29 Праведный Иаков, несмотря на его явную богоизбранность, за то, что хитростью присвоил себе отцовское благословение и сам впоследствии был обманут собственным тестем Лаваном ( Быт. 29:15-30 ). 30 Свящ. В. А. Черкесов “Запросы христианской жизни”, Москва, 1910 г., стр. 99. 31 см. сноску 3. Следует также отметить, что высказывание арх. Иоанна страдает внутренней противоречивостью, ибо как можно одновременно: выдумывать любую ложь (очевидно предназначающуюся для ближних) и при этом все-таки не лгать ближнему своему? 32 Житие преп. Ефрема Сирина, Память 28 января, “Жития святых”, Москва, 1904 г. 33 “Акты свят. патриарха Тихона”, сост. М. Е. Губонин, Москва, 1994 г., стр. 288 34 Авва Дорофей “Душеполезные поучения”, Джорданвилл, 1970 г., стр. 112. (Слова внутри этой цитаты взятыя в скобки вставлены для ясности мной – и. В). Отметим, что хотя в учении преп. Дорофея о лжи имеется указанная особенность, он при этом учил, что ложь чужда Богу и происходит от диавола (Там же, стр. 106), и увещевал христиан не лгать (Там же, “Поучение 9. О том, что не должно лгать”). 35 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 36 Схиархим.  Иоанн (Маслов)  “Симфония по творениям Свят. Тихона Задонского”, Москва, 1996 г., стр. 451. 37 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198. 38 Схи-архим. Иоанн (Маслов) “Симфония по творениям Свят. Тихона Задонского”, Москва, 1996 г, стр. 451. 39 Там же. 40 Под словом икономия некоторые понимают снисхождение или послабление. B I npabuлe св.  Василия Великого  оно переведено, как “некое благоусмотрение”, то есть, как мера направленная к церковной пользе (Протопресв. Георгий Граббе “Акривия и икономия”, “Православная Русь”, 1978 г.). Обоснование икономии было развито в период споров “между высшим духовенством и монашескими кругами, примкнувшими к студитам”. Последние – если не входить в подробности, и в целом обозначить главные мотивы их борьбы – отстаивали обязательность норм христианской нравственности для всех христиан, включая царей. Именно тогда высшей иерархией и был вновь “пущен в обращение принцип «спасительной икономии» или принятия таких решений, которые, хотя и не соответствуют абсолютной справедливости, но предупреждают обнаружение еще большего зла” (Ф. И. Успенский “История Византийской империи”, Москва, 1996 г.; выделено – и. В .).

http://azbyka.ru/istina-i-lozh-v-svete-x...

30. В каждой обители должен быть духовник для братии. 31. Духовник избирается настоятелем с участием всей монашествующей братии и утверждается епархиальным Архиереем. 32. В женских монастырях для манатейных монахинь духовник назначается из монашествующих епархиальным Архиереем. V. Монастырский быт и дисциплина 33. Принимая все меры к устроению спасения братии и подавая во всем и всегда добрый пример, настоятель главное внимание сосредоточивает на духовном водительстве и воспитании вверенных ему душ. 34. В отношении монастырской дисциплины настоятель руководится общемонастырским уставом и уставом своей обители. 35. Без разрешения настоятеля ничто в монастыре не предпринимается и не делается. 36. Все насельники монастыря – монашествующие, послушники и временно пребывающее в обители – находятся в безусловном повиновении настоятелю. 37. Общий надзор за поведением братии принадлежит на­стоятелю, ближайший же надзор поручается благочинному мона­стыря и его помощникам, если таковые имеются. 38. Монашествующие, совершенно неисправимые в своей жизни, подлежат извержению из иночества. Примечание. Необходимо предпринимать возможные меры к тому, чтобы лица, изверженные из иночества, равно и послушники, оставившие обитель, не носили духовного одеяния. VI. Монастырское имущество и хозяйство 39. Все движимое и недвижимое имущество, а также капиталы, принадлежащие монастырю, составляют собственность монастыря и являются достоянием всей Православной Российской Церкви. 