Екатеринбургское епархиальное начальство на основании этого указа 1 июня 1902 г. уведомило местного губернатора и предписало благочинному мон-рей 2-го округа архим. Арефе в один из воскресных или праздничных дней совершить открытие общины, а после окончания литургии зачитать указ Синода и отслужить благоденственный молебен с крестным ходом вокруг обители. 16 июня 1902 г. архим. Арефа торжественно открыл общину в присутствии всех сестер, нижнетагильского духовенства и местных жителей. 17 июня под председательством архим. Арефы начальницей общины была избрана Феозва Крузе, казначеей - Т. Я. Деева. В авг.-сент. 1902 г. Скорбященская ц. с церковными и причтовыми капиталами, ризницей и утварью была официально передана общине. 2 мая 1903 г. в Скорбященском храме еп. Сарапульский Михей (Алексеев) постриг Ф. Крузе в монашество с именем Мария, Т. Дееву постриг 15 февр. 1905 г. настоятель Верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря игум. Евгений (Кибардин). В 1904 г. еп. Екатеринбургский и Ирбитский Владимир (Соколовский-Автономов) ? объезжая епархию, посетил и пос. Нижнетагильский Завод, познакомился с бытом насельниц, к-рые удостоились его благожелательного отзыва и обещания ходатайствовать перед Синодом об учреждении мон-ря. 17 мая 1904 г. Синод учредил при общине вакансию священника, временно (до 12 нояб. 1904) им был назначен иерей Михаил Бирюков, а позднее в Н. С. м. служил иерей Всеволод Черепанов, с 1910 г. являвшийся помощником благочинного 3-го округа Верхотурского у. Екатеринбургской епархии. С 25 июля 1913 г. вакансия священника была свободна. С 6 сент. 1914 г. монастырским священником стал сын В. Черепанова - Леонид Черепанов (впосл. еп. Ставропольский и Кубанский Лев ). Игум. Мария (Крузе). Фотография. 1909 г. Игум. Мария (Крузе). Фотография. 1909 г. 23 окт. 1904 г. община по ходатайству еп. Владимира от 12 июня того же года была переименована в Скорбященский общежительный жен. монастырь. Настоятельницей была назначена мон. Мария (Крузе), 15 авг. 1909 г.

