Княгиня Гальша Острожская Знаменитая Гальша (Эльжбета) Острожская, племянница князя Василия-Константина, была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой. За обладание ее рукой велись настоящие домовые войны, о которых мы вкратце немного расскажем, но богатство ее, знатность рода и прочие атрибуты благополучия не принесли ей, как ни парадоксально, личного счастья. Она прожила очень недолго – всего 43 года, и умерла в Дубно то ли от черной меланхолии, то ли от психического расстройства, в одиночестве, несмотря на то, что трижды побывала замужем: «В последние годы своей жизни княгиня страдала от глубокой депрессии» (Википедия). Гальша-Эльжбета вошла в историю и прославилась не просто несметными сокровищами и грунтами, и не только своей невероятной по приключениям и перипетиям недолгой жизнью, но прежде всего тем, что основала в Остроге знаменитую академию, куда съехались со всей Европы выдающиеся ученые, поэты, мыслители и писатели. Первым ректором академии был Герасим Смотрицкий, преподавали здесь такие известные люди, как Демьян Наливайко, Василий Суражский, Кирилл Лукарис, Ян Лятос (Лятош), Иван Княгиницкий, полемист с униатами Клирик Острожский и прочие. Здесь в 1581 году впервые была подготовлена и напечатана первая полная церковнославянская Библия, нареченная по месту и по фамильному прозвищу меценатов Острожской. Это масштабное по тиражу и объему издание, напечатанное книгопечатником Иваном Федоровым, было одной из главных целей основания типографии, так как оно должно было стать культурным противовесом польской католической экспансии. Гальша Острожская была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой К типографии в Остроге самое непосредственное отношение имел и преподобный Иов Почаевский, который до переселения в Почаев в 1604 году более 20 лет был насельником Дубенского Крестного монастыря и духовником князя Василия-Константина. Под его попечительством переводились и издавались здесь труды отцов Церкви. После отъезда Ивана Федорова во Львов в 1582 году Острожская типография продолжила свою работу.

http://pravoslavie.ru/153912.html

Чудеса святителя Василия Острожского. Часть 1 HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Чудеса святителя Василия Острожского. Часть 1 Многие паломники, которые не в состоянии привести своих больных к мощам святого, приносят их одежду и оставляют ее под ракой, чтобы она пробыла здесь хотя бы одну ночь. Кроме одежды, приносят и пищу, чаще всего сахар, и поступают таким же образом. По этому случаю, хранитель раки читает над принесенным молитву. Затем освященные вещи забирают с собой и относят их больным, веря, что и таким образом св. Василий поможет им. Память свт.Василия Острожского празднуется 29 апреля/12 мая Исцеление тяжело больной женщины Книга " Чудесные исцеления и явления святого Василия Острожского " В августе 1957 г. в Верхний монастырь привели тяжело больную женщину, по имени Лена Юнчай, из села Друме. Привели ее муж и деверь. Лена была настолько больна, что с железнодорожной станции Острог мужчины несли ее до монастыря с большим трудом. Добравшись до Верхнего монастыря, они сразу вошли в церковь и приступили к раке с мощами святого Василия. Они попросили, чтобы над больной была прочитана молитва о здравии, что и было сделано. После молитвы родственники попросили, чтобы их больная осталась ненадолго полежать под ракой с мощами, и получили на это благословение. Больная заснула под ракой с мощами и проспала около двух часов. Потом ее разбудили, и вместе они отправились домой. Больная чувствовала себя намного лучше. Добравшись до дома, она начала ощущать прилив сил и вскоре совершенно выздоровела. Спустя несколько дней, пришло письмо от ее родных, в котором они сообщали, что Лена полностью выздоровела. Все они благодарили Бога и святого Василия. В сентябре 1956 года на поклонение мощам свт. Василия пришел Драго Чабаркапа из села Врулье, что под Плевальем. Он рассказал следующее: «Более двух лет у меня часто болел желудок. Я обращался к врачам в Плевалах, Приеполье и Сараево. Врачи были в недоумении по поводу характера моего заболевания. В конце концов, они выяснили, что у меня язва желудка.