40. Отчуждение и обмен недвижимых имуществ, принадлежащих монастырю, допускаются не иначе, как с разрешения Высшей Церковной Власти. 41. В случае присоединения монастыря к другому монастырю все его движимое и недвижимое имущество и капиталы поступают в распоряжение монастыря, к которому он присоединяется. 42. Источники доходов монастыря и способы извлечения их должны соответствовать началам и основам иноческой жизни. 43. Все работы по монастырскому хозяйству должны быть исполняемы по возможности самими насельниками обители. Трудовое послушание, наряду с молитвенным подвигом, обязан нести по мере своих сил и способностей, не имея права от него от­казываться, каждый из входящих в состав братии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

38. О проходящем деятельную жизнь говорится, что он, временно проживает во плоти, как пришлец имеющий целью деланием добродетелей отсечь от души своей сочувствие к плоти и отторгнуть себя от вещественных прелестей. А о том, кто проходит жизнь созерцательную, говорится, что он в самой добродетели пришельствует, как в зерцалах еще и гаданиях созерцающий истину. Ибо еще неузрены им, чрез вкушение как бы лицом к лицу, подлинные виды чаемых благ, как они есть. И всякий святой в отношении к будущим благам «образом ходит» , вопия: «пресельник аз есмь и пришлец, якоже вси отцы мои» ( Пс. 38, 7, 13 ). 39. Хорошо всегда, от всего упраздняясь, искать Бога, как нам повелено ( Пс. 45, 11; 104, 4 ). Ибо хотя по свойству настоящей жизни, ища Его, мы не можем дойти до предела глубины Божией, но, может быть, и малость некую глубины Его достигнув, узрим Святых святейшее, и духовных духовнейшее. Это образно показывает и Архиерей, когда от Святого (первая часть скинии), которое святее двора, входит во Святое святых, которое святее святого. 40. Если Сын Бога и Отца, Бог-Слово того ради сделался Сыном человеческим и человеком, да людей сделает богами и сынами Божиими: то да веруем, что будем там, где ныне есть Сам «Христос, как глава всего тела» (Кор. 1, 18), сделавшийся «Предтечею» о нас к Отцу по человечеству. Ибо в сонме богов, т.е. спасаемых, будет стоящим посреди Бог, разделяя удостоения (сколько кто достоин) тамошнего блаженства, без местного однако же отстояния достойных одних от других. 41. Кто исполняет еще страстные вожделения плоти, тот живет в земле халдейской, как служитель и делатель идолов. Когда же, рассудив здраво, придет он несколько в познание подобающего ему по естеству образа жизни (и возымеет к нему сочувствие); тогда, оставив землю Халдейскую, идет в Харран Месопотамский ( Быт. 11, 28–31 ), – т.е. в состояние, сопредельное добродетели и греху, не чистое еще от чувственной прелести. А когда он пройдет за пределы этого среднего чувственного разумения добра; тогда вступает в землю благую, т.е. в состояние, свободное от всякого греха и неведения, которое не ложный Бог показывает и дать обещает, как награду добродетели, любящим Его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

9:35–41 Видящие и слепые 9:35–38. Прозревший человек отвечает так же, как иудео-христианские читатели Иоанна: с верой, в отличие от их противников. 9:39–41. Тема физической и духовной слепоты встречается у пророков (напр.: Ис. 42:16– 19 ; Иер. 5:21 ); религиозные власти, отнюдь не считающие себя духовно слепыми, проявляют наибольшую слепоту. 10:1–18 Пастырь, овцы и наемники Первоначально текст Библии не был разделен на главы; в этом отрывке продолжается речь Иисуса, обращенная к фарисеям в 9:41. Она основана на «ветхозаветных образах Бога как Пастыря Израиля ( Быт. 48:15; 49:24 ; Пс.22 1; 27–9; 76:21; 77:71; Ис. 40.11 ; Иез. 34:11–31 ), Израиля как Его стада ( Пс. 73:1; 77:52; 78:13; 99:3 ) и неверных и жестоких религиозных вождей как губителей Его стада ( Иер. 23:1,2 ; Иез. 34 ). Верными пастырями ( Иер. 3:15 ) в Ветхом Завете названы Моисей, Давид ( 2Цар. 5:2 ; Пс. 77:71,72 ) и Мес-сия из дома Давидова ( Мих. 5:4 ). 