Все это привело богословов-библеистов к выводу, что непосредственно пророку принадлежит только часть текста Пятикнижия, остальное же — Моисеево Предание, изложенное письменно другими боговдохновенными мудрецами (см. §11). Но когда и где жили эти мудрецы — наследники и продолжатели Моисеевой традиции? Для понимания и толкования Библии этот вопрос имеет немаловажное значение. 5. Четыре варианта Моисеевой традиции. Происхождение основ Торы от Моисея доказывается существенным единством как повествовательной ее части, так и законодательной. Но в частностях, стиле, способах раскрытия той или иной темы внутри Пятикнижия можно проследить вариации. Например: а) рассказы о творении в Быт 1–2, единые по духу, явно отличаются по характеру (в Быт 1 сначала созданы растения и животные, а затем человек; согласно Быт 2, когда появился человек, растений еще не было, и животные были созданы после человека); б) в Быт 4,25–26 повествуется о рождении Сифа, а в Быт 5,3 об этом говорится как бы впервые; в) в Быт 4,17 Енох является сыном Каина, а в Быт 5,18 — сыном Иареда, т. е. десятым после Адама; г) в Быт 7,17 наводнение (потоп) продолжалось 40 дней, а в Быт 7,24 — 150 дней. Эти расхождения (число которых очень велико) позволяют вычленить в священном повествовании четыре линии, которые сплетены в одно целое. Многие библеисты полагают, что первоначально было четыре связных текста, возникших в разное время и в разных кругах. Все они являлись письменной обработкой единого Предания ветхозаветной Церкви, восходящего к Моисею и домоисеевым временам. В этом смысле Тора в ее нынешнем виде есть нечто подобное труду апологета Татиана (II b.), который соединил в одно повествование четыре Евангелия. По мнению православного библеиста протопресв. А. Князева, такая «собирательная» структура Пятикнижия объясняется стремлением к «всестороннему раскрытию» боговдохновенной истины, идущей от Моисея (Православная Мысль, 1949, в. VII, с.107). 6. Имена Божии в Пятикнижии. Уже Тертуллиан, свт. И. Златоуст и бл. Августин заметили, что в одном из этих вариантов Св. Истории постоянно употребляется священное Имя Божие ЯГВЕ, а в прочих предпочтение отдается имени Элохим .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Всех богоявлений и откровений Божиих Аврааму было восемь: Первое, в Уре Халдейском, когда Господь повелел Аврааму оставить свое отечество ( Быт. 12:1–3 ). Второе, в Сихеме, где Господь объявил Аврааму, что эта земля будет принадлежать ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов ( Быт. 12:7 ). Третье, около Вефиля, по разлучении Авраама с Лотом ( Быт. 13:3,14 ). Четвертое, в ночном видении, когда Авраам вступил в завет с Богом ( Быт. 15 ). Пятое, при котором Авраам и Сарра получили новые имена и установлено обрезание ( Быт. 17:1–21 ). Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал о гибели Содома ( Быт. 18 ). Седьмое, бывшее по случаю изгнания Агари и Измаила ( Быт. 21 ). Восьмое, при жертвоприношении Исаака ( Быт. 22 ). 23. Исав и Иаков (Быт. 25) Два сына Исаака – Исав и Иаков явились родоночальниками двух народов – идумеев или эдомитян и израильтян или евреев. Несмотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ – потомки Иакова – вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе. Окончательно идумеи были подчинены Иоанном Гирканом (за 120 лет до Р.