В течение семи лет, перенося невзгоды, она жила в шалаше близ монастыря. Наконец по просьбе иноков игумен позволил ей возвратиться вместе с младенцем в монастырь, где она два года провела в затворе. Игумен обители получил от Бога откровение, что грех инока Феодора прощен. Однажды в той местности во время засухи пересохли все источники. По благословению игумена преподобная Феодора принесла воду из высохшего колодца, и после этого она там уже не пересыхала. Перед смертью преподобная затворилась в келлии с отроком и, завещав ему любить Бога и повиноваться игумену, мирно скончалась. Господь открыл игумену ее тайну. В присутствии братии Енатской обители он рассказал о видении и для удостоверения открыл перси преподобной. Енатский игумен и братия со слезами просили прощения у преподобной Феодоры. Известие о кончине подвижницы дошло до ее супруга. Он принял постриг в монастыре, где спасалась жена. Отрок, воспитанный преподобной, также принял иночество и впоследствии стал игуменом этого монастыря. Священномученик Автоном (†313) был епископом в Италии и пострадал от язычников в городе Сорее неда¬леко от Никомидии. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане святой Автоном оставил Италию и поселился в Вифинии, где был принят христианином Корнилием. Святой Автоном и здесь ревностно продолжал свое апостольское служение, обращая язычников в христианство . Он создал также церковь во имя Архистратига Михаила. В этой церкви он поставил Корнилия сперва диаконом, а затем пресвитером. С проповедью о Христе святой Автоном посетил также Ликаонию и Исаврию. Когда император Диоклитиан стал преследовать святого Автонома, как известного проповедника, тот удалился в Клавдиополь на Черном море и таким образом избежал опасности. Возвратившись снова в Сорею, святой Автоном посвятил пресвитера Корнилия во епископа, и сам направился в Асию, а вернувшись оттуда, начал проповедовать Евангелие и обращать язычников в местечке Лимны близ города Сореи. Многие язычники обратились в истинную веру, другие же упорствовали и ожесточались.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Автоном, – такое оригинальное имя носит наш сектант, – много выстрадал на своем веку; его не раз судили, административно ссылали в места не столь отдаленные, – одним словом, он на собственном горбу испытал все прелести российского режима. Бесхитростные записки Автонома, представляющие из себя серию «писем к друзьям», отчетливо рисуют нам ход развития его мыслей, все богатые переживания его мечущейся души. Он выступает перед нами в качестве истинно верующего в духе православия. Но сомнения гложут его. Первые его рассуждения все касаются религии: перед нами проходит длинный ряд писем, направленных по адресу Иоанна Кронштадтского , с целыми трактатами по догматическим вопросам. Затем Автоном выступает перед нами в качестве уже „настоящего сектанта», пытающегося пересоздать жизнь на евангельских началах, и отчасти последователя Л. Н. Толстого: тут мы имеем беседы о нравственном самоусовершенствовании, о непротивлении злу и т. п. Религия, рассуждает Автоном, должна занимать главное место в жизни человека; между тем, люди чрезвычайно мало уделяют внимания учению о нравственности. «Спросите, например, любого крестьянина, зачем он пашет, сеет, молотит. И он вам ответит самыми удовлетворительными словами, из которых вы увидите, что он вполне понимает свое дело. Спросите также и всяких дел мастеров, купцов, инженеров, докторов и т.п., и все эти люди ответят вам еще более удовлетворительно, чем крестьянин. А спросите вы всех этих людей о том способе, посредством которого они думают добывать то, что необходимо для души. Спросите, каким «способом воспитывать в себе нравственные качества души, каким способом усмирить в себе человека душевно-нравственного, человека, в котором бы духовная, Божеская сторона преобладала над животной... И все эти люди наговорят вам такого, что вы сразу увидите из их слов, что оны совсем не понимают того, что в жизни людей должно быть на первом плане». Итак, нравственное самоусовершенствование, духовное развитие человека должно быть выдвинуто в первую очередь. Но Автоном, однако, очень скоро приходит к убеждению, что нравственное самоусовершенствование, духовное развитие человека должно идти рука об руку с улучшением его материального быта. „Сколько миллионов людей стонут под игом неправды, которая лежит на них тяжелым камнем и которую они не в силах сбросить с себя потому, что они окружены непроницаемым мраком невежества». Но мыслимо ли просвещение для человека, голодного и замученного тяжелым трудом? Нашему самобытному философу приходится дать отрицательный ответ. Случай ставит вплотную перед Автономом „проклятые вопросы» текущей действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Молитвами преподобного Евфросина да сподобит Господь и нас райских обителей! Аминь. Память святой мученицы Ии Святая мученица Ия была родом из города Визада 1 ]; вместе с 9000 христиан взята была она в плен персидским царем Сапором 2 ]. За исповедание Христа она представлена была