10:1,2. В зимние месяцы овец по ночам держали в загоне, обычно имевшим каменную ограду, защищенную сверху ветвями колючего кустарника. (После Праздника кущей зима уже была не за горами.) Еврейский закон различал воров и разбойников: воры вторгались в чужое жилище, а разбойники жили в пустыне и нападали на путников. Пастухи постоянно были на страже, охраняя свое стадо от опасностей любого рода. 10:3,4. В Ветхом Завете говорится, что Израиль «слушался голоса Бога», когда народ повиновался закону и Божьей вести, посланной через пророков. Истинные овцы – те, кто был верен завету с Богом, – знали Его (см. коммент. к 10:14,15). (Читатели Иоанна слушались Его с помощью Духа – возможность, которую иудаизм в тот период по преимуществу отрицал; ср.: 16:13–15.) Обычно пастухи знали всех своих овец поименам. В Ветхом Завете Бог называл Своих возлюбленных детей и верных рабов «по имени» ( Исх. 33–12,17 ; ср.: Ис. 43:1 ). 10:5. В данном контексте «чужой», или «вор и разбойник» (ст. 1), символизирует фарисеев, которые пытаются обмануть овец (9:40,41). Главы синагог, которые отлучали иудео-христианских читателей Иоанна, считали себя верными пастырями, но прочтение этого отрывка показало аудитории Иоанна их истинное лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Selden, Ibid. р. 323. Ср. Babyl. Sanhedr. fol. 56, ab. Wünsche, 2 Halbb. 3 Abth. S. 99. Феофил, Ad. Autolic. I. II n. 12–13 (Migne, t. VI col. 1070), Василий Великий , Беседы на Шестоднев (Творений ч. I, стр. 3940. Москва. 1872), Григорий Нисский , Беседы на Шестоднев (Творений ч. I. Москва. 1861. Стр. 3. 19 – 20. 29), блаж. Феодорит, 22-й вопр. на Быт. (Творений ч. 1. стр. 31. Москва. 1855), .Амвросий, Hexaem. I. II, с. X. (Migne, ser. lat. t. XIV col. 143 – 144). Такого же понимания держатся и наши отечественные богословы: Преосв. Сильвестр („Опыт православного Догматического Богословия“. Т. III, стр. 99 и д., 116. Киев. 1885) и Митр. Макарий („Православно-догматическое богословие“. СПБ. 1851. т. II, стр. 97). – Шмид полагает, что понимание седьмого дня в буквальном смысле противоречит св. Писанию. В этом случае он ссылается, прежде всего, на слова Господа Иисуса Христа, приведенные у св. Иоанна (V, 17): „Отец Мой доныне делает и Я делаю“. Эти слова, сказанные Господом по случаю обвинения Его фарисеями в нарушении субботнего покоя исцелением больного, Шмид сопоставляет с приведенными нами словами Бытописателя. Из этого сопоставления он делает заключение, что день божественного покоя, или седьмой день Бытописателя, по учению Господа, не ограничивается днем в собственном смысле, а есть продолжительный период времени („доныне“). Затем, в пользу своего понимания седьмого дня Шмид указывает на IV-ю главу послания к Евреям, из которой также видно, что апостол Павел принимает день божественного покоя за продолжающийся период. – Соглашаясь с таким объяснением слов Господа Иисуса Христа и ап. Павла, мы в то же время считаем возможным утверждать, что эти слова не противоречат буквальному пониманию седьмого дня в словах Бытописателя. По нашему мнению, во ИИ-й главе кн. Бытия, в Uoah. V, 17 и Ebp. IV, 4–9 о покое божественном говорится с разных точек зрения. Моисей указывает только начало божественного покоя и потому отмечает только тот день, который следовал непосредственно за шестью днями творческой деятельности Бога и который получил особенное значение для человека, как первый день по окончании этой деятельности. Но при этом Бытописатель не имеет в виду определить продолжительность божественного