ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ. ЗЕМЛЯ, КИПЯЩАЯ МОЛОКОМ И МЕДОМ Образное название места, о котором человек мечтает, куда стремится попасть, с которым связывает надежды на счастливую жизнь; содержит одновременно оценку его как цветущего, благоденствующего, изобильного (кипящего молоком и медом) края. В более широком смысле — все, чем человек жаждет обладать, знак лучшего будущего. Избрание Авраама и, в его лице, его потомков — народа израильского — сопровождается клятвенным обещанием (обетованием) Господа ввести их в землю пространную, текущую молоком и медом, «красу всех земель» (в землю ханаанскую, т.е. Палестину). Когда по велению Господа Авраам отправился из Ура Халдейского (в Месопотамии) в землю Ханаанскую (см. Быт.11:31, 12:1–3 ) и прошел по ней до Сихема, до дубравы Море, ему явился Господь и сказал: «…потомству твоему отдам Я землю сию» ( Быт.12:7 ). Здесь соорудил Авраам первый жертвенник Господу. «И сказал Господь Авраму… возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки…» ( Быт.13:14–15 ). В день жертвоприношения «заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата…» ( Быт.15:18 ). В пророческом сне Авраам узнает волю Господа: потомки его «будут пришельцами в земле не своей», их поработят и «будут угнетать четыреста лет», и лишь «в четвертом роде» возвратятся они в Землю Обетованную (см. Быт.15:12–16 ). Подтверждая Свой завет с Авраамом, Бог ждет от него безоговорочной верности, (см. Быт.17:1–8 ). Обетование стало драгоценным наследием, передаваемым из поколения в поколение: оно возвещено сыну Авраама — Исааку (см. Быт.26:1–5 ), сыну Исаака — Иакову (Израилю) (см. Быт.28:12–15 ). Когда израильский народ был угнетаем в Египте, Иосиф, сын Иакова, перед смертью просил братьев своих верить в исполнение обетования Господня: «…Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову» ( Быт.50:24 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Вторая заповедь – запрет проливать кровь человека, созданного по образу Божию (см.: Быт. 9:5 ). Третья заповедь – о равном воздаянии убийцам (см.: Быт. 9:6 ), что предполагало утверждение в человеческом сообществе власти. Четвертая заповедь – плодиться и размножаться (см.: Быт. 9:7 ) – запрещает препятствующие ее выполнению грехи, о нихже стыдно и говорить ( Еф. 5:12 ). Комментируя вторую и третью заповедь этого завета, являющегося фундаментом общечеловеческой нравственности, преподобный Ефрем Сирин говорит следующее: Бог «взыскивает крови и здесь, и в будущем веке. Здесь взыскивает, определяя убийце смерть, почему повелел побивать камнями даже вола, который избодет человека (см.: Исх. 21:28 ). Взыщет и при конце, потому что в день воскресения звери возвратят пожранную ими плоть человеческую. Взыщу... от руки человека, от руки брата его ( Быт. 9:5 ) душу человека, как определил наказание и Каину за кровь Авеля. То же означают и эти слова: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека ( Быт. 9:6 ). Словами же: ибо человек создан по образу Божию (там же) – показывается, что человек, подобно Богу, облечен властью живить и мертвить» 69 . Напоминанием о заключеном завете (знамением (см.: Быт. 9:13 )) стала радуга, сопутствующая дождю, который теперь по Божию обетованию никогда не станет причиной гибели человечества. Пророчество о сыновьях Ноя (Быт. 9:18 – 29) Это пророчество было произнесено Ноем после недостойного поступка его младшего сына – Хама. За этот поступок Ной предсказывает его потомкам рабское положение, причем проклинает не самого Хама, ранее получившего Божие благословение, но его сына, Ханаана. Обращаясь к Симу, Ной говорит: Благословен Бог Симов (ср.: Быт. 9:26 ), предсказывая, что именно среди его потомков будет храниться подлинное богопочитание. В мессианском же плане эти слова уточняли Первоевангелие, предсказывая рождение Мессии среди потомков Сима: «Ной предсказал, что Бог вселится в селениях Симовых (см.: Быт. 9:27 )... Определенным же концом пророчество сие имело таинство домостроительства, когда Сам Бог – Слово, Единородный Сын Бога