на суд к начальнику волхвов, который стал принуждать ее отречься от Христа. Но она не склонилась на его увещания и пребыла твердою в истинной вере. За сие заключили ее в темницу и целый год морили голодом. Затем ее вывели из заключения и сильно начали бить суковатыми палками, после чего опять отвели в темницу, где она пробыла пятнадцать лет. По прошествии сего времени, ее опять вывели и так крепко связали веревками ее колена, бедра и руки, что кости ее надломились. Потом начали бить ее ремнями из суровой кожи по чреслам и по чреву и, наконец, отсекли ей главу 3 ]. Память святых мучеников Диодора и Дидима Сии святые мученики были из Лаодикии Сирской. Исповедуя Христову веру, они учили о Христе язычников и многих из них обращали и крестили. За это привели их к правителю Лаодикийскому на суд, и здесь они смело исповедовали Христа. Их предали страшным мучениям, но они не отреклись от Христа, бесстрашно обличали идольскую лесть и укоряли правителя за то, что он, оставив истинного Бога, покланяется ложным богам. С молитвой на устах предали они среди мучений души свои Господу. Память 12 сентября Житие и страдание святого священномученика Автонома Святой Автоном был епископом в Италии в царствование Диоклитиана. Когда настало жестокое гонение на христиан, Автоном вспомнил слова Господа, сказанные в святом Евангелии: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), и, оставив Италию, переселился в Вифинию, где по Божию произволению остановился в одном селении, называемом Сореос 1 ]. Здесь святой Автоном принят был некоторым страннолюбцем Корнилием. У него он прожил довольно долгое время и, проповедуя Христа, обратил многих еллинов к христианской вере. И не мало приобрел он здесь душ Богу, ибо множество народу собиралось в дом Корнилия слушать учение святого Автонома. Он же подобно Апостолам проповедовал Слово Божие со дерзновением, ибо в ней действовал тот же Дух Святой, Который некогда в огненных языках сошел на святых Апостолов. Посредством проповеди Автонома Дух Святой возжигал сердца человеческие к любви Божией и благочестию, так что слушающие его учение умилялись и охотно воспринимали проповедь его, прося у него святого крещения. И в той местности он так много людей привел ко святой вере, что дом Корнилия уже не мог вмещать всего собрания верующих, тогда святой Автоном выстроил христианам церковь во имя воеводы небесных сил, святого архистратига Михаила, вручая под его защиту всех новопросвещенных им; сам же, посвятив Корнилия в диакона и поручив ему словесное стадо Христово, пошел в Ликаонию и Исаврию 2 ], желая и там быть проповедником благочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

ЦВ 22 (323) ноябрь 2005 /  24 ноября 2005 г. Сын отечества и человек Церкви В нынешнем году Автоном Семенович Климашин отметил свое 80-летие. Его жизнь, насыщенную множеством интересных событий и незабываемыми встречами с известными людьми, можно назвать неординарной. В юности фронтовой шофер Климашин прошел дорогами войны от блокадного Ленинграда до Вены. А вскоре после демобилизации Автоном Семенович начал служение на церковной ниве. Он шофер двух Патриархов — Алексия I и Пимена, сотрудник отдела внешних церковных сношений Патриархии на протяжении 20 лет, председатель приходского совета храма Воскресения Словущего на Успенском вражке. А.С. Климашин имеет множество военных и церковных наград. Недавно Святейший Патриарх Алексий наградил его орденом святого Димитрия Донского (III степени). — Автоном Семенович, у вас такое удивительное, редкое имя. Оно было дано вам при крещении? — Да, имя у меня необычное. Я им горжусь. Так звали священномученика, который был епископом в Италии и во время гонений на христиан со стороны императора Диоклетиана путешествовал по малой Азии и берегам Черного моря с проповедью о Христе. В переводе на русский Автоном означает «самостоятельный». Мои предки были крестьянами из Самарской губернии, выращивали хлеб. Жил наш крестьянский род по трудам своим: не жировал, но и не бедствовал. А когда началась коллективизация, мой дед Влас Сергеевич Климашин и бабушка Матрена Ивановна были репрессированы и высланы на поселение в Котлас. Там они и умерли. В 1998 году был издан список жертв политических репрессий Самарской губернии, названный «Белой книгой». Так вот в нем нашей семье посвящена целая страница. После смерти бабушки и дедушки четыре их сына перебрались в Московскую область. Мой отец Семен Власович Климашин обосновался в подмосковном Софрино. Будучи глубоко верующим человеком, он ходил на церковные службы, читал на клиросе. Подстать ему была и моя мама Евдокия Николаевна — она родом тоже из Самарской губернии. Можно с уверенностью сказать, что моих дорогих родителей объединяло не только место рождения и общие корни землячества, но, прежде всего, православная вера, заложенная в них с детства в тех семьях, где они выросли и получили истинно русское воспитание. Именно поэтому в сложные для нашей страны годы, когда, казалось, рушилось все, главным для моих родителей было стремление сохранить православный уклад жизни.

