Еноха – IX, 3; X, I; XLVI, 7; LX, 1, 22; LXXVII, 1; LCIV, 8; XCVII, 2; XCVIII, 6, 7, 11; XCIX, 3, 10; C, 4; CI, 1, 6, 9; кн. Сивилл III, 519, 580, 719; кн. Юбил. VII, 36; XII, 19; XIII, 16; XVI, 27 и мн. др.; из раннейшего времени: Дан.4:21 ; Дан.4:29 ; Дан.4:31 ; Дан.7:18 ; Дан.7:22 ; Дан.7:25 ; Дан.7:27 ) 327 . Правда, позже возникло учение о торе, как откровении Бога 328 , через что возвышенный Бог как бы низводился в ряды ограниченных существ. Но, несомненно, основная тенденция иудейства заключалась в том, чтобы удалить Бога от человека, бесконечно возвысить его над миром. На стремление к устранению антропоморфизмом в переводе LXX мы уже указывали (см. Труды К. д. Академии 1905, III, 396 и дал ). В рассматриваемое время доказательства данной мысли можно заимствовать в таргумах. „Те места Библии , где Божеству усваиваются конкретные образы, видимые явлении (теофании) и антропоморфизмы, таргумисты часто с большими натяжками и очевидным насилием тексту стараются перефразировать так, чтобы удалить буквальный смысл текста и выдержать идею недоступности Божества» 329 . Напр., в Быт. XXII, 14: „И нарек Авраам имя месту тому (разумеется гора Мориа): Господь усмотрит. Посему и ныне говорится на горе Иегова усмотрится». В таргуме Онкелоса это место имеет уже значительно другой характер: „здесь почтут Бога (грядущие) роды; посему доныне говорится: на горе той Авраам молился перед Богом (см. еще y Онкелоса на Быт.9:27 ; Быт.16:13–14 ; Быт.32:30 ; Втор.33:14 ; Исх.25:8 и др. У Ионафана на прор. Ис.1:15 , вместо: „когда вы простираете ко Мне руки ваши, Я закрываю от Вас очи Мои» читаем: „отнимаю Шехину мою от вас» и мн. др. По-видимому, идею отрешенности Бога от всего материального чувственного стараются выразить в получившем довольно широкое употребление имени Иеговы – Бог , Господь духов 330 . Это имя встречается в кн. Юбил. X, 3; 2Мак.3:24 ; а в кн Еноха оно употреблено 100 раз (см., напр., гл. XLV–L). Словом, палестинские раввины усвоили себе деистическое представление о Боге, как о самозаключенной, недоступной и даже противоположенной миру сущности, не имеющей к твари никакого непосредственного отношения 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

15, б). Относительно своей алчности в требовании всё новых и новых жертв ад сравнивается с утробою женщин и с землей, ненасыщенной водою (Берахот, f. 15, б; Сангедрин, 9, 2, а). Но все ли язычники попадут в ад или только нечестивые, забывшие Бога, – этот вопрос получает в Талмуде несколько ответов. К непременным обитателям ада относятся: минеи, предательницы, отступники (от веры), эпикурейцы, отвергавшие закон (Моисеев, т. е. его небесное происхождение), отвергавшие воскресение мертвых, удалявшиеся от законов общины, наводившие страх и вводившие других в грех (Рот гашана, f. 17, а; ср. Сангедрин, 90, а). Из грехов, влекущих за собою обязательное поселение грешников в аду, кроме греха против веры, называются блуд, прелюбодеяние и унижение ближнего или несправедливое осмеяние его и др. Из отдельных родов, поколений и лиц к жителям ада относятся: 1) род, погибший в потопе ( Быт.6:3 ); 2) род разделения ( Быт.11:8 ); 3) жители Содома ( Быт.13:13 ); 4) посланные Моисеем соглядатаи Палестины ( Чис.13:31 ); 5) род пустыни, т. е. израильтяне, вышедшие с Моисеем из Египта и умершие в пустыне; 6) Корей, Дафан и Авирон с единомышленниками ( Чис.16:33 ); 7) принадлежащие к десяти коленам израильским и не принесшие покаяния; 8) люди проклятого города ( Втор.13:13–17 ); 9) малые дети нечестивых израильтян; 10) Иеровоам, Ахав, Манасия, Валаам, Доег, Ахитофал и Иезий; 11) занимающиеся чтением внешних книг и волхвованием (Сангедрин, f. 90, а). – Вообще же число обитателей ада=2/3, всех людей (Сангедрин, f. III, а). Адские мучения весьма разнообразны и бывают как физические, так и нравственные, но по преимуществу состоят в жжении геенским огнём 637 . Таково талмудическое учение об аде. Ввиду того, что, вероятно, именно таковы были ходячие мнения во время Христа, мы не останавливаемся подробно на библейском учении на ту же тему. Нарицательные имена шеола (вероятно, значит пропасть, бездна) ( Иона2:3 ; Быт.37:35 ; Ис.14:15, 38:10 ): бор; bor=ров ( Ис.14:15, 19, 38:18 и др.); bor tahetiyot ( Пс.88:7 )=ров преисподний; ‘eres tahetiyot ( Иез.31:14 )=страна преисподняя; sahat ( Пс.16:10 ; Иов.17:14 )=тление; dumah ( Пс.94:17; 105:17 )=страна молчания; beer sahat ( Пс.55:24 , по евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Авраам и Исаак имели сношения с этим населением, которое тогда имело еще познание об истинном Боге ( Быт.21:22–34, 26:1–22 ). Но после филистимляне предались идолопоклонству, особенно служению Дагону, Веельзевулу и занимались волхованием ( 1Цар.5:2 ; 4Цар.1:2 ; Ис.2:6 ). Во времена Иисуса Навина, филистимская страна была разделена на пять областей. Замечательнейшими здесь городами были: Газа, Аскалон, Азот, Геон и Аккарон ( Нав.13:3 ). Хотя эта страна составляла часть обетованной земли однако она оставалась во власти филистимлян угнетавших израильтян почти во все время судей ( Суд.3:31, 10:9–8, 13:1–16 ). При первосвященнике Илии, они даже взяли в плен ковчег завета, за что и были наказаны Богом ( 1Цар.4:5 ). Во время царствования Саула, Ионафан и Давид часто побеждали их ( 1Цар.7:10,11, 13:3,4, 14:1–46, 17, 18:25–27 ); но вскоре они получили преобладание и разбили евреев на горах гелвуйских ( 1Цар.28:1, 29:1–31 ). Давид покорил их, a Соломон наложил на них дань ( 2Цар.8:1 ; 3Цар.4:21 ). При Иоране они отложились от Иудеев и нанесли им сильное поражение ( 2Цар.21:16 ). Озия опять поработил их ( 2Пар.26:6,7 ). При Ахазе они снова отложились и делали частые нападения на пограничные области Иудеи ( 2Пар.28:18 ). Возвещенные против них пророками угрозы исполнились, когда Египтяне, a потом Навуходоносор н Александр Македонский завоевали филистимскую землю. В славянской Библии филистимляне почти везде называются иноплеменниками, так как происходили от чуждого евреям Хамова племени, тогда как сами евреи, a равно и соседние им народы аммонитяне, мавитяне и др. происходили от племени Симова. 9 Моавитяне, происходившие от Лота ( Быт.19:37, 36:35 ), населяли небольшую область на востоке от Мертвого моря, граничившую на юге Идумеей, на севере рекою Арноном и областью колена Рувимова, a на востоке пустыней ( Чис.21:13; 32:33 ). Не смотря на родственное с евреями происхождение, не смотря на то, что евреям в силу этого родства запрещено было нападать на них ( Втор.2:3 ), моавитяне во время своего существования были самыми жестокими врагами евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