и Отца – воплотился и вочеловечился, и храмом Своим нарек от семени Давидова и Авраамова восприятую плоть: ибо от Сима вели род Давид и Авраам» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Быт. 43:22 а для покупки пищи мы принесли другое серебро в руках наших, мы не знаем, кто положил серебро наше в мешки наши. Быт. 43:23 Он сказал: будьте спокойны, не бойтесь; Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших; серебро ваше дошло до меня. И привел к ним Симеона. Быт. 43:24 И ввел тот человек людей сих в дом Иосифов и дал воды, и они омыли ноги свои; и дал корму ослам их. Быт. 43:25 И они приготовили дары к приходу Иосифа в полдень, ибо слышали, что там будут есть хлеб. Быт. 43:26 И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли. Англ. Комм. Библия делает замечание, что первый сон Иосифа об одиннадцати снопах, поклонившихся его снопу, исполнился буквально. Ещё замечает, что сон Иосифа предсказывал будущее в образах, относящихся к тем обстоятельствам, при которых братья встретились. Сноп Иосифа – это были житницы Египта, которыми он заведовал, снопы братьев были испрашиваемое ими продовольствие из житниц Иосифа. Быт. 43:27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? Быт. 43:28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] Хотя слова эти не находятся ни в одном из еврейских списков, дошедших до нас, но м. Филарет думает, что они должны были принадлежать к оригинальному тексту, потому что они находятся в самаританском списке, и притом обращение Иосифа к Вениамину в следующем стихе делает вероятным, что он призвал имя Божие при воспоминании об отце своём. И преклонились они и поклонились. Быт. 43:29 И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой! Он обращается к Вениамину с словами сын мой не только как старший летами, но и как лицо, облечённое властию (Англ. Библия). Быт. 43:30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

46-28. 5), затем приводятся вычисления возраста Исаака и Иакова, рассказ о женитьбе Иакова на Лии и Рахили (Быт 29. 15-30), перечисляются дети Иакова, включая Дину (Быт 29. 31-30. 23), указывается общее число лет пребывания Иакова в Харране, упоминается перемена имени и борьба Иакова с ангелом Божиим (Быт 32. 24-32), вычисляется возраст детей Иакова, когда он пришел в Сихем (Быт 33. 18), и возраст патриархов, когда была обесчещена Дина (Быт 34), также рассказывается о видении в Вефиле (Быт 35. 9-15), о рождении Вениамина (Быт 35. 16-21), о возвращении Иакова к Исааку (Быт 35. 27), о возрасте патриархов, о различных обстоятельствах жизни патриарха Иосифа (Быт 37 и сл.), вычисляется общее число лет пребывания патриархов в Ханаане (215 лет) и возраст патриархов при переходе в Египет. За подведением итогов хронологических вычислений следует генеалогия колена Левиина (до Аарона и Моисея) (Исх 6. 16-20) с указанием возраста и дат рождения детей. В 3-м фрагменте ( Euseb. Praep. evang. IX 29. 1-3) рассказывается об убийстве Моисеем египтянина, о его браке с Сепфорой (Исх 2. 15-25) и о ее происхождении (была ли она «женой-эфиоплянкой» (Числ 12. 1) или происходила от Авраама и Хеттуры). Этот фрагмент встречается также в Пасхальной хронике , у Льва Грамматика и Георгия Кедрина. В 4-м фрагменте ( Euseb. Praep. evang. IX 29. 15) приводится рассказ о чуде при водах Мерры (Исх 15. 22-27). В 5-м ( Euseb. Praep. evang. IX 29. 16), также анонимном, рассматривается вопрос о том, откуда у евреев появилось оружие при исходе из Египта, если они собирались лишь помолиться (Исх 13. 18; 17. 8-13). По мнению Д., они взяли его у бежавших египтян. Еще один фрагмент сохранился у Климента Александрийского в «Строматах» ( Clem. Alex. Strom. I 21. 141. 1-2). Климент приводит название труда Д. Х. и пересказывает его основные хронологические расчеты для периода от пленения Самарии (722 г. до Р. Х.) до взятия Иерусалима (586 г. до Р. Х.) (по расчетам Д. Х.- 128 лет и 6 месяцев), от падения Самарии до правления Птолемея IV (573 года и 9 месяцев), от падения Иерусалима до правления Птолемея (338 лет и 3 месяца).

