Псков. Церковь Василия Великого на Горке. Церковь. Действует.   Престолы: Василия Великого , Иоанна Богослова Архитектурный стиль: Псковско-Новгородская школа ( подробнее > > ) s="" > Год постройки:1413. Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Октябрьский пр-т., д. 5 Координаты: 57.815241, 28.335733 Проезд: Ежедневно из Москвы в Псков отправляются два поезда.Пассажирский 663Р,отправляется с Рижского вокзала в 19:56.Фирменный поезд " Псков " 010 А,отправление в 20:23.В Пскове от железнодорожного вокзала на автобусах 11,14 и 17.Остановка " Детский парк " .На автомобиле.Расстояние от Москвы до Пскова ок ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Ежедневно из Москвы в Псков отправляются два поезда.Пассажирский 663Р,отправляется с Рижского вокзала в 19:56.Фирменный поезд " Псков " 010 А,отправление в 20:23.В Пскове от железнодорожного вокзала на автобусах 11,14 и 17.Остановка " Детский парк " .На автомобиле.Расстояние от Москвы до Пскова около 750 км.Один из возможных маршрутов-через Новгород.Сначала по трассе М 10,затем по Е 95.Альтернативный вариант- по трассе М 9 через Волоколамск и Великие Луки. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Василия на горке. 1413 г. – 18 в. Октябрьский пр., 5 Храм Василия Великого был поставлен близ стены Среднего города (ныне утраченной) еще в 14 веке; в летописи под 1377 г. говорится об украшении этого храма росписью. При нем был всполошный колокол, звонивший во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. В 1413 г. возводится новая церковь, претерпевшая немало переделок. «Чтобы судить о былом облике церкви Василия на Горке, нужны исследования, к которым до сих пор никто даже не пытался приступить», — писал Ю.П. Спегальский в 1963 г. С того времени изучение храма несколько продвинулось, но час реставрации красивейшего из псковских храмов все еще не пробил… Основной объем одноглавого храма, возможно, был покрыт позакомарно; нынешнее четырехскатное покрытие, безусловно, грубо искажает его завершение. Поставленный на подклет, храм имел двухъярусную галерею и придел с севера (Св. Алексея). Трудно допустить, чтобы храм… очень богатый по композиции, не имел второго придела… Западная часть совершенно искажена, к ней в 18 веке пристроена неуклюжая каменная колокольня, к которой примыкает еще более новая деревянная лестница» (Ю.П. Спегальский). Интерьер храма — четырехстолпный, с повышенными подпружными арками — ныне, к сожалению, недоступен. Великолепны пропорции церкви, чудом не утратили «псковское ожерелье» («поребрик — бегунок — поребрик»), барабан и апсиды; изумительна «вписанность» храма в пейзаж, — точно он вырос, как творение самой природы, на этом живописном холме.

http://sobory.ru/article/?object=00261

Старец Мисаил (Сукин) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 В XV–XVI веках в древнерусской литературе появляется особый ряд памятников агиографической литературы, в которых описаны последние дни жизни, кончина и погребение отечественных подвижников благочестия, некоторые из которых позднее были канонизованы Русской Церковью. Хронологически первый такой памятник, который и был первым опубликован — это описание кончины преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая) 1 . Насельники Волоколамского монастыря особо почитали своих духовных старцев 2 . 26 февраля 1563 года почил находившийся на покое в Волоколамском монастыре бывший архиепископ Феодосий (1542–1551). Описание его последних дней принадлежит его ученику старцу Евфимию (Туркову) и было опубликовано Г. З. Кунцевичем 3 . Он же опубликовал аналогичный памятник, посвященный святителю Макарию, Митрополиту Московскому (†1563; пам. 30 дек.) 4 . Нами были обнаружены новые, более ранние списки памятника и была сделана его атрибуция 5 . Завершает данный ряд агиографических памятников о подвижниках Повесть о кончине Тверского епископа Акакия (1522–1567) 6 . К этому же жанру относится также Повесть о кончине Великого князя Василия III (1505–†1533). Она неоднократно публиковалась 7 и являлась предметом изучения 8 , но не было сделано атрибуции памятника. В Повести описаны последние дни князя Василия III, начиная с 12 августа 1533 года и по 4 декабря. В ней говорится о набеге крымских татар, о богомольной поездке Великого князя в Троицкий монастырь, затем — о поездке в Волоколамск. В это время у князя начала развиваться болезнь, завершившаяся его отшествием в иной мир. Вернулся князь в Москву в тяжелом состоянии. В Повести говорится о давнем желании князя Василия III принять монашество и о том, как оно исполнилось перед его кончиной 9 . Напрашивается вывод, что автор был духовным лицом и был очень близок к великому князю. Прежде чем говорить об авторе Повести, приведем некоторые высказывания, которые характеризуют данный жанр агиографической литературы: «Произведения этого жанра, в отличие от Житий святых, были написаны, как правило, людьми очень близкими к описываемым лицам, и причем сразу же после их кончины. Поводом для написания “Повестей” была горечь разлуки с дорогим духовным лицом, стремление письменно зафиксировать последние дни жизни того, к кому питалась особая любовь и почитание» 10 . «“Повесть о болезни и смерти Василия III” — один из интересных образцов изображения личности в средневековой русской литературе. Она была написана вскоре после смерти Василия очевидцем событий, человеком, близким великому князю, создавшим эту хронику болезни и смерти Василия III, по-видимому, как подготовительный материал для будущего жития» 11 .

