1) Священномученик Автоном, якобы рукоположивший единолично Корнилия (в прологе 12 сентября), жил в IV веке, в царствование Диоклетиана мучителя и, удалившись от гонения из Италии в Вифинию, поселился у некоего жителя Корнилия, которого, как и многих других, с течением времени обратив в христианство, и «поставил» Корнилия епископом. Но один ли он рукополагал Корнилия? – В житии не говорится; следовательно, нет оснований настаивать на том именно, что Автоном совершал хиротонию единолично. Кроме того, слово «поставил» иногда служит только выражением утверждения в том или другом звании. 2) Об епископе Илиодоре в прологе (под 9 апреля) сказано, что он «хотяше преставитися, Дисана пресвитера вмсто себе постави». Но один ли его поставил? – Так же ничего не говорится. То же самое следует сказать 3) и о Стефане, архиерее Сурожском, поставившем вместо себя клирика Филарета (Четьи-Минеи, 15 декабря); да ему и не было надобности нарушать апостольское правило. Он имел подчинённых епископов; в житии его ясно говорится, что он предъ царя съ епископы». 4) Напрасно они ссылаются и на святого Иоанна Златоуста , якобы единолично рукополагавшего в Куксе, месте его изгнания, епископов; ему тем более не было нужды нарушать церковные правила, ибо он и жил в доме Адельфия, епископа Аравийского (Маргарит, в житии его листы 114 и 126). 5) Про Мелетия, патриарха Александрийского, якобы рукополагавшего единолично Гедеона Балабана, говорится намеренная ложь, которая и обличается самым надписанием послания Мелетия: «Гедеону, боголюбезнйшему, епископу львовскому и съ епископы»... Несколько ниже Мелетий говорит: «тмъ-же повелваемъ собору быти епископску». И ещё: «повелваемъ собравшимся прочее епископомъ православнымъ многимъ, аще мощно, аще ли же ни, не мене по отецъ 4-м, иже въ Никеи 318, по 9-му, иже во по 13 и иже в Караген, по 52-му» (Кириллова книга, листы 484, 485 и об.). 6) Указание на Федиму, епископа Амасийского, который рукоположил единолично и даже заочно святого Григория во епископа Кесарийского (Четьи-Минеи, 14 ноября), тем менее может служить к оправданию Амвросия, потому что это событие сверхъестественное, как например, и Феодосий, епископ Кизический, поставил Никона по особому повелению Божию, данному через ангела (Пролог, 23 марта). Амвросию о поставлении Кирилла такого повеления не было слышно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

В житии св. священномученика Автонома находим поучительные для сектантов, не почитающих св. мощей, свидетельства о нетлении тел угодников Божиих: «Приникши иногда очима в гроб мученический, говорит Метафраст, зрех святыя его мощи, не побеждены пробывшия силою смерти. Глава со власы неповрежденна, и лицо его цело, кожа крепка не погубиша власов вежди его, точию очи смежены. Все тело его целы содержит своя составы». Раскольники, приемлющие австрийское или белокриницкое священство, утверждают, на основании Пролога, что священномуч. Автоном († 313 г.) единолично поставил в епископы Кормилия. Но из одного краткого и неясного выражения нельзя с решительностью заключать, что сщмч. Автоном единолично поставил Корнилия во епископы, пот. что выражение «поставил» не значит рукоположил: иногда оно означает определение, решение о поставлении на священную степень какого-либо лица, иногда восвождение поставленного уже епископа на престол другой епархии. Впрочем, если он и единолично поставил в епископы, то это был случай исключительный, а исключительные, «смотрительные» случаи в обдержность не приемлются (Матф. Прав. сост. 2, гл. 3, л. 102). 