http://pravenc.ru/text/171662.html

Иосиф еще в доме Потифара проявил свой административный талант, когда хозяин оставил все, что имел, в руках Иосифа ( Быт. 39:6 ). Доверие к домоправителю простерлось до того, что Потифар, судя по контексту, поверил Иосифу, а не своей жене: будучи начальником над палачами (евр.: cap на-табахим), он заключил Иосифа в свою же собственную темницу (см.: Быт. 40:3 ), где отдал в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем ( Быт. 39:22 ). Подобное перемещение было, очевидно, вызвано тем, что Потифар имел причины не доверять своей жене, но, отправив раба-домоправителя во избежание молвы в темницу, использует его административные таланты, как и прежде. После известных происшествий со снами фараона данный Иосифу от Бога талант управителя возводит его во главу всей державы гиксосов, включавшей в то время дельту Нила и часть Палестины. Святитель Тихон Задонский использует это повествование для поучения о Промысле Божием: «Любящим Бога... все содействует ко благу, говорит апостол ( Рим. 8:28 ). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (см.: Быт. 39:41 )» 164 . Примирение Иосифа с братьями (Быт. 42:1 – 45:28) Довольно длинное повествование не часто привлекало экзегетов: его либо истолковывали, подобно Димитрию Ростовскому , в нравоучительным ключе, либо, подобно преподобному Ефрему Сирину , рассматривали все описанные события как исполнение снов Иосифа, виденных еще в Ханаане (см.: Быт. 37:6 – 7, 9 ). То, что изо всех братьев Иосиф приказывает держать в темнице Симеона (см.: Быт. 42:24 ), говорило, очевидно, о том, что именно Симеон, и ранее проявивший свою жестокость, предложил в свое время братьям убить Иосифа. То же, что Иосиф хотел любыми путями удержать у себя своего родного брата, Вениамина (см.: Быт. 42:15 ), свидетельствовало о том, что Иосиф, ставший по всем признакам египтянином, хотел оставить у себя родного брата, а с остальными, в том числе и с отцом, на которого он держал обиду, порвать. Решение его переменила, судя по всему, речь Иуды об отце, который не смог бы выдержать такого развития событий: сведут рабы твои седину... отца нашего, с печалью во гроб ( Быт. 44:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Родословие Авраама восходит к Симу ( Быт.11:10–26 ), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран ( Быт.11:26 ). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама. После того, как произошло смешение языков и люди расселились по разным странам, вера в единого Бога стала забываться, в мире воцарилось язычество – поклонение многим богам, небесным светилам и даже неодушевленным предметам. Праведный Авраам, один из немногих, живя среди язычников, сохранял веру в истинного Бога. Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран ( Деян.7:2 ). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Саррой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан ( Быт.11:31 ). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам ( Нав.24:2 ), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране ( Быт.11:32 ). 75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: «пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» – и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12:1–3 ). Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю ( Быт. 12:7 ). Бог привел Авраама в землю Ханаанскую, где жили кочевники-пастухи, потомки Ханаана. Земля эта была обширна и плодородна, но мало заселена. Так Ханаанская земля стала обетованной, то есть обещанной. В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями ( Быт.12:7 – в Сихеме; Быт.12:8 – в Вефиле; Быт.13:8 – в дубраве Мамре близ Хеврона).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Доказательства представителей другого лагеря (Генстенберг, Кейль, Ланге, Геверник, Нитч, Эбрард, Элер, Баумгартен, Вордсворд, из русских: А. Глаголев , А. Лебедев , Ястребов и др.) сводятся к следующим основным тезисам: 1) «Малеах-Иегова» ясно отождествляет сам Себя с Иеговой ( Быт. 16:10 ) и с Элогимом ( Быт. 22:12 ); 2) те, кому Он является, обыкновенно принимают Его за самого Бога ( Быт. 16:13, 18:23–33, 28:12–22 ; Исх. 3:6 ; Суд. 6:15, 20–23 ); 3) библейские авторы постоянно говорят о Нем, как о Боге, называя его Иеговой ( Быт. 16:13, 18:1, 22:16 ; Исх. 3:2 и др.); 4) учение о множественности лиц в Божестве, на которое опирается этот взгляд, находится в согласии и с раннейшими намеками на него ( Быт. 1:26, 11:7 ), и с позднейшими откровениями; 5) органическое единство двух заветов требует, чтобы центральным пунктом их было одно и то же Лицо, именно Логос – Сын Божий, а не допускает того, чтобы в Ветхом Завете таким лицом было тварное существо – «Малеах-Иегова». Сопоставление аргументов той и другой стороны довольно ясно свидетельствует о перевесе последней, т.