Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Иону [Ион.1:1–4:1]/Пер. П. И. Казанского; под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1893. Т. 3. 9. С. 19–50 (1-я пагин.). —19— Предисловие Божественный Иона имел отца Амафию и происходил из Гефа Ховер. По правдоподобному сказанию, это был небольшой город или селение земли Иудейской. Кажется, он пророчествовал в тоже самое время, как и прежние пророки, то есть Осия и Амос и Михей и прочие. Можно думать, что он изрёк народу Израильскому очень много пророчеств, изъяснял небесные и божественные глаголы и ясно предвозвещал будущее. Но кроме этого, никакого другого его пророческого слова не осталось в письмени. А что он неоднократно предвозвещал народу Иудейскому о событиях, некогда имеющих совершиться, об этом засвидетельствовало богодухновенное Писание. Так в четвертой книге Царств Священное Писание говорит об Иеровоаме, не о первом, что был в начале и который был сыном Навата, иже в грех введе Израиля, как написано ( 4Цар.13:11 ), склонив его поклоняться золотым тельцам; но о другом Иеровоаме, который жил после многих царей и —20— был сын Иоаса. Послушай, что предвозвестил о нём Иона: той приврати предел Израилев от входа Емафова даже до моря Аравитского, по глаголу Господа Бога Исраилева, егоже глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера. Яко виде Господь смирение Исраилево, и спасе я рукою (от руки 1388 ) Иеровоама ( 4Цар.14:25–27 ), то есть, рукою 1389 , ибо Иеровоам, сын Иоаса, воевал против иноплеменников и отнятые города земли Иудейской он опять подчинил своей власти и не мало помог Израильтянам при содействии покровительствующего и желающего спасать Бога, хотя они и дошли до последней степени бедствий. Итак, были произносимы Ионой по временам и другие пророчества; но о нём записано только то, что полезно и назидательно. Так достойно внимания именно то, что он проповедовал Ниневитянам и что в это время претерпел сам. Но как бы в тенях он изображает и таинство домостроительства Спасителя нашего, как сказал об этом и Сам Христос, обращаясь к Иудеям. Итак, в том, что было с божественным Ионой, изображается и отпечатлевается таинство Христа. Кроме того, почитаю нужным сказать читателям следующее. Когда излагается образная речь духовного созерцания, имеющая высший, духовно-созерцательный и таинственный смысл, и при этом предлагается и берётся какое-либо лицо в прообраз Христа: тогда человеку мудрому и сведущему необходимо определить с одной стороны, что здесь не имеет значения для предположенной цели, а с другой: что полезно и необходимо и более всего способно послужить для

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сергиев Посад. Церковь Иоанна Лествичника в Семинарском корпусе. Карта и ближайшие объекты Храм расположен в главном корпусе бывшей Лаврской больницы-богадельни (ныне Семинарский корпус Троице-Сергиевой Лавры ).  Храм преподобного Иоанна Лествичника, находящийся в прежнем здании Лаврской больницы-богадельни, ныне именуемом Семинарским корпусом, принадлежит к малоизученным памятникам русской архитектуры конца XIX - начала XX в.в. Построен он был по проекту лаврского классного архитектора А.А. Латкова в 1893-1896 г.г. Храм, будучи домовым, органично входит в состав довольно большого комплекса, имеющим в своем составе главное здание нынешней семинарии, переходный (или мастеровой) корпус, соединяющий здание с монастырем, отдельное здание корпуса, а также каменную ограду, построенную в 1894-1896 г.г. 9 марта 1893 г. Управляющий Московской Митрополией викарный епископ Дмитровский Александр (Светлаков) (11.1.1892 - +8.10.1894) утвердил проект архитектора А.А. Латкова по сооружению нового здания для лаврской больницы и богадельни. А 18 марта того же года проект А.А. Латкова был одобрен Строительным Отделением Московского Губернского Правления, которое «нашло этот проект в техническом отношении составленным правильно и работы согласно оному могут быть допущены». И 31 мая 1893 г. с архитектором А.А. Латковым Учрежденный собор Лавры заключил условие на исполнение проекта и технического надзора за постройкой больницы-богадельни. Проект устройства отопления и вентиляции в новом здании выполнила техническая контора инженера-механика С.Я. Тихомирова г. Москвы. Проект и смета на устройство вентиляции и отопления были проверены и одобрены выдающимся русским инженером-механиком В. Г. Шуховым. Согласно проекту, в здании предполагалось обеспечивать температуру между 15 и 16-тью градусами, а обмен воздуха - из расчета 1 куб. сажень на человека в час. Под аптекой в нижнем этаже был запроектирован подвал с котлом для нагревания воды в трубах и ребристых чугунных батареях. Рядом с котлом в подвале предполагалось устроить также особый калорифер для отопления и вентиляции церкви прп. Иоанна Лествичника. Надзор за работами по устройству отопления и вентиляции был поручен и. о. эконома Лавры иеромонаху Досифею.