     Быт.1:31. И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело. И бысть вечер, и бысть утро, день шестый.    Каждый день творения одобряем был Творцом. По суду Его хорош был свет, хороша твердь, хороши суша и море, хороши травы и деревья, хороши светила небесные, хоро­ши животные, живущие в водах и на суше. Каждая из сих частей мироздания была совершенна в своем роде и вполне соответствовала своему назначению; но совокупность их, или целый состав мира гораздо совершеннее: «се вся добра зело». Творец, дающий одобрение целому, преимуществен­ное пред частями, является подобным изобретателю какой-нибудь многосложной машины, который еще до оконча­тельной отделки и установки ее доволен каждою частью ее, каждою пружиной, каждым колесом, находя их пригод­ными в целом, но несравненно более доволен своим делом, когда машина совсем готова и, пущенная в ход, вполне достигает своего назначения.      Быт.2:1. И совершишася небо и земля, и все украшение их    (с еврейского: «все воинство их»).    В отношении к небесам воинством называются звезды (Втор 4:19, 17и др.) по правильному чину в их располо­жении и течении, также ангелы (Неем 9:6) по их воинскому подчинению Царю небесному и готовности исполнять Его повеления. Отсюда сам Бог называется Господь Саваоф, т. е. Господь воинств. По отношению к земле воинством могут быть названы все силы и стихии земной природы, покорные воле Творца и по манию Его готовые карать нечестивых.      Быт.2:2. И соверши Бог в день шестый дела Своя, яже сотвори: и почи в день седмый от всех дел Своих, яже сотвори.     «И почи». Сие выражение нельзя разуметь об отдыхе Творца, — отдыху предшествует утомление, которое Богу несвойственно (Ис 40:28). «Почи» значит: перестал. От чего перестал? От всех дел своих, яже сотвори. Т. е. Богу не угодно было продолжать творение, не угодно было творить новые виды существ. Но это не значит, что Он прекратил всякую деятельность. О сотворенном надлежало промыш­лять, — без Промышления Божия о тварях, без попечения о их сохранении, без содействия их силам они не могут продолжать своего существования: «отвращщу Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их и изчезнут и в персть свою возвратятся» (Пс 103:29). Посему, почив, престав от дел творения. Господь не престал от дел Промышления: «Отец Мой доселе делает», сказал Господь Иисус о промыслитель­ной деятельности Отца Своего (Ин 5:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Как в пользу того, так и другого мнения представляются различные библейские доказательства. Защитники мнения о днях творения, как продолжительных временах, приводят преимущественно следующие доводы. 1) Первые три дня творения не могут быть обыкновенными днями, ибо астрономическое отношение земли к солнцу установлено в четвертый день творения. Следов., тоже можно думать и о последних трех днях творения. 2). Евр. слово «jom» значит и «день» и «эпоха» или «период»; в Библии оно употребляется часто в значении неопределенного периода времени (напр. Быт.2:4 ; Втор.9:24; 31:17; 32:7 ; Пс.2:7 ; Ис.34:8; 65:22 ; Иер.46:10 ; Иоил.2:31 ; Ам.3:14 ; Зах.14:9 и др.; ср. Мф.10:15; 12:36 ; Ин.8:56 ; Рим.2:5 ; 2Кор.6:2 и др.). Другого слова, кроме «jom», для обозначения идеи эпохи или периода в еврейском языке даже и нет. 3) «Днем» называется и седьмой день – день покоя Божия, под которым должно разуметь период неопределенной продолжительности. 4). Дни творения – дни дел Божиих, а не человеческих, а пред очима Божиими тысяща лет яко день вчерашний ( Пс.89:5 , – приписываемый Моисею; ср. 2Пет.3:8 ). 5). Бог не имел нужды в целом дне или 24 ч., напр. на сотворение света, растений, солнца и звезд и т. д. Посему в сказании о днях творения необходимо дни понимать в метафорическом, переносном значении. 