провинциального городка режиссер несколькими сценами погружает нас в атмосферу катастрофы великой страны. И здесь не столько важны масштабность и размах происходящих событий, сколько то, что происходит в душах. В картине нет проходных ролей, каждый персонаж уникален и несет свою смысловую нагрузку, органично вписанную в логику сюжета, будь это затаивший злобу на всю «контру» санитар Андрей (Александр Числов), одержимый безумной идеей профессор Михайловский (Алексей Шевченков), отрекшийся от сана священник Петр Зверев (Александр Яцко) или истязающая себя за нарушение обета безбрачия Анна Ланская (Екатерина Гусева), жена Валентина Феликсовича. Словно списанные с героев Достоевского, каждый носитель своей философии, сконцентрированной в идее образа, своей жизненной позиции. Талант актеров позволяет создать колоритные персонажи, просеиваемые ситом времени. И все они, словно планеты, вращаются вокруг главного героя, сталкиваясь или едва соприкасаясь с ним, но неизменно вынужденные отвечать на тревожащие их совесть вопросы.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/11/zhizn_...

История нашей страны знает множество людей, послуживших ее становлению, возвеличивая ее как святую Русь. Но где она, святая Русь? И можем ли мы назвать так современную Россию? Вопрос непростой, но ответ на него, как видится, лежит вне физических законов и исторических рамок. Святая Русь - это вневременное устроение. Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских.И среди них мы видим величественную фигуру святителя Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого; 1877-1961) - ученого с мировым именем, профессора хирургии и топографической анатомии, одного из основателей регионарной анестезии и гнойной хирургии.В течение многих лет Валентин Феликсович работал земским врачом в самых разных частях России - от юга родины до самых крайних точек на севере страны. В самый разгар антирелигиозной пропаганды профессор, главный врач большой больницы города Ташкента, хирург принимает священный сан. «При виде кощунственных карнавалов и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом мое сердце громко кричало: “Не могу молчать!“. И я чувствовал, что мой долг - защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому»,- вспоминает он.В 1923 году отец Валентин (Войно-Ясенецкий) принял монашеский постриг с именем Лука и был рукоположен во епископа. В сане епископа за исповедание православной веры прошел тернистый путь лагерей, принимал участие в Великой Отечественной войне, в 1946 году возведен в сан архиепископа, награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. За выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях крупных суставов» был награжден Сталинской премией I степени, а за участие в Великой Отечественной войне медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Практически до последних дней святитель Лука сочетал епископское служение с хирургической практикой. В 1995 году он был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви, в 1999 году - к лику святых Красноярской епархии. В 2000 году - к лику святых Русской Православной Церкви. Детство и юность

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1223...

