Разделы портала «Азбука веры» В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста , свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова . Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно. Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий. Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу. Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1го и 2го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит. Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье). Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста . Да, общеизвестно, что двух литургий в один день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.

http://azbyka.ru/liturgiya-ioanna-zlatou...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Крещенский сочельник Крещение Господне или Богоявление совершается 19 января (6 января по старому стилю). Накануне праздника Церковью предписан строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник. В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Господа Иисуса Христа. Также в этот день происходит первое Великое освящение воды - Агиасма. Именно поэтому крещенская вода называется Великая Агиасма. Она обладает удивительными свойствами - прежде всего духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Ею освящают жилища и иконы. Крещенская вода приобретает определенные физические свойства и не портится под воздействием времени. А в народе существовало поверье, что если в полночь с 18 на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, вода как бы вскипает - это Дух Святой сходит на нее. На Руси в канун праздника принято было делать " иордань " (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов. Такая практика распространена и сегодня. Например, на Московском подворье Оптиной Пустыни после Крещенского богослужения освящается вода Останкинского пруда, после чего прихожане, в том числе и дети, купаются в нем. Литургия Василия Великого основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. В дальнейшем чин Василия Великого неоднократно дополнялся: в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры. Литургия Василия Великого более продолжительна. Она совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого - 14 января (1 января ст. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу. Чин литургии состоит из трех частей - проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается присутствовать). 18 января всегда почитался на Руси как канун одного из величайших праздников года. Этот день являлся подготовкой к Богоявлению, а потому большинство традиций и обычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла. В первую очередь, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников, украшения и символы плодородия, такие как солома, обрядовый хлеб. У восточных и западных славян из избы выносили сено, пролежавшее на столе все святки, сербы и болгары собирали с пола рождественскую солому и развешивали ее по постройкам, в садах и огородах, иногда на плодовых деревьях и на полях, украинцы и русские развязывали и выносили из дома рождественский сноп.

