Всякий труд его и торговцы его, под которыми мы понимаем волхвов, содействовали тому, чтобы каждый блуждал своим путем и, погибши сам, не мог принесть спасения другому. Спросим тех, кои признают различные природы: имел ли Вавилон добрую природу или злую. Если скажут: злую, – а они несомненно так ответят, – то как он призывается к покаянию и зачем говорится ему: сиди умиленная, войди в темноту, дочь халдеев, и далее, после перечисления грехов и преступлений: ты, имеешь уголья огненные, будешь сидеть на них: они будут тебе помощию? Почему также прибавляется, по тем же Семидесяти: ты трудилась над изменением с юности? Что это за изменение? Конечно, – из хорошего в дурное. Из этого очевидно, что добрые по природе делаются злыми по [своей] воле. Наконец присоединяется: человек заблудился в себе самом , – не по природе, а по решению воли. Глава XLVIII. Ст. 1–2. Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от вод Иудиных, клявшиеся (вульгата: клянущиеся) именем Господа и вспоминающие Бога Израилева, [ хотя ] не по истине и не по правде. Ибо из города святого они призваны и на Господа Израилева опирались: Господь воинств – имя Ему. Я предсказал, что это будет с халдеями и вавилонянами, и необходимо, чтобы в действительности исполнилось то, что Я говорил чрез пророков Своих. А ты, дом Иакова и называющиеся именем Израиля и происшедшие от воды Иудиной и прочее, следующее затем, внимательнее слушайте то, что Я скажу. И нужно заметить, что называет их не Иаковом, но домом Иакова, и не [называет] Израилем тех, которые ложно назывались этим именем, так как не имели дел, соответствующих этому имени. И произшедшие от вод Иудиных , σεμνοτερς [с большею торжественностию] называя воды вместо семени , чтобы показать, что они сыны не добродетелей патриархов, а плоти. И справедливо назвал водами Иудиными, ибо только одно колено оставалось еще тогда в земле иудейской, в котором сохранялось в то время царское семя Давидово. Клявшиеся, говорит, именем Господа, – не для прославления Господа, но для совершения несправедливостей чрез усвоение этого имени, так как вы хотите, чтобы Он был свидетелем вашего обмана, и покоитесь в святом городе и опираетесь на Господа Израилева, чтобы хвастаться тем, что вы – обитатели города Иерусалима, и пользуетесь преимуществами от Господа Саваофа, хотя вы усвояете одни только имена Иакова, Израиля, и города святого и Бога всемогущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Гай» – город за Иорданом, к северу от Есевона. «Дочери Раввы» – маленькие аммонитские города, зависевшие от Раввы. – «Скитайтесь по огородам», т. е. вам негде будет жить – города будут разрушены. По другому чтению: «поражайте себя нарезами». Иер.49:4 .  Что хвалишься долинами? Потечет долина твоя кровью, вероломная дочь, надеющаяся на сокровища свои, говорящая: «кто при­дет ко мне?» Долины в земле аммовитян были очень плодородны. Пророчество это изречено в то же время, как и пророчество на моавитян, т. е. около 4-го года Иоакима, так как здесь еще не упоминается о Навуходоносоре. Об исполнении пророчества см. Особое замечание к XLVIII-й гл. Иер.49:7–22 . Едомитяне, несмотря на то, что в их среде были славные мудрецы, не избегнут погибели и им угрожает судьба Содома и Гоморры. Иер.49:7 .  О Едоме так говорит Го­с­по­дь Саваоф: раз­ве нет более мудрости в Фемане? раз­ве не стало совета у ра­зу­мных? раз­ве оскудела мудрость их? «Об Едоме» см. Ис 21.11 . Пророчество Иеремии об Едоме часто до буквальности повторяет собою пророчество Авдия об этом народе. Ср. Иер 49.7 и Авд 1.8 ст.; Иер 49.9 и Авд 1.5 ; Иер 49.14 и Авд 1.1 ; Иер 49.15 и Авд 1.2 ; Иер 49.16 и Авд 1.3 . – Жители Фемана, едомской области, известны были своею мудростью ( Иов 2.11 ). Но их мудрость как бы совсем исчезла в виду надвигающейся на их страну опасности. Иер.49:8 .  Бегите, обратив тыл, скрывайтесь в пещерах, жители Дедана, ибо по­гибель Исава Я наведу на него, – время по­сеще­ния Моего. «Дедан» – соседи едомлян, занимавшиеся торговлею ( Иер 25.23 ). – «В пещерах» Палестины, очень длинных и малодоступных, жители ее нередко спасались при нашествии неприятелей. Иер.49:9 .  