Его апостольское усердие настроило против него местных потурченцев, которые задумали его убить, чтобы уклониться от опасности, но одновременно и помочь своему народу, св. Василий отправился в православную Россию, через какое-то время он вернулся со многочисленными и щедрыми подарками, святыми облачениями и богослужебными книгами, а также привез и небольшую денежную сумму для своего народа. Подарки эти он отдавал небогатым храмам в Герцеговине, а также и нуждающемуся в помощи народу. Одновременно он стал восстанавливать многие опустевшие и обветшавшие церкви, учредил народную школу в Тврдоше и при приходских храмах. Помочь ему в этом благотворительном и просветительском деле он пригласил иеромонахов Тврдоша и приходских священников. Но лукавый враг человека и в этот раз не дал ему покоя. Его враги снова возненавидели св. Василия прежней ненавистью. Враждебно к нему относились, с одной стороны, потурченцы, а с другой, агенты католической унии. Его неустрашимое усердие и неустанная апостольская деятельность только усиливали ненависть и суровость богоотсупников, снова пришлось уйти. Он, этот светоч веры православной и добродетельной жизни, решил уехать на Афон. Он отправился из Тврдоша в Оногошт (Никшич) и жупу никшичскую, а оттуда в монастырь Морача. Из Морачи, через Васоевиче и Будимлю, он дошел до монастыря Джурджевы Столпы, продолжив потом свою дорогу в Печ. В Печи он побывал у Святейшего Патриарха Печского Паисия Яневаца (1614-1647), которому подробно рассказал о горестном и тяжком положении православных сербов в Герцеговине, о их страданиях, турецких бесчинствах, о лукавой пропаганде католиков. В конце он выразил свое желание уехать на Святую Гору, попросив у Святейшего на это благословения. Мудрый патриарх Паисий сразу понял, что архимандрит Василий отличается великими духовными добродетелями и способностями. Патриарх восхищался пастырской деятельностью св. Василия, поэтому он сразу решил возвести его в сан архиерея. Но сначала он ему разрешил уехать на Афон, посоветовав там не задерживаться, а быстро вернуться в Печ. Патирарх видел, что перед ним человек Божий, и знал, что только такой человек может помочь страдающему православному народу Захолмской области.

http://pravicon.com/info-1939

Когда, в 1348 году, великий магистр Дусмер учинил набег на Литву, Наримунд спешил с войском на помощь брату своему Ольгерду, и утонул в реке Страве, во время битвы Стравинской, где литовцы разбиты был рыцарями. Еще при жизни своей, он отдал Орехов во владение сыну своему Александру, который, по кончине отца, возвратился в Литву, и получил от дяди своего Ольгерда, в пожизненный удел, землю Подольскую. Сын его Патрикей, удельный князь Звенигородский (на Днестре), согнанный с удела двоюродным дядею своим Великим Князем Витольдом, прибыл, в 1397 году, в Новгород с двумя старшими сыновьями своими, Фёдором и Юрием, а в 1408 году переехал в Москву, где Великий Князь Василий Димитриевич выдал дочь свою, Великую Княжну Анну Васильевну, за князя Юрия Патрикеевича 97 . Оба сына сего последнего, князь Василий Юрьевич и князь Иван Юрьевич, находились боярами при своём двоюродном брате, Великом Князе Иоанне Великом. Из трёх сыновей князя Ивана Юрьевича, был особенно известен средний сын, боярин князь Василий Иванович Патрикеев-Косый полководец мужественный, в последствии приявший сан иноческий с именем Вассиана. Оба сына князя Василия Юрьевича находились боярами: Иван Васильевич Патрикеев-Булгак и князь Даниил Васильевич Щеня; сей последний был одним из самых знаменитых русских полководцев; он покорил (в 1489 году), землю Вятскую; присоединил к Великому Княжению Московскому княжество Вяземское (в 1494 году); одержал (в 1500 году), знаменитую победу, на реке Ведроше, над литовским гетманом князем Константином Острожским, победу, где сам Острожский, полководец знаменитый, взят был в плен (битва на реке Ведроше являет ту замечательную игру судьбы, что войском московским предводительствовал потомок Великих Князей Литовских, князь Щеня, а войском литовским потомок Рюрика и Святого Владимира и ревностный поборник православия, князь Острожсшй). По кончине Иоанна Великого, доблестный князь Щеня стольже славно продолжал служить сыну и преемнику его Великому Князю Василию Иоанновичу: громил Казанцев и Крымцев; участвовал в окончательном присоединении, в 1508 году, к Великому Княжению Московскому земли Псковской, а в 1514 году, за год до своей смерти, этот ревностный сподвижник в деле единодержавия и величия России разбил, под Смоленском, польского военачальника начальника Юрия Соллогуба, и овладев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