http://zavet.ru/a/rss_1011337568.html

архим. Илия (Рейзмир) Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви Предлагаемая читателю книга насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) посвящена учению святителя Василия Великого о духовном совершенствовании и показывает жизнь святителя как образец духовного совершенствования – духовного преображения человека. По словам святителя Василия Великого , жизнь каждого христианина, его духовный подвиг – это приготовительное время к жизни будущей, это начало вечной жизни в Царствии Небесном еще здесь, на земле. Основным средством в деле спасения является вера во Христа, покаяние, смирение, молитва , любовь к Богу и ближнему. Святитель Василий Великий учит, что наша земная жизнь должна быть направлена к непрерывному восхождению к Богу. Мы выражаем надежду, что благодаря данной книге читатель сможет в доступной форме соприкоснуться с учением святителя Василия Великого о духовном совершенствовании христианина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004 Текст, макет, оформление Введение Духовное совершенствование христианина заключается в очищении души от грехов и достижении святости. Становясь чище, человек тем самым приближается к Богу – источнику всякой красоты и величия. При помощи благодати Божией, восходя по лестнице добродетелей, он постепенно восстанавливает в себе образ и подобие Божие, и это составляет целожизненный подвиг христианина.       Все, что связано с этим подвигом, подвигом духовного совершенствования, отображено в творениях великого отца Церкви святителя Василия, архиепископа Каппадокийского. Человек от низменного, греховного состояния восходит в высшее, богоподобное. И это, по учению святого отца, достигается нелегким путем плача о грехах, терпением, кротостью и смирением, молитвой и воздержанием, путем самоотверженной христианской любви. Все эти добродетели воплотил в своей жизни великий святитель, являя собой образец духовного совершенствования христианина. Поэтому в данной работе, посвященной учению святителя Василия Великого о духовном совершенствовании, речь будет идти о его жизни как образце этого подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Вопрос о литургической деятельности святых Василия Великого и Иоанна Златоуста в части составления ими евхаристических молитв до конца XIX столетия решался просто, а именно что Иоанн Златоуст сократил молитвы Василия Великого , а последний сократил молитвы Климентовой литургии из VIII книги «Постановлений апостольских» 159 . Основанием к этому служило «Слово о предании Божественной литургии», которое приписывалось Проклу, патриарху Константинопольскому (434–447) 160 . Согласно «Слову», первыми, кто оставил «письменное изложение таинственной литургии», были «блаженный Климент, ученик и преемник верховного из апостолов, (как) предали ему святые апостолы, и Божественный Иаков, получивший по жребию Церковь Иерусалимскую, и первый ее епископ» 161 . О причинах, побудивших Василия Великого сократить литургию, в «Слове» говорится: «А после того Великий Василий, замечая леность и небрежность людей, тяготившихся поэтому продолжительностью, сам не считая ее содержащей чтонибудь излишнее и длинной, но, желая пресечь небрежность молящихся и слушающих от большой продолжительности употребляющегося на нее времени, предал произносить ее более кратким образом» 162 . Автор «Слова» ставит литургическую деятельность Василия Великого и Иоанна Златоуста в непосредственную связь. «Впоследствии люди, утратившие крепость и теплоту веры и предавшиеся делам и заботам мирским, тяготясь, как я выше сказал, продолжительностью литургии, едва приходили к Божественному слушанию слов Господних. Посему божественный Василий и преподает ее сокращение, употребляя как бы врачебное средство. А спустя немного времени златословесный отец наш Иоанн, как пастырь, ревностно заботящийся о спасении овец и обращающий внимание на леность человеческой природы, захотел исторгнуть с корнем всякий сатанинский предлог, почему и исключил многое и учредил, чтобы она совершалась сокращеннее, дабы люди, особенно любящие некоторую свободу и праздность, быв прельщаемы кознями врага, мало-помалу не отстали от этого апостольского и Божественного предания» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Архиепископ Василий (Кривошеин). Экклезиология святителя Василия Великого Не так легко говорить об экклезиологии св. Василия Великого . Сам св. Василий не оставил никакого труда, где бы он излагал свое учение о Церкви. Нигде он не говорит о нем систематически. Мы вынуждены искать в его творениях отдельные разбросанные места, в них речь [идет] о Церкви всегда как бы мимоходом и обыкновенно очень кратка. Они есть почти во всех его трудах – «Шестодневе», «Беседах на псалмы», Словах, в книгах «Против Евномия», книге «О Святом Духе», аскетических писаниях, и особенно в письмах. Последние для нас наиболее интересны, так как выявляют отношение великого архиепископа к церковным вопросам своего времени, его реакцию на церковные события. Это отношение пополняет и делает более понятными отдельные мысли о Церкви. Основываясь на всех этих данных, мы можем в общих чертах установить учение о Церкви св. Василия Великого . Нужно только избегать излишней систематизации 949 . Отметим прежде всего, что св. Василий говорит о Церкви иногда в единственном ( κκλησα), иногда во множественном числе (α κκλησαι). Множественное число преобладает в его письмах, а в остальных творениях 950 св. Василий пишет о Церкви преимущественно в единственном числе. Это можно объяснить тем, что в письмах св. Василий говорит о Церкви в ее конкретном историческом явлении, то есть в ее проявлении как множества Поместных церквей, в других же трудах он более останавливается на богословской и духовной ее стороне. Св. Василий никак не определяет ее природу или сущность. Такое определение противоречило бы гносеологическим принципам св. Василия, всегда утверждающего (особенно против Евномия) непостижимость и невыразимость сущности всех вещей, даже тварных. Может быть, и сознание тайны Церкви побуждало его воздерживаться от такого определения. Однако он часто пользуется библейскими образами для ее описания. Церковь есть Тело, и это Тело – Тело Христово. «Господь наш Иисус Христос, согласившийся назвать Своим Телом всю Церковь Божью и каждого из нас в отдельности сделавший членами друг друга, даровал всем нам быть близкими ко всем по согласованности, свойственной ее членам» 951 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Коллектив авторов Скачать epub pdf М. Васильев. Власть и положение римских епископов в Церкви по учению Василия Великого 1126 Римская церковь в доказательство своего учения о едином видимом главенстве в Церкви Римского папы ссылается, между прочим, на особое уважение к Римским епископам древних восточных отцов Церкви. В своем очерке мы постараемся показать, как смотрел на власть и положение Римского епископа один из величайших отцов Церкви IV века св. Василий Великий . Предпринимая на себя труд изложить взгляд Василия Великого на власть и положение Римского епископа, мы, естественно, должны решить два вопроса: признавал ли св. Василий Великий за Римским епископом какие-либо особые права и преимущества по сравнению с прочими западными и восточными епископами, и если признавал, то в чем полагал эти преимущества. В творениях Василия Великого мы не находим прямого ответа на поставленные вопросы. Тем не менее на основании отдельных мест из его творений и особенно на основании сохранившихся писем Василия Великого к папе Дамасу и к западным и восточным епископам мы можем дать на тот и другой вопросы довольно определенные ответы. Св. Василий Великий в первый раз обращался за помощью на Запад в самый разгар арианских гонений на Востоке. Арианская ересь, осужденная в 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее, продолжала существовать и после него. Дело Ария продолжили его сторонники и последователи. В 364 году с восшествием на византийский престол императора-арианина Валента арианство особенно усилилось на Востоке и грозило окончательно ниспровергнуть здесь Православие. Вот как описывает состояние Восточных церквей за это время св. Василий Великий : «Весь почти Восток, приводится в колебание великою бурею и волнением, потому что ересь, давно посеянная врагом истины, Арием, снова ныне возникла с бесстыдством и, как горький корень, принеся плод, одерживает уже верх тем, что предстоятели правого учения во всех епархиях по клеветам насильственно лишены своих церквей и управление делами передано уловляющим души людей простосердечных» 1127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие святого отца Василия Великого, архиепископа Кесарийского Житие святого отца Василия Великого, архиепископа Кесарийского День памяти: 1/14 января Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития отца Василия Великого. Житие святого отца Василия Великого, архиепископа Кесарийского Великий угодник Божий и Богомудрый учитель Церкви Василий родился от благородных и благочестивых родителей в Каппадокийском городе Кесарии, около 330 года, в царствование императора Константина Великого. Константин Великий царствовал от 324 до 337 года. Отца его звали также Василием, а мать – Еммелией. Первые семена благочестия были посеяны в его душе благочестивой его бабкой, Макриною, которая в юности своей удостоилась слышать наставления из уст святого Григория Чудотворца и матерью, благочестивой Еммелией. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарии (к северу от Кесарии Каппадокийской) составил Символ веры и каноническое послание, а кроме того написал ещё несколько сочинений. Умер в 270 г., память его 17 ноября. Отец же Василия наставлял его не только в христианской вере, но учил и светским наукам, которые ему были хорошо известны, так как он сам преподавал риторику, т. е. ораторское искусство, и философию. Когда Василию было около 14 лет отец его скончался, и осиротевший Василий два или три года провел со своею бабкою Макриною, невдалеке, от Неокесарии, близ реки Ириса, в загородном доме, которым владела его бабка и который впоследствии был обращен в монастырь. Отсюда Василий часто ходил и в Кесарию, чтобы навещать свою мать, которая с прочими своими детьми жила в этом городе, откуда она была родом.    По смерти Макрины, Василий на 17-м году жизни снова поселился в Кесарии, чтобы заниматься в тамошних школах разными науками. Благодаря особой остроте ума, Василий скоро сравнялся в познаниях со своими учителями и, ища новых знаний, отправился в Константинополь, где в то время славился своим красноречием молодой софист Ливаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Закрыть itemscope itemtype="" > Врата ада и коронавирус не одолеют Церковь Христову! Обращение Василия Бойко-Великого из заточения 06.04.2020 2587 Время на чтение 4 минуты 9 Мар та 2020 года наш автор — историк Леонид Болотин обращался к читателям «Русской Народной Линии» с просьбой о молитве об узнике Василии Бойко-Великом в связи с назначенным на 11 Марта заседанием Мосгорсуда по апелляции В.В. Бойко-Великого по вопросу о его аресте. Однако накануне — поздно вечером 10 Марта стало известно, что заседание отложено на неопределенный срок. Судебное заседание в Мосгорсуде всё же состоится 6 Апреля по апелляции на решения Басманного суда от 17 февраля, но без членов семьи и соратников В.В.Бойко-Великого, только при адвокатах в зале, а сам узник будет «присутствовать» в прямой телетрансляции из СИЗО. В связи с этим Леонид Болотин вновь просит наших читателей вознести молитвы о смягчении участи узника Василия. В своем письме в редакцию Л.Болотин ссылается на слова монаха — духовного чада Архимандрита Георгия (Саввы; †18 июня 2011 года): «Господи, спаси узника Василия! По-моему, я Вам уже писал или говорил, что наш Старец Георгий ещё давно сказал игуменье Тавифе про Василия Вадимовича: “Это наш человек. Ему надо помочь...”. Так понимаю, теперь мы можем помочь ему только молитвой. Спаси его, Господи!». Также Л.Болотин просит редакцию «РНЛ» опубликовать переданное ему с оказией обращение Василия Бойко-Великого . Борьбу с Церковью от начала времен ведет враг рода человеческого. И сейчас, ссылаясь на пандемию коронавируса, в разных странах по-разному ограничивают Богослужения, якобы чтобы люди не смогли заразиться. Как во времена гонений на первых христиан, в некоторых странах Европы православные вынуждены проводить Богослужения тайно, потому что другой возможности у них нет. Почему не пишут о том, что можно заразиться в аптеке (или продуктовом магазине), и поэтому надо все аптеки (да и все вообще магазины) закрыть? За посещение аптеки нигде не арестовывают и не штрафуют. Всё просто: если в Божьих храмах будет регулярно совершаться Божественная Литургия и другие Церковные службы и все верующие (в том числе, конечно, и миряне), будут возносить свои молитвы ко Господу, то Божией Милостью, заступничеством Пресвятой Богородицы и святых угодников моровая язва обойдет стороной народ и страну, и жертв будет мало. Если же храмы Божии будут закрыты или участие в службах будет существенно ограничено, то Благодать Божия отступит от маловерного народа и страны, и враг рода человеческого может собрать большую жатву погибших. Так показывает двухтысячелетний опыт Церкви. Неверующие не могут вместить сие по одной простой причине: по своему неверию. И обьяснять им весьма сложно, а по существу, как правило, безполезно.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/06/vr...

