Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. А. Лисицын. Фотография. Ок. 1900 г. Михаил Александрович (13.12.1872, г. Духовщина Смоленской губ.- 3.06.1918, Петроград?), прот., рус. духовный писатель, муз. критик, церковный композитор. Род. в семье диакона. Рано проявил муз. способности. Окончил городское училище в Духовщине, затем ДУ в Смоленске, в это время пел в архиерейском хоре, в 4-м классе училища стал регентом ученического хора, в период обучения в Смоленской ДС был регентом семинарского хора. В 1888-1889 гг. занимался теорией музыки с помощником инспектора С. Я. Воробьёвым, ранее учившимся в Бесплатной муз. школе под рук. М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова и иногда дирижировавшим семинарским хором. Поступил в КДА (1893), где также руководил хором, одновременно занимался в муз. школе С. М. Блуменфельда, пел в хоре этого учебного заведения. В 1897 г. защитил канд. дис. «Церковный Устав в Русской Церкви с принятия христианства по XVI век включительно: Критико-библиографический очерк», написанную под рук. проф. А. А. Дмитриевского (см.: Извлеч. из ж. Совета КДА за 1896/1897 г. С. 211-216; Сове. 1968. С. 68). В Киеве преподавал теорию музыки на курсах Киевского религиозно-просветительского об-ва и на курсах для учителей и учительниц одноклассных школ (1897-1898). С кон. 90-х гг. XIX в. Л. жил в С.-Петербурге, преподавал богословие в Военно-медицинской академии, в 1898-1902 гг. являлся священником приюта (гимназии и реального уч-ща) принца Петра Георгиевича Ольденбургского, с 1904 г. был настоятелем (с 1908 протоиерей) ц. Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском корпусе и законоучителем в нем. В 1902 г. познакомился с С. В. Панченко , советы к-рого оказали влияние на становление Л. как композитора; в этом же году опубликовано 1-е муз. сочинение Л.- Херувимская демественная. В 1895-1915 гг. работал постоянным обозревателем ж. «Музыка и пение». Неоднократно был членом комиссий, организованных Синодом для составления программ по преподаванию пения в духовных и церковных школах. В нач. 1900-х гг. принимал участие в религиозно-философских собраниях наряду с Д. С. Мережковским , В. В. Розановым и др. В 1903 г. окончил курс наук в С.-Петербургском археологическом ин-те. В 1910-1911 гг. Императорская АН поручила Дмитриевскому и Л. подготовить критическое издание Студийско-Алексиевского Устава XII в. 330 Синодальной б-ки (ныне в ГИМ) по рукописи с разночтениями из др. списков, к-рое, однако, не было осуществлено (см.: Карабинов. 1916. С. 331; Пентковский. Устав. С. 37).

http://pravenc.ru/text/2110556.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мирон (Романул), митр. Трансильванский. Фотография. Кон. XIX в. (Романул Мойше; 23.08. 1828, с. Мезеш, комитат Бихар, Венгрия в составе Австрийской империи (ныне Мизьеш, жудец Бихор, Румыния) - 4.10.1898, Сибиу, Венгрия в составе Австро-Венгрии (ныне в Румынии)), архиеп. Сибиуский, митр. Трансильванский (1874-1898) Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Род. в семье принявших Православие евреев, занимавшихся аграрным трудом. Получил среднее образование в румын. греко-католической гимназии в Беюше, изучал философию в Венгерской католической академии в Надьвараде (ныне Орадя, Румыния). Богословское образование получил в православной Арадской ДС (1846-1849). 