13 . Память обновления храма Воскресения Христова. Предпразднество Воздвижения честного и животворящего Креста . Сщмчч.: Корнилия сотника и Иулиана пресвитера; прп. Петра, иже во Атрои, мчч.: Илии, Зотика, Лукиана, Валериана, Макровия, Гордиана, Кронида, Леонтия, Серапиона, Селевка и Стратоника. В житии священномуч. Корнилия Сотника, этого самовидца и свидетеля апостольского времени находим свидетельство об употреблении свеч при христианском погребении. Св. Корнилий был первый христианин из язычников, крещенный апостолом Петром ( Деян.10 ) и погребенный верующими со свечами. 14 . Воздвижение честного и животворящего Креста . Успение свт. Иоанна, архиеп. Константинограда, Златоустого; мч. Папы. 15 . Вкмч. Никиты, прп. Филофея пресвитера, мч. Порфирия; обретение мощей свт. Акакия, еп. Мелитинского, и св. первомуч. архидиакона Стефана; мчч.: Феодота, Асклиады и Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Преподобный Евфросин служил братии одного из монастырей на поварне. Ему приходилось иметь много поруганий и скорбей от некоторых из братии, но Он все переносил с великим смирением и послушанием, пребывая в то же время в посте и молитве. Этим и угодил Богу. Мученица Ия была взята в плен персидским царем Сапором II в Визаде в 362 г. Ее мучили и умертвили мечом. По мнению некоторых, Ия почитается за одно лицо со св. Евдокией, память которой 4-го августа. Мученики Дюдор и Дидим происходили из сирской Лаодикии. Они обратили многих из язычников к христианской вере. Правитель Лаодикии потребовал их к себе на суд и убеждал оставить христианскую веру и принять языческую; но святые уговаривали его самого принять христианство. Тогда замучили их. Мученик Димитрий был князем города Скенсии, в Геллеспонте. Он мучил св. Корнилия сотника (читать под 13 сентября), но был сам обращен ко Христу вместе с женой Еванфией и сыном Димитрианом. Они все трое были уморены голодом за веру. Перенесение мощей Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, из Новгорода в их обитель. Чит. о них под 28 июня. Память трех жен, обретенных в пустынной горе. Это были: жена константинопольского сановника, которая после смерти своего мужа, желая укрыться от света, удалилась с двумя служанками в пустыню, и все три, поселившись в горной расселине, провела здесь 11 лет в строгих подвигах и никем невидимые. Перед смертью их обрел игумен находившегося на горе монастыря и причастил св. Христовых Таин. Имена сих жен остались неизвестными. 12-е число Священномученик Автоном жил в III веке. Он был епископом в Италии. Когда в его время Диоклетиан открыл гонение на христиан, то он, для пользы других, удалился из Италии в Вифинию и, проповедуя здесь, крестил многих из язычников. Проповедовал он и в других местах. В одном месте, в его присутствии, новопросвещенные христиане разрушили языческий храм. Чтобы отомстить за это, оставшееся в язычестве напали на христиан в то время, когда они были в храме за литургией, которую совершал Автоном. Христиан разогнали, а Автонома убили. В последствии времени мощи его были найдены нетленными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

История его, кн. 8, гл. 13); много было и скрывавшихся подобно Автоному епископов, в сообществе с которыми Автоном и мог рукоположить Корнилия. При таких обстоятельствах Автоном не имел нужды нарушать основное правило св. апостолов об епископском рукоположении, всегда имея возможность, при своих путешествиях, достать себе из скрывающихся, подобно ему от Диоклитиана, епископов для участия в хиротонии Корнилия. При этом слово „поставил“ не значит ещё „рукоположил“, а в Писании употребляется в смысле определения, утверждения на священную степень кого-либо: „Филиппин (кесарь) постави (патриархом) Иоанна некоего“ (Бароний 711 лето). Нельзя же думать, что кесарь поставил – рукоположил Иоанна, а значит, определил, утвердил и только. Сослались вы на Иоанна Златоустог о, что он, во время изгнания своего из Царь-Града, проживая в Куксе „по обращении к Христу бесчисленного множества людей, постави им седмь епископов“ (Маргарит – в