Лк.1:59 . И бысть во осмый дéнь, приидóша обрезати отрочá, и нарицáху é именем отцá егó, захáрию. Лк.1:60 . И отвещáвши мáти егó речé: ни, но да наречéтся Иоáнн. (В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.) Обрезание было знаком завета между Богом и еврейским народом, знаком избрания и освящения сего народа в особенный, принадлежащий Богу, народ ( Быт.17:9 и дал.), так что слово «необрезанный» значило нечистый, неосвященный и не принадлежащий к обществу верных израильтян. Закон о обрезанин получил свое начало при Аврааме, первом патриархе еврейского народа, и повторен был всему сему народу чрез Моисея ( Лев.12:3 ). Духовное значение обрезания было следующее: в предшествующем ему состоянии оно означало нечистоту и порчу человеческой природы, а с совершением его – исправление и освящение чрез имевшего родиться Мессию, – внутреннее обрезание, т. е. умерщвление плотского, греховного и ; рождение духовного, святого человека (Зап. на кн. Быт.). В новом завете обрезание заменено крещением. Обрезание совершали в доме родителей и опытные лица, которых назначал глава священников. Оно происходило в 8-й день по рождении, и в это же время нарекалось имя младенцу ( Быт.21:3–4 ). Этот день обыкновенно служил семейным праздником, на который приглашались соседи и родственники. Такой семейный праздник был и в доме Захарии в 8-й день по рождении сына. Нарицаху е (хотели назвать его) именем отца его. Обыкновенно нарекал имя отец, вероятно, по примеру древних праотцев ( Быт. 5 гл.), но в настоящем случае, при немоте Захарии, явилось недоумение: как назвать новорожденного? По древнему обычаю, дети нарекались именем отца или кого-либо из ближайших родственников ( Тов.1:9 ), и потому хотели было назвать сына Захариина именем самого отца. Когда же услыхала об этом Елисавета, которая знала или по внушению Духа Св. (Феоф.), или по предварительному письменному объяснению Захарии, какое должно быть имя ее младенцу, то сказала: ни, да наречется Иоанн (нет, а назвать его Иоанном).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Письма Нового Валаама Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 14 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 Труд иноков В советское время были популярны часто повторяемые слова “труд сделал человека”. Исключая последующее — “из обезьяны” — фраза сама по себе содержит глубокий смысл. Труд может быть и великим благословением, и великой скорбью: в раю Бог даёт первому человеку заповедь возделывать и хранить райский сад (Быт 2:15) и через этот благодатный труд познавать себя и своего Творца. Что было дальше — известно: Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт 3:17–19). Чем был труд для поколения наших предшественников? Понятно, что он их кормил, но менял ли, преображал ли он их — или же угнетал и доводил до отчаяния и потери человеческого облика? Россия всегда считалась страной крестьянской, даже после планомерного уничтожения крестьянства как класса в 1920-е. Но историю нельзя уничтожить, даже уничтожая людей. …У Немировича-Данченко есть рассказ “Мужицкая обитель” про Валаамский монастырь. Да, правда, этот суровый край на северо-западе России, Ладожское озеро-море с его штормами и удалённый каменистый остров в нём — не для мечтателя-ин­теллигента. Дивный остров, Северный Афон, Седой Валаам — вот имена, данные восторженными посетителями этому необычному чуду природы, свидетельству величия человеческого духа и могущества Творца. О Валааме много написано — о его удивительной природе, талантливой архитектуре, богатых традициях и замечательных людях. Написано также немало и о его истории. К началу ХХ века Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в Финляндском Княжестве стал одним из крупнейших в Российской империи православных монастырей, имел образцовые хозяйство и состояние территории.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