27 окт. 1857 г. принял постриг в православном монастыре Ходош-Бодрог близ Арада. В 1857-1869 гг. преподавал в Арадской ДС. В 1863 г. был рукоположен во иерея и назначен епархиальным секретарем, 27 июня - епархиальным советником Арадской епархии РумПЦ. С 25 марта 1864 г. протосинкелл. В 1869-1870 гг. в структурах венг. администрации занимал должность королевского инспектора правосл. школ в комитате Крашшо-Сёрень в Банате (ныне жудец Караш-Северин, Румыния). В год образования Австро-Венгерской монархии (1867) созвал в Араде конференцию участников румын. национального движения (гл. обр., интеллектуалов), на к-рой было принято решение о создании Румынской национальной партии, был избран одним из ее сопредседателей. С 1869 г. депутат венг. парламента в Будапеште. В 1870 г. на 1-м Соборе Арадской епархии, проведенном в соответствии с Органическим статутом РумПЦ в Трансильвании, предложенным митр. Андреем (Шагуной) и утвержденным имп. Францем Иосифом I (1868), избран викарием правосл. консистории в Надьвараде. 28 авг. 1871 г. возведен в сан архимандрита. В 1872 г. Арадский епархиальный Собор избрал его викарием Арадской епархии. 12 нояб. 1873 г. избран епископом Арадским, 3 февр. 1874 г., после утверждения его кандидатуры австр. имп. Францем Иосифом I, хиротонисан во епископа, 15 дек. того же года возведен в архиепископа Сибиуского, митрополита Трансильванского, стал т. о. главой РумПЦ в королевстве Венгрия. Как глава Церкви входил в верхнюю палату венг. парламента. С нач. 70-х гг. XIX в. был редактором церковных печатных изданий, выходивших в Араде и Сибиу и имевших широкое распространение в среде трансильванских румын.

http://pravenc.ru/text/2563340.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЯСНИКОВ Федор Васильевич (1874, г. Таганрог обл. Войска Донского (?) - 1941 (?), г. Славянск, УССР), духовный композитор и регент. Род. в семье моряка (судового рабочего). Общее образование получил в 4-классном городском уч-ще в Таганроге. В 1898 г., выдержав экзамены на звание регента в Придворной певческой капелле , М. с аттестатом капеллы возвратился в Таганрог, где стал регентом Митрофаниевской ц. По свидетельству М., в Таганроге он начал сочинять духовную музыку; в 1898 г. 3 первых его песнопения были изданы П. И. Юргенсоном. В 1900 г. переехал в Баку, занял место регента хора Александро-Невского собора; с этим хором и с хором Кирилло-Мефодиевского братства в течение 2 лет давал духовные концерты. В 1902-1905 гг. М. жил в Ростове-на-Дону, где основным местом его деятельности была Никольская ц. Работу регента оценили и певчие и прихожане храма; несмотря на это, староста церкви летом 1905 г. рассчитал певчих, а по существу распустил хор. В протесте прихожан против произвола старосты есть такие строки: «...позволяем себе выразить свою искреннюю благодарность регенту Ф. В. Мясникову за то благоговейное чувство, которое он внушал нам своим художественным исполнением церковных песнопений. Очень сожалеем, что лишились такого регента-художника, с любовью относившегося к своему делу и с такими сравнительно незначительными средствами составившего хор, подобно которому не приходилось слышать прихожанам» (РМГ. 1905. 27/28. Стб. 682). В памяти ростовчан М. остался и как один из организаторов (1903) Церковно-певческого благотворительного об-ва (по примеру петербургского) для объединения церковных хоров города. В 1905-1907 гг. М. служил в Кишинёве регентом кафедрального собора Рождества Христова и преподавал музыку и пение в жен. гимназии. В 1907 г. его вновь пригласили в Баку, где он руководил хором Александро-Невского собора и давал духовные концерты. Известный бакинский регент и муз. рецензент Ф. В. Владимирский писал: «В конце марта 1908 г. состоялся духовный концерт соборного хора под управлением регента г. Мясникова... Исполнение в общем хорошее, выдающее в дирижере любовь к делу и незаурядное дарование» (Там же. 1908. 18/19. Стб. 457). Параллельно М. занимался с большим любительским хором (60 чел.) и также давал концерты, к-рые, по мнению слушателей, оставляли хорошее впечатление.