житии л. 158 об.), но там же, в житии, сказано, что в Куксе был епископ Адельфий, в доме которого и жил И. Златоуст (Маргарит в житии, 157 об. и 172 об. лл.), тоже говорится и в Прологе (13 ноября л. 345) и Четьи-Минее. Значит, св. Златоусту и не было нужды единолично рукополагать епископов. Оболгав св. Златоуста, оправдания Амвросию вы не нашли. Перетрухин. Но, братия, с толкованием слов преп. Феодора Студита о. миссионером я не соглашаюсь. Преп. Теодор Студит прямо говорит, что „во время ереси, по необходимости, не всё бывает по правилам, установленным во время мира“. Заключение же Феодора Студита : „всё это я высказал – незаконодательно; ибо это дело епископов, но преподал в виде совета из любви“, относится к последнему вопросу: „Следует ли поминать отца, умершего в ереси, на литургии?“ Мы можем указать и другие правила, коими по нужде дозволяется единолично рукополагать во епископа. Так, в толковании 60 прав. Карфагенского собора читаем: „Заявлено было, что два епископа поставили иерея (иереем здесь называется епископ, ибо пресвитера, по второму правилу св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е) Стефан Герасимович, протопоп, упоминаемый в делах 1739 – 1742 г. ж) Протоиерей Михаил Богуславский, известный по бумагам 1745–1759 г., как главный член Змиевского правления. з) Протопоп Федор Романовский. и) Протоиерей Иоанн Ковалевский. Он как и два предшественника его, был из дворян Украины. й) Иоасаф Погорлевский 1778 – 1782 г. к) Петр Столяревский 1801 г. л) Иоанн Соколовск ий, из дворян. Змиевские черкасы в происшествиях несчастного для Украйны 1668 г. принимали непохвальное участие. По наущению гетмана Брюховецкого, они волновались тогда и наделали много недоброго в Слободской Украйне. Нельзя однако не заметить, что волнение между черкасами оказалось тогда в тех местах, где черкасы жили вместе с русскими. Например, в Цареборисове и Валках, но не в слободах и местечках, где жили одни черкасы под ведением своих старшин. Эта особенность зазставляет признать за верное, что волнение черкасов возбуждено было тогда всего более несправедливостями и притеснениями со стороны русских поселенцев и русских местных властей. И не удивительно. Кем населен был тогда был Чугуев, рассылавший своих жильцов по черкасским местечкам? Сведенцами с разных мест, которых ссылали из России в наказание за преступление. По этому можно судить, что это были за люди! Чего оставалось ожидать от них! Обращаемся к Змиевским черкасам. «Герасиму Семеновичу (Чугуевскому Воеводе) Григорий Ромодановский. В нынешнем 176 (1668) Мар. 4 писал ты ко мне в Белгороде, что, укрепя обсаду, послал ты из Чугуева Чугуевца – Александра Марченко с Чугуевцы ратными людьми для поиску над изменники над Змиевскими Черкасы. И Мар. 11 д. Ты ж ко мне писал, что Чугуевцы, Александр Марченко с ратными людьми, под Змиев ходил и с изменники Змиевскими Черкасы был бой и те Змиевские Черкасы, покиня город Змиев и пушки и вестовой колокол, разграбля Государеву казну залейную, побежали в стан к изменнику Ивашке Серку. Что ты для поиску над изменники посылал Чугуевцев, Александра Марченка с ратными людьми, и они над изменники поиск учинил: и то ты и Чугуевцы ратные люди учинили добро, Великому Государю службу свою и радение оказали, и о той вашей службе стану я писать к Великому Государю. А которые пушки и вестовой колокол и всякую Государеву казну и хлебные запасы и все, что есть, что осталось в Змиеве, велеть привезти в Чугуев. А сколько пушек и всякой Государевой казны с Змиева в Чугуев привезено будет, и тебе о том писать ко мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иерей Стефан Кучинский 17-я артиллерийская бригада, 1913 г. Иерей Борис Стацевич 6-й стрелковый полк, 1913г. Иерей Василий Стратановский 7-й стрелковый полк, 1913 г. Иерей Виктор