http://e-vestnik.ru/society/syn_otechest...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВТОНОМ [греч. ατνομος - самостоятельный] († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.). Согласно житию, составленному при имп. Юстине I (518-527) на основе более ранних преданий, А. был епископом в г. Пренесте (совр. Палестрина); в гонение при Диоклетиане он переселился в вифинское сел. Сореи (Σορεο или Σριοι, отождествляемое преосв. Софронием Евстратиадисом с мест. Сиги на берегу Киосского зал.), где нашел приют у некоего Корнилия. Крестив последнего и поставив его во диакона, А. воздвиг храм во имя архистратига Михаила, а затем отправился с проповедью христианства в Ликаонию и Исаврию. По возвращении А. рукоположил Корнилия в пресвитера, но, узнав о прибытии имп. Диоклетиана в Никомидию, удалился в Клавдиополь. Вернувшись, А. поставил Корнилия во епископа и обратил ко Христу жителей соседнего мест. Лимны, разрушив языческий храм. Разгневанные жрецы напали на святого с камнями и кольями во время литургии в храме архистратига Михаила и, обратив в бегство сослуживших с ним, убили его в алтаре. Вскоре, в правление имп. Константина I (324-337), некий Севериан соорудил на месте погребения А. часовню (разобрана ок. 430); через 60 лет тело священномученика было обретено нетленным и в его честь был воздвигнут новый храм. Основанный А. храм архистратига Михаила был перестроен при имп. Константине VII (913-944). Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка) Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка) Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие святого под 12 сент. помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 31). Гимнография

http://pravenc.ru/text/63036.html

Двенадцатый день. Св. священномучен. Автоном. (О том, что между сном и смертию существует великое сходство). I. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в VI в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славного мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщего суда Божия. Впрочем, смерть каждого человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули ( Иоан. 11, 14 . Марк. 5, 35–39 ); сему верует наша церковь , называя умерших усопшими. Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. а) Сон для всех людей естествен и неизбежен. Так точно и смерть для всех неизбежна. Как ни сохраняйте свою жизнь, как ни остерегайтесь всего вредного для здоровья, чрез это вы можете продлить свою жизнь, но никак не избегнете смерти, потому что над каждым потомком перстного Адама должно исполниться определение Божие: земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3, 19 ). б) Сон, сжимая наши очи, закрывая слух наш и приводя все тело в безчувственность и некое разобщение с душею, не прекращает в нас дыхания, не лишает нас жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда эти мысли, извлечённые из евангельского авторитета, были одобрены этим священным чином, то, по определению собора, на Астерия возложена была (обязанность) заботиться... (о приведении этого определения в исполнение) на востоке, а на западе это поручено было Евсевию“. ( Деян. 7 вселен. собора, изд. 1891 г., 54–55 стр.). О том же, т. е., что Евсевий был послан собором, говорится и у Барония (лето Господне 378, ч. 10, 11 и 12). – Ясно, как Божий день, что в то время, когда жили Афанасий и Евсевий, на исправление Церквей, повреждённых арианами, собирались соборы, которые и давали некоторым (в том числе Афанасию и Евсевию) поручения и полномочия исправлять повреждённые ересью Церкви, ставить для них иереев и диаконов. – Значит, что делали Афанасий и Евсевий, – делали не самовольно, а по приказанию соборов св. отцов, имели посланничество, чего не имел ваш Амвросий, а главное, повторяю, нигде не говорится, что Евсевий и др. единолично рукополагали епископов. Ссылаетесь на священномученика Автонома, который, якобы, рукоположил единолично Корнилия (Пролог 12 сентября). Св. священномученик Автоном жил в IV веке, в царствование Диоклитиана мучителя. По сказанию Минеи (12 сентября), он, удалившись из Италии от гонения в Вифанию, нашёл некое место, называемое Сореос, где поселился у одного жителя, по имени Корнилия, проповедал там христианство