http://pravenc.ru/text/2565228.html

Оренбургская и Бузулукская; в 1938–1957 гг. – Чкаловская (именование г. Оренбург); Оренбургская; Оренбургская и Бузулукская, паки. Викарные кафедры: Челябинская, Кустанайская. 13.11.1799 26.05.1806 10.06.1806 06.01.1819 02.03.1819 19.05.1823 Феофил Татарский 17.06.1823 01.12.1828 Амвросий II Морев 03.02.1829 08.08.1831 Аркадий Федоров 27.09.1831 30.10.1835 16.11.1835 20.11.1849 Иоанникий Образцов 20.11.1849 27.08.1853 Иосиф Богословский 27.08.1853 17.03.1858 Антоний Шокотов 15.06.1858 17.03.1862 19.05.1862 09.11.1866 Варлаам Денисов 09.11.1866 23.05.1879 Митрофан Вицинский 23.05.1879 05.04.1882 Вениамин Быковский 05.04.1882 01.05.1886 Вениамин II Смирнов 01.05.1886 22.10.1895 Макарий Троицкий 22.10.1895 29.10.1896 15.11.1896 05.12.1896 22.12.1896 26.11.1903 Владимир Соколовский-Автономов 26.11.1903 13.08.1910 Иоаким Левицкий 13.08.1910 26.07.1914 01.06.1913 01.08.1913 30.07.1914 01(14)03.1920 29.07(11.08) 1923 06(18)11.1923 18(31)07.1924 31.12.1925(13.01.1926) 31.12.1925(13.01.1926) 20.12.1927(02.01.1928) в/у сщмч. Иаков Маскаев 16(29)11.1928 Дионисий II Прозоровский 16(29)11.1928 17(30)12.1931 17(30)12.1931 09(22)05.1937 10(23)05.1937 20.07(02.08.)1937 01(14)02.1945 23.08(05.09)1948 09(22)02.1949 13(26)09.1950 18(31)10.1950 03(16)11.1953 21.11(04.12)1953 18(31)05.1960 Михаил II Воскресенский 18(31)05.1960 01(14)05.1963 01(14)05.1963 11(24)01.1999 05(28)12.1999 Оренбургская, обн. (см. Чкаловская, обн.) Орехово-Зуевская Основана в 1926 г. (?) Именование – по г. Орехово-Зуево (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1936 г. Возобновлена 03(19)03.1987. 1926 21.08(03.09)1927 Сщмч. Никита Делекторский 16(29)09.1928 12(25)09.1929 Иоанн Соколов II 12(25)09.1929 04(17)03.1931 Питирим Крылов 04(17)03.1931 01(14)05.1934 Иоанн Соколов II, паки 01(14)05.1934 01.1936 Иоанн II Широков 10(23)03.1987 09(22)11.1990 03(16)07.1995 06(19)08.1995 06(19)08.1995 Орехово-Зуевская, обн. Основана в 1929 г. Именование – по г. Орехово-Зуево (Московская область). Московское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ситка, бывший Новоархангельск. На переднем плане — Больница. На заднем — Дом Русского епископа В обязанности церковнослужителей входили начальное обучение детей, перевод на местные языки молитв и Священного Писания, ведение документации, отражавшей статистику туземного общества, катехизация (разъяснение новообращенным основ православной веры и нравственности), подготовка к таинству Крещения, а в особых случаях и крещение. Помимо этого после 1867 г. автохтоны, возглавлявшие православные общины, противостояли инославным миссионерам, которые различными способами переманивали в свои общины православных уроженцев Аляски Мощи святителя Иннокентия Аляскинского в Успенском соборе в Троице-Сергиевой Лавре Разработанные и примененные святителем Иннокентием принципы миссионерской деятельности актуальны в современной практике РПЦ. Среди них принцип «церковной рецепции всех созидательных компонентов национальных культур», а также «издание миссионерской литературы, предназначенной для просвещения, образования и формирования целостного представления о вере, православной духовности и Церкви» Эти принципы применяли сотрудники и последователи святителя Иннокентия – правящие и викарные архиереи, служившие на Аляске с 1859 до 1920 г.: в 1859–1866 епископ Новоархангельский Петр (Екатериновский), в 1866–1870 епископ Новоархангельский Павел (Попов), в 1870–1877 епископ Алеутский и Аляскинский Иоанн (Митропольский), в 1878–1882 епископ Алеутский и Аляскинский Нестор (Засс), в 1887–1891 епископ Алеутский и Аляскинский Владимир (Соколовский-Автономов). В 1891–1898 епископ Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров), в 1898–1907 епископ Алеутский и Аляскинский (с 1905 архиепископ Алеутский и Североамериканский) Тихон (Беллавин), в 1903–1909 епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский), в 1907–1914 архиепископ Алеутский и Североамериканский Платон (Рождественский), в 1909–1916 епископ Аляскинский Александр (Немоловский), в 1914–1918 архиепископ Алеутский и Североамериканский Евдоким (Мещерский), в 1916–1920 епископ Аляскинский Филипп (Ставицкий).

http://pravmir.ru/russkie-episkopyi-na-a...

