29. Скажи, человек, душе своей: " доколе прискорбна еси душе моя? и доколе смущаеши мя? уповай на Господа (Пс.41:6), и свергнешь с себя превратные помыслы " . Ибо если бы не думал ты о земном; то не запутался бы в подобных сетях. Сверх того знай, что всякий человек, именит ли он, или унижен, если будет жить по воле Божией, не должен быть презираем. А кто дивится временному, и гоняется за временным наслаждением, тот лишает себя утешения праведных. 30. Итак, если стараешься достигнуть оной радости, то не давай входа превратным помыслам, которые доводят до отступничества от Бога. Ибо не лжив Сказавший: обретый душу свою погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф.10:39). Почему и Апостол говорит: умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом: егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе (Кол.3:3.4). 31. Что же дивишься, ублажая временное и несущееся мимо тебя подобно потоку? Пышное погребение, убеленный гроб и суетные похвалы какую пользу принесут человеку, жившему в нечестии, когда сам он не получит себе облегчения? 32. Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями; или когда пожирается его тело, угрызаемое внутри змием? Что будет пользы разлучившейся душе от попечения многих о теле, если нет похвалы от Господа в церкви великой? Посему не дивись тому, что временно и тает, как воск. Скажешь: " они живут вместе с богатыми " . Но ты в молитве беседуешь с Всецарем Богом, вкушая тело Единородного Сына Его, и пия кровь Его; веселись же в радовании, что удостоился стать храмом Его. 33. Итак не малодушествуй, видя, что ты в этой жизни в бесславии или в болезни, или в глубокой старости и нищете. Питающий птиц небесных не оставит и тебя без Своего промышления. Тебя сокрушает мысль, чтоб не стала беспокоить тебя тупость зрения. Рассуди же, что терпели это и праведники. Почему Иакову, когда принимал он благословение, сказал Исаак: приближися ко мне, и осяжу тя, чадо, аще ты еси сын мой Исав (Быт.27:21)? Но уяснено было око ума их, очищенное от порока. Посему и ты очисти себя от порока, и не обращай внимания на телесный недуг, яко Той печется о нас (1Пет.5:7). Но у тебя нет, чем удовлетворить необходимым потребностям? Представь себе Ирода, изобилующего богатством и утехами, и Предтечу, связанного в темнице, подобно какому-нибудь злодею и ничтожному человеку. Не лжив Сказавший: в мире скорбни будете, а мир возрадуется: вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет (Ин.16:20.33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/883/...

38) Ежели свойство любви есть долготерпеть и милосердовать (1 Кор. 13, 4): то, очевидно, что гневающийся и злобствующий чужд любви, Но чуждый любви, чужд Бога: поелику Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). 39) Не говорите, что вы есте храм Божий, говорит Божественный Иеремия (7, 4). Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня, ибо это невозможно, если не стяжаешь и любви к Нему, делами свидетельствуемой. Что же касается до голой веры: то и бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19). 40) Дело любви составляют: усердное благодетельство ближнему, великодушие, терпение и благоразумное пользование вещами. 41) Любящий Бога никого не огорчает, и ни на кого не огорчается из-за временного: огорчает же и огорчается одною спасительною печалью, каковою блаженный Павел и сам огорчился и огорчил Коринфян (2 Кор. 2, 4). 42) Любящий Бога Ангельскою жизнью на земле живет, постясь и бдение совершая, поя и молясь и о всяком человеке всегда доброе помышляя. 43) Если всякий чего желает, того и достигнуть домогается всех же благ и желаемых вещей несравненно добротнее и вожделеннее Бог: то какое рвение должны мы показать, чтобы достигнуть Его по естеству благого и вожделенного. 44) Не растлевай плоти твоей срамными делами; не оскверняй души помыслами злыми: и мир Божий снидет на тебя принося с собою любовь. 45) Изнуряй плоть свою гладом и бдением; и не леностно упражняйся в псалмопении и молитве и освящение целомудрия снидет на тебя, нося с собою любовь. 46) Сподобившийся Божественного ведения и любовью стяжавший его просвещение никогда не надмевается духом тщеславия; а не сподобившийся оного весьма легко им кружим бывает. Впрочем, если таковой во всем, что ни делает, будет воззревать к Богу, делая все ради Его, то с Богом легко избежит сего недуга. 47) Не достигший еще ведения Божественного, любовью вдохновляемого, много думает о том, что им делаемо бывает по Богу; а сподобившийся получить таковое от сердца повторяет слова Патриарха Авраама, которые сказал он, когда удостоен был Божия явления: аз есмь земля и пепел (Быт, 18, 27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/624/...