http://pravmir.ru/starets-misail-sukin/

III. Храм св. Василия Кесарийского до 1688 года Храм деревянный, первоначально сооруженный в нашей Тверской-Ямской слободе, был построен как и другие деревянные наши храмы – ,,клетцки“, т.е. как клеть или изба, (с небольшим прирубом для алтаря, и папертью), с малой главой вверху. Такой тип постройки, как нельзя более соответствовала древнему типу храмов Тверских, Новгородских и Псковских. Первыя наиболее ранние и ясные известия о храме Св. Василия Кесарийского, – содержащиеся в письменных памятниках, относятся лиш к началу XVII ст.: В Московском отделении Общего Архива Министерства Императорского Двора имеется рукописное описание местностей, домов и дворов г. Москвы от 1620–1621 гг.: в нем – в Тверской-Ямской слободе значится храм во имя Василия Кесарийского с примыкающим к нему кладбищем, дворами причта, просфорницы, – живущими на „церковной“ и „поповской“ земле „бобылями“ 29 и дворами ямщиков 30 . В делах преждебывших патриарших приказов, касающихся платежа дани в патриаршую казну 31 , церковь „Василия Кесарийского за Тверскими вороты, в Ямской слободе“ упоминается в первый раз под годом 1625 32 . Въ этом году 33 с нашей церкви платилось дани 22 алтына 34 . Далее, в Писцовой книге (в делах Патриаршего приказа) 136 (1628) г. мы находим следующее описание нашей церкви, дворов и слободы при ней: „в Московской Тверской-Ямской слободе церковь Василия Великого Кесарийского древяна клетцки, а в церкви: образы и книги и на колокольнице колокола и всякое церковное строение мирское; у церкви на мирской земле: во дворе поп Федоров, во дворе церковной дьячек Ивашко Яковлев, в келье просфорница Авдотьица, в келье пономарь Трофимко Афанасьев, да на церковной земле 12 келий бобыльских, церковных людей в них тоже; пашни церковной пахатной 2 четверти 35 , а данье Ямской Тверской слободы охотничьевой и государевой земли. Да в Тверской слободе двор прикащиков, да 60 дворов ямских охотников, людей в них 230 челов.“ (Пис. кн. 265 и 690) 36 . Тоже описание и с некоторыми дополнениями находится еще в сохранившейся до нашего времени от 1637 года копии с наказа, данного при царе Михаиле Федоровиче с повелением сделать перепись домов и земли в Тверской-Ямской слободе 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