Х.), который заставил их принять обрезание. Тем самым идумеи подчинились евреям не только в политическом, но и религиозно-нравственном отношении. С этого времени имя идумеев, как отдельного народа, исчезает из истории. В высшем духовно-таинственном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели, по толкованию Апостола, прообразовательное значение. Они предсказывали судьбу двух народов – иудеев, плотских потомков Исаака и христиан – верующих из всех народов. Исав, которому по первородству принадлежали особые преимущества, прообразовал евреев, которым, как Богоизбранному народу, принадлежали великие блага «всыновление и слава, и заветы, и законоположение, и служение, и обетование, от них произошел по плоти и Искупитель человечества» ( Рим. 9:4–5 ), Иаков был прообразом язычников. Но несмотря на это, евреи не наследовали великих благ обетований, данных их отцам. Вместо плотского Израиля в Церковь Христову были призваны верующие из всех народов. Это отвержение плотских потомков Авраама и избрание духовного Израиля и предуказано было в обстоятельствах рождения Ревеккою Исава и Иакова. Это избрание одного и отвержение другого, спасение человека вообще, зависит от божественного предопределения, которое основывается на предвидении и правосудии Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Chrysostomus, 49, 363–72; 50, 801–6, 805–8; 61, 725–8 (In Jordanem), 761–4; 64, 43–6. Severianus, 65, 15–26. Proclus, 65, 757–64. Erechteius, 86, II, 3321–2. Gregorius Antiochenus, 88, 1865–72, 1871–84. Sophronius, 87, III, 4001–4; , 3755–60. Joannes Damascenus. Canon, , 96, 825–32. Cosmas Hier. Canon, , 98. 465–72; (Odæ 9) 519–22. Pantaleo diaconus, 98, 1243–8. Theodorus Studita, 99, 699–708. Joannes Mauropus, , 120, 1125–7. Chrysostomus. De tentatione Christi, 61, 683–8. In Transfigurationem. Chrysostomus, 61, 713–6; 721–4; 64, 33–8. Proclus, 65, 763–72. Cyrillus Alex., 77, 1009–16. Basilius Seleuciensis, 85, 451–62. Timotheus Ant., 86, I, 253–66. Anastasius Ant., 89, 1361–76. Andreas Cretensis, 97, 931–58. Joannes Damascenus, 96, 545–76. Сапоп, , 847–54. Cosmas Hier. Canon, , 98, 491–8; (Odæ 11) 521–24. Pantaleo diaconus, 98, 1247–54; 1253–60. Joannes Mauropus, , 130, 1127–8. Theophanes Cerameus, 132, 1019–48. Gregorius Palamas, 151, 423–36, 437–50. In Ramos Palmarum. Methodius, 18, 383–98. Athanasius, 26, 1309–14, 28, 169–86; 1023–34; 1033–48. Titus Bostrensis, 18, 1263–78. Epiphanius, 43, 427–38, 501–6. Chrysostomus, 59, 703–8; 61. 715–20. Proclus, 65, 771–8. Cyrillus Alex., 77, 1049–72. Eulogius Alex., 86, II, 2913–38. Sophronius Hier., , 87, III, 3765–72. Andreas Cretensis, 97, 985–1018. Cosmas Hier. Canon, , 98, 497–502. Leo, imperator, 107, 61–76. Joannes Mauropus, , 130. 1128–9. Michael Acominatus, 140, 323–30. Theophanes Cerameus, 132, 541–50. Gregorius Palamas, 151, 177–88. In PASSIONEM Christi. A) In mysticam cenam. Cyrillus Alex., 77, 1015–30. Sophronius Hier., . 87, III, 3771–6.   В) In proditionem Judæ. Athanasius, 28, 1047–54. Eusebius Emesenus, 86, I, 525–36. Chrysostomus, 49, 373–82, 381–92, 50. 715–20; 59, 525–8, 713–20, 719–22, 61, 687–90. C) In passionem (et Parasceven). Melito, fg. 5, 1221–2. Alexander Alex,, 18, 595–607. Athanasius, 28,185–250 et PGLT., 80, 713–8; 28, 1053–62. Chrysostomus, 50, 811–6 et 96, 589–600 (Joannes Dam.), 51, 31–40, 61, 751–6, 62, 721–4 [Eusebius Alex.]; 59, 719–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Обетование Избавителя, данное падшим прародителям еще в раю ( Быт.3:15 ), — это начало непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. С эпохи Ноя это обетование уточняется: семенем жены называются лишь дети Сима ( Быт.9:26 ). В эпоху Авраама происходит новое уточнение. В его Семени (т. е. в Иисусе Христе, по толкованию ап. Павла, Гал.3:16 ) возвещается спасение всему человечеству ( Быт.12:3 ; Быт.18:18 ). Впоследствии из потомства Авраама был выделен Иаков ( Быт.27:27 ), позднее сам Иаков дает особое благословение своему сыну Иуде ( Быт.49:8 и сл.). В дальнейшем ещё четче определялись различные черты мессианского служения. Так, пророк Валаам говорит о Его царственной власти Мессии ( Чис.24:17 ), Моисей — о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом ( Втор.18:18-19 ). Предсказываются многие события из жизни Мессии – о Его происхождение Мессии из царского рода Давидова ( 2Цар.7:12-14 ), о Его рождение от Девы ( Ис.7:14 ) в Вифлееме ( Мих.5:2 ), о Его торжественный входе в Иерусалимский Храм ( Мал.3:1 ), о Его крестные страдания и смерть (см. Ис.53 / Пс.21:17-19 ; Пс.39:79 ; Пс.40:9-10 ; Пс.68:22 ; Зах.11:12 ), о Его славное воскресение (см. Ис.53:9-21 ; Пс.15:10 ; Пс.19:6-7 ; Пс.40:11 ; Пс.67:2 ), о наступление Его благодатного царства ( Пс.21:28-32 ; Пс.44:7, 14-17 ; Пс.71:7-19 ; Иоил.2:28 ; Ис.2 ; Ис.35:1-2, 10 ; Ис.61:1-2 ) и о Его грозное второе пришествие (см. Дан.7:25 и Дан.12:7 ; Зах.14:2-3, 9 ). Можно утверждать, что нет ни одной черты из жизни Христа, которая не была бы предуказана в Ветхом Завете. Таким образом, с полным правом можно сказать, что главной и основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия ( Быт.3:15 ) и кончая последними главами Апокалипсиса ( Откр.21:6, 21 и Откр.22:20 ), служит Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. 4) Толкование Ветхого Завета в свете Нового. Отношение Ветхого и Нового Завета между собой и их внутренняя органическая связь выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Повествование об освобождении Лота и благословении Авраама Мелхиседеком (см.: Быт. 14:14 – 20 ) читается в качестве паремии святым отцам в силу нескольких истолковательских традиций. Во-первых, здесь упоминаются праотцы Авраам и Мелхиседек, во-вторых, число воинов Авраама – триста восемнадцать – соотносилось с количеством Никейских отцов, в-третьих, некоторые истолкователи в греческом написании числа 318 (TIH) видели изображение Креста с последующими буквами имени Иисуса. Повествование о завете обрезания (см.: Быт. 17:1 – 2, 4 – 8; 3:9 – 12, 14 ) читается в качестве первой паремии на праздник Обрезания, указывая на его содержательную часть. Повествование о рождении Исаака от бесплодных Авраама и Сарры (см.: Быт. 17:15 –17; 18:11 – 14; 19; 21:1 – 2, 4 – 8 ) читается в качестве первой паремии на праздник Рождества Иоанна Предтечи, появившегося на свет от бесплодных родителей. Повествование о жертвоприношении Исаака (см.: Быт. 22:1 – 18 ) читается в качестве десятой паремии на вечерне Великой Субботы, указывая на то, что жертвоприношение Исаака прообразовало собой Жертву Христову. Повествование о виденной Иаковом лествице (см.: Быт. 28:10 – 17 ) читается в качестве паремии на Богородичные праздники, указывая на то, что лествица, достигавшая небес, прообразовывала собой Божию Матерь, соединившую в Рожденном Ею небо и землю. Повествование о богоявлении Иакову возле Иордана (см.: Быт. 32:1 – 10 ) читается в качестве восьмой паремии на вечерне Крещения в числе ветхозаветных чтений о роли вод, в особенности иорданских, в священной истории. Повествование о благословении Иаковом колена Иудина (см.: Быт. 49:1 – 2, 8 – 12 ) читается на Вербное воскресенье, так как в нем содержатся пророчества о Входе Господнем в Иерусалим. Основные богословские идеи Бог – творец В отличие от языческих религий Древнего Востока, в которых почиталось множество богов, в книге Бытия Бог – единственный, всемогущий, создавший вселенную (даже солнце, луну и звезды, в которых язычники часто видели самостоятельные божества) простым повелением. В противовес космогониям древневосточных религий, где говорилось о некоем пред существующем хаосе как о «материи», из которой творится мир, бытописатель говорит о творении мира как о возникновении того, чего ранее не существовало даже в возможности. Слово в начале ( Быт. 1:1 ) указывает на то, что мир призван к бытию во времени и с самим временем. Глагол бара, которым бытописатель описывает акт творения, в библейском языке обычно не прилагается к человеческим действиям, созидающим что-либо из материи, но употребляется преимущественно в отношении к Божественной деятельности для обозначения образования чего-либо, прежде не существовавшего. Творение человека