Афанасий, Евсевий и бл. Феодорит), и в разные времена многократно совершалось над врагами христианства, в той гибельной судьбе их, какою почти все они оканчивали жизнь свою (Евсевий и кн. Лактанция о смерти гонителей Хр. Ц., – в Христ. Чт. 1833, III). азъ же поставленъ црь нег над горою стою 6. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» 7. «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 7 . В подтверждение слов Господа о поставление Им Мессии Царём Сиона, Сам Мессия хочет объявить и объявляет мятежному народу определение Божие, которым Он поставлен на царство. Господь торжественно признал Его истинным Сыном Своим, – не по усыновлению, или по особенной милости и отеческой любви, как называются сынами Божьими ангелы ( Иов.1:6; 2:1 ), цари ( Пс.88:27–28 ; 2Ц. 7:14), судии ( Пс.81:6 ), целый народ израильский ( Исх.4:22 ) и отдельные верующие ( Быт.6:2, 4 ; Гал.4:5–7 ), но по действительному рождению из Существа Божия, каков, по объяснению Евангелия, един только Господь Иисус Христос , как Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отца ( Ин.1:18 и 14). Такое определение Божие должно было показать мятежникам, что Мессия получил от Бога царство по самому существу Своему, как Сын и Наследник Царя-Господа, почему никто не имеет права не признавать Его царственных прав, или восставать против законности Его власти. Так Иисус Христос, во время земной жизни Своей, не раз указывал иудеям на Свое сыновнее отношение к Богу Отцу, как на доказательство Своего божественного посланничества и обязанности для Его слушателей внимать и следовать Его учению ( Иоан. 5:17–27; 6:38–40; 12:48–50 и мн. др.), и восстание против Него иудеев представил под образом убиения злыми виноградарями сына и законного наследника владельца винограда, которые потому, даже по признанию иудеев, не могли иметь себе никакого извинения ( Мф.21:33–41 ; Мк.12:1–9 ). Сынъ мой ес ты, азъ днесь родихъ т – Рождение Мессии, Сына Божия, от Бога Отца происходит из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ; Ин.1:1–2 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В противоположность израильскому отступлению от Иеговы, Иудейское царство остается ему верным в целом чистом культе и всех его подробностях: богоучрежденное священство, правильно совершающее свои обязанности, нормальное и непрерывное совершение богослужения по уставу Моисея, по закону Иеговы (ср. стихи 11–12 5 с ( Исх.27:21 ; Лев.8:35,24:4,6 ; Чис.10:9,14:41 ; Втор.20:4 ) ). 2Пар.13:13 .  Между тем Иеровоам послал отряд в засаду с тыла им, так что сам он был впереди Иудеев, а засада позади их. 2Пар.13:14 .  И оглянулись Иудеи, и вот, им битва спереди и сзади; и возопили они к Господу, а священники затрубили трубами. 2Пар.13:15 .  И воскликнули Иудеи. И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды. 2Пар.13:16 .  И побежали сыны Израилевы от Иудеев, и предал их Бог в руки им. 2Пар.13:17 .  И произвели у них Авия и народ его поражение сильное; и пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных. 2Пар.13:18 .  И смирились тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа Бога отцов своих. Благоприятный для иудеев исход войны был всецело последствием преданности их Иегове и непоколебимой надежды их на Него. В картине победы, по словам проф. Олесницкого («Ветхозаветный храм», с. 424), «есть нечто напоминающее древнейшую летопись книги Иисуса Навина (ст. 15): действительно, трубный звук священников ((стих 14); ср. ( Чис.10:9 )) и победные клики войска иудейского близко напоминают обстановку падения Иерихона ( Нав.6:3–20 )». 2Пар.13:19 .  И преследовал Авия Иеровоама и взял у него города: Вефиль и зависящие от него города, и Иешану и зависящие от нее города, и Ефрон и зависящие от него города. О положении Вефиля (( Быт.28:19 ) и др.) см. «Толковую Библию», т. I, с. 166 и т. II, с. 45 и 427. Взятие иудеями Вефиля, средоточия Иеровоамова культа тельцов ( 3Цар.12:29 ), было явным свидетельством для обеих враждующих сторон богопротивности этого культа. Иешана (ср. 1Цар.7:12 ) – город Иудина колена; теперь, по предположению К. Ганно, Айн-Синья, верстах в 5 к северу от Бейтина, древнего Вефиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В-третьих, наконец, бросается в глаза употребленное Амосом слово elohim, которое он в других случаях не употребляет вместо Иеговы. Это обстоятельство вынуждает признать, что употребление имени elohim было привычным рядом с именем Иегова тоже гораздо раньше пророка Амоса, и что, стало быть, гипотеза об Елогисте встречает и тут против себя серьезное возражение 17 . Кроме того, глагол употреблен здесь недаром: им точно обозначен способ наказания Содома и Гоморры, – не разрушение (как передано в русской Библии), а ниспровержение, так как Содом и Гоморра действительно были низвергнуты и погребены в Мертвом море, а не просто разрушены 18 . Равным образом вопрос Господа у Ос.11:8 . поступлю ли с тобою, как с Адамом, сделаю ли тебе, что Севоиму? 