Закрыть itemscope itemtype="" > Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд Часть первая 16.02.2020 1974 Время на чтение 38 минут В первых строках вновь прошу добрых людей помолиться Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице об узнике рабе Божием Василии, о разрешении его от уз и по справедливости, и по милосердию. Господи, помилуй! 17 Февраля 2020 года в Понедельник в Басманном суде вновь по ходатайству следствия состоится суд по поводу продления ареста Василия Вадимовича ещё на три месяца. Мука несвободы Василий Вадимович томится под арестом с 19 Июня 2019 года. Для кого-то «всего-то восемь месяцев», для сочувствующих — целых восемь месяцев! Мне признавались разные знакомые, кому доводилось бывать под арестом или в заключении: каждые сутки несвободы — величайшее испытание и для души, и для здоровья. Тянутся те утро, день, вечер и ночь томительно долго, мучительно долго, невыносимо долго. Но ужас ещё усиливается от того, что и следующие сутки, и неизвестная впереди череда других будут такими же тяжелыми и безнадежными. Многократно такое чувство усиливается, когда узник знает и ежеминутно понимает, что его лишили свободы по беззаконию. Многочасовые молитвы и надежда на милость Господа, на Его Правду всё это время духовно укрепляют и преображают узника Василия. В том его духовный подвиг, его очистительные испытания, его покаянная жертва за все прежнее житейски суетное и ошибочное, о чем он знает сам. Но нынешняя его несвобода никак не наказание за то, что раб Божий Василий не совершал и в чем он невиновен. Сам он ещё через две недели пребывания в СИЗО открыто свидетельствовал: « Уповаю на Милость Божию!» . Да, так он ещё в начале Июля обращался к президенту В.В. Путину , но обращался открыто и с надеждой к своим соратникам по общественно-политической борьбе, к согражданам, к людям с чуткой совестью и отзывчивостью. О грядущем Самодержавном Царе При нынешней стремительности oбщeмipobыx процессов и событий за минувшие восемь месяцев для нас кажется — с той поры прошла целая «эпоха». Сама Россия и её положение в мipe уже стали немного другими — в чем-то лучше, в чем-то мрачнее и томительнее. Русская Земля, по свидетельству Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, как подножие Престола Господня не сулит здешним жителям не только дольнего Рая, но и даже надежд на обязательное и всеобщее бытоулучшительство. Наше священное пространство грядущего Страшного Христова Суда никогда и не дарило подобных суетных надежд.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/15/...

К блаженному Амфилохию из 27 главы книги святого Василия о Святом Духе Правило 91 Василия Великого Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменнаго наставления: а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу: то неприметно повредим евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил сему писанием? К востоку обращаться в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания при приложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол или евангелие, но и прежде и после оных произносим и другия, как имеющие великую силу в таинстве, приняв их от неписаннаго учения. Благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго, по какому писанию? не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? самому помазыванию елеем, какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека? и прочее бывающее при крещении, отрицаться сатаны и аггелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго и неизрекаемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охраняти святыню таинства? Ибо какое было бы приличие, писанием оглашати учение о том, на что непосвященным в таинство и воззрение не позволительно? И далее. Сия есть вина предания без писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения, по привычке. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов ради пользы читающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Князь Димитрий Александрович переяславский, присоединивши к своей отчине область Владимирскую, начал тем же, чем начинали его предшественники, – стремлением усилиться на счет Новгорода, который по смерти Василия поспешил признать его своим князем. В 1279 году он, по словам летописца, выпросил у новгородцев позволение поставить для себя крепость Копорье, пошел и сам срубил ее; в следующем году он поехал туда вторично с посадником Михаилом, с лучшими гражданами; заложили в Копорье крепость каменную. В том же году посадник Михаил Мишинич, возведенный в это достоинство при Василии, был сменен, и на его место был возведен Семен Михайлович, неизвестно, сын какого из прежде бывших посадников – Михалка Степановича или Михаила Федоровича. Летопись говорит, что у Мишинича отнято было посадничество князем и новгородцами вместе – все показывало, следовательно, согласие