между язычниками, много обратил их ко Христу, устроил у них церковь во имя Архистратига Божия Михаила и поставил к ней означенного Корнилия сначала диаконом, потом пресвитером и, наконец, епископом. – Но один ли он рукополагал в епископа Корнилия, этого в житии не говорится, и вы строите свои догадки. После каждого поставления в чин Корнилия Автоном, как говорится в житии его (см. Четьи- Минеи), удалялся из Сореоса в другие страны – в Ликаонию, в Исаврию, в Клавдиополь – проповедовал там христианство и опять возвращался, а Диоклитиан-мучитель был в это время в Никомидии, и слуги его искали Автонома на мучение. Во время этого гонения много было мучеников епископов, например, Никомидийский епископ Анфим и другие, как о том пишет в своей книге Евсевий (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  2.5 из  5) Л. А. Травин Божиим милосердием облагодетельствованного Леонтия Автономова сына Травина, уроженца из бедного состояния родителей, происшедшего в достоинство благородства, бывшие с 1741 г. в жизни его обстоятельства и приключения, для сведения и пользы собственно потомкам его описанные самим им От редакции: Печатается по: Труды Псковского археологического общества. 1913–1914. Вып. 10. С. 25–429. Вступ. статья и публ. Л. И. Софийского. Воспоминания были переизданы (с некоторыми сокращениями и изменениями): Травин Леонтий. Записки/Худ. А. Стройло. Вступ. статья В. В. Кожинова. Послесловие В. Я. Курбатова. Псков: Сельцо Михайловское, 1998. Леонтий Автономович Травин (1732–1818) — автор самых ранних по времени написания крестьянских записок. Родившись крепостным, он сумел из «самого подлого сословия» выслужиться и к 54 годам получить права личного дворянина. Как явствует из содержания его записок, они были составлены в 1806–1808 гг. Рождение мое на свете в 1732 году февраля 9го дня , во области Псковской, в бывшем пригороде Белье , от родителей скудно живших. Отец мой Автоном Степанов, ведущий род свой от дворцовых писарей; сказывают же, что предки его были церковники в Козмодемьянском погосте; это на Исы реки; а мать моя Агафья Иванова, от действительно служащих церковно причетников , дочь пономаря Ивана Автономова, бывшего в том же Белье при церкви Архангела Михаила на городище; его же отец Автоном Давыдов в Печанском погосте был священником, а сын его Макарий — протопопом во Пскове, в соборе Архангельском, брат родной моей матери, и по вдовстве его пострижен и был иеромонахом, переименован Мартирием в Спаса Мирожском монастыре. Из такого поколения отец мой находился крепостным графа Павла Ивановича Якушинского и его жены . Отправляя должность писарскую в Велейской вотчине и провожая житие неотрадное, умре в 740 году, по замечанию моему, от волшебной порчи, от мужика Артемья, прозванием Аршина, быв от роду около сорока лет, а от женитьбы своей прожил только десять год, оставив мать нашу в преждевременном вдовственном бедствии, и нас, четырех сыновей, в сущем сиротстве и малолетстве, из коих я был старший осьми лет, второй сын Алексей шести, по нем Иван четырех, меньшой Никита двух лет.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Пр. Феофан исповедник († ок. 300 г.), не будучи священником, совершал крещение, но делал это вследствие крайней нужды. А то, что допускается по нужде, составляет исключение из закона и не может быть правилом. «Еже через правил, говорит Матфей Правильник, не приносится во указ или в притчу... Несть закон Церкви скудное» (сост. 2 гл. 3, л. 102). Св. Феофан при Кирее, Керине и Нумердане потерпел раны за исповедание Христово. Скончался мирно (ок. 301 г.), проведши в постничестве около 75 л. Такое долголетие св. подвижников поста ясно говорит, что посты не изнурительны для человека. 10. Мч. Минодоры, Митродоры, Нимфодоры; св. Пульхерии цар., ап. Апеллия, Лукия, Климента; мч. Варипсава, п. Петра, Павла, еп. никийск., п. Иоасафа (кп. Андрея, 1453). Св. Петр был защитником иконопочитания при Льве Армянине. 11. П. Феодоры, Евфросина; мц. Ии; м. Диодора, Дидима, Димитрия, Димитриана: мц. Еванфии; пер. мощ. п. Сергия и Германа, валаам. чудотв. Мучч. Диодор и Дидим, по сказанию Пролога, совершали крещение, хотя и не были священниками. Но пример их не оправдывает практики раскольников-безпоповцев, потому что Диодор и Дидим крестили вследствие крайней нужды, во время гонений; а раскольники-безпоповцы живут в мирное и спокойное время и такой нужды не испытывают. 