На сей раз он отправился на Святую Гору Афон. Следуя через Оногош (современный Никшич) и Жупу Никшичскую, святой Василий достиг монастыря Морача, откуда добрался до монастыря Георгиевы Столбы, а затем продолжил свой путь до самой Печи. Прибыв в Печь, святой Василий явился к патриарху Печскому Паисию Яньевцу (1614–1647) и «подробно поведал ему о тяжелом и бедственном положении православных сербов в Герцеговине, об их страдании под насилием и гнетом турецким и о лукавой латинской пропаганде». Затем он сообщил патриарху о своем желании отправиться на Святую Гору и испросил у него на это благословения. Мудрый патриарх Паисий, видя добродетели и духовные дарования святого Василия и изумляясь его пастырской ревности и трудам, решил хиротонисать святого в архиереи. Именно такой архиерей был нужен исстрадавшемуся православному народу Захолмского края. Однако прежде патриарх все же отпустил его на Святую Гору, посоветовав не оставаться там долго, а вернуться в Печь. Святой спокойно добрался до Афона и прожил там целый год. За это время он посетил многие монастыри и скиты, обогатясь духовным опытом афонских подвижников. Дольше всего святой провел в сербском монастыре Хиландаре. По возвращении с Афона святитель Василий опять заехал в Печь и явился к патриарху Паисию. Патриарх созвал сербских архиереев и на праздник Преображения Господня 1638 года хиротонисал святого Василия во епископы, назначив его митрополитом Требиньским с кафедрой в монастыре Тврдош. Несмотря на то, что святому Василию не было и тридцати лет, за праведность жизни он был удостоен епископского сана, приняв на себя служение, столь необходимое для Церкви в те тяжелые времена. Из Печи молодой архиерей прежним путем отправился обратно в Тврдош, где православные встречали его с великой радостью. Святитель без промедления продолжил свои пастырские труды, невзирая на опасности, которые подстерегали его повсюду. Главным его оружием оставалось слово Божие и молитва, сила которой была столь велика, что уже при жизни святой творил чудеса исцелений. В Острог к святому стало стекаться множество народа, ища помощи и утешения в различных несчастьях и скорбях. Святой милостиво помогал каждому своими молитвами и духовными советами, а нередко и милостыней. К милосердию и пожертвованиям на восстановление храмов и монастырей он призывал и других. Так, святитель сподвиг богатого благотворителя Стефана Владиславича с тогдашним игуменом Тврдоша Вениамином привести в порядок эту святую обитель.