Марк Поповский Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие М. Поповского к изданию конца 1990-х Том первый Пролог – житие Глава первая. В исторической тени (1877–1917) Глава вторая. Две правды (1917–1923) Глава третья. Схема и схима (1924–1925) Глава четвертая. Как это делалось в тридцатом (1926–1931) Том второй Глава пятая. Исповедую хирургию (1933–1937) Глава шестая. Конвейер (1937–1941) Глава седьмая. Время соблазнов (1941–1946) Глава восьмая. Крым – земля курортная (1946–1961) Послесловие     Предисловие Это необычайная книга о необычайном человеке и о его невероятной судьбе. Невероятной даже на фоне нынешних публикаций, когда на читателя обрушился поток долго скрываемых сведений о героях и политических преступниках, о палачах и жертвах. Здесь все нестандартно и насыщено парадоксами, которые в уме иностранца едва ли смогут уложиться. Только немыслимые зигзаги отечественной истории последних десятилетий способны были породить эту «жизнь» и это «житие». Человек, о котором пойдет речь у Марка Поповского, не погиб в лагере, но прошел через все круги ада; он не был оппозиционером, однако почти на всей его биографии лежала печать изгойства. Врач, писавший научные труды в тюремной камере, он не только дождался их публикации, но и получил за них при Сталине Сталинскую премию. При этом он одновременно был и хирургом, и священнослужителем Русской Православной Церкви, архиепископом… Я помню его уже слепым, за десять лет до его смерти в 1961 году. Помню его письма к моей матери, которые ему уже приходилось диктовать секретарше. Вокруг него складывались самые фантастические легенды. И неудивительно. Он поистине казался каким-то чудом природы, клубком противоречий. Однако, как увидит читатель, именно этот человек принадлежал к породе абсолютно цельных, как принято говорить, «высеченных из единого камня натур». Такая фигура – настоящая находка для биографа, для психолога и историка. А Марк Александрович Поповский как раз и был неутомимым воссоздателем исторических характеров. Когда он заинтересовался профессором Войно-Ясенецким, архиепископом Лукой, он уже был автором целой серии книг о знаменитых врачах и биологах. Работал над обширной биографией академика Николая Вавилова. Приобрел опыт «охоты за документами», упорных поисков в архивах, опроса живых свидетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«Разработку Луки продолжаем…» Основу сборника «Разработку Луки продолжаем…» составляют недавно рассекреченные документы — докладные записки сотрудников МГБ СССР и информационно-отчетные доклады уполномоченных по делам РПЦ при Совете министров СССР по Крымской области о деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого, 1877–1961) на Крымской кафедре (1946–1961). Пристальный и недоброжелательный контроль со стороны власти за каждым поступком и словом святителя ныне стал документальной летописью его исповеднических трудов по просвещению народа Божия учением Христовым, противостояния воинствующему безбожию и свидетельством непоколебимой веры в Промысл Божий. ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, родился в Керчи 27 апреля 1877 года и отошел ко Господу 11 июня 1961 года в Симферополе, в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, на 85-м году своей многострадальной подвижнической жизни. 15 лет служения архипастыря на Крымской кафедре (1946–1961) совпали с новыми гонениями на Церковь. Представители власти еще сохраняли веру в возможность построения коммунизма и предпринимали очередные попытки «показать последнего попа». Сравнительно ровные (как известно, преследование Церкви никогда не прекращалось) государственно-церковные отношения первого послевоенного десятилетия стали обостряться и вылились в жестокие, изощренные гонения. Практиковалась массовая селекция духовенства, вмешательство в богослужебную практику, попрание канонических принципов жизни и т.д. Контроль за церковной жизнью достиг своего апогея. Святитель Лука, как выдающийся архипастырь, с присущими его личности силой и волей, стал на защиту интересов Церкви. Увы, именно этот период жизни не нашел отражения в его автобиографии: «В мае 1946 года я был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Студенческая молодежь отправилась встречать меня на вокзал с цветами, но встреча не удалась, так как я прилетел на самолете. Это было 26 мая 1946 года».

http://pravoslavie.ru/46606.html

     Не потомок – и всё тут. Потому и звучит так скандально. Много читал я на эту тему, но веры в теорию эволюции как не было, так и нет. Еще скажу, что на странице в «ВКонтакте» одной православной девушки написана прекрасная мысль: «Мне не стыдно, что я – дочь Небесного Отца. Пусть стыдятся те, чьи предки – обезьяны». И вот мне тоже не стыдно, что я – сын Небесного Отца (пусть и грешный, но сын, есть ведь и в Евангелии блудный сын – сын, не отвергнутый отцом его), ну не принимает душа моя эволюционной теории. Мне стыдно, когда мне пишут собратья-священники, которые убежденно говорят: «Эволюция – доказанный факт, это знают все школьники, это же очевидно! Как можно так безграмотно отвергать очевидность?» Иной раз они же шлют статьи и материалы на эту тему. Но всё как об стенку горох: как не принимала, так и не принимает душа моя этой теории. Почему-то убедительней звучат слова преподобного Паисия Святогорца и святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Один – неученый в мирском отношении, но стяжавший Духа Святого и потому обретший дар прозрения, другой – величайший ученый, досконально знавший организм человека. И вот оба как один говорят про лживость теории эволюции. И если бы только они. Это общая святоотеческая интуиция, будь то святитель Феофан Затворник или преподобный Серафим Саровский (коим напрасно приписывали эволюционные взгляды, видимо, так и не прочитав страницы полностью, а взяв лишь отдельные слова), будь то новомученики и исповедники Церкви Русской: священномученик Владимир (Богоявленский), священномученик Николай (Покровский), преподобномученик Варлаам (Никольский), святитель Макарий (Невский) и многие другие. В Греческой Церкви – святитель Нектарий Эгинский, а в Сербской Церкви – святитель Николай (Велимирович). Что ни святой, то – неприятие эволюции. Тот же святитель Феофан открыто писал об идеологах эволюции: «Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования – карточный дом: дунь – и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам… Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими – теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Всё как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь?! Их девиз: не любо – не слушай, а лгать не мешай» .

