Научные воззрения святителя Василия Великого Скачать epub pdf Святитель Василий Великий (330–379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, – великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» ( 1Кор 1:25, 27 ). И сам святитель Василий повторяет то же самое, когда, выражая мысль, очень поучительную для наших гордящихся своими познаниями времен, пишет: «Мудрецы много рассуждали о природе, и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым, потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее... Мы же, хотя и не знаем природы сотворенного, но и то одно, что в совокупности подлежит нашим чувствам, столь удивительно, что самый деятельный ум оказывается недостаточным для того, чтобы изъяснить как следует самомалейшую часть мира и чтобы воздать должную хвалу Творцу, Которому слава, честь и держава». Однако для того, чтобы эти слова были доказательны, надо, чтобы говорящий их действительно обладал возможной полнотой известных человечеству знаний, чтобы никто не мог сказать, что он хулит то, чего не знает. Вопреки распространенному предрассудку современности, образованность святого Василия Великого была действительно чрезвычайно велика. Нам, русским, это особенно важно отметить, потому что творения святителя Василия Великого еще в начале X века были переведены на славянский язык болгарским пресвитером Иоанном Экзархом и издревле были любимейшим чтением наших предков. Не будем здесь касаться богословских знаний святителя Василия. Они обширнее, чем познания в этой области почти всех его современников, и много выше, чем богословские познания людей последующих поколений, среди которых светоч богопознания сиял уже менее ярко. Исключительно велики познания святителя Василия в области классической греческой литературы. Но мы будем говорить только о естественноисторических знаниях святителя Василия Великого , так как именно в этой области святым отцам часто приписывают мнения, совершенно не соответствующие их действительным представлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Сведения о жизни и деяниях Св. Василия Великого заимствуется а) из собственных писаний Св. Василия, и в особенности из его писем, б) из похвальных слов св. Василию святых Григория Богослова и Григория Нисского , и в) из других современных и ближайших памятников. Предки св. Василия Великого по отце и по матери принадлежали к почтенным фамилиям в двух смежных областях империи Римской: Понте и Каппадакии. Многие из них были известны своими заслугами гражданскими и воинскими, славились своим красноречием. Но всего выше была слава венца мученического, которою украсились некоторые из них во время последних жестоких гонений на Церковь Христову 1 . Дед Василия по матери был лишен имения и жизни за имя Христово 2 . Дед его по отцу и бабка Макрина семь лет должны были укрываться от гонителей в лесах и горах и также лишились всего своего имения, которое по повелению императора, было отписано в казну 3 . Мать Св. Василия Великого , Еммелия, происходившая из Каппадакии, в юных летах осталась сиротою и желала всю жизнь посвятить Богу в девстве; но, по бесприютности своего положения, избрала жизнь супружескую, не забывая впрочем блаженного удела девственницы – пещись без развлечения о Господних, како угодити Господеви ( 1Кор. 7:34 ). Преданность Господу и внимательность к Его святым внушениям, готовность на всякие пожертвования в пользу Св. Церкви, нуждающихся братий, воспитание детей в духе христианского благочестия, ясно свидетельствовали, что душа ее постоянно горела для Господа. Отец Василия Великого , Василий, родом из Понта, славился своим красноречием в судебных местах и в училищах Понтийской области; а дома он помогал благочестивой супруге в христианском воспитании детей 4 . Бог благословил их супружество. У них было десять человек детей; одно из них, вероятно, скончалось в младенчестве. В числе прочих были четыре сына: Василий, Навкратий, Григорий и Петр, и пять дочерей, из коих Макрина, после смерти нареченного ей жениха, посвятила себя навсегда жизни безбрачной, и, будучи старшей между братьями и сестрами, руководствовала их в благочестии 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Житие святого Василия Великого. 1-го января Святой Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 329 года по Р. X. в Кесарии, столице Каппадокии, от благочестивых, благородных, знаменитых и богатых родителей – Василия, родом из Понта, и Емилии. «Василий посвящен был Богу, говорит Григорий, Богослов 1 с младенчества от утробы матерней». Первые лета детства своего провел он под надзором и руководством благочестивой своей бабки, св. Макрины, родом из Неокесарии и благочестивых своих родителей и воспитан ими в вере, благочестии и других науках. «Я воспитан, пишет о себе Василий 2 , своею бабкою, блаженною женою. Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженного Григория 3 , сохранившиеся до нее по преемству памяти, кои и сама она соблюдала, и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня учением благочестия. Понятие о Боге, которое приобрел я с детства от блаженной матери своей и бабки, возрастало во мне с раскрытием разума». «Первый возраст Василиев, говорит св. Григорий Богослов , сверстник, друг и сподвижник св. Василия 4 , под руководством великого отца, в лице которого Понт имел общего наставника добродетели, повит был пеленами и образован в лучшее и чистейшее создание. Под сим-то руководством чудный Василий обучается делу и слову, которые в нем возрастают вместе и содействуют одно другому. И как благодетельно было для Василия, что он дома имел образец добродетели, на который взирая, скоро стал совершенным!» «Когда же довольно приобрел он дома учености, а между тем надобно было, чтобы не ускользнуло от него ничто хорошее, и чтобы ему ни в чем не отстать от трудолюбивой пчелы, которая со всякого цветка собирает самое полезное, поспешает он в Кесарию для поступления в тамошние училища». Здесь он познакомился с св. Григорием Назианзеном , который подобно ему искал в Кесарии просвещения, «В короткое время Василий приобрел славу у всех – и у простолюдинов и у знатных, не по летам своим показывая знания, а еще больше степенность и постоянство. Он был ритор среди риторов, философ между философами, и что всего важнее – священник между христианами прежде принятия священства. Главным занятием Василия было любомудрие, т. е. отрешение от мира, пребывание в Боге, стремление чрез земные преимущества и чрез преходящее и тленное приобрести нетленное и вечное. Из Кесарии Самим Богом и прекрасною жаждою знаний Василий приведен в Византию – город первенствующий на востоке, потому что он славился лучшими ораторами и философами, от которых при естественной своей остроте и даровитости, в короткое время Василий собрал все отличнейшее; – из Византии в Афины, обитель наук, где ожидали его с обширными и великими надеждами, потому что имя его еще до прибытия повторялось в устах у многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

30-го числа Собор трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Каждый из трёх вселенских учителей и святителей отличался высокими, истинными достоинствами: Василий был глубок словом, Григорий высок, Златоуст обилен; и каждый имел у себя особенных чтителей и подражателей. Об особенных чтителях св. Василия Великого св. Григорий Богослов говорит: «такова доблесть Василия, таково величие славы, что многие, подражая даже его телесным качествам, обращали их для себя в средство к славе. Таковы были у Василия бледность лица, тихость походки, медленность в речах, необычайная задумчивость и углубление в себя; что во многих, по причине неискусного подражания и неправильного разумения, сделалось угрюмостью. Таковы же были у Василия и вид одежды, устройство кровати, приёмы при вкушении пищи; и всё это делалось у него просто. И ты увидишь многих Василиев по наружности; это – изваяния, представляющие тень Васильеву; ибо много сказать, чтоб они были и эхом. Эхо, хотя есть окончание только речений, однако же, повторяет явственно; а эти люди более отстоят от Василия, нежели сколько желают к нему приблизиться. Справедливо же ставилось в немалую и даже в великую честь, если кому случалось или близким быть к Василию, или прислуживать ему, или заметить на память что-либо им сказанное или сделанное». Народ, а особенно люди сильнейшие и умнейшие, подозревая Евсевия, епископа Кесарийского, в удалении Василия – мужа по жизни и красноречии славнейшего, и любя его, думали оставить своего епископа и собираться особо. В своём месте и Григорий Богослов имел у себя особенных чтителей. Он сам о себе говорит: «что со мною делается? Меня влекут туда и сюда; входят о трудах моих в тяжбу, без милосердия требуя с меня слова, как некоего долга, любят меня больше, нежели я сами себя. Все говорят, что не перестанут докучать мне, пока от малой искры не воспламенится огнь слова. А некоторые из них обещают уже и выгоды от моих слов, поставляют мне на вид большие награды; во-первых, ту, что они сами себе сделают добро, предав себя Богу и мне в плодоношение слова, – потом ту, что через переписку окажется добро и всем присутствующим здесь, то есть, моему клиру и моей пастве, с коими я поступил бы очень несправедливо, если бы не имел усердия благодетельствовать им всеми мерами».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

