Берлинский профессор церковной истории Адольф Гарнак и возбужденные им в настоящее время споры по поводу символа Апостольского 1 а) Harnack, ордин. проф. Берлинского университета. Das Apostolische Glaubensbekenntniss. Ein geschichtlicher Bericht nebst einem Nachwort. Девятнадцатое издание, дополненное. Berl., 1892. б) Литература учеников и сторонников Гарнака: 1) Achelis, ордин. проф. теологии в Марбургском университете. Zur Symbolfrage. Zwei Abhandlungen. Berl., 1892. 2) Bornemann, проф., лицензиат теологии, духовный инспектор в монастыре (? am Kloster) в Магдебурге. Der Streit um das Apostolikum. Третье издание . Magdeb., 1893. 3) Bertling, проф. Zur Wahrheit, zur Gerechtigkeit und zum Frieden! Ein Wort zum Harnackschen streit. Leipz., 1892. 4) Von Soden, барон, проповедник и приват–доцент в Берлине. Und frieden auf Erden. Ein Wort zum Streit ums Apostolikum. Berl., 1892. 5) Battenberg, лютеранский городской пастор во Франкфурте–на–Майне. Der Fall Harnack in seiner Bedeutung und Tragweite. Leipz.; Frankf. – an–M. Без обозначения года. Судя по догадкам, 1892. 6) Безымянное. Das Apostolische Glaubensbekenntniss vor dem Forum der Wissenschaft. 2–te Aufl. Leipz., 1893. в) Литература противников и возражателей Гарнака: 7) Cremer, ордин. проф. теологии в Грейфсвальдском университете. Zum Kampf um das Apostolikum. Eine Streitschrift wider D–r. Harnack. Шестое издание . Berl., 1893. 8) Idem. Warum кбппеп wir das Apostolische Glaubensbekenntniss nicht aufgeben? Zweite Streitschrift zum Kampf um das Apostolikum. Berl., 1893. 9) Lemme, ордин. проф. теологии в Гейдельбергском университете. Das Recht des Apostolischen Glaubensbekenntniss und seine Gegner. Heidelb., 1893. 10) Zahn, ордин. проф. теологии в Эрлангене. Das Apostolische Symbolum. Eine Skizze seiner Geschichte. 2–te Aufl. Erlang.; Leipz., 1893. 11) Grau, ордин. проф. теологии в Кенигсберге. Woraus es in dem Streit um das Apostolikum ankommt. Giitersloh, 1893. 12) Collmann, проф. Das Apostol. Glaubensbekenntniss und seine Bestreiter. Leipz., 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1893 год От Редакции. С 1893 года зрение автора Хроники Высокопреосвященного Саввы стало заметно ослабевать; по слабости зрения Высокопреосвященный с 1893 г. на многие, письма уже не мог отвечать и самые письма не в состоянии был привести в нужный для издания порядок, поэтому с 1893 года издание автобиографических записок Высокопреосвященного Саввы принимает другую форму – форму издания переписки преосвященного Саввы с разными лицами. Первого января Преосвящ. Саввою получено было письмо от Директора Императорской Публичной Библиотеки Афан. Ф. Бычкова, который от 31 дек. 1892 г. писал: «Считаю долгом принести Вашему Высокопреосвященству сердечное поздравление с наступающим Новым годом и искренние пожелания Вам от Господа доброго здоровья, столь необходимого при многотрудных обязанностях Ваших. Представление Министру Народного Просвещения об исходатайствовании Высочайшего соизволения на отправку Вам рукописного дневника архиепископа Арсения Верещагина уже послано. Надеюсь, что в январе или начале февраля рукопись будет уже в Ваших руках. Из нее Ваше Высокопреосвященство усмотрите, что черновых писем самого Преосвященного или писем к нему от других лиц в дневнике не имеется, а находятся в нем лишь краткие упоминания о том, к кому писал владыка или от кого получал письма». В тот же день Преосвящ. Савва отвечал Аф. Ф. Бычкову: «Взаимно приветствую Вас с новым годом и от всей души призываю на Вас и на достолюбезное семейство Ваше Божье благословение в наступившем новом 1893 г, лете». «Письма к Архиепископу Арсению с примечаниями посланы уже мною в Цензурный Комитет; но биография его, хотя и окончена, не переписана в ожидании от Вас обещанных рукописей». 2-го числа Преосвященный получил письмо от профессора Моск. Дух. Академии Ивана Николаевича Корсунского , который, от 31 дек. 1892 г., писал: «Сегодня же, как только получил я Ваше писание, отправился в библиотеку на розыски об Арсении Верещагине в делах архива Троицкой Лаврской семинарии за 1759–1761 годы. В результате продолжительных поисков в этих делах было следующее: а) в делах за все означенные годы ни одного слова о Василии Верещагине нет; б) списков учеников семинарии в делах за 1759 год совсем не сохранилось, а в делах за 1760 и 1761 годы есть эти списки всех классов, начиная высшими (богословией) и кончая низшими и что же? Из 172 имен учеников по спискам 1760 года и 168 учеников по спискам 1761 года на Василия Верещагина нет ни малейшего намека.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

