Глава VI. Студийский монастырь под управлением игумена Феодора Преподобный Феодор Студит сохранил за собою в истории славу восстановителя древней монашеской жизни. Устав Студийской обители получил широкое распространение в восточной половине Церкви. Им пользуются в греческих монастырях. Его же принял у нас на родной Руси в своей Печерской обители пр. Феодосий. Отсюда он уже распространился и в других иноческих обителях русской земли. Понятно, какой интерес должен был бы возбуждать этот устав сам по себе. Но, к сожалению, мы не имеем возможности во всех подробностях ознакомиться с ним. Причина этого весьма простая; преп. Феодор не оставил по себе писаного устава. С точки зрения его в таковом и не было нужды. В монастырской библиотеке во многих экземплярах сохранялись рукописные уставы древних устроителей иноческого быта. Задачею пр. Феодора было не новшества какие либо вводить, а только восстановить старые уставы. Сам он в точности знал древние правила монашества. Сам он руководил братией и наблюдал за исполнением его распоряжений. Но эти последние не были плодом его творчества, а всецело опирались на древние уставы. «Я исполнитель правил Великого Василия» 76 , характерно заявлял преп. Феодор. Это значит, что из всех древних уставов особенное значение Феодор придавал уставу Василия Великого . Этот последний, казалось ему, написан по внушению Духа Святого. «Он, т. е. Великий Василий, быв вопрошаем о всех предметах и случаях священной жизни в монастыре, отвечал Духом Святым; и следующий ему следует Духу Святому, а не повинующийся ему не повинуется говорившему чрез него Христу» 77 . Конечно, Феодору были известны уставы и правила жизни и описание подвигов других известнейших руководителей иноков. В поучениях его и в письмах указываются многие примеры из жизни и быта египетских и палестинских подвижников. Потому-то в Студийской обители, к правилам жизни по уставу Василия Великого , присоединялись и некоторые правила, взятые из других уставов. Это-то и оттеняло устав Студийский от устава Василия Великого . Только по смерти преп. Феодора устав Студийский был записан и получил широкое распространение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Григорий Нисский – отец и учитель церкви. Григорий впоследствии епископ Нисский, брат Василия Великого , был значительно моложе его годами. Григорий Нисский называет Василия Великого своим учителем и отцом (о родителях и братьях Григория Нисского смотри под слов. Василия Великого). Для определения года рождения Григория Нисского, кроме того факта, что он был значительно моложе Василия Великого, нет никаких данных. Нет определенных свидетельств как о годах его детства, так о его воспитании. Образование Григорий получил уже не такое блестящее, как его брат Василий. Оно ограничилось посещением отечественных школ и не было восполнено образовательным путешествием в центры просвещения. Знания, приобретенные им в языческой школе Кесарии, были потом восполнены самостоятельными научными занятиями и уроками Василий Великий, которым Григорий, по его словам, был очень многим обязан. В ранней молодости Григорий не обнаруживал большой религиозности. Из этого периода его жизни известен следующий факт. Однажды в имении его матери предполагался праздник перенесений мощей 40 мучеников. Григорий, обучившийся в Кесарии, был приглашен принять участие в этом семейном торжестве. Раздосадованный необходимостью прервать свои занятия и негодуя на то, что празднество не было отложено до другого более благоприятного времени, равнодушно слушал Григорий песнопения богослужения, происходившего в саду и длившегося всю ночь, и, наконец, удалившись в одну из беседок, лег спать. Но здесь он увидел сон, имевший на него некоторое влияние. Ему снилось, что он хочет войти в сад, но какие-то светоносные воины не пропускают его и только, благодаря заступничеству одного из них, ему удается избежать наказания. Вероятно, под влиянием этого устрашающего сновидения он принял на себя обязанности анагноста, состоявшие в чтении Св. Писания в богослужебных собраниях. Однако его религиозное одушевление не было продолжительным. Мечты о светской карьере скоро отвлекли его в другую сторону. Он избрал для себя прозвание преподавателя риторики, что вызвало разные пересуды в обществе и недовольство друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/po...

Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов, И.Е. Троицкий Содержание Предисловие к новому изданию Краткая библиография по истории литургии Основная литература, использованная в «Собрании древних литургий» Введение. Предварительные сведения о цели и составе сборника Древние свидетельства о литургии Свидетельства священного писания Свидетельства мужей апостольских Свидетельства св. отцов и церковных писателей второго и третьего столетий Свидетельства, заимствуемые из правил апостольских и канонических посланий святых отцов Свидетельства из актов мученических Свидетельство проконсула Плиния младшего Раздел первый. Литургии Иерусалимско-Антиохийские Литургия Апостольских Постановлений Предисловие Чинопоследование литургии Апостольских Постановлений Греческая литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование греческой литургии Святого Апостола Иакова Сирийская литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование сирийской литургии Святого Апостола Иакова Греческая литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование греческой литургии святого Василия Великого Сирийская литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование сирийской литургии святого Василия Великого Литургия святого Иоанна Златоуста Предисловие Чинопоследование литургии святого Иоанна Златоуста Литургия святого Григория, просветителя Армении Предисловие Чинопоследование литургии Армянской церкви Приложение к первому разделу древних литургий Святой Прокл, патриарх Константинопольский Слово о предании Божественной литургии Раздел второй. Литургия эфиопского текста Апостольских Постановлений Чинопоследование литургии эфиопского текста Апостольских Постановлений Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Чинопоследование литургии Святого Апостола и Евангелиста Марка Коптская литургия святого Кирилла Александрийского Предисловие Чинопоследование коптской литургии святого Кирилла Александрийского Общая Эфиопская литургия Предисловие Чинопоследование общей Эфиопской литургии Приложение ко второму разделу древних литургий Иаков, епископ Эдесский, письмо к Фоме пресвитеру о древней сирийской литургии Раздел третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кистыш. Александр Суворов. Храм 12.06.2018 674 Время на чтение 5 минут Храм святителя Василия Великого, построенный великим сыном Росии Александром Суворовым в память о своем батюшке Василии Ивановиче, крестнике Петра I. Первое упоминание о селе Кистоши, что рядом с древним русским городом Суздалем относится к 1521 г. По одному из преданий Петр I пожаловал его Ивану Григорьевичу СУВОРОВУ , деду великого русского полководца, который с молодых лет находился на воинской службе. С начала 80 гг. XVII века он служил в стрелецком Стремянном полку, который нес охрану Кремля и во время стрелецких бунтов 1682 и 1688 гг. сохранил верность Царю Петру Алексеевичу. В документах 1690 г. Иван Суворов упоминается уже десятником. Как один из наиболее грамотных и преданных Петру был назначен подьячим (1695) лейб-гвардии Преображенского полка и уже через четыре года имел чин Генерального писаря этого же полка, а затем и лейб-гвардии Семёновского полка. Эту должность Иван сохранил за собой до конца жизни, несмотря на многочисленные изменения в службе. Петр I хорошо знал и высоко ценил службу Ивана СУВОРОВА, запросто захаживал в его дом и в 1705 году согласился стать крестным отцом его сына Василия СУВОРОВА, отца будущего великого русского полководца. Когда его крестнику исполнилось 14 лет, Петр I взял его на трудную, сложную, но почетную службу личным денщиком Императора и многократно поручал особо сложные и опасные поручения. В «формулярном списке» Василия Суворова говорится: «В бытность его в обер-офицерских чинах по именным указам употреблен был в различных и важных комиссиях и посылках внутри и вне государства». Дослужился отец Суворова до генеральских чинов, некоторое время был воеводой г. Владимира, затем обер-прокурором и т.д. Как гласит предание, именно Василий Иванович СУВОРОВ построил с селе Кистоши первый деревянный храм в честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. 30 июля 1775 г. Василий Суворов скончался. Александр Васильевич тяжело переживал утрату горячо любимого отца.