19 предполагает, что Осия и его современники знали наказание, которое постигло названные города, настолько хорошо, что Господь даже не называет прямо этого наказания, и лишь в следующем стихе выводным путем наказание это может быть определено, как «истребление» (не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема). Упоминания об Аврааме нет ни у Амоса, ни у Осии. Но патриархальная история имеет довольно значительное место в пророческих воспоминаниях. Имя Исаака названо пр. Амосом в выражениях: bamoth jsechaq=высоты Исаака («опустошены будут жертвенник высоты. Исаака» Ам.7:9 ) и – beth jsechaq – дом Исааков. Параллелизм первого выражения с следующим «святилища Израилевы» (miqeddeschej Ischrael) и второго с «Израилем» располагает понимать в нем имя Исаак, как обозначение народа 20 . Ho так как нигде в других случаях в таком смысле это имя не употребляется, да и применять его в таком смысле вероятно возбраняла уже просто этимология слова, то нужно признать, что пророк Амос знал Исаака, как отдельное лицо патриарха и притом, если иметь в виду параллелизм с наименованием Израиль, – не только, как изолированный образ, но и в правильной генеалогической последовательности: Исаак – Израиль – Иаков 21 . Иаков, как историческое лицо, упоминается обоими пророками. Амос называет его безымянно, говоря о брате Едома: он (Едом) преследовал брата своего мечом, подавил чувства милосердия и т. д. ( Ам.1:11 ). Несомненно, слово Едом здесь, как и у Ам.9:12 употреблено пророком в смысле народа (идумеи), и брат, против которого Едом враждовал, понимается в значении народа израильского. Но также вероятно, что оба эти наименования первоначально были обозначениями исторических лиц – Иакова и Исава, и преследование Едомом брата (Иакова), о чем говорят пророк, есть не только враждебные политические отношения идумеев к евреям (срв. Ам.1:6, 9 с Чис.20:18–21 ; 2Пар.21:17 и др.), но и намек на описанную в книге Бытия историю недружелюбных отношений Исава к брату своему Иакову ( Быт.27:41 ) 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

г) будут наказаны с диаволом: «идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). Верующие а) опечаливаются диаволом по попущению Божию: «сказал Господь сатане: вот все, что у Иова, в руке твоей, только душу его сбереги. И... после, отнятия имения и детей, поразил сатана Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» ( Иов. 2:12, 2:6, 7 ). б) искушаются: «восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» ( 1Пар. 21:1 ). в) преследуются: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусит вас» ( Апок. 2:10 ). Верующие должны а) противиться диаволу: «Облекитесь во всеоружение Божие, чтобы вам можно было встать против козней диавольских» ( Еф. 6:11 ). – «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак. 4:7 ). б) не допускать его к себе: «не давайте места диаволу» ( Еф. 4:27 ). Верующие а) преодолевают диавола: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны... и вы победили лукавого» ( 1Ин. 2:14 ), «низвержен клеветник братий наших... Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего» ( Апок. 12:10, 11 ). б) восторжествуют, наконец, над диаволом: «Бог... мира сокрушить сатану под ногами вашими вскоре» ( Рим. 16:20 ). Торжество Господа нашего над диаволом предсказано: «семя жены будет поражать тебя в голову» (по-славянски: «сотрет главу твою») ( Быт. 3:15 ). – " Ты, Господи, восшел на высоту, пленил плен» ( Пс. 67:19 ). Состояло а) в том, что Он противостоял искушениям его: «отойди от Меня, сатана... Тогда оставляет Его диавол» ( Мф. 4:10, 11 ). – «Мы имеем... такого первосвященника... Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4:15 ). б) в изгнании бесов: " приводили ко Господу всех... бесноватых, и лунатиков... и Он исцелял их» ( Мф. 4:24 ). – «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» ( Деян. 10:38 ). в) в даровании Своим ученикам власти изгонять диавола: Господь дал апостолам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их, говоря: больных исцеляйте, бесов изгоняйте ( Мф. 10:1, 8 ). «Созвав... двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами... Семьдесят учеников возвратились с радостию и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем... се, даю вам власть наступать... на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» ( Лк. 9:1, 10:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