Торжок. Церковь Василия Великого. Васильевская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Васильевская церковь построена в 1723, 1773, 1840 годах. Колокольня 1760 год.Дом притча – середина 19 века. Сторожка, ограда с воротами – первая половина 19 века.Церковь закрыта в 1934 – 1936 годах.В настоящее время в ней размещается ГУП «Тверьреставрация». Источник информации: «Краеведческий альманах» 2004 год, г.Торжок. Близ бывшей Московской заставы стоит храм во имя святителя Василия Великого. В средние века на этом месте существовал женский монастырь. Впервые он упоминается в 1372 г. в связи с разорением Торжка тверским князем Михаилом Александровичем. После литовского разорения в 1606 году монастырь вторично был возобновлён и обращён в мужской. В Писцовой книге Торжка 1625 г. о нём сообщалось: " Монастырь Василя Кесарейского, а в нём храм Во имя Василия Кесарейского древян клецки, а в приделе Олексей Митрополит ... а в монастыре строитель Иосиф да брати два старца, да два детёныша " . В 1690 г. монастырь вновь стал женским, его приписали к Новоторжскому Воскресенскому девичьему монастырю. Первоначально церкви в монастыре были деревянными с деревянными же на столбах колокольнями. В 1733 г. была построена каменная церковь. В 1760 г. к ней была пристроена каменная колокольня и церковь была освящена во имя Успения Божией Матери с приделами евангелиста Василия Великого и св. Алексия, московского митрополита. В 1764 г. монастырь был обращён в приходскую церковь. В 1840 г. она была обновлена, придельные храмы расширены и перестроены. В начале ХХ в. левый придел храма был посвящён св. Василию Великому, правый - Божией Матери Скорбящих радости. Кроме храма, до нас дошли также дом причта (середина, XIX в.), монастырская сторожка (первая половина XIX в.), ограда с воротами (XIX в.). Они составляют единый архитектурный ансамбль XVIII-XIX вв. Среди реликвий храма находилась «старинная на холсте плащаница», которую в 1901 году передали в Тверской губернский музей. Храм был закрыт для богослужений в 1932 г.