Кашубский 42-я артиллерийская бригада, 1913 г. Иерей Иоанн Лиадзе 4-й Кавказский стрелковый полк, 1913 г. Иерей Алексий Померанцев 206-й Сальянский пехотный полк, 1913 г. Протоиерей Сергий Соколовск ий 7-й Финляндский полк, 1914 г. Иерей Василий Шпичек 9-й Казанский драгунский полк, 1914 г. Иерей Павел Смирнов 154-й Дербентский пехотный полк, 1914 г. Иерей Александр Тарнаутский 318-й Черноярский полк, убит во время атаки с крестом в руках впереди полка, 1916 г. Иерей Андрей Пашин 119-й Коломенский пехотный полк, 1914 г. Иерей Парфений Холодный 58-й Прагский полк, 1914 г. Протоиерей Садиков военный священник, 1914г. Иерей Александр Боярский военный священник, 1914 г. Протоиерей П. Левашев председатель Миссионерского отделения, 1914 г. Иерей Феодор Троицкий Кронштадтский крепостной собор, 1914 г. Протоиерей Иоанн Покровский благочинный 6-й пехотной дивизии 21-го Муромского пехотного попка, 1914 г. Иерей Константин Цыбульский 24-й Симбирский пехотный попк, 1914 г. Иерей Феодор Круглов крейсер «Паллада», 1914г. Протоиерей Константин Богородицкий благочинный военных церквей Сыр-Дарьинской области, 1914 г. Митрофорный протоиерей А. Дернов настоятель Петропавловского собора, 1914 г. Протоиерей М. Букасов лейб-гвардии казачий Его Величества полк, 1914 г. Протоиерей Иоанн Бугославский Таванская церковь Милующей Божией Матери, 1914 г. Протоиерей Ф. Ласнеев член духовного правления, 1914 г. Протоиерей А. Преображенский член духовного правления, 1914 г. Протоиерей Д. Удимов настоятель церкви Морского корпуса, 1914 г. Протоиерей А. Покровский крейсер «Аврора», 1914 г. Иерей Андрей Аркдцов 99-й Ивангородский пехотный полк. За отличие в боях золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества, 1914 г. Протоиерей Стефан Щербаковский Кавалергардский Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полк. За отличие в боях награжден орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да и обычные полковые священники отличались недюжинной отвагой, приведем лишь несколько примеров, но, конечно их гораздо больше. На австрийском фронте 7-й Финляндский стрелковый полк готовился к наступлению, перед началом которого предстояло разрушить проволочные заграждения на позициях противника. Несколько безуспешных попыток закончились большими потерями. Тогда вызвался организовать вылазку полковой священник Сергий Соколовск ий. Он объяснил свое решение тем, что уничтожение заграждений не убийство и его сану не противоречит. Обрядив смельчаков, вызвавшихся идти с ним, в саваны – дело было зимой, – духовный пастырь повел их под покровом ночи к вражеской позиции. Проволочные заграждения были уничтожены, и полк провел успешную атаку. Первым в истории православного духовенства высшей военной награды России был удостоен священник 19-го Егерского пехотного полка о. Василий Васильковский, герой 1812 года. Во время кровавого боя с французами под Витебском 15 июля 1812 года он шел с крестом вперед, осеняя им воинов, вселяя в их сердца дух особенной неустрашимости. Благословляя однополчан, в самом жарком огне на поле битвы исповедовал и причащал Святыми Тайнами тяжелораненых и умирающих воинов. Был ранен осколком ядра, но оставался на поле боя. Вражеская пуля, попав в святой крест, бывший в руках у батюшки, причинила ему сильнейшую контузию, но и тогда он не покинул поле сражения. Под Малоярославцем 31 октября 1812 года отец Василий впереди полка с крестом в руках своим примером мужества вдохновлял солдат, был ранен в голову. 