За прочтение надписи Валтасар обещает обычно жалуемую восточными царями за важные заслуги награду: пурпуровую одежду, изготовлением каковой материи славился особенно Вавилон ( Иез.27:24 ) и золотую цепь. Подобный обычай наблюдался у египтян ( Быт.41:42 ), мидян, персов ( Эсф.6:8 ; Эсф.8:15 ), сирийцев ( 1Мак.10:20 ; 1Мак.14:43–44 ) и других народов древности. Дан.5:8 . И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. По мнению Придо и Кранихфельда, халдейские мудрецы не могли прочитать надпись потому, что она была написана на древне-финикийском языке. Но подобное предположение едва ли вероятно: древне-финикийский язык был известен вавилонянам в силу их постоянных торговых сношений с Финикией. Талмудисты объясняют бессилие халдеев тем, что надпись была сделана особым каббалистическим способом, напр., не в горизонтальном, а в вертикальном направлении, или же слова писались в обратном порядке, или, наконец, от каждого слова было написано только по одной или по две начальных буквы, отчего и нельзя было уловить смысл как отдельных выражений, так и целой фразы. Дан.5:9 . Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились. Дан.5:10 . Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяет­ся вид лица твоего! Дан.5:11 . Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, ра­зу­м и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, по­ставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, – сам отец твой, царь, Дан.5:12 . потому что в нем, в Данииле, которого царь пере­именовал Валтасаром, ока­за­лись высокий дух, веде­ние и ра­зу­м, способный изъяснять сны, толко­вать загадочное и раз­решать узлы. Итак пусть при­зовут Даниила и он объяснит значе­ние. Поставленный бессилием своих мудрецов в безвыходное положение, Валтасар был выведен из него советом «царицы» пригласить для прочтения и объяснения таинственной надписи Даниила. Присутствие царских жен в пиршественной зале ( Дан.5:2–3 ), царица же входит в «палату пиршества» ( Дан.5:10 ), а равно ее решимость дать царю публичный совет, на что не могла осмелиться жена восточного деспота, заставляют думать, что под «царицей» разумеется не жена Валтасара, а его мать, дочь или внучка Навуходоносора (Флавий). В ее устах Валтасар – сын Навуходоносора не в буквальном, а в переносном смысле, – потомок. С подобным значением слово «сын» употребляется и в клинообразных надписях. Так, в надписи Салманассара II Ииуй, царь израильский, называется сыном Амврия, хотя на самом деле он был сыном Иосафата ( 4Цар.9:2 ). Если бы Навуходоносор приходился родным отцом Валтасару, то незачем было бы прибавлять его имя: «Навуходоносор, отец твой».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ной и его сыновья: проклятие Ханаана, благословения Сима и Иафета (комментарий Быт 9:25–27)//Христианское Чтение: научный журнал/Санкт-Петербургская духовная академия. – СПб, 2019, 1 [январь–февраль]: Теология. Философия. История. С. 107-118. Темже ревноваше пророчеству не солгатися: проблема исполнения пророчеств в Ветхом Завете.//Сборник трудов кафедры библеистики Московской духовной академии. 5, 2018. Сергиев Посад, 2018. С. 32-41 Царь Саул и Аэндорская волшебница: анализ экзегетических концепций.//Актуальные вопросы церковной науки: научный журнал. 2, 2019. Материалы X международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки» Санкт-Петербург, 25-26 сентября 2018 года/Санкт-Петербургская духовная академия. СПб: Изд-во СПбПДА, 2019. С. 181-192 Война Иорама Израильского с моавитским царем Мешей: анализ проблемных мест 4 Цар. 3//Сборник трудов кафедры библеистики Московской духовной академии. 6, 2019. Сергиев Посад, 2019. С. 76-105 Рецензия на: Иванов А. Е. Книга Исход: Эксодос и Шемот. М.: Классис, 2017. (Испытайте Писания). 464 с. ISBN 978-5-9909702-1-2.//Библия и христианская древность: научный журнал/Московская духовная академия. — Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2019. — 3 (3) С. 257-269 Рецензия на: Инстоун-Брюер Д. Развод и повторный брак в Библии/пер. с англ. А. Карплюка. Черкассы: Коллоквиум, 2016. 