http://ruskline.ru/video/2018/iyun/12/ki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЯЧКОВСКИЙ ЕВФИМИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Прп. Евфимий выбрал место для ц. свт. Василия Великого близ Городца. Миниатюра из рукописи «Жития Евфимия и Евфросинии Суздальских». XVII–XVIII вв. (РГБ. Ф. 37. 7. Л. 18) Прп. Евфимий выбрал место для ц. свт. Василия Великого близ Городца. Миниатюра из рукописи «Жития Евфимия и Евфросинии Суздальских». XVII–XVIII вв. (РГБ. Ф. 37. 7. Л. 18) Находился близ совр. с. Мячкова Володарского р-на Нижегородской обл. Являлся приписным к Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня монастырю . Основан на левом берегу р. Клязьмы при озерах Мячковском и Долгом, в 7 верстах к северо-востоку от г. Гороховца. Впервые обитель упоминается в жалованной грамоте, выданной ок. 1418-1419 гг. вел. кн. Нижегородским Александром Иоанновичем архимандриту суздальского Евфимиева мон-ря Авраамию: «И что у них в моей вотчине, Ноугородском княжении, в Гороховце, монастырь святый Василий на Клязме» (АИ. Т. 1. 25. С. 51; АСЭИ. Т. 2. 435. С. 479). Позднейшее монастырское предание связывало начало М. м. с путешествием прп. Евфимия Суздальского из Н. Новгорода в Суздаль. В Пространной редакции Жития рассказывалось, что по дороге прп. Евфимий, «недошедыи града Гороховца 8 поприщ, и обрете место бор бяше велïи чаща при езере, но зело красно всюду, яко стеною окружено водами, и возлюбил е. И абие помысли составити обитель в том месте, а церковь поставити во имя святого отца нашего Bacuлia Кесариа Каппадокеискиа, и общее житие устрои» (РГБ. Вол. 628. Л. 44 об.- 45). Степень достоверности этого рассказа, однако, ослабляется тем, что он отсутствовал в первоначальной Краткой редакции Жития прп. Евфимия Суздальского, составленной, вероятно, не позднее 10-х гг. XVI в. ( Черторицкая Т. В. Новый список Жития Евфимия Суздальского: (Старые проблемы)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 232-237; Клосс. 2001. С. 363-364), и появился только в Пространной редакции, старший список к-рой (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2564560.html

О стихире «Видехом свет истинный» в чинах литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого Источник В нашей современной церковно – богослужебной практике прочно установился обычай – в чинах литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста на возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» отвечать клиру пением стихиры Пятидесятницы: „Видехом свет истинный». Исключение допускается только для всей Пятидесятницы. В это время от первого дня Пасхи до отдания на вышеуказанный возглас клир поет, по Уставу, тропарь праздника: „Христос воскресе» (Типик, изд. Киев. 1824 г. л. 402), а с праздника Вознесения Господня до его отдания – тропарь: „Вознесся еси во славе, Христе Боже наш» (Никол. Пособ. к изуч. церк. Устав, стр. 470). Так как в Уставе о пении тропаря Вознесению вместо стихиры: „Видехом свет истинный “ ничего не говорится, то в некоторых местах и по преимуществу в юго-западной России заменяют тропарь Вознесению стихом, который положен в Служебнике на ряду и имеет, по своему содержанию, отношение к воспоминаемому событию, а именно: „Вознесыйся на небеса Боже» (Служебн. 