http://pravoslavie.ru/112833.html

В Успенском храме монастыря Морача, что стоит на водопадах Светигора, часами можно восхищаться при виде ярких фресок XVI века " Рождество Иоанна Крестителя " , " Крещение царей и пророков " , " Ворон кормит св. Илию " . " Отче, как вы умудрились сохранить эти древности? " - поинтересовался я у инока. " О, надо всего лишь каждые 30 лет аккуратно реставрировать их " , - смиренно ответил тот. Сейчас этот монастырь, основанный сербским правителем Стефаном Неманей, отмечает свое 750-летие. Поражает своим величественным видом Острожский монастырь. Сначала у паломников замирает сердце во время подъема автобуса по однополосному серпантину, когда из окон вместо асфальта видна пропасть. Говорят, за многие десятилетия здесь не было ни одной аварии - это чудотворец и целитель Св. Василий хранит путников и помогает черногорским асам-водителям. Но вот и церковь Святой Троицы Нижнего Острога позади, и затем полчаса странники карабкаются вверх по грубым камням. Но какова награда в конце подъема! Перед нами - белые стены, будто парящие на 900-метровой высоте над уровнем моря, прилепившиеся к влажной, исходящей родниковыми струями горе. Строгий монах приказывает соблюдать полную тишину. Прикладываемся к раке с мощами святого Василия - второго после Саввы Сербского святителя всей Православной Церкви южных славян. Куда повернет черногорский фургон? По историческим меркам совсем недавно, всего полтора столетия назад, черногорское государство строилось по принципу симфонии духовной и светской властей. Последней династией митрополитов, одновременно являвшихся и светскими владыками, были Негоши - Савва, Василий, святой Петр I и наследовавший ему племянник Петр II, успевший поучиться в России, но, к сожалению, очень рано, в 21 год, умерший. Петра I черногорцы до сих пор считают величайшим своим соотечественником, но в отношении к его памяти балканские парадоксы проявляются во всей красе. Прежде всего святитель завещал похоронить себя на живописнейшей горе Ловчен, но не на высочайшем ее пике, а на втором: " Быть может, после меня появится черногорец еще умнее " .

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/17.h...

Преподобный Исайя Оногоштский (Современное название Оногошта – Никшич) поселился и жил здесь во второй половине XVI века в небольшой пещере, на самом верху. Его святые мощи, как некогда мощи святого Саввы, были сожжены во время похода Чуприлича-паши в 1614 году. Но имя подвижника не забылось. Именно его пещеру освятил святой Василий, превратив ее в храм Честного Креста Фрагмент двери в один из коридоров внутри скалы Именно по этой террасе паломники идут к храму Введения во храм Пресвятой Богородицы. Именно стараниями св. Василия она была расписана в 1665 году. Церковь была создана в результате расширения узкой пещеры в скале, которая на западе и на севере была закрыта стенами, а на востоке, как и положено, был построен алтарь. Церковь имеет длину 4,5 м, а в ширину 3,2 м. Узкие низкие ворота находятся на северной стороне Снимать в храме нельзя – об этом нас предупреждает сразу же дежурный монах. Именно во Введенской церкви, крошечной по размерам, провел 15 лет в молитвах Василий Острожский. Здесь же он скончался в 1671 году и был похоронен во Введенской церкви. Его мощи были чудесным образом открыты в 1678 году. Сейчас здесь хранится ковчег с чудотворными мощами Василия Острожского В соседней галерее можно написать записки Мозаичная икона св. Недели Вход в Крестовоздвиженский храм Церковь Честного и Животворящего Креста Господня построена в 1665 году, расписана в 1667, освящена самим митрополитом Василием Церковь как бы врезана в скалу. Проскомидия совершается на специальном углублении в скале. Каменный свод потолка не одинаков по высоте в разных местах и необычно ориентирован: алтарь повернут к югу и занимает самую широкую часть церкви, а вход расположен в самом узком месте В церкви сохранились оригинальные, исключительно ценные росписи, которые покрывают неровную поверхность стен: фрески были созданы в 1666-1667 году знаменитыми сербскими иконописцами Радулом и Йованом. На небольшой площади пещерных стен художники изобразили все великие праздники, а также святых Рядом с церковью растет виноградная лоза, которая взошла на месте смерти святого Василия, несмотря на отсутствие там природной почвы. Лоза закрыта ограждением, на котором находится поклонный крест

http://pravmir.ru/monastyr-ostrog-cherno...