http://sobory.ru/article/?object=04149

Сергии (Ляпидевский Николай Яковлевич), митр. Московский и Коломенский Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея. День Ангела25 сентября. Обучался в Тульской семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию. За свою диссертацию «О поминовении усопших» получил степень магистра богословия. 24 июня 1844 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха и 30 октября определен баккалавром Московской духовной академии. 25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия. С 23 апреля 1848 г. – инспектор Московской академии. 15 января 1850 года возведен в сан архимандрита. С 20 марта 1851г. – экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию. С 4 окт.1857 г. – ректор Московской духовной академии. С 18 апр.1858 г. – настоятель Высокопетровского монастыря, а с 8 авг.1859 г. – настоятель Заиконоспасского монастыря. I января 1861года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С II января 1880 года – архиепископ Казанский и Свияжский. С 21 авг.1882 г. – архиепископ Кишиневский. С 1883 года – почетный член Казанской духовной академии. С 1884 года – почетный член Московской духовной академии. 9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 12 янв.1891 г. – архиепископ Херсонский и Одесский. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 15 мая 1893 года – член Священного Синода. С 9 авг.1893 года – митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троицкой Лавры – священно-архимандрит. Митрополией управлял пять лет. Скончался II февраля 1898 года в С.-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры. Гроб его положен рядом с гробом митрополита Леонтия. Высокопреосвященный Сергий обладал той единоспасающей православной церковностью, которая предохраняет пасомых от всяких и явных и скрытых опасностей. Он был глубоко проникнут верой в вечную истину вечно Православной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения целой истины. Подобно митрополиту Филарету, он хранил церковность, как святыню. Во имя церковной правды он старался поддержать и возвысить высокий дух в служителях Церкви, памятуя однако и границы человеческих сил, а потому не впадая в обманчивую строгость непримиримого ригоризма (оцепенения, неподвижности), он охранял права Церкви с той же осмотрительностью; его любимым наставлением было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника. Эту осмотрительность, эту обязательную зрелость и взвешенность всякого решения не могли не уважать сами нетерпеливые ревнители, склонные видеть в ней медлительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сергий (Страгородский Иоанн Николаевич), Патриарх Московский и всея Руси Родился II января 1867 года в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, поступил в СПБ духовную академию. 30 янв.1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4–го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха. 9 мая 1890 года окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В декабре 1891 года назначен судовым священником на корабль «Память Азова». В 1893 году назначен исп. должность доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии. С 13 декабря 1893 года исп. должность инспектора Московской духовной академии. 21 сент.1894· года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию: «Православное учение о спасении». В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. 29 июля 1899 года определен ректором СПБ семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором СПБ духовной академии. С 25 янв.1901 года – ректор той же духовной академии. 25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, вик.С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митр. Петербургский Антоний, митр. Киевский Феогност, митр. Московский Владимир, архп. Холмский и Варшавский Иероним, еп. Кишиневский Иаков, епископ Борис, еп. Гдовский Вениамин, еп. Нарвский Никон и еп. Сарапульский Владимир. С 6 окт·1905 г. – архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 году участвовал в сессии Св.Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг. С этого же года состоял Почетным членом СПБ духовной академии. С 6 мая 1911 года – член Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Серпухов. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская кладбищенская Занарская церковь Карта и ближайшие объекты Спасский храм построен в 1893-96 гг. на средства серпуховского купца Василия Фёдоровича Астапова на Занарском кладбище (возникло во 2 половине XIX века на городских выгонных землях вдали от жилых построек). Церковь была украшением Занарья. Проект комплекса выполнен известным московским архитектором Р.И. Клейном. Архитектурный ансамбль представляет собой яркий пример " русского стиля " конца XIX — начала XX века. Престолы в приделах освящены во имя празднования иконы Божией Матери " Знамение " и Трех Святителей. Отдельно стоящая колокольня с парадными воротами (ее верхний ярус разрушен в советское время) образует вход на кладбище, рядом с ней стоят невысокие дома причта. Иконостас был цинковый, позолоченный, иконы в нем представляли изображение событий Страстной Седмицы. В советское время храм был закрыт, лишился шатра и главок. Его использовали под рыбный склад с коптильней. Вокруг храма построено около 50 гаражей. Из интерьера сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи 2 половины XIX века. Настоятель Спасской церкви протоиерей Николай Боголепов был арестован в 1925 г. Священник Спасской церкви о. Николай Ищенко был расстрелян 23.02.1931 г. в Москве. Священник Пантелеймон Алексеевич Савельев (перед арестом служил уже в г. Кашире) расстрелян 21 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой. В наше время храм восстанавливается. Богослужения проводятся по субботам, воскресеньям и великим праздникам. Историческая справка XIX в., 2-я пол. — Занарское кладбище г. Серпухова возникло на городских выгонных землях, вдали от жилой застройки близ Боровской дороги. До 1896 г. при кладбище не было храма, строительство которого во имя Спаса Нерукотворного Образа началось в 1893 г. 1893 г., 22 мая — Астаповым В.Ф., серпуховским купцом 2-й гильдии, получено Удостоверение из Серпуховской Городской Управы на производство " предположенной им постройки на Занарском Городском кладбище в г. Серпухове каменной церкви и при ней небольшой каменной же богадельни с сторожкою за его собственный счет.