26 марта 1813 года пастыря наградили орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. Вследствие тяжелых ран и контузии о. Василий не вынес трудностей далекого похода и скончался во Франции 24 ноября 1813 года. 5 октября 2014 года в Малоярославце был открыт памятник священнику Василию Васильковскому, созданный по инициативе Российского военно-исторического общества народным художником России С. А. Щербаковым 102 . Словом, православию всегда был чужд пацифизм, под которым, как правило, скрывается трусость. Именно поэтому слова из Послания святителя Афанасия Великого : «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах» были утверждены как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах. Кроме того, из истории мы знаем немало примеров, когда православные архиереи были не только духовными пастырями, но и руководителями национально-освободительных движений, как это было, например, в Черногории и на Кипре. Образы кротости

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

В день 100-летия ордена Святого Георгия, в 1869 году, императором Александром II был особо отмечен Георгиевский кавалер, военный священник отец Иоанн Пятибоков. В 1854 году отец Иоанн был старшим священником Могилевского пехотного полка. Во время битвы с турками священник, невзирая на две контузии и повреждение своего креста пулей, заменил раненого командира и повёл на врага русских солдат 422 . Немало примеров ратных подвигов было совершено русским военным духовенством во время Первой мировой войны. Например, 29 августа 1914 года, видя, что солдаты испытывают нравственные колебания в вопросе о необходимости исполнения приказа о переходе в наступление, иеромонах Феликс (Носильников) вдохновенной речью и собственным примером увлек солдат в атаку. Когда же наступление захлебнулось, отец Феликс отказался отступать, оставаясь на переднем крае под постоянным обстрелом вместе с тридцатью солдатами 423 . Иеромонах Александр (до войны настоятель Зосимо-Савватиевской церкви Тотемского уезда) в 1915 году ушёл на фронт добровольцем и взял на себя нелёгкое бремя служения полкового священника. Он во всех случаях отличался смелостью и решительностью, умением поддержать и утешить каждого ратоборца в любой ситуации. Семь месяцев отец Александр провёл в плену. Был награждён золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте и грамотой от государя Николая II. Его пятеро родных братьев также служили полковыми священниками 424 . 19 октября 1916 года в бою погиб священник 318-го Черноярского полка Александр Тарноуцкий. Смерть настигла истинного пастыря Христова, когда он шёл впереди своего полка с крестом в руках. В этом же году священник Василий Шпичак повёл за собой Драгунский Казанский полк. Полк получил приказ наступать на австрийцев, но из-за наступившего смятения смог полноценно выполнить приказ лишь благодаря действиям священника 425 . История сохранила имена и других героев-пастырей, выводивших воинов в атаку. Среди них можно отдельно упомянуть протоиерея Сергия Соколовск ого, священников Иоанна Терлицкого, Иоанна Долищинского, Михаила Дудницкого 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

92 Епископы Воронежские:, — св. Митрофан — 1682—1703 гг., — архиеп. Арсений (Костюрин) —1704—1712 гг., — митр. Пахомий (Шпаковский) — 1714—1723 гг., — еп. Иосиф — назначен в конце сентября 1725 г., прибыл в Воронеж 13 февраля 1726 года, а 15 июля 1726 года вызывается в Петербург для присутствия в Св. Синоде, но по дороге заболел и в Москве в Спасо-Андрониковском монастыре, где ранее был настоятелем, 27 декабря скончался., — еп. Лев (Юрлов) — март 1727—1730 гг. Был смещен и предан суду за отказ служить благодарственный молебен в честь восшествия на престол Анны Иоанновны до получения указания из Синода (†1755)., — еп. Иоаким (Струков) — июнь 1730—1742 гг., — еп. Вениамин (Сахновский) — декабрь 1742 — 29 марта 1743 г., — еп. Феофилакт — сентябрь 1743—1757 гг. (основал семинарию; был оклеветан и предан суду за то, что бросил на землю взятку, которая являлась рублем с изображением императрицы. Умер до окончания расследования)., — еп. Кирилл (Ляшевский) — август 1758 — октябрь 1761 г. (переведен в Чернигов; †1771)., — еп. Иоанникий (Павлуцкий) — декабрь 1761 — январь 1763 г., — св. Тихон (Соколовский) — февраль 1763 — декабрь 1767 г. († 1783). (Архиеп. Сергий (Петров). История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней, ч. 3. Воронеж, 1961, стр. 405). 