Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий Острожский, Захолмский, свт. - житие Житие святого и богоносного отца нашего Василия Острожского Чудотворца Митрополита Захолмского. Каждому народу и всегда Всечеловеколюбивый Господь дарит через Церковь свою святителей, которые благочестивый народ Его будут просвещать и освящать, а на земной их путь к Царству Небесному направлять. Так и сербскому народу, с тех пор как он стал Христовым, Господь постоянно дарил святителей, Бога прославляющих и Его свидетельствующих, а православный народ спасающих и богоугодно просвещающих. Многими и великими святителями Господь одарил каждый уголок земли сербской в течении всей его истории и во времена его свободы, и во времена его рабства. Захолмской земле сербской, а таким образом и целому роду святосаввскому Господь во времена тяжкого турецкого ига дал святого и богоносного отца нашего Василия, новопрославленного чудотворца Острожского и Захолмского. Святой отец наш Василий, именуемый Острожским, родился в Хумском крае, который в те времена входил в состав нынешней Герцеговины и которым в то время, до своего ухода на Афон, правил Святой Савва. Вернувшись из Святой Земли, Святой Савва там учередил Захумскую епархию, митрополитом которой потом и стал святой отец наш Василий. Святой Василий родился в деревне Мрконич, что в Поповом Поле, 28 декабря 1610 года от благочестивых православных родителей Петра Йовановича и жены его Анастасии. При святом крещении родители ребенку нарекли имя Стоян, а потом воспитывали его в страхе Божием и учили его Божией мудрости. Блаженный Стоян с детства будучи проницательным и весьма умным, а душой своей, преисполненной верой, он целиком был предан Господу. Вере и добородетели он в первую очередь учился в своем доме, так как в его семье больше пеклись о Боге и душе, чем о земном и преходящем. Вере его учил и пост, и молитва, и присутствие на богослужениях в храме. Хотя молодой, преподобный постоянно ходил на святые богослужения.

http://pravicon.com/info-1939

Память 29 апреля/12 мая «Каждому народу и во всякое время, — пишет архимандрит Иустин (Попович) , — человеколюбивый Господь посылает через Свою Церковь святых, которые будут верный народ просвещать, и освящать, и руководить им на его земном пути к Царству Небесному. Так и Захолмской земле Сербской, а через нее и всему роду святосаввскому подал Бог в тяжелое время турецкого рабства сего святого и богоносного отца нашего Василия, новоявленного чудотворца Острожского и Захолмского».      Будущий святитель родился в Холмской земле, нынешней Герцеговине , которой владел святой Савва перед своим уходом на Святую Гору. Здесь еще самим сербским первосвятителем была основана одна из епархий самостоятельной Сербской Церкви, Захолмская епископия, которая со временем и досталось в управление святому Василию. Попово поле. Герцеговина      Святой Василий был родом из села Мрконич, что на Поповом поле. Он появился на свет 28 декабря 1610 года в семье благочестивого Петра Йовановича и его супруги Анастасии. Родители при крещении дали ребенку имя Стоян, а затем научили его страху Божию и всякой добродетели и премудрости. С детства мальчик отличался сообразительностью и обладал хорошей памятью, а душою весь был обращен к Богу. Пройдя начальную школу благочестия в доме родителей, Стоян приучился к посту, молитве и постоянному посещению церковных богослужений. С детства он отличался особым смирением и серьезностью, а также милосердием. Семья его была бедной, не всегда имела в достатке хлеб для пропитания, однако и этой скудной пищей Стоян охотно делился с ближними, особенно с пастухами, когда пас овец. Родители Стояна испытывали на себе ненависть злых соседей потурченцев, отпавших от отеческой веры и принявших ислам. Их ненависть и злоба распространялись и на молодого Стояна. Эти первые испытания как будто предзнаменовали те скорби, которые предстояло пережить подвижнику в своей жизни. Желая оградить сына от коварства соседей и обучить его грамоте, родители отвели его в ближайший монастырь Завала во имя Введения Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был родной дядя Стояна Серафим. В то время эта святая обитель была известна на всю Герцеговину. Здесь были и ученые монахи, и достаточное количество книг, так что благоразумный Стоян изучил Священное Писание и творения святых отцов, преуспел во многих полезных науках. При чтении книг и творений святых отцов душа его возжигалась любовью к Богу и желанием монашеского жития.