http://sobory.ru/article/?object=11609

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование благочестивейшего царя и великого князя Василия Шуйского Храброго Через три дня по кончине царя Димитрия все бояре и синклит и народ великой Москвы, без согласия всего народа великой России  и прочих городов и начальников, провозгласили царем великой Москвы и всей России Василия Шуйского. Бояре и синклит, пришедши с ним во всечестный соборный храм Пречистой Богородицы, в понедельник, с архиереями без патриарха кир Игнатия, низложенного в воскресение с патриаршего трона без какого-либо законного расследования, пропели молебен. В следующее воскресение, 26 мая месяца, во всечестном храме Пречистой Богородицы архиереи, имея во главе Исидора, преосвященнейшего митрополита Великого Новгорода, короновали сего царя Василия Шуйского, взявши с князя Василия Шуйского предварительно клятву, в присутствии всех и пред св. крестом, в том, что он не будет невинно пытать бояр и народ по каждому делу; что пусть не наказывается отец за сына, ни сын - за отца, ни брат - за брата, ни родственник - за родственника, только виновник пусть несет наказание, после тщательного расследования, по законам, согласно с виною его, а не так, как прежде [было] во времена царя Бориса, который за одного преступника наказывал многих, и происходили [отсюда] ропот и большая несправедливость. Царь этот Василий оказался весьма скупым и неблагодарным, и не воздал почестей воинам и не дал обычных даров боярам и священникам, которые раздавали прежние цари, под тем предлогом, что его предшественник, царь Димитрий, расточил царскую казну, а он значительно увеличил ее, потому что получил многочисленные подарки от бояр и народа и бояр польских и не успел отдарить их; все подарки остались в царской казне. По этой причине быстро начались для него многие бедствия и создались поводы к многочисленным скандалам для него со стороны обиженных бояр и всего народа, провозгласивших, что царь Димитрий убежал.

http://sedmitza.ru/lib/text/439035/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010