446 с. ISBN 978-966-8957-54-З//Библия и христианская древность: научный журнал/Московская духовная академия. — Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2019. — 4 (4) С. 246-267 Рецензия на: Бессонов И. А. Пророчества книги Даниила: происхождение, история экзегетики, толкование. царство святых Всевышнего и мировая история СПб.: Алетейя, 2019. 552 с. ISBN 978-5-907189-66-9.//Библия и христианская древность: научный журнал/Московская духовная академия. — Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2020. 1 (5). С. 232-247 Серапион (Залесный), иеродиак., Кашкин А. С. Экзегетика книги Судей в Великом покаянном каноне//Труды Саратовской Православной Духовной семинарии. 2019. 13. С. 82-102.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю, и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел. А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие. Приступая к толкованию снов фараона, Иосиф с особенной силой убеждения подчеркивает провиденциальное значение снов (о чем сказал и раньше, ст. 16): через эти сны божественное провидение открывает владыке Египта судьбу страны в следующие годы. При этом доказательство высшего значения снов и непреложности их Иосиф неоднократно указывает в повторении или двойственности сна фараона в двух формах, по сущности тождественных (ст. 25, 26, 32), хотя и могущих наводить на мысль о неодинаковом значении. В целом толкование Иосифа отличается замечательною простотой, естественностью и полной правдоподобностью (фактически оправданной впоследствии), и этими чертами бесконечно отличается от изречений всех языческих оракулов. В том обстоятельстве, что при всей видимой простоте значения снов, значение это осталось неразгаданным для мудрецов Египта, можно усматривать нарочитое действие Промысла, который через Иосифа имел премудро выполнить свои предначертания относительно потомства Авраама. В 26–27 параллельно раскрывается значение образов сновидений, а 28–31 ст. делают то же, но без конкретных образов; 32 ст. оттеняет безусловную верность толкования, необходимость и близость его осуществления. Применение толкования снов – совет Иосифа фараону Быт.41:33–36 . И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою. Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть [всех произведений] земли Египетской; пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут; и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Точно то же должно сказать и о восточном ветре, приносившем с собою такой солнечный жар, что пр.Иона обратился к Богу с просьбой взять от него душу его – жизнь его ( Ион.4:8 ; ср. 3Цар. 19:4 ; Лк. 2:29 и др.). Ветер этот в подлиннике назван: руг kaдijм x a pijшijм. Употреблённое здесь слово: kдijм означает собственно: перёд (Ср. Авв.1:9 ), отсюда восток (ср. Иез. 47:2; 48:3 ) и затем уже восточный ветер (ср. Быт.41:6 ; Иов.27:22 ; Иер. 18:14 ; Иез.47:18 и др.); а так как евреи только для четырёх стран, a по ним и для четырёх только ветров особые названия выработали; то и в настоящем случае под указанными словами могут быть подразумеваемы и собственно восточный, и северо-восточный и южно-восточный ветры (ср. Исх.14:21 ). Для определения же качеств и свойств этого ветра здесь употреблено слово: x a pijшijm; значение этого слова объясняют различно, смотря по различию корневого слова, от которого производят его. Некоторые, как Гитциг, производя его от xpijm – орание, пахание, ( 1Цар.8:12 ), разумеют здесь ventum, qualis flat tempore orandi, т. е. осенний ветер. Но такое значение не подходит к разбираемому слову в данном случае; в книге пр.Ионы этим словом, судя по контексту речи, имеется ввиду обозначить нечто больше простой неприятности, приносимой этим осенним ветром. (Не для того ли, чтобы показать несоответствие данного слова контексту речи и чрез то хотя косвенным образом подорвать значение подлинности книги, и пущено в ход такое словопроизводство?). Поэтому справедливее другие, как Кейль, производят слово: x a pijшijm от глагола: хрэш, который означает: притаился, замолчал. Такое словопроизводство родственно пожалуй с предыдущим, но в его, так сказать, первооснове, если производить: x a pijшijm не от xpijш – пахание, а от его корня хрш и не в значении: пахал, орал, т. е. копал землю, а в смысле: докапывался, затевал, замышлял, что родственно с хрэш – в значении: притаивался, относился с тайным умыслом; отсюда x a pijшijm – можно пероводить: тихий, молчаливый, в смысле: надутый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010