http://pravoslavie.ru/112833.html

Накануне памяти святителя Николая 18 декабря отошел ко Господу еще один сербский подвижник – простой и немногоглаголивый игумен монастыря Моштаница архимандрит Василий Квргич (1945 – 18.12. 2020). Архимандрит Василий (Квргич) Он родился в 1945 году в местечке Янье в Босанской Краине. В марте 1960 года в возрасте 15 лет пришел в Моштаницу, чтобы больше никогда из нее не уходить и отдать обители 60 лет жизни. По окончании монашеской школы в Овчар Бане, в 1964 году он был рукоположен в диакона, а в 1969-м – в иеромонаха. Все, что сейчас есть в этом древнем монастыре, – это заслуги отца Василия как строителя, духовника и молитвенника. В 1969 году он построил новую деревянную колокольню, в 1972-м – новый жилой корпус. В 1980 году купил на свои средства 200 кубометров камня и оградил монастырь новой стеной, в 1999 году построил еще одну новую колокольню, а затем церковь святителя Василия Острожского, освященную в 2002-м. Затем отец Василий взялся и за обновление древнего храма во имя Архангела Михаила, одной из красивейших монастырских церквей во всей Боснии. Работы начались в 2007 году с укрепления фундамента, а в 2012 году прошло торжественное освящение. Он привел в порядок большой монастырский двор и окружающую территорию. Надо сказать, что сам по себе монастырь Моштаница всегда был одним их значимых центров духовной и национальной жизни православных сербов Босанской краины, да и всей Боснии и Герцеговины. Основанный в XVI веке, он на протяжении своей долгой и бурной истории был девять раз разрушен и вновь возрожден. Первое письменное упоминание о нем относится к 1579 году и находится в «Отечнике», хранящемся сейчас в монастыре Хиландар на Афоне. Находясь на границе Османской и Австрийской империй, обитель часто страдала от военных действий, а еще чаще – от гнева турецких завоевателей, но неизменно возрождалась трудами верующих. Храм Архангела Михаила в монастыре Моштаница      В 1941 году монастырь разорили хорватские фашисты-усташи, но после войны он вновь был восстановлен. В 1951 году обитель признана памятником культуры.

http://pravoslavie.ru/136335.html

Митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) (версия для печати)/Православие.Ru Митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) Православие.Ru , 15 сентября 2005 г. / Будущий митрополит Пекинский и Китайский появился на свет в селе Пановском Енисейского округа Енисейской губернии. В миру его звали Иван Аполлонович Фигуровский. До сих пор имя этого выдающегося человека неизвестно красноярцам. В редких публикациях, посвященных истории Православной Церкви в Китае, неточно указывается дата его рождения. А о красноярском периоде его жизни вообще ничего не говорится. Работая в архивах, мне удалось найти интересные сведения, касающиеся этого периода, открылась история целой династии священнослужителей Фигуровских. Как свидетельствуют записи из сохранившейся в Государственном архиве Красноярского края метрической книги, 22 февраля 1863 года в семье священника Кирико-Иулитинской церкви села Пановского Аполлона Фигуровского и законной жены его Матроны Гавриловны родился сын. 24 февраля он был крещен и наречен именем Иоанн, в честь Ионна Крестителя. Крестными у Ивана Фигуровского стали енисейский мещанин Степан Андреевич Кочнев и крестьянка деревни Ковригиной Еловской волости Евдокия Николаевна Зубкова. Старинное сибирское село Пановское было расположено на правом берегу Ангары, в 46 верстах от Кежемского волостного правления. В то время оно было центром прихода, открытого еще в 1787 г. и входившего в благочиние священника Павла Дебрского. В семье священника Кирико-Иулитинской церкви Аполлона (Аполлония) Иосифовича и Матроны Гавриловны Фигуровских было несколько детей. К слову сказать, кроме Ивана заметный след в истории оставили его старший брат Василий и младший брат Павел. Старший брат Ивана, Василий Аполлонович Фигуровский, родился в 1851 г. еще на прежнем месте службы Аполлона Иосифовича, в селе Красноярском Кузнецкого округа Томской губернии. А начинал отец Апполоний свою службу, кстати, на Алтае, на южной границе русских селений, рядом с границей Китайской империи. После окончания Иркутской духовной семинарии старший сын Фигуровских служил священником при многих церквах: при Сисимской Троицкой, Караульно-Острожской Спасской, Торгашинской Николаевской, а с 1885 г. — Арейской Троицкой. С конца XIX в. в течение более двух десятилетий протоиерей Василий Фигуровский являлся благочинным в Красноярском уезде, постоянно работал в различных учебных заведениях и миссионерских обществах.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий: Мы будем бороться за свободу веры Никшич, 16 мая 2020 г.         Архиерей Сербской Церкви епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий освобожден из заключения, в котором находился с вечера 12 мая по решению властей Черногории. 16 мая около часов 30 минут он вышел из полицейского участка г. Никшич. Вместе с епископом 72 часа в заключении провели священники кафедрального собора свт. Василия: Данило Зироевич, Желько Роевич, Остоя Кнежевич, Мирко Вукотич, Василий Брборич, Драган Крушич, Никола Мароевич и Слободан Йокич. Последний после допроса был возвращен в больницу, где находился под охраной полиции.    Накануне руководитель Основного суда Стефо Шекарич сообщил журналистам, что заключение для епископа и священников продлено не будет. Выйдя из полицейского участка владыка первым делом направился к зданию Основного суда, где с 9 часов утра 15 мая собралось большое количество граждан, ожидавших его освобождения. Владыка в первую очередь поблагодарил верующих за поддержку и любовь, которые, по его словам, являются выражением любви к Церкви. Архиерей призвал всех к миру и взаимному уважению. «Несмотря на то, что я не понимаю некоторых действий властей и не могу согласиться с ними, должен сказать, что полицейские в участке, где мы были заключены, были более, чем корректны», – подчеркнул владыка Иоанникий.      Комментируя действия черногорских властей, епископ отметил, что его очень удивляет их поведение, по которому можно подумать, что вера и Церковь – это единственные проблемы в Черногории. Владыка выразил сожаление, что власти решили воевать со святынями. По мнению епископа, современные «неокоммунисты наследники Тито» заходят все дальше в гонениях на Церковь, и это вызывает все большее сопротивление в народе. – В эти дни мы все были свидетелями вашей преданности Церкви и вере и особенно святому Василию Острожскому. Пусть же вас за это наградит Господь и святой Василий! – подчеркнул владыка. Епископ напомнил собравшимся, что нужно быть готовыми к длительной борьбе за веру.   