города с Димитрием; но в следующем 1281 году вдруг встречаем известие о ссоре великого князя с новгородцами. Очень вероятно, что ссора эта произошла по поводу Копорья, на который Димитрий хотел смотреть как на свою собственность, что не нравилось новгородцам. Как бы то ни было, когда новгородцы отправили к Димитрию владыку с мольбою, то он не послушал его, пришел с войском на волость Новгородскую и сильно опустошил ее, после чего заключен был мир, как видно на всей воле великого князя. Быть может, этот поступок Димитрия, обличавший стремление его усилить себя на счет других, послужил Андрею Александровичу городецкому знаком к восстанию на старшего брата; быть может, он хотел подражать дяде своему Василию Ярославичу, который посредством хана не позволил брату своему Ярославу усилиться окончательно на счет Новгорода; впрочем, летописцы указывают на бояр Андреевых, и особенно на одного из них, Семена Тонилиевича, как главного виновника этого восстания. Мы видели у князя Василия костромского воеводу Семена, который водил полки своего князя против Димитрия и новгородцев. Очень вероятно, что вследствие этих отношений к Димитрию Семен по смерти Василия перешел не к переяславскому князю, а к городецкому Андрею, тем более что Кострома по смерти бездетного Василия перешла к Андрею Этот-то Семен начал вооружать нового князя против Димитрия, и вот Андрей отправляется в Орду, имея споспешником себе и помощником Семена Тонилиевича и других многих, говорит летописец.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Концы и начала А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Гибель Дмитрия Шемяки не означала еще конца борьбы Василия II за победу единодержавия на Руси. Устранен был только последний реальный претендент на великокняжеский престол, но не сама возможность появления новых искателей великого княжения из числа князей «гнезда Калиты». Ведь даже сын Дмитрия Шемяки находился еще в Новгороде. А можайский князь Иван Андреевич давно вынашивал честолюбивые планы овладеть великокняжеским престолом с помощью Литвы. Не было еще завершено объединение земель вокруг Москвы. Поэтому последние годы правления Василия II были заполнены стремлением привести к покорности тех княжат, которые, по его мысли, могли представить для него опасность. Помыслы великого князя были также прикованы к уже присоединенным землям, которые следовало прочнее объединить с московскими, утвердив в них великокняжескую власть. Наконец, для страны жизненно необходимым было обезопасить ее от вторжения казанцев и ордынцев с востока и юга. Все эти задачи нельзя было осуществить без строительства нового государственного аппарата (армии, управления, суда, финансов). Конец старой эпохи должен был сочетаться с началом новой. 1454 год начался в Москве получением известия о смерти ростовского архиепископа Ефрема (29 марта). Его место занял архимандрит Чудова монастыря в Кремле Феодосий Бывальцев. 23 июня он прибыл в Ростов. Ефрем, как мы помним, принадлежал к числу виднейших сподвижников митрополита Ионы. Не менее преданным митрополиту и великому князю был Феодосий. Его назначение архиепископом отражало общую линию подбора кадров представителей высшей церковной иерархии, которую настойчиво проводили светские и духовные власти в Москве. Членами епископата становились, как правило, архимандриты придворных монастырей или лица, персонально связанные с митрополитом, т.е. те, которые уже успели доказать свою преданность в борьбе с врагами великокняжеской власти. Тем временем тучи сгущались над князем-«перелетом» Иваном Андреевичем Можайским. 15 февраля 1454 г. в митрополичий дом сделал земельный вклад Петр Константинович Добрынский, один из ближайших к этому князю лиц, переметнувшийся на его сторону еще в феврале 1446 г. Это было предвестием опалы. Примерно тогда же «за приставы» под надзор введеного дьяка Алексея был взят в Москве его брат Никита, тот самый, что схватил Василия II в Троицком монастыре перед его ослеплением. Однако «Алексей великому князю изменил, сговоря с Никитою, да побежали ко князю Ивану Андреевичу в Можайск». Петр Константинович был боярином можайского князя уже в первой половине 1447 г. Владения Н.К. Добрынского в Бежецком Верхе были конфискованы и переданы верным сподвижникам Василия II князю С.И. Оболенскому и Ф.М.Челядне.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., один из виднейших идеологов нестяжательства (см. Нестяжатели ), религ. публицист, книгописец. Важным источником сведений об А. является его послесловие к переписанным им в 1542/43 г. «Постническим словесам», или «Книге о постничестве», свт. Василия Великого (ГИМ. Увар. 255-1 ° . Л. 450об.