К пребыванию В. О. Ключевского в Аббас-Тумане в 1893–1895 гг Осенью 1893 г. В. О. Ключевский был командирован в Аббас для чтения лекций по политической истории XIX века Его Императорскому Высочеству Великому Князю Георгию Александровичу (Указ Св. Синода об этом напечатан в «Журналах Совета Московской Духовной Академии» за 1893 г., Сергиев посад 1894 г., стр. 245–246). Этим временным отсутствием В. О-ча и вызвано появление первой части печатаемых ниже писем и посланий, свидетельствующих о тех сердечных отношениях, которые существовали между В. О. – председателем Императорского Общества Истории и Древностей Российских, состоящего при Императорском Московском Университете, и членами этого Общества, горячо любившими своего председателя. В. О. выехал из Москвы в начале ноября 1893 г. На мои два письма с известиями о московских делах он отвечал следующим письмом от 31-го декабря 1893 г. (полученным мною 8-го января): «Многоуважаемый Сергей Алексеевич! Старый год доживает свои последние минуты, и я спешу расплатиться со старыми долгами прежде чем наступит новый год, а долг мой перед вами давно просрочен. Прежде всего спасибо вам за два письма и две посылки. Новости, вами сообщенные, одни очень любопытны, другие донельзя печальны. Упокой, Господи, душу Н. С-ча 1107 : мне его очень жаль. У вас в Москве очевидно была тяжелая осень. Истинно утешило меня согласие Майкова 1108 , а также постановление комиссии 1109 о рецензенте сочинения Любавского; о выборе Вашем 1110 на новое трехлетие и говорить лишне, потому что это не было неожиданностью. Но что случилось с нашим Ю. Д. Ф. 1111 – недоумеваю, но скорблю. Вы просите на досуге написать о своем житье-бытье. Что написать? Живу хорошо, веду свое дело по мере сил и уменья, и чувствую себя хорошо в обществе превосходного Хозяина и добрых товарищей. Надобно было привыкать к температуре, непохожей на комнатную московскую; но здешний зимний воздух помог одолеть и это затруднение; только по почерку этого письма можете видеть, что у меня в комнате не жарко, и перо не твердо держится в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Письма свт. Феофана Затворника к Нецветаевой Татьяне Владимировне 19 февраля 1887. 1 июня 1887. 9 июля 1887. 10 ноября 1887. 16 апреля 1890. 2 мая 1890. 17 мая 1890. 27 июня 1890. 29 июля 1890. 3 апреля 1891. Декабрь 1891. 17 марта 1892. 23 июля 1892. 4 октября 1892. 8 ноября 1892. 13 декабря 1892. Январь 1893. 8 июня 1893. 20 октября 1893.     (Вступительная статья 1 ) Аннотация. Публикуется переписка святителя Феофана Затворника с Т.В. Нецветаевой, продолжавшаяся с февраля 1887 г. по октябрь 1893 г. В своих письмах к Т.В. Нецветаевой свт. Феофан касается преимущественно хозяйственно-бытовых вопросов, таких как ремонт и продажа дома, пересылка денежных средств и пр. Несмотря на отсутствие в данных письмах ярко выраженной богословской проблематики, они не теряют своей актуальности. Публикуемые письма интересны в том отношении, что в них святитель Феофан раскрывается перед читателем не столько как богослов и аскет, сколько как человек, внимательный к нуждам близких ему людей. Пребывая в затворе, он не считал зазорным для себя вникать в житейские нужды своих корреспондентов. Abstract. The correspondence of St. Theophan the Recluse with T. V. Netsvetaeva, which lasted from February 1887 to October 1893, is published. In his letters to T. V. Netsvetaeva, St. Feofan mainly concerns economic and household issues, such as the repair and sale of the house, the transfer of funds, etc. Despite the absence of pronounced theological issues in these letters, they do not lose their relevance. The published letters are interesting in the sense that in them St. Theophan reveals himself to the reader not only as a theologian and ascetic, but as a person attentive to the needs of people close to him. Staying in reclusion, he did not consider it shameful for himself to delve into the everyday needs of his correspondents. Переписка святителя Феофана Затворника с Т.В. Нецветаевой продолжалась с февраля 1887 г. по октябрь 1893 г. Татьяна Владимировна – дочь священника Владимира Никитича Макринова и сестры свт. Феофана – Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой). Была замужем за священником Александром Борисовичем Нецветаевым, настоятелем Вознесенско-Георгиевского храма в с. Казаки Елецкого уезда Орловской губернии, скончавшемся 6 февраля 1890 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Г. Э. Щеглов Библиография. Источники 1. Опубликованные 1.1. Печатные труды С.