архим. Агапит Глава IV Вступление на престол Валента, сильно покровительствовавшего арианам. Его покушение овладеть Кесарийскою Церковью , с тем, чтобы передать в управление арианам. Примирение св. Василия с Евсевием, и его усилие вместе со св. Григорием к отражению всех нападений Валента и арианских епископов. Безуспешность покушений Валента и его удаление от Кесарии. Попечительность св. Василия о всех делах церковных и его ревность в проповедании слова Божия. Беседы его на шесть дней творения мира, и извлечение из них некоторых мыслей, особенно служащих к опровержению новейших возражений со стороны геологов и астрономов. Беседы на Псалмы, и извлечение из них более назидательных мыслей и особенно служащих к уяснению текста. Толкование на 16 глав пророка Исаии, и извлечение более назидательных мыслей. Беседа о том, что не Бог виновник существующего зла в мире, из которой сделаны некоторые извлечения в разрешение тех вопросов, которые доселе тревожат пытливые умы некоторых из наших современников. Попечительность св. Василия о бедных во время голода, постигшего Каппадокийскую область, и его живое и поучительное слово к богатым о вспомоществовании бедным. Попечительность св. Василия об освобождении Восточной Церкви от нападений ариан и его заботливость об устройстве монастырей в Кесарии и других местах. Св. Василий, вступив в свою Понтийскую обитель, скоро почувствовал, что любящим Бога все споспешествует во благое. Тишина уединения монастырской жизни скоро показала ему, насколько пустынная жизнь превосходит городскую в удобствах для жизни подвижнической и насколько способнее водворить мир душевный даже при обуревании самыми неприятными обстоятельствами жизни. Время впрочем скоро показало, что и самая скорбь послана св. Василию для того только, чтобы явить Евсевию и всей его Кесарийской пастве, насколько его мудрое и облагодатствованное слово полезнее для Церкви и могущественнее самой власти епископской. Валент, крещенный Евдонием, предстоятелем арианской церкви в Константинополе 81 , вступив в управление Восточною Империею, решился доставить арианам полное торжество над православием , и вследствие этого многих уже православных епископов изгнал и сослал в заточение, а церкви их предоставил в управление арианским епископам. Так как доселе почти одна только Кесарийская церковь оставалась правоверною и не подчинялась насилию ариан, поэтому Валент (в Июле 365 г.), взяв с собою арианских епископов, сам предпринял поход в Кесарию с целью непременно подчинить независимую доселе Кесарийскую церковь власти ариан. Полагаясь на неопытность Кесарийского Архиепископа, на отсутствие св. Василия, могущественного противника ариан, и на то, что Кесарийская церковь вследствие разногласия между Евсевием и св. Василием разделилась между тем и другим, Валент решительно полагал, что личным своим присутствием непременно одержит победу и достигнет давно желанной цели 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на VI Международной патристической конференции, посвященной наследию святителя Василия Великого 13 апреля 2019 г. 11:38 Доклад «Литургия святителя Василия Великого в контексте его богословских идей» митрополита Волоколамского Илариона , главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии , ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . Выступление владыки состоялось в рамках VI Международной патристической конференции «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада». Дорогие отцы, братия и сестры! Мы проводим уже шестую патристическую конференцию Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Каждая из предыдущих была посвящена конкретному отцу Церкви. Но в этом году мы оказались в особой ситуации: наследие учителя Церкви, которое на конференции станет предметом нашего внимания, настолько велико, что для его осмысления потребовалось бы несколько симпозиумов. Мы знаем святителя Василия Великого как догматиста, во многом определившего церковную триадологию; как экзегета, разработавшего целые жанры толкования Священного Писания; как выдающегося канониста, без которого невозможно представить себе церковное право; как литургиста, с именем которого связан один из основных типов анафоры на Востоке. В меру наших сил мы постараемся охватить все эти грани его творчества в рамках одной конференции, не претендуя на то, чтобы исчерпать имеющиеся вопросы, но скорее намечая пути для дальнейшей работы. В своем докладе я обращаюсь к одному из перечисленных направлений, а именно, к литургическому творчеству святителя Василия Великого. Как известно, под его именем сохранился текст анафоры, имеющий несколько редакций. Предание Восточной Церкви рассматривает святителя Василия как автора этого текста, но консенсус исследователей заключается в том, что великий каппадокиец переработал вариант анафоры, бывший в употреблении в его общине.

http://patriarchia.ru/db/text/5414170.ht...