Благодаря усилиям еп. Владимира (Соколовского-Автономова) стал общежительным далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , а Каслинская и Нижнетагильская (см. Нижнетагильский в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» женский монастырь ) жен. общины были преобразованы в мон-ри. 12 сент. 1904 г. епархия торжественно отметила 2 юбилея: 300-летие основания верхотурского Николаевского мон-ря и 200-летие пребывания в обители мощей прав. Симеона Верхотурского. В воспоминание об этих событиях в монастыре был заложен каменный 3-престольный Крестовоздвиженский собор (построен в 1913). 1904 год отмечен 2-дневным пребыванием на Урале прав. Иоанна Кронштадтского. Еп. Митрофан (Афонский) возобновил пастырские собрания, открыл публичные богословские чтения и стал 1-м лектором. Архиерей много сил отдавал борьбе с пьянством, учредил большое количество об-в трезвости. В июле 1914 г. на Урале в сопровождении сестер Марфо-Мариинской общины побывала вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Количество храмов и монастырей, численность духовенства Собор во имя Св. Троицы в Екатеринбурге. 1818-1854 гг. Фотография. 2008 г. Собор во имя Св. Троицы в Екатеринбурге. 1818-1854 гг. Фотография. 2008 г. Ко времени образования Екатеринбургской епархии в ней имелось 408 приходов (374 православных и 34 единоверческих), 428 храмов (9 соборных, 375 приходских, 8 домовых и 36 приписных), 446 часовен. По уездам приходы распределялись следующим образом: в Екатеринбургском у.- 139 приходов, в Верхотурском у.- 65, в Ирбитском у.- 41, в Камышловском у.- 77, в Шадринском у.- 86 приходов. В епархии служили 1125 клириков: 13 протоиереев, 509 священников, 170 диаконов и 433 псаломщика. Действовали 4 мон-ря (2 муж., 2 жен.) и 3 жен. общины; в них жили 150 монашествующих (39 мужчин, 111 женщин) и 737 послушников (12 мужчин, 725 женщин). В 1899 г. в епархии насчитывалось 406 приходов (370 православных и 36 единоверческих), 497 храмов (9 соборных, 390 приходских, 6 ружных, 13 монастырских, 14 домовых, 22 кладбищенских и 43 приписных), 563 часовни и молитвенных дома. В клире епархии состояли 1237 священнослужителей: 23 протоиерея, 547 священников, 196 диаконов и 471 псаломщик. Действовали 7 мон-рей (3 муж., 4 жен.) и 2 жен. общины; в них жили 230 монашествующих (64 мужчины, 166 женщин) и 1078 послушников (166 мужчин, 912 женщин). В 1917 г. общее количество приходов равнялось 504 (465 православных и 39 единоверческих), земельная собственность церквей превышала 32 303 га. В епархии имелось 14 монастырей (3 муж., 11 жен.) и 2 жен. общины; в них жили 455 монашествующих (133 мужчины, 322 женщины) и 2709 послушников (177 мужчин, 2532 женщины).

http://pravenc.ru/text/189617.html

Участники собрания, игнорируя поступавшие в Москву сведения о переходе высшей церковной власти к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию, образовали ВВЦС, председателем к-рого стал архиеп. Григорий. Провозглашалось, что этот коллегиальный орган церковного управления РПЦ находится в каноническом и молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем и имеет ближайшей задачей подготовку «канонически правильного» Собора РПЦ. Заявлялось о решимости не вступать ни в какие отношения ни с одним из течений обновленцев и твердо соблюдать каноны правосл. Церкви. Образование ВВЦС объяснялось его создателями желанием исправить «нестроения и бедствия», появившиеся при единоличном управлении Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра, когда «вся воля Святой Церкви как бы затмилась единой человеческою волей». В состав ВВЦС кроме архиеп. Григория вошли присутствовавшие на совещании в Донском мон-ре архиеп. бывш. Могилёвский Константин (Булычёв) , Ульяновский еп. Виссарион (Зорнин) , викарные епископы Можайский Борис (Рукин) и Каменский Иннокентий (Бусыгин) , временно управлявшие епархиями епископы Переяславский сщмч. Дамиан (Воскресенский) и Усть-Медведицкий Тихон (Русинов) . На совещании также присутствовали и подписались под принятыми документами епископы бывш. Омский Иоанникий (Соколовский) , бывш. Егорьевский сщисп. Вассиан (Пятницкий) и Уразовский Митрофан (Русинов) . В кон. 1925 - нач. 1926 г. ВВЦС признали Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) и Елабужский еп. Ириней (Шульмин) . ВВЦС, заявивший о полной лояльности к советской власти и законопослушности, при содействии ОГПУ 2 янв. 1926 г. получил в НКВД РСФСР разрешение на деятельность. Офиц. регистрация была представлена организаторами ВВЦС как долгожданное установление нормальных отношений Церкви с гос. властями. Однако создание группой епископов при активной поддержке ОГПУ органа, претендующего на управление РПЦ, а также обращение к властям с просьбой о его регистрации без ведома и согласия самой Церкви и ее иерархии являлось прямым нарушением церковных канонов и содействием усилиям врагов веры.