архим. Агапит Глава III Состояние Церкви Восточной при царе Констанции. Покровительство с его стороны арианам и заточение православных Епископов. Подпись не православного символа Григорием, Назианзским Епископом, и Дианием, Кесарийским Архиепископом, породившая много смут в Церкви, и причинившая много скорби св. Василию и его другу, св. Григорию. Удаление св. Василия по сему случаю из Кесарии с прекращением общения с Дианием. Заботливость св. Василия об утверждении иноков в православном учении, и его заботливость об ограждении всех православных христиан от увлечения еретическим учением. Примирение св. Василия с Дианием, пред его кончиною. Возведение на Архиепископский престол Евсевия. Сделанное при этом насилие Епископам со стороны народа. Покушение со стороны Юлиана – богоотступника на ниспровержение его и овладение Кесарийскими церквами. Противодействие его замыслам со стороны Григория, отца св. Григория Богослова . Посвящение св. Василия в сан Пресвитера. Его ревность в исполнении своих пастырских обязанностей, и его первое поучение на начальные стихи Притчей Соломоновых, написанное по поручению Евсевия, Архиепископа Кесарийского. Содержание этого поучения. Неудовольствие со стороны Евсевия на св. Василия, побудившее его оставить Кесарию и возвратиться в Понт к своим инокам. Приступая к выяснению общественной деятельности св. Василия Великого в пользу Церкви православной, находим нужным дать хотя краткое понятие о состоянии православия на Востоке в то время. Церковь Восточная, и Кесарийская в частности, много страдала тогда от нападений ариан. Ариане, привлекшие на свою сторону Императора Констанция, обманом и насилием занимали епископские престолы, и потом уже растлевали своим злочестивым учением и самую паству изгнанных предварительно Архипастырей. В Александрии, вместо изгнанного поборника православия, св. Афанасия, поставлен был епископом арианец Георгий; в Антиохии – также арианин Евдоксий. Главными защитниками и учителями арианства были Аэтий и ученик его Евномий, которые открыто проповедывали, что Сын Божий по существу различен от Отца. Между православными и арианами стояли посредине, так называемые полуариане, которые, частью по заблуждению, а частью для того только, чтобы избежать преследования со стороны ариан, хотя и не исповедывали вместе с православными, что Сын Божий единосущен Отцу, но и не допускали с арианами различая существа Его от существа Отца, признавая Его подобосущным Отцу. Во главе сего общества стояли Василий Анкирский и Георгий Лаодикийский. Те и другие, то есть ариане и полуариане, утвердили свое исповедание символами, первые – на соборе Сирмийском (357 г.), последние на соборе Анкирском (358 г.) 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

I. Во имя св. бл. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (Празд. 2 Августа). Построен в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем. В этом храме пред иконостасом сзади правого клироса почивают под спудом мощи блаженного. Над местом, где лежат мощи, под деревянною резною золоченою сеныо устроено медное высеребренное надгробие (прежняя серебряная, вызолоченная, рака, устроенная в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем и украшенная жемчугом и дрогоценными камнями, в 1612 г. была поляками ободрана). Храм неоднократно поновлялся (см. выше). В 1772 г. алтарь его за ветхостью перестроен. В 1812 году этот храм был обращен французами в конюшни; по изгнании неприятелей был освящен 1 декабря 1812 года. Иконостас (теперешний) устроен в 1896 году, (см. рис. 24) при чём написаны вновь все иконы, за исключением местных: Смоленской Божией Матери (по левую сторону царских дверей и св. бл. Василия по правом клиросе – сбоку) (см. рис. 28). Кроме этих икон еще замечательны: три в малом иконостасе близ левого клироса: (см. рис. 25) а) в середине особо чтимая чудотворная икона Покрова Пресвятого Богородицы, писанная на кипарисной доске (размер иконы 1 3 / 4 х 5 1 / 4 арш.) и обложенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом; перед нею служится много молебнов, по субботам поется молебен с акафистом, с нею соборный причт выходит на встречу идущим из Спасских ворот крестным ходам. б) Слева этой иконы тоже чтимый образ Василия Блаженного (размером 1 арш. х 7 верш.), очень древний, клейма кругом его нового письма; на этой иконе прежде бл. Василий был изображен без опоясания, совершенным «ногоходцем» 15 ; опоясание написано после 16 . Справа в) икона св. Троицы, (размере иконы 13/4 х 1 арш. 6 верш.), по мнению некоторых, современная икона Св. Троицы в Троице – Сергиевой Лавре (сзади иконы св. Василия на правом клиросе есть ход наружу из храма). По правую сторону сени над надгробием Василия Блаженного чтимая икона св. Николая; пред нею в особом поставце в ковчегах части мощей: трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; святого Николая чудотворца; св. благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского и три креста с мощами некоторых других святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Под домашний арест! Василий Бойко-Великий решением Мосгорсуда освобожден из СИЗО под домашний арест… 14.05.2021 2273 Время на чтение 4 минуты 13 Мая 2021 