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Острожский монастырь — любимое место паломничества балканских христиан. В нем покоится один из самых почитаемых сербских святых — Василий Острожский. Здесь можно увидеть такую картину: паломники снимают обувь и босиком идут в гору пять километров – к мощам святого Василия. Святой Василий Острожский основал монастырь в скале на высоте 900 метров над уровнем моря. Дорога, которая к нему ведет, выглядит очень опасной — узкий серпантин практически без ограждения. Автобус, чтобы повернуть, вынужден свой нос заносить прямо над пропастью. Туристы обычно в эти моменты испускают вздох ужаса. Но гид всех успокаивает: «Друзья, не волнуйтесь, на этой дороге за все годы существования монастыря (а монастырь никогда не закрывался — прим. Ред.) не было ни одного несчастного случая. Святой Василий хранит всех, кто к нему приезжает». По сербским меркам монастырь не такой уж древний — он был заложен в середине XVII века и получил свое название благодаря горному утесу в его основании. Обитель состоит из двух частей: Верхней и Нижней. Самый красивый — Верхний монастырь (на высоте 900 метров) с вырубленными в скалах церквями Пресвятой Богородицы и Животворящего Креста, похожими на два крыла летящей белой чайки. Кажется, он парит в воздухе. В этих труднодоступных местах издревле селились монахи-отшельники. Но монастырь здесь появляется только в XVII веке, и связано это с именем великого сербского святого Василия Острожского. Время жизни св. Василия совпало с турецким владычеством в Сербии, сравнимым по масштабам разорения с монголо-татарским игом на Руси. (Только турки еще более жестоко, чем монголы, расправлялись с местным населением, исповедавшим Православие.) В те годы многие люди оставляли христианскую веру в обмен на «чечевичную похлебку» от властей. Святой Василий (в миру Стоян) родился в 1610 году в бедной крестьянской семье. Его родители, несмотря на гонения, открыто исповедовали христианство. Мальчик с детства не стеснялся проявлять свою любовь ко Христу. Видя это, соседи-вероотступники, принявшие ислам, собрались ходатайствовать перед властями, чтобы мальчика забрали в янычары (солдаты в войске Османской империи, состоявшем в том числе и из христианских юношей, которых забирали у семей, не желавших переходить в ислам). Тогда родители Стояна приняли решение отдать мальчика в монастырь, где игуменом был его дядя, Серафим, оказавший на будущего святого большое влияние.

http://pravoslavie.ru/54304.html

Закрыть Защитник Балкан †12 мая 1671 года, 340 лет назад преставился ко Господу свт. Василий Острожский, чудотворец 12.05.2011 202 Время на чтение 7 минут Несколько раз доводилось мне бывать на Балканах. Но особенную радость испытала я, приехав после Пасхи Господней в Черногорию в Острожский монастырь на празднество самого почитаемого у южных славян свт. Василия Острожского. Со всех концов бывшей Югославии, из Болгарии, Румынии, Польши, Греции едут в этот день тысячи людей к великому чудотворцу. Много было паломников из России. Я узнала, что сотни наших православных детишек исцелились на горе Острог у мощей свт. Василия. Он очень любил детей. Говорил в своих проповедях о том, как важно обрести веру в детстве, впитать с молоком матери. Ощущать, что Православие необходимо тебе как воздух. Это с раннего детства ощутил на себе он сам, Стоян Йованович, будущий митрополит Василий Острожский. Стоян родился в декабре 1610 года в Герцеговине, в Хумском крае, в селе Мрконич в Поповом Поле, на земле святого Саввы Сербского, научившего свой народ, что