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Глава 17 Бог возобновляет завет Свой с Аврамом Быт.17:1 . Аврам был девяноста девяти лет, «Для чего Бог медлил столько времени? – задается вопросом святой Иоанн Златоуст и тут же отвечает на него: для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособной к деторождению, потому что тело Аврама увяло и иссохло от старости, – тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника и являя Свою силу, Бог исполняет Свои обетования» (Бес. 39, 426 с.). и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; В еврейском тексте – «Эл-Шаддай». Это новое божеское имя, которым в Ветхом Завете обозначался Бог завета и откровения, т.е. Иегова, со стороны Своей всемогущей зиждительно-промыслительной силы (schadad – быть сильным, крепким) или устойчивой крепости и верности Своих обетований ( Быт. 28:3, 35:11 ; Исх. 6:3 ). ходи предо Мною и будь непорочен; Смысл и значение этих нравственных заповедей известны нам по примерам их осуществления двумя великими раннейшими праведниками Енохом ( Быт. 5:24 ) и Ноем ( Быт. 6:9 ). В знак этого Он изменяет имена Авраму и Саре. Быт.17:2 . и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Или, как можно перевести ближе к еврейскому тексту: «и дарую завет Мой», т.е. дарую исполнение того самого завета, который Я благоволил некогда заключить с тобой (15 гл.; речь, очевидно, идет о главном пункте этого завета – о рождении Исаака и происхождении от него многочисленного потомства, о чем и говорится дальше.) Быт.17:3 . И пал Аврам на лице свое. Это выражение глубокого смирения, радостной благодарности и доверчивого преклонения пред неисповедимыми судьбами божественного Промысла ( Быт. 17:17, 24:52 ; Чис. 16:22 ; Лев. 9:24 ; Руф. 2:10 ). Быт.17:4 . Я – вот завет Мой с тобою: Повторяя Свой завет с Аврамом, Бог теперь более раздельно излагает его условия и обязательства для каждой из двух договаривающихся сторон, благоволя начать это с самого Себя ( «Я – вот завет Мой»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Арабы в воспоминание этого обрезывали, говорит Флавий Иосиф (Апт. I, 12 146 ), сыновей своих по достижении ими тринадцатилетнего возраста; тот же самый обычай перешёл ко всем магометанским народам, которые соблюдают его и поныне. Быт. 17:26 В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, Быт. 17:27 и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников. Глава XVIII. Вступление Чем ближе исполнение обещания, тем торжественнее, тем точнее оно открывается Аврааму, и не только ему лично, но и Сарре, которая впервые удостаивается прямого откровения. Но Богоявление скрывается под видом путника, и из рассказа Моисея видно, что Авраам понял величие этого явления, Сарра же не совсем уразумела его. В явлении трёх Ангелов некоторые видят явление великого таинства Святой Троицы, но другие не видят сего, потому что, когда Авраам остался перед лицом Иеговы ( Быт. 18:22 ), два ангела пошли в Содом ( Быт. 18:16 ), и потому разумеют под именем Иеговы вторую Ипостась Св. Троицы, Судию всея земли ( Быт. 18:25 ), Сына Божия, «коему отдан всякий суд» ( Ин. 5:22 ), а под остальными двумя мужами разумеют сопутствовавших Ему духов, исполнителей Божиих велений. Таково мнение и великого учителя церкви Иоанна Златоустог о. Заметим, что Богоявление совершается днём, чтобы не было никакого сомнения в действительности его. Глава XVIII. Иегова с двумя Ангелами является Аврааму; повторение обетования и смех Сарры. Иегова