6). Существенное в сказании Моисея о днях творения – шесть моментов творения, как основа закона о субботнем покое, а не продолжительность их. 7). В истории мирообразования принимала деятельное участие новосозданная природа, исполняя творческое слово Божие. По самому же свойству сотворенных вещей для сего было необходимо и время, более продолжительное, чем допускаемое буквальным пониманием дней творения. Наконец, 8) космогонические предания других народов (напр. индийцев, персов, этрусков, халдеев и др.) о днях мирообразования, как продолжительных временах, являющиеся отголоском истинного предания, хотя и в искаженном виде, располагают к пониманию дней творения в смысле продолжительных времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Эта истина божества Иисуса Христа, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, с ясностью утверждена как в ветхозаветном, так и в новозаветном откровении, особенно в тех местах, где Он прямо изображается как Бог ( Мф. 3:17; 1:23; 17:5 ; Лк. 1:35, 43 ;. Иоан. 1:1, 18; 3:16, 18; 20:28–31 ; Деян. 10:36; 20:28 ; Рим. 9:5 : 1Кор. 2:8; 15:47 ; Фил. 2:6 ; 1Тим. 3:16 ; Евр. 1; 3:3–4 и пр.), где Ему усвояются атрибуты и действия, которых нельзя приписать твари ( Мф. 10:37–40; 11:27; 12:6; 28:18 ; Лк. 1:32–33 ; Иоан. 1:3,4,9,14; 3:31; 5:17, 21, 23, 26 и др.), в частности где говорится о совершаемых Им чудесах ( Иоан. 2:23; 5:36; 10:25–38 ; Лк. 7:19–23 ; Мф. 16:16–19 ) 160 . Будучи ясно утверждена в христианском откровении, истина божества Иисуса Христа вместе с тем, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, нашла для себя ясное выражение и в святоотеческой литературе, пока наконец на Никейском соборе 325 г. не получила для себя санкционирования. Так как далее искупление, являющееся результатом заслуг Иисуса Христа, было совершено Им для человечества, то Иисус Христос, будучи Богом, является в тоже время, по взгляду представителей американско – епископальной церкви, и истинным человеком. Сущность учения о человеческом достоинстве Иисуса Христа, по их мнению, сводится к признанию того положения, что тот, которого мы чтим как истинного Бога, был в тоже время воплотившимся от Духа Св. и Марии Девы истинным человеком, потому что Он владел всеми свойствами нашей человеческой природы, кроме греха и его следствий: моральных и физических аномалий 161 . Истина этого положения, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, со всею ясностью раскрывается в христианском откровении как ветхозаветном, так и новозаветном, особенно в тех местах его, которые говорят о человеческом рождении и качествах Мессии ( Быт. 3:15; 22:18; 26:4; 28:14 ; Втор. 18:15, 18 ; Пс. 21:68 и др.; Мф. 1:1, 16, 18, 25; 2:2; 4:2; 26:38; 27:26 ; Мрк. 4:38 ; Лк. 1:31; 2:7, 2 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

caput omnium capitum, caput quod non est caput; nec seit nec cognoscitur, quid sit in illo capite, quia non comprehenditur nec sapientia nec intellectu... 137 Gfrörer. Jahrhundert d. Heils. 1,298; cp.; Siegfried, 291 : et propierea Senior Sanctus vocatur , non ens. 138 См.: Beer. Geschichte der Lehren und Meinnugen aller bestandenen und noch bestehenden Secter den luden und Geheimlehre oder Kabbalah. S. 57 ff.; cp.: Ioel. S. 267 ff. 140 Специальное раскрытие ветхозаветной идеи Логоса-посредника будет сделано при определении положительных источников Иоанновой логологии (в III отделе нашего исследования). 141 Так, напр., Моисею Иегова явился как объятая пламенем купина; при исходе евреев из Египта – в столпе облачном и огненном; особенно подробно все эти и другие атрибуты видимого откровения славы Божией изображаются в видении Иезекииля (глава 1). 