Жил я в Кесарии у святого епископа Василия и провёл у него в киновии 9 лет. – Василий с молодости проходил постническую жизнь и соблюдал чистоту души и тела. Наедине говорил он мне: «хочу я, друг, оставить епископию; помысл понуждает меня отправиться в Новгород, чтобы видеть святые места, поклониться образу святой Софии и принять приветствие от епископа Василия. Я возбранял ему то и говорил, что не следует ему без откровения Божия отваживаться на то. Он молился Богу о сём, и, когда заснул после утреннего пения, ангел Божий показал ему собор святой Софии и все церкви Новгорода. Пробудясь от сна, он пришёл ко мне и рассказал, как явился ему ангел и показал все церкви города. Я удивился, и мы прославили Бога. Он заповедал мне никому не говорить о том. Написав послание к епископу Василию своей рукой и приготовив в почесть многие иконы и одеяния святительские, украшенные золотом, он заставил меня отправиться с посланием к епископу Василию в Новгород, чтобы описать образ святой Софии, и какие где стоят монастыри и церкви. По благословению святителя отправился я в путь, и помощью Божией, под покровом св. Богородицы, мы сохранены были в пути. Когда помолился я в церкви образу св. Софии, то пришёл к святителю за благословением. Увидев меня, он поклонился до земли, и я едва упросил его преподать мне благословение, и вручил ему послание Кесарийского Василия. Святитель принял послание с уважением, как и чудотворные иконы и святительские одеяния. Он с удовольствием облачился в присланные ему одеяния, отслужил молебен и приказал мне жить с ним. По повелению Кесарийского Василия, списал я образ святой Софии и описал все церкви и монастыри, какие есть в городе. Получив послание епископа Василия, отправил я прежде себя с купцами, с которыми пришёл в Новгород; Кесарийский епископ Василий писал в послании к Новгородскому Василию и о мне грешном. И вот после того, как с Василием Кесарийским прожил я много лет в киновии, с Василием Новгородским провёл четыре года. Из писем узнал я, что духовный настоятель и учитель Кесарийский Василий отошёл ко Господу, в вечные жилища. А 6860 (1352) г. пастырь и учитель Новгорода и Пскова, добропеснивая цевница, голубь Царя Небесного, епископ Василий оставляет епископию и летит в вечные обители ко Господу, Которому служил верно. Я грешный своими руками одел в готовые одеяния святое тело великого святителя Василия Новгородского, и много пролил слёз.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Признание в любви О вечере памяти Кобзаря Василия Александровича Жданкина (СПб, 16.10.2019) 14.11.2019 852 Время на чтение 11 минут Конечно, главный итог жизни человека подводят на Небесах. Наши итоги – они наши. Но в этот день все, собравшиеся в концертном зале Александро-Невской лавры на вечер памяти, были единодушны. Единодушны в любви к воину Христову, выдающемуся Кобзарю Василию Жданкину. Зал был переполнен, сидели на дополнительно принесённых стульях, стояли в проходе. Братья и сёстры пришли отдать долг великому современнику, носителю и защитнику духа русского мира. Василия Жданкина Господь благословил прекрасным голосом, величайшим исполнительским мастерством, умом, мужественной и чистой душой. Через старцев Господь благословил его говорить людям правду. Во всеуслышание произносить то, что хранит сердце каждого русского человека. Благовествовать историческое и культурное единство русского мира. Вечер был организован стараниями Ирины Валентиновны Болдышевой. Он собрал друзей со всей России: из Омска, Костромы, Москвы, Петербурга и даже из Сербии. Многие знали Василия Жданкина десятилетиями. Участвовали в общих концертах, ездили по России, вместе жили, отдыхали, общались в быту, где особенно видны личностные качества человека. Воспоминаниями и размышлениями делились братья и сёстры: священники, музыканты, политические деятели, писатели. Каждый со своей стороны видел Василия Жданкина и независимо составлял суждение в соответствие со своим душевным и духовным опытом, но во всех словах сияло удивительное единство в оценке личности. Все видели силу, праведность, искренность, великий талант и огромный вклад в дело единения Русского мира. Тепло сердец слушателей и аплодисменты согревали каждого выступавшего. Вечер начался литиёй. Служили иерей Сергий Рысев и протодиакон Владимир Василик в сопровождении детского хора имени преподобного Иоанна Дамаскина. «Вечную память» пропел весь зал. А завершило службу пасхальное: «Христос Воскресе!». На сцену поднялся Владыка Феодосий (Гажу), давний друг Василия Жданкина. Будучи игуменом монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, он регулярно приглашал Кобзаря на Царские дни, затем уже как епископ к своей новой пастве – в столицу Кирзизии Бишкек, и в последние годы – в Омскую митрополию. Владыка Феодосий приехал отпевать Василия Жданкина в Почаевскую лавру.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/14/...