Третий раз святыню спасали в начале июня 1877г., когда Сулейман-паша с боями подошёл к Острогу. Мощи Святителя вновь хранились в Цетиньском монастыре. Русский путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903г., писал: " Мощи эти - величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жён и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего Святителя " . В феврале 1942г. монастырь захватили красные партизаны Тито и провозгласили Острожскую республику. Партизан Миушкович приказал сбросить с монастырской стены икону и мощи Св. Василия, но откуда-то упала граната и осколками ее Миушкович был смертельно ранен. А через несколько дней и его брат погиб недалеко от Острога. В феврале 1942 г., во время обстрела немцами Острога, один снаряд из горного орудия ударил в каменную стену над Верхним монастырём, разбил двери церкви Честного Креста, но не взорвался, а при падении о пол церкви раскололся на две части. Позднее специальным исследованием было выяснено, что снаряд был исправен и должен был разорваться. Очевидно, что Святитель не допустил вреда своей церкви. Снаряд и сейчас хранится в Верхнем Остроге. Один ремесленник с окраины Никшича тяжело заболел. Врачи при осмотре поставили диагноз: полный паралич. Никакое лекарство помочь не могло. Все тело больного было скорчено. Родные хотели отнести его в Острог, к мощам Святителя, но он отказался, так как был атеистом. Через некоторое время Св. Василий сам явился ему во сне и позвал в свой монастырь для исцеления. Поразмыслив, этот человек стал просить, чтобы его отвезли в Острог. Там он исповедался и одну ночь провёл перед ковчегом с мощами Святителя, где над ним читали молитвы. Вскоре он полностью выздоровел и из благодарности Василию Острожскому крестил своего сына в честь Святого. В 1954г. некий Драго Джабаркапа тяжело заболел болезнью желудка. Боли были непереносимыми, и больной уже не мог двигаться без посторонней помощи. Предстояла операция. В марте 1955г. ему приснился необычный сон. Снилось ему, что он идёт незнакомым путём. Всю душу охватил страх. Во сне Драго свернул с дороги в небольшую пещеру. Из мрака появился незнакомый человек и повёл его к небольшой двери. За дверью находилось красивое и очень светлое помещение, хотя ламп нигде не было видно. Незнакомец сказал: " Заночуй здесь, это дом Святого Василия. " Проснувшись, больной рассказал сон своим родителям, и, посоветовавшись с ними, решил поехать с матерью в Острог. В монастыре он провёл два дня, ежедневно читая молитвы Святителю. А после, полностью выздоровев, вернулся домой.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Фактически вся страна как на ладони - далеко впереди видно, как полоса земли обрывается, упираясь в голубую гладь Адриатики. Одним из наиболее чтимых святых сербского народа является святитель Василий Острожский, который прославился в XVII столетии, как неутомимый защитник Православия и духовный просветитель сербского народа. Ныне его нетленные мощи почивают в горном монастыре Острог, в устроение которого святитель вложил немало сил при жизни. Ежегодно сюда стекаются десятки тысяч паломников со всех концов страны. Примечательно, что его чтут, как православные, так и местные мусульмане. Перед мощами святителя Василия верующие сербы произносят присяги, обеты, клятвы. Кстати сказать, местные жители, отправляясь в паломничество, всегда говорят, что идут не «в Острог», а «под Острог», свидетельствуя тем самым, что эта святыня неизмеримо выше приходящего к ней путника. Дорога в монастырь вьется вдоль горы узким серпантином, на ней с трудом могут разъехаться два встречных автомобиля. Придорожных ограждений почти нет, и прямо из-под колес автобуса виден зияющий провал, глубиной несколько десятков метров. Далеко внизу расстилается Белопавличская долина, окутанная дымкой свежей зелени. Наш приезд в Черногорию совпал с разгаром весны, которая в этом году припоздала: деревья только выбросили стрелки свернутых зеленых листочков, но уже в цвету стоят вишни и яблони. На склонах гор пробивается нежная светлая травка, распускаются желтые, белые и лиловые первоцветы, наподобие наших колокольчиков. Монастырь Острог по русским меркам небольшой, его братия сегодня составляет около тридцати человек. Он расположен на трех уровнях - один храм с братскими кельями у подножия горы, чуть выше на склоне еще один храм во имя святого мученика Станко. Мощи святителя почивают в маленькой Введенской церкви, на высоте 900 метров над землей. В этой церкви некогда служил сам святой Василий. У его мощей монах вполголоса читает акафист святителю, читает на сербском языке, но все вполне понятно. Делая земные поклоны, прикладываемся к честным останкам святителя; сзади полыхают фотовспышки - журналисты стремятся запечатлеть торжественный момент. Отношение к святым мощам у жителей Балкан несколько иное, чем у нас, в нем царит большая простота. Останки святых не скрывают от глаз верующих драгоценные раки, как правило, они прикрыты лишь стеклом. Да и само почитание святых мощей, которыми изобильно одарена Богом Сербская земля, несколько иное. В описании чудес святого Василия не раз говорится о том, как страждущие, помолясь угоднику Божию в надежде получить исцеление от его нетленных мощей, оставались спать прямо в церкви под ракой святителя, а, проснувшись, чувствовали себя уже здоровыми.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