http://pravenc.ru/text/166503.html

07.1942 01.1943 30.01(12.02)1944 04(17)07.1955 04(17)07.1955 06(19)10.1955 06(19)10.1955 08(21)05.1959 08(21)05.1959 01(14)08.1961 Иоасаф Лелюхин 01(14)08.1961 01(14)11.1961 Алипий Хотовицкий 29.06(12.07)1965 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 25.09(08.10)1965 24.09(07.10)1967 18(31)05.1973 18(31)05.1973 06(19)02.1990 07(20)02.1990 07(20)07.1990 07(20)07.1990 04(17)09.1990 11(24)11.1990 14(27)07.1992 06(19)09.1992 24.08(06.09)1993 06(19)10.1993 Днепропетровская, григ. Основана в 1925 г. Викарная кафедра: Луганская. 09(22)12.1925 Владимир Соколовский-Автономов Днепропетровская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Павлоградская, Запорожская, Бердянская, Мариупольская, Луганская. 1922 06.1923 10.1922 14(27)11.1922 30.08(12.09)1923 Афанасий Вечерко 19.12.1924(01.01.1925) Николай Гиляровский 04(17)11.1924 10(23)06.1925 16(29)11.1925 27.05(09.06)1926 19.08(01.09)1926 05.1935 28.12.1937(10.01.1938) 1309 Вторая дата – определение на покой. В музее надгробий при Александро-Невской Лавре хранится плита со следующей надписью: «Евгений Булгар, арх. Славенский и Херсонский. † 27.05.1806 г. на 91-м году жизни». 1310 «...† убит 13 окт. 1792 г. в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре, где его мощи нетленны...» (Н.Д. Иерархия... С. 114). Причина и подробности убийства не сообщаются. 1313 Архиепископ Афанасий (Иванов) «...признал удобным переместить кафедру из малолюдного военного Новомиргорода, стоящего на окраине епархии, в центральный город Екатеринослав, строившийся там, где до сего было селение Половица». Скончался святитель при весьма прискорбных обстоятельствах: «...одолеваемый преклонными летами и болезнию, отправился в Черноморье, к Пятигорским минеральным водам, не имевшим тогда надлежащего медицинского устройства и, при самолечении горячими водами, от обжога заболел, скончался 18.08.1805. Тело его перевезено и погребено в Николаевской Самарской пустыне ... от Екатеринослава в 20 верстах» (Херсонские епархиальные ведомости. 1879. 17). 1314 Вторая дата – дата кончины. Под его руководством «...был издан первый провинциальный календарь учителем семинарии Синицким, под заглавием: «Календарь на лето от Рождества Христова 1810-е, переведенный с польского при Екатеринославской семинарии. Печатан в Харькове в Университетской типографии». Книжка редкая, в 54 страницы. После обыкновенных статей в календаре помещено: «Краткое историческое известие о Славенской епархии, ныне именуемой Екатеринославскою, ее архиереях и семинарии»...» (Херсонские епархиальные ведомости. 1879. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе секуляризации 1764 г. был лишен вотчин и отнесен ко 2-му классу с назначением определенного жалованья. В 1810 г. при А. м. было организовано ДУ. В 1812 г. был сожжен франц. войсками, из разграбленного собора исчезла глава прп. Саввы. Благодаря сохраненной в г. Юрьеве-Польском архим. Феофаном ризнице, а также средствам, выданным Святейшим Синодом в 1813 г., мон-рь быстро восстановился. В нач. XX в. здесь проживало 18 монахов и 4 послушника, обители принадлежала мельница на р. Самынке в дер. Борвихе Звенигородского у. и 33 дес. земли. В 1910 г. настоятелем А. м. стал находившийся на покое миссионер еп. Владимир (Соколовский-Автономов). В 1918 г. обитель закрыли, в монастырских зданиях до 1922 г. размещался концлагерь для белогвардейцев и политических противников новой власти. С кон. 1922 г.- жилой поселок им. Калинина рабочих завода «Гужон» (в наст. время «Серп и молот»). Собор удалось сохранить, обратив его в приходскую церковь. Община под рук. свящ. Сергия Дубровина выпускала рукописные «Андрониковские сборники» (1928, 30-е гг. ХХ в. Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря) и планировала создать музей церковных древностей на основе богатого монастырского собрания и памятников некрополя. В 20-х гг. XX в. ценности мон-ря были конфискованы, приход закрыт. Спасский собор и Трапезная палата были взяты на учет Музейным отделом Главнауки Наркомата просвещения. В 1930-1931 гг. была взорвана колокольня. В 1933 г., по заключению проф. А. Некрасова, мон-рь находился в «ужасающем состоянии», так что стены, башни и «жилые дома» (бывш. кельи) подлежали сносу. Спасский собор предлагалось привести «в гражданский вид» (сломать главу и приделы XIX в.) и использовать в культурно-просветительских целях. В 30-х гг. ХХ в. в обители располагалась колония для беспризорных детей. Идея создания в А. м. музея возродилась после Великой Отечественной войны, в 1947 г. было высказано предложение образовать здесь историко-архитектурный заповедник. В 1960 г. на территории и в постройках А.