143 Так в Тарг. Псевдо-Ионаф. Втор.9:19 перечисляет ангелов: гнева Божия, мщения и др. В Талмуде находим ипостазирование божественных свойств правосудия и милосердия. См.: Beresch. Rabba 21 и 7d у Siegfried’a, 213–214, 353. 144 Кроме вышеприведенных мест, Шехина и Йекара упоминаются таргумистами в следующих случаях: Шехина служит предводителем евреев во время их странствования по пустыне ( Исх.23:8–10 ), является Моисею между скал ( Исх.33:14–15, 22 ), обитает в Святом Святых ( Исх.25:8 ), говорит с Авраамом и удаляется от него ( Быт.17:22 ; ср.: Исх.20:20 ). В качестве посредника Шехина упоминается также и в Талмуде: она, а не Само сокровенное Божество, живет в Скинии и Храме (Beresch. Rabba. Par. 5 и 31 у Ioel’я. S. 86–88); она присутствует невидимо в синагогах и возносит молитвы верующих к престолу Всевышнего (Traité de Berachoth du Talmud de Babyl. Trad. par Ai. Schwab, 6 a); Моисей молит Иегову, чтобы Шехина была поставлена царем над Израилем (Ibid., 7 а); Шехина служил вождем евреев по пустыне (Guem. Ierus. 6. Soma, 1,1 у Gfrörer " a. Jahrhundert d. Heils. I. S. 322); когда явится Мессия, Шехина будет стоять на Масличной горе (Ibid.); Шехина пребывает при Давиде и удаляется от него (Sanhedr. Babyl. 3; Gfrörer. Op. cit. S. 301 ); cp.: Weber. § 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

К. не настаивал на подобном объяснении, однако приводил параллели из древней егип. нравоучительной лит-ры (из «Наставления для Мерикара», папируса Присса, наставлений Ани и Аменемопе), свидетельствовавшие о том, что авторы, писавшие в жанре литературы Премудрости, сознательно избегали употребления божественных имен, которые вызывали бы ассоциации с конкретной религией (Ibid. P. 26). Лит-ра Премудрости «затемняла» религиозные элементы, присущие каждой конкретной нации, ради выражения «общечеловеческого» смысла (A Commentary on the Book of Genesis. 2005 4. Vol. 1. P. 9). По наблюдениям К., в Пятикнижии последовательно разграничивается значение обоих божественных имен, каждое из них употребляется в соответствующем контексте. В рассказе о творении мира (Быт 1) используется только имя   в повествовании о жизни Адама и Евы в раю - имя   поскольку на 1-й план выдвигается личное отношение Бога к человеку и человека к Богу. В главном исповедании веры как в ВЗ, так и в иудаизме раввинистическом - «Шма, Исраэль» (     - «Слушай, Израиль») (Втор 6. 4-9) - употреблены оба божественных имени:   Бог евр. народа, вместе с тем является   Богом всего мироздания. Противопоставление между Богом конкретного народа и конкретной религии (  ) и единственным Богом творения (  ) здесь снимается. Бог - Единый и единственный в Своем личном отношении как к общине верующих, так и ко всему творению. В этом главная весть ветхозаветного откровения. Исповедание «   есть  » - свидетельство того, что 2 божественных имени не являются синонимами, разграничение к-рых в разных контекстах может быть объяснено только наличием неск. параллельных традиций, получивших выражение в различных источниках Пятикнижия. Каждое из этих имен имело собственное богословское значение, осознаваемое авторами ветхозаветных книг. В противном случае исповедание «   есть  » не несло бы никакой принципиально новой богословской идеи (The Documentary Hypothesis... 20062. P. 18-31). Др. положение, к-рое К. критиковал, связано с языковыми особенностями Свящ.