покоя. Господь же Иисус Христос и св. ап. Павел говорят именно о продолжительности божественного покоя, не обозначая его начала. Таким образом, указываемые Шмидом слова Господа Иисуса Христа и ап. Павла, по нашему мнению, только лишь дополняют и разъясняют мысль начала ИИ-й главы кн. Бытия: по Быm. II, 1 – 3 божественный покой начался по окончании творения мира или в „седьмой день“, а по Uoah. V, 17 и Ebp. IV, 4–9 он продолжается и теперь. Противоречие же между указанными местами св. Писания (при буквальном понимании седьмого дня в Быm. II, 1 – 3 ) оказалось бы только в том случае, если бы мы стали думать, что одним днем Моисей и ограничивает время божественного покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Г. М. Прохорова. СПб., 2002. С. 371. 33 Иез. 28:17 . 34 Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова 4. 35 Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию 64. 36 Преподобный Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 4.27, цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. С. 383. 37 Это учение развивалось в первую очередь святыми Григорием Нисским и Дионисием Ареопагитом. 38 Преподобный Максим Исповедник. Схолия 31 к «О Божественных именах», цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. С. 221. 39 Ср. Быт. 1, 26 . 40 Преподобный Макарий Египетский. Слово 63.3.4, цит. по изд.: Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа 1 (Vatic. graek. 694)/Предисловие, перевод, комментарии, указатели, А. Г. Дунаев. М.: Индрик, 2002. С. 829. 41 2Ездр. 5, 41–42 . 42 Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию 45, цит. по изд.: цит. по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I–LV. Перевод и комментарии С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. М., 1994. С. 208. 43 Преподобный Макарий Египетский. Слово 4.17.2, цит. по изд.: Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа 1 (Vatic. graek. 694)/Предисловие, перевод, комментарии, указатели, А. Г. Дунаев. М.: Индрик, 2002. С. 466. 44 Втор. 4, 19 . 45 Преподобный Афанасий Александрийский. Слово против язычников 1.45, цит. по изд.: Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902–1903. Ч. 1. С. 187. 46 Преподобный Максим Исповедник. Письмо 1: PG 91, 376, цит. по изд.: Преподобный Максим Исповедник. Письма//Пер. Е. Начинкин; сост. Г.И. Беневич. СПб., 2007. С. 81. 47 Сборник рассказов о монахах, составление которого датируется примерно XII–XIV вв.; однако большинство рассказов относится к гораздо более древнему времени. 48 Новый Митерикон, новелла 80, цит. по изд.: Иросанфион, или Новый Рай: Собрание текстов монашеской агиографии Палестины, Египта и Византии VXV вв./Пер.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

Добротолюбие, т. III, стр. 164. 26 Ср.: 2Кор.7:10 — «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние во спасение». 27 Эти факты передаются в «Прологе» и «Четьи-Минеях» за 8 ноября о св. архистратиге Михаиле. 28 В этих словах — намек на слово Господне ( Мф.6:6 ) о молитве в заключенной от наружного света храмине души; наружного света диавол не боится, это означает рассеянную внешними впечатлениями душу, которая делается приступной диаволу. 29 Св. ап. Павел именует злых духов мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной ( Еф.6:12 ). 30 Т. е. Антонием Великим . 31 Преподобный Нил сими подробностями живописует величие долготерпения Божия. 32 Потеряли дорогу к ковчегу — потеряли путь спасения. 33 Т. е. чуждым Богу. 34 Предание, сообщаемое здесь прп. Нилом, прекрасно уясняет ту истину, что зачатки добра, рано или поздно, пробудятся и дадут о себе знать в человеке, хотя бы человеку и пришлось терпеть падения. 