- 451). В послесловии А. сообщает: «Пострижение приах от рукы отца Корнилиа» (Л. 451), по всей вероятности прп. Корнилия Комельского († 19 мая 1538), основателя Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря близ г. Грязовца на Вологодчине. «Постнические словеса» хранились в б-ке Комельского мон-ря, по-видимому, А. переписал книгу специально для мон-ря, пострижеником к-рого являлся. Известно, что А. бывал там во время игуменства Лаврентия (1538-1548), с к-рым беседовал в его келье. Иоанн IV Васильевич Грозный предлагал А. стать игуменом Комельского мон-ря после Лаврентия († 16 мая 1548), но А. отказался. Возможно, до пострижения А. жил в городе. В «Постнических словесах» к нижней доске переплета приклеен лист с отрывком текста - автографом А., где говорится: «Оставих бо еже в граде пребывание, яко тмам злых повинно». В послесловии А. также сообщает о том, что незадолго до смерти прп. Корнилия и по его благословению (1535 или 1536) он перешел из Комельского мон-ря в Порфириеву пуст., расположенную в окрестностях Кириллова Белозерского мон-ря , чтобы там «плакатися грех своих». На 7-м году жизни в пустыни А. переписал с разных списков «Постнические словеса» свт. Василия Великого. Каллиграфически выполненная рукопись с изящным орнаментом характеризует А. как профессионального писца, в ней сильны графико-орфографические признаки второго южнослав. влияния .Современники (кн. А. М. Курбский и др.) ценили А. как тонкого знатока церковнослав. языка и книжности. Пустынь, где поселился А., была основана мон. Порфирием, к-рый 2 февр. 1521 г. был поставлен игуменом Троице-Сергиева мон-ря . После выступления в защиту кн. Василия Ивановича Шемячича, вероломно схваченного по приказу вел. кн. Василия III Иоанновича и приговоренного к смерти, Порфирий попал в опалу и в сент. 1525 г. был вынужден оставить игуменство и вернуться в свою белозерскую пустынь. В «Истории о великом князе Московском» Курбский, хорошо зная о Порфирии от А. и своего духовного отца прп. Феодорита Кольского , сообщает, что в пустыни одновременно жили монахи-нестяжатели Порфирий, А., постриженики Соловецкого мон-ря Иоасаф (Исаак) Белобаев и Феодорит Кольский (РИБ. Т. 31. Ч. 1. С. 329, 336), по-видимому, это было во 2-й пол. 30-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/76378.html

поиск:   разделы   рассылка Сообщение N 12-06 Совета Архиепископии Собрание 9 июня 2006 Архиепископия Православных Русских Церквей в Западной Европе Экзархат вселенского патриархата 9 июня 2006 года Совет Архиепископии провел чрезвычайное расширенное заседание под председательством Его Высокопреосвященства архиепископа Гавриила для того, чтобы ознакомиться с решением Святейшего Синода Вселенского патриархата от 8 июня 2006 г. относительно зачисленния Его Преосвященства епископа Василия Амфипольского в юрисдикцию Экзархата и обсудить детали его применения. По окончании собрания Совет Архиепископии принял следующее заявление. Заявление Совета Архиепископии Столкнувшись с серьезными потрясениями внутри своей епархии и c примененными к нему карательными мерами, которые он признал " неканоничными и недействительными " , Преосвященный епископ Василий Сергиевский, до недавнего времени управлявший Сурожской епархией, кафедра которой находится в Лондоне, направил 16 мая 2006 г. прошение Святейшему Вселенскому патриарху Bapфoлoмeю I в соответствие с 9 и 17 канонами 4-ого Вселенского (Халкидонского) Собора, признающими за Константинопольским архиепископом прерогативу " рассудить каждого епископа или клирика " , имеющего разногласия со священноначалием своей Поместной Церкви. Во время заседания 8 июня 2006 г. Святейший и Священный Синод Великой Церкви Константинополькой принял прошение Преосвященного епископа Василия к патриарху Bapфoлoмeю I о приеме его и тех церковных общин, которые готовы последовать за ним, под юрисдикцию Вселенского Престола для того, чтобы эти церковные общины и их архипастыря не лишились единства со Святой Церковью. Патриаршим и синодальным решением епископ Василий принят под омофор Вселенского Патриарха и с титулом епископа Амфиполького назначен викарием для пастырского окормления приходов русской традиции на территории Великобританских островов в канонических рамках Патриаршего Экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе. Совет Архиепископии на своем чрезвычайном собрании 9 июня 2006 г. под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила ознакомился с этим решением и с теми рассуждениями, что побудили Вселенского Патриарха обратиться к своему Экзархату приходов русской традиции в Западной Европе, чтобы включить в его состав Преосвященного епископа Василия и желающих последовать за ним церковных общин. Высокопреосвященный архиепископ Гавриил объявил, что проявляя пастырскую заботу и желая обеспечить им нормальную литургическую и духовную жизнь, он принимает в лоно Экзархата Преосвященного епископа Василия и те приходы Великобританских островов, которые выразят подобное желание.