http://sobory.ru/article/?object=07308

Скачать epub pdf Содержание Летопись событий Кирилло-Белозерского монастыря I II III IV V VI VII     «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря 1397–1893 гг.» хранится в фондах Кирилло-Белозерского историка-архитектурного и художественного музея-заповедника (Ф. 1. On. 1. Д. 40). Это рукопись на 53 листах форматом 36 х 22 см. «Летопись» представляет интерес и как очерк по истории Кирилло-Белозерского монастыря, и как образен возобновленного в XIX веке монастырского летописания. Последняя дата, стоящая в заглавии рукописи, является, вероятно, датой ее создания. Настоятелем монастыря был тогда архимандрит Иаков (Поспелов) . Можно предположить, что он является и составителем текста «Летописи», так как в конце рукописи стоит его подпись, им же сделана и правка текста. Сама же рукопись написана рукой неизвестного нам писца. Хорошо образованный человек, автор ряда заметок по истории церкви, составитель прекрасных проповедей архимандрит Иаков (ум. 16 января 1896 года) настоятельствовал в Кирилло-Белозерском монастыре тридцать лет. В 1875 году было издано подготовленное Иаковом Житие преподобного Кирилла. Поводом для составления «Летописи» послужили, вероятно, неоднократные указы о необходимости возобновления летописания в церквях и монастырях. В 1893 году вышло определение Новгородской духовной консистории, в котором предписывалось ведение летописей со следующего – 1894 года. Они должны были начинаться с краткой истории церкви, прихода или монастыря, писаться простым языком, четким почерком и .хорошими чернилами. Обязанность вести летописи или контролировать их ведение в монастырях возлагалась на настоятелей. В данном случае краткая история монастыря превратилась в большую интересную работу. При написании ее использовались как историческая литература, так и архивы монастыря. духовная, экономическая и политическая жизнь обители преподобного Кирилла дана на фоне церковной и государственной истории России. Встречающиеся в «Летописи» неточности. особенно в написании дат. объясняются разночтениями в использованных источниках. Задуманное, вероятно, не было осуществлено до конца. Погодных записей в «Летописи» нет вовсе, а рассказ о монастыре, несмотря на указание даты в заглавии, заканчивается 1722 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Содержание От издательства Введение Глава I. Иоанн Скот Эригена и его произведения Глава II. Источники воззрений Эригены и его отношение к ним Глава III. Западное богословие. Бл. Августин и его значение на западе Глава IV. Восточное богословие. Св. Дионисий (Ареопагит), св. Григорий Нисский, св. Максим Исповедник и отличие их воззрений от воззрений бл. Августина Глава V. Общий характер и смысл воззрений Эригены Глава VI. Учение о Боге и о происхождении от Него всего Глава VII. Учение о человеке и о возвращении в нем всего к Богу     «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены» – классика русской богословия. Кроме собственно освящения вопроса, вынесенного в заглавие, работа Бриллиантова важна еще по двум причинам: сравнение «стартовых» позиций восточного и западного богословия и общих портрет восточного богословия (так эта книга приобретает фундаментальное значение). От издательства Александр Иванович Бриллиантов родился в 1867 году в семье священника Ильинской церкви с. Цыпино Кирилловского уезда Новгородской епархии. Обучался в Кирилловском духовном училище и Новгородской