http://pravoslavie.ru/131132.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Здесь хозяин святой Василий» Наместник Острожского монастыря о пути к Богу, монашестве, «выгорании» и чудесах 26.03.2015 507 Время на чтение 20 минут В сокровищнице Сербской Церкви монастырь Острог занимает особое место. Вряд ли найдется человек, не знающий о святом Василии Острожском чудотворце и об Острожском монастыре. Ежедневно сюда стекаются тысячи паломников. Монастырь часто сравнивают и со Святой Горой, и с Иерусалимом. Но о внутренней жизни монастыря, о его устройстве, его подвижниках известно мало. Корреспондент портала Православие. Ru попросила ответить на вопросы о жизни братии, о современной истории обители наместника монастыря протосингела Павла (Радусиновича) . Протосингел Павел (Радусинович), наместник монастыря Острог - Отец Павел, ваш путь к вере и монашеству был не совсем обычным. Расскажите о том, когда и как вы приняли крещение, о своей семье. - Я крестился уже взрослым человеком, мне было 20 лет. И мне часто бывало жаль, что в юности у меня не было такого окружения, какое есть сейчас у наших детей. Но с другой стороны, когда я вспоминаю историю своей жизни, то понимаю, что все меня вело к Церкви, и я благодарен Богу, что получил необходимое в нужное время. Мой дед и отец из этих краев, из окрестностей Цетине, а бабушка - личанка (Лика - область в Хорватии). Мама родилась в Венгрии , ее отец бельгиец, мать венгерка. Родители жили в небольшом шахтерском городке, возникшем при австро-венгерском правлении. В городе преобладало мусульманское население, но были и хорваты, сербы, чехи, словенцы, люди австро-венгерского происхождения. Дедушка с материнской стороны был пастором из протестантов-реформаторов, я хорошо его помню, помню наши разговоры. Мне было интересно говорить с ним, но я уже тогда чувствовал ограниченность протестантизма. Другой мой родственник был протестантским епископом, а со стороны отца в родне были пономарь и один известный цетиньский священник, отец Комнен Радусинович. Но это все не так важно, важно личное отношение человека с Богом. Почти каждый из нас ищет Бога, тем или иным образом, и мой путь был извилистым. Православие я нашел, скажем так, «случайно». В той многонациональной смешанной среде, в которой я рос, я не особенно задумывался о национальных и религиозных различиях, а мимо церкви проходил, как и мимо любого городского здания, практически не замечая ее. И не потому, что меня это не интересовало, я испытывал сильную духовную жажду, но я ничего не знал, не было знаний, просто было чувство, что часть меня, моего существа - пуста, и чем бы я ни занимался, я не мог заполнить эту пустоту. Однажды меня спросили: «Ты крещеный?» Помню, что меня даже испугал этот вопрос, по телу пробежала дрожь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Бывают фильмы, просмотр которых объединяет весь кинозал. А бывают те, что каждого оставляют наедине с собой. Так случилось во время просмотра фильма Юлии Бочаровой «Ласточки Христовы». В зале собрались прихожане разных храмов Покровска, но у меня было ощущение, что я смотрю картину в полном одиночестве – настолько сокровенным был рассказ. О чуде – простом и ясном Ласточки, ластовицы Христовы – это монашествующие. Те, кто отрекся от мира и взамен приобрел Небо и всю Вселенную. Так о них – с любовью и ласково – говорит митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Он настоящий герой – картины и той истории, которая легла в основу ее сюжета. А еще – папа, мама, мудрый дедушка для своих клириков, монахов и простых прихожан. Фильм о чуде – удивительно простом и явном. История совсем недавняя, и на первый взгляд она о церковном имуществе. В ночь с 26 на 27 декабря 2019 года местный парламент (скупщина) принял законопроект «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин». Он предусматривал изъятие у Сербской Церкви и передачу в собственность государства объектов и земель, используемых религиозными общинами, в случае, если они принадлежали государству до 1 декабря 1918 года или если отсутствуют документы об их оформлении в качестве церковной собственности (чаще всего не имеют такого оформления древние святыни). Это более чем 650 святынь, включая известный монастырь Острог, где подвизался святитель Василий Острожский. Черногорцы стали протестовать. Но не языком митингов, демонстраций и массовых беспорядков, а молитвой, крестными ходами и проповедью Но на самом деле речь не о зданиях, а о вере, о традициях, о святынях, столь дорогих сербскому сердцу, о монастырях, восстановленных тяжелым трудом простых иноков. И о приоритетах в жизни, об иерархии ценностей, которую явно чувствуешь в такие драматичные моменты. Это поняли многие жители Черногории и стали протестовать. Но не языком митингов, демонстраций и массовых беспорядков, а молитвой, крестными ходами и проповедью. Верующих Черногории поддержали православные Сербии. Со специальным посланием выступил и Священный Синод Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/145331.html