http://pravenc.ru/text/2564552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАФАНАИЛ (Бачкало Никита Яковлевич; 15.09.1866, с. Сорокотяга Таращанского у. Киевской губ. (ныне Жашковский р-н, Черкасская обл., Украина) - ?), иером., регент, композитор. Род. в семье верующих крестьян. В 16 лет убежал из дома в Киево-Печерскую лавру, где стал послушником и пел на клиросе. Через 4 года перешел из мон-ря в Киевский архиерейский хор, откуда в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси он был принят в хор С. В. Васильева в Москве (см. в ст. Васильевы , регенты и хоросодержатели), вскоре перешел в Синодальный хор , где пел в течение 7 месяцев. В 1887 г. стал певчим Исаакиевского собора в С.-Петербурге. Будучи послушником на подворье Александрова Свирского мон-ря в С.-Петербурге, 3 года занимался на частных курсах пения у проф. О. Ф. Сеффери, а затем для постановки голоса поступил в консерваторию, где полгода учился у проф. С. И. Габеля. В то же время овладел навыками игры на фортепиано и скрипке. В 1890 г. он начал выступать в концертах; пел в операх в Панаевском театре (основан В. И. Панаевым в сер. 80-х гг. XIX в.). Стал известен как певец в С.-Петербурге и за его пределами. В Ревеле вместе с др. артистами участвовал в концертах и пел в операх. С Панаевским театром отправился в 2-годичное турне по Финляндии, Польше, Эстляндии и Курляндии. После неудачного сватовства к дочери банкира и страшного видения только что скончавшегося отца он решил оставить мир и снова уйти в мон-рь. 27 марта 1895 г. прибыл в ТСЛ, где стал помощником регента правого клироса Троицкого собора. Через 8 месяцев его определили в число послушников лавры. 28 нояб. 1897 г. официально зачислен в число братии «по увольнении гражданским начальством», 13 дек. принял монашеский постриг с именем Нафанаил в честь ап. Нафанаила (Варфоломея). 10 марта 1898 г. Н. переведен в подведомственную лавре, вновь восстановленную Смоленской иконы Божией Матери Зосимову мужскую пустынь , где организовал хор из братии. В то же время он начал писать духовно-муз. произведения, получившие распространение под названием «напев Зосимовой пустыни». 7 июня 1898 г. Н. был рукоположен во иеродиакона, 11 февр. 1900 г.- во иеромонаха. Предположительно в 1903 г. Н. познакомился с директором Синодального хора В. С. Орловым , посещал занятия в Синодальном училище церковного пения в свободное от послушаний в пустыни время. Н. получил свидетельство об обучении (РГАЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Д. 39). 23 авг. 1904 г. он подал прошение о переводе в лавру «по причине расстроенного здоровья», и 3 сент. это прошение было удовлетворено Духовным собором лавры.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕПЕИН Сергей Арсеньевич (22.09.1870, Вологда - 27.6.1911, там же), свящ., краевед и фотограф. Из семьи потомственных священно- и церковнослужителей Грязовецкого у. и Вологды. Отец - Арсений Афанасьевич Непеин (9 нояб. 1820 - 15 февр. 1901), послушник Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря (1844-1847), дьячок ц. Преображения Господня в Шухтове Вологодского у. (1847-1848) и ц. архангела Гавриила в Вологде (с 22 янв. 1848), 26 янв. 1855 г. рукоположен во диакона еп. Вологодским и Устюжским (впосл. архиеп.) Феогностом (Лебедевым) и определен на дьяческую вакансию к ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем Долу в Вологде, а 6 авг. 1861 г. переведен на такое же место к ц. прав. Лазаря Четверодневного на Горбачёвском кладбище Вологды. Мать - дочь диакона ц. Архангела Михаила на Пухиде Грязовецкого у. Хиония Алексеевна Смирнова (1831 - 9 сент. 1906). Н. окончил Вологодские ДУ (1886; по 2-му разряду) и ДС (1892; по 1-му разряду со званием студента). Псаломщик (с 6 окт. 1892) и диакон (с 29 нояб. 1892) Покровско-Казанского прихода, священник ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены (определен 23 июля 1898, рукоположен 2 авг.). Книгопродавец при книжном складе (1896-1906) и пожизненный член (с 18 мая 1897) Вологодского церковного братства во имя Всемилостивого Спаса, с 1904 г. принимал активное участие в организуемых им публичных чтениях. Заведующий Свято-Стефановской школой (12 окт. 1899 - 27 сент.1907) и законоучитель, открыл школьный музей, ставший образцом для других подобных музеев в Вологде (за успешную деятельность на этом посту награжден 11 мая 1905 Библией от Синода). Законоучитель в 4-м (с 9 авг. 1899) и 3-м (с 5 нояб. 1904) мужских приходских училищах и во 2-м железнодорожном училище (с 9 окт. 1907). Кандидат в члены правления Вологодского духовного училища (утвержден 12 февр. 1905). Еще студентом Вологодской ДС Н. проявлял большой интерес к истории и археологии, занимался поиском древних рукописей, приобретал старинные монеты, книги и др. предметы. С 1893 г. публиковал заметки, очерки, рассказы (всего ок. 60) по истории России, краеведению, о церковной жизни (в частности, рассказ «Семинарская забастовка». Архангельск, 1906) и др. в различных периодических изданиях, гл. обр. в «Вологодских епархиальных ведомостях». Публиковался под псевдонимами С. Лазарев, С. А. Н-ин, С. Н., С. А. Н., С. Арсеньев, С. А. Арсеньев, С., А., Н. Арсеньевич. В 1893 г. увлекся фотографией, «достиг значительного совершенства» при съемке пейзажей, городских и сельских окрестностей, икон, разных предметов и др.; в 1898 г. издал «Альбом видов гор. Вологды» (Вып. 1: Соборы и архиерейский дом).

http://pravenc.ru/text/2565040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Николай (Ипатов), еп. Златоустовский. Фотография. 1917 г. (Ипатов Николай Александрович; 24.03.1878, Казань - 10.09.1938, г. Златоуст Челябинской обл.), еп. бывш. Златоустовский. Из семьи мещан, чуваш. Начальное образование получил в образцовой церковноприходской школе при Казанской ДС, затем в Казанском ДУ, по окончании которого в 1892 г. поступил в Казанскую ДС. В 1898 г. окончил семинарию по 1-му разряду со званием студента, что дало ему право на поступление в том же году в КазДА без дополнительных испытаний. В 1902 г. окончил академию с ученой степенью кандидата богословия за соч. «Пастырь Церкви как учитель, по учению Слова Божия, Св. Отцов и учителей Церкви и правил церковных». Назначен столоначальником Казанской духовной консистории, а с 1903 г. стал личным секретарем (секретарем канцелярии) при Казанских епархиальных архиереях. Являлся одним из учредителей, членом совета и секретарем открытого в 1906 г. Церковного историко-археологического об-ва Казанской епархии. Участвовал в организации Миссионерского съезда в Казани 13-26 июня 1910 г. 21 янв. 1913 г. за выслугу лет произведен из коллежских асессоров в надворные советники по Ведомству православного исповедания. Жил скромно на небольшое жалованье с матерью (отец скончался до 1898). После кончины бывших на его попечении престарелых матери и тети, 18 июля 1913 г., пострижен в монашество с сохранением прежнего имени в казанском Кизическом муж. мон-ре Ямбургским еп. Анастасием (Александровым ; до 30 мая 1913 еп. Чистопольский, викарий Казанской епархии). Вскоре был рукоположен во диакона, затем во иерея. 18 дек. того же года назначен на должность помощника смотрителя Обоянского ДУ Курской епархии. 2 мая 1914 г. был назначен на учрежденную решением Синода «в целях объединения многочисленных миссионерских учреждений и развития их деятельности» должность заведующего Уфимской миссией с возведением в сан архимандрита. Должность была учреждена по инициативе назначенного в дек.