1822 г. л. 106 об.). Такая замена в чине литургии св. Иоанна Златоуста и Василия Великого одной стихиры другими стихами и отсутствие каких бы то ни было указаний в Типиконе относительно уместности стихиры: „Видехом свет истинный“ в названных чинах ясно говорят нам о появлении ее в Служебнике в данном месте совершенно случайно и притом сравнительно в недавнее время. Стихира: „Видехом свет истинный» в нашем Служебнике появляется впервые в XVII веке 1 , а до этого времени ответом на возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» были слова: „Els πολλο τη δσποτα» 2 , которые клир пел безразлично, совершал ли литургию священник или епископ. Впрочем, и этот ответ явился в наш Служебник не раньше XVI века, потому что в памятниках даже XV века, когда впервые появился у нас возглас священника: „Спаси, Боже, люди Твоя» 3 , в данном месте мы не находим никакого ответа на него. Отсутствие этой стихиры в данном месте в нашем Служебнике объясняется тем простым обстоятельством что ее не было и в служебниках Церкви греческой 4 и земель юго – славянских 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2012 19 мин., 03.11.2012 1-я страница обложки – портрет князя Зураба Чавчавадзе, директора Гимназии Василия Великого, Москва (фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Интервью номера» (С.8 -13). Пролог : (на заставке – фото Игоря Андреева) Арсений Тарковский. «В последний месяц осени, на склоне…». Стихотворение//Фома. - – ноябрь 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма… о случаях в пути . Подборка писем и цитат. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2012. – С.4-5. – (рубрика « Письма »). Деяния 22:6-8 . Цитата: «Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба…». – С.4; За рулем спящий / Александр , г. Москва. – С.4; Помощь гопников / Алексей , г. Челябинск. – С.4; Об опозданиях / Лера , г. Минск. – С.4; Горбушка хлеба / Ольга , г. Витебск. – С.4-5; Евангелие от Луки 24:13-31 . Цитата: «В тот же день двое из них шли в селение, называемое Эммаус…». – С.5; Молитва неверующего / Юрий , г. Калуга. – С.5; Евангелие от Иоанна 14:5-6. Цитата: «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь». – С.5. См. также: 5 вопросов о номере. Павел Басинский, литературный критик, писатель//Фома. - – ноябрь 2012. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Это мое ПУБличное дело! О Церкви в оппозиции, о « клерикализации» и о том, как важно не обобщать понапрасну . Фото Владимира Ештокина и фото, предоставленное пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – ноябрь 2012. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Князь Зураб Михайлович Чавчавадзе : « Христианин обязан быть оптимистом! » . Беседа с одним из организаторов Российского дворянского собрания, генеральным директором Благотворительного фонда Святителя Василия Великого, директором православной гимназии Василия Великого в деревне Зайцево о прежних гонениях на Церковь и нынешней отчужденности между верующими и неверующими, о том, можно ли воспитать национальную элиту и не утопия ли – дворянские идеалы. Беседовала Валерия Посашко . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – ноябрь 2012. – С.8-13. – (рубрика «Интервью номера»). Имеются биографическая - « Князь Зураб Михайлович Чавчавадзе » (С.9) - и информационная - « Гимназия Святого Василия Великого » (С.10) -   справки.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-115...