http://pravenc.ru/text/115428.html

Из статей, имеющих церковно-историческое значение, наиболее интересными были подробные «Дневники» путешествий для обозрения церквей епархии епископов Владимира (Соколовского-Автономова) (1903-1910), Митрофана (Афонского) (1910-1914) и Серафима (Голубятникова) (1914-1916), а также «Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда» (1893. 31. С. 737-747; 32/33. С. 775-791; 34. С. 816-824; 35. С. 850-854; 36. С. 875-880; 37. С. 897-903; 38. С. 921-927; 39. С. 951-957; 40. С. 971-975; 41. С. 1006-1009; 42. С. 1041-1044; 43. С. 1065-1069; 44. С. 1095-1101; 45. С. 1125-1129; 46. С. 1150-1154; 47. С. 1178-1183; 48. С. 1215-1219; 49. С. 1242-1246; 50. С. 1276-1280; 51/52. С. 1315-1321) и «Материалы для истории церквей г. Екатеринбурга» (1901. 1/2. С. 12-27; 3. С. 69-76; 4. С. 130-134; 5. С. 157-164; 7. С. 279-282; 9. С. 378-386; 1910. 11. С. 226-239) Н. Смородинцова; «Поправки и дополнения к книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии»» (1910. 16/17. С. 323-330), «Екатеринбургская церковь в 1913 году» (1914. 3. С. 47-52; 4. С. 71-75; 5. С. 87-92); «Из истории духовенства Шадринского уезда» свящ. Александра Игнатьева (1915. 38. С. 667-673; 39. С. 680-685; 40. С. 695-699). Выходили публикации о монастырях епархии: верхотурском во имя святителя Николая Чудотворца («Верхотурский монастырь» - 1893. 7. С. 159-168; 12/13. С. 321-328; «Впечатления от поездки в Верхотурье» свящ. Н. Буткина - 1913. 48. С. 1146-1155; 49. С. 1180-1187; 50. С. 1212-1218; «Верхотурские торжества» - 1914. 23. С. 501-510; 24. С. 533-540), екатеринбургском в честь Тихвинской иконы Божией Матери («Материалы для истории Екатеринбургского женского Ново-Тихвинского монастыря» - 1905. 4. С. 95-102; 5. С. 129-133; 7. С. 193-198; 10. С. 299-305; 12. С. 398-405; 13. С. 434-438; 14. С. 468-474; 15. С. 497-501; 1906. 24. С. 808-814; 1907. 3. С. 53-59; 5. С. 95-103; 7. С. 153-162; 11. С. 246-252; 1910. 5. С. 121-136; 7. С. 163-176; 9. С. 204-215; 11; статьи по поводу 100-летия обители прот. А. Антонинова и А. И. Обтемперанского - 1910. 23. С. 434-442; 26. С. 518-522; 27. С. 543-554), нижнетагильском в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» («Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь» Павловского - 1905. 10. С. 305- 320; 11. С. 345-356). Местному святому прав. Симеону Верхотурскому была посвящена статья Павловского (1904. 17. С. 421-461). Были опубликованы письма Пермского архиеп. Аркадия (Фёдорова) к свящ. Захарии Земляницыну (1900. 1. С. 9-20; 2. С. 36-45; 4. С. 87-107; 6. С. 158-161; 8/9. С. 246-256; 10. С. 297-304; 12. С. 383-387; 13. С. 408-410; 14. С. 444-451; 16. С. 499-509; 18. С. 563-573; 19. С. 589-592; 20. С. 618-624; 21. С. 649-655; 1904. 9. С. 171-179; 10. С. 199-209; 11-13) и 1-го Екатеринбургского еп. Евлампия (Пятницкого) , вик. Пермской епархии, к разным лицам (1904. 5. С. 155-166; 6. С. 192-195; 7/8. С. 124-127; 15. С. 378-386; 16. С. 409-415; 17. С. 462-467; 18/19. С. 529-536; 20. С. 555-558).