Если бы обиратели винограда при­шли к тебе, то верно оставили бы несколько недобран­ных ягод. И если бы воры пришли ночью, то они по­хитили бы, сколько им нужно. По закону Моисееву ( Втор 24.21 ), обиратели винограда должны были оставлять по несколько ягод на лозе для сирот и бедняков. Иер.49:10 .  А Я донага оберу Исава, открою по­таен­ные места его, и скрыться он не может. Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его; и не будет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гал.2:6 . «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более». Объясн. Здесь под «знаменитыми» нужно разуметь старейших апостолов, которым апостол Павел предлагал благовествование, проповедуемое им среди язычников: Гал.2:1–2 ; Деян.15:4 , следовательно, против покорности властям здесь ни слова не говорится, тогда как в других местах тот же апостол Павел говорит, что противящийся власти – противится Божию установлению: Рим.13:2 . О податях Мф.17:25–26 . «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны». Объясн. «Отдавайте всем должное, – говорит тот же апостол, – кому подать, подать» ( Рим.13:7 ). Подать царю не запрещал платить Сам Господь Спаситель. «Покажите мне, – сказал Он однажды, – монету, которой платится подать»; и по осмотре монеты добавил: «отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу» ( Мф.22:19–21 ), и это было ответом на предложенный ему вопрос: «позволительно ли давать подать Кесарю, или нет?» ( Мф.22:17 ). Нельзя остановиться на 26-м стихе 17-й главы Евангелия от Матфея, не прочитав следующий, 27-й стих. Там сказано так: «но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми; и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за меня и за себя» ( Мф.17:27 ). Отсюда видно: назвав Себя Сыном Божиим, Господь всё-таки заплатил подать сборщикам, и, таким образом, Он примером для отказа от платежа податей не может быть. В приведённом месте речь идёт совсем не о податях царю земному, а о подати Царю Небесному, или о подати на храм Божий, каковая со времени построения храма Соломонова ежегодно собиралась. Во 2-й книге Паралипоменон пишется: «И призвал царь Иодая... и сказал ему: почему ты не требуешь от левитов, чтоб они доставляли с Иудеи и Иерусалима дань, установленную Моисеем, рабом Господним, для скинии собрания?» ( 2Пар.24:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 11 Описание орла, поднимающегося из моря (1–6). Правление двенадцати больших крыльев и двух придаточных крыльев (7–23). Покушения на господство четырех придаточных крыльев (24–28). Владычество трех голов орла (29–36). Явление льва и его обличительная речь к орлу (37–46). 3Езд.11:1 И видел я сон, и вот, поднялся с моря орел, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы. 1 . Пророк видит во сне орла, поднимающегося из недр моря (de mari). У орла 12 крыльев и три головы. Восемь придаточных крыльев, играющих второстепенное значение, пока не названы. Символ орла употреблялся в приложении к монархии как на Востоке, у ассириян и персов, так и на Западе, у римлян. У еврейских пророков он применяется как к целой монархии, так и к отдельным лицам. Иезекииль изображает под видом орла халдейскую (XVII:3, 12) и египетскую монархию (XVII:7, 15); Иеремия – вавилонского царя Навуходоносора (XLVIII:40; XLIX:22). В книге Даниила первой мировой монархии, созерцаемой под символом льва, приписываются орлиные крылья (VII:4). В Римской империи изображение орла употреблялось в качестве государственного герба на знаменах и монетах. Со времени Ирода Великого оно помещалось на самом Иерусалимском храме и на иудейских монетах. В этом символе царственной птицы автор хотел оттенить, с одной стороны, необычайную мощь и силу Римской империи, царившей почти над всем миром, с другой, ее хищнические наклонности. Орел выходит из моря подобно четырем зверям Даниила (VII:3). Из той же книги взяты главные составные части видения: крылья и головы. У Даниила третий зверь – барс имеет 4 птичьих крыла и 4 головы (VII:6). 3Езд.11:2 И видел я: вот, он распростирал крылья свои над всею землею, и все ветры небесные дули на него и собирались облака. 