На единичную личность указывает первоевангелие и филологически разбираемое 59 . Но главными образом в семени жены должно видеть единичную личность потому, что борьба его с диаволом должна окончиться разрушением царства диавола, а это совершил Мессия Иисус ( Рим. 16:20 ). Указание на Мессию видели в первоевангелии и евреи 60 , а ещё более христиане 61 . После первоевангелия и установления жертвоприношения, бывших первоисточниками мессианского учения для всех народов, в последующее время мессианское учение раскрывалось постепенно, мало по малу. Так Симу было объявлено чрез праотца Ноя, что особенно в его потомстве будет благословляем Бог ( Быт. 9:26 ), из чего он мог видеть, что обетованное семя жены будет его семенем. Особенно много новых мессианских откровений дано было отцу верующих Аврааму. Ему Бог открыл, что от него произойдёт великий народ, многочисленный как песок земной, или как звезды небесные, что от него произойдут даже народы и цари, что имя Авраама будет возвеличено и что в нём благословятся все племена земные ( Быт. 12:2–3; 13:16; 15:5; 17:6–7 ). Что здесь находится пророчество о временах Мессии, именно об обращении множества народов и царей их к вере в истинного Бога, чрез Великого Потомка отца верующих, – это становится выше всякого сомнения даже из одной невозможности иного объяснения этих обширнейших обетований. Кроме этих славных обетований, в которых Авраам пророчески видел царский образ своего божественного Потомка и, видя, возрадовался, как сказал Иисус Христос ( Ин. 8:56 ), Аврааму показан был ещё печальный образ Мессии Страдальца, предызображённый в лице его сына Исаака, которого он должен был принести в жертву Богу. Праотцу Иакову было открыто, что от него явится Господь, потому что обетования, данные Аврааму, переданы были ему ( Быт. 28:13–14 ); а в предсмертных словах его было открыто, что Примиритель придёт после того, как род Иуды лишится символа царственной власти, когда внешнее благословение сынов Израиля сменится духовным, спасительным ( Быт. 49:8–10 ) 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В России, в свое время воспринявшей византийские идеалы монастырского старчества, совершенную законченность учению о быте придал прп. Иосиф Волоцкий . Он смотрел на мир глазами иконописца, желая упорядочить его и придать ему структурную симметричность и красоту, являющую собой отражение Божественного совершенства точно так же, как это видим мы на иконе. Христос для него есть Бог Устав. Мирской быт здесь питается монастырским и не имеет самостоятельной значимости: мир – несовершенный слепок монастыря 58 . Этим взглядам соответствовал и свой тип пастыря: «То себе, чадо мое, веждь, яко Бог тако не спросит церковныя службы, яко спросит учения и паствы детей духовных» 59 . Учительность же подразумевала знание канонов по преимуществу 60 , иными словами, требовала умения наладить быт. Потому и раскол был трагедией уставного благочестия столько же, сколько и трагедией древнерусского пастырства. Окончательно меняется ситуация после реформ Петра. В «Правде воли монаршей» Феофан Прокопович утверждает, что народ отказался от своей воли в пользу императора и всю власть над собою, в том числе и право «перемены обычаев» 61 , передал ему. Духовный регламент резко ограничивает власть духовника. Традиционный быт разрушен и сохраняется только у крестьян и низшего духовенства. Монастырям, по замечанию свт. Игнатия, «нанесен смертельный удар». В такое-то время и в таких условиях русское приходское священство – нищее, немощное, необразованное – призывается к святости, а вместе с тем и к разрешению насущных проблем церковной жизни, не разрешенных «монашеским богословием» 62 в рамках антиномического единства Империи и Пустыни. Творения и жизнь о. Понтия Рупышева убедительно свидетельствуют о том, что призвание это в конечном счете явилось не тщетным. 1 Алексий Бортсурманский – Гнеушев Алексей (1762–1848), св. прав. Из семьи священника. Окончил Нижегородскую духовную семинарию (1784). Иерей (1797), служил в церкви родного села Бортсурманы (ныне в Нижегородской обл.). Подвижник, по его молитвам совершались исцеления. Память 21 апреля – Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Также милостью Божией человеческое тело было создано нетленным и бессмертным 41 . Святой Августин отмечает, что человек «был смертен по природе своей», но бессмертен милостью Божией 42 . Святой Афанасий Великий утверждает, что человеку в «жизни вечной» «даны дары от Бога и власть, нисходящая к нему от Слова Отца» 43 , и также отмечает, что «человек был по природе тленен», но «благодаря вмешательству Слова» он мог «избавиться от этого свойства своей природы» 44 , – что «благодаря присутствию Слова тление было над ним не властно» 45 . Благодаря этим дарам удел Адама отличался не только от удела остальных живых существ, населявших землю 46 , но и от удела современного человека 47 . Это особое, привилегированное положение и представляло собой то, что называют «райским состоянием» 48 . Чтобы дать определение этой избранности милостью Божией, святые отцы, комментируя текст Книги Бытия ( Быт. 2:8 ), отмечают, что человек не был сотворен в раю, но был помещен туда Господом 49 , и, таким образом, «обособляют» рай от остальной земли 50 . Эта «избранность» относится не только к душе человеческой, но и к плоти 51 . Так, святой Максим Исповедник говорит о «различии человеческой природы, какой она была до грехопадения нашего праотца Адама и какой стала теперь, когда человек находится во власти своего тела» 52 . Святые отцы отмечают, что современный человек не может представить себе то первоначальное состояние исходя из своего нынешнего, падшего 53 , и утверждают, что то было состояние, близкое к ангельскому 54 . По словам святого Григория Нисского и особенно святого Максима Исповедника , тело первого Адама не обладало той материальностью и объемностью,какие свойственны телу современного человека 55 ; оно имело свойства как бы оживленного, как говорит святой апостол Павел в 1Кор.15 , и стоит отметить в этом контексте, что святые отцы воспринимали воскресение как возвращение в рай 56 . Тем не менее человек был создан свободным, в его воле было сохранить или утратить эту благодать, то есть либо оставаться благодаря ей нетленным и бессмертным, либо, наоборот, потерять эти свойства, отвергнув её 57 . Таким образом, когда святые отцы говорят, что человек был создан нетленным и бессмертным, они не утверждают, что он не мог пострадать или умереть, но подчеркивают, что он, по благодати и по свободному выбору, имел возможность избегнуть этого. Для того чтобы нетленность и бессмертие оставались в человеке и стали его неотъемлемыми качествами, нужно было, чтобы человек сохранил благодать, ниспосланную ему Господом, и единство с Ним, следуя Божиему завету (см.: Быт.2:16–17 58 ) 59 . Так, святой Григорий Палама пишет: «Первоначально человек был не только творением Божиим, но также и сыном Его в Духе: эта благодать была дана ему вместе с душой через дыхание жизни (ср.: Быт.2:7 ); дана как “залог”: если бы он исполнил завет, то мог бы ещё более приблизиться к Господу и стать совечным ему, обретя бессмертие» 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Так грозди обошли многих братьев, и никто не стал их есть. Последний брат, до которого они дошли, как и все остальные, не прикоснулся к ним, но отослал их авве Макарию как самый большой подарок. Когда Макарий узнал эти грозди, понял, как все было, удивился и возблагодарил Бога за такое великое воздержание монахов. Авва Пиор, когда ему приходилось есть, то начинал ходить и есть на ходу. Когда его кто-нибудь спрашивал: – Почему ты так ешь? – Я хочу, – отвечал он, – чтобы еда была моим не главным, но только побочным занятием. Другому брату, который об этом же спросил, авва сказал: – Я поступаю так, чтобы моя душа не чувствовала телесное наслаждение даже во время еды. Брат спросил авву Сисоя из Петры об образе жизни монаха, и старец сказал ему: «Даниил сказал: вкусного хлеба я не ел» ( Дан. 10:3 ). Об одном старце рассказывали, что ему захотелось съесть инжир. Он взял плод, но чтобы, желание не победило, держал его перед глазами и мучил сам себя за то, что чуть не поддался вожделению. 59 В раю Бог дал бессмертным Адаму и Еве заповедь есть всё, только не есть плода от древа познания добра и зла, потому что в день, когда они съедят его, то смертью умрут. Но диавол, в облике змия, прельстил Еву, обманул её, сказав, что, если они съедят плод от этого древа, то станут, как боги. Ева соблазнилась и съела и накормила Адама, и тот тоже ел. Тут открылись их глаза. Они познали добро и зло и увидели, что они нагие. Чтобы прикрыть свою наготу, они сорвали листья смоковницы ( Быт. 2:15–17 и Быт. 3:1–7 ). За преслушание Бог изгнал их из Рая. Плодом древа добра и зла, по преданию, было яблоко. Об этом вспомнил святой Савва, когда сорвал яблоко в монастырском саду. 60 Иисус Христос, пригвожденный на Кресте ради нашего спасения от грехов, зная, что уже исполнился Божий замысел Его пришествия на землю, сказал: «Жажду». Воины, напоив уксусом губку и положив на иссоп (ароматную траву), поднесли к устам Его ( Ин. 19:29 ). Читать далее Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 2. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Первый грекоязычный толкователь ВЗ Филон Александрийский, не знавший в достаточной степени еврейского языка и использовавший в экзегезе исключительно перевод LXX-mu, которому он придавал особое достоинство – почти как новому этапу Божественного откровения по сравнению с еврейским текстом, противопоставлял Быт. 1:26–7Быт. 2:7 59 , относя глагол ποιω к сотворению духовного человека, а πλσσω – телесного. В этом противопоставлении Филон игнорировал не только еврейский язык, которым он не владел и в котором глагол «слепить» ( Быт. 2:7 ) употребляется обо всем человеке, а не только о душе или теле 60 , но и Септуагинту, где глаголы ποιω, πλσσω, κτζω – синонимы 61 . Филон выбирает у LXX-mu только тот смысл, который подходит для его аллегорического толкования 62 , а прочие значения заимствует у Платона. По Платону (Тимей 42D), человек получает от Бога бессмертную душу (которую, впрочем, тоже можно «слепить» там же, 88С), но тело – не от самого Божества, а от сотворенных богов, и это противопоставление πλσμα с одной стороны и ψυχ и πνεμα – с другой, свойственное дуалистическим систем 63 , оказывает влияние на антропологию Филона. По Филону, в Быт. 1:27 подразумевается человек «по образу» (κατ» εικνα), «по идее» (κατ ιδαν), «небесный» (ορνιος), т.е. νος, ум, в чистом состоянии; в Быт. 2:7 – человек «слепленный» (πλασθες, πλαστς), «земнородный» (γηγενς) [ум здесь уже не беспримесный, но проникший уже в тело (правда, еще не вызванный к жизни Божественным дыханием)], склонный к своему земному происхождению, и к нему относится слово «Адам» ( Быт 2:16 ). Отсюда два основных класса людей – «совершенные» (τλειοι, στεοι, σπουδαοι – Быт. 1:27 ) и противоположные им (φαλοι – Быт. 2:7 ), а между ними – νπιοι, ρχμενοι, προκπτοντες. Эти три человеческих типа Филон сопоставляет с тремя частями человеческой души 64 . Стремясь избежать антропоморфического и мифологического толкования ВЗ, Филон прибегает к аллегорическому методу, с которым и увязывает всю свою экзегетику.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Быт. 24:52 Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли. Быт. 24:53 И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки. Быт. 24:54 И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня [и я пойду] к господину моему. Быт. 24:55 Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь. Некоторые (говорит митрополит Филарет) переводят десять месяцев, но это невероятно. В тексте самаританском читается «месяц дней». Но перевод «дней хоть десять», который есть перевод семидесяти, согласен с обыкновенным чтением еврейским и не противоречит рассказу события. Быт. 24:56 Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему. Быт. 24:57 Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет. Быт. 24:58 И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду. М. Филарет указывает на это решительное согласие Ревекки идти в отдалённую страну и в неизвестное семейство как на доверенность её к Провидению. Заметим, что в эти отдалённые времена женщина в среде семитов пользовалась довольно большою свободою и влиянием в семье. Кажется, порабощение и унижение женщины началось преимущественно в туранских племенах, откуда оно вошло в нравы востока. Быт. 24:59 И отпустили Ревекку, сестру свою, За отсутствием отца братья напутствовали сестру и отпустили её из дому. и кормилицу См. Быт. 35:8 . Имя этой кормилицы было Девора, она погребена ниже Вефиля, под дубом, который Иаков назвал «дубом плача». Из этого можем заключить, что положение её в семействе было положение почётное. Она поехала с Ревеккой, заменяя ей мать, поэтому она и упомянута вместе с нею; кроме неё (см. Быт. 24:61 ) с Ревеккой были ещё рабыни или служанки. ее, и раба Авраамова, и людей его. Быт. 24:60 И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Со второй половины 15 ст. по конец 19-го ст. содержится изложение грозного Суда Божия на всех его врагов, попирающих суд и правду, причем, по ассоциации