вера дороже жизни и ради неё можно отказаться от всего. Так считали и Пётр и Анна Йовановичи - родители будущего святителя. Сам мальчик так любил храм, что заходя в него по нескольку раз в день, истово клал земные поклоны, благоговейно целовал пол храма, по нескольку раз прикладывался к Святому Кресту и иконам. Жили Йовановичи очень бедно, на грани нищеты, но всегда на столе стояла тарелка для бедного путника, а Стоян делился последним куском хлеба с маленькими пастушками, с которыми вместе пас скот. Во времена жестокого владычества турков некоторые черногорцы становились предателями. Православные с презрением называли их «потурченцами» и предавали смерти. Именно такие вероотступники были соседями маленького Стояна. Они возненавидели благочестивого мальчика. Не раз хотели его убить, но Господь ограждал отрока. В то время у него уже появился дар чудотворения. Чтобы оградить сына от искушений, которые с юности до смерти преследовали будущего святителя, родители отвезли его в монастырь Завала, где игуменом был его дядя Серафим. Здесь была прекрасная школа и высокообразованные иноки. Рвение мальчика к изучению Священного Писания и святоотеческого наследия превзошло все ожидания. Зрелость суждений юного богослова поражала старцев. Душа его горела любовью к Богу, предвещая великое будущее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15/28 июля) через правнука Святополка Михаила, князя туровского (1080–1093), великого князя киевского († 1113). Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ – и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием – гуситский строй, так называемые таборы, усвоенный украинским казачеством). В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году, по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине XV века в глубокой старости. Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа/10 сентября). Прославление, очевидно, было в конце XVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальпофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле». Феодор и Василий Печерские, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (мон-рь Острог) [серб. Bacuлuje Острошки] (Стоян Йованович; 28.12.1610, с. Мрконичи, Попово-Поле, Герцеговина - 29.04.1671, мон-рь Острог, Черногория) свт., митр. Герцеговинский (Требинский, Захумский и Скендерийский), чудотворец (пам. 29 апр.). Род. в бедной семье, с детства отличался благочестием. Грамоте учился у настоятеля мон-ря Завала иером. Серафима, к-рый, как утверждают нек-рые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в мон-рь Тврдош , где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. Ок. года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), к-рый вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это тур. власти преследовали В. О. и сфабриковали документы, из к-рых следовало, что он одобрил заключение унии. В. О. был вынужден покинуть Сербию и по благословению Патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, В. О., прожив ок. года на Афоне, отправился на поклонение рус. святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от рус. царя и духовенства, но в рус. источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси. Нек-рые исследователи, напр. еп. Шумадийский Савва , подпись «аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе» в книге, принадлежавшей мон-рю Тврдош и датированной 13 февр. 1639 г., относили к В. О. Однако маловероятно, что В. О. был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Серб. историк Л. Стоянович различает В. О. и митр. Захумского Василия из записи 1639 г. ( Записи. 3. С. 299). Первое несомненное упоминание о В. О. как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 г. (Там же. 1. С. 368, 1466). Патриарх Печский Гавриил I 27 нояб. 1651 г. назначил В. О. на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.