Скачать epub pdf Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Память 30 января В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнина 1057 , который принял царскую власть после Никифора Ботаниата 1058 , был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого , называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста , имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова . Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова , утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости. Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, – притом не во сне, а наяву, – Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью 1059 . Они сказали ему едиными устами:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого Церковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало плотию. Днесь Господь обрезание терпит и принимает имя, нареченное архангелом Гавриилом прежде Своего рождения. «Аз есмь дверь», - говорит Он, и призывает Свою Церковь идти Его путем послушания даже до смерти и смерти Крестной. И о имени Иисусове побеждать супостаты. Этим путем шел святитель Василий Великий, противостоя Ариеву злословию, когда оно имело мощную поддержку государственной власти в лице императора Валента, и когда многие архипастыри и пастыри последовали ему. Это было огненное испытание православной веры. Ныне торжество Церкви, и в Евангелии на Утрени Господь возвещает нам о том, что в ней всегда присутствуют пастыри и воры, которые отличаются друг от друга по тому, как входят во двор овчий. Одни - «инде», через ограду, другие - через дверь. Двор овчий - не поэтически красивое место для Господа. Это место, где надо защититься от разбойников. Господь предлагает образ христианской жизни, который есть, прежде всего, образ сражения. Не случайно это слово Спасителя прозвучало после жесткого Его столкновения с духовными вождями Израиля, когда Господь исцелил слепорожденного. Того, кто был изгнан из Храма фарисеями как паршивая овца. «А входящий дверью есть пастырь овцам, ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его». Господь противопоставляет лжепастырям - «ворам и разбойникам», претендующим на духовное руководство народом Божиим, не имея на то подлинных полномочий, - истинного Пастыря, входящего дверью и вводимого придверником. Не услышим слишком поверхностно это «придверник». Все Евангелие ясно обозначает Его - это Отец Небесный. Он послал Господа, Он все предал в руку Его, Он вверил Ему Своих овец. Это вхождение совершается в Духе Святом. И об этой тайне нашего спасения Святой Троицей - все труды святителя Василия Великого.

http://pravoslavie.ru/28946.html

Т.И. Афанасьева Глава 2. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого первого типа Первый тип ЛИЗ и ЛВВ как древнейший представляет наибольший интерес и одновременно наибольшую сложность в исследовании. Как уже было сказано, состав литургий первого типа очень вариативен, что затрудняет объединение списков в редакции. Между тем анализ разночтений показывает, что тексты основных молитв очень стабильны, и это может свидетельствовать об одной редакции перевода, которая со временем была интерполирована различными богослужебными указаниями, дополнялась новыми прошениями в ектениях, а также дополнительными молитвами. Чтобы разобраться в этой сложной текстологической проблеме, мы предприняли поэтапный анализ текстов этих литургий. Сначала исследовалась самая древняя часть литургии Литургии Иоанна Златоуста – анафора, поскольку в Византии в X–XI вв. она претерпела стилистическую редактуру. Далее был проанализирован основной состав последования ЛИЗ и ЛВВ, то есть молитвы и ектении, которые имеются в каждом списке. И, наконец, были исследованы дополнительные молитвы, появляющиеся в различных списках спонтанно и несистемно. Такой трехступенчатый поэтапный анализ позволил выявить древний слой последования и его более поздние пласты. § 1. Анафора литургии Иоанна Златоуста Наиболее стабильная по составу часть литургии Иоанна Златоуста – анафора (евхаристическая молитва , по прочтении которой предложенные на престоле хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа). Анафора – наиболее древняя часть литургии, сформировавшаяся к IV в. Она состоит из следующих основных частей: 1) прославление и благодарение Бога (префацио), 2) воспоминание о Тайной вечери и об установлении таинства Евхаристии (анамнесис), 3) призывание Святого Духа для освящения даров (эпиклесис), 4) моления за живых и усопших (интерцессио) [Успенский 2003: 261]. В Византии на рубеже в IX–X столетий была осуществлена литургическая реформа, в результате которой чинопоследования некоторых служб, входящих в Евхологий, подверглись исправлению. Основной причиной проведения реформ стала победа иконопочитания, после которой, начиная с патриаршества Мефодия (840–847), стал формироваться так называемый новый Евхологий. Реформа проводилась постепенно, и с XI в. стала распространяться на периферию: в Палестину, на Синай и в Южную Италию [Тафт 2000: 64–67]. А. Жакоб, изучая греческие списки литургии Иоанна Златоуста , выявил, что в результате реформ эта литургия стала основной литургией Византийской церкви: в греческих евхологиях она стала записываться перед литургией Василия Великого , а анафора литургии Иоанна Златоуста подверглась стилистической правке и ассимиляции с анафорой литургии Василия Великого [Jacob 1968: 26]. Новая редакция анафоры появилась к началу нового тысячелетия и постепенно вытеснила старую редакцию из употребления [Parenti 1991: 151].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010