года в Московском городском суде состоялось заседание по очередному ходатайству следствия о продлении ареста с содержанием в СИЗО известного православного общественного деятеля и производителя молочной продукции Василия Вадимовича Бойко-Великого , который содержался под стражей с 19 Июня 2019 года. Судья Сергей Геннадьевич Подопригоров, рассмотрев доводы обвинения и защиты, принимая во внимание состояние здоровья, возраст и высокую общественную репутацию обвиняемого, принял решение об освобождении узника Василия из СИЗО под домашний арест. Ура! Дерзаю считать данное событие большой духовной победой самого молитвенника узника Василия, сочувствующего ему Духовенства и православной общественности, сотрудников и читателей «Русской Народной Линии». Конечно, домашний арест — совсем не свобода, но после 23 месяцев тюрьмы впервые появилась возможность полноценного медицинского обследования и восстановления подорванного заключением здоровья в домашних условиях, а самое главное — воссоединения с Родными. Василий Вадимович с супругой Анной Владимировной Сам Василий Вадимович Бойко-Великий, выйдя из здания суда, первым делом воскликнул о Христе Воскресшем и сказал слова сердечной благодарности всем, кто молится о его освобождении, и направился к Часовне Святителя Николая Чудотворца на территории сквера Мосгорсуда, дабы возблагодарить Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу и всех Святых за Их Милость! Ещё рано утром я через социальные сети просил молитв об узнике Василии: «Все предыдущие суды — Басманный, Московский городской продлевали или подтверждали арест, а Апелляционный и Кассационный отклоняли апелляции и кассацию заключенного по данному вопросу. И хотя мала вероятность того, что ныне Мосгорсуд не продлит арест узника Василия, все же прошу, Дорогие Друзья и Читатели, сочувственно настроенные к судьбе узника Василия, Ваших молитв о его освобождении и облегчении участи. А Надежда на справедливость есть всегда. И наше свидетельство перед Господом о нашем желании справедливости все же полезно и для нас, и для томящегося в узилище вот уже 23 Месяца узника Василия. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси, сохрани, укрепи и освободи раба Твоего узника Василия и его святыми молитвами помилуй нас! Аминь» .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/14/po...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Экклезиология свт. Василия Великого «Не так легко говорить об экклезиологии св. Василия Великого. Сам св. Василий не оставил никакого труда, где бы он излагал свое учение о Церкви. Нигде он не говорит о нем систематически. Мы вынуждены искать в его творениях отдельные разбросанные места, в них речь о Церкви всегда как бы мимоходом и обыкновенно очень кратка. Они есть почти во всех его трудах — «Шестодневе», «Беседах на псалмы», словах, в книгах против Евномия, книге о Святом Духе, аскетических писаниях, и особенно в письмах. Последние для нас наиболее интересны, так как выявляют отношение великого архиепископа к церковным вопросам своего времени, его реакцию на церковные события. Это отношение пополняет и делает более понятными отдельные мысли о Церкви. Основываясь на всех этих данных, мы можем в общих чертах установить учение о Церкви св. Василия Великого. Нужно только избегать излишней систематизации.» Экклезиология свт. Василия Великого Не так легко говорить об экклезиологии св. Василия Великого. Сам св. Василий не оставил никакого труда, где бы он излагал свое учение о Церкви. Нигде он не говорит о нем систематически. Мы вынуждены искать в его творениях отдельные разбросанные места, в них речь о Церкви всегда как бы мимоходом и обыкновенно очень кратка. Они есть почти во всех его трудах - " Шестодневе " , " Беседах на псалмы " , словах, в книгах против Евномия, книге о Святом Духе, аскетических писаниях, и особенно в письмах. Последние для нас наиболее интересны, так как выявляют отношение великого архиепископа к церковным вопросам своего времени, его реакцию на церковные события. Это отношение пополняет и делает более понятными отдельные мысли о Церкви. Основываясь на всех этих данных, мы можем в общих чертах установить учение о Церкви св. Василия Великого. Нужно только избегать излишней систематизации . Отметим прежде всего, что св. Василий говорит о Церкви иногда единственном (η εκκλησα), иногда во множественном числе (ο κκληοαι).