http://pravenc.ru/text/149759.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Они совершают безумие революционным способом» Сегодня в Никшиче пройдёт церковно-народный собор в защиту Сербской Православной Церкви 21.12.2019 930 Время на чтение 4 минуты Сегодня, 21 декабря, в Никшиче пройдёт церковно-народный собор в защиту Сербской Православной Церкви. Как сообщил в интервью РИА Новости глава юридического совета Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви протоиерей Велибор Джомич, «на Церковно-народном соборе 21 декабря в Никшиче наши архиереи, священники и верующие у мощей святителя Василия Острожского проведут молебен. В той беде, в которой оказался народ и Церковь из-за законопроекта, мы выскажем ясную позицию и пошлем четкий сигнал, что таким образом нельзя относиться к Церкви и унижать ее в Черногории... Это, очевидно, является частью некой политической кампании. Но от нас зависит сделать все, что в наших силах, и Господь нам поможет, и мать-Россия». Власти Черногории совершают безумие продвижением закона о религиозных объединениях и попытками создать «автокефальную» церковь на ложных исторических основаниях, заявил РИА Новости митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. «Что касается нашего церковно-народного собора, это будет богослужение у мощей Святого Василия Острожского, которые доставим в Никшич. Наша молитва о том, чтобы Господь и Святой Василий подарили разум властям Черногории и чтобы закон, который они приготовили, был отозван», - сказал владыка Амфилохий агентству на русском языке. «Закон, который они хотят принять сейчас, в XXI столетии, на самом деле, является продолжением ленинизма, сталинизма и титоизма. А вы, россияне, знаете, что это значит. Это отъем не только церковного имущества, но и храмов и монастырей», - заявил сербский архиерей. Митрополит опроверг мнение властей страны о якобы упраздненной независимости Черногорской митрополии в 1918 году, во время вступления Черногории в Королевство сербов, хорватов и словенцев, будущую Югославию. «Это ложь, потому что митрополия существовала до и после 1918 года и создала Черногорию как государство с помощью России. Она участвовала в возобновлении Сербской церкви - ПечскойПатриархии (расформирована Османской империей в 1776 году – ред.) и с 1922 года продолжает жить, а все ее имущество и храмы принадлежат СПЦ, которая восстановлена с помощью Синода Русской Церкви», - отметил митрополит Амфилохий и добавил, что с 1833 до 1918 года митрополиты Черногории рукополагались Синодом Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/21/on...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кале» Василий Уходящие старцы: архимандрит Василий (Квргич) 24.12.2020 596 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.Ru Накануне памяти свт. Николая 18 декабря отошел ко Господу еще один сербский подвижник, простой и немногоглаголивый игумен монастыря Моштаница архимандрит Василий Квргич (1945 – 18.12. 2020 +). Архимандрит Василий (Квргич) Он родился в 1945 году в местечке Янье в Боснийской Краине. В марте 1960 года в возрасте 15 лет пришел в Моштаницу, чтобы больше никогда из нее уходить, и отдать обители 60 лет жизни. Закончив монашескую школу в Овчар Бане, в 1964 году он был рукоположен в диакона, а в 1969 в иеромонаха. Все, что сейчас есть в этом древнем монастыре – это заслуги отца Василия, как строителя, духовника и молитвенника. В 1969 году он построил новую деревянную колокольню, в 1972 – новый жилой корпус. В 1980 году купил на свои средства 200 кубометров камня и оградил монастырь новой стеной, в 1999 году построил новую колокольню, а затем церковь свт. Василия Острожского, освященную в 2002-ом. Затем отец Василий взялся и за обновление древнего храма в честь Архангела Михаила, одной из красивейших монастырских церквей во всей Боснии. Работы начались в 2007 году с укрепления фундамента, а в 2012 году прошло торжественное освящение. Он привел в порядок большой монастырский двор и окружающую территорию. Сам по себе монастырь Моштаница всегда был одним их значимых центров духовной и национальной жизни православных сербов не только Боснийской Краины, но и всей Боснии и Герцеговины. Основанный в XVI веке он на протяжении своей долгой и бурной истории был девять раз разрушен и вновь возрожден. Первое письменное упоминание о нем относится к 1579 году и находится в «Отечнике», хранящемся сейчас в монастыре Хиландар на Афоне. Находясь на границе Османской и Австрийской империй, обитель часто страдала от военных действий, а еще чаще от гнева турецких завоевателей, но неизменно восстанавливалась трудами верующих. В 1941 году монастырь разорили хорватские фашисты усташи, но после войны он вновь был восстановлен. В 1951 году обитель признана памятником культуры.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/24/kale_v...