– А чем объясняется такая нетерпимость? – Религиозной составляющей, наверное, так и должны проходить «битвы цивилизаций». Казалось бы, захватили, разграбили, обложили податью. Зачем храмы разорять, жечь иконы, «книги старовечные», о чем мы читаем в посланиях Богдана Хмельницкого, казацких летописях? Павел Загребельный, автор знаменитых исторических романов, удивлялся, что на Украине, в отличие от России, не сохранились ни иконописные школы, ни летописные. Наши главные книги – «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», «Киево-Печерский патерик» и прочие – сохранились лишь в летописях северной Руси, хотя эти земли тоже были под монголо-татарским игом. Почему? Потому что монголы вели захватническую войну, им как-то все равно было, во что веруют завоеванные народы, а католицизм – религиозную. Михаил Грушевский писал, что уния стремилась вытравить «саму душу» украинского народа. Отсюда нетерпимость. Правда, надо сказать, что наши казаки во время восстаний и освободительных войн тоже никакой терпимостью не отличались. В Бресте, кстати, сохранилась Николаевская церковь, где папские легаты, представители короля, митрополит Рогоза и пять православных епископов учредили эту злополучную унию. Если церквушку впервые посещаешь, то оторопь берет: она-то небольшая, если столы и лавки поставить, то человек двадцать только и поместятся. И здесь горстка людей совершила деяние, обернувшееся вековым кровавым противостоянием. Впрочем, и православный Собор, созванный князем Константином Острожским и Константинопольским экзархом Никифором, тоже заседал тогда в частном доме. На нем были анафематствованы Рогоза и прочие отступники. Эти константинопольские  анафемы до сих пор не сняты. Власть ответила репрессиями. Того же экзарха Никифора уморили голодом в тюрьме. – Но при Екатерине Великой началось разуниачивание Украины и Белоруссии? – Да. После разделов Польши и включения ее земель в состав Российской империи. За исключением Галиции, которая отошла к Австро-Венгрии. Униатов возвращали в православие, порой тоже с насилием, а для римо-католиков никакой новой унии (типа «православных западного обряда»), никто не выдумывал. Напротив, белые цари строили им роскошные храмы – например, в Киеве Александровский и Николаевский костелы. Однако за время униато-православных войн сформировалась стойкая, антиуниатская ментальность украинцев. Тарас Шевченко, духовный отец украинского народа, пожалуй, ни одного униата никогда в глаза не видел, да и католики ничего плохого не могли ему сделать, но вот его творчество – антиуниатское и антикатолическое. Папу Римского он вообще считал чуть ли не центром мирового зла: «Кругом неправда неволя,//Народ замучений на годований сидить.//Людською рай у найми Католики ответили тем, что прокляли и сожгли стихи поэта.

http://radonezh.ru/analytics/vasily-anis...