е. о понимании «Ангела-Иеговы» за один из видов богоявления, именно за ветхозаветную форму личного откровения Сына Божия. Быт.16:8 . И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! Самые слова этого обращения, лучше всякого упрека, должны были привести в чувство забывшуюся рабу. Быт.16:9 . Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. «Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, – говорит м. Филарет, – он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорей недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой; Сара же опасалась, чтобы ее служанка не сделалась ее госпожой» (Властов). Пророчество Господа на потомство Агари Быт.16:10 . И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. Весьма важно отметить здесь то, что Ангел Господень от Своего лица говорит здесь так, как обычно говорит только сам Бог . Это – одно из главных оснований к признанию божественного достоинства в лице Ангела Господня. Так как Агарь стала женой Аврама, то и она в некоторой доле сделалась наследницей тех обетовании о многочисленном потомстве, которые даны были Богом родоначальнику евреев. Это пророчество о потомстве Агари через ее сына Измаила блестяще оправдалось в истории, именно на судьбе тех двенадцати кочевых племен, которые под общим именем измаильтян, а также агарян или сарацин, заняли большую часть Аравийской пустыни ( Быт. 25:12–16 ) и неоднократно эмигрировали отсюда в Африку, Испанию, Персию и даже Индию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И рече Бог: се, дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея; и всякое древо, еже имать в себе плод семени семеннаго, вам будет в снедь; и всем зверем земным и всем птицам небесным и всякому гаду, пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зелену в снедь. И­ бысть тако (Быт. 1,29-30). Созвучно писали многие святые отцы. Святитель Иоанн Златоуст: «Он [Бог] являет свое милосердие и преизобильную щедрость не только относительно мужа и жены, которая еще не была создана, но и самых бессловесных. Сказав: да будет вам снедь (Быт. 1,29), прибавил: и всем зверем земным (Быт. 1,30) … потому что земля по повелению Господню, будет служить к пропитанию их… Все, то есть, что ни повелел Создатель, осуществилось, все пришло в надлежащий порядок. И потому Моисей тотчас присовокупил: И виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело (Быт. 1,31)» Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Растения не были подвержены ни тлению, ни болезням; и тление, и болезни, и самые плевелы явились после изменения земли вслед за падением человека, как должно заключить из слов Бога изгоняемому из рая Адаму: терния и волчцы израстит тебе земля (Быт. 3,18). По сотворении на ней было одно прекрасное, одно благотворное, было одно приспособленное к бессмертной и блаженной жизни ее жителей… Звери и прочие животные пребывали в совершенном согласии между собою, питаясь произрастениями (Быт. 1,30)» Святитель Феофан Затворник: «Сама тварь с нетерпением ожидает нашей будущей славы. Почему? – Потому что, быв создана нетленною, по причине грехов человеческих сделалась тленною, ибо и мы из нетленных сделались тленными» Бесспорно, что по вопросу об отношении к смерти А.В. Гоманьков расходится с согласным мнением святых отцов.   3. О «творении» одних видов из других Гоманьков пишет: «Бог творил одни таксоны из других. Этот процесс может быть описан натуралистами как эволюция и богословами как творение» с. 88]. Но согласно Священному Писанию Бог не творил одни таксоны из других. Всякий сотворенный вид флоры и фауны был сотворен по роду его. Так было с растениями: И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, ему же семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако (Быт. 1, 11). Так распорядился Творец и с выход­цами из воды: И со­твори Бог киты великия, и всяку душу живот­ных гадов, яже изведоша воды по родом их, и всяку птицу пернату по роду (Быт. 1, 21). Так же точно сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их (Быт. 1, 25).