12. Отдание праздн. Рождества Пресвятой Богородицы. Свм. Автонома, Корнута; м. Иулиана, Феодора; п. Вассиана тиксенск. (1624), прв. Симеона всрхотурск. (1642). В житии св. священномученика Автонома находим поучительные для сектантов, не почитающих св. мощей, свидетельства о нетлении тел угодников Божиих: «Приникши иногда очима в гроб мученический, говорит Метафраст, зрех святые его мощи, но побеждены пребывшие силой смерти. Глава со власы не повреждена, и лице его цело, кожа крепка не погубиша власов вежди его, точию очи смежены. Все тело его цело содержит свои составы». Раскольники, приемлющие австрийское или белокриницкое священство, утверждают на основании Пролога, что священномуч. Автоном († 313 г.) единолично поставил в епископы Корнилия. Но из одного краткого и неясного выражения нельзя с решительностью заключать, что св.-муч. Автоном единолично поставил Корнилия в епископы, потому что выражение «поставил» не значит рукоположил: иногда оно означает определение, решение о поставление на священную степень какого-либо лица, иногда возвождение поставленного уже епископа на престол другой епархии. Впрочем, если он и единолично поставил в епископы, то это был случай исключительный, а исключительные, «смотрительные» случаи в обдержность не приемлются (Матф. Прав. сост. 2, гл. 3, л. 102).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Повар Троицкого Даниилова монастыря Иоанн, по прозванию Богдан, лишился языка и долгое время лежал, как мертвец. Подозвав к себе знаками домашних, больной просил их послать за отцом духовным, чтобы не умереть без покаянии. Случайно вблизи оказался иеромонах Даниилова монастыря Матфей; он исповедал больного и причастил Тайн Христовых, и жена Богдана, Стефанида, с великой верой пошла к колодезю преподобного Даниила, зачерпнула воды и дала выпить мужу. По молитвам угодника, больной тотчас выздоровел. Государев помытчик (помощник сокольничего) Антон Казаринов объявил: «За грехи свои я потерял разум и лежал на одре, как бездыханный истукан. После 40 дней страданий со слезами я стал молить угодника Божия Даниила об исцелении, обещал пойти к гробу преподобного и отслужить молебен, а также велел принести воды из Даниилова колодца. Испив этой воды, я уже не чувствовал болезни, встал со одра и пошел в обитель преподобного: совершил молебен у его гроба, всем рассказал о чуде и возвратился домой, славя Бога и Его святого угодника. Посадский человек города Переяславля Залесского Автоном, по ремеслу гладильщик, потерял слух: в голове у него начались шум и ломота. Больной сильно страдал целый год. Он имел веру к преподобному Даниилу и часто молился ему от избавления от беды. В четверг седьмой седмицы по Пасхе, когда, по преданию Даниилову, погребали в Троицкой обители странников, прибыл в монастырь и Автоном. Он припал со слезами ко гробу Божия угодника и просил его об исцелении. Вдруг, как бы забывшись, он слышит сильный гром, содрогается от страха, приходит в себя и уже не чувствует прежних болей. Когда со крестами отправились к скудельнице, пошел и выздоровевший Автоном; по окончании обряда погребения он открыл настоятелю и братии о совершившемся чуде. Иона Самаровский, монах Троицкой Данииловой обители, очень болел ногами и не мог выходить из келлии около полутора лет. Болезнь не ослабевала, но с каждым днем становилась острей и острей. Старец часто молился преподобному Даниилу и призывал его к себе на помощь. Однажды ночью он слышит большой звон, который навел на него страх и в то же время несколько облегчил боли. Выбравшись из келлии, Иона видит над ракой угодника множества горящих свечей; больной пополз к гробу, свет начал ослабевать и, наконец, светильники погасли совсем. Помолившись у гроба долгое время, Иона направился в свою келлию и по пути спросил монастырского сторожа: «Разве утреня окончилась?» Сторож ответил: «Отец, еще не пели петухи и нигде в обители не было звону к заутрени». После разговора со сторожем исчезла болезнь старца, и он объявил о чуде над ним архимандриту с братией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010