2 . В видении Даниила точно так же на великом море, откуда выходят четыре зверя, борются все четыре ветра небесных (VII:2). Несмотря на бурю, орел плавно взмывает над морем и достигает облаков. 3Езд.11:3 И видел я, что из перьев его выходили другие малые перья, и из тех выходили еще меньшие и короткие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XLVIII Речь обращена к народу обетования: Израиль упрекается в упорстве и неверии; пророчества, изрекаемые ему, должны были служить средством его развития и воспитания; ныне дается ему новое пророчество об избранном Господом вожде; пусть Израиль внимает заповедям Господним и мир даруется жизни его. Последние стихи главы открывают Израилю, что он будет освобожден от плена Вавилонского; с этим обещанием связуется и высшее Мессианское значение пророчества. Мир даруется только благочестивым и верующим; для нечестивых же нет мира. 1 . Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедующие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. 2 . Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф- имя Ему. Из этих слов по сравнению и с прежними увещаниями народа, как например Ис. 1:10–15 , видно, как народ, хвалясь своим призванием и обетованиями и откровениями и культом Господа сил, – Иеговы, был Ему неверен в душе. Мне тяжело нести ваши празднества, глаголал Господь, напоминая Израилю, что служение Богу должно выражаться в милосердии и правде 1540 . Увещание настоящей главы обнимает все 12 колен: „дом Иакова“; потом отделяет всех входивших в состав северного царства, отторгнутого от дома Давидова: „называющийся именем Израиля“. Затем обращается к жителям царства Иудина: „происшедшие от источника 1541 Иудина“ и наконец упоминает о всех тех, которые,-хотя не искренне, а только на словах, – исповедуют Бога Израилева и клянутся священным именем Иеговы. Ибо, прибавляет 2-й стих, эти неверующие и не исполняющие воли Божией, называют себя однако происходящими от святого града и опираются на Иегову, Который есть Господь сил. Всю жизнь свою народ Израильский портил двойственностью своего сердца. Он кичился всем, что получил, и „хвалился, как будто не получил“ 1542 ; но при гордости своей относительно всех других народов он следовал их заблуждениям, как будто не получал обетовании. Ниже в ст. 5 и 8 Господь укоряет его и в идолопоклонстве и в вероломстве, отступничестве и измене Тому, который „создал народ“ 1543 и с любовью выносил его, образовав из толпы изгнанников сильное государство в центре тогдашнего культурного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Для нас же, православных христиан, должны быть непреложны наставления святых апостолов относительно начальства: 1Пет.2:13 . О повиновении властям Деян.4:19 . «Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» Объясн. Не слушающий поставленных Богом людей не слушает и Самого Господа: Лк.10:16 . Признаки истинного христианина: покорность, мир, любовь, братолюбие: Рим.13:1–7 ; Евр.13:2:16 . Если сказано, что сердце царя в руке Господа: Притч.21:1 , то противящийся царю или власти, от него поставленной, противится Богу: Рим.13:2 ; много есть и таких людей, которые следуют указаниям не воли Божией, но своей развращённой воли: 2Тим.4:3 ; 1Тим.1:7 ; Тит.1:10–11 . Деян.5:29 . «Пётр же и апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Объясн. Если требования людей противоречат требованиям божественного закона, то, конечно, должно повиноваться Богу, а не человекам беззаконнующим, но на этом тексте нельзя обосновывать всякое неповиновение законной, от Бога установленной власти, ибо тогда можно оказаться противником Богу: Рим.13:1–7 ; 2Пет.2:9–10 ; 1Пет.2:13 ; Тит.3:1–2 . Деян.17:7 . «Иасон принял их; и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царём, Иисуса». Объясн. Словами «все они» возводится обвинение чисто политическое на всех христиан того времени, такое же обвинение возводили и на Самого Господа Иисуса: Ин.19:12 ; но городские начальники получили удостоверение в невиновности христиан в возводимой на них клевете (ст.9), не восставал никогда против властей