Образ Сербии. Православная Босния На северо-востоке современной Боснии расположена Зворницко-Тузланская епархия Сербской Православной Церкви. Ее основание связано с именем сербского короля Драгутина (конец XIII – начало XIV вв.). В XV веке кафедра православных митрополитов находилась в Сребренице. Во время турецкого владычества кафедра располагалась в приобретшем особое значение Зворнике. В XVI веке Зворницкая епархия находилась в составе сербской Печской Патриархии, но после ее упразднения в 1766 году оказалась под юрисдикцией Патриархии Константинопольской, а на кафедру стали назначаться епископы-греки. В середине XIX века кафедра была перенесена в Нижнюю Тузлу. После Берлинского конгресса 1878 года Босния и Герцеговина попали под управление Австро-Венгрии. В 1892 году митрополитом Зворницко-Тузланским назначен серб Николай Мандич, при котором жизнь епархии развивалась во всех отношениях. Начало Первой мировой войны было ознаменовано для епархии погромами православного населения и террором австрийской военной администрации. После войны Зворницко-Тузланская митрополия вошла в состав восстановленной единой Сербской Патриархии. В годы Второй мировой епархию вновь постигли тяжелые испытания. Оказавшись на территории марионеточного Независимого Хорватского государства, она в полной мере испытала на себе террор усташей, осуществлявших геноцид православного населения. Мученическую кончину приняли многие священнослужителей, пострадали десятки храмов, подверглись уничтожению церковные архивы и библиотеки. В то же время на Церковь обрушился террор коммунистов, который продолжился и после окончания войны. Несмотря ни на что, в послевоенные годы под руководством епископов Нектария, а затем Лонгина шло восстановление церковной жизни. В 1978 году на кафедру назначен нынешний епископ Зворницко-Тузланский Василий (Качавенда). С приходом владыки Василия епархия пережила настоящее возрождение. Во время гражданской войны 1991–1995 годов на территории епархии шли ожесточенные бои. Сербские святыни и церковные объекты разоряли исламские фундаменталисты и хорватские националисты-усташи. Из-за артиллерийских обстрелов епископского двора владыка Василий вынужден был перенести свою резиденцию из Тузлы в Биелину. По окончании войны владыка Василий делает все возможное для оживления церковной жизни, восстановления разрушенных и строительства новых святынь. В настоящее время епархия является одной из наиболее организованных в административном отношении. На ее территории расположены такие древние монастыри, как Тавна, Озрен, Ловница, Папрача, Кнежина, Сасе и др. Монастырь святителя Василия Острожского в Биелине

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery68....

Виталий, епископ Могилевский и Мстиславский (Тречулевич Василий Васильевич) Родился 1 января 1822 года в селе Аннополе Брацлавского уезда Подольской губернии в семье священника. В 1843 году окончил Подольскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1847 году со степенью магистра. По окончании академии почти до хиротонии во епископа был законоучителем в различных женских учебных заведениях. Даже будучи архимандритом, некоторое время безмездно преподавал Закон Божий в Петербургском епархиальном женском училище. 7 августа 1849 года рукоположен в сан священника. С 13 апреля 1862 года – протоиерей. В 1864 году на собранные им пожертвования открыл на своей родине училище для девиц духовного звания. 9 мая 1875 года избран членом Петербургского цензурного комитета. Овдовев, 8 октября 1876 года пострижен в монашество. С 22 октября 1876 года – архимандрит. 13 мая 1879 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. 6 октября 1882 года переведен в Могилев. Скончался 14 мая 1885 года в Могилеве, в Печерске – загородном архиерейском доме. Погребен в Спасской церкви этого дома около северной стены храма под солеею. Епископ Виталий – образованнейший человек своего времени. Он получил известность как истинный поборник и распространитель религиозного просвещения в духе Православной Церкви среди интеллигенции и простых людей. Благодаря неутомимой деятельности в этой области, им за два года открыто 268 школ и подготовлено к открытию еще 340. Своими поучительными проповедями, личной добротой и способностью к доброму назиданию других епископ Виталий бдительно охранял религиозно-нравственные основы общественной жизни. В 1860 году он основал и издавал журнал «Странник». Впоследствии издавал и другие духовные журналы: «Современный листок» и «Мирское слово», через которые сообщал пастве свои назидательные наставления. Труды: О молитве Манассии (магистерская диссертация). – СПб., 1848. Размышление о Честном Кресте Господнем. – СПб., 1848; и 2-е изд. – СПб.. 1853.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010