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Закрыть itemscope itemtype="" > Верховный Суд по делу Василия Бойко-Великого Сегодня Президиум Верховного Суда по представлению председателя ВС должен рассмотреть отмену незаконных судебных актов 2007-2008 гг. об аресте известного православного мецената 25.03.2020 1447 Сегодня, 25 марта 2020 года, в 15:00 Президиум Верховного Суда России ( Москва , ул. Поварская, д. 15) по представлению Председателя Верховного Суда Вячеслава Лебедева должен рассмотреть отмену незаконных судебных актов далеких 2007-2008 годов об аресте Василия Бойко-Великого и по поводу многократных отказов на протяжении двадцати месяцев в допуске тогда же к нему в тюрьму на свидание матери, супруги и священников. Господи Иисусе Христе, помилуй и управи, утверди Правду Свою! Об этом мне сообщила в нынешней ночи матушка узника — Тамара Петровна Бойко-Великая, которой 15 Марта исполнилось 84 года. Встретила она свой день рождения в больнице из-за тяжелейшего гипертонического криза: переживания о несправедливых преследованиях сына подрывают её здравие, но она обладает несокрушимой верой в Бога и держится очень бодро, духом не падает и укрепляется молитвой к Спасителю Христу о своем сыне и всех его близких. Усердно молится и сам узник . Представление в Президиум Верховного Суда России было внесено на основе постановления Европейского суда по правам человека в Страсбурге от Февраля 2018 года по жалобе аж 2008 года! Так неспешно работает и европейская Темида Урановна, и вслед за ней — российская Фемида Титанидовна, которая иногда старается исправить свои ошибки. Одно слово: Креста на них, язычницах, нет! Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! И в нынешнюю Крестопоклонную Седмицу в своем уповании на животворную Крестную Силу мы, соратники Василия Вадимовича, вместе с его сродниками надеемся, что Президиум Верховного Суда России обратит внимание на продолжающееся беззаконное преследование Василия Вадимовича Бойко-Великого. Ведь он — лауреат Правительственной премии и премии имени Петра Столыпина за развитие эффективного и натурального молочного производства , выдающийся православный общественно-политический деятель! Вот уже целых 12 лет он без малейших нарушений находится под залогом. А более 9 месяцев назад его вновь заточили в темницу по новому клеветническому обвинению явно заказного характера . В 2016 году основное дело по обвинению Василия Бойко-Великого в якобы имевшем место хищении земли у 5 тысяч крестьян Рузского района было закрыто за отсутствием состава преступления. Тогда следователи за 10 лет Рузского дела всё же смогли выяснить, что крестьяне еще в 2003 году получили все причитавшееся по совершенно добровольно заключенным договорам.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/25/ve...

Скачать epub pdf Катихизическия беседы приснопамятного о. Иоанна о Святой Троице, Боге Творце и Промыслителе мира, входящия в первый том прежних изданий его сочинений, повидимому, относятся к сравнительно раннему периоду его священнослужения. Оне ценны для нас не только по своему прямому назначению учить вере и жизни по вере: оне также ценны и дороги в том отношении, что приоткрывают завесу, как формировалась его собственная пастырская личность, из каких источников питалась она. О. Иоанн в своем пастырском служении весь деятельность, весь жизнь, весь горение; во внебогослужебные часы он в движении, в поездках, в посещениях домов; о. Иоанн не кабинетный труженик. А между тем, как интенсивна была умственная работа о. Иоанна! О ней лишь отчасти говорят его записи в дневник, столь возвышенныя, обычно такия глубокия по мысли. Катихизическия беседы первого тома его сочинений указывают на внимательное чтение им отцев Церкви, которых он цитирует здесь непосредственно по русским изданиям постоянно. Здесь встречаем имена древних христианских апологетов Иринея и Тертуллиана , святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Кирилла Иерусалимского , Григория Нисского , блаженного Феодорита , Дионисия Ареопагита , Феофилакта Болгарского , преп. Иоанна Дамаскина , а равно русских святителей Димитрия Ростовского и Тихона Воронежского. Так насыщал себя о. Иоанн, кроме постоянного чтения Свящ. Писания и углубления в содержание богослужебных книг, чтением святоотеческих творений. Мысли из писаний трех великих святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста передает своим слушателям о. Иоанн особенно часто. Но едва ли не наиболее сильно отразилось на его духовном складе влияние св. Василия Великого . Здесь, прежде всего, должна была иметь свою силу сторона молитвенная. Может ли оставаться совсем чуждым каждому священнослужителю дух св. Василия, когда этот священнослужитель читает углубленныя молитвы святителя, особенно молитвы Литургии св. Василия, совершаемой в период Великого Поста и в период праздников Рождества Христова – Богоявления? Тем более это чувство духовного общения должно было сказаться на личности о. Иоанна. Характерная черта Василиевых молитв, как равно его писаний – полнота и широта мысли; она выражается и в его стиле, в виде богатства определительных слов. Эта же черта отличает содержание и стиль о. Иоанна, как это можно видеть уже хотя бы из полного заглавия знаменитого его «Дневника».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010