Московская церковь св. Василия Кесарийского на 1-й Тверской-Ямской Церковь свт. Василия Кессарийского на 1-й Тверской-Ямской Знаменитая, но не сохранившаяся до нашего времени церковь во имя св. Василия Кесарийского, одна из самых роскошных и богатых в старой Москве, стояла до революции на углу 1-й Тверской-Ямской и Васильевской улиц. Ее основание в древней Тверской слободе московских ямщиков обычно связывают с именем великого князя Василия III и его тезоименитством, хотя есть версия, что церковь построили переселенцы из Пскова, которые освятили ее в память о храме св. Василия Кесарийского, стоявшего в их родном городе с 1377 года.    Св. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, один из Отцов Церкви и Учителей Вселенских, автор множества богословских трудов, родился около 330 года в малоазийском городе Кесарии. Его родители были благочестивыми христианами, а бабушка, нареченная Макриной, в молодости слушала проповеди св. Григория Неокесарийского. В семье родилось 10 детей, и пятеро из них были  причислены Церковью к лику святых, вместе с самим святителем Василием и их матерью, праведной Эмилией. Свое первое образование св. Василий получил в детстве от отца, адвоката и преподавателя риторики. После его смерти одаренный юноша поехал учиться: пять лет  в Константинополе, а затем в Афинах он постигал различные науки – риторику, философию, медицину, математику, астрономию, физику. «Это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы», - говорили о святителе. В Афинах он познакомился со св. Григорием Богословом, и их дружба сохранилась на всю жизнь. По свидетельству св. Григория, для них в Афинах было две дороги – одна в церковь, другая – в училище. После окончания учения св. Василий вернулся в родную Кесарию. Где стал преподавать риторику. Но духовная жизнь влекла его, и вскоре он отправился на Восток, где подвизались в монашестве святые подвижники. Святитель посетил Египет, Сирию и Палестину, посещая святых отшельников и обучаясь у них, а в конце путешествия совершил паломничество к Святой Земле. В 362 году по пути домой, находясь в Антиохии, св. Василий был посвящен в сан диакона, а в Кесарии, спустя два года – в сан пресвитера.  Рукоположи его сам Евсевий, епископ Кесарийский, автор знаменитой «Церковной Истории». Однако поначалу их отношения были омрачены: Евсевий невзлюбил святителя,  и тот удалился в пустыню, дабы не сеять смуту и раздор в родном городе. В уединении он вновь оказался вместе с Григорием Богословом, и они составили труд «Добротолюбие».