Г. Рункевича 1. Кирилло-Мефодиевское братство при церкви Минской Духовной Семинарии//Минские ЕВ. – 1886. – – С. 472 – 477. 2. Материалы для истории Минской епархии. Материалы к биографии преосвященного Виктора Садковского//Минские ЕВ. – 1891. – – С. 692 – 697. 3. Материалы для истории Минской епархии (продолжение). Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа//Минские ЕВ. – 1891. – 1892. – – 12, 15 – 24 и отдельно: Письма к разным лицам преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа (I – CL)/Собр. и объясн. С.Г. Рункевичем . – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1892. – 201, XVI с., алф. указ. 16 с. 4. Студенты проповедники/С.Г. Р[ункевич]. – СПб., 1892. – 16+58 с. 5. Памяти преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа. Дело об арестовании поляками преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 года//Минские ЕВ. – 1892. – – С. 401 – 422 и отдельно: Дело об арестовании преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 г. – Минск, 1892. – 22 с. 6. Памяти преосвященного Виктора Садковского. К столетию со дня освобождения преосвященного из Ченстоховской крепости 21 июля 1892 г.//Прибавления к Ц Вед. – 1892. – – С. 1022 – 1028. 7. Материалы для истории Минской епархии/Собр. и объясн. С.Г. Рункевичем . – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1892. 8. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793 – 13 апр. 1893). – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1893. – 127, IV с. 9. Материалы для истории Минской епархии. К истории Минского кафедрального собора//Минские ЕВ. – 1893. – – С. 517 – 529 и отдельно: К истории Минского кафедрального собора. – Минск: Типолит. Б.И. Соломонова, 1893. – 12 с. 10. История Минской архиепископии (1793 – 1832): С подробным описанием хода воссоединения западнорусских униатов с Православной Церковью в 1794 – 1796 гг.: Исслед. Стефана Рункевича . – СПб.: Тип. А. Катанского и К., 1893. – 16, 572, XXXVIII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А.А. Завьялов 1893 г. 2. -имели суждение о необходимости мероприятий к ограничению допускаемого ныне произвола в изнесении из обителей и приходских церквей особо чтимых св. икон для совершения молебствий в селениях и городах. Приказали: Усматривая из имеющихся в Центральном Управлении духовного ведомства сведений, что настоятели некоторых монастырей и священнослужители приходских церквей дозволяют себе находящиеся в их обителях и церквах особо чтимые св. иконы износить для совершения молебствий, не только в окрестные селения, но и за пределы своего уезда, а иногда даже и епархии, при чём из обителей нередко износятся, кроме подлинных икон, ещё две-три копий с них, Святейший Синод, в целях упорядочения этого дела, предварительно признаёт необходимым предписать указами Епархиальным Преосвященным доставить, в возможной скорости, точные и обстоятельные сведения, в каких обителях и церквах имеются особо чтимые св. иконы, износимые для совершения молебствий вне монастырей и приходов, с какого времени и с чьего разрешения иконы сии износятся за пределы своего уезда и даже епархии, в каких обителях износятся не одни подлинные иконы, но копии с них и с чьего разрешения. Апреля 20 дня 1893 года. 5. -слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 21 Мая сего года 8892, следующего содержания: Государственный Совет в Департаменте Государственной Экономии и в Общем Собрании, рассмотрев представление его, Г. Обер-Прокурора, об увеличении отпуска сумм на содержание православного духовенства, мнением положил: I. В дополнение к суммам, ассигнуемым на содержание духовенства, отпускать впредь на тот же предмет по двести пятьдесят тысяч в год рублей в год, с отнесением сего расхода в текущем году на кредит в равной сумме, внесённый к условному отпуску в § 6 ст. 1 действующей сметы ведомства Святейшего Синода. II. Предоставить Обер-Прокурору Святейшего Синода, по соглашению с Министром Финансов, входить ежегодно, ко времени рассмотрения смет, с представлениями установленным порядком о постепенном увеличении указанного в отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Димитракопулос Софоклис Дальнейшие отношения