http://pravoslavie.ru/114983.html

  разделы   рассылка  распечатать Прот. Димитрий Смирнов: Не надо делать себе харакири или жечь книги владыки Антония Сурожского. Источник:  Радонеж – Добрый вечер, батюшка. Мной обладает страсть чревоугодия, люблю вкусно и много поесть. И унываю из-за этого. Как мне с этим бороться, с чего начать? – Начать с поста. Как раз постом мы учимся обуздывать свои страсти и, во-первых, чревоугодие. Вот наступит Великий пост – очень удобное время. Есть поменьше, ограничив выбор постными продуктами. Бог вам в помощь. – Здравствуйте батюшка Дмитрий. Это раба Божия Татьяна. Митрополит Антоний Сурожский утверждает, что законно было бы совершить аборт, если предполагать рождение физически или психически неполноценного ребенка. Более того, призывает к стерилизации, если тяжелое положение в семье или наследственное заболевание у родителей, причем речь идет не о дурных болезнях. Он даже считает безнравственным рождение ребенка в такой ситуации. Как это совместить с христианским вероучением? – А это не нужно совмещать. Каждый человек имеет возможность в каких-то вопросах заблуждаться. Митрополит Антоний – замечательный подвижник, пастырь, проповедник. Но, во-первых, он человек, не получивший богословского образования. До всего доходил своим умом и через книги. А православных книг по биомедицинской этике во время, когда он мог бы их прочитать, просто не было. Поэтому, как человек западной культуры высказывает такие мнения, которые идут, конечно, вразрез и с Социальной концепцией Русской Православной церкви, и вообще со взглядом на жизнь. Это его заблуждение. Ну и что? Некоторые святые отцы бывали согласны даже с еретическими учениями. И в этом ничего страшного. Земля производит добрые злаки, и она же – волчцы и тернии. В отдельных случаях у отдельных людей могут быть разномыслия. И они могут быть ошибочны. Но из этого не надо делать трагедии и пытаться совместить несовместимое. Мы можем такие же вещи, встретить у Луки ВойноЯсенецкого, замечательного архиепископа, пастыря, проповедника и врача. Есть у него высказывания, которые трудно отнести к православному учению. Причина в чем? Опять в том же: человек не получил систематического богословского образования. В молодости имел заблуждения и наш великий святитель Дмитрий Ростовский. На это ему было указано, и он от них отказался. Он получил образование очень окатоличенное. Поэтому некоторые его мнения соответствуют учению Западной церкви, но противоречит учению Восточной. Поэтому не надо делать себе харакири или жечь прекрасные книги владыки Антония. Надо спокойно разбираться. Человек высказал мнение. Может быть, не думал до конца. В Китае, в провинции, если у женщины родится девочка, она ее просто топит в тазике тут рядом. Это считается в порядке вещей. Мы живем в сумасшедшем мире.

http://religare.ru/2_50450.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010