http://pravoslavie.ru/84.html

Праздники в честь чудотворных икон Господа и Пресвятой Богородицы, а также икон и мощей св. угодников Божиих: с прил. тропарей и молитв, с кратким объяснением Источник Январь 1-е число. Память св. Василия Великого . Св. Василий жил в IV веке, был родом каппадокиец, и сын богатых и благочестивых родителей, Василия и Эмилии. Самое первоначальное воспитание получил он от благочестивой своей бабки Макрины и затем от родителей. Для высшего образования св. Василий поступил сначала в Кесарийскую школу, где превзошел всех своими дарованиями и успехами и подружился со св. Григорием, впоследствии Богословом, архиепископом константинопольским, и потом перешел в Афинскую. И в Афинах учился он вместе с Григорием. Оба они твердо сохранились в благочестии, хотя окружены были товарищами язычниками и нравственно распущенными. «Нам известны были только две дороги, пишет о времени образования своего в Афинах св. Григорий: одна в храм, другая в училище». По окончании образования, оба друга решились презреть ожидавшую их славу и посвятить себя Богу в уединении. Обошел сирийские и египетские монастыри для ознакомления с подвижническою жизнью, св. Василий поселился на диких берегах р. Ирисы, в Понте, недалеко от города Кесарии. Здесь начали собираться к нему подвижники, и он основал монастырь и написал правила иноческой жизни, которые впоследствии были приняты всеми монастырями Востока. Из пустыни Господь призвал св. Василия к общественной деятельности. Возникла ересь Ария, священника в Александрии, который учил, что Сын Божий не есть Бог , единосущный и совечный Отцу, а есть только самое высшее творение Его, и православные епископы вызвали св. Василия для борьбы с еретиками. Он посвящен был в пресвитера, а затем в епископа в Кесарии. И в сане пресвитера, а особенно епископа, он употреблял все свое имущество на бедных, на основанные им больницы и богадельни. Император Валент, будучи ревностным арианином, поручил своему префекту Модесту склонить св. Василия к арианству. Склоняя к сему, Модест угрожал Василию лишением имущества, ссылкою и смертью . Но святитель отвечал: «Я не боюсь лишения имущества, потому что не имею ничего; не боюсь и ссылки, ибо везде земля Божия; не боюсь и смерти, потому что она будет благодеянием для меня, так как соединить меня с Богом». Император хотел подписать ссылку святителю, но в это самое время заболел сын его, а императрица видела во сне, что болезнь послана Богом на их сына в наказание за оскорбление св. Василия. Тогда Валент отменил ссылку и просил святителя помолиться о его сыне. Василий сказал: «Если император будет воспитывать сына в православной вере, а не в еретической, то сын его выздоровеет». Император обещал, и сын выздоровел. Но когда Валент не хотел исполнить свое обещание, то сын снова захворал и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

с отцом Николаем Гурьяновым ЖМП 8 август 2011 /  23 августа 2011 г. " Он был поистине народным старцем... " Памяти протоиерея Василия Швеца 10 марта окончил подвиг земной жизни один из старейших священнослужителей Русской Православной Церкви, заштатный клирик Псковской епархии протоирей Василий Швец. Отец Василий прожил 98 лет, его жизнь началась в дореволюционной России, детство пришлось на время Гражданской войны, в молодости он попал под раскулачивание, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Почти полвека он жил светской жизнью, поздно откликнулся на Божие призвание, но Господь дал ему послужить долгие годы с огромной ревностью. Священный сан принял в 50 лет и 48 лет прослужил у престола, претерпев все тяготы хрущевских гонений. После 1990 года, выйдя за штат, много лет занимался миссионерской деятельностью как духовник паломнических групп в поездках к святыням православия по всему миру. Он родился 24 февраля (9 марта) 1913 года в селе Ставницы Летичевского района Хмельницкой области. Родители Василия Феодосий Кондратьевич и Агафья Никитична были крестьянами. В семье говорили на украинском языке.  Дед Василия, Кондратий Швец, был чтецом в церкви, очень благочестивый, имел большую духовную библиотеку. Дед по матери (Никита Шумило) 25 лет служил в армии, в 1812 году вошел с русской армией в Париж, 26 лет был старшиной волости, включавшей 22 села. Отец Василия, Феодосий Швец, был старостой храма, отличался силой и здоровьем, но умер сравнительно молодым — во время пожара надорвался, когда срывал ворота у горящего амбара. Отец больше занимался со старшим сыном, а младший, Василий, был любимцем матери, постоянно помогал ей в работах по огороду и в торговле на рынке. Однажды во время пожара его забыли в горящем доме. В последний момент отец вынес его на руках сквозь огонь. Агафья Никитична, мать Василия, была очень ревностной к молитве, к церкви, состояла в сестричестве при храме, пекла просфоры, катала свечи, убирала в храме, занималась благотворительностью по благословению священника. Первые три ребенка Агафьи Никитичны умерли в младенчестве. Каждый год она ходила пешком в Киев и дважды — в Почаев. Дома постоянно читала жития святых и другую духовную литературу. Во время раскулачивания Агафья Никитична убежала ночью через окно, переплыла Буг, прошла пешком около 100 км, села на поезд и уехала на Белое море, потом жила в Ленинграде.

http://e-vestnik.ru/church/on_byl_poisti...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010