(Б-ка Вильнюсского ун-та. ОР. F5-B4-915. Л. 1-1 об.; печать на документе представляет редкую сфрагистическую традицию: на ней изображены профили 2 святых (на печати К. под грамотой Брестского Собора 1596 г. об унии помещены изображения шляхетских гербов, в т. ч. семейного герба Сас)). После того как 18 февр. 1585 г. Луцкий и Острожский еп. Иона (Борзобогатый-Красенский) был приговорен к банниции, К. получил от короля 9 мая 1585 г. номинационную грамоту на Луцко-Острожскую кафедру. По-видимому, назначение состоялось по ходатайству кн. Острожского (в письме Яна Замойского П. Тилицкому от 8 апр. 1585 говорится, что Луцкой епархией должен руководить приятель киевского воеводы). Анонимный автор кн. «Пересторога» также был уверен в том, что К. получил Луцкую епископию «по представлению князей пана воеводы киевского... и в большой ласке у него был». Когда 9 сент. 1585 г. королевский коморник начал вводить К. в управление Луцкой епархией и передавать ему соборную ц. св. ап. Иоанна Богослова, то оказалось, что невестка еп. Ионы (Борзобогатого-Красенского) Анна Василева Борзобогатая и ее сыновья Константин и Василий забрали из луцкого собора 16 грамот, подтверждавших имения кафедры, пергаменное Евангелие и драгоценную утварь. При передаче новому владыке архиерейских имений обнаружилось, что нек-рые из них разорены еп. Ионой и его детьми, другие обменены, третьи подарены им его родным. К. предал суду «капитулу епископии Луцкой», обвинив клирошан в том, что они вместе с покойным епископом разорили имения кафедры. В мае 1586 г. клирошане и в суде в Луцке, и перед митрополитом объяснили, что они ни в каких сделках еп. Ионы по имениям не участвовали. К. получил обратно часть церковного имущества, использовав разные способы, включая вооруженное нападение; по обычаю тогдашних магнатов, К. имел собственные пушки и отряд вооруженных гайдуков. Обширные имения Луцкой кафедры были разбросаны по территории епархии. Отдельные группы имений создавали волости, что облегчало управление ими. Так, в состав Рожищской волости входило 6 церковных поселений (Рожище, Жолобов, Подтопольное, Кобче, Воля (Пожарище) и Дубище).

http://pravenc.ru/text/1840347.html

В конце встречи руководители области обратились к Блаженнейшему Владимиру с необычной просьбой: помолиться за победу харьковского " Металлиста» в матче с " Илличевцем», который должен был состояться этим же вечером. Оказывается, от результата этой игры зависело, станут ли харьковчане после долгого перерыва призерами чемпионата Украины и смогут выступать в еврокубках. Владыка выполнил просьбу, и надо сказать, что харьковские футболисты были неудержимы: уже за 15 минут первого тайма двумя безответными головами в ворота соперника они решили судьбу матча. Так что вечером праздничный фейерверк в честь юбилея Харьковского Собора слился с фейерверком в честь славной победы " Металлиста». Главные юбилейные торжества этого дня прошли в Харьковском государственном академическом театре оперы и балета им. Н.В. Лысенко. Здесь состоялась " торжественная академия» в честь 15-летия Харьковского Архиерейского Собора. Харьковские теле- и радиоканалы вели прямую трансляцию этого события. На " академию» прибыли участники исторического Собора: митрополиты Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Симферопольский и Крымский Лазарь, Луганский и Старобельский Иоанникий, Донецкий и Мариупольский Иларион, архиепископ Ровненский и Острожский Варфоломей, а также архиереи и священники из многих епархий Украины. На тожественном заседании был заслушан доклад митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима о значении Харьковского Собора для Православной Церкви в Украине, который зачитал викарий Харьковской епархии епископ Онуфрий. Затем с возвышенными речами выступили губернатор, председатель облсовета и мэр Харькова. Василий Салыгин провел аналогию майской победы нашего народа над фашизмом с победой, и тоже майской, участников Собора над антицерковными силами тьмы. Выступления прерывались аплодисментами, свидетельствовавшими о еще достаточно редком у нас единстве властей предержащих и верующих в понимании роли и миссии нашей тысячелетней Церкви. В своем слове Блаженнейший Митрополит Владимир сказал, что в тяжелое для Церкви время люди объединялись, чтобы сохранить православную веру. Он отметил терпение и мужество митрополита Никодима и вручил ему специально изготовленный памятный знак в честь юбилея Харьковского Собора. Затем состоялся праздничный концерт мастеров искусств, по окончании которого власти города дали прием в честь участников юбилейных торжеств.

http://pravoslavie.ru/22236.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010