с Патриархом Софронием Несмотря на причиненную Софронием обиду, святой Нектарий и впоследствии продолжал испытывать к нему самое искреннее уважение и теплую признательность за прежние благодеяния. Это отношение к Патриарху хорошо видно из письма от 25 августа 1893 года, исполненного смирения и всепрощающей любви: «Святейший Владыка, благоговейно лобызаю всесвятую Вашу десницу! По долгу посылаю Вашему Святейшеству малый мой труд под названием “Набросок о человеке”. Умоляю Ваше Святейшество благосклонно принять сию книжицу, составленную для доказательства правоты Священного Писания и опровержения ложных мнений, колеблющих вероубеждения христиан, и помолиться Господу, чтобы Он принял благое мое произволение как единственное доброе дело и простил мне множество прегрешений. А так как Он повелевает, чтобы мы сами первые отпускали другим прегрешения их, то и я все простил и молюсь обо всех, против меня согрешивших. Сверх сего ищу прощения у Вашего Святейшества, если чем Вас огорчил. Господь да сохранит Божественнейшее Ваше Святейшество в непрестанном здравии на многие лета. Кима, Эвбея, 25 августа 1893 года. Со всяческим благоговением лобызающий десницу Вашу и испрашивающий богопокорных Ваших молитв наималейший митрополит Пентапольский Нектарий Кефалас». В начале сентября 1893 года Пентаполец узнает из газет о серьезной болезни Софрония, угрожающей его жизни. Он собирается ехать в Египет, чтобы испросить у бывшего своего покровителя молитв и благословения. Но для этого требовалось разрешение греческого Министерства по делам Церкви, куда митрополит Нектарий не имел доступа. И тогда именитые граждане Кимы (остров Эвбея) 108 , включая мэра К. Сарафьяноса, обратились в Афины к своему депутату Александру Кондоставлосу, занимавшему пост министра иностранных дел, с просьбой исходатайствовать митрополиту надлежащее разрешение и проинформировать греческого консула в Александрии о цели приезда владыки. Последнее требовалось, чтобы пресечь толки о его притязаниях на патриарший престол, которые неминуемо вызвали бы новый взрыв ненависти врагов, ожидающих своего часа. Письмо кимийцев (отрывок из которого приводился выше 109 ) было вручено в Афинах министру иностранных дел самим владыкой Нектарием:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Неизвестное об известном К 120-летию начала Русско-японской войны. Часть 6 07.03.2024 598 Время на чтение 19 минут Часть 5 Skurk! Агентурная разведка генерала Алексея Куропаткина VI Генерал Ухач-Огорович. Информация к размышлению Жизнь и деятельность предвоенная Заслуги военные «Патриотическая деятельность» и первые неприятности Сенатская комиссия по ревизии… Выявление фигурантов «Ценные разведданные» для генерала Куропаткина До чего женщины доводят Налицо очень тщательный подбор кадров Еще о «странностях» японской войны Агентурная разведка генерала Алексея Куропаткина Напомним читателю, что в процессе командования Маньчжурской армией генерал Алексей Куропаткин в один прекрасный момент решил обзавестись собственной агентурной разведкой, поручив это многосложное дело «начальнику транспортного отдела своего штаба генералу Ухач-Огоровичу [ударение в первой части фамилии генерала на первый слог]» . Генерал Ухач-Огорович. Информация к размышлению Жизнь и деятельность предвоенная Генерал Ухач-Огорович, Николай Александрович, появился на свет 7 мая 1860 года, а дата его смерти теряется в сумерках революционной смуты. Начало его жизни кажется вполне типичным для русского офицера, хотя подробности биографии оставляют желать лучшего их освещения. Известно, что окончил он Варшавское пехотное юнкерское училище и Николаевскую академию Генерального Штаба. Причем и училище, и Академию по 1-ому разряду. О службе до японской войны известно немного. Ухач-Огорович служил в 11-ом Фанагорийском гренадерском полку, затем числился по Генеральному штабу. Любопытно, что поручиком и штабс-капитаном стал в апреле 1887 года, проходив в поручиках три дня: с 4 по 7 апреля. Через два года, тоже в апреле стал капитаном, а в августе 1893 года подполковником. С 31 января 1888 года по август того же года служил старшим адъютантом штаба 5-ой пехотной дивизии, после чего стал адъютантом штаба 1-ой кавалерийской дивизии (16.08.1888-30.08.1893). Затем подполковник Огорович менее года (30.08.1893-09.04.1894) служит в должности старшего адъютанта штаба Приамурского военного округа, с которой уходи в запас, но ненадолго (09.04.1894-30.06.1895).