93 Сергиевский Н. Цит. соч., стр. 18. 94 Там же. 95 В епархии насчитывалось до 800 церквей и 12 монастырей, до 800 тысяч православного населения и священнослужителей с семьями более 15 тысяч человек (Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 26). При св. Тихоне к Воронежской епархии принадлежали города: Елец, Костенек, Орлов, Урыв, Коротояк, Землянск, Усмань, Острожки, Белоколодск, Демшинск, Лебедянь, Соколовск, Романов, Острогожск, Усерд, Олыианск, Павловск, Ливны, Черкасск и Ефремов с их уездами. Кроме того, к епархии были приписаны все селения, лежащие ниже г. Воронежа по рекам Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару, новонаселенные слободы по реке Тулушве и крепости Бахмутская и Хоперская (Быков М. Раскол в Воронежской епархии при еп. Тихоне I (Святителе). — “Воронежские епар. вед.”, 1890, 2, стр. 53). В состав Воронежской епархии входила территория, которая впоследствии, начиная с определения Св. Синода от 16 октября 1799 г. и кончая более поздними правительственными распоряжениями, вошла в состав епархий Тамбовской, Саратовской, Донской, Слободско-Украинской, Рязанской, Орловской, Курской, Тульской, Екатеринославской и Харьковской (Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 83. Также: Никольский П. Монашество на Дону, стр. 89).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

Как отзывались о нем путешественники – «маленький, красивый город с каменной церковью прекрасной архитектуры». Известно, что село было основано в 1660 г. (по другим данным в 1730). Благодаря удобному расположению на местности и проходящему через село Московскому тракту создавались благоприятные условия для развития промышленности. Первым в селе возник железоделательный завод. После возведения завода появилось суконное производство. В 1732 г. соорудили постройки, выписали немецких мастеров, русских прядильщиков, приобрели 10 станков для выделки сукна. Тельминская суконная мануфактура стала первым предприятием текстильной промышленности и просуществовала более двух веков. Очевидно, именно суконную фабрику и имеет в виду Добросердов. На базе суконной мануфактуры появился стекольный завод, на котором выпускали посуду из зеленого, синего, белого и полубелого стекла. Строительные материалы, песок и глину, завозили с берегов Байкала и острова Ольхон, а также из Бельского острога. Из стекла делали чайную и столовую посуду, затем даже начали выпускать зеркала на китайский манер. Тельминская посуда не уступала английской и российской. Дополнительно были открыты свечной, мыловаренный, кожевенный, поташный заводы. На рубеже XIX-XX вв. в Тельме проживало более 3 тысяч жителей, имелись 25 лавок, 3 мельницы, 12 кузниц, 11 промышленных предприятий. Главная гордость и краса Тельмы – храм Казанской Иконы Божией Матери. Первая церковь в Тельме была построена в 1799–1802 гг., но уже в 1804 она сгорела, в 1805 г. была отстроена заново и просуществовала до конца XIX в. В 1814 г. была заложена каменная церковь . Вдохновителем строительства был директор фабрики И. И. Соколовск ий. Освящена церковь была в 1816 г. во имя Казанской иконы Божьей Матери. «Казанская церковь – выдающееся произведение классицизма на Сибирской земле. Храм выделяется из круга провинциальных построек Восточной Сибири столичным уровнем архитектуры. Основа композиции – крупная двухъярусная ротонда храма под полусферой купола и стройная четырехъярусная круглая колокольня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010