http://pravenc.ru/text/2565982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание К. С. Льюис. Фотография. 1947 г. [Англ. Lewis] Клайв Стейплз (29.11.1898, Белфаст, Великобритания - 22.11.1963, Оксфорд, там же), брит. писатель, ученый, христианский богослов-апологет. Предки Л. переехали в Ирландию из Уэльса. Его мать, Флоренс (Флора), была дочерью англикан. священника, младенцем Л. крестили в Англиканской Церкви. Начальное образование он получил дома, затем учился в школе Виниярд в Уотфорде (графство Хартфордшир), впосл. сменил неск. учебных заведений. Из-за смерти матери (в 1908) и оторванности от семьи Л. отошел от христианства. В школе Л. начал интересоваться мифологическими системами. Большое влияние на него оказал Скандинавский эпос, особенно «Саги об исландцах», в которых описаны события исл. истории рубежа 1-го и 2-го тыс. Впосл. Л. интересовался и древнегреч. мифологической системой. В апр. 1917 г. Л.- студент Оксфордского ун-та. Он вспоминал, что был в это время убежденным атеистом, высшим его достижением в области нравственности была «смутная неприязнь к жестокости и к денежной нечестности; о целомудрии, правдивости и жертвенности я знал не больше, чем обезьяна о симфонии» ( Льюис. 1992. С. 136). Переезд в Англию побудил Л. по-новому взглянуть на свое ирл. (кельтское) происхождение, и в результате к лит. увлечениям добавилось увлечение ирл. письменностью. В сент. 1917 г. Л. был мобилизован в ряды британской армии и отправлен на фронт первой мировой войны. Опыт участия в военных действиях (в особенности пережитая им битва при Сомме) укрепил его атеистические убеждения. В армии Л. познакомился c Э. К. Ф. (Падди) Муром (1898-1918), погибшим в сражении при Аррасе. Л. взял на себя обязательство заботиться о матери и сестре Мура и жил с ними в одном доме в 1921-1950 гг. После ранения и демобилизации в 1918 г. он возвратился в ун-т и успешно продолжил учебу: изучил греч. и лат. языки, античную и англ. литературу и получил 3 бакалаврские степени.

http://pravenc.ru/text/2561014.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИОН III (II) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 10.11.1855, сел. Квемо-Никози Горийского у. Тифлисской губ. (по др. источникам, сел. Млеты (ныне Млета) Душетского у. Тифлисской губ.; Тифлис) - ночь с 26 на 27.06.1918, мон-рь Марткопи, Грузинская Демократическая Республика), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918), автор научных трудов по истории и духовной лит-ре Грузии и ГПЦ. Ввиду того что имя католикоса Картли Кириона I (ок. 599-614/6) долгое время не было включено в официальные списки предстоятелей ГПЦ, католикос Картли Кирион II (ок. 678-683) до нач. XXI в. был известен как Кирион I, К.- как Кирион II. Жизнь Род. в семье потомственного свящ. Иеронима Садзаглишвили, служившего в Млета-Ананури, горном регионе Картли (Вост. Грузия). Предки К. были известны своей проповеднической деятельностью среди кавказских горцев. Так, прапрадед К. свящ. Виссарион был миссионером среди ингушей, дидойцев и кистов ( Натроев. 1898. С. 15); прадед К. свящ. Гавриил как миссионер среди горцев и осетин упомянут в истории ГПЦ, изданной Синодом РПЦ (История Груз. иерархии. 1826. С. 85); отец К. проповедовал среди мтиульцев. По словам К., его предки более 200 лет «служили святому алтарю» ( Натроев. 1898. С. 8). Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Согласно общепринятому мнению, К. род. в сел. Квемо-Никози; по мнению нек-рых ученых - в Млетах, где в то время служил его отец. X. Кокрашвили на основе автобиографических записей К. (ЦГИАГ. Ф. Кириона II (Садзаглишвили)) установил, что он род. в Тифлисе ( Кокрашвили.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в 1899 г. с названием Владивостокская и Камчатская, с 1916 г. Приморская и Владивостокская. В дек. 1945 г. вошла в состав Хабаровской и Владивостокской епархии, воссоздана с совр. названием постановлением Свящ. Синода от 31 янв. 1991 г. Территория епархии объединяет приходы и мон-ри в Приморском крае РФ. Кафедральный город - Владивосток, кафедральный собор - во имя свт. Николая Чудотворца. Правящий архиерей - митр. Владимир (Самохин) . Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Центральный (центр - Владивосток), Северный (центр - г. Спасск-Дальний), Южный (центр - г. Фокино), Западный (центр - г. Уссурийск) и Восточный (центр - пос. Кавалерово). К 1 янв. 2004 г. в епархии действовали 66 приходов, 71 храм (включая домовые храмы и приписные часовни), 2 муж. и 3 жен. мон-ря. Клир епархии на 1 янв. 2004 г. составляли 109 священнослужителей. 1898-1917 гг. 4 июня 1898 г. Высочайшим указом было утверждено мнение Гос. Совета о выделении Владивостокской епархии из Камчатско-Благовещенской, что и было осуществлено 1 янв. 1899 г. Причинами разделения Камчатско-Благовещенской епархии были ее чрезвычайная обширность, трудность управления ею из Благовещенска, необходимость более активной миссионерской деятельности среди коренных жителей Дальн. Востока и окормления рус. переселенцев, число к-рых к кон. XIX в. существенно возросло. При рассмотрении вопроса об учреждении епархии принималось во внимание возросшее адм. и торговое значение Владивостока после окончания строительства Сибирского железнодорожного пути. В состав новоучрежденной епархии вошли 69 церквей, находившихся во Владивостоке, на о-ве Сахалине и в следующих округах Приморской обл.: Командорском, Петропавловском, Анадырском, Гижигинском, Южно-Уссурийском, в части Удского окр. с приходской церковью на мысе Чумикан и приписной к ней аянской церковью, а также Уссурийский во имя Святой Троицы и свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . Кроме того, к В. е. было причислено 17 часовен в Южно-Уссурийском крае, 31 часовня на Камчатке и 6 - на Сахалине.

http://pravenc.ru/text/158930.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Григорий (Лебедев). Фотография. 1923 г. (Лебедев Александр Алексеевич; 12.11.1878, г. Коломна Московской губ.- 17.09.1937, Калинин), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. бывш. Феодосийский. Из семьи протоиерея коломенского Брусенского в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря . В 1885 г. лишился матери, воспитывался отцом, к-рому часто приходилось оставлять детей в мон-ре под присмотром монахинь. Окончил Коломенское ДУ и Московскую ДС (1898), в период обучения в семинарии исполнял в ее храме обязанности уставщика и канонарха. С 1898 г. был на клиросном послушании в Бобренёвом в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре , где готовился к поступлению в МДА. Посчитав себя недостаточно подготовленным к обучению в академии, уехал в Казань. Был принят послушником в казанский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и зачислен вольнослушателем в КазДА. В 1899 г. успешно выдержал вступительные экзамены, стал студентом. Окончил ДА в 1903 г. по 1-му разряду со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. 5 авг. 1904 г. определен преподавателем гомилетики Симбирской ДС и с 11 янв. 1905 г. одновременно занимал должность 3-го помощника инспектора ДС. Осенью 1906 г. оставил духовно-учебную службу. Переехал в Москву; преподавал в 5-й жен. гимназии, с 1912 г.- в Николаевском сиротском жен. профессиональном уч-ще. В 1918 г. возглавил уч-ще, преобразованное в 165-ю Московскую трудовую школу. В 1919-1920 гг. заведовал почтовым сектором Главного лесного комитета. В кон. 1920 г. поступил в Зосимову в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. во Владимирской губ.; в янв. 1921 г. принял в ней постриг с именем Григорий. Летом 1921 г. перешел в Данилов московский мон-рь , где его наставником стал Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) . В мон-ре Г. был посвящен во диакона, иерея, в 1923 г. стал ризничим с посвящением в сан архимандрита. 27 нояб. по ходатайству временно управляющего Петроградской епархией Лужского еп. Мануила (Лемешевского ; впосл. митрополит) назначен епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской епархии, с поручением временно исполнять обязанности наместника Александро-Невской лавры , только что возвращенной от обновленцев. 2 дек. 1923 г. его хиротонию в Москве возглавил Патриарх Московский свт. Тихон (Белавин) . При назначении в Петроград Патриарх сказал о Г.: «Посылаю вам жемчужину».

http://pravenc.ru/text/166567.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010