гражданских и Сам Господь: Мк.12:17 , а апостол Павел учил: – Рим.13:1–3 . «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Замечательно описание Иисуса сына Сирахова, как он всю жизнь стремился к мудрости (LI, 18–38; см. также VI, 18–37). «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах; он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей» (XXXIX, 1–2)… Мудрость передается не только через чтение, но и в живом предании, из поколения в поколение, через наставления, беседы и обличения мудрых (См., например, Прит. IV и Прем. Сир., IX, 19–20). Предание соединяет в себе знание и опыт праведников всех времен, как и всего избранного народа. Значение личного опыта приводит к тому, что для Ветхого Завета старость есть часто синоним мудрости. «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцов твоих и они скажут тебе» (Втор., XXXI, 7). «В старцах мудрость и в долголетних — разум!» (Иов, XII, 12). Однако, в той же книге Иова Елиуй возражает на это: «дух в человеке и Дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние мудры и не старики разумеют правду» (XXXII, 8–9). Нравственный путь. Бог есть Источник нравственности и нравственного закона (напр., Ис., XLV, 23–24, XLVIII, 17). Поэтому богопознание невозможно без нравственной жизни (Ис., ШН, Прем. I, 4). Праведность есть признак богоприсутствия (Иис. Нав., XXII, 31); знать Бога значит быть нравственным (Uep.,XXII 16). Напротив, не знать Бога и быть безнравственным — одно и то же (напр., I Цар., II, 12, Иов, XVIII, 21, XXI, 14, 15, Ос. V, 4). Падение Адама и Евы сразу отвратило их от Бога. Бог, как Праведный, пребывает с праведниками (Пс. XXXVI). Праведник как бы водворяется в правде и милосердии Божием (Пс. LXX). Вообще мудрость по преимуществу дается праведным (Пс. СХ) в опыте нравственной жизни и познания Провидения (Ис., XXIX, 13–24). Вера, Основа праведности — вера. В Ветхом Завете нет учения о вере, и слово «вера» не имеет в нем того точного смысла, который оно приобретает в Новом Завете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

И в те дни пришла дочь Фараона Фармуф искупаться в реке. И она услышала твой голос, когда ты плакал, и сказала своей служанке, чтобы она принесла тебя. И она принесла тебя к ней. И она вынула тебя из корзинки, и сжалилась над тобою. А сестра твоя сказала ей: «Не пойти ли мне, и не призвать ли к тебе одну из евреек, чтобы она воспитала это дитя для тебя и кормила грудью?» И она пошла, и призвала твою мать Ийокабиф, и она дала ей плату, чтобы она ходила за тобою. И после сего ты возрос, и тебя привели в дом Фараона, и ты сделался отроком. И твой отец (Амбран) научил тебя писанию. И после того как ты окончил три седмины, он привел тебя в царский дворец, и ты был при дворе три седмины до того времени, когда ты вышел из царского дворца и увидел египтянина, который бил твоего друга из сынов Израиля. И ты убил его и скрыл его в песке. И в следующий день ты встретил двоих из сынов Израиля, которые ссорились, и сказал обидчику: «Зачем ты бьешь своего брата?» И он разгневался, и озлобился, и сказал: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами, разве ты хочешь убить меня, как ты убил египтянина?» И ты испугался и убежал вследствие этих слов. XLVIII. И в шестой год третьей седмины сорок девятого юбилея ты ушел и оставался (вне Египта) шесть седмин и один год. И ты возвратился в Египет во вторую седмину во второй год в пятидесятый юбилей. И ты знаешь, что Он говорил с тобою у горы Синай и что высший Мастема хотел сделать с тобою на пути, когда ты возвращался в Египет, в праздник кущей. Не хотел ли он всеми силами умертвить тебя и спасти египтян от рук твоих, когда увидел, как ты был послан совершить над египтянами суд и мщение? И я спас тебя от руки его и совершил знамения и чудеса, которые ты был послан совершить в Египте пред Фараоном, и всем его домом, и рабами его, и его народом. И Господь совершил мщение над ними, тяжкое мщение за Израиля, и поражал, и умерщвлял их чрез кровь, и чрез жаб, и мошек, и песьих мух, и злокачественные воспалительные нарывы, и их скот Он поразил смертию, и градом – чрез это Он истребил все, что росло у них, – и саранчой, которая поела остаток, оставшийся от града, и тьмою; и их первенцев из людей и скота Он истребил.