http://religare.ru/2_30617.html

Правило 4 Василия Великого О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности. Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года, и нарицают таковый союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным блудом. Посему и Господь самаряныне, пременившей пять мужей, глаголет: и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе ( Иоан. 4:18 ), показуя тем яко преступившие предел второбрачия уже не достойны нарицатися именами мужа или жены. Мы же не от правила, но от последования предшественникам, прияли обычай, троебрачных отлучати на пять лет. Впрочем не должно совсем заграждати для них вход в церковь , но удостоивать их слушания писаний два или три года, а посем допускати до стояния, но удерживати от приобщения святыни, и тако, показывающих некий плод покаяния, возстановляти на место общения. ( Ап. 17 ; I Всел. 8 ; Трул. 3 , 87 ; Анкир. 19 ; Неокес. 3 , 7 ; Лаод. 1 ; Василия Вел. 12 , 30 , 41 , 50 , 53 , 80 , 87 ). Законной гранью для вступления в брак святой Василий указывает второй брак и замечает, что недостойны называться именем мужа и жены лица, переступающие означенную грань, хотя и этот второй брак он считает только уступкой человеческой слабости. Однако, были люди, которые не обращали внимания на эту церковью установленную грань, но вступали и в третий и даже четвертый брак; вот на них-то и обращает свое внимание в настоящем (равно и в 50 и 80) правиле святой Василий. Установив для второбрачных епитимью один или два года, смотря по ступени покаяния (толк. 1 Лаод. правила), святой Василий в своем 50 правиле замечает, что третий брак законом воспрещен, а для вступивших все же в таковой, по нужде или иначе как-нибудь, предписывает пятилетнюю епитимью. Четвертый же брак он считает, в своем 80 правиле, грехом большим, нежели блуд, и даже скотским (ς κτηνδη, ut belluinam). Это учение святого Василия было и учением всей церкви, каковое признавало обязательным для себя и греко-римское законодательство 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Св. Василий в продолжение всего своего правления церковью много старался о том, чтобы оградить церкви митрополии своей постоянными правилами благочиния. В самом начале управления паствою писал он, а) канон. послание к подчинен. епископам о не взимании мзды за посвящения, б) к хорепископам – о восстановлении древних правил касательно избрания клириков; в) к пресв. Григорию – о поведении приличном для пресвитера. В 373 г. писано послание к Диодору епископу Тарскому, в котором защищается постановление о не дозволении вступать в брак с сестрою умершей супруги 528 . Св. Амфилохий, епископ Иконийский встретил некоторые недоумения по управлению, и в 374 г. просил великого пастыря написать правила в разрешение недоумений. Св. Василий, как сам пишет, употребил особенное внимание на то, чтобы рассмотреть обыкновения древней Церкви, определения древних пастырей, поверить и дополнить их размышлением, и в конце 374 г. послано было первое каноническое послание к Амфилохию с 16 правилами. Второе такое же письмо к Амфилохию писано было св. Василием после болезни 529 , которая доводила Василия до гроба в 375 г. 530 . В сем послании, сверх новых правил, яснее и полнее предлагаются некоторые из тех, которые были предложены в первом послании, напр. о падших девах (пр. 18), о Крещении еретиков (пр. 47). По содержанию правила видно, что св. Амфилохий, получив первое каноническое письмо, встретил в нем некоторые недоумения и особенно касательно Крещения еретиков 531 , и просил св. Василия разрешить эти недоумения, и написать правила касательно других случаев. В конце того же 375 года, св. Василий, обремененный скорбями, но утешенный новым письмом Амфилохия, послал к нему третье каноническое письмо, в котором определялись единственно епитимии для кающихся 532 . Одно из писем самого Василия, где он указывает на свои правила, как на действующие правила Церкви, ясно показывает, что правила, писанные по прошению Амфилохия, введены были не в одной Иконийской Церкви, а во всей Кесарийской митрополии 533 . В 6 в. Иоанн Лествичник ссылался на канонические изображения Великого Василия, и в тоже время Иоанн Схоластик поместил их в своем собрании правил. Собор Трулльский признал их действующими правилами Вселенской Церкви 534 . К каноническим статьям причислены также 27 и 29 гл. из книги о Св. Духе 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