сходства, мысль пророка переходит также и к врагам Израиля, которому Господь обещает воздвигнуть особого «заступника», т. е. Мессию. Ис.59:16 . И видел, что нет человека, и дивил­ся, что нет заступника; и по­могла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. «И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника». Сам Израиль, как видно из предшествующего повествования, был кругом виноват и не мог спасти себя от праведного Суда Божия. Естественно было поискать ему какого-либо праведного человека, который бы явился заступником и ходатаем за виновный народ, наподобие того, как некогда Авраам молил Бога о спасении жителей Содома и Гоморры, при условии, если там найдется только десять праведников ( Быт.18:32 ). Но если в этих погибших городах не нашлось тогда десяти праведников, то теперь среди народа еврейского не найдется даже и одного такого праведника, который бы мог отвести праведный гнев Божий на народ, ибо, как говорит псалмопевец, «все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающих добро, нет ни одного» ( Пс.13:3 ). «И помогла Ему мышца Его и правда Его поддержала Его.» Отсутствие защитника Израиля пред Богом среди людей ведет мысль пророка к Тому великому Ходатаю, которого воздвигнет Сам Бог, т. е. к Мессии. Такой взгляд на подразумеваемого здесь Ходатая вполне согласуется и с другими, несомненно мессианскими местами того же пророка ( Ис.40:10 ; Ис.43:5 ; Ис.63:5 и др.). Ис.59:17 . И Он воз­ложил на Себя правду, как броню, и шлем спасе­ния на главу Свою; и облекся в ризу мще­ния, как в одежду, и по­крыл Себя ревностью, как плащом. Ис.59:18 . По мере воз­мездия, по этой мере Он воз­даст про­тивникам Сво­им – яростью, врагам Сво­им – местью, островам воз­даст должное. Ис.59:19 . И убоят­ся име­ни Го­с­по­да на западе и славы Его – на восходе солнца. Если враг при­дет как река, дунове­ние Го­с­по­да про­гонит его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господин Глориантов, разбирая Бытописание по еврейскому подлиннику, говорит: «Рассматривая те черты в каких священный Бытописатель изображает действия Творца, не трудно заметить, что они представляются им в четырех различных формах: одно Бог творил, другое делал, или образовал, а иное делалось по Его повелению, – да прорастит земля, да изведут воды и прочее. Из всех этих перечисленных нами видов Творческой деятельности один только глагол «бара» означает творение из ничего, второй глагол «аса» значит сделал, устроил, третий глагол «яцар» значит образовал, дал форму. Так небо Он сотворил ( Быт.1:1 ); земля Им сотворена ( Быт.1:1 ); свет является по Его повелению ( Быт.1:3 ); твердь явилась по Его повелению ( Быт.1:6 ), и была Им сделана ( Быт.1:7 ); суша явилась ( Быт.1:9 ), отделившись по Его слову от моря. Растения произведены по воле Божией землею ( Быт.1:11–12 ), светила небесные Он заставил явиться ( Быт.1:14 ), Он их сделал ( Быт.1:16 ), положил на тверди небесной ( Быт.1:17 ); гады и рыбы произведены водами, по Творческому слову, которое вместе с тем повелело и птицам летать по воздуху ( Быт.1:20 ), и в тоже время Бог их сотворил ( Быт.1:21 ). Животные земные произведены землею ( Быт.1:24 ), Бог их сделал ( Быт.1:25 ). Человек Богом сделан ( Быт.1:26 ) и сотворен ( Быт.1:27 ). 59 Вот истинный смысл священного писания, – Божественного откровения, по которому мы должны составить себе понятие о существе библейского первозданного неба и всего видимого мира. Из этого сказания мы сделали уже вывод, что небо есть существо, сотворенное из ничего, произведенное, из небытия, а из другого разъяснения заключили, что небо сотворено в основу мироздания. Но далее в полном изложении Бытописания упоминается о другом небе. И сотвори Бог твердь и нарече Бог твердь небо ( Быт.1:8 ). Это небо, как по смыслу Бытописания видно, уже не из ничего сотворено, а только явилось по повелению Божию ( Быт.1:6 ); и Им было сделано ( Быт.1:7 ). Таким образом в акте мироздания мы встречаем два неба: небо первозданное, сотворенное из ничего в основу мироздания, по выражению священного псалмопевца, небо небес вековых ( Пс.67:33 ), и другое небо, сделанное во времени, явившееся по повелению Божию во 2-й день шестидневного творчества, и это есть небо – твердь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010