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/07/...

По окончании полного курса наук в Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия в службу вступил помощником смотрителя Ефремовского духовного училища 1887 г. 4 февраля. Указом Правительствующего Сената от 16 января 1892 г. за 9 утвержден в чине коллежского асессора со старшинством со дня определения на должность, т.е. с 04.02.1887. Указом Святейшего Синода от 7 января 1893 г. за 43 определен на должность смотрителя Мещовского духовного училища 1893 г. 7 января. Указом Правительствующего Сената от 14 января 1893 г. за произведен в чин надворного советника со старшинством с 04.02.1891. Указом, в 6-й день мая 1895 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Станислава 3-й степени. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 7 февраля 1897 г. за 11 произведен в чин коллежского советника со старшинством с 04.02.1895. Указом, в 6-й день мая 1898 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Анны 3-й степени. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 29 января 1900 г. за 6 произведен в чин статского советника со старшинством с 04.02.1899. Состоит председателем комиссий: по испытанию на звание учителя церковноприходской школы и по испытанию лиц, ищущих звания псаломщика. Указом, в 6-й день мая 1904 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Станислава 2-й степени. Указом, в 6-й день мая 1907 г. капитулу данным, всемилостивейше пожалован кавалером императорского и царского ордена Св. Анны 2-й степени. По резолюции его преосвященства преосвященнейшего Вениамина от 20 мая 1907 г. был командирован в качестве экзаменатора по Закону Божию в городское трехклассное училище. Избран и утвержден членом отделения епархиального училищного совета по делам церковноприходских школ 12 марта 1908 г. По резолюции его преосвященства преосвященнейшего Вениамина от 13 апреля и 15 мая 1908 г. за 6002 и 6719 был командирован в качестве экзаменатора по Закону Божию в городское трехклассное училище и женскую прогимназию. Также по резолюциям его преосвященства преосвященнейшего Вениамина был экзаменатором по Закону Божию в городском трехклассном училище и женской прогимназии 11 и 20 мая 1909 г. Также по резолюциям его преосвященства преосвященнейшего Вениамина был экзаменатором в тех же учебных заведениях Министерства народного просвещения 10 и 15 мая 1910 г. 12 и 25 мая 1911 г. и 10 и 20 мая 1912 г. был экзаменатором в тех же учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К истории протестантской этики (комментарий в русле истории) Макс Вебер. Фото 1915 г. В. И. Гараджа Макс Вебер Статья из VII тома «Православной энциклопедии» Вебер [нем. Weber] Макс [Карл Эмиль Максимилиан] (21.04.1864, Эрфурт — 14.06.1920, Мюнхен), нем. социолог, историк, экономист, философ, юрист. В. был старшим из 7 детей в семье протестантов-кальвинистов Максимилиана Вебера и Елены Фалленштайн. Отец В., юрист по образованию, входил в городской совет Берлина и позднее Эрфурта, а также был членом рейхстага от национально-либеральной партии. В доме В. часто собирались политики и такие ученые, как Т. Моммзен, В. Дильтей, Г. фон Зибель и др. В 1882 г. В. поступил в Гейдельбергский университет на факультет юриспруденции и параллельно посещал лекции по экономике, изучал историю ср. веков, философию и теологию. Проучившись 3 семестра, В. оставил университет и отправился на военную службу в Страсбург, где особенно сблизился с сестрой матери Идой и ее мужем историком Г. Баумгартеном, которые стали его второй семьей и оказали большое влияние на его дальнейшее интеллектуальное развитие. Осенью 1884 г. В. продолжил обучение в Берлинском (1884–1885) и Гёттингенском университетах (1885–1886). В 1889 г. в Берлине защитил диссертацию и затем получил степень доктора юриспруденции; в 1891 г. написал первую большую работу «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (в рус. пер. «Аграрная история древнего мира» М., 1923); в 1893 г. женился на Марианне Шнитгер; в 1893–1894 гг. был профессором экономики Берлинского, а затем (1894–1897) Фрайбургского университета. В 1897 г. переехал в Гейдельберг, где кроме научной работы активно занимался политикой. После смерти отца, летом 1897 г., В. пережил тяжелое душевное расстройство, которое лишило его возможности работать на 5 лет.

http://sedmitza.ru/text/413909.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010