22-е Св. священномуч. Василия, пресвитера Анкирского Василий пресвитер в то время, когда всюду оглашалась воля царя Юлиана Отступника о восстановлении идолослужения, и многие из христиан ради выгод житейских отрекались своей веры, убеждал всех оставаться верными Богу и открыто молился о разорении умысла нечестивцев. Тогда один из граждан, ревнитель язычества, схватил его, говоря: «что ты ходишь по городу, смущаешь народ, преступаешь закон царский?» – и представил градоначальнику. Градоначальник спросил Василия: «для чего смущаешь город и представляешь царя преступившим добрые законы?» Василий сказал: «не порицаю вашего царя, но знаю, что Царь Вышний, Который есть Бог, силён ваше нерассудительное узаконенное нечестие разорить в короткое время». И сказал градоначальник: «перестань говорить пустое и покорись царю». Василий: «доселе я повиновался Царю Небесному и теперь повинуюсь, и никогда не отступлю от святой веры в Него, а царь, которого ты хвалишь, есть царь земной и, как человек, подлежит смерти». Тогда судья повелел его повесить на дереве и пытать железом; видя же непреклонность исповедника, ввергнул в темницу и донёс об нём царю. Юлиан послал двух отступников убедить Василия оставить веру во Христа, а через несколько дней (в январе 363 года) и сам прибыл в Анкиру, направляясь в Антиохию. Ни убеждения отступников, ни ласки и угрозы самого царя не смогли поколебать доблестного страдальца. В продолжение нескольких дней палачи сдирали по частям кожу его, потом раскалённым железом били по плечам и чреву, в каковых муках святой и предал дух свой Богу 28 января 363 года. После гибели Юлиана в июне сего же года и восстановления христианства Анкирские граждане почтили тело мученика торжеством и установили праздновать память его 22 марта. Св. преподобномученика Евфимия Нового Через многие превратности в жизни, скорбным путём – от великого греха к великому, всепокрывающему покаянию достиг наконец многопретерпевший раб Божий Евфимий (в мире Елевферий) до единой спасительной пристани вечного блаженного успокоения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

I. Статьи и свидетельства об о. Василии Прот. А. Князев. Отец Василий Зеньковский О покойном отце Василии хочется сказать очень многое. Это желание и чувство сейчас разделяют многие из нас. Они продиктованы как скорбью по ушедшем, так и острым восприятием той воистину зияющей пустоты, которую смерть отца Василия породила, как в рядах русской науки и мысли, так и в православной церковной общественности и, тоже, во многих и многих душах. Отец Василий покинул этот мир после долгой и тяжкой болезни, которая, хотя и медленно, но верно делала свое разрушительное дело на виду у всех его близких и друзей. И, тем не менее, кончина отца Василия оказалась для всех полной неожиданностью, потому что уже давно, за десятилетия своей многосторонней и разнообразной деятельности покойный отец Василий для многих, если не для всех, занял место решающего авторитета в вопросах самых важных, и притом, самого разнообразного характера и порядка. Он был одним из самых выдающихся представителей русской старой университетской науки, достигшей столь удивительного блеска перед войной 1914 года. Свою ученую карьеру он начал с естественных наук, чтобы от них перейти к философии, психологии и педагогике, а затем, уже здесь, заграницей, оказаться пионером в деле создания христианской антропологии, то есть, христианской науки о человеке, дисциплины почти не существовавшей до самых наших дней. Он был одним из основателей парижского Русского Богословского Института имени преп. Сергия Радонежского. С первого дня его существования до самой своей кончины о. Василий вел в Богословском Институте преподавание всех философских дисциплин, а после смерти о. Сергия Булгакова он стал его бессменным деканом. В 1924 году, когда возродилось заграницей возникшее перед великой войной в России Русское Студенческое Христианское Движение, о. Василий, тогда еще профессор Василий Васильевич Зеньковский, был избран его председателем и на этом посту он тоже оставался до самой своей кончины. В 1942 году, по настоянию покойного митрополита Евлогия – и по собственному влечению, В.В. Зеньковский принял священство. Став священником, о. Василий вдруг по-новому вырос и расцвел и, притом, с удивительной быстротой. В Движении, когда умер о. Сергий Четвериков , о. Василий Зеньковский сразу занял положение фактического общепризнанного духовного руководителя всей организации. Особо надо отметить в связи с памятью об о. Василии, то, что он, при всем этом, оказался духовным отцом целого сонма душ. Среди его духовных чад были как миряне, так и многочисленные священники, как старшее поколение, так и молодежь, как люди высокообразованные, так и некнижные простецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010