Документы Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви. Протокол заседания 24 декабря 2007 г. 00:15 На официальном сайте Украинской Православной Церкви помещены некоторые документы Архиерейского Собора УПЦ, состоявшегося 21 декабря 2007 года в Киево-Печерской лавре  (список опубликованных докуметов см. в новости о Соборе на официальном сайте УПЦ ). Портал Патриархия.ru публикует перевод протокола Собора. ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ СОБОРА ЕПИСКОПОВ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В заседании Собора епископов Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины — Присутствуют: 1. Его Блаженство, Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины; 2. Преосвященный Иоанникий, митрополит Луганский и Алчевский; 3. Преосвященный Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский; 4. Преосвященный Ириней, митрополит Днепропетровский и Павлоградский; 5. Преосвященный Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский; 6. Преосвященный Нифонт, митрополит Луцкий и Волынский; 7. Преосвященный Антоний, митрополит Хмельницкий и Старокостантиновский; 8. Преосвященный Марк, архиепископ Хустский и Виноградовский; 9. Преосвященный Ионафан, архиепископ Тульчинский и Брацлавский; 10. Преосвященный Варфоломей, архиепископ Ровенский и Острожский; 11. Преосвященный Василий, архиепископ Запорожский и Мелитопольский; 12. Преосвященный Сергий, архиепископ Тернопольский и Кременчугский; 13. Преосвященный Николай, архиепископ Белогородский, викарий Киевской Митрополии; 14. Преосвященный Феодор, архиепископ Каменец-Подольский и Городокский; 15. Преосвященный Софроний, архиепископ Черкасский и Каневский; 16. Преосвященный Виссарион, архиепископ Овручский и Коростенский; 17. Преосвященный Питирим, архиепископ Николаевский и Вознесенский; 18. Преосвященный Августин, архиепископ Львовский и Галичский; 19. Преосвященный Анатолий, архиепископ Сарненский и Полесский; 20. Преосвященный Гурий, архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский; 21. Преосвященный Симеон, архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский;

http://patriarchia.ru/db/text/342555.htm...