http://pravenc.ru/text/189619.html

После кончины Патриарха И. пытался, ссылаясь на «волю народа», добиться от Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) отмены распоряжений свт. Тихона, однако митр. Петр оставил наложенное запрещение в силе. 15 апр. в Москве на собрании архиереев у митр. Петра И. подал «докладную записку» о том, что он не подчиняется наложенному на него запрещению и вступает в управление Екатеринославской епархией «с разрешения гражданской власти». 23 апр. в Екатеринославе И. объявил благочинным о своем вступлении в управление епархией и потребовал от них под угрозой привлечения к ответственности «игнорировать совершенно» все указания Екатеринославского архиеп. Владимира (Соколовского-Автономова) и управлявшего епархией в его отсутствие викарного Александровского еп. Стефана (Андриашенко). 19 мая 1925 г. Патриарший Местоблюститель митр. Петр (Полянский) запретил И. в священнослужении «в пределах всея православныя Российския Церкви» вплоть до канонического суда над ним. Вскоре И. присоединился к автокефалистскому лубенскому расколу. 4-5 июня 1925 г. он принял участие в организованном Лубенским еп. Феофилом Булдовским «Всеукраинском Церковном Соборе» в Лубнах, где стал одним из сопредседателей. Был утвержден «правящим архиепископом Екатеринославским и Донецким и временно управляющим Харьковской епархией». Фактически И. подчинялось от 30 до 40 приходов. В лит-ре (см., напр.: Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 22) И. часто отождествляется с «епископом Иоанникием» - участником совещания 10 архиереев во главе с архиеп. Григорием (Яцковским) в московском Донском мон-ре 22 дек. 1925 г., положившего начало григорианскому расколу. Однако в тот момент И. уже носил титул архиепископа, что было бы отражено в учредительных документах епископов-григорьевцев, претендовавших на высшую церковную власть. Видимо, переход И. из лубенского раскола в григорианский произошел позднее. В кон. 1925 г. 13 укр. архиереев подписали определение о лишении инициаторов лубенского раскола, в т. ч. И., священного сана и об отлучении их от Церкви. 5 янв. 1926 г. это решение было подтверждено Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В марте 1926 г. И. вместе с Булдовским обжаловал это решение в григорианском Временном высшем церковном совете (ВВЦС). 8 марта архиеп. Григорий (Яцковский) отменил наложенные на И. и Булдовского запрещения. Однако до сер. 1926 г. григорианскую Екатеринославскую епархию возглавлял признававший в это время ВВЦС архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов).

http://pravenc.ru/text/577990.html

Протоиерей Иаков был пострижен в монашество с име­нем Иаков в честь апостола Иакова брата Господня, и 1 апреля 1923 года рукоположен в архиерейский сан епископом Антони­ном (Грановским) и бывшим архиепископом Екатеринославским Владимиром (Соколовским-Автономовым), который заверил на­рекаемого в сан епископа, что он находится в подчинении Патри­арха Тихона и никогда не прерывал с ним общения. 10 мая 1923 года епископ Аристарх отбыл в Москву, оста­вив епископа Иакова на время своего отсутствия управляющим Оренбургской епархией. В том же году епископ Аристарх отпал в обновленчество; вместе с тем стало ясно, что епископ Антонин является одним из руководителей обновленчества, и по этой при­чине законность хиротонии владыки Иакова стала вызывать со­мнения, и духовенство и паства пожелали, чтобы этот вопрос был разрешен Патриархом Тихоном. 22 июля 1923 года состоялось собрание православных свя­щеннослужителей города Орска и представителей от приходских советов градо-Орских церквей по вопросу хиротонии епископа Иакова, которое единодушно постановило: «Принимая во внима­ние неканоничность и безблагодатность ВЦС и принятой от него именуемым епископом Иаковом – бывшим протоиереем Маска­евым – хиротонии , вменить в обязанность епископу Иако­ву с первым отходящим поездом отправиться в город Москву и явиться к Патриарху Тихону или его Заместителю для получения исправления в епископском сане и благословения от Святейшего на служение в городе Орске. Кроме того, ввиду выдающихся нравственных достоинств и чистоты православия и той любви народа и духовенства, которую снискал епископ Иаков за кратковременное служение в Орен­бургской епархии и в городе Орске, просить Святейшего Патри­арха оставить любимого нами архипастыря в городе Орске, как народного избранника и весьма ревностного деятеля на ниве Христовой, снабдив его установленной грамотой». В соответствии с решением этого собрания 26 июля владыка Иаков из города Орска направился в Москву к Патриарху Тихону, но в вагоне поезда в Оренбурге был арестован следившими за ним сотрудниками ОГПУ и возвращен в Орск. Через некоторое время владыка вновь попытался выехать, но снова был арестован и воз­вращен в город.

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010