возвещает погибель Содома и Гоморры, Авраам молит за праведных Быт. 18:1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Дубрава Мамре близ Хеврона было место цветущее, свежее и плодоносное; тут жил Авраам с тех пор, как возвратился из Египта, – на землях союзника своего аммореянина Мамре, от имени которого названа и дубрава ( Быт. 14:13 ). Окрестности Хеврона до сих пор цветущи и плодоносны и изобилуют оливами и виноградниками. Быт. 18:2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иначе относились к смерти животных многие преподобные отцы — от Исаака Сирина до Силуана Афонского, скорбящие и плачущие о страдании и гибели бессловесных тварей. Гоманьков предлагает настоящую апологию смерти. Он утверждает, что библейские слова: И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма (Быт. 1,31) относятся к мipy, в котором царствует смерть. Причем, этот мip с господствующей в нем смертью «стал казаться нам ужасным» лишь потому, что «у нас сформировались свои собственные (отличные от божественных) представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»« с. 89]. Но Священное Писание утверждает противоположное. Библейские слова, в которых содержится оценка Богом первоначального творения: Се добра зело (Быт. 1,31) относятся к мipy, в котором не было хищничества и плотоядения, но лишь растительный рацион питания: И рече Бог: се, дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея; и всякое древо, еже имать в себе плод семени семеннаго, вам будет в снедь; и всем зверем земным и всем птицам небесным и всякому гаду, пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зелену в снедь. И­ бысть тако (Быт. 1,29-30). Созвучно писали многие святые отцы. Святитель Иоанн Златоуст: «Он [Бог] являет свое милосердие и преизобильную щедрость не только относительно мужа и жены, которая еще не была создана, но и самых бессловесных. Сказав: да будет вам снедь (Быт. 1,29), прибавил: и всем зверем земным (Быт. 1,30) ... потому что земля по повелению Господню, будет служить к пропитанию их... Все, то есть, что ни повелел Создатель, осуществилось, все пришло в надлежащий порядок. И потому Моисей тотчас присовокупил: И виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело (Быт. Святитель Игнатий (Брянчанинов):«Растения не были подвержены ни тлению, ни болезням; и тление, и болезни, и самые плевелы явились после изменения земли вслед за падением человека, как должно заключить из слов Бога изгоняемому из рая Адаму: терния и волчцы израстит тебе земля (Быт. 3,18). По сотворении на ней было одно прекрасное, одно благотворное, было одно приспособленное к бессмертной и блаженной жизни ее жителей... Звери и прочие животные пребывали в совершенном согласии между собою, питаясь произрастениями (Быт. 1,30)»

http://pravoslavie.ru/43713.html

Глава 20 Авраам и Сарра поселяются в Гераре Быт.20:1 . Авраам поднялся оттуда к югу Когда пребывание в долине Мамре сделалось неудобным, вероятно, по причине тяжелых, удушливых газов, выходящих из соседней котловины Сиддим, после бывшей в ней страшной катастрофы (19 гл.), тогда патриарх Авраам со всеми своими стадами поднимается из нее и откочевывает к «югу», или, как выражено в еврейском тексте, в землю «Негеб», как назывался южный, степной округ Палестины. и поселился между Кадесом и между Суром; Кадес, переименованный впоследствии в Мишпат, лежал в юго-восточном углу Сирии и был одним из конечных пунктов похода Кедорлаомера ( Быт. 14:7 ; Чис. 34:4 ). Пустыня Сур была расположена почти напротив, в юго-западном углу, и носит теперь название Джифар. Очевидно – это были границы страны Негеб. и был на время в Гераре. Герар вместе с Газой составлял южную границу ханаанской территории ( Быт. 10:19 ) и служил столицей филистимлян ( Быт. 26:1 ). Он находился в 25 милях от города Еловферополиса, в 3-х часах на северо-восток от Газы, на месте современных развалин Умм-Ель-Герар и Кир-бет-Ель-Герар. Авимелех, царь герарский, берет Сарру в свой дом Быт.20:2 . И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. [Ибо он боялся сказать, что это жена его, чтобы жители города того не убили его за нее.] Этот уговор, как мы знаем, был заключен у Авраама с Саррой еще перед самым выходом из Ура Халдейского, был однажды повторен в Египте и теперь повторяется еще раз ( Быт. 12:11, 20:13 ). Слов этого стиха, стоящих в скобках, не имеет еврейская Библия; но уместность их в греческой и славянской Библиях оправдывается предшествующим контекстом ( Быт. 12:11–12 ). И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. Имя «Авимелех» семитического происхождения и буквально значит: «отец мой, царь», или «царь-отец». Оно служило общим титулом филистимских царей наподобие того, как «фараон» у египтян, «падишах» у др. персов и нынешних турок и т.п. Странным, по-видимому, кажется то, чем мог прельститься Авимелех в девяностолетней Сарре ( Быт. 17:17 ). В ответ на это предполагают, что или Сарра, получив от Бога способность к деторождению, получила и физические силы, необходимые для этого, и, следовательно, как бы вновь расцвела ( Иоанн Златоуст и др.), или же, что Авимелех таким путем хотел завязать дружбу и союз с мнимым ее братом, богатым и могущественным номадом-патриархом Авраамом. Бог является Авимелеху во сне и угрожает ему за это смертью

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Един по существу, а Троичен в Лицах ( Быт. 1:1, 2 ; Быт. 19:24 ). II. Бог из ничего все произвел в шесть дней ( Быт. 1 ). Он есть верховный правитель всех тварей ( Быт. 14:20 ; Быт. 45:5, 8, 9 , Быт. 8:20 ), и имеет попечение о всех вещах ( Быт. 22:8, 13, 14 ). III. Ангелы есть злые ( Быт. 3 ), кои искушают добрых, и благие, кои служат праведным ( Быт. 28:12 ; Быт. 32:1; 24:7, 40 ). IV. Бог в начале сотворил единаго мужа и едину жену ( Быт. 1:27 ). Тело мужа, произведши от земли, Он вдунул в него душу ( Быт. 2:7 ), а жену произвел из ребра мужа ( Быт. 2:21, 22 ). Обоих же их сотворил по образу Своему ( Быт. 1:27; 5:1, 2 ), который состоял в неизреченном подобии Божием ( Быт. 1:26 ), заключая в себе великое знание и премудрость ( Быт. 2:19, 20, 23; 3:22 ), совершенную святость ( Быт. 2:25; 3:22 ), безсмертие тела и отдаление от него всяких болезней и немощей ( Быт. 2:17; 3:10, 19 ), обладание светом ( Быт. 1:26, 28, 30 ) с жительством в раю ( Быт. 2:8 ). V. Праотцы, хитростию диавола будучи прельщены, согрешили и лишились образа Божия ( Быт. 3:1–13 ), а наипаче – премудрости ( Быт. 3:8 ) и святости ( Быт. 3:10 ). Смерть и всякое несчастие суть плоды их падения ( Быт. 3:17–19 ). VI. Грех – не от Бога ( Быт. 1:31 ). Люди рождаются злыми ( Быт. 5:3; 6:5; 8:21 ). Всяк от вины, казни и ига греховнаго освобожден быть может ( Быт. 3:15; 4:7 ). VII. Приидет Мессия, истинный Бог и истинный человек, и родится Он от жены без семене мужескаго ( Быт. 3:15 ), от племене Авраамова ( Быт. 12:3 ), Исаакова ( Быт. 17:19–21; 26:4 ), Иудина ( Быт. 49:10 ). Прежде, нежели вовсе будет разорено царство Иудейское, Он претерпит мучения и упразднит силу диавольскую ( Быт. 3:15 ) и наконец ниспошлет мир и всякия духовныя блага не токмо верующим, но и самым язычникам, по единой Своей благости без всякой заслуги ( Быт. 12:3, 22:18; 26:4; 49:10–18 ). VIII. Собрание грехов своих и сокрушение сердца необходимо нужно ( Быт. 3:8–13; 42:14, 21, 22 ). IX. Человеки оправдаются верою ( Быт. 15:6 ), и все, что проистекает от веры, есть добро, а что – не от веры, есть зло ( Быт. 4:4 , Евр. 11:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010