http://pravenc.ru/text/1681295.html

Мелхиседек приветствует Авраама. Евхаристия. Ниспослание манны небесной. Миниатюра из Библии бедных. XV в. (Vat. Pal. lat. 871. Fol. 11r) Мелхиседек приветствует Авраама. Евхаристия. Ниспослание манны небесной. Миниатюра из Библии бедных. XV в. (Vat. Pal. lat. 871. Fol. 11r) Святоотеческая экзегеза усматривала в ВЗ мн. прообразы христ. таинства Е. К важнейшим относятся: жертвоприношение Исаака Авраамом (Быт 22. 2-18; мн. св. отцы видели в этом событии прообраз крестной смерти Спасителя, а следов., и Е.); благословение, к-рое Мелхиседек дал Аврааму, поднеся ему хлеб и вино (Быт 14. 18-20; евхаристическое толкование см., напр., в: Cypr. Carth. Ep. 63. 4; Aug. De civ. Dei. 16. 22); манна («небесный», «ангельский» хлеб - ср.: Пс 77. 25; Прем 16. 20; 3 Езд 1. 19) в пустыне (Втор 8. 3; как прообраз Е. манна истолкована уже в Евангелии от Иоанна, Ин 6. 31-32). К прообразам Е. также могут быть отнесены отдельные элементы ветхозаветного культа - в частности, хлебы предложения (Исх 35. 13; 1 Цар 21. 6; 3 Цар 7. 48). В ВЗ при описании богослужения часто говорится о воспоминании (напр.: Лев 24. 7; Числ 5. 15; 10. 10). Все заветы (договоры) Бога с праотцами имели в качестве основания память Божию: Бог вспоминал о них и подавал помощь (Быт 8. 1; 9. 15 и далее; Исх 2. 24; 2 Цар 7), спасал (Быт 19. 29; Исх 6. 5). Центральным спасительным событием ветхозаветной истории был Исход из Египта, память о к-ром надлежало хранить всем поколениям избранного народа (Втор 5. 15; 8. 2 и др.). Несмотря на то что избранный народ постоянно забывал о Боге, Бог, будучи верен Завету (Пс 144. 13), всегда вспоминал об Израиле и предавал его грех забвению (Иер 31. 34), когда тот начинал искать Его и просить помощи. В связи с этими прообразами заповедь совершать Е. «в воспоминание» может быть истолкована не только как повеление помнить о Господе, но и как способ обновления нового Завета с Ним. К прообразам Е. относятся и отраженные в ВЗ представления об эсхатологическом пире праведников с Богом. Наиболее ярко этот пир описан в кн. Притчей Соломоновых: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу… идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» (Притч 9. 1-5). Кроме того, в ВЗ неоднократно встречаются метафорические выражения, связанные с хлебом и вином, которые также могут быть отнесены к числу прообразов Е., напр.: «вино, которое веселит сердце человека» и «хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс 103. 15), «хлеб разума» (Сир 15. 3), «виноградная лоза, произращающая благодать» (Сир 24. 20). Наконец, пророки говорят о «вкушении слов Божиих» (Иер 15. 16) и «жажде слов Божиих» (Ам 8. 11).

http://pravenc.ru/text/348067.html

Установление брака. 23 «И сказал человек…» По мнению всех лучших толковников, Адам, находясь в глубоком таинственном сне, во время которого Бог вынул у него ребро для создания ему жены, не терял своего сознания, почему и мог сказать эти слова. «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…» Это обычное библейское изречение, выражающее идею тесного физического родства, быть может, ведущее свое начало именно от этого первобытного факта (Быт 29:14; Суд 9:2; 2 Цар 5:1; 1 Пар 11:1 и др.). «будет называться женой, ибо взята от мужа…» Еврейское слово «жена» (иша) произведено от слова «муж» (иш) и этим самым навсегда запечатлело в себе ясный намек на историю ее происхождения. 24 «Потому оставит человек отца своего и мать свою…» Слова эти следует приписывать самому Богу, освятившему таинство брачного союза и давшему его основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой — провозглашает два основных его закона — единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание (Мф 19:4–5; Мал 2:14–15; 1 Кор 6:16; Еф 5:31 и др.). «и прилепится к Жене своей; и будут (два) одна плоть…» Слово «прилепится» по еврейски выражено глаголом дабак, означающим поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (Втор 10:20; 3 Цар 11:2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы ОДНУ ОБЩУЮ ЛИЧНОСТЬ. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании, так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью (Еф 5:30–31; Иоанн Златоуст, Августин и др.). 2015/10/18, 16:04:05 а никого не удивляет котенок на таком серьезном сайте? Марина 2015/10/17, 22:49:28 (И долго же висит это на сайте. Но фотография забавная). Женщина, конечно, несамостоятельное существо. Наследница Евы, она так и несёт в себе эту вторичность, несамодостаточность. Если жена злая досталась, сам виноват, что не разглядел. Злая стала, потому что не того духа вместила (как немощной сосуд с немалой духовной вместимостью). А до свадьбы, видать, другого духа вмещала. Который тебя и обольстил. А ты поддался. Так кто виноват?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=123...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010