семинарии. В 1887–1891 гг. – студент, а в 1891–1893 гг. – профессорский стипендиат С. – Петербургской духовной академии. В 1893–1900 гг. преподавал историю и обличение русского раскола в Тульской духовной семинарии, одновременно исполняя обязанности епархиального миссионера. В 1893 г. представил в Совет СПбДА магистерское сочинение «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены», которое по напечатании было успешно защищено им в 1898 г. В апреле 1900 г. А. И. Бриллиантов избирается доцентом на кафедру общей церковной истории СПбДА вместо скончавшегося В. В. Болотова . С 1904 г. он экстраординарный, а с 1914 г., по присуждении докторской степени, ординарный профессор СПбДА, в коей должности состоял до закрытия Академии в сентябре 1918 г. С 1900 г. был делопроизводителем Комиссии Св. Синода по старокатолическому и англиканскому вопросам. В течение ряда лет состоял также председателем Библиотечной комиссии СПбДА. Являлся членом Предсоборного Присутствия при Св. Синоде (1906), Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Весной 1917 г. был выдвинут одним из кандидатов для выборов на кафедру правящего архиерея Петроградской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Тампере. Церковь Александра Невского. Церковь Святого Александра Невского и свт. Николы Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь была построена в 1896-1899 годах по проекту архитектора Т.У. Языкова. Православная церковь была возведена на пожертвования. Город Тампере пожертвовал церкви участок земли, местные промышленные предприятия - строительные материалы, а деньги на строительство были получены от российского государства и от святого Синода. У церкви семь куполов, главный из которых высотой 17 метров. Над главным входом находится колокольня с 9 колоколами, один из которых является вторым по величине в Финляндии. Колокол весит 4973 кг. Собор был серьезно поврежден во время боев в 1918 г. Являет собой чистейший образец церквей в нео-византийском стиле в Скандинавии. Здесь же, в цокольной части находится и церковь св. Николая Мирликийского. Источник информации - www.wikimapia.org Собор благ. кн. Александра Невского в Тампере (Рунäп Aleksanmeri Nevskin kirkko) (Taммepфopc) был основан в 1775 г. шведским королем Густавом III. К середине XIX в. он стал «финским Манчестером» с множеством текстильных и бумажных фабрик и заводов. В это время православной церкви в городе не было, и к православным жителям (в 1893 их насчитывалось всего около 150 человек) время от времени приезжал полковой священник. Только когда в 1893 г. в наемном помещении была открыта первая русская народная школа, при ней появилась временная церковь. Вскоре возникла мысль устроить постоянный храм, и православные начали сбор пожертвований. Годом раньше в Финляндии была учреждена самостоятельная епархия, архиепископом которой стал Высокопреосвященный Антоний (Вадковский). Совершая свою первую поездку по епархии, он в 1893 г. посетил Таммерфорс. Архиепископ выбрал место для будущего храма, которое в 1894 г. городская управа безвозмездно уступила по ходатайству генерал-губернатора. Вначале храм предполагался деревянным, но так как он «среди других зданий города сравнительно большого, промышленного и богатого архитектурными сооружениями не давал бы надлежащего представления о значении Православия в стране, то первоначальное намерение было оставлено и, вместо небольшого деревянного, решено было строить храм каменный».