Киевский Свято-Кирилловский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Киевский Свято-Кирилловский мужской монастырь - православный мужской монастырь Киевской епархии УПЦ, в комплекс которого входит Кирилловский храм - один из древнейших храмов, сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства. Содержание История [ править править код ] Монастырь впервые упоминается в летописи под 1167 г., но основан был несколько раньше. Его второе летописное название — " Всеволож " — свидетельствует о том, что фундатором обители был князь Всеволод-Кирилл Ольгович, а следовательно время основания монастыря находится где-то между 1140 и 1146 гг. Монастырь, занимая стратегически выгодную возвышенность, контролировал путь в Вышгород, переправы через Днепр и дальше в Чернигов — " вотчину " Всеволода Ольговича. Строительство каменного храма св.Кирилла было закончено уже после смерти князя его вдовой Марией Мстиславной. После продолжительного перерыва, вызванного монгольским нашествием, упоминания о монастыре вновь появляются лишь с 1530 г. На протяжении XVI в. он существовал только номинально, находясь в собственности частных лиц. Кирилловский монастырь, 1897 год В 1605—12 гг. монастырь вместе с главной церковью отстроил по приказу воеводы Василия-Константина Острожского игумен Василий Красовский. Главный престол храма был освящен в честь св.Троицы, поэтому монастырь с этого времени стал называться Троицко-Кирилловским или просто Троицким. В 1662 г. обитель была сожжена татарами, которых привел под Киев Юрий Хмельницкий. На протяжении XVII в. игуменами монастыря были выдающиеся церковные деятели: Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович, Мелетий Дзик. В 1665—75 гг. послушником и монахом монастыря был св.Димитрий Ростовский (в 1697 г. короткое время был кирилловским игуменом). Его отец Савва Туптало был ктитором обители. Не без его помощи монастырь был отстроен в 1687—97 гг. игуменом Иннокентием Монастырским. Следующие основательные работы в монастыре провел после пожара 1734 г. архитектор Иван Григорович-Барский. В 1760—73 гг. он отреставрировал Кирилловскую церковь, возвел рядом с ней колокольню и два корпуса келий, а монастырь окружил стеной с четырьмя башнями (сохранилась одна). В 1747 г. Кирилловский монастырь получил статус архимандритии, но пользовался им недолго. Еще во время эпидемии чумы 1770 г. монастырские здания были временно конфискованы для устройства карантина. А вследствие секуляризации 1786 г. монастырь вообще прекратил существование. На его территории начала действовать Кирилловская больница.

http://azbyka.ru/palomnik/Киевский_Свято...

Мужской монастырь Тврдош Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Тврдош (серб. манастир Тврдош) основан в IV веке святыми равноапостольными Константином и Еленой, знаменит виноделием. Относится к Сербской Православной Церкви. Располагается на скалах, на правом берегу реки Требишницы у деревни Тврдош, в 4 километрах от города Требине. Содержание История [ править править код ] Монастырь Тврдош известен в первую очередь тем, что здесь принял постриг святой Василий Острожский , и дальнейшее его служение было во многом связано с Тврдошем. Недалеко от монастыря находится деревня, в которой он родился и провел большую часть своей жизни. Существует предание, что монастырь основал император Константин и мать его Елена. Аналогичные легенды рассказывают в отношении почти всех монастырей юго-восточной Герцеговины, однако в случае с Тврдошем есть материальное свидетельство: остатки раннехристианской церкви 4-го века. Их можно видеть через стеклянные «окна» в полу нынешней церкви. Был ли здесь, помимо церкви, монастырь – до сих пор неизвестно. Многие источники утверждают, что монастырь был основан в средние века. Есть версия, что его основатель – сербский король Милутин , в этом случае монастырь основан на рубеже 13-14 веков. По другой версии основателем монастыря был Степан Вукчич Косача, а это уже 15-й век. Сведения о дальнейшей истории монастыря более надёжные. В 1509 году Требиньский митрополит Виссарион I основательно перестроил монастырь. Тогда была возведена трёхнефовая церковь, от которой сохранились фундамент, каменные столбы и фрагменты стен с фресками. Монастырь на протяжении двух столетий был резиденцией Требиньской митрополии (сейчас – Захумско-Герцеговинская епархия). В 1667 году в этих краях случилось катастрофическое землетрясение, которое разрушило Дубровник и города Боки Которской. Монастырь Тврдош тоже сильно пострадал и был восстановлен трудами Василия Острожского . Монастырь в те непростые времена был окружён крепостными стенами. Даже в названии это отражено – твердыня, Тврдош.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010