http://bogoslov.ru/article/1320432

Англ. Библия всех ближе к нашему русскому тексту: «the earth brought forth’by handfuls». Нет сомнения, что наши русские переводчики вернее всех передали смысл подлинника. Быт. 41:48 И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были [плодородны] в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его. Быт. 41:49 И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета. Быт. 41:50 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. Быт. 41:51 И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, Манассия – «приводящий в забвение», толкует м. Филарет; «заставляющий забыть», передаёт Англ. Библия (также и О. Г.). Что Иосиф сохранил память о семье своей и добрые чувства, не изменённые его величием, мы видим из последующего рассказа об отношениях его к своему семейству и из добрых слов его к братьям после смерти Иакова ( Быт. 50:19–21 ). Он забыл только свои несчастия вследствие милости к нему Божией. потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. Быт. 41:52 А другому нарек имя: Ефрем, Ефраим, как пишут м. Филарет, Англ. Библия, Остервальд, О. Герлах и другие, означает, по толкованию м. Филарета, обильный плод или обилие детей. По толкованию Англ. Библии, слово это имеет двойственную форму и означает «вдвойне плодородно». По О. Герлаху оно означает «двойной отросток». потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего. Быт. 41:53 И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской, Быт. 41:54 и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, Выражение по всей земле ( Быт. 41:56 ), во всех землях означает ближайшие земли, окружавшие Египет или бывшие с ним в постоянных торговых сношениях. У евангелиста Луки ( Лк. 2:1 ), замечает м. Филарет, вся вселенная значит Римскую империю. Голод под влиянием, вероятно, восточных ветров охватил Эфиопию, Ливию, Аравию, Палестину и всю Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В общий преобразовательный контекст истории сыновей Исаака вписывается и повествование о продаже Исавом первородства, предуказывая на предпочтение иудеями благ, принадлежащих князю мира сего (см.: Ин. 8:44–47; 12:31 ): «(Иаков) получил первородство, когда пренебрег им брат; так и народ младший принял перворожденного Христа, когда Его отверг старший народ» 123 . Причину же проклятия Исава (см.: Рим. 9:13 ) канон преподобного Андрея Критского указывает в его порабощении страстям: «Едом Исав наречеся, крайняго ради женонеиставнаго смешения: невоздержанием бо присно разжигаемь и сластьми оскверняемь, Едом именовася, еже глаголется разжжение души любогреховныя» 124 . Исаак в Гераре (Быт. 26:1 – 35) Раздел является, по мнению большинства библеистов, ягвистским дублетом повествования элогиста об Аврааме (см.: Быт. 20 – 21 ). Иаков обманом получает благословение (Быт. 27:1 – 40) Относительно данного поступка Иакова, желавшего возглавить ветхозаветную церковь , получив, соответственно, связанные с этим духовные и материальные блага, мнения святых отцов разделяются. Одни считают этот поступок правильным, так как Бог уже отверг Исава (см.: Рим. 9:13 ) и тот сам ранее отказался от первородства (см.: Быт. 25:27 – 34 ), другие же считают, что для достижения правильной цели Иаков воспользовался греховными средствами. По мнению этих отцов, многолетнее изгнание Иакова из Святой Земли и было наказанием за обман им отца и брата. Мирный и смиренный Исаак, который более любил воинственного и прямодушного Исава (см.: Быт. 25:28 ), теперь уже «не мог благословений своих возвратить назад, ибо, во-первых, знал, что исполнилась тем воля Самого Господа, по сказанному Ревекке, а во-вторых, сам он, благословляя Иакова, сказал: проклинающие тебя – прокляты ( Быт. 27:29 ), и потому боялся, чтобы, если проклянет Иакова, проклятие уст его, изреченное тому, кого прежде благословил он, не обратилось на него самого» 125 . Преподобный Ефрем Сирин в данном случае излагает предание о том, что Исааку уже было известно о будущей судьбе его сыновей (см.: Быт. 25:23 ), и потому его желание благословить Исава было явным противлением воле Божией. Господь не дает согрешить Своему избраннику, и тот благословляет Иакова словами, имеющими мессианское значение: патриарх говорит это, предвидя, что «от Иакова имел произойти по плоти Владыка Христос» 126 , потому-то и дает разуметь в Нем " иод росою Божество, а под туком земли от нас восприятое человечество» 127 (ср.: Быт. 27:28 ). Бегство в Харран (Быт. 27:41 – 28:9)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010