http://sobory.ru/article/?object=16654

Ташкент. Николаевский женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1893. 1893 - построена Церковь Св. Николая и 1й келейный корпус, в 1897 г построен 2й, келейный корпус. В 1911 нач строит монастырского собора Успения Божией Матери . Год утраты:1922 Адрес: Прочие страны, Узбекистан, Ташкент (находился в селе Успенское в местности аула Карабатай, Ниязбекской волости) Координаты: 41.24196, 69.329711 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. " Свято-Троицкий Никольский женский монастырь насчитывает столетнюю историю. В 1893 г. была учреждена женская обитель Преосвященнейшим Григорием (Полетаевым), но осуществиться смогла только после того, как полковник Ионов пожертвовал для этой цели три десятины земли. Спустя год было произведено освящение сестринского корпуса и домовой Церкви. Церковь имела престол во имя Святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Таким образом на пожертвования коллежского советника Сахарова и купца Смирнова, община с наименованием " Николаевской " была утверждена в 1894 году. Освящение нового здания совершил Преосвященнейший Григорий. Настоятельницей монастыря была назначена Игумения Лидия. Второй Игуменией монастыря стала Каллиста из Тихвинского монастыря. Не долго трудилась на пользу Обители, лишь пять месяцев, и умерла от паралича сердца, но в это короткое время сделала многое. Игумения Каллиста привезла с собой в дар монастыря икону (копию) Тихвинской Б.М. Чудотворный образ Богоматери. Третьей Игуменией была Евсевия, прибывшая из г. Троицка Казанского женского монастыря. Вместе с нею прибыли две инокини, из которых одна владела золотошвейным искусством, а другая прекрасно писала Святые Образа... К этому времени число сестер возросло до 50-ти вследствие чего явилась нужда в постройке второго корпуса для сестер Обители. В 1897 г. по благословению Преосвященнейшего Никона (Богоявленского), произведена постройка сестринского корпуса, возведен жилой дом для священника, с трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=48863

Ташкент. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь была освящена 24 апреля 1897 г. Новая церковь сооружена по почину туркестанского генерал-губернатора и строилась на средства казны особым строиельным комитетом. Общая стоимость церкви - до 90 000 руб. Новый храм построен в высшей степени прочно, изящно и снабжен прекрасной утварью. Иконостас работы Троице-Сергиевой лавры. Источник: Журнал " Строитель " , 1897 г. с 467. В мае 1892 года проект церкви, разработанный архитекторами из Санкт-Петербурга Н.И. Латышевым, академиком И.И. Шапошниковым и полковником Л. Киселевым (внутренние работы велись по его рисункам), был рассмотрен строительным отделом и благословен преосвященным Неофитом. Проект утвердили 5 июня 1893 года. 22 июля 1893 года в Ташкенте после литургии из Спасо-Преображенского собора был совершен крестный ход к месту будущего храма, в Зачаулинскую часть нового Ташкента — на просторном и возвышенном скрещении двух улиц, Пушкинской и Ассакинской, где во время молебна была произведена закладка нового храма. Первоначально была положена серебряная доска с надписью: “Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. В лето от Р.Х. 1893, 22 июля, заложен храм сей во имя святого Сергия, чудотворца Радонежского, присного молитвенника православной земли Русской...”, а затем плита с изображением креста. Храм строили на средства государственного казначейства по инициативе генерал-губернатора барона А.Б. Вревского. Была создана строительная комиссия из известных в городе людей: городской голова полковник Тверитдинов, генерал-майор Курилов, статский советник Бродовский, инженер Гейнцельман, помощник военного губернатора Сырдарьинской области П.И. Хомутов и потомственный почетный гражданин Сеид Гани Сеидазимбаев. Сеидазимбаев внёс весомый вклад и пожертвование в строительство Сергиевского храма (способствовал дешевой заготовке материалов и найму местных рабочих, часть материалов г. Сеидазимбаевым была пожертвована комитету бесплатно, а также пожертвовано три хороших и весьма ценных бухарских ковра для алтаря и солей построенной церкви).

http://sobory.ru/article/?object=21462

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010