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И то, и другое значение может быть допущено (митрополит Филарет и Английская Библия). Так как в следующей главе сказано, что после того Иосифу сказали, что отец его болен, то можно думать, что старец был ещё на ногах и, получив от Иосифа просимое обещание, трогательно поклонился на верх жезла своего (или жезла Иосифа), причём многие комментаторы думают, что, имея в руках посох, сопровождавший его во всех странствованиях ( Быт. 32:10 ), он поклонился Богу, благодаря Его за исполнение его желания. Кланяясь на верх жезла Иосифа, он благодарил его за обещание, причём многие замечают, что это – обещанное Иосифу «поклонение солнца» ( Быт. 37:9 ). Если же принять значение «поклонился Израиль на возглавие одра», то или по окончании разговора он, утомлённый, преклонился на ложе, или же поклонился Богу, благодаря Его за милость, причём поклонился до возглавия, не будучи в силах встать с ложа (м. Филарет сравнивает подобное же выражение о престарелом Давиде, который «поклонился на одре своём» и благословил Бога по воцарении Соломона, 3. Цар. 1:47–48). Глава XLVIII. Иосиф с сыновьями посещает больного отца; Иаков усыновляет Ефрема и Манассию, благословляет их и отдаёт первенство Ефрему, пророчествует о возвращении израильтян в землю отцов их Быт. 48:1 После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема [и пошел к Иакову]. Быт. 48:2 Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль собрал силы свои и сел на постели. Быт. 48:3 И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, Ель Шаддай, Бог Всемогущий в Вефиле, обещал Иакову землю Ханаанскую. Приготовляясь передать это обещание в потомство своё и воспринимая участниками в разделе двух сынов Иосифа, Иаков призывает имя Божие и воспоминает перед сыновьями это обещание, дабы указать, какая именно земля будет подлежать в будущем разделу. Быт. 48:4 и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И учитель приготовился ударить Его, но Господь Иисус начал ему объяснять значение букв алеф и бет. И какие буквы, начертания которых прямые, какие очертания косые, какие двойные, какие сопровождаются точками, а у каких их нет, и почему такая буква предшествует другой. И Он сказал много вещей, о которых учитель никогда не слышал и не читал ни в какой книге. И Господь Иисус сказал учителю: «Обрати внимание на то, что Я тебе скажу». И Он стал говорить ясно и отчетливо алеф, бет, гимел, далеф, и до конца азбуки их. Учитель был в изумлении от этого и он сказал: «Я думаю, что этот Ребенок родился раньше Ноя». И, обернувшись к Иосифу, он прибавил: «Ты привел ко мне, чтобы я Его учил, Ребенка, Который знает больше, чем все ученые». И он сказал Марии: «Твоему Сыну не нужно наше учение». Глава XLVIII Потом они отвели Его к более ученому преподавателю, и, как только тот Его увидал, он спросил Его: «Скажи алеф " " И когда Он сказал алеф, учитель велел Ему произнести бет. И Господь Иисус ответил ему: «Скажи Мне значение буквы алеф и тогда я скажу бет». Рассерженный учитель поднял руку, чтобы Его ударить, и тотчас рука его высохла и он умер. Тогда Иосиф сказал Марии: «Отныне не надо пускать Дитя выходить из дому, ибо кто воспротивится Ему, бывает поражен смертью». Глава XLIX Когда ему исполнилось двенадцать лет, они свели Его в Иерусалим во время праздника. И когда праздник окончился, они возвратились оттуда, но Господь Иисус остался в храме между книжниками и старцами, и мудрыми из сынов Израилевых, которых Он спрашивал о различных местах учения и в свою очередь отвечал им. И Он спросил их: «Чей сын Мессия?» И они ответили: «Он Сын Давида». Иисус ответил: «Почему же Давид, движимый Духом Святым, называет Его Господом своим, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " ». Тогда один из начальников ученых спросил Его, говоря: «Читал ли Ты священные книги?» Господь Иисус ответил: «Я читал книги и то, что они содержат».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010