35 Заповедь об евхаристии словами: «Сие творите в Мое воспоминание» 36 «Предают сатане во измождение плоти», т. е. не дают просимых благ земных, не избавляют от бедствий и страданий, чтобы сими скорбями спасти душу. 37 Ср.: 1Кор.4:5 — «Приидет Господь, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения». 38 Т. е. духов злобы. 39 «Совещательное бессилие» — это внушаемые диаволом греховные помыслы, которые часто обставляются хитрыми, якобы разумно логическими, сатанинскими доводами. Например: «И увидела Ева, что дерево (запрещенное) хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» ( Быт.3:4 ). 40 Мысль та, что полученную благодать должно приумножать и возгревать подвигами, чтобы на пять или два таланта данной (каждому в меру сил) благодати Христовой приобрести другие таланты, ср.: притчу Спасителя о талантах ( Мф.14:30 ). «Данный тебе талант от Бога трудолюбно делай, душе моя», — вопиет Церковь. В частности, священнослужители, получившие от Бога особую благодать (сравнительно с мирянами), должны молитвою, священнослужением и усердными подвигами непрестанно «возгревать дар Божий, живущий в них» ( 2Тим.1:6 ; ср.: 1Тим.4:14 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Заимствуем несколько собственных слов св. Отцев, из их писаний, сюда относящихся. Василий Великий говорит: «что с каждым из верных есть Ангел, который как детоводитель и пастырь управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презрите единаго малых сих, яко Ангели их выну видят лице Отца Моего Небеснаго ( Мф. 18:10 ); и Псалмопевец говорит: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его» ( Пс. 33:8 ) 31 . Подобные места – в Беседах Василия Вел. на Псал. 33 32 ,48 33 , и в творениях Ефрема Сирина 34 и Григория Богослова 35 . Иоанн Златоустый , в изъяснении послания к Колоссянам, говорит: «Прежде Ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда это известно? Слушай, что Христос говорит: блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо, яко Ангел их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного ( Мф. 18:10 ). Знай же, что каждый из верных имеет Ангела; да и каждый из древних праведников имел Ангела» 36 . Подобные места в изъяснениях того же Отца на посл. к Евреям 1 гл. 37 , 9 гл. 38 , Деян. Апостольских 12 гл. 39 Амвросий Медиоланский , возбуждая верных к борьбе против похотей плотских, в ободрение напоминает страшливым: «Бог посылает Своих Ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право на наследие обещанных благ в жизни небесной» 40 . Подобные внушения встречаются в слове Амвросия против Авксентия 41 . Св. Анастасий Синаит, к изъяснению ( Быт. 1:22 ) присовокупляет несколько таких слов о наших хранителях: «Тем, которые получили крещение и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении… В сем уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы Хранители у всякого, кто верует в Него» 42 . Подобные выражения выражаются у древнего Писателя ответов на вопросы о вере православной 43 , у Феодорита 44 , у Кирилла Александрийского 45 , у Илария Пиктавийского 46 , у Феодора Студита 47 , у Феофилакта 48 и у многих позднейших. Следуя таким внушениям Отцев, никто, конечно, не затруднится повторить с полным убеждением, что нам собственно даруются Ангелы Хранители вскоре по рождении, и что служение наших Ангелов Хранителей начинается со времени нашего возрождения в купели крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Ибо они знают, что жертва Богу дух сокрушен ( Пс.50:19 ). Душою сокрушенною, и духом смиренным да прияты будем ( Дан.3:39 ), – говорили отроки в пещи вавилонской. И мы сами видим, что смиренные люди приятны Богу: у кого сердце сокрушенно и смиренно, у того нет безумной улыбки на устах, смех и хохот далеки от него, язык его не произносит пустых речей, глаза не как у блудниц, не засматриваются на других, и глупая гордость не поднимает его головы; напротив же, у него потупленный взор, смиренная походка, уста нередко произносят молитвенное слово, а глаза источают более слезы. Хотя все это людьми мира сего ни во что вменяется; но зато и – что высоко у людей, то мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ), – возвещает истина Господня; а пред Богом драгоценно, – сказано в Писании, когда соблюдается сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливаго духа ( 1Пет.3:4 ). Чтобы еще более увериться в спасительном действии скорбей, посмотрим на жизнь праведников, из коих, во-первых, Авраама видим, как этот отец всех верующих оставляет, по повелению Божию, родительский дом и свою родину и удаляется в землю чужую, где и скитался, как безродный странник. Не бедственная ли и многоскорбная эта жизнь? Сын же и наследник его праведности – Исаак, по Божию повелению делается живою жертвою Богу и рукою отца своего едва не предан был закланию. Вот и возлюбленный от чрева матери своей Иаков, по ненависти единоутробного брата своего, покидает свое отечество и двадцать лет в чужой земле, пребывая как бы в добровольном рабстве, злостраждет, во дни опаляемый солнцем, в нощи же озлобляемый студению мраза (Ср. Быт.31:40 ). Подобно сим праведникам и все их потомки, весь избранный Богом народ претерпевал в сем мире многие скорби, будучи 400 лет в порабощении у людей, не ведущих Бога истинного. Также можно видеть и сонм пророков, сеющий слезами в скорби и великом озлоблении среди своих единоплеменных; так, одного из них – во чреве китовом, другого – во рву львином, а иного – и на престоле, но день и ночь проливающим слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Но всего чаще слово κριος употребляется как у LXX, так и в Н. 3., когда говорится вообще о Боге. В ветхозаветных книгах это слово представляет перевод нескольких имен Божиих, именно: Adonai ( Исх. 34:9 . Числ. 14:17 ), El (Иса. 40:18), Eloah ( Иов. 3:4 ), Elohim ( Быт. 21:2 ), Iah ( Пс. 76:12 ). В Новом Завете.· Марк. 12:29 . Κριος, Θες μν, κριος ες ς, Господь Бог наш, Господь един есть; Деян. 10:36 . οτος ςν πντων κριος – сей есть всем Господь. Высоту этого господства Божия показует апостол, когда называет Бога κριος το ορανο κα τς γς? – Господом неба и земли, κριος τν κυριευντων, – Господом господствующих, κριος Θες παντοκρτωρ, Господом Богом Вседержителем ( Мф. 11:25 . 1Тим. 6:15 . Апокал. 4:8). Преимущественно же употребляется слово κριος о Христе: 1Кор. 8:6 . нам един Бог Отец и един Господь Иисус Христос ·– ες Κριος Ιησος Χριστς; сн. Деян. 2:36 . 1Кор. 1:2 .– 2Кор. 1:3 . Гал. 6:18 . Еф. 1:3 . Выражение ν κυρω поставляется со словами: κοπιν, трудиться, Римл. 16:12 . σπζεσϑαι, 1Кор. 16:19 . Γαμηϑναι, 1Кор. 7:39 . Καυχσϑαι, 1Кор. 1:31 . χαρειν, Филип. 3:1 . Все эти выражения означают действия, совершаемые во славу Господа, ради Господа И. Христа с представлением и памятованием о Нем, – действия, совершаемые свято, благочестиво. В устах апостолов это слово, когда относилось ко Христу, означало тоже, что и Θες; так Фома воскликнул ( Иоан. 20:13 ): Господь мой и Бог мой. О слове κριος касательно его церковного употребления в приложении к третьему лицу Св. Троицы заметим во 1-х, что оно в 8-м члене символа веры имеет форму прилагательного имени: ες τò πνεμα то γιον, το κριον,– по древнему славянскому переводу: дух господственный; во 2-х, припомним, сколько было справок с греческими рукописями и книгами из-за этого слова во время спора с раскольниками при патриархе Никоне и после него, когда хотели доказать им, что они напрасно в символе веры читают, кроме Господа, слово: истиннаго. У поздних греков из κριος образовалось κρ